Научная статья на тему 'МАРКЕТПЛЕЙСЫ КАК ГЛАВНЫЙ ТРЕНД ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ'

МАРКЕТПЛЕЙСЫ КАК ГЛАВНЫЙ ТРЕНД ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4605
777
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЙ БИЗНЕС / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / МАРКЕТПЛЕЙС / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / RETAIL / TRADING BUSINESS / E-COMMERCE / MARKETPLACE / TRADING PLATFORM / ONLINE STORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марченков А. А.

В исследовании рассмотрен ряд вопросов, связанных с сущностью, особенностям и преимуществами маркетплейсов: явления, получающего все большее распространение в электронной коммерции. Площадка подобного рода агрегирует информацию о товарах или услугах различного, предлагая потребителю возможность выбора из всего многообразия аккумулированной информации. Ряд преимуществ делает подобный инструмент в условиях цифровой экономики востребованным представителями B2B и B2C сегментов.Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ильяшенко С. Б., базовая кафедра торговой политики ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETPLACES AS THE MAIN TREND OF ELECTRONIC COMMERCE

The study examined a number of issues related to the nature, features and advantages of marketplaces: a phenomenon that is becoming more widespread in electronic commerce. A platform of this kind aggregates information about various goods or services, offering the consumer the opportunity to choose from the wide variety of accumulated information. A number of advantages makes such a tool in the digital economy demanded by representatives of B2B and B2C segments.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТПЛЕЙСЫ КАК ГЛАВНЫЙ ТРЕНД ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ»

УДК: 339.162

Марченков А. А.

МАРКЕТПЛЕЙСЫ КАК ГЛАВНЫЙ ТРЕНД ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ

Бакалавриат, факультет Международная школа бизнеса и мировой экономики Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Российская Федерация, г. Москва, 117997, Стремянный пер., 36 E-mail: [email protected]

Аннотация. В исследовании рассмотрен ряд вопросов, связанных с сущностью, особенностям и преимуществами маркетплейсов: явления, получающего все большее распространение в электронной коммерции. Площадка подобного рода агрегирует информацию о товарах или услугах различного, предлагая потребителю возможность выбора из всего многообразия аккумулированной информации. Ряд преимуществ делает подобный инструмент в условиях цифровой экономики востребованным представителями В2В и В2С сегментов.

Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Ильяшенко С. Б., базовая кафедра торговой политики ФГБОУ ВО РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Ключевые слова: розничная торговля, торговый бизнес, электронная коммерция, маркетплейс, торговая площадка, интернет-магазин.

1. Введение.

В современной практике хозяйствования торговых организаций различных форм собственности используются разнообразные способы взаимодействия с потребителем. В современных условиях для обеспечения развития, достижения плановых экономических показателей необходимо использовать разнообразные возможности, в том числе связанные с цифровыми решениями [1,2].

2. Методика.

В исследовании, с целью выявления специфических тенденций и особенностей деятельности маркетплейсов и агрегаторов в современных условиях использованы различные методы: такие как наблюдение явления агрегации поставщиков и торговых предприятия на торговых площадках [3], классифицированы и упорядочены объектов в соответствии с признаками конечного потребителя (В2В и В2С). Использован анализ как специальный метод для определения трендов развития цифровой торговли вообще, и маркетплейсов в частности [4, 5].

3. Основная часть.

Маркетплейс (от англ. Marketplace) - это место или веб-сайт, на котором можно найти товары разных брендов от разных поставщиков, магазинов или людей, представленных на одной и той же платформе. То есть маркетплейс представляет собой онлайн-площадку, на которой систематизируется информация о товарах и услугах разных поставщиков [6]. Покупатель формирует поисковый запрос для сравнения, выбора и покупки выбранного товара. Владелец торговой площадки отвечает за привлечение клиентов и обработку транзакций, в то время как сторонние поставщики занимаются производством и доставкой.

Маркетплейс оптимизирует процесс взаимодействия с покупателем, повышая его лояльность [7] посредством концентрированного поиска и систематизации информации. Так же существуют агрегаторы, где производители реализуют свою продукцию напрямую потребителям, избегая, таким образом, процесса хранения запасов [8]. Этот вид управления цепочкой поставок обычно называют методом Дропшиппинг (от англ. Dropshipping). При этом вопросы ответственности между оператором и поставщиками в данной модели взаимодействия требуют особого контроля. Качественная работа маркетплей-са подразумевает ответственность агрегатора за качество и бесперебойную обработку заказов, их доставку [9].

