Научная статья на тему 'ПОЧЕМУ РОССИЙСКИМ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ СТОИТ РАЗМЕЩАТЬСЯ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ?'

ПОЧЕМУ РОССИЙСКИМ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ СТОИТ РАЗМЕЩАТЬСЯ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
909
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТПЛЕЙС / ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛОЩАДКИ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзак М.М., Гумерова Г.И.

Развитие маркетплейсов в глобальной сети Интернет, произошло относительно недавно, но вызвало интерес у различных предпринимательских сообществ, что способствовало росту и развитию данных компаний. Являясь платформой, обеспечивающей размещение широкого и глубокого ассортимента товарных категорий и услуг, маркетплейсы предоставляют неограниченные возможности для расширения масштаба деятельности, снижения транзакционных издержек и стоимости привлечения потребителей, как производителям товаров, так и интернет-магазинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHY SHOULD RUSSIAN ONLINE STORES BE PLACED ON MARKETPLACES?

The development of marketplaces in the global Internet has occurred relatively recently, but has aroused interest among various business communities, which has contributed to the growth and development of these companies. As a platform that provides a wide and deep range of product categories and services, marketplaces provide unlimited opportunities to expand the scale of activities, reduce transaction costs and the cost of attracting consumers, both to manufacturers of goods and online stores.

Текст научной работы на тему «ПОЧЕМУ РОССИЙСКИМ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНАМ СТОИТ РАЗМЕЩАТЬСЯ НА МАРКЕТПЛЕЙСАХ?»

Почему российским интернет-магазинам стоит размещаться на маркетплейсах?

CS

0

CS

01

Мурзак Михаил Михайлович

магистр, Финансовый университет при Правительстве РФ Гумерова Гюзель Исаевна

д.э.н. профессор Финансовый университет при Правительстве РФ

Развитие маркетплейсов в глобальной сети Интернет, произошло относительно недавно, но вызвало интерес у различных предпринимательских сообществ, что способствовало росту и развитию данных компаний. Являясь платформой, обеспечивающей размещение широкого и глубокого ассортимента товарных категорий и услуг, маркетплейсы предоставляют неограниченные возможности для расширения масштаба деятельности, снижения транзакционных издержек и стоимости привлечения потребителей, как производителям товаров, так и интернет-магазинам.

Ключевые слова: маркетплейс, торговля, электронные площадки, повышение конкурентоспособности, российские компании.

О Ш

m х

<

m о х

X

В современных условиях предприятиям малого и среднего бизнеса достаточно сложно выстоять в жесткой конкурентной борьбе с крупными игроками рынка. Цифровая трансформация экономики и общества, представленная в программе «Индустрия 4.0» или четвертая промышленная революция, предусматривает цифровиза-цию и интеграцию процессов по вертикали, создание единого цифрового пространства в рамках всей организации, начиная от разработки продуктов и закупок и заканчивая производством, логистикой и обслуживанием [6,7]. Одним из таких аспектов, обеспечивающих потенциал для устойчивого развития и повышения конкурентоспособности компаний, является размещение товаров и предложение услуг на маркетплейсах, которые позволяют увеличить целевую аудиторию, получить дополнительный источник прибыли и сформировать эффективные коммуникации с покупателями. [2, С. 41]

Согласно исследованиям Data Insight, в период с 2019 по 2024 годы среднегодовой темп роста российской онлайн-торговли составит 33,2%, при этом объём продаж товаров через сеть Интернет вырастет с 1,7 до 7,2 трлн. руб., что подтверждается повышением интереса к маркетплейсам со стороны предпринимательских структур. Подобные электронные площадки предоставляют неограниченные возможности для расширения масштаба деятельности, снижают транзакционные издержки и стоимость привлечения потребителей, что является весьма актуальным в условиях снижения темпов экономического роста.

Маркетплейс представляет собой бизнес-модель, объединяющую продавцов и покупателей, совершающих сделки посредствам онлайн-платформы, предлагающей широкий и глубокий ассортимент разных товарных категорий и комплекс услуг, с момента оформления заказа до его получения.

