Научная статья на тему 'Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников'

Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1375
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ЛИЧНОСТНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ) / INFORMATIONAL-COMMUNICATIVE TECHNOLOGIES (ICT) / UNIVERSAL EDUCATIVE ACTIONS (PERSONAL / COMMUNICATIVE) / DIGITAL EDUCATIVE RESOURCES / REGULATIVE / COGNITIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбеева Ирина Александровна

Данная статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в обучении английскому языку младших школьников на основе цифровых образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбеева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problem of forming universal educative actions (personal, regulative, cognitive, and communicative) in teaching younger schoolchildren English language on the basis of digital educative resources.

Текст научной работы на тему «Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования универсальных учебных действий в обучении английскому языку младших школьников»

УДК 802.0(07)

Курбеева Ирина Александровна

Вологодский институт развития образования

kuririn@mail.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в обучении английскому языку младших школьников на основе цифровых образовательных ресурсов.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).

На современном этапе развития начального иноязычного образования, в свя-. зи с введением стандартов второго поколения, кардинально изменились требования к результатам обучения английскому языку. Кроме предметных результатов знаний, умений и навыков, обязательными являются метапредмет-ные результаты. Или, иными словами, универсальные учебные действия, такие как умение формулировать цели, планировать собственные действия, осуществлять самоконтроль и самооценку и т. д.

Концепция развития универсальных учебных действий была разработана группой авторов (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина и С.В. Молчанов) на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [2]. В более узком значении он определяется как совокупность способов действий младших школьников, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию процесса.

В соответствии с ключевыми целями начального общего образования выделяют следующие основные виды универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Остановимся подробнее (см. табл. 1) на сущности вышеуказанных УУД и их компонентах, учитывая при этом специфику предмета «Иностранный язык».

Широкие возможности, на наш взгляд, для формирования универсальных учебных действий дают информационно-коммуникационные технологии, среди которых цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) занимают важное место. В документах, посвященных проекту «Информатизация системы образования» по разработке и применению в учебном процессе учебных материалов нового поколения, понятие «цифровой образовательный ресурс» определяется как «совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе» [7]. При этом простой ЦОР (элементарный ЦОР) - ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно.

Е.В. Муковникова рассматривает цифровой образовательный ресурс как «совокупность вза-имосвязных учебных объектов:

- символьных объектов (знаки, символы, тексты, графики);

- образных объектов (фото, рисунки);

- аудиоинформации (устные тексты, диалоги, музыка);

- видеообъектов (анимации, модели, видеосюжеты);

- объектов «виртуальной реальности» (тренажеры, интерактивные модели, конструкторы)» [4].

В своём исследовании Р.М. Чудинский [9] подчёркивает, что цифровые образовательные ресурсы должны быть жестко привязаны к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаться соответствующей методической поддержкой.

Таким образом, под цифровым образовательным ресурсом мы будем понимать цифровой содержательный модуль, состоящий из про-

Таблица1

№ п/п УУД Компоненты УУД Содержание с учётом специфики предмета «Иностранный язык»

1. Личностные

Действия в личностном самоопределении. формирование Я-концепции и социализация школьника.

Действия смыслообразования установление обучающимся связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, что побуждает эту деятельность (мотивы).

Действия нравственноэтической ориентации оценка того, что младший школьник слышит, читает на иностранном языке, и того, что говорит и пишет сам, исходя из нравственных ценностей.

2. Регулятивные

Действия целеполагания постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно.

Действия планирования определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата (способности использовать ИЯ как средство общения), умение действовать по предложенному плану и самостоятельно планировать свою деятельность.

Действия прогнозирования вероятностное прогнозирование при восприятии текстов в процессе аудирования и чтения, а также предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ.

Действия контроля сличение результата своих речевых действий и деятельности в целом с заданным эталоном -образцом с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, т. е. умение контролировать процесс и результаты своей деятельности в сотрудничестве с педагогом, сверстниками или с помощью компьютера.

Действия коррекции внесение необходимых корректив в свои действия речепорождения (при говорении и письме) и речевосприятия (при аудировании и чтении) в случае расхождения речевого действия и заданного эталона-образца, т. е. умение видеть ошибку и исправлять её как с помощью (педагога, родителя, компьютера), так и без.

Действия оценки осознание обучающимся того, как хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке, на каком уровне он находится, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы пользоваться ИЯ как средством общения.

Действия саморегуляции умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей, для преодоления неудач или когда что-то не получается с первого раза при устном или письменном общении на иностранном языке.

Продолжение таблицы 1

3. Познавател ьные

Общеучебные: Действия по самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи. умение самостоятельно выделить и сформулировать познавательную задачу в процессе ознакомления с языковыми средствами иноязычного общения.

