Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
познавательная деятельность / коммуникативные стратегии / регулятивные УУД / cognitive activity / communicative strategies / regulatory universal educational actions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.В. Чамата, Т.А. Жукова

В настоящей статье представлено описание значимых коммуникативных стратегий как одного из эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся средней школы на уроках английского языка. Эпоха цифровых технологий, вызывающих информационную перегруженность, не могла не повлиять на тип мышления и стиль обучения современных подростков. Лёгкий доступ к любой информации постепенно уничтожает желание и внутреннюю мотивацию учиться и интересоваться чем-либо, что негативно сказывается на образовательном процессе и коммуникативных навыках обучающихся, так как среди подростков сейчас предпочтителен текстовый формат общения. ФГОС ООО предусматривает формирование УУД, что затрудняется влиянием перечисленных факторов. В статье приводятся результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие деятельностно-практического компонента познавательной деятельности на основе применения коммуникативных стратегий на уроках английского языка в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.В. Чамата, Т.А. Жукова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE STRATEGIES AS A WAY TO DEVELOP THE COGNITIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS DURING ENGLISH LESSONS

The article presents the description of meaningful communicative strategies as an effective way to develop the cognitive activity of middle school students in English language classes. The digital age, characterized by information overload, has had an impact on the thinking process and learning style of modern teenagers. Easy access to any information gradually destroys the desire and internal motivation to learn and be interested in anything, which negatively affects the educational process and the communicative skills of students, as the preferred communication format among teenagers is now textual. The Federal State Educational Standards provide for the formation of universal educational actions, which is hindered by the influence of aforementioned factors. The article presents the results of a pedagogical experiment aimed at developing the activity-practical component of cognitive activity based on the application of communicative strategies in English language classes in a secondary school setting. The results of the experiment have reflected that communicative strategies and cognitive activity are interwoven and should be developed together.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

8. Языкова Н.В. Межкультурный подход в языковом образовании: содержательно-целевой аспект. Функциональная лингвистика. 2011; Т. 1, №2: 313-316.

9. Гальскова Н.Д. Дидактическое содержание учебника иностранного языка: межкультурное измерение. Актуальные вопросы современной лингвистики: материалы X Региональной научно-практической конференции (с международным участием). Москва, 2023: 209-213.

10. Степанова М.В., Шамов А.Н. Роль учебника как средства формирования и развития методической компетенции учителя иностранного языка. Отечественная и зарубежная педагогика. 2021; Т. 1, № 6 (80): 74-92.

11. Ясненко И.П. Учебник и его значение в изучении иностранного языка. Современная образовательная среда: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2018: 33-35.

12. Хусаинова Э.Э., Кузнецова А.С. Межъязыковые омонимы или ложные друзья переводчика. Аллея науки. 2022; Т. 1, № 4 (67): 169-173.

13. Решетова С.А. Влияние безэквивалентной лексики на эффективность межкультурной коммуникации. Linguisticum-2021: сборник научных статей ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ Москва, 2021: 262-269.

14. Носонович Е.В. Методическая аутентичность учебного текста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Тамбов, 1999.

References

1. Obrazovatel'nye standarty MGIMO MID Rossii. Available at: https://mgimo.ru/sveden/eduStandarts/

2. Principalova O.V., Merkish N.E., Kirina T.P. Im Klartext: Chast'I. Uroven' A1: uchebnoe posobie. Moskva: Prometej, 2020.

3. Vintajkina R.V., Novikova N.N., Saklakova N.N. Nemeckijyazyk: shag za shagom: uchebnoe posobie. Uroven' A1: v 2 ch. Moskva: MGIMO-Universitet, 2019; Ch. 1.

4. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam: Lingvodidaktika imetodika. Moskva: IC «Akademiya», 2006.

5. Mezhkul'turnoe inoyazychnoe obrazovanie: lingvodidakticheskie strategii i taktiki: kollektivnaya monografiya. Moskva: Logos, 2014.

6. Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obscheniya v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh: Istoki, 1996.