Такие компании, как Amazon, eBay и Flipkart (Индия), добились огромного успеха в бизнес-модели маркетплейса в электронной коммерции. Эта модель взаимной интеграции до сих пор оказалась самым прибыльным бизнесом в области электронной коммерции. Весь рынок работает на одной программной инфраструктуре, что позволяет всем поставщикам продавать свои товары под эгидой одного веб-сайта [10, 11].

Трансформация услуг в цифровой среде сформировала у предпринимательского сообщества понимание, что наличие собственного веб-сайта больше недостаточно для успешной коммерческой деятельности [12]. Маркетплейсы - это растущая тенденция, которую нельзя игнорировать. Наряду с наличием собственных веб-сайтов, большинство брендов также используют платформы-агрегаторы [13]. Это помогает влиять на показатели эффективности, повышает возможности потенциальных продаж и способствует росту прибыли.

Торговая площадка несет несомненную пользу всем участникам взаимоотношений. Для торговых организаций это способ снижения затрат на приобретение новых потребителей, увеличить их лояльность. Для потребителя маркетплейс представляет собой надежную, нейтральную платформу, где он может найти разнообразное товарное предложение, а также отзывы и сравнить ценовое предложение [14].

Маркетплейс обычно посещают больше посетителей, чем автономные сайты. Многие посетители просматривают веб-сайты, даже если они не ищут что-то конкретное. Тогда конверсия не особенно велика, хотя существует вероятность совершения покупки или выбор определенного производителя. То есть вероятность импульсивной покупки существует, хотя и не особенно велика.

Наряду с повышенным лояльности потребителя, привлечения новых покупателей маркетплейсы собирают информацию о продажах конкретного бренда. Подобная информация, а также отзывы, могут использоваться для повышения качества товара или конкретной услуги. Проведение акции на мар-кетплейсах намного дешевле, чем индивидуально. Кроме того, агрегаторы довольно часто организуют собственные рекламные компании, экономя таким образом финансовые ресурсы [15]. И наконец, потенциальная аудитория, которой адресованы рекламные сообщения, шире, чем самостоятельное продвижение.

Как правило, у потребителя в большинстве случаев уже сформировано доверие к качеству товаров на торговых площадках, таких как Amazon. Во многих случаях принимает решение о покупке именно на маркетплейсе вместо веб-сайта конкретного производителя бренда именно в силу существующего доверия к платформе. Во многом это доверие возникает из-за возможности сравнить продукцию разных брендов перед покупкой. Цена здесь не единственный фактор [16]. Важную роль играют отзывы потребителей, которые купили и использовали товар или услугу, и довольно часто имеют больший вес, чем заявленные производителем или продавцом характеристики. Хороший товар мгновенно поднимается над другими благодаря этим отзывам, даже если он может быть немного дороже по сравнению с конкурентами.

Несколько лет подряд мировой рынок электронной коммерции продолжает быстро расти. Общий доход от электронной торговли превысил 1,8 триллиона долларов в 2018 году, а к 2022 году, согласно прогнозам международных аналитических служб, достигнет 2,6 триллиона долларов. Модель маркетплейса актуальна для большого количества отраслей, так как это простой путь к расширению ассортимента без увеличения затрат. Мировая практика показывает, что большинство компаний, которые становятся мар-кетплейсами - это игроки e-commerce, крупные ритейлеры, почтовые и логистические операторы, финансовые организации, а также 1Т-компа-нии. В настоящее время в мире насчитывается более 40 маркетплейсов с капитализацией более 1 млрд долл. США. Яркими примерами являются агрегатор такси «Lyft» (капитализация 5,5 млрд долл. США), немецкий сервис доставки еды «Delivery Него» (капитализация 2,9 млрд долл. США), французский сервис поиска попутчиков «Blablacar» (капитализация 1,6 млрд долл. США), сервис заказа такси «Uber», платформа для поиска апартаментов «Airbnb», приложение для бронирования отелей «Booking» [17, 18]. Таким образом, все преимущества будут и впредь обеспечивать быстрый рост маркетплейсов, а также их расширение не только в области розничной торговли, но и в других сферах. На российском рынке пока нет маркетплейсов, способных конкурировать на международной арене.

