6. Гладилин А.В., Коломыц О.Н. Методические подходы к оценке уровня инновационно-инвестиционного развития регионов России // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 9 (50). - С. 379-381.
7. Kharchenko L., Panova I., Babaeva E., Magomedova R., Gulyakin D., Pashtaev B. Russian syndromes, impeding the development of the innovation processes in education // Life Sci J 2014;11(9s):184-187, USA, (ISSN:1097-8135).
Kolomyts Oksana Nikolaevna, associate professor
(e-mail: ksu_berimor@mail.ru)
Gevorkova Margarita Sergeevna, student
(e-mail: margosh05@mail.ru)
Pavlova Anna Sergeevna, student
Kuban state technological University, Krasnodar
METHODS OF ENTERPRISE INFORMATION SECURITY MANAGEMENT Abstract. The article deals with the essence of information security management in the organization, the main directions of information security and the applied methods of the information security management system.
Keywords: information, information security, management, information assets, threats.
МАРКЕТПЛЕЙС: БИЗНЕС-МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВЛИ
DOI: 10.47581/2020/10.23.PS85/IE/5.48.008 Куликова Оксана Михайловна, к.т.н., доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Россия (e-mail: fotooksana@yandex.ru) Суворова Светлана Дмитриевна, к.э.н., доцент (e-mail: suvorova_sd@mail.ru) Санкт-Петербургский политехнический университет им. Петра Великого, Россия
Маркетплейсы появились на ранке электронной торговли относительно недавно, но вызвали повышенный интерес со стороны предпринимательских структур, что способствовало их стабильному росту и развитию. Являясь платформой, обеспечивающей размещение широкого и глубокого ассортимента товарных категорий и услуг, маркетплейсы предоставляют неограниченные возможности для расширения масштаба деятельности, снижения транзакционных издержек и стоимости привлечения потребителей, как производителям товаров, так и интернет-магазинам. Помимо преимуществ данные торговые площадки имеют и ряд проблем: наличие постоянного контроля над совершением сделок на платформе; вероятность потери покупателя, по причине установления прямых хозяйственных связей между ним и продавцом; формирование негативного отношения у покупателей, в случае нарушения контрагентами обязательств перед потребителями; высокий уровень конкуренции в структуре платформы; отсутствие возможности для продавца выстроить прочные отношения с клиентом и укрепить собственный бренд. Однако, сегодня мар-
кетплейс представляют собой новую бизнес-модель, позволяющую малому и среднему бизнесу увеличить целевую аудиторию, получить высокую прибыль и сформировать эффективные коммуникации с покупателями.
Ключевые слова: маркетплейс, торговля, электронные площадки, бизнес-модель, целевая аудитория.
В современных условиях предприятиям малого и среднего бизнеса достаточно сложно выстоять в жесткой конкурентной борьбе с крупными игроками рынка. Одним из аспектов, обеспечивающих потенциал для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности компаний, является размещение товаров и предложение услуг на маркетплейсах, которые позволяют увеличить целевую аудиторию, получить дополнительный источник прибыли и сформировать эффективные коммуникации с покупателями.
Согласно исследованиям Data Insight, в период с 2019 по 2024 годы среднегодовой темп роста российской онлайн-торговли составит 33,2%, при этом объём продаж товаров через сеть Интернет вырастет с 1,7 до 7,2 трлн. руб., что подтверждается повышением интереса к маркетплейсам со стороны предпринимательских структур. Подобные электронные площадки предоставляют неограниченные возможности для расширения масштаба деятельности, снижают транзакционные издержки и стоимость привлечения потребителей, что является весьма актуальным в условиях снижения темпов экономического роста [1].
Маркетплейс представляет собой бизнес-модель, объединяющую продавцов и покупателей, совершающих сделки посредствам онлайн-платформы, предлагающей широкий и глубокий ассортимент разных товарных категорий и комплекс услуг, с момента оформления заказа до его получения.
Использование маркетплейса доступно как опытным игрокам рынка, так и начинающим предпринимателям. Данная бизнес-модель достаточно проста для понимания и не требует специальной подготовки. На сайте маркет-плейса размещается полная информация о предоставляемых продавцами товарах, услугах, их характеристиках, ценах, отвечающая покупательским потребностям, мотивирующая сделать выбор и оформить заказ. После заполнения каталога и завершения SEO-оптимизации сайта, управление и поддержание работы торговой площадки является не сложным и занимает несколько часов в неделю. Маркетплейс позволяет совмещать основной бизнес с дополнительными проектами.
Следует отметить, что владельцы подобных торговых площадок, как правило, не имеют права собственности на реализуемые товары и услуги, а лишь осуществляет обеспечение трафика и маркетингового продвижения с целью повышения объема продаж тех предприятий, которые размещают предложения в каталоге. При этом монетизация происходит за счет комис-
сии в виде фиксированных процентов от сделки, либо за счет взимания средств от компаний, размещающих товары на сервере [2].