7. Sysoev P.V. Peresmatrivaya konstrukt mezhkul'turnoj kompetencii: obuchenie mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v usloviyah «dialoga kul'tur» i «ne-dialoga kul'tur». Yazyk i kul'tura. 2018; № 43: 261-281.

8. Yazykova N.V. Mezhkul'turnyj podhod v yazykovom obrazovanii: soderzhatel'no-celevoj aspekt. Funkcional'naya lingvistika. 2011; T. 1, №2: 313-316.

9. Gal'skova N.D. Didakticheskoe soderzhanie uchebnika inostrannogo yazyka: mezhkul'turnoe izmerenie. Aktual'nye voprosy sovremennoj lingvistiki: materialy X Regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Moskva, 2023: 209-213.

10. Stepanova M.V., Shamov A.N. Rol' uchebnika kak sredstva formirovaniya i razvitiya metodicheskoj kompetencii uchitelya inostrannogo yazyka. Otechestvennaya izarubezhnaya pedagogika. 2021; T. 1, № 6 (80): 74-92.

11. Yasnenko I.P. Uchebnik i ego znachenie v izuchenii inostrannogo yazyka. Sovremennaya obrazovatel'naya sreda: teoriya ipraktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary, 2018: 33-35.

12. Husainova 'E.'E., Kuznecova A.S. Mezh'yazykovye omonimy ili lozhnye druz'ya perevodchika. Alleya nauki. 2022; T. 1, № 4 (67): 169-173.

13. Reshetova S.A. Vliyanie bez'ekvivalentnoj leksiki na 'effektivnost' mezhkul'turnoj kommunikacii. Linguisticum-2021: sbornik nauchnyh statej ezhegodnoj konferencii Studencheskogo nauchnogo obschestva MGLU. Moskva, 2021: 262-269.

14. Nosonovich E.V. Metodicheskaya autentichnost' uchebnogo teksta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 1999.

Статья поступила в редакцию 17.04.23

УДК 378

Chamata E.V., BA student, University MISIS (Moscow, Russia), E-mail: elchamata@gmail.com

Zhukova T.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

University MISIS (Moscow, Russia), E-mail: tatianazhu@mail.ru

COMMUNICATIVE STRATEGIES AS A WAY TO DEVELOP THE COGNITIVE ACTIVITY OF HIGH SCHOOL STUDENTS DURING ENGLISH LESSONS. The

article presents the description of meaningful communicative strategies as an effective way to develop the cognitive activity of middle school students in English language classes. The digital age, characterized by information overload, has had an impact on the thinking process and learning style of modern teenagers. Easy access to any information gradually destroys the desire and internal motivation to learn and be interested in anything, which negatively affects the educational process and the communicative skills of students, as the preferred communication format among teenagers is now textual. The Federal State Educational Standards provide for the formation of universal educational actions, which is hindered by the influence of aforementioned factors. The article presents the results of a pedagogical experiment aimed at developing the activity-practical component of cognitive activity based on the application of communicative strategies in English language classes in a secondary school setting. The results of the experiment have reflected that communicative strategies and cognitive activity are interwoven and should be developed together.

Key words: cognitive activity, communicative strategies, regulatory universal educational actions

Е.В. Чамата, студент, университет МИСИС, г. Москва, E-mail: elchamata@gmail.com

Т.А. Жукова, д-р пед. наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, университет МИСИС, г. Москва,

E-mail: tatianazhu@mail.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В настоящей статье представлено описание значимых коммуникативных стратегий как одного из эффективных способов развития познавательной деятельности учащихся средней школы на уроках английского языка. Эпоха цифровых технологий, вызывающих информационную перегруженность, не могла не повлиять на тип мышления и стиль обучения современных подростков. Лёгкий доступ к любой информации постепенно уничтожает желание и внутреннюю мотивацию учиться и интересоваться чем-либо, что негативно сказывается на образовательном процессе и коммуникативных навыках обучающихся, так как среди подростков сейчас предпочтителен текстовый формат общения. ФГОС ООО предусматривает формирование УУД, что затрудняется влиянием перечисленных факторов. В статье приводятся результаты педагогического эксперимента, направленного на развитие деятельностно-практического компонента познавательной деятельности на основе применения коммуникативных стратегий на уроках английского языка в средней школе.