Использование маркетплейса доступно как опытным игрокам рынка, так и начинающим предпринимателям. Данная бизнес-модель достаточно проста для понимания и не требует специальной подготовки. На сайте маркетплейса размещается полная информация о предоставляемых продавцами товарах, услугах, их характеристиках, ценах, отвечающая покупательским потребностям, мотивирующая сделать выбор и оформить заказ. После заполнения каталога и завершения SEO-оптими-зации товаров, управление и поддержание работы торговой площадки является не сложным и занимает несколько часов в неделю. Продажи на маркетплейсах позволяют совмещать основной бизнес с дополнительными проектами. [5, С. 91]

Интернет-магазины - одни из лучших маркетинговых каналов, известных человеку. С появлением таких гигантов, как Amazon, eBay и Alibaba, Avito бренды стремятся процветать, конкурировать или быть побежденными на этих витринах интернет-магазинов.

Интернет-торговая площадка - это тип веб-сайта электронной коммерции, на котором информация о про-

дуктах или услугах предоставляется несколькими третьими сторонами. Онлайн-торговые площадки являются основным типом многоканальной электронной коммерции и могут быть способом рационализировать производственный процесс.

Во-первых, почему бизнесу электронной коммерции следует рассматривать возможность расширения на другие рынки? Очевидная причина - увеличение продаж и рост вашей пользовательской базы, но есть и другие причины. Давайте посмотрим на основные причины расширения рынка.

Очевидным преимуществом расширения на торговые площадки является возможность увеличения продаж и увеличения вашей прибыли. У каждой торговой площадки есть своя аудитория (часто пересекающаяся) и своя структура комиссионных. Например, Houzz, который представляет из себя маркетплейс дизайнеров интерьеров, взимает комиссию 18%, а Etsy, который фокусируется на изделиях ручной работы и старинных вещах - только 5%. Существует множество возможностей найти подходящую площадку для вашего бренда с подходящим продуктом и аудиторией.

Вы будете удивлены, сколько людей находят понравившийся им продукт на Amazon или eBay, а затем покупают его прямо на веб-сайте компании. Так происходит все время. Кроме того, чем больше клиенты видят определенный бренд, тем он становится для них более знакомым, и они с большей вероятностью купят или порекомендуют его продукты своим друзьям. Рост бренда на самом деле не поддается количественной оценке, но маркетологи могут измерить его по общему трафику сайта и поисковым запросам по брендам.

Есть масса возможностей объединить онлайн-торговые площадки с партнерским маркетингом. Некоторые аффилированные лица будут работать с вами только в том случае, если ваши продукты, например, находятся на Amazon. Таким образом, продажи на Amazon могут открыть вам двери для установления долгосрочных партнерских отношений с аффилированными лицами, сайтами купонов, крупными публикациями и т.д. [1, с. 128]

Одна из главных причин, по которой вы должны продавать на онлайн-рынках, — это устоявшаяся аудитория. Если вы объедините Amazon, eBay и Walmart, вы увидите более 500 миллионов активных посетителей в месяц, это огромный кусок онлайн-недвижимости.

И если вы думаете о запуске на более крупных торговых площадках, таких как Etsy, Farfetch или Houzz, у каждой из них есть очень лояльная клиентская база, которая искренне воодушевлена и ищет новые продукты на этих платформах.

Если объединить Amazon, eBay и Walmart, вы получите более 500 миллионов активных посетителей в месяц.

И последнее, но не менее важное: как только вы приобретете популярность на онлайн-рынке (если ваш продукт хорош и вы получаете положительные отзывы), вы часто можете рассчитывать на долгосрочный рост. Канал потребует нормального обслуживания клиентов и работы по доставке и обслуживанию ваших клиентов. И вы можете продолжать оптимизировать свои списки, но вам не нужно заново изобретать свой бизнес. Это воплощение принципа «не класть яйца в одну корзину». [4, с. 29]

Продажа напрямую потребителю.

Плюсы:

- у вас 100% контроль над пользовательским опытом и восприятием бренда;

- вы получаете информацию о клиенте и можете перенаправить его позже;

- вам не нужно платить дополнительные сборы.

Минусы:

- воздействие более ограничено и зависит от вашего маркетингового бюджета;

- вы упускаете возможности, доступные на торговых площадках в Интернете;

- сложнее выйти на новые регионы и рынки.

