Научная статья на тему 'Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбанка» svoe-rodnoe.ru'

Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбанка» svoe-rodnoe.ru Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / информационные технологии / маркетплейс / сельское хозяйство / суперапп / цифровая трансформация / цифровизация / экосистема / agriculture / agro-industrial complex / digitalization / information technology / digital transformation / ecosystem / marketplace / superapp

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баторшина Г. Д.

Введение. Статья посвящена анализу процессов цифровизации в сфере агропромышленного комплекса (АПК) на примере экосистемы «Свое» АО «Россельхозбанка». Цель работы – аналитическая оценка сущности и функции цифровых технологий российской сельскохозяйственной отрасли. Материалы и методы. Рассматриваются публикации российских и зарубежных авторов, затрагивающих различные аспекты данной темы, анализируются их экспертные оценки происходящих процессов, используются также экономико-статистические методы исследования. В ходе подготовки публикации определяются проблемы, являющиеся препятствием для внедрения современных технологий; предоставляются практические рекомендации по информированию большего количества компаний АПК о ресурсах экосистемы «Свое» для применения их в текущей деятельности. Результаты. В последние годы наблюдается активизация процессов цифровизации в сельскохозяйственной отрасли, являющаяся результатом как проводимых государственных реформ, так и отражением достижений научно-технического прогресса в результате промышленно-технологической революции. Однако в сфере АПК внедрение инновационных продуктов могут позволить себе в большинстве своем лишь крупные предприятия и агрохолдинги. Недостаточное использование современных цифровых продуктов остается для малых и средних предприятий отрасли по-прежнему актуальной проблемой. Обсуждение. Именно крупный бизнес и обеспечивает непрерывный рост экономических показателей по отрасли. У небольших предприятий, из-за недостатка финансовых и человеческих ресурсов, процессы цифровизации проходят медленно. Для оказания помощи малому и среднему бизнесу была запущена в 2020 году экосистема «Своё» «Россельхозбанка», являющаяся эталонным примером внедрения цифровизации в агропромышленном комплексе. Заключение. Делаются выводы об отсутствии четкой терминологии в области цифровизации; о неравномерном характере внедрения процессов цифровизации на предприятиях сельскохозяйственной отрасли; потребности в реформировании системы образования с использованием инновационных разработок при подготовке специалистов для предприятий АПК; неизбежности благоустройства сельских территорий для привлечения дополнительных человеческих ресурсов в отрасль. Несмотря на существование экосистемы «Свое» «Россельхозбанка» в течение непродолжительного времени, отмечается огромная польза платформы в решении многих проблем его пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баторшина Г. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digital technologies in the agro-industrial complex on the example of the electronic platform of «Rosselkhozbank» svoe-rodnoe.ru

Introduction. The article is devoted to the analysis of digitalization processes in the field of agro-industrial complex (AIC) on the example of the ecosystem «Svoe» of JSC «Rosselkhozbank». The purpose of the work is an analytical assessment of the essence and function of digital technologies in the Russian agricultural industry. Materials and Methods. The publications of Russian and foreign authors touching on various aspects of this topic are considered, their expert assessments of ongoing processes are analyzed, and economic and statistical research methods are also used. During the preparation of the publication, problems are identified that are an obstacle to the introduction of modern technologies; practical recommendations are provided on informing more agro-industrial companies about the resources of the «Svoe» ecosystem for their use in current activities. Results. In recent years, there has been an intensification of digitalization processes in the agricultural sector, which is the result of both ongoing government reforms and a reflection of the achievements of scientific and technological progress as a result of the industrial and technological revolution. However, in the agricultural sector, the introduction of innovative products can afford, for the most part, only large enterprises, and agricultural holdings. The insufficient use of modern digital products remains an urgent problem for small and medium-sized enterprises in the industry. Discussion. It is big business that ensures the continuous growth of economic indicators in the industry. In small enterprises, due to a lack of financial and human resources, digitalization processes are slow. To assist small and medium-sized businesses, Rosselkhozbank’s «Svoe» ecosystem was launched in 2020, which is a benchmark example of the introduction of digitalization in the agro-industrial complex Conclusion. Conclusions are drawn about the lack of clear terminology in the field of digitalization; about the uneven nature of the implementation of digitalization processes at the enterprises of the agricultural industry; the need to reform the education system with the use of innovative developments in the training of specialists for agribusiness enterprises; the inevitability of improving rural areas to attract additional human resources to the industry. Despite the existence of the «Svoe» ecosystem of «Rosselkhozbank» for a short time, there is a huge benefit of the platform in solving many problems of its users.

Текст научной работы на тему «Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбанка» svoe-rodnoe.ru»

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

Научная статья УДК 330.341.2

DOI: 10.24412/2227-9407-2022-10-151-162

Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбанка» svoe-rodnoe.ru

Галия Джавдятовна Баторшина

Финансовый университет при Правительстве РФ, ООО «АРТ-АРТ», Москва, Россия batorshina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -7946-127X

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу процессов цифровизации в сфере агропромышленного комплекса (АПК) на примере экосистемы «Свое» АО «Россельхозбанка». Цель работы - аналитическая оценка сущности и функции цифровых технологий российской сельскохозяйственной отрасли.

Материалы и методы. Рассматриваются публикации российских и зарубежных авторов, затрагивающих различные аспекты данной темы, анализируются их экспертные оценки происходящих процессов, используются также экономико-статистические методы исследования. В ходе подготовки публикации определяются проблемы, являющиеся препятствием для внедрения современных технологий; предоставляются практические рекомендации по информированию большего количества компаний АПК о ресурсах экосистемы «Свое» для применения их в текущей деятельности.

Результаты. В последние годы наблюдается активизация процессов цифровизации в сельскохозяйственной отрасли, являющаяся результатом как проводимых государственных реформ, так и отражением достижений научно-технического прогресса в результате промышленно-технологической революции. Однако в сфере АПК внедрение инновационных продуктов могут позволить себе в большинстве своем лишь крупные предприятия и агрохолдинги. Недостаточное использование современных цифровых продуктов остается для малых и средних предприятий отрасли по-прежнему актуальной проблемой.