Ключевые слова: познавательная деятельность, коммуникативные стратегии, регулятивные УУД

Актуальность исследования обусловливается изменениями способов получения информации и путей общения среди подростков, а также низким уровнем заинтересованности в изучении английского языка и образовательном процессе в целом. В 2018 году австралийскими учёными было проведено исследование, в ходе которого приняли участие 4 500 детей и подростков [1]. Учёные выяснили, что у детей, проводящих больше времени за смартфонами и компьютерами, отдел головного мозга, отвечающий за когнитивные способности, тоньше, чем у тех участников, кто уделяет меньше времени Интернету. Выявленный феномен отрицательно влияет на состояние памяти, умения выстраивать причинно-следствен-

ные связи на основе уже имеющейся информации, из-за чего снижение уровня познавательной деятельности с течением времени становится неизбежным.

Многие обучающиеся средней школы считают уроки английского языка неинтересными и сложными, и, так как нет внутренней мотивации к обучению, познавательная активность также снижена. Анализ современных УМК по английскому языку показывает, что наименее развиты продуктивные навыки - говорение и письмо из-за меньшего количества упражнений, направленных на развитие данных навыков. Вследствие этого можно предполагать, что внедрение в программу заданий на говорение в различных форматах, например групповом

и парном в виде дискуссий, дебатов и коммуникативных игр, способно повысить коммуникативные навыки обучающихся и расширить общий кругозор по причине беспредметности английского языка и сделать изучение языка более увлекательным, так как в средней школе основные мотивы деятельности меняются с учебных на социальные, то есть общение со сверстниками становится приоритетным занятием. В связи с тем, что во всех сферах жизнедеятельности для получения желаемого результата необходимо обладать развитыми коммуникативными навыками, то при выполнении упражнений, основанных на применении коммуникативных стратегий, обучающиеся могут проследить практическую значимость английского языка в его взаимосвязи с реальной жизнью и усовершенствовать свои навыки говорения и общения с другими людьми.

Цель исследования - эмпирически обосновать важность применения заданий, основанных на коммуникативных стратегиях в процессе развития познавательной деятельности обучающихся средней школы.

Задачи нашего исследования - проанализировать понятия «познавательная деятельность» и «коммуникативная стратегия» и их виды, охарактеризовать уровень сформированности коммуникативных навыков обучающихся средней школы, изучить влияние применения коммуникативных стратегий на обучение коммуникативным навыкам обучающихся средней школы, выявить трудности при использовании коммуникативных стратегий, установить взаимосвязь между внедрением обучения коммуникативным стратегия в уроки английского языка и уровнем познавательной деятельности обучающихся.

Теоретическая значимость данной статьи заключается в расширении представления об использовании коммуникативных стратегий в процессе изучения английского языка в средней школе, в частности развития познавательной деятельности обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в проектировании упражнений, основанных на реализации коммуникативных стратегиях, с целью повышения уровня познавательной деятельности обучающихся.

Согласно ФГОС СОО программа учебного предмета должна обеспечивать формирование и развитие УУД - универсальных учебных действий, которые делятся на четыре кластера: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. УУД также называются метанавыками, так как они не относятся к какому-либо одному учебному предмету и должны быть применимы не только в образовательном процессе, но и в жизни. Нейролингвист Т.В. Чергниговская полагает, что именно владение метанавыками обеспечит детей и подростков способностью адаптироваться к изменениям в современном мире [2].

В нашем исследовании мы рассмотрим возможность развития регулятивных УУД с помощью применения упражнений, основанных на коммуникативных стратегиях. Регулятивный кластер УУД включает в себя «целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция» [3, с. 93]. М.Г. Голубчикова, ГМ. Голубчиков и Е.Л. Федотова в своём исследовании отмечают, что регулятивные УУД являются основой «формирования всех остальных» (познавательных и коммуникативных»), так как самостоятельная деятельность и саморазвитие невозможно без владения регулятивных УУД. Следовательно, в целях повышения уровня познавательной активности обучающихся необходимо уделять большое внимание кластеру регулятивных УУД.

