-\
20
Теория и методика обучения и воспитания
Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова
Обеспечение качества языкового образования на основе внутришкольного мониторинга образовательных результатов учащихся
Статья акцентирует внимание на расширенном использовании на практике внутришкольного мониторинга качества школьного языкового образования. Приводится ряд используемых технологий, выявляющих качественные и количественные изменения, происходящие у обучающихся в динамике, перечень инструментов оценки, а также анализируется процесс достижения учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов по иностранному языку.
Ключевые слова: качество языкового образования, внутришкольный мониторинг, личностные, предметные и метапредметные результаты обучения.
Вопросы качества образования в области иностранных языков приобрели особую актуальность в последние десятилетия, что объясняется глубокими социально-экономическими и политическими изменениями, повышенным ростом научных знаний о закономерностях образования в целом и языкового в частности, сменой смысловых ориентиров последнего, его целей, содержания и технологии обучения, соответствующих заданной норме в ФГОС. На сегодняшний день нет общего понимания того, что следует понимать под качеством языкового образования и по каким параметрам оно может быть определено. Но, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, данная проблема приобрела особую актуальность, что, по мнению И.И. Бурлаковой, обусловлено рядом факторов. Среди них называются: вхождение России в мировую систему образования; возрастание запросов населения к образовательным
ее г^
услугам, в том числе в области языкового образования; изменения со- | циокультурного и социально-экономического аспектов развития госу- § ^ дарства, возникновение новой области научного знания - менеджмент 5 ° в образовании и др. [1]. I 1
По мнению многих исследователей, понятие «качество образова- * <§
сЕо
ния» представлено совокупностью показателей, которые свидетель- о рд ствуют о степени и уровне соответствия, во-первых, объекта, результата ч о или образовательной услуги определенным стандартам или ожиданиям с заинтересованных сторон и, во-вторых, цели достигаемого результата. Наиболее полно данные положения отражены в дефиниции, данной в Законе об образовании. Этот документ трактует качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, а также степень достижения планируемых результатов образовательной программе [4].
В этой связи, на наш взгляд, следует обратить внимание на расширенное использование на практике внутришкольного мониторинга. Основными требованиями, предъявляемыми к системе мониторинга качества школьного образования, - равнозначное исследование всех объектов и равноправное участие всех субъектов образовательного процесса. При этом используются различные технологии: наблюдение, анкетирование, тестирование, собеседование, анализ документации, учебных материалов и результатов деятельности. Чтобы получить объективную картину о деятельности образовательного учреждения: его актуальном состоянии и перспективах развития, экономических показателях и проблемах в деятельности, необходимо:
- осуществлять наблюдение за динамикой развития как отдельного ученика, так и коллектива класса в целом за счет отслеживания качества знаний в рамках учебной четверти, полугодия, года;
- определить уровень выполнения государственного стандарта в процессе знаниевых срезов и экзаменационных испытаний;
- оценить условия организации образовательного процесса в школе: наличие учебных планов и дидактических материалов, состояние здания и учебных помещений, их оснащенность оборудованием и оформление, благоустройство территорий и классов, техническое оснащение и др.;
- выявить причинно-следственные связи и закономерности проводимых нововведений, направленных на улучшение качества образования,
^ го
о н
ср сс ° ?
^ ф
=т
Ж О
о
изучить динамику учебного процесса (отрицательную или положительную), скорректировать деятельность отдельного учителя или педагогического коллектива в целом;
- объективно определить уровень сформированности педагогических умений и навыков учителей иностранного языка, отслеживать профессиональное становление отдельного учителя и всего педагогического коллектива [3].
Кроме этого, внутришкольный мониторинг представляет собой совокупность следующих технологических процессов:
- систематический сбор первичных данных о состоянии преподавания иностранного языка в школе;
- статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;
- предоставление информации администрации о результатах обработки с целью принятия необходимых решений в сфере их компетенции;
- хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном и/или электронном носителе в течение установленных сроков;
- обеспечение доступности указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней [5, с. 93-96].