Обсуждение. Именно крупный бизнес и обеспечивает непрерывный рост экономических показателей по отрасли. У небольших предприятий, из-за недостатка финансовых и человеческих ресурсов, процессы цифровизации проходят медленно. Для оказания помощи малому и среднему бизнесу была запущена в 2020 году экосистема «Своё» «Россельхозбанка», являющаяся эталонным примером внедрения цифровизации в агропромышленном комплексе.

Заключение. Делаются выводы об отсутствии четкой терминологии в области цифровизации; о неравномерном характере внедрения процессов цифровизации на предприятиях сельскохозяйственной отрасли; потребности в реформировании системы образования с использованием инновационных разработок при подготовке специалистов для предприятий АПК; неизбежности благоустройства сельских территорий для привлечения дополнительных человеческих ресурсов в отрасль. Несмотря на существование экосистемы «Свое» «Россель-хозбанка» в течение непродолжительного времени, отмечается огромная польза платформы в решении многих проблем его пользователей.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, информационные технологии, маркетплейс, сельское хозяйство, суперапп, цифровая трансформация, цифровизация, экосистема

Для цитирования: Баторшина Г. Д. Цифровые технологии в АПК на примере электронной платформы «Россельхозбанка» svoe-rodnoe.ru // Вестник НГИЭИ. 2022. № 10 (137). С. 151-162. DOI: 10.24412/2227-9407-202210-151-162

© Баторшина Г. Д., 2022

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

"^XXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX

Introduction. The article is devoted to the analysis of digitalization processes in the field of agro-industrial complex (AIC) on the example of the ecosystem «Svoe» of JSC «Rosselkhozbank». The purpose of the work is an analytical assessment of the essence and function of digital technologies in the Russian agricultural industry. Materials and Methods. The publications of Russian and foreign authors touching on various aspects of this topic are considered, their expert assessments of ongoing processes are analyzed, and economic and statistical research methods are also used. During the preparation of the publication, problems are identified that are an obstacle to the introduction of modern technologies; practical recommendations are provided on informing more agro-industrial companies about the resources of the «Svoe» ecosystem for their use in current activities.

Results. In recent years, there has been an intensification of digitalization processes in the agricultural sector, which is the result of both ongoing government reforms and a reflection of the achievements of scientific and technological progress as a result of the industrial and technological revolution. However, in the agricultural sector, the introduction of innovative products can afford, for the most part, only large enterprises, and agricultural holdings. The insufficient use of modern digital products remains an urgent problem for small and medium-sized enterprises in the industry. Discussion. It is big business that ensures the continuous growth of economic indicators in the industry. In small enterprises, due to a lack of financial and human resources, digitalization processes are slow. To assist small and medium-sized businesses, Rosselkhozbank's «Svoe» ecosystem was launched in 2020, which is a benchmark example of the introduction of digitalization in the agro-industrial complex

Conclusion. Conclusions are drawn about the lack of clear terminology in the field of digitalization; about the uneven nature of the implementation of digitalization processes at the enterprises of the agricultural industry; the need to reform the education system with the use of innovative developments in the training of specialists for agribusiness enterprises; the inevitability of improving rural areas to attract additional human resources to the industry. Despite the existence of the «Svoe» ecosystem of «Rosselkhozbank» for a short time, there is a huge benefit of the platform in solving many problems of its users.

Keywords: agriculture, agro-industrial complex, digitalization, information technology, digital transformation, ecosystem, marketplace, superapp

For citation: Batorshina G. D. Digital technologies in the agro-industrial complex on the example of the electronic platform of «Rosselkhozbank» svoe-rodnoe.ru // Bulletin of the NGIEI. 2022. № 10 (137). P. 151-162. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-10-151-162

Digital technologies in the agro-industrial complex on the example of the electronic platform of «Rosselkhozbank» svoe-rodnoe.ru

Galia D. Batorshina

Financial University under the Government of the Russian Federation, «ART-AR» LLC, Moscow, Russia batorshina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001 -7946-127X

Abstract

Человечество переживает четвертый этап промышленно-технологической революции, получивший название «Индустрия 4.0», в основе которой лежит цифровая революция, характеризующаяся распространением высокоскоростного мобильного Интернета, развитием искусственного интеллекта, применением киберфизических систем и взаимодействием машин между собой» [1, с. 60]. Процессы цифровизации стали неотъемлемыми составляющими всех уровней экономики (нано-, микро-, мезо-, макро-, мега-, глобальная экономи-

Введение

ка), внеся изменения как в производственные процессы, так и в профессии работников отрасли. Темпы внедрения современных технологий ускоряются с каждым годом, свидетельствуя о безусловном и возрастающем их влиянии на происходящие процессы и указывая на значимость для изучения и исследования.

Ускоренное внедрение цифровых технологий входит в число приоритетных целей развития нашей страны, обозначенной в Майском указе Президента РФ 2018 года в качестве национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»1.

экономика и управление народным хозяйством]

Развитие агропромышленного комплекса (АПК) в Российской Федерации имеет огромное значение для обеспечения экономической безопасности государства. В 2006 году был принят Федеральный закон о поддержке основных направлений АПК, ставший импульсом для преобразований в отрасли2. Благодаря государственной поддержке предприятия агропромышленного комплекса в настоящее время демонстрируют положительную динамику по темпам экономического роста [2], возглавляя рейтинги активно развивающихся компаний. Однако процессы цифровизации в агропромышленном комплексе проходят медленно, особенно у небольших и средних компаний, которые не могут себе позволить внедрять достижения научно-технического прогресса или полностью, или в необходимых для преобразований масштабах по разным причинам: из-за недостатка финансовых ресурсов, дефицита квалифицированных специалистов, несовершенства нормативной документации и т. д.