ГВ. Фадина полагает, что познавательная деятельность - это «сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание и речь» [4, с. 68]. А.Б. Звоненко утверждает, что под данной дефиницией понимается «специфический вид деятельности, который обучающийся сам может и должен проектировать, самостоятельно формулируя, реализуя и достигая цели на основе согласования предметных и личностных задач» [5].

Структура познавательной деятельности включает в себя цель, предмет, средства, результат и компоненты. О.М. Дементьева отмечает, что цель состоит в получении нового знания об объекте, раннее неизвестным субъекту, а также в создании оригинальных продуктов мыслительной и творческой деятельности, внедрении разнообразных способов и методов в рабочем или учебном процессе с целью достижения намеченного результата, имеющего личностную и социальную важность для субъекта, в данном случае - для обучающегося средней школы [6]. Также учёные утверждают, что познавательная деятельность является ведущей не только в процессе обучения, но и на протяжении всей жизни, так как от степени её развитости зависят взаимоотношения человека с окружающими [7, с. 115; 8].

Изучая вопрос структуры познавательной деятельности, отечественные исследователи выделили мотивационный, эмоционально-волевой, содержательно-операционный и оценочно-волевой структурные компоненты [8; 9]. В структуре познавательной деятельности С.И. Мелехина, С.И. Осипова и Н.С. Огаше-ва выделяют следующие структурные компоненты: мотивационно-ценностный компонент, когнитивный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический и рефлексивно-оценочный 10, с. 93].

Как было отмечено ранее, дети и подростки сейчас имеют относительно низкий уровень самостоятельности и самодисциплины, поэтому мы полагаем, что на уроках английского языка следует уделять больше внимания формированию деятельностно-практического компонента, который, в том числе, отражён в кластере регулятивных УУД, прописанных во ФГОС ООО. Одна из основных задач коммуникации в образовательном процессе заключается в организации

совместной деятельности группы людей для достижения единого результата, что находит своё отражение и в области обучения. Следовательно, чтобы коммуникация проходила наиболее эффективно и продуктивно, среди участников группы должно происходить как можно меньше деструктивных конфликтов и недопониманий. Для этого участники должны владеть определёнными коммуникативными стратегиями. В нашем исследовании мы будем придерживаться определения, данного О.С. Иссерс, которая под коммуникативными стратегиями понимает «комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели» [11, с. 288]. Учёный выделяет 4 основных вида коммуникативных стратегий: семантические, прагматические, диалоговые и риторические. Наше исследование опирается на внедрение прагматических и диалоговых коммуникативных стратегий, а именно - прагматическая коммуникативная стратегия самопрезентации, диалоговые коммуникативные стратегии запроса информации, инициативы, соглашения и отказа, так как они соответствуют наиболее типичным речевым взаимодействия в процессе социальной коммуникации.

Прагматическая коммуникативная стратегия самопрезентации заключается в интерпретации объективной информации коммуникантом. Использование данной стратегии помогает активизировать пассивный словарный запас обучающихся, вывести в речь грамматические конструкции, а также преодолеть психологический барьер, который может возникнуть в процессе коммуникативных актов.

Диалоговая стратегия запроса информации включает в себя приёмы уточнения, переспрашивания и просьбы повторить сказанное, например: "Could you repeat this, please, again?", "What did you mean by mentioning this?".

Диалоговая стратегия инициативы необходима в ситуациях, где обучающимся требуется предложить новые действия для решения какой-либо проблемы, обсудив возможные исходы их решений: "I suggest...", "Let's try...", "We should..., shouldn't we?".

Диалоговые стратегии соглашения и отказа в рамках образовательного процесса помогают обучающимся достичь компромисса и эффективно распределить усилия, сохранив между собой вежливые и открытые отношения. Для этого могут использоваться фразы по типу "I'm sorry, I would like to do this, but I have already gotten another piece of work" (отказ) и "Yes, I would be happy to do this" (соглашение).