Действия по поиску и выделению необходимой информации поиск и выделение информации при аудировании и чтении на иностранном языке, при выполнении проектной деятельности, связанной с освоением нового языка, поиск информации с помощью компьютера

Действия по выбору языковых средств умение выбирать языковые средства в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения

Действия, связанные с рефлексией деятельности умения, связанные с контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности

Действия смыслового чтения осмысление цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; формулирование проблемы и главной идеи текста

Знаково- символические Действия моделирования объект освоения преобразуется из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую)

модель речевого образца преобразуется с целью выявления законов или правил языка

наглядные модели (таблицы, схемы) используются для решения учебных задач (речевых, познавательных) и задач обобщения

декодировка информации из принятой в УМК символики: символы для обозначения вида речевого умения (слушаем, читаем, говорим, пишем) и формы работы (индивидуально, в парах, группах)

Логические: действия связанные с анализом умение анализировать объекты усвоения (языковые и речевые) разного уровня

синтезом составление целого из частей; самостоятельное достраивание предложений или текста с восполнением недостающих компонентов

выбором оснований, критериев для сравнения, сериации и классификации объектов умение самостоятельно выбирать критерии для классификации объектов усвоения (например, когда обучающийся выписывает в разные столбики: существительное - глагол; глагол -наречие и т. д.)

самостоятельным выведением правил умение самостоятельно выводить правила построения иноязычной речи

установлением причинноследственных связей умение устанавливать причинно-следственных связи при аудировании и чтении текстов на иностранном языке.

доказательством своей точки зрения умение доказывать свою точку зрения при устном или письменном общении на иностранном языке

Продолжение таблицы 1

выдвижением гипотез и их обоснованием умение выдвигать и обосновывать гипотезы в процессе аудирования, говорения, чтения и письма

Действия постановки и решения проблемы формулирование проблем и самостоятельное создание способов их решения умение формулировать проблемы творческого и поискового характера и самостоятельное создание способов их решения в процессе овладения иностранным языком как средством общения.

4. Коммуникативные

Действия, направленные на интеракцию (взамодействие) планирование учебного сотрудничества умение планировать сотрудничество со сверстниками и учителем на иностранном языке (определение цели, функций участников, а также способов их взаимодействия).

Действия, направленные на кооперацию (согласование усилий) постановка вопросов разного рода умение ставить вопросы разного рода в рамках парной и групповой работы: • в процессе освоения языковых средств общения (фонетических, лексических, грамматических); • в процессе деятельности иноязычного общения при аудировании, говорении, чтении и письме; • в процессе инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера по иноязычному общению контроль, коррекция, оценка речевых действий партнера на иностранном языке в рамках парной и групповой работы

Действия, направленные на интериоризацию (речевые действия, служащие средством коммуникации) умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли на иностранном языке владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами иностранного языка

простотой использования, не требующей специальных навыков программирования.

Пример:

Цель - формирование личностных (самооценки и смыслообразования), познавательных (логических) и регулятивных (контроля и коррекции) универсальных учебных действий.

Fill in the gaps, then press «Check» to check your answers.

На экране появляется текст с пропусками (см. рис. 1). Обучающимся предлагается самостоятельно восполнить недостающие компоненты текста (логические универсальные учебные действия: операция синтеза) - впечатать в поля ввода недостающие слова. Кроме того, на дан-

стых взаимосвязанных учебных объектов, поддерживающий изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы по английскому языку, жестко привязанный к конкретному учебнику и сопровождающийся соответствующей методической поддержкой.

Приведём теперь пример использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе в младших классах с целью формирования универсальных учебных действий. В качестве основы для проектирования ЦОР по английскому языку для младших школьников нами была использована инструментальная программные среда Hot Potatoes. Выбор данного продукта связан с широкими возможностями и одновременно

ном этапе отрабатывается операция актуализации графической формы слова на основе его зрительного образа, продуктивный аспект. Выполнив, задание ребёнок нажимает кнопку «Check».

Если задание выполнено верно (см. рис. 2), то на экране появляются Весёлые Колокольчики, которые говорят: «Correct! Well done! Your score is 100%» (формирование регулятивных универсальных учебных действий - действий контроля).

Если при выполнении задания школьник допустил ошибки (см. рис. 3), то на экране появляется поросёнок Фунтик и говорит: «Your score is 55%. Some of your answers are incorrect». У ребёнка появляется возможность внести необходимые коррективы в свои действия речепорожде-ния и исправить ошибки без помощи взрослого (формирование регулятивных универсальных учебных действий - действий коррекции).

Рис. 3.