Мониторинг, проводимый в образовательной организации, формируется как система повторяющихся диагностических процедур, проводимых с использованием количественных методик, максимально объективно отражающих качественные показатели выбранных объектов. На практике данная система может быть представлена в виде системы повторяющихся временных срезов, например, уровня знаний обучающихся. Использование разнообразных методов измерения, сбора информации о состоянии избранных объектов характерно для мониторинга. Данные измерения не следует проводить часто, т.к. в социальных системах, к которым относятся и образовательные системы, при частых замерах может возникнуть эффект привыкания респондентов к вопросам, что может привести к формированию стереотипа ответа, а значит и к искажению результатов.
Разработка программы внутришкольного мониторинга всегда начинается с определения цели. В соответствии с ФГОС, могут быть выделены следующие цели: определение перспективы развития образовательного учреждения; получение информации для разработки перспективного плана работы образовательной организации; обеспечение адекватности принятия управленческих решений.
Следует отметить, что система мониторинга образовательного учреждения представляет собой множество элементов, которые закономерно
о §
связаны друг с другом, определяют целостное образование и единство, предполагают участие всех субъектов образовательного процесса в соответствующих мониторинговых мероприятий, нацеленных 5 ° на решение следующих задач.
1. Проектирование качественной структуры и содержания про- | 2 грамм с опорой на искомые результаты обучения иностранным языкам о § с использованием исследовательских, проектных и игровых технологий, 5 ю направленных на решение проблем из реальной практической деятель- с ности в образовательном учреждении и вне его с помощью изучаемого языка.
2. Разработка комплекса критериев и показателей, выявляющих качественные и количественные изменения, происходящие у обучающихся в динамике, подбор инструментов оценки. Инструментарий измерения качества подбирается на основании выделенных критериев, характеризующих параметры измерения в данном объекте, и показателей, позволяющих делать вывод об адекватности (точности) этого измерения.
3. Сбор и анализ материалов, подтверждающих качество и уровень владения иноязычной коммуникативной компетенцией. Это могут быть эссе, портфолио, результаты проектов, которые позволяют получать системную информацию о формировании всех составляющих коммуникативной компетенции: лексико-грамматические знания и навыки, умения чтения, аудирования, говорения и письма, лингвистические и социокультурные реалии иностранного языка и др.
4. Формирование системы информационно-аналитической деятельности с помощью информационных технологий, техник измерений, которые существенным образом меняют характер мониторинговой деятельности, например, официальный сайт образовательной организации как один из ресурсов презентации результатов мониторинга и управления качеством языкового образования.
Единой схемы организации мониторинга качества нет. Но, учитывая, что мониторинг должен отражать тенденции государственной политики в области качества национального образования, его объекты следует определять в соответствии с требованиями к качеству в ФГОС. Таким образом, в качестве основных объектов для внутришкольного мониторинга можно выделить: управленческую деятельность всех субъектов образовательной организации (качество системы управления); образовательные результаты, достигаемые образовательной организацией (личностные, метапредметные, предметные результаты, в том числе отражающие специфику школы); условия образовательной деятельности (качество образовательного процесса в образовательной организации, в том числе отражающее ее специфику) [3].
*
го СС
1! В соответствии с ФГОС, основное внимание в учебном процессе В ё уделяется личностным, предметным и метапредметным результатам, 5 о которые выступают в качестве определенных критериев мониторинга
^ т
ЕЕ ^ качества языкового образования. Остановимся на этом вопросе подробен | нее. Чтобы проанализировать, как предмет «Иностранный язык» рабо-к ¥ тает на достижение личностных образовательных результатов, необходимо уроки и каждое мероприятие (событие) по иностранному языку оценивать через призму того, на какую сферу деятельности и на какую систему ценностно-смысловых отношений они работают. Например, для оценки динамики личностного развития (оценки сформированности самостоятельности, ответственности, воли, креативности, трудолюбия, структуры интересов и ценностей, умения адекватно вести себя и самовыражаться в социуме) используются: методика анализа терминальных ценностей (в модификации Д.А. Леонтьева), пирамида ценностей, методика анализа личностных смыслов (Д.А. Леонтьев), модифицированная карта интересов (Е.А. Голомшток), 16-факторный личностный опросник (Р. Кетелл).
Особое место занимает оценка мотивации школьников к изучению иностранного языка. Как известно, проблема мотивации учебной деятельности в целом и по иностранному языку в частности является одной из центральных в современной психологии и методике. Ее решают одновременно с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поскольку мотивация есть сложный регулятор жизнедеятельности человека, его поведения, деятельности.