Данные коммуникативные стратегии позволяют обучающимся наиболее тщательно подготовить учебное задание, обменяться мнениями, что в итоге ведёт к улучшению межличностных отношений в коллективе, которые также являются одним из аспектов развития познавательной деятельности обучающихся [12, с. 193]. Учитывая ведущий характер социальных мотивов познавательной деятельности подростков средней школы, нам представляется целесообразным включать в программу задания, основанные на коммуникативных стратегиях, так как они обеспечивают большую практику говорения с одноклассниками и педагогом, а также мотивируют осознанно «доставать» языковые средства из лингвистического портфеля.

Педагогический эксперимент был проведён в три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий. Эксперимент проводился на базе МБОО СОШ № 5 г. Фрязино в группе 9 «А» класса, где обучающиеся имели примерно одинаковый уровень владения английским языком, что позволило нам наиболее эффективно отследить прогресс в использовании коммуникативных стратегий и повышение уровня сформированности деятельностно-практического компонента познавательной деятельности.

На первом этапе нами было проведено анкетирование обучающихся, которое было направлено на оценивание общего уровня познавательной активности, уровня деятельностно-практического компонента познавательной деятельности и осведомлённости о коммуникативных стратегиях. Ученики прошли опрос, и были разделены на три группы для проверки их коммуникативных навыков. Учитель задал вопрос «Is social media dangerous for children?» и попросил каждую группу ответить и объяснить свой выбор. Далее учитель оценивал использование коммуникативных стратегий самопрезентации, соглашения и отказа, запроса информации и инициативы по шкале от 0 до 3 баллов. По результатам данного этапа обучающиеся получили 6 баллов из 12 возможных.

Результаты анкетирования продемонстрировали, что обучающимся не хватает заданий на взаимодействие (54% ответили, что хотели бы добавить в свои уроки по английскому языку больше парной работы и заданий на говорение, для 62% опрошенных самым трудным аспектом в изучении английского языка является говорение, что было замечено нами во время проведения первого этапа, для 8% - письмо). Уровень сформированности деятельностно-практического компонента оценивался по трём элементам: целеполагание, коррекция и саморегуляция. Обучающиеся получили 4 балла из 9 возможных.

В процессе констатирующего этапа исследования было выявлено, что у обучающихся недостаточно развиты коммуникативные навыки на английском языке, в частности умение начинать запрос информации и проявлять инициативу в общении. В связи с этим возникали проблемы во время групповых обсуждений, такие как сложности в начале диалога, трудности в понимании мнения одноклассников, длительные паузы и излишняя трата времени на выполнение задания. Ответы обучающихся были недостаточно убедительными и состояли в основном из одного предложения. В каждой группе возникали мини-конфликты из-за различных подходов к выполнению задания и низкого уровня коммуникативных навыков.

Для совершенствования практических навыков и эффективного использования коммуникативных стратегий учащимся средней школы были предложены разработанные нами соответствующие упражнения, которые начинались с подготовительного этапа, состоящего из трёх заданий и направленного на ознакомление с фразами-маркерами коммуникативных стратегий. Рассмотрим реализацию данных стратегий на практике.

Подготовительный этап

Упражнения подготовительного этапа включали в себя поиск фраз-маркеров коммуникативных стратегий, упражнение формата choose the right option, групповое упражнение по составлению диалогов в соответствии с заданной ситуацией.

Упражнение 1

a. Find the phrases used for expressing personal opinion and agreement/ disagreement.

Greg: To begin with, I believe that deforestation is a problem that affects everyone around the world and not just local communities.

Jess: That's a good point. But I think people are often more concerned about local issues, such as pollution from landfill sites.

Greg: I agree. That is definitely an issue. To my mind, though, the pollution from cars is far more worrying.

Jess: That's true. It is a major issue, but in my view, there are other problems to consider too, such as the effect of factories on air pollution levels.

Greg: You're right, of course. But I'm not sure that air pollution from factories is as significant as the pollution caused by cars.

Jess: If you ask me, they're both a threat. I tend to think that they both do serious damage to local environments.

Greg: I totally agree. There is no doubt that they seriously threaten local communities.

b. Read the dialogue and find the phrases used for asking information and suggesting.