Проблемы цифровизации в сфере АПК беспокоят как участников данной сферы, так и научное сообщество. Вопросы, касающиеся цифровизации, исследуются в работах отечественных и зарубежных авторов: Огнивцева С. Б. [3]; Шатохина М. В., Гордеева И. А., Игнатовой М. Н., Кремер К. А. [4]; Бутырина В. В., Бутыриной Ю. А., Черненко Е. В. [5], Кулистиковой Т. В.3 и т. д.

Хотелось бы согласиться с автором одной из публикаций на эту тему [3] относительно того, что в настоящее время не существует четкой терминологии в области цифровизации. Для изучения же базовых категорий в этой сфере рекомендуется обратиться к публикации известных специалистов в этой области, - Р. Бухта и Р. Хикса [6]. Поэтому, затрагивая тему цифровизации и цифровой экономики, предлагается разделять, когда предприятия используют цифровизацию в качестве продолжения традиционных процессов автоматизации в соответствии с достижениями научно-технического прогресса (роботизация, Интернет вещей и т. д.) и когда деятельность предприятий цифровой экономики функционирует, основываясь на новой экономической модели, существуя в виртуальном пространстве (экосистемы, маркетплейсы, интернет-магазины, сайты, страницы в социальных сетях и т. д.). Не соглашусь с мнением автора статьи [3] относительно его позиции, что в первую очередь нуждаются в поддержке компании новой экономической модели, так как при отсутствии достаточного финансирования их деятельность приостановится, а у производственных и

перерабатывающих компании снизятся лишь показатели эффективности. В условиях жесткой конкуренции, в которой приходится функционировать предприятиям АПК, особенно малым и средним компаниям, без дополнительных мер поддержки они вряд ли смогут выжить, с учетом всех тех проблем, которые существуют в секторе [8].

Анализируя процессы цифровизации в агропромышленном комплексе за период с 2015 по 2020 годы в конкретно взятом регионе и в целом по отрасли, авторы исследования [4] отмечают их положительную динамику и приходят к выводу, что использование цифровых технологий является основным инструментом для повышения эффективности производства [4], с чем соглашаются также авторы многих публикаций последних лет.

Цель настоящего исследования - показать на примере экосистемы «Своё» «Россельхозбанка» процессы цифровизации в агропромышленном комплексе. Экосистема «Своё» - это пример качественного инновационного продукта, разработанного с учетом потребностей предприятий отрасли и с использованием современных технологий. Данный ресурс, бесспорно, является эталонным продуктом, потребовавшим значительных интеллектуальных и финансовых вложений, создание аналога которого пока остается недоступным не только для многих предприятий сельскохозяйственной отрасли, но и многих других сфер экономики. Однако за два года существования, благодаря ресурсу, повысились поддерживающие интеграции компаний отрасли в использовании инновационных технологий и способствующие их большему распространению.

Материалы и методы

При проведении исследования использовались следующие методы: контент-анализ нормативно-правовой базы и научных публикаций по вопросам цифровизации сельскохозяйственной отрасли, экономико-статистический и эконометрический анализы динамики развития отрасли, связанной с применением современных технологий, анализ организации ресурсов экосистемы «Своё» АО «Рос-сельхозбанка».

Результаты

Тема цифровизации является одной из самых обсуждаемых в научном и профессиональном сообществах, что подтверждают проанализированные научные работы, посвященные процессам цифрови-зации. В исследованиях, как правило, выделяются преимущества использования современных технологий для достижения эффективности в работе. Од-

ieconomics and national economy management

нако процессы цифровизации у предприятий отрасли проходят с различной степенью интенсивности и с преодолением всевозможных затруднений. Таким образом, основанием для постановки проблемы данного исследования являются актуальность и перспективность процессов цифровизации в сфере АПК, несмотря на существующие проблемы.

В 2019 году Министерством сельского хозяйства был разработан дополнительный проект по циф-ровизации отрасли - «Цифровое сельское хозяйство», предполагающий создание и развитие национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство», модуля «Агрорешения» и отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний».

Задачей проекта является трансформация разрозненной базы данных по отрасли к 2030 году в единую цифровую платформу, содержащую в себе всю основную информацию по его участникам. Предполагается, что искусственный интеллект будет оценивать всех участников платформы относительно возможных вариантов развития, а также давать прогнозы в отношении различных рисков: экономических, социальных и климатических.

Результаты предпринимаемых усилий должны вылиться в достижение производительности труда, урожайности и других показателей до уровня стран, в которых сельское хозяйство более развито, чем у нас. Планируется также преодолеть и существующее отставание в развитии конкурентоспособных цифровых технологий от зарубежных компаний, а также решить проблему с дефицитом высококвалифицированных кадров для обеспечения развития технологий, а также для защиты информационной безопасности пользователей ресурсов [9; 10].

Цифровая трансформация с внедрением цифровых технологий в рамках проекта «Цифровое сельское хозяйство» должна обеспечить технологический прорыв в отрасли, увеличив производительность на предприятиях, внедривших современные технологии, в два раза уже к 2024 году.

Между тем в сфере растениеводства, например, оцифрованы пока лишь 10 % посевных площадей. Из-за чего только эта сфера теряет ежегодно 40 % урожая на разных этапах [7] работы. Использование современных технологий позволило бы сократить и количество используемых удобрений на 15-40 %, потребление электроэнергии и воды на 10-25 % при увеличении урожайности на 5-40 % с учетом, конечно, изначальных условий и специфики агрокультур.

В этой связи можно отметить, что расходы федерального бюджета 2020 года на реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» составили 97,0 %4, что свидетельствует об использовании выделенных финансов в максимальных масштабах, и которых, судя по темпам внедрения процессов цифровизации в реальный сектор, пока недостаточно.

В 2020 году только 15 % сельскохозяйственных предприятий применили цифровые технологии. Эти компании являются в основном крупными аг-рохолдингами, поставляющими продукцию на экс-порт5. Небольшие же фермерские хозяйства и тем более индивидуальные предприниматели достижения научно-технического прогресса, как правило, позволить себе не могут.