При выполнении вышеуказанного упражнения создаются также условия для:

1) адекватной оценки, не затрагивающей личности самого ребёнка;

2) положительной обратной связи;

3) формирования адекватных реакций обучающихся на неуспех и поощрение. Иными словами, формируются личностные универсальные учебные действия (действия самооценки).

Кроме того, формируется положительная мотивация младших школьников к изучению английского языка, а значит, формируются личностные универсальные действия - действия смыс-лообразования.

Цифровые образовательные ресурсы с целью формирования УУД в обучении английскому языку младших школьников использовались при различных организационных условиях: как на уроках (для фронтальной индивидуальной / парной / групповой работы), так и для самостоятельной работы обучающихся дома. Анализ реакций и поведения младших школьников убедили нас в правильности избранного пути. Удивление, восхищение, неподдельный интерес к содержанию урока - вот лишь некоторые проявления эмоционального воздействия ЦОР на младших школьников. Работа с ЦОР позволила усилить мотивацию учения, что подтверждается результатами анкетирования обучающихся по методике Н.Г. Лус-кановой. Снизился уровень школьной тревожности (на 19%) и повысилась успеваемость млад-

ших школьников (до 94%). Кроме того, полученные в ходе диагностического исследования (по методикам Г.В. Репкиной и М. Ступницкой) данные свидетельствуют о повышении уровня сфор-мированности у обучающихся системы универсальных учебных действий.

Таким образом, использование цифровых образовательных ресурсов, являясь актуальным ответом на требования ФГОС нового поколения, способствует эффективности обучения английскому языку младших школьников.

Библиографический список

1. Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н. Особенности итоговой оценки достижений планируемых результатов по английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. - 2010. -№5. - С. 6-11.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г Асмолов, ГВ. Бур-менская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Ас-молова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.

3. КопътоваВ.В. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: назначение, структура, требования // Иностранные языки в школе. - №5. - 2010. - С. 2-6.

4. Муковникова Е.В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка // Первое сентября. Английский язык. - 2008. - №4. - С. 4-7.

5. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий - приоритет начального иноязычного образования // Иностранные языки в школе. - 2010. - .№6. - С. 4-9.

6. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболето-ва и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. (Стандарты второго поколения).

7. Регламент описания ресурсов (Спецификация метаданных и транспорта цифровых образовательных ресурсов) [Электронный ресурс]. -

Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ files/materials/83/regulation_metadata.doc (дата обращения 25.09.2010).

8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).

9. Чудинский Р.М. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в современной системе средств обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.universitys.ru/j/images/stories/nir/4/ chydinsky2.pdf (дата обращения: 05.11.2010).

УДК 378

Маренцева Елена Сергеевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРОЦЕССА САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

В статье рассматривается специфика организации экспериментальной работы по педагогической поддержке процесса самореализации студентов в условиях образовательной среды университета. Обозначены некоторые результаты опытно-экспериментальной работы. Представлена программа педагогической поддержки студентов в процессе самореализации.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, самореализация, самоуправление, инструктивно-методический сбор, мастер-классы.

ля оценки эффективности применяемых форм и методов педагогической Л ^ поддержки процесса самореализации студентов в образовательной среде университета нами проводилась комплексная диагностика, в которой прияли участие студенты 1-5 курсов художественно-графического факультета (118 человек) (экспериментальная группа), и 1-5 курсов филологического факультета (110 чел.) (контрольная группа) Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Группы характеризовались примерно равными показателями по возрасту, социальному происхождению, образованию.

На художественно-графическом факультете была создана система студенческого самоуправления, задачами котором являлись: формирование общественной активности и гражданской позиции студентов, развитие самостоятельности, творчества и инициативы, создание условий для самовыражения, самоутверждения и самореализации каждой личности через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности, создание условий для развития гуманистических взаимоотношений студентов и педагогов.

Традиционно факультет наполняют различные студенческие сообщества: музыкальные объединения, редколлегия газеты, творческие группы по театральным постановкам, художественные мастерские. Разработанный модуль художественно-эстетического воспитания не просто позволяет каждому студенту найти площадку для самореализации, но и дает возможность студенту реализовать право на свободный, самостоятельный выбор своей стратегии развития. В результате нашей опытно-экспериментальной работы занятость студентов в деятельности творческих объединений увеличилась на 24,6% и составила в целом 87%.

Благодаря предоставленным факультетом возможностям для самореализации студентов, оказанию педагогической поддержки в этом процессе, студенты получили больше свободы для самовыражения, позитивного самоутверждения, творчества, положительных эмоций. В результате чего у них формировались чувства уверенности в себе, ощущение своей значимости, являющиеся опорой для зрелой, социально успешной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.