Adrian: Hi, Paul. It's Adrian.

Paul: Hi. What's up?

Adrian: I've got a problem with my computer. Can you help me?

Paul: I'll try. What is wrong?

Adrian: Well, my computer keeps crashing.

Paul: What exactly happens? Does the screen keep freezing?

Adrian: Yes. The cursor sticks in the same place and I can't do anything.

Paul: Have you tried switching it off and on again?

Adrian: Yes, I have, but then after a while the same thing happens again.

Paul: Hmm. Have you got anti-virus software on your computer?

Adrian: Yes, I have.

Paul: Right. Well, I suggest you do a full scan with your anti-virus software. It could be a virus that's causing the problem. Try that, then call me again if you still have a problem.

Adrian: Ok, I'll do that. Thanks, Paul.

Paul: You're welcome [13].

Упражнение 2

Choose the correct word.

1.1 view/believe that factories contribute to global warming.

2. In my opinion/mind, people should try to recycle more.

3. To my opinion/mind, global warming is a huge threat.

4. That's a good point/view.

5. I'm afraid/sure that I can't agree with you.

6. Can you try/help me with this task, please?

7. What is your opinion/mind about this issue?

8. I would like/disagree to share my ideas with you.

Упражнение 3

Act out the possible situations while doing a group project. Use the phrases you have learnt.

Пример набора карточек

1. You have just gotten a topic of your project ("The most important discoveries of 21-century") and you want to discuss it with your team. Suggest starting a conversation (стратегия инициативы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. You suggest planning steps to achieve a study goal to your teammates (стратегия инициативы).

3. You express your positive/negative opinion about steps and goals (стратегия самопрезентации, соглашения/отказа).

4. You ask other teammates what their ideas and thoughts on the topic of the project are (стратегия запроса информации).

Библиографический список

5. You say that you agree, and you want to look for different resources of information and write the notes on it which is the first step from the list (стратегия инициативы и самопрезентации).

6. You offer to be responsible for correcting mistakes on the stage of checking the finished project (стратегия инициативы)

7. You say that you have a completely different view on the topic and it would be useful to reflect it in the project as well and you will do this part (стратегия инициативы и самопрезентации).

Речевой этап

Речевой этап является завершающим в рамках нашего исследования, в котором мы наблюдали за изменениями в частоте и качестве использования изученных коммуникативных стратегий и оценивали прогресс в улучшении уровня сформированности деятельностно-практического компонента познавательной деятельности.

Обучающиеся снова были разделены на группы для рассмотрения и обсуждения спорного вопроса, для которого они им требовалось выработать общее решение по вопросу "What would happen if dinosaurs had survived?". В ходе обсуждения учитель оценивал те же критерии, что и на констатирующем этапе исследования. В результате сумма баллов за использование коммуникативных стратегий повысилась с 6 до 9 баллов, а за уровень деятельностно-практическо-го компонента познавательной деятельности - с 4 до 6 баллов.

Также нами было предложено второе индивидуальное анкетирование, состоящее из 9 вопросов, целью которого являлась саморефлексия обучающихся. Результаты продемонстрировали положительное отношение обучающихся к групповому формату заданий.

Таблица 1

Результаты опроса-рефлексии обучающихся по итогам завершающего этапа исследования

Количество респондентов Самый интересный формат заданий Коммуникативная стратегия, соответствующая выбранному формату заданий

92% участников Групповой формат интереснее индивидуального Диалоговые коммуникативные стратегии в целом

62% участников Больше всего понравилось обсуждение вопроса в группе Стратегии запроса информации, инициативы, отказа и соглашения

23% участников Составление диалогов на подготовительном этапе Стратегии запроса информации и инициативы

15% участников Выражение своего мнения Стратегия самопрезентации

В результате проведения эксперимента мы заметили улучшение в использовании нами предложенных коммуникативных стратегий, которые непосредственно связаны с деятельностно-практическим компонентом познавательной деятельности.