Использование процессов автоматизации и цифровизации на производстве минимизируют и человеческий труд, сократив дефицит в сотрудниках [11]. Но в то же время многие профессии сельскохозяйственной направленности требуют непосредственного проживания в местах занятости. Поэтому перед АПК стоит задача не только в повышении привлекательности предприятий отрасли, но и в создании среды для комфортного проживания. В большинстве своем люди переезжают в города в поисках лучших условий, потому что качество жизни в сельской местности по-прежнему уступает городскому, а наличие интересной и хорошо оплачиваемой работы остается неосуществимой мечтой.

Обсуждение

Экосистема АО «Россельхозбанк», предлагаемая к рассмотрению, является продуктом цифровой экономики, основанной на новой экономической модели и созданной с целью оказания помощи предприятиям традиционной формации для решения и минимизации текущих проблем.

АО «Россельхозбанк» принадлежит особая роль среди банков, оказывающих поддержку сельскохозяйственной отрасли. За более чем двадцатилетний период своего существования банк вложил в отрасль более 9,6 триллионов рублей [12]. Результаты инвестиционных проектов организации отражаются в показателях произведенной сельскохозяйственной продукции в России - это: каждый второй килограмм свинины и говядины, каждый второй литр молока, каждое третье куриное яйцо. Банк оказывает поддержку не только крупным предприятиям, известным агрохолдингам, но и небольшим и фермерским хозяйствам. Помощь фермерам осуществляется через специальные программы креди-

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

тования, разделенные на два направления. В первом случае выделяется финансирование для пополнения оборотных средств в период выполнения сезонно-полевых работ через получение кредитов по льготной процентной ставке. Во втором - через инвестиционные кредиты, предоставляемые как на приобретение нового оборудования, так и модернизацию существующих процессов.

Экосистема «Своё» АО «Россельхозбанк»

Поддержка «Россельхозбанком» фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей вы-

ходит за рамки предоставления только финансовой помощи. Банк создал уникальную экосистему «Своё» (рисунок 1), перекликающуюся в содержательной части с отраслевым проектом Минсельхоза России «Цифровое сельское хозяйство». Проект «Россельхозбанк» был запущен в 2020 году в помощь малому и среднему бизнесу в формате электронной платформы, размещенной на интернет-сайте svoe-rodnoe.ru6. Сервис представляет возможности интернет-эквайринга как на сайте, так и в мобильном приложении.

Недвижимость "Свое Село" "Свое Жилье" / Real Estate "Own Village" "Own Housing"

Образование "Школа фермера" / (

Education "School /(

Работа "База вакансий и резюме" / Job "Vacancies and

resumes

Суперапп / Superapp

C маркетплейс фермерских продуктов "Свое

Родное" / D2C marketplace of farm products " Svoe Rodnoe"

Рис. 1. Экосистема «Свое» Fig. 1. Ecosystem «Own» Источник: составлено автором на основании данных '

Сервис «Своё» рассчитан на минимизацию проблем, с которыми чаще всего сталкиваются малые и средние предприятия, в первую очередь фермерские хозяйства. Предлагаемая экосистема, объединяющая в себя инфраструктуры «Россель-хозбанка» и сельскохозяйственной отрасли, должна также способствовать и более эффективному ведению бизнеса его участниками. Экосистема включает в себя маркетплейс сельскохозяйственных товаров для производителей и поставщиков, маркетплейс для самих фермеров и потенциальных покупателей, платформу для покупки и поиска жилья, образовательные сервисы, туристские услуги, базу по вакан-

сиям и резюме, сам банк и т. д. Экосистема «Своё» - это более 30 бизнес-сервисов различной направленности.

Экосистема «Своё»: платформа «Своё фермерство»

Площадка «Своё Фермерство» (рисунок 1) -одна из ключевых платформ экосистемы, являющейся B2B- площадкой и предлагающей от 1 миллиона товаров более чем от 10 000 поставщиков.

Маркетплейс помогает фермерам в автоматизации и цифровизации бизнес-процессов, в закупке удобрений и оборудования, в поиске рынков сбыта. В данную платформу включены агро-и бизнес-

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

сервисы, онлайн-бухгалтерия, банковские услуги, образовательные программы. Анализ информации по популяризации услуг маркетплейса «Свое Фермерство» (таблица 1) за 2020-2021 гг. показывает,

что количество товаров, предлагаемых платформой, за год увеличилось в 200 раз, количество пользователей маркетплейса выросло в 333 раза, количество поставщиков стало больше в 69 раз.

Таблица 1. Динамика популяризации услуг маркетплейса «Свое. Фермерство» за 2020-2021 гг. в цифрах Table 1. Dynamics of popularization of the services of the marketplace «Svoe. Farming» for 2020-2021 in numbers

Наименование / Name

2020 год / year

2021 год / year

Количество товаров / Number of goods Количество пользователей / Number of users Количество поставщиков / Number of suppliers Источник: составлено автором на основании данных 8.

5 000 3 000 130

1 000 000 1 000 000 9 000

Сервис «Агромнение» на платформе «Свое Фермерство» рассчитан на специалистов, работающих в сфере сельского хозяйства. Для представителей предприятий отрасли организуются онлайн-встречи с экспертами АПК, мастер-классы от финансовых экспертов «Россельхозбанка», публикуются новости по отрасли9. Контент можно смотреть как в прямом эфире, так и в записи. В течение первых десяти дней после запуска сервиса в сентябре 2021 года им воспользовались 20 тысяч человек. Ресурс также помогает представителям малого бизнеса сориентироваться в актуальных видах господдержки с инструктированием в получении субсидии, для чего предпринимателю предлагается пройти небольшой опрос, по результатам которого сервис выдает перечень необходимых документов с указанием наименований ведомств для обращения. Эта услуга является очень важной для представителей малых предприятий, так как они не всегда владеют актуальной информацией относительно существующих видов господдержки или же у них нет времени для того, чтобы делать работу, которой в крупных компаниях занимаются квалифицированные сотрудники: отслеживают существующие конкурсы, оформляют и отправляют документы.