Маркетплейсы, могут иметь четкую специализацию на определенных товарах/услугах, например, строительство, логистика, продажа дизайнерской одежды, либо предоставлять товары из различных ассортиментных категорий. Из наиболее актуальных маркетплейсов можно выделить Ян-декс.Маркет, Booking.com, Беру.ги, Ярмарка Мастеров, Wildberries, Ozon и др. Данные торговые площадки более конкурентоспособны, чем многие известные интернет-магазины.
В условиях современного рынка многие владельцы среднего и малого бизнеса боятся конкуренции с крупными игроками, поэтому размещение товаров и услуг на маркетплейсах является хорошей возможностью расширить целевую аудиторию, получить дополнительный источник трафика [3] и потенциальных покупателей. Также маркетплейсы предоставляют определенные выгоды всем участникам процесса купли-продажи:
- покупатели могут выбрать лучшее предложение на одной платформе;
- продавцы, во-первых, сокращают расходы на содержание интернет-магазина, персонала, доставку; а во-вторых, не вкладываются в рекламную кампанию [4], так как этим занимаются маркетплейсы с помощью различных инструментов и каналов продвижения;
- владельцы площадки получают прибыль, минимизируя издержки обращения.
В целях исследования авторы предлагают рассмотреть четыре наиболее популярные в России маркетплейса из означенных выше.
1. Яндекс.Маркет - площадка, позволяющая покупателям сравнивать цены и осуществлять выбор товаров. Объединяет более 20 тысяч интернет-магазинов и обслуживает аудиторию около 4 млн человек в день. Для Яндекс.Маркет характерны наличие карточек популярных товарных категорий (мобильные телефоны, фотоаппараты, телевизоры и др.), с относительно простой процедурой регистрации, обязательной обратной связи с покупателями, и коррекция прайс-листа в соответствии уровнем спроса.
Кроме того, модераторы площадки внимательно отслеживают реализацию легальной, сертифицированной продукции, а также рейтинг торгового предприятия, определяемый системой поставки «точно в срок» [5]. В обязанности продавца входит контроль наличия товаров и оперативное обновление статуса. За нарушение данного условия торговое предприятие могут отключить или временно заблокировать на сервере площадки.
2. Wildberries - крупнейший маркетплейс в России, объединяющий около 30 тыс. поставщиков товаров, различных ассортиментных групп: одежда, обувь, косметика, детские товары, книги, электроника и прочие. Для того, чтобы продавцу зарегистрироваться на платформе необходимо пройти поэтапную верификацию и загрузить ряд учредительных документов предприятия (ИНН, ОГРН и т.д). Официальный срок рассмотрения заявки — 3 дня с момента подачи документации.
Следует отметить, что Wildberries характеризуется взиманием высокого процента по комиссии (5-15%), в зависимости от принадлежности товаров к той или иной категории. Например, на одежду комиссия составляет 15%, на товары для дома и дачи — 12%, на хозяйственные товары и книги — 10%. Кроме того, продавец обязан устанавливать цену не выше, чем на аналогичный товар, представленный на других платформах. В случае, если цена на другом сайте будет ниже, чем на Wildberries, — площадка не разместит товар в каталоге. Доставка товаров на склад маркетплейса осуществляется за счет продавца.
3. Ozon - площадка, возникшая на рынке электронной коммерции в 1998 году, на которой в настоящий момент совершается около 120 тыс. заказов в день. Данный маркетплейс отличается удобной системой редактирования карточек товаров и изменения цены, а также достаточно простым процессом регистрации поставщиков, которые могут настроить поток заказов на широкую аудиторию, используя сильную логистическую систему и склады площадки, расположенные в крупных городах страны. Размер комиссии зависит от категории товара и может достигать 18 % от его стоимости.
4. Беру.ги - совместный проект Яндекса и Сбербанка, объединяющий более 4 тыс. продавцов, предлагающий свыше 400 тыс. товаров, различных категорий: одежду, обувь, косметику, мебель, бытовую технику, запчасти для автомобилей и т.д. Аудитория сервиса составляет 1 млн. человек в день (по состоянию на конец 2019 года). Объем выручки крупнейших партнеров площадки в ноябре 2019 года варьировался от 17,4 до 62,3 млн рублей в месяц.
Продавцы размещают информацию о своих товарах на платформе Беру.ги, доставка осуществляется с помощью курьерских служб, с которыми заключ1у договор на предоставление соответствующих услуг. В ближайшее время сервис планирует открыть пункты выдачи заказов в отделениях Сбербанка, а также создать удобный механизм онлайн рассрочки платежа. Хранение товаров обеспечивается инфраструктурой собственных складов, расположенных в Москве и Ростове-на-Дону.
