Научная статья на тему 'НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ И ТОВАРНЫЕ АГРЕГАТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ И ТОВАРНЫЕ АГРЕГАТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
650
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ РЫНКИ / МАРКЕТПЛЕЙС / АГРЕГАТОР / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ИНТЕРНЕТ-КОМПАНИЯ / DIGITAL MARKETS / MARKETPLACE / AGGREGATOR / CONSUMER / INTERNET COMPANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеева Ирина Викторовна

Рассматриваются вопросы государственного регулирования деятельности цифровых агрегаторов и маркетплейсов, а также вопросы правовой регламентации ответственности в сфере электронной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNFAIR MARKETPLACES AND PRODUCT AGGREGATORS AS SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

The article is devoted to the issues of state regulation of digital aggregators and marketplaces, as well as legal regulation of liability in the field of electronic commerce.

Текст научной работы на тему «НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ И ТОВАРНЫЕ АГРЕГАТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 342.9 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10234

ББК 67.401.041 © И.В. Фадеева, 2020

Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

НЕДОБРОСОВЕСТНЫЕ МАРКЕТПЛЕЙСЫ И ТОВАРНЫЕ АГРЕГАТОРЫ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Ирина Викторовна Фадеева, доцент кафедры административного права, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д.Н. Шурухнова

Аннотация. Рассматриваются вопросы государственного регулирования деятельности цифровых агрегаторов и маркетплейсов, а также вопросы правовой регламентации ответственности в сфере электронной торговли. Ключевые слова: цифровые рынки, маркетплейс, агрегатор, потребитель, интернет-компания.

UNFAIR MARKETPLACES AND PRODUCT AGGREGATORS AS SUBJECTS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY

Irina V. Fadeeva, Associate Professor of the Department of Administrative Law, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

E-mail: [email protected]

Reviewer: Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D.N. Shurukhnova

Abstract. The article is devoted to the issues of state regulation of digital aggregators and marketplaces, as well as legal regulation of liability in the field of electronic commerce.

Keywords: digital markets, marketplace, aggregator, consumer, Internet company.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Фадеева И.В. Недобросовестные маркетплейсы и товарные агрегаторы как субъекты административной ответственности. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):222-5.

С появлением интернета возникло множество цифровых рынков, представляющих собой различные платформы, соединяющие поставщиков и потребителей наборов данных и потоков данных, которые призваны обеспечивать высокое качество, согласованность и безопасность. При этом поставщики данных разрешают маркетплейсу и агрегатору в соответствии с определенными условиями и положениями представлять их информацию от своего имени. Посредством подобных платформ сегодня осуществляется продажа самых различных товаров, начиная от продуктов питания, книг, одежды и заканчивая страховками и акциями.

В нашем обществе, ориентированном на потреби-

теля, мы все чаще взаимодействуем с цифровыми рынками, привлекательность которых очевидна как для продавцов, так и покупателей. Первые могут охватить аудиторию в миллионы пользователей, представляя свои товары, независимо от того, насколько мала их компания или группа потребителей, для которой они их продают. В то же время продавцам не приходится тратить свои ресурсы на содержание реального магазина. Точно так же покупатели имеют возможность делать покупки в любом месте и в любое время, выбирая из широкого спектра предложений.

Таким образом, цифровые агрегаторы, маркетплейсы и интернет-компании позволяют объединить покупателей и продавцов, повысить уровень инфор-

мированности покупателей о различного рода товарах и услугах, а также усилить конкуренцию между продавцами, что ведет к сокращению монополии и, как следствие, к снижению цен. А общедоступность обратной связи с покупателями (посредством оставления отзывов, комментариев и выставления оценок, формирующих рейтинги) заставляет продавцов с аналогичными продуктами улучшать свой сервис.

При этом ни один агрегатор не может быть на 100% уверен в своих поставщиках. Иногда продавцы нарушают законы. А по мере расширения их сферы деятельности увеличивается и количество возникающих проблем. Агрегаторы могут иметь лишь ограниченный контроль, в связи с чем, большинство действий будет уже постфактум.

Но разве маркетплейсы и агрегаторы не должны нести за это ответственности? Как потребители, мы покупаем у сайтов, которым доверяем, потому что они сосредоточены на создании этого доверия. Одни делают упор на безопасность, другие — на подлинность товаров и своевременность доставки. Но если поставляемый товар не является подлинным или бренд отказывается соблюдать гарантию на товар, рекламируемый как подлинный на рынке, кто должен нести ответственность?