Таким образом, исследование продемонстрировало, что развитие познавательной деятельности коррелирует с активным использованием коммуникативных стратегий. Разработанный нами комплекс упражнений соответствует познавательным и социальным потребностям обучающихся в средней школе, а также способствует развитию навыка «говорение» в связи с внедрением групповых коммуникативных заданий. Результаты опросов обучающихся показали, что существует необходимость во внедрении групповых и парных заданий, так как это положительно повлияет на вовлечённость обучающихся в процесс изучения английского языка. Результаты эксперимента подтверждают практическую значимость и эффективность нашего исследования и разработанных упражнений.

1. Березин А. Гаджеты или неестественный отбор - что конкретно делает детей глупее? Naked science. Available at: https://naked-science.ru/article/nakedscience/gadzhety-ili-neestestvennyj-otbor-chto-konkretno-delaet-detej-glupee?ysclid=laa6fg8nzx864571588

2. Черниговская Т.В. У наших детей другой мозг. Вечерняя Москва. Available at: https://vm.ru/opinion/838303-u-nashih-detej-drugoj-mozg?ysclid=lainqcubm1277477459

3. Голубчикова М.Г, Голубчиков Г.М., Федотова Е.Л. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников - основа развития самостоятельности личности. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020; Т. 14, № 4: 91-99.

4. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Балашов: Николаев, 2004: 68.

5. Звоненко А.Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность». Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021; № 2.

6. Дементьева О.М. особенности познавательной деятельности в образовательном процессе. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 2.

7. Хаджиев С.М. Познавательная деятельность и специфика ее осуществления учащимися старших классов. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011; № 3 (8): 114-121.

8. Егоров К.М. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов юридических факультетов негосударственных учебных заведений высшего профессионального образования: монография. Йошкар-Ола: МОСИ - ООО «СТРИНГ», 2012.

9. Паскевич Н.В. Формирование и развитие познавательной активности учащихся старшего подросткового возраста в процессе дифференцированного обучения: на примере обучения математике. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Пенза, 2009.

10. Осипова С.И., Агишева Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа. Гуманизация образования. 2016; № 20: 89-94.

11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Москва: КомКнига, 2006.

12. Коршунова И.Г, Смирнова М.И. Стратегии познавательной лингвистической деятельности. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016; № 10-1 (64): 193-195.

13. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 9. Student's book. Английский в фокусе 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, 2010.

References

1. Berezin A. Gadzhety ili neestestvennyj otbor - chto konkretno delaet detej glupee? Naked science. Available at: https://naked-science.ru/article/nakedscience/gadzhety-ili-neestestvennyj-otbor-chto-konkretno-delaet-detej-glupee?ysclid=laa6fg8nzx864571588

2. Chernigovskaya T.V. U nashih detej drugoj mozg. Vechernyaya Moskva. Available at: https://vm.ru/opinion/838303-u-nashih-detej-drugoj-mozg?ysclid=lainqcubm1277477459

3. Golubchikova M.G., Golubchikov G.M., Fedotova E.L. Formirovanie regulyativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij shkol'nikov - osnova razvitiya samostoyatel'nosti lichnosti. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2020; T. 14, № 4: 91-99.

4. Fadina G.V. Diagnostika i korrekciya zaderzhkipsihicheskogo razvitiya detej starshego doshkol'nogo vozrasta: uchebno-metodicheskoe posobie. Balashov: Nikolaev, 2004: 68.

5. Zvonenko A.B. Genezis ponyatiya «uchebno-poznavatel'naya deyatel'nost'». Pedagogika. Voprosy teorii iprakiiki. 2021; № 2.

6. Dement'eva O.M. osobennosti poznavatel'noj deyatel'nosti v obrazovatel'nom processe. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; № 2.

7. Hadzhiev S.M. Poznavatel'naya deyatel'nost i specifika ee osuschestvleniya uchaschimisya starshih klassov. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2011; № 3 (8): 114-121.

8. Egorov K.M. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya poznavatel'noj aktivnosti studentov yuridicheskih fakul'tetov negosudarstvennyh uchebnyh zavedenij vysshego professional'nogo obrazovaniya: monografiya. Joshkar-Ola: MOSI - OOO «STRING», 2012.