Продажа на онлайн-рынке

Плюсы:

- вы получаете доступ к миллионам потребителей;

- легче ранжироваться в поиске;

- вы можете увеличить свои продажи с помощью рекламы на торговой площадке.

Минусы:

- вы часто не получаете информацию о клиенте и не имеете права перенацеливать его

- когда вы меняете торговую площадку, вам нужно начинать с нуля

- вы должны тщательно соблюдать уникальные правила и рекомендации каждой торговой площадки.

Лучшая стратегия - установить свое присутствие в Интернете путем продажи на собственном сайте электронной коммерции и расширить свое присутствие на как можно большем количестве торговых площадок.

Маркетплейсы, могут иметь четкую специализацию на определенных товарах/услугах, например, строительство, логистика, продажа дизайнерской одежды, либо предоставлять товары из различных ассортиментных категорий. Из наиболее актуальных маркетплейсов можно выделить Яндекс.Маркет, Wildberries, Ozon, goods и др. Данные торговые площадки более конкурентоспособны, чем многие известные интернет-магазины.

В условиях современного рынка многие владельцы среднего и малого бизнеса боятся конкуренции с крупными игроками, поэтому размещение товаров и услуг на маркетплейсах является хорошей возможностью расширить целевую аудиторию, получить дополнительный источник трафика и потенциальных покупателей. Также маркетплейсы предоставляют определенные выгоды всем участникам процесса купли-продажи: [3, с. 68]

- покупатели могут выбрать лучшее предложение на одной платформе;

- продавцы, во-первых, сокращают расходы на содержание интернет-магазина, персонала, доставку; а во-вторых, не вкладываются в рекламную кампанию, так как этим занимаются маркетплейсы с помощью различных инструментов и каналов продвижения;

- владельцы площадки получают прибыль, минимизируя издержки обращения.

В целях исследования предлагаю рассмотреть четыре наиболее популярные в России маркетплейса из означенных выше.

1. Яндекс.Маркет - изначально площадка, позволяющая покупателям сравнивать цены и осуществлять выбор товаров. Объединяет более 20 тысяч интернет-магазинов и обслуживает аудиторию около 4 млн человек в день. Для Яндекс.Маркет характерны наличие карточек популярных товарных категорий (мобильные телефоны, фотоаппараты, телевизоры и др.), с относительно простой процедурой регистрации, обязательной обратной связи с покупателями, и коррекция прайс-листа в соответствии уровнем спроса.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CS

0

CS

01

о

Ш

m

X

Кроме того, модераторы площадки внимательно отслеживают реализацию легальной, сертифицированной продукции, а также рейтинг торгового предприятия, определяемый системой поставки «точно в срок». В обязанности продавца входит контроль наличия товаров и оперативное обновление статуса. За нарушение данного условия торговое предприятие могут отключить или временно заблокировать на сервере площадки.

С недавнего времени, у Яндекс.Маркета появился раздел Покупки - это бывший маркетплейс Беру.ру, который достался Яндексу после «развода» со Сбером. На текущий момент Яндекс.Маркет Покупки - третий по величине маркетплейс в России с оборотом более 200 млрд. руб за 2019 год по данным финансовой отчетности ООО «Яндекс.Маркет».

2. Wildberries - крупнейший маркетплейс в России, объединяющий около 30 тыс. поставщиков товаров, различных ассортиментных групп: одежда, обувь, косметика, детские товары, книги, электроника и прочие. Для того, чтобы продавцу зарегистрироваться на платформе необходимо пройти поэтапную верификацию и загрузить ряд учредительных документов предприятия (ИНН, ОГРН и т.д). Официальный срок рассмотрения заявки -3 дня с момента подачи документации.

Следует отметить, что Wildberries характеризуется взиманием высокого процента по комиссии (5-15%), в зависимости от принадлежности товаров к той или иной категории. Например, на одежду комиссия составляет 15%, на товары для дома и дачи - 12%, на хозяйственные товары и книги - 10%. Кроме того, продавец обязан устанавливать цену не выше, чем на аналогичный товар, представленный на других платформах. В случае, если цена на другом сайте будет ниже, чем на Wildberries, - площадка не разместит товар в каталоге. Доставка товаров на склад маркетплейса осуществляется за счет продавца.