Экосистема «Своё»: платформа «Своё родное» Маркетплейс «Своё Родное» (рисунок 1) является площадкой, связывающей сельскохозяйственных производителей напрямую с конечными потребителями. Платформа предоставляет возможность фермерскому хозяйству создавать свой он-лайн-магазин без вложения дополнительных средств и не прибегая к услугам поставщиков. Потребитель подбирает товары по определенным категориям, заказывает продукцию конкретного фермера, оформляет доставку и напрямую контактирует с продавцом.

Именно проблемы с логистикой и сложности со сбытом остаются одной из ключевых проблем при реализации фермерской продукции. Продукции фермерских хозяйств сложно попасть на полки магазинов крупных ретейлеров, а открывать свои точки продаж - затратно. Президент В. В. Путин еще в 2020 году по итогам совещания о ситуации в сельском хозяйстве поручил правительству совместно с главами регионов рассмотреть вопрос о дополнительных мерах по расширению сбыта продукции фермерских предприятий и сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Согласно поручению президента, необходимо расширить сбыт фермерской продукции с возможностью выделения малым предприятиям бесплатных торговых мест с выдачей субсидий на их предоставление, организовывать региональные и межрегиональные выставки.

Отсутствие налаженной инфраструктуры по логистике и сбыту продукции фермеров является огромной проблемой для отрасли. Маркетплейс «Свое Родное» - это лишь небольшой вклад в решение данного вопроса. Создание и развитие сетей оптово-распределительных центров (ОРЦ) и финансовая помощь производителям в части, касающейся работы с распределительными центрами: при сбыте, затратах на транспорт, фасовке, - поможет реализо-вывать продукцию [13]. Помощь в сбыте фермерской продукции могут оказать также и кооперативы, работа которых тоже требует стимуляции. Наращивание продукции через кооперативы от различных производителей увеличивало бы их объемы и позволило наладить бесперебойные поставки в торговые сети.

Экосистема «Своё», платформы недвижимости: «Своё Жилье», «Своё Село»

Платформа, посвященная недвижимости, делится на два сервиса: «Своё Жилье» и «Своё Село».

экономика и управление народным хозяйством]

Благодаря сервису «Своё Жилье» можно выбрать вторичную недвижимость, подать заявку на приобретение ипотечного жилья, купить дом, в том числе используя льготные предложения «Россельхозбан-ка», сделать ремонт. Пандемия вызвала интерес у городских жителей к загородной жизни, предоставив возможность работать в удаленном формате, жить в сельской местности. С момента запуска сервиса данной опцией воспользовались более 1 миллиона человек.

«Своё Село» является аналогом сервиса «Своё Жилье», только на первичном рынке недвижимости. Платформа предоставляет возможность пользователю найти земельный участок, рассчитав примерную стоимость строительства с выбором исполнителя из более чем 700 предлагаемых подрядных организаций. При этом «Россельхозбанк» проводит предварительную проверку застройщиков с учетом необходимых требований к ведению данного вида бизнеса.

Экосистема «Своё», платформа работы: «База вакансий и резюме»

«База вакансий и резюме», сервиса «Работа» направлена на решение проблем, связанных с нехваткой как опытных специалистов, так и сезонных работников.

Человеческий фактор является одной из основных проблем предприятий АПК в последние годы [14; 15]. В 2019 году эту проблему поставили на третье место в отрасли по значимости после недостаточности государственной поддержки и несовершенства регулирования отрасли. Дефицит квалифицированных кадров ощущают 94 % участников рынка отрасли, 24 % из которых видят недостаточное количество редких или новых специалистов, а 74 % - всех кадров целиком. Отмечается также и старение работников отрасли10. В свете процессов цифровизации и автоматизации у предприятий сектора всегда есть вакансии практически во всех направлениях. В 65 % случаев опрашиваемые участники отрасли говорили о нехватке технических специалистов и кадров на производстве11. Поэтому поиск сотрудников, умеющих работать со сложным оборудованием, остается приоритетной задачей для предприятий.

Создание платформы «Работа» «Россель-хозбанка», посвященной трудоустройству, было обусловлено также анализом существующих ресурсов, занимающихся размещением вакансий. Было выявлено, что для найма сезонных сотрудников нет никаких специализированных электронных площа-

док. При том, что сектор испытывает потребности в 1,2 миллионах таких работников в год. Для решения этой проблемы была создана база отраслевых вакансий и запуск рекрутингового сервиса «Работа в сельском хозяйстве», позволяющая соискателям подбирать вакансии с ориентацией на конкретный регион и с учетом опыта работы и зарплаты. Сервис предлагает дополнить запрос расширенными опциями, с учетом возможности предоставления жилья и сезонного фактора занятости. У студентов профильных вузов также есть возможность размещать резюме на данной площадке.

Экосистема «Своё»: платформа «Образование»

Платформа «Образование» в экосистеме «Своё Родное» ориентирована на популяризацию фермерского образования. Желающие открыть свой агробизнес или получить новую фермерскую профессию могут воспользоваться образовательным проектом «Школа фермера», функционирующим на базе агарных вузов и успешных предприятий отрасли. В ближайшее время планируется запуск образовательного сервиса «Обучение», ориентированного на всех желающих построить карьеру в сфере АПК. Для старшеклассников, планирующих получить профессию в этой области, будет предоставляться информация по условиям поступления в аграрные вузы и помощь в подготовке к экзаменам. При желании сменить сферу деятельности можно будет также пройти переквалификацию, воспользовавшись предлагаемыми ресурсами платформы. Решение проблем человеческого фактора в отрасли невозможно без реформирования системы образования по данному направлению [16; 17]. Ресурс экосистемы - это пробный первый шаг в этом направлении.