9. Paskevich N.V. Formirovanie i razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchaschihsya starshego podrostkovogo vozrasta v processe differencirovannogo obucheniya: na primere obucheniya matematike. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Penza, 2009.

10. Osipova S.I., Agisheva N.S. Poznavatel'naya aktivnost' kak ob'ekt pedagogicheskogo analiza. Gumanizaciya obrazovaniya. 2016; № 20: 89-94.

11. Issers O.S. Kommunikativnye strategii i taki'kirusskojrechi. Moskva: KomKniga, 2006.

12. Korshunova I.G., Smirnova M.I. Strategii poznavatel'noj lingvisticheskoj deyatel'nosti. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 2016; № 10-1 (64): 193-195.

13. Vaulina Yu.E., Duli Dzhenni, Podolyako O.E., 'Evans V. Spotlight 9. Student's book. Anglijskijvfokuse9klass: uchebnik dlya obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 17.04.23

УДК 378.147

Chernov D.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, Siberian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration (Novosibirsk, Russia), E-mail: chernov-dv@ranepa.ru

HISTORICAL ANALYSIS OF THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF SOCIAL EDUCATION IN RUSSIA AS AN ACTUAL RESEARCH PROBLEM. The article deals with issues of historical analysis of the theoretical understanding of social education in Russia. The need for a theoretical systematization of the historical development of forms, methods and content of training professionals in the field of social interaction is very topical. The work gives characteristics of social pedagogy and social work as directions of theoretical thought in social education in Russia. The research determines features of formation of theoretical images and ideas, taking into account historical factors. The main provisions that form the relevance of the historical analysis of theoretical views and the need for pedagogical science in the conceptualization of theoretical approaches in social education are described. The directions of the historical analysis of the theoretical foundations of social education in Russia that are relevant at the present stage are determined. The historical periodization of the development of social education has been clarified, taking into account the accumulated theoretical knowledge in this area.

Key words: social education, theoretical approaches in social education, genesis of social education

Д.В. Чернов, канд. ист. наук, доц., Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при президенте РФ, г. Новосибирск, E-mail: chernov.de@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ

СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

КАК АКТУАЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье рассматриваются вопросы исторического анализа теоретического осмысления социального образования России. Необходимость теоретической систематизации исторического развития форм, методов и содержания подготовки профессионалов в сфере социального взаимодействия. Дана характеристика социальной педагогики и социальной работы как направлений теоретической мысли в социальном образовании в России. Определяются особенности формирования теоретических образов и представлений с учётом исторических факторов. Описаны основные положения, формирующие актуальность исторического анализа теоретических взглядов и потребность педагогической науки в концептуализации теоретических подходов в социальном образовании. Определены актуальные на современном этапе направления исторического анализа теоретических оснований социального образования в России. Уточнена историческая периодизация развития социального образования с учётом накопленных теоретических знаний в данной сфере.

Ключевые слова: социальное образование, теоретические подходы в социальном образовании, история социального образования

Социальное образование в современной России, несмотря на сложившийся в научном дискурсе теоретический статус, продолжает оставаться предметом споров и дискуссий. На протяжении 1990-х и в начале 2000-х гг. ряд российских учёных, среди которых В.И. Жуков [1], С.И. Григорьев [2], Л.Г Гуслякова [3], Л.В. Мардахаев [4], Л.И. Старовойтова [5] и другие, отстаивают позиции социального образования как нового, самостоятельного научного, педагогического феномена и исторической реальности, выходящей за формальные границы образовательных направлений и специальностей. Развитие социального образования в России требует актуализации новых исследовательских направлений, представляющих теоретический опыт прошлого в новых для нашей страны социальных и экономических условиях.

Целью исследования является определение исходной на текущий момент теоретико-методологической базы исторического анализа социального образования в России, необходимой для разработки эффективных современных педагогических концепций и моделей в этой сфере. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- определить категории, формирующие проблематику исследования;

- представить вклад представителей исторической и педагогической науки, определить новые исследовательские направления, соответствующие современным вызовам;

- уточнить периодизацию становления теоретических основ социального образования России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.