Проблема правовой регламентации ответственности в сфере электронной торговли привела к внесению изменений в Закон «О защите прав потребителей». Новые требования к торговым площадкам, которые выступают в качестве посредников при реализации товаров (услуг) продавцами (исполнителями), вступили в силу с 1 января 2019 года. Напомним, что формально агрегаторы и маркетплейсы не являются реальными продавцами товаров или исполнителями услуг. Одни представляют собой огромные интернет-магазины с тысячами товаров (услуг) различного назначения, представленных разными производителями, с возможностью оформить заказ, оплатить его, выбрать способ доставки прямо на площадке и при этом выступают в качестве получателей денежных средств от потребителей в счет оплаты тех товаров или услуг (например, такие известные маркетплейсы как AliExpress, Wildberries, Ozon и др.), другие являются онлайн-пло-щадками, которые собирают и систематизируют информацию о товарах и услугах из разных интренет-магазинов и по запросу покупателя предоставляют ее в структурированном виде, пригодном для сравнения и выбора подходящего товара, с последующим приобретением его на сайте магазина (например, такие прайс-агрегаторы, как Яндекс.Маркет, Avito.ru, Price. ru и др.).

Прежде всего, Федеральным законом от 29.07.2018 № 250-ФЗ [2] в преамбуле Закона «О защите прав потребителей» [3] было дано определение владельца агрегатора информации о товарах (услугах). Исходя из определения, владельцем агрегатора может быть индивидуальный предприниматель или любая организация, независимо от организационно-правовой формы, владеющие на законном основании программами для ЭВМ и (или) сайтом и (или) страницей сайта в сети Интернет. Согласно определению, владелец агрегатора обязан предоставить потребителю возможность одновременно: ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи определенного товара (договора возмездного оказания услуг), разместив необходимую для этого информацию о продавце (исполнителе) и товаре (услуге), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с пунктом 3 статьи 16.1 Закона № 2300-1 и Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Проще говоря, агрегатором признается сайт или интернет-страница, предоставляющая возможность одновременно ознакомиться с предложением о покупке товаров (услуг), заключить сделку с продавцом и оплатить покупку. Соответственно, мар-кетплейс, не соответствующий хотя бы одному из указанных критериев, не подпадает под действие выше названного закона.

Итак, новые требования законодательства о владельце агрегатора возлагают дополнительные обязанности и ответственность в отношениях с потребителями и Роспотребнадзором. По новым правилам владелец агрегатора обязан посредством размещения на своем сайте или странице сайта ссылки на сайт продавца (исполнителя) предоставить максимально детализированную информацию о себе, продавце (исполнителе) и товаре (услуге), включая фирменное наименование или ФИО продавца, юридический адрес, режим работы, сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, подробное описание товара (услуги) с указанием точных характеристик размера/веса/цвета и пр., фотографии с нескольких ракурсов или видеообзор, информацию о возможных вариантах доставки и т.д. Любые изменения в указанной информации должны быть доведены до сведения потребителя. За неисполнение данной обязанности владелец агрегатора несет ответственность за убытки, причиненные потреби-

телю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации, на основании которой был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг). Владелец агрегатора освобождается от возмещения потребителю убытков только в том случае, если недостоверная информация предоставлена ему самим продавцом. Кроме того, за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре (услуге) владелец агрегатора может быть привлечен к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 руб., на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб. (ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ). Из содержания статьи видно, что административная ответственность установлена как в отношении юридических, так и должностных лиц. Это означает возможность одновременно привлечь к ответственности и владельца агрегатора, и его должностное лицо, непосредственно виновное в допущенном нарушении.

Если иной порядок ответственности не предусмотрен соглашением между продавцом и агрегатором, то по общему правилу за исполнение договора, а также за соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю товара (услуги) ненадлежащего качества и обмена непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар, несет продавец (исполнитель).

В некоторых случаях владелец агрегатора обязан по требованию потребителя вернуть последнему полученную за товар (услугу) предоплату в полном объеме в течение 10 календарных дней со дня предъявления соответствующего требования. Законом предусмотрено, что возврат может быть осуществлен при соблюдении одновременно ряда условий:

• предварительная оплата за товар (услугу), была произведена на банковский счет владельца агрегатора, но в оговоренный срок товар не передан потребителю (услуга не оказана в срок);

• продавцу направлено уведомление (в том числе через сайт агрегатора, если иное не предусмотрено соглашением) потребителем об отказе от исполнения договора в связи с неисполнением в установленный срок обязательства по передаче товара (оказания услуги);

• потребителем предоставлено агрегатору подтверждение о направлении продавцу (исполнителю) уведомления об отказе от договора.