Экосистема «Своё»: платформа «Путешествия»

Платформа «Путешествия» с сервисом «За городом» ориентирована на развитие агротуризма, перспективного, но пока малоразвитого направления, которое начало продвигаться лишь в последние десятилетия [18; 19]. При потенциале рынка агроту-ризма в 55 млрд рублей только 20 % российских туристов посещают объекты сельского туризма12. Сервис предлагает бесплатный виртуальный практикум, сопровождаемый онлайн-лекциями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предприниматели могут размещать на ресурсе свои предложения, включающие экотуры, экскурсии, мастер-классы. При выборе интересующей опции предлагается напрямую связаться с организаторами с возможностью бронирования услуги. В качестве преимуществ данного предложения серви-

ieconomics and national economy management

са указаны: бесплатная отмена бронирования, гарантия обозначенной на сайте стоимости, обеспечение предварительной детальной проверки предложения на соответствие указанному. Сервисом можно воспользоваться из любого региона, а геолокационные возможности электронного устройства могут сориентировать по турам, которые находятся в непосредственной близости, или же предложить туры определенной направленности. В подразделе «Необычные туры по России» представлены направления: агротуризм - предлагается подборка туров на фермы к животным; гастротуризм - туры за вкусной едой и новыми рецептами; экотуризм -посещение более или менее незатронутых антропогенным воздействием природных территорий.

Заключение «Россельхозбанк» проделал огромную экспертную работу в АПК, создав по результатам деятельности актуальную электронную экосистему. Специалисты банка выявили и исследовали проблемные области сектора, выпустив цифровые веб-сервисы для устранения и минимизации существующих недочетов. Несмотря на непродолжительное время существования ресурса и недостаточную его известность среди широкого круга работников отрасли, о росте его популярности свидетельствуют следующие данные: за 8 месяцев сервисом «Моё Жилье» воспользовался 1 млн человек; через сервис «Своё Фермерство» решили проблемы 70 000 пользователей.

Само понятие «экосистема» за последние 10 лет стало встречаться все чаще и чаще в ежегодных отчетах международных компаний. Концепт приобретает все большую популярность в мире цифровых технологий, а появление супераппов выводит его на новый уровень. «Россельхозбанк» также разрабатывает свой вариант супераппа на базе существующей экосистемы с учетом особенностей отрасли сельского хозяйства и места расположения его основных объектов. Поэтому при создании продукта делается акцент на легкости платформы и возможности его запуска при слабом Интернете. Развитие экосистемной экономики в мире13 должно достигнуть к 2025 году $60 трлн, с созданием эффектов, исходящих от экосистем и супераппов, сопоставимых с определением понятия virtuouscycle -порочный круг, только наоборот. При достижении всех поставленных целей, суперапп «Россель-хозбанка» может стать таким же значимым проектом, как «Госуслуги», так как направлен на решение реальных проблем и задач отрасли. При осуществ-

лении прогнозов правительства по пятикратному приросту АПК, то и банк сможет привлечь 38 млн пользователей и 1 тысячу поставщиков.

Однако в современных реалиях нужно довести до сведения представителей отрасли информацию как о предлагаемых продуктах, так и комплексных сервисах цифровых услуг «Россель-хозбанка», возможности решать проблемы без высоких затрат через современные технологии [19; 20]. Сервис позволит стать площадкой для формирования длительных и разнообразных программ, для реализации которых потребуется наличие соответствующих компетенций. Поэтому представителям фермерских хозяйств и индивидуальным предпринимателям необходимо осваивать современные технологии, так как умение использовать их в текущей работе поможет в решении многих насущных задач и ускорит рост производственных процессов. В то же время развитие отрасли невозможно без привлечения дополнительной рабочей силы.

На основе анализа цифрового сервиса «Своё» и различных веб-сервисов экосистемы были сделаны выводы о необходимости продолжения процессов цифровизации в АПК; увеличении использования предприятиями отрасли информационных технологии; внедрение достижений научно-технического прогресса в производственные процессы.

Автором также разработаны практические рекомендации по популяризации ресурса «Своё» среди представителей отрасли:

1. Продвижение и рекламирование сервисов экосистемы в социальных сетях (ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Яндекс.Дзене) с дифференциацией содержания в зависимости от целевой аудитории и ставящихся задач.

2. Создание и размещение фото- и видеоконтента в формате реального времени при проведении мастер-классов, различных мероприятий, агротуров.

3. Запуск каналов в TikTok и на YouTube, с контентом, ориентированным на молодую целевую аудиторию, в том числе в формате челлендж, с возможностью для пользователей ресурса размещать собственные ролики в качестве отзывов и воспоминании по предлагаемым темам.

Таким образом, экосистема «Россельхозбан-ка» является удачным примером цифровизации в агропромышленном секторе, представляя из себя передовой и современный продукт, не уступающий зарубежным аналогам. Все больший охват отрасли

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

современными и передовыми технологиями, безусловно, подтянет к процессу трансформации и предприятия, почти не использующие сегодня в своей деятельности достижения научно-технического прогресса. Использование современ-

ных технологий на всех этапах производства и обработки сельскохозяйственной продукции позволит достигнуть технологического прорыва в агропромышленном комплексе и увеличит производительность труда на предприятиях отрасли.

Примечания:

1 Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/57425 (дата обращения: 08.08.2022).

2 Статья 7. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ fd04b06344182c9a0a39368a4a6f35558f145142/ (дата обращения: 07.08.2022).

3 Кулистикова Т. В. Цифровизация как неизбежность. Какие digital-решения использует агросектор // Агроинве-стор. Октябрь 2021. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/ 36772 (дата обращения: 08.08.2022).

4 Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство»// Официальное издание Минсельхоз России. Москва: ФГБНУ «Росинформагротех», 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/900/ 900863fae06c026826a9ee43e124d058.pdf (дата обращения: 06.08.2022).