Мотивация при работе над иностранным языком, как свидетельствует И.М. Компаниец, должна формироваться у учащихся при учете и задействовании всех указанных элементов, как в отдельности, так и в их совокупности [2]. Так, например, большую роль в формировании мотивации играют потребность учащихся в иностранном языке как средстве общения и познания, их эмоции, желание получить в учебном процессе искомый результат, самореализация и соответствие нормам принятого в конкретном учебном коллективе поведения и др. При этом мотивы не всегда осознаются в равной степени, хотя определенно все они существенно влияют на процесс обучения и его эффективность. Мониторинг мотивов является неотъемлемой частью обучения и дает возможность эффективно скорректировать ряд факторов, влияющих на достижение основной цели обучения иностранному языку - формирование коммуникативной и межкультурной компетенций.
Основными факторами формирования положительной мотивации к изучению иностранного языка являются:
- предметное содержание обучения (тематика, ситуации, проблемы, тексты);
- технология обучения (интерактивные способы обучения, творческие виды работы над языком и с языком, соответствие приемов и форм обучения возрастным и личностным интересам учащихся, возможность познания с помощью языка, продуктивная деятельность на изучаемом языке с выходом в реальный социокультурный контекст и др.);
- качественная и количественная оценка учебной деятельности;
- стиль педагогического общения учителя и учащихся (демократический). Для оценки уровня и видов мотивации учащихся используется такой
метод, как анкетирование. Для его проведения рекомендуется:
- использовать внеучебное время;
- выбирать для анкетирования несколько учеников из разных групп успеваемости (сильные, средние, слабые, неуспевающие), при этом среди опрашиваемых должны быть и мальчики, и девочки;
- заполнять анкеты в процессе общения с учащимся, при этом анкеты могут заполняться самими учащимися или учителем (способ заполнения анкеты выбирает сам учащийся).
Следует сохранять условие анонимности анкетирования, не ссылаться на результаты его проведения в конкретном случае, формулировать косвенные вопросы, например, к родителям - об условиях и длительности выполнения домашних заданий или конкретных интересов ребенка, к классному руководителю - о взаимоотношениях в конкретной семье и т.д.
Как отмечается в ФГОС, личностные результаты не являются объектами оценки в ходе итоговой аттестации выпускников. Это объясняется, по меньшей мере, тремя обстоятельствами. Во-первых, такие образовательные результаты, как ценностные ориентации школьников, отражающие их индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); социальные чувства (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности, часто проявляющиеся после окончания обучения в школе и нередко вне образовательной сферы. Во-вторых, многие личностные результаты в принципе трудно определить (например, внутренние переживания ученика, связанные с преодолением им своего негативного отношения к иностранному языку как учебному предмету). И, в-третьих, это неразработанность в должной мере измерительных процедур.
Метапредметные результаты представлены в ФГОС тремя группами универсальных учебных действий (УУД), которыми должны овладеть
о §
¡± о
го
ч: ю
ш о
^ го
о н
ср сс ° ?
^ ф
=т
Ж о
о
школьники в ходе освоения образовательной программы: регулятивные, познавательные и коммуникативные. Они формируются в рамках любого предмета, в том числе дисциплины «Иностранный язык», а знания иноязычных языковых средств и навыки пользования ими в устной и письменной иноязычной речи должны формироваться, применяться и сохраняться в тесной связи с активными действиями самого учащегося, его самоорганизацией, рефлексией и самооценкой. Успешное формирование УУД обеспечивается путем сознательного и активного присвоения учащимся нового речевого и социального опыта, а уровень усвоения УУД в значительной мере предопределяет успешность овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.
В процессе оценки качества метапредметных результатов, качества сформированности учебных универсальных достижений и рефлексии используются разные инструментарии и технологические приемы. Например: ментальные карты американских педагогов Б. Дерпортера и М. Хенаки; схемы «фишбоун», разработанные японским профессором К. Исикава; тестовые, творческие и информационно-поисковые задания, выполняемые, как правило, на основе иноязычного текста.