Однако владелец агрегатора вправе отказать потребителю в возврате суммы предоплаты товара (ус-

луги), если им получено от продавца (исполнителя) подтверждение принятия потребителем товара (оказания услуги) и копия такого подтверждения владельцем агрегатора направлено потребителю в течение 10 календарных дней со дня получения владельцем агре-гатора требования о возврате предоплаты. При несогласии потребителя с представленными владельцем агрегатора доказательствами принятия потребителем товара (оказания услуги) он вправе отстаивать свои интересы в судебном порядке.

Пункт 2 ст. 40 Закона о защите прав потребителей в отношение агрегатора устанавливает требование об осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, который включает в себя организацию и проведение проверок, мониторинг соблюдения агрегаторами требований действующего законодательства РФ, выдачу предписаний о прекращений и устранении выявленных нарушений и иные мероприятия.

В рамках осуществления контроля за выполнением законодательства о защите прав потребителей Федеральным законом № 250-ФЗ на владельцев агре-гаторов возложена обязанность предоставлять информацию по запросам Роспотребнадзора (пп. 1 п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей). Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), осуществляющий государственный контроль (надзор), необходимых сведений, а равно предоставление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей; на юридических лиц — от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Необходимость правового регулирования интернет-торговли и, конкретно, деятельности маркетплей-сов назрела уже давно. На сегодняшний день это одна из немногих отраслей, которая активно развивается в силу того, что данная сфера не требует решения большого количества сложных организационных вопросов и не связана с существенными издержками. Поэтому важно, с одной стороны, установить нормы, позволяющие соблюсти баланс интересов потребителей и интернет-компаний, а с другой — не отяготить осуществление интернет-коммерции введением излишнего государственного регулирования.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административ-

ных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

2. Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Феде- 1. рации «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: локаль- 2. ный. Дата обновления 28.03.2020.

3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: локальный. Дата обновления 3. 28.03.2020.

4. Постановление Правительства РФ от 02.05.2012 № 412 «Об утверждении Положения

о федеральном государственном надзоре в об- 4. ласти защиты прав потребителей» // СПС Кон-сультантПлюс. Режим доступа: локальный. Дата обновления 28.03.2020.

5. Бычков А.И. Агрегаторы и маркетплейсы // Экономико-правовой бюллетень. 2019. № 12.

160 с. 5.

6. Ответственность агрегатора информации о товарах с 2019. [Электронный ресурс]. Режим до- 6. ступа: http://www.it-lex.ru/artide/otvetstvennost-agregatora-mformatii-o-tovarah-2019 (дата обращения 30.03.2020).

References

Code of the Russian Federation on administrative offences of 30.12.2001 No. 195-FZ. Federal law of 29.07.2018 No. 250-FZ "On amendments to the Law of the Russian Federation "On consumer protection" // SPS ConsultantPlus. Access mode: local. Update date 28.03.2020. Law of the Russian Federation from 07.02.1992 № 2300-1 "On protection of consumer rights" // SPS ConsultantPlus. Access mode: local. Update date 28.03.2020.

Resolution of the Government of the Russian Federation dated 02.05.2012 No. 412 "On approval of the Regulations on Federal state supervision in the field of consumer protection" // SPS ConsultantPlus. Access mode: local. Update date 28.03.2020.

Bychkov A.I. Aggregators and marketplaces // Economic and legal Bulletin. 2019. No. 12. 160 p. Responsibility of the product information aggregator from 2019. [Electronic resource]. Access mode: http:// www.it-lex.ru/article/otvetstvennost-agregatora-informacii-o-tovarah-2019 (accessed 30.03.2020).

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Административный процесс

Четвертое издание

Административный процесс. 4-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Волкова В.В. и др. 200 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Административный процесс представлен как сложный и комплексный административно-правовой институт. Проанализированы задачи, основные принципы, участники административного процесса.

Уделено внимание юрисдикционной и управленческой концепциям административного процесса. Рассмотрена структура административного процесса, виды производств.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также студентов, обучающихся по специальности Государственное и муниципальное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.