5 В России формируется экосистема IoT для сельского хозяйства/ TelecomDaily 2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://https://telecomdaily.ru/news/2020/08/04/ (дата обращения: 08.08.2022).

6 Интернет-магазин натуральных фермерских продуктов с доставкой на дом / Интернет-магазин «Свое Родное» (svoe-rodnoe.ru). Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svoe-rodnoe.ru/?ysclid=l6tdxij7pm72753520 (дата обращения: 08.08.2022).

7 Новая цифровая платформа Россельхозбанка «Свое Село» поможет со строительством и покупкой частного дома // РоссельхозБанк. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rshb.ru/news/458171/ ?ysclid=l59o47plgd705855906 (дата обращения: 06.08.2022).

8 Новая цифровая платформа Россельхозбанка «Свое Село» поможет со строительством и покупкой частного до-ма//РоссельхозБанк. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rshb.ru/news/458171/ ?ysclid=l59o47plgd705855906 (дата обращения: 06.08.2022).

9 Россельхозбанк запустил медиаплатформу для фермеров «Агромнение» // РоссельхозБанк. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rshb.ru/news/468844/ (дата обращения: 08.08.2022).

10 Косачев И. А. Проблемы кадрового обеспечения АПК Российской Федерации и пути их решения // Всероссийский Съезд народных делегатов / Программы мероприятий Съезда 2020 год / Тезисы докладов / Секция 5 Доклад 2 . Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dve100.com/sekciya-5-doklad-2-kosachev-i-a-problemy-kadrovogo-obespecheniya-apk (дата обращения: 07.08.2022).

11 Исследование рынка труда и заработных плат - 2020. Тренды на 2021. Исследования Hays // HREducation. 2021. № 2. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hreducation.ru/blog/2021/02/(дата обращения: 07.08.2022).

12 АРСИ запускает акселератор инициатив в поддержку развития сельского и экотуризма//Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.gov.ru/news/17994/ ?ysclid=l5ca0obpfe875514044 (дата обращения: 08.08.2022).

13 Growing beyond groceries: The ecosystem expansion // McKinsey&Company March 31, 2022. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mckinsey.com/industries/retail/our-insights/growing-beyond-groceries-the-ecosystem-expansion (дата обращения: 14.08.2022).

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Иваненко О. Б., Степанова А. О., Ковалев А. И. Тенденции цифровизации экономики России // Вестник СИБИТа. 2021. № 2. С. 60.

2. Баторшина Г. Д. Особенности развития предприятий малого и среднего предпринимательства в период пандемии COVID-19 // Экономика образования. 2022. № 1. С. 84-91.

3. Огнивцев С. Б. Цифровизация экономики и экономика цифровизации АПК // МСХ. 2019. № 2. С. 77-80.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.

4. Шатохин М. В., Гордеев И. А., Игнатова М. Н., Кремер К. А. Состояние и перспективы цифровиза-ции регионального АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 8. С. 102-109.

5. Бутырин В. В., Бутырина Ю. А., Черненко Е. В. Трансформация управления инновационными процессами в условиях перехода к цифровой агроэкономике // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 12. С. 43-47.

6. Bukh R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy // Global Development Institute working papers. 2017. № 68.

7. Шугаева О. В. Основные факторы, влияющие на развитие цифровой экономики России в современных условиях // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития. Курск : ЮЗГУ. 2019. С. 390-395.

8. Черникова С. А. Трансформация экономики агропромышленного комплекса // Московский экономический журнал. 2019. № 8. С. 90-97.

9. Цифровая трансформация сельского хозяйства России : монография. Москва : ФГБНУ «Росинформа-гротех». 2019. 80 с.

10. Виноходова И. Г. Кредитная поддержка села АО «Россельхозбанк» // Известия Великолукской ГСХА. 2021. № 1. С. 60-64.

11. Дорофеев А. Ф. Развитие человеческого капитала в аграрном секторе России // Тенденции развития человеческого капитала в сельском хозяйстве. 2018. С. 158-177.

12. Иванова В. Н., Серегин С. Н., Семин Д. В. Создание современной инфраструктурной системы агро-продовольственного рынка - основные направления развития // Пищевая промышленность. 2015. № 12. С. 8-14.

13. Тетеринец Т. А. Бенчмаркинг американской и азиатской модели управления развитием человеческого капитала в АПК // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 1. С.24-30.

14. Коптева Ж. Ю., Томакова И. А. Управление человеческим капиталом в условиях цифровой трансформации АПК // Вестник НГИЭИ. 2022. № 5 (132). С. 77-88. DOI: 10.24412/2227-9407-2022-5-102-88.

15. Горбунова О. С. Особенности человеческого капитала в сельском хозяйстве // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. Липецк : ООО «Максимал информационные технологии». 2014. № 12. С. 98-101.

16. Абдуллоев А. Ж., Таирова М. М., Усманова А. Б. Особая характеристика агротуризма // Вопросы науки и образования. 2020. №11 (95). С. 17-20.

17. Дегтярева Е. В., Куприна А. В., Лейман Г. Е. Развитие агротуризма в Тюменской области // РППЭ. 2018. № 12 (98). С. 382-389.

18. Альбеков А. У., Куринова Я. И. Вопросы построения предпринимательской экосистемы региона // Финансовые исследования. 2021. № 4 (73). С. 129-135.

19. Корольков А. Ф. Методические проблемы развития информационно-консультационных служб в АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2017. № 11. С. 43-46.

20. Ильина И. Ю. Этические риски в системе управления организацией // Экономика образования. 2022. № 3 (130). С. 99-107.

Статья поступила в редакцию 07.07.2022; одобрена после рецензирования 08.08.2022;

принята к публикации 10.08.2022.

Информация об авторе:

Г. Д. Баторшина - доцент Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса, генеральный директор, Spin-код: 1224-6400.

ЖЖЖЖХЖЖХХэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

REFERENCES

1. Ivanenko O. B., Stepanova A. O., Kovalev A. I. Tendentsii tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Trends in the dig-italization of the Russian economy], Vestnik SIBITa [Bulletin of SIBIT], 2021, No. 2, pp. 60.

2. Batorshina G. D. Osobennosti razvitiya predpriyatiy malogo srednego predprinimatel'stva v period pandemii COVID-19 [Features of the development of small medium-sized enterprises during the COVID-19 pandemic], Ekonomika obrazovaniya [Economics of education], 2022, No. 1, pp. 84-91.

3. Ognivtsev S. B. Tsifrovizatsiya ekonomiki i ekonomika tsifrovizatsii APK [Digitalization of the economy and the economy of digitalization of the agro-industrial complex], MSKH [Ministry of agriculture], 2019, No. 2. pp. 77-80.

4. Shatokhin M. V., Gordeyev I. A., Ignatova M. N., Kremer K. A. Sostoyaniye i perspektivy tsifrovizatsii re-gional'nogo APK [Status and prospects of digitalization of the regional agro-industrial complex], Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2021, No. 8, pp.102-109.

5. Butyrin V. V., Butyrina Yu. A., Chernenko Ye. V. Transformatsiya upravleniya innovatsionnymi protsessami v usloviyakh perekhoda k tsifrovoy agroekonomike [Transformation of the management of innovative processes in the context of the transition to a digital agro-economy], Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2019, No. 12, pp. 43-47.

6. Bukh R., Heeks R. Defining, Conceptualising and Measuring the Digital Economy, Global Development Institute working papers, 2017, No. 68.

7. Shugayeva O. V. Osnovnyye faktory, vliyayushchiye na razvitiye tsifrovoy ekonomiki Rossii v sovremen-nykh usloviyakh [The main factors influencing the development of the digital economy of Russia in modern conditions], Tsifrovaya ekonomika: problemy i perspektivy razvitiya [Digital economy: problems and development prospects], Kursk : SWSU, 2019, pp. 390-395.

8. Chernikova S. A. Transformatsiya ekonomiki agropromyshlennogo kompleksa [Transformation of the economy of the agro-industrial complex], Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal [Moscow Economic Journal], 2019, No. 8, pp.90-97.

9. Tsifrovaya transformatsiya sel'skogo khozyaystva Rossii: monografiya [Digital transformation of Russian agriculture: official], Moscow: FGBNU «Rosinformagrotex», 2019, 80 p.

10. Vinokhodova I. G. Kreditnaya podderzhka sela AO «Rossel'khozbank» [Credit support to the village JSC «Rosselkhozbank»], Izvestiya Velikolukskoy GSKHA [Proceedings of the Velikolukskaya State Agricultural Academy], 2021, No. 1, pp. 60-64.

11. Dorofeyev A. F. Razvitiye chelovecheskogo kapitala v agrarnom sektore Rossii [Development of human capital in the agricultural sector of Russia], Tendentsii razvitiya chelovecheskogo kapitala v sel'skom khozyaystve [Trends in the development of human capital in agriculture], 2018, pp. 158-177.

12. Ivanova V. N., Seregin S. N., Semin D. V. Sozdaniye sovremennoy infrastrukturnoy sistemy agroprodo-vol'stvennogo rynka - osnovnyye napravleniya razvitiya [Creation of a modern infrastructure system of the agro-food market - the main directions of development], Pishchevaya promyshlennost' [Food industry], 2015, No. 12, pp. 8-14.

13. Teterinets T. A. Benchmarking amerikanskoy i aziatskoy modeli upravleniya razvitiyem chelovecheskogo kapitala v APK [Benchmarking of the American and Asian models of managing the development of human capital in the agro-industrial complex], Vestnik Belorusskoy gosudarstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy], 2021, No, 1, pp. 24-30.

14. Kopteva Zh. Yu., Tomakova I. A. Upravleniye chelovecheskim kapitalom v usloviyakh tsifrovoy transfor-matsii APK [Human capital management in the context of digital transformation of the agro-industrial complex], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2022, No. 5 (132), pp. 77-88.

15. Gorbunova O. S. Osobennosti chelovecheskogo kapitala v sel'skom khozyaystve [Features of human capital in agriculture], Sovremennaya nauka: aktual'nyye problemy i puti ikh resheniya [Modern science: current problems and ways to solve them], Lipetsk: Maximal Information Technologies LLC, 2014, No. 12, pp. 98-101.

16. Abdulloyev A. Zh., Tairova M. M, Usmanova A. B. Osobaya kharakteristika agroturizma [A special characteristic of agrotourism], Voprosy nauki i obrazovaniya [Problems of science and education], 2020, No. (95), pp. 17-20.

17. Degtyareva Ye. V., Kuprina A. V., Leyman G. Ye. Razvitiye agroturizma v Tyumenskoy oblasti [Development of agrotourism in the Tyumen region], RPPE [RPPE], 2018, No. 12 (98), pp. 382-389.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.

18. Al'bekov A. U., Kurinova Ya. I. Voprosy postroyeniya predprinimatel'skoy ekosistemy regiona [Issues of building an entrepreneurial ecosystem in the region], Finansovyye issledovaniya [Financial research], 2021, No. 4 (73), pp. 129-135.

19. Korol'kov A. F. Metodicheskiye problemy razvitiya informatsionno-konsul'tatsionnykh sluzhb v APK Rossii [Methodical problems of development of information and consulting services in the agro-industrial complex of Russia], Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 2017, No. 11, pp. 43-46.

20. Il'ina I. Yu. Eticheskiye riski v sisteme upravleniya organizatsiyey [Ethical risks in the management system of an organization], Ekonomika obrazovaniya [Economics of Education], 2022, No. 3 (130), pp. 99-107.

The article was submitted 07.07.2022; approved after reviewing 08.08.2022; accepted for publication 10.08.2022.

Information about the author: G. D. Batorshina - Associate Professor of the Department of Mass Communications and Media Business, General Director, Spin-code: 1224-6400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.