4. Заключение

Макетплейсы являются удобным средством для формирования потребителю товарного предложения. Сервисы, агрегирующие предложения поставщиков товаров или услуг на одной площадке, имеют, как правило, удобный интерфейс и юзабилити, предлагая поиск, помощь в выборе, разные способы оплаты. Распространение такой формы взаимодействия объяснимо, поскольку помимо широкого ассортимента товаров и услуг маркетплейс обеспечивает удобные условия покупки, предоставляя необходимые гарантии качества. Все это привлекательно для покупателя и послужит фактором дальнейшего роста для организации продаж в электронной среде.

Список использованных источников

1. Депутатова Е. Ю., Перельман М. А. Пути формирования потребительской лояльности в розничной торговле // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 737-741.

2. Михайлюк М. В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономические науки. 2019. № 172. С. 57-61.

3. Иванова Я. Я. Торговля в России: состояние и перспективы развития // The Financial Centres: Travelling Around the World: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., октябрь 2015 г. М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2015.

4. Ващекин А. Н., Хрусталёв M. М. Неантагонистическая игра в задаче моделирования коммерческой деятельности оптовых предприятий // Автоматика и телемеханика. - 2003. - № 7. - С. 64—73.

5. Налоги в цифровой экономике. Теория и методология / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2019-279 с.

6. Мастеров А. И. Управленческий анализ смешанных затрат в условиях многономенклатурной реализации // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2012. № 2. С. 21-24.

7. Балихина Н. В., Иванова Я. Я. Производство и рынок отечественных легковых автомобилей в условиях нестабильной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-2 (77). С. 450-454.

8. Дмитриева И. М. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / И. М. Дмитриева -М.: Издательство Юрайт, 2017. - 358 с.

9. Калачева О. Н. Технология организации контроля // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 4 (84). С. 13-22.

10. Ващекин А. Н., Ващекина И. В. О развитии моделей непрямой государственной поддержки сельхозпроизводителей в Российской Федерации // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. - 2017. - № 6 (18). URL: http:// aeconomy.ru/science/economy/o-razvitii-modeley-nepryamoy-gosuda/.

11. Мастеров А. И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 9. С. 27-39.

12. Голубцова Е. В. Налоговое регулирование внешнеторговой деятельности в российской федерации учебное пособие / Е. В. Голубцова; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский экономический ун-т им. Г. В. Плеханова» (ГОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»), Москва, 2011.

13. Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А., Агапова А. А. Применение патентной системы налогообложения: фактор стабильности экономики // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 31-34.

14. Бухарева Л. В., Городецкая М. И., Дятлова О. В. и др. Бухгалтерский финансовый учет. Учебник / Москва, Юрайт, 2017. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (2-е изд., пер. и доп) С. 495.

15. Morozova T. V., Akhmadeev R. G., Bykanova О. A., Filippova N.V. Harmonising the valuation standards of the EEU agricultural companies // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. T. 8. № 1. C. 2167-2177.

16. Жукова В. В. Финансовая структура и модель бюджетирования в торговой компании // Экономические науки. 2011. №84. С. 161-164.

17. What is E-commerce Marketplace. Happiest Minds Technologies. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.happiestminds.com/Insights/ecommerce-marketplace/

18. CustomerThink [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://customerthink.com/ importance-of-marketplaces-in-the-e-commerce-business/

MarchenkovA. A.

MARKETPLACES AS THE MAIN TREND OF ELECTRONIC COMMERCE

Plekhanov Russian University of Economics Russia, 117997, Moscow, Stremyanny lane, 36 E-mail: [email protected]

Summary. The study examined a number of issues related to the nature, features and advantages of marketplaces: a phenomenon that is becoming more widespread in electronic commerce. A platform of this kind aggregates information about various goods or services, offering the consumer the opportunity to choose from the wide variety of accumulated information. A number of advantages makes such a tool in the digital economy demanded by representatives of B2B and B2C segments.

Keywords: retail, trading business, e-commerce, marketplace, trading platform, online store.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.