Мониторинговые мероприятия и инструментарий оценки предметных результатов достаточно широк. Это могут быть и стандартизированные письменные и устные тесты, разные виды проектных заданий, наблюдения, свободная беседа (дискуссия, конференция, дебаты) в рамках программной тематики или на материале печатных или аудио- и аудиовизуальных текстов, в том числе интернет-ресурсов, интервью, опросы, контрольные листы оценки и самооценки, языковой портфель для оценки опыта изучения и использования иностранного языка.
Получаемые результаты мониторинга качества достижения результатов в области языкового образования должны учитываться при оценке образовательного процесса и деятельности образовательной организации в целом. При этом сбор информации осуществляется в ходе предварительных, текущих, промежуточных и итоговых контроля и оценки. Предварительный контроль позволяет установить уровень подготовки вновь прибывших учащихся, а также выявить существующие у них пробелы в уровне владения иностранным языком. Текущий контроль осуществляется в разные моменты проведения урока или серии уроков. Его объектами являются языковые и речевые навыки и умения, формируемые в рамках конкретной темы. Что касается промежуточного контроля, то он проводится после серии уроков, посвященных какой-либо теме. Объектом контроля здесь являются лишь некоторые виды речевой деятельности. В свою очередь, итоговый контроль предполагает оценку уровня овладения школьниками иноязычной коммуникативной
компетенцией на том или ином уровне, предусмотренном Примерной Е программой по иностранному языку для определенного образователь- § ^ ного этапа. 5 °
Таким образом, на основании сказанного выше можно сделать сле- ^ 1 дующий вывод. В ходе текущего сбора оценочной информации важно | 2 обращать внимание на проблемы формирования не только коммуни- о § кативных умений, но и личностных ценностно-смысловых ориентиров ч ю и установок, системы значимых социальных и межличностных отно- с шений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Этому способствует, в частности, создание условий в образовательном процессе для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся по иностранным языкам, их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов, участия в творческих конкурсах, олимпиадах, телекоммуникационных проектах, практического использования усвоенных обучающимися коммуникативных умений и навыков.
Данные условия должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность:
- достижения предметных и метапредметных результатов в области владения иностранным языком;
- развития личности, ее способностей, мотивационно-побудительной сферы, интереса к изучению иностранного языка и процессу познания на этом языке;
- удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку (кружков, клубов, секций, студий и др.);
- формирования у обучающихся российской гражданской идентичности на основе воспитательного потенциала иностранного языка как учебной дисциплины и др.
Библиографический список
1. Бурлакова И.И. Управление качеством образования в современном вузе: вопросы теории и практики // Качественное образование: проблемы и перспективы: Сб. статей. М., 2016. С. 40-50.
2. Компаниец И.М. Технология работы с художественным текстом как средство повышения мотивации учащихся к чтению на иностранном языке (немецкий язык, основная школа). М., 2012.
j
го cc
i| 3. Мониторинг качества школьного языкового образования (иностранные
о Р языки): Монография / Д.К. Бартош, Н.Д. Гальскова, Н.С. Трухановская,
| <= М.В. Харламова. М., 2016.
^ cd 4. Об образовании в РФ. Федеральный закон № 273-Ф3. URL: http://standart
§ ^ edu.ru (дата обращения: 12.03.2017).
о| 5. Рязанова Е.И. Мониторинг качества иноязычного образования в школе //
к - Актуальные задачи педагогики: Материалы VI междунар. науч. конферен-
о ции (г. Чита, январь 2015 г.). Чита, 2015. С. 93-96.
Е.К. Брыкина, Е.С. Немкина
Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного и младшего школьного возраста при ознакомлении с окружающим миром
В статье рассматриваются особенности формирования познавательных универсальных учебных действий в дошкольном и младшем школьном возрасте. Раскрываются основные вопросы содержания, формы, методы и приемы ознакомления детей с окружающим миром. В работе дан сравнительный анализ организации учебной деятельности у дошкольников и младших школьников. Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, преемственность, исследовательская и проектная деятельность в начальной школе, интеграция, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Формирование универсальных познавательных учебных действий в настоящее время является одной из актуальных проблем педагогики в связи с изменениями требований к воспитанию и развитию детей как в дошкольном, так и в начальном образовании.
Под познавательными универсальными действиями понимаются общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, «добывание» информации из любого источника, в том числе и из информационного пространства, осознанность чтения), логические (анализ,