3. Ozon - площадка, возникшая на рынке электронной коммерции в 1998 году, на которой в настоящий момент совершается около 120 тыс. заказов в день. Данный маркетплейс отличается удобной системой редактирования карточек товаров и изменения цены, а также достаточно простым процессом регистрации поставщиков, которые могут настроить поток заказов на широкую аудиторию, используя сильную логистическую систему и склады площадки, расположенные в крупных городах страны. Размер комиссии зависит от категории товара и может достигать 18 % от его стоимости.

Таким образом, маркетплейсы становятся доминирующей формой организации продажи товаров и услуг, сопровождающейся активным проникновением во все сферы жизнедеятельности населения. В настоящее время данные платформы заняли более половины объема рынка, за счет предоставления пользователям необходимых удобств, а продавцам - возможности быстро развивать бизнес.

Литература

1. Егоров В.Ф., Егорова Н.М. Целевой маркетинг в коммерческой деятельности торгового предприятия. //

Журнал правовых и экономических исследований. 2015. № 1. С. 128-133.

2. Куликова О.М., Суворова С.Д. Актуальные вопросы проведения процедуры банкротства в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 3 (45). С. 41-47.

3. Развитие цифровой экономики в условиях дегло-бализации и рецессии: монография/под ред. А.В. Бабкина. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. - 753 с.

4. Суворова С.Д., Бойко И.А., Захаренко А.И. Проектирование цифровых логистических платформ в цепи поставок // Естественно-гуманитарные исследования (ЕГИ) № 29 (3), 2020/

5. Тропынина Н.Е. Особенности применения индикаторов интенсивности конкуренции для оценки степени монополизации рыночной власти. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 4 (46). С. 91-97.

6. Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. От индустрии 3.0 к индустрии 4.0: основные понятия, измерения и компоненты индустрии 4.0 // Инвестиции в России. 2019. № 9 (296). С. 32-40.

7. Шеве, Г. Менеджмент цифровой экономики. Менеджмент 4.0: монография / Г. Шеве, С. Хюзиг, Г. Шуме-рова, Э. Шаймиева. - Москва: КноРус,2019. - 232 с.

Why should russian online stores be placed on marketplaces?

JEL classification: B00, D20, E22, E44, L23, L51, L52, M11, M20, M30, Z33 Murzak M. M., Gumerova G.I.

Financial University under the Government of the Russian Federation The development of marketplaces in the global Internet has occurred relatively recently, but has aroused interest among various business communities, which has contributed to the growth and development of these companies. As a platform that provides a wide and deep range of product categories and services, marketplaces provide unlimited opportunities to expand the scale of activities, reduce transaction costs and the cost of attracting consumers, both to manufacturers of goods and online stores.

Keyword: marketplace, trade, electronic platforms, improving

competitiveness, Russian companies. References

1. Egorov V. F., Egorova N. M. Target marketing in the commercial activity of

a trading enterprise. // Journal of Legal and Economic Research. 2015. No. 1. pp. 128-133.

2. Kulikova O. M., Suvorova S. D. Actual issues of conducting the bankruptcy

procedure in Russia / / Innovative economy: prospects for development and improvement. 2020. No. 3 (45). pp. 41-47.

3. Development of the digital economy in the conditions of deglobalization

and recession: monograph / ed. by A.V. Babkin. - St. Petersburg: POLYTECH-PRESS, 2019. - 753 p.

4. Suvorova S. D., Boyko I. A., Zakharenko A. I. Design of digital logistics

platforms in the supply chain / / Natural and Humanitarian Studies (EGI) No. 29( 3), 2020/

5. Tropynina N. E. Features of the use of indicators of the intensity of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

competition to assess the degree of monopolization of market power. // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2020. No. 4 (46). pp. 91-97.

6. Sheve G., Khuzig S., Gumerova G. I., Shaimieva E. Sh. From Industry 3.0

to Industry 4.0: basic concepts, dimensions and components of Industry 4.0 / / Investment in Russia. 2019. No. 9 (296). pp. 32-40.

7. Sheve, G. Management of the digital economy. Management 4.0:

monograph / G. Sheve, S. Husig, G. Shumerova, E. Shaimieva. -Moscow: KnoRus,2019. - 232 p.

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.