Отличительной чертой данного маркетплейса является то, что продавец производит оплату за размещение товара на Беру.ги только в том случае, если товар был заказан покупателем. При отсутствии заказа товары на площадке находятся бесплатно. Размер комиссионного вознаграждения может достигать 13 %, взымается ежемесячно и зависит от тарифного плана и условий договора.
Среди основных преимуществ рассмотренных маркетплейсов можно выделить:
- наличие большого трафика;
- возможность быстрого развития бизнеса;
- широкий географический охват рынка;
- высокая конкурентоспособность, по сравнению с интернет-магазинами [6];
- наличие комплекса услуг от оформления заказа до получения покупки.
К ключевым проблемам ведения бизнеса по модели маркетплейс относят:
- наличие постоянного контроля над совершением сделок на платформе;
- вероятность потери покупателя, по причине установления между покупателем и продавцом прямых хозяйственных связей.
- формирование негативного отношения у покупателей, в случае нарушения контрагентами обязательств перед потребителями;
- высокий уровень конкуренции в структуре платформы;
- отсутствие возможности для продавца выстроить прочные отношения с клиентом и укрепить собственный бренд;
- возврат неликвидного товара (остатки, т.е. нестандартные размеры, маркетплейс возвращает поставщику.
В заключении отметим:
- маркетплейсы появились на ранке электронной торговли относительно недавно, но вызвали повышенный интерес со стороны предпринимательских структур, что способствовало их стабильному росту и развитию [7];
- являясь цифровой платформой, обеспечивающей размещение широкого и глубокого ассортимента разных товарных категорий и услуг, отвечающих покупательским потребностям, маркетплейсы предоставляют неограниченные возможности для расширения масштаба деятельности торговых структур, снижения транзакционных издержек и стоимости привлечения потребителей, как производителям товаров, так и интернет-магазинам;
- данные торговые платформы являются эффективным инструментом, влияющим на воронку продаж и позволяющим увеличить прибыль продавцов, которые могут параллельно развивать и другие каналы трафика для ускорения лидогенерации;
- маркетплейсы - новый формат цифровой торговли, который в скором времени может полностью поглотить отдельные интернет-магазины и smart-площадки.
Таким образом, маркетплейсы становятся доминирующей формой организации продажи товаров и услуг, сопровождающейся активным проникновением во все сферы жизнедеятельности населения. В настоящее время данные платформы заняли более половины объема рынка, за счет предоставления пользователям необходимых удобств, а продавцам - возможности быстро развивать бизнес.
Список литературы
1. Развитие цифровой экономики в условиях деглобализации и рецессии: монография/под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 753 с.
2. Куликова О.М., Суворова С.Д. Актуальные вопросы проведения процедуры банкротства в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 3 (45). С. 41-47.
3. Продвижение в маркетплейсах: как получать больше трафика. - URL: https://netology.rU/blog/09-2020-marketpleisy#cooperation
4. Егоров В.Ф., Егорова Н.М. Целевой маркетинг в коммерческой деятельности торгового предприятия. // Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 128-133.
5. Суворова С.Д., Бойко И.А., Захаренко А.И. Проектирование цифровых логистических платформ в цепи поставок // Естественно-гуманитарные исследования (ЕГИ) № 29 (3), 2020 с.321-325. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10281
6. Тропынина Н.Е. Особенности применения индикаторов интенсивности конкуренции для оценки степени монополизации рыночной власти. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 91-97.
7. Как выбрать торговые платформы для трейдинга. - URL: https://strategy4you.ru/finansovaya-gramotnost/platformy-dlya-trejdinga.html
Kulikova O., Ph. D., associate Professor1
Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor2
1St. Petersburg State University of Industrial technology and design
2St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great
MARKETPLACE: THE BUSINESS MODEL OF THE MODERN TRADE
Abstract. Marketplaces appeared on the e-Commerce market relatively recently, but aroused increased interest from business structures, which contributed to their stable growth and development. As a platform that provides placement of a wide and deep range of product categories and services, marketplaces provide unlimited opportunities for expanding the scale of activities, reducing transaction costs and the cost of attracting consumers, both for product manufacturers and online stores. In addition to the advantages, these trading platforms have a number of problems: the presence of constant control over the execution of transactions on the platform; the probability of losing a buyer due to the establishment of direct economic ties between him and the seller; the formation of a negative attitude among buyers in case of violation of obligations to consumers by contractors; a high level of competition in the structure of the platform; the lack of opportunities for the seller to build strong relationships with the client and strengthen its own brand. However, today the marketplace is a new business model that allows small and medium-sized businesses to increase their target audience, get high profits and form effective communications with customers.
Keywords: marketplace, trade, electronic platforms, business model, target audience.