Научная статья на тему 'Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка'

Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
метаумения / универсальные учебные действия / иностранный язык / педагогические технологии / ФГОС ООО / meta-skills / universal learning actions / secondary school / pedagogical technologies / Federal State Educational Standard of basic general education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Марина Геннадьевна, Мигдаль Ирина Юрьевна

Формирование метапредметных результатов учебной деятельности у учащихся средней школы является основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО), так как принципиально важно воспитывать учащихся не предметно, а комплексно, то есть во взаимосвязи со всеми учебными дисциплинами. Данную задачу способен решить подход в обучении, ориентирующий учащихся на формирование обобщенных умений работы с любым предметным материалом как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Благодаря конструированию деятельностных метапредметных сценариев при изучении учебных предметов современный обучающийся получает возможность апробации полученных в школе умений и навыков. Целью данной статьи становится рассмотрение метапредметного подхода в обучении как инструмента объединения учебных предметов, построения логических взаимосвязей и организации ситуаций практического применения полученных знаний как в учебной деятельности в рамках учебного предмета «Иностранный язык», так и в реальной жизни. Поставленные ФГОС ООО задачи по подготовке будущих выпускников образовательных учреждений требуют от них выполнения ряда действий, носящих универсальный, то есть метапредметный характер, а именно: быть самостоятельными, уметь организовывать, планировать и оценивать свою деятельность, структурировать знания, проводить рефлексию и т. д. Все вышесказанное напрямую характеризует универсальные учебные действия (далее -УУД). В целях формирования у школьников уУд учителю необходимо на каждом учебном предмете уделять особое внимание приемам, методикам и технологиям, которые могут повлиять на становление указанных метапредметных умений и навыков. В рамках статьи были проанализированы педагогические технологии, которые способствуют формированию и развитию метапредметных умений и навыков, представляющих собой универсальные учебные действия. Полученные в результате данные позволяют оценить, какие педагогические технологии и приемы могут быть наиболее эффективными для формирования УУД у учащихся средней школы, на какие составляющие УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия) может повлиять та или иная технология. Разработанные педагогические упражнения для развития УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка могут быть интегрированы педагогами-практиками в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Марина Геннадьевна, Мигдаль Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of pedagogical technologies for the formation of universal learning actions for secondary school students at English lessons

Formation of meta-disciplinary learning outcomes in secondary school students is the main requirement of the Federal State Educational Standard of basic general education, as it is fundamentally important to educate students not subjectively, but comprehensively, that is in connection with all academic disciplines. This problem can be solved by the teaching approach that focuses students on the formation of generalized skills of working with any subject material both in the educational process and in real-life situations. Due to constructing activity-based meta-disciplinary scenarios in the study of academic subjects, a modern learner gets an opportunity to test the skills and abilities obtained at school. The aim of this article is to examine the meta-disciplinary approach to learning as a tool for combining academic subjects, building logical relationships, and organizing situations of practical application of the acquired knowledge both in learning activities within the subject "Foreign language" and in real life. The FSES objectives for training future graduates of educational institutions require them to perform a number of actions of a universal, i.e. meta-disciplinary nature, namely to be independent, to be able to organize, plan and evaluate their activities, to structure knowledge, to reflect, etc. All of the above directly characterizes universal learning actions (hereinafter referred to as "ULAs"). In order to form student's ULAs, teachers need to pay special attention to the methods, techniques, and technologies that can influence the formation of these meta-disciplinary skills and abilities in each subject. The article analyzes the pedagogical technologies that promote the formation and development of metacognitive skills, which are universal learning actions. The data obtained as a result allow us to assess which pedagogical technologies and techniques can be the most effective for the formation of the ULAs for secondary school students, which components of ULAs (personal, regulative, cognitive and communicative learning actions) can be affected by this or that technology. The worked out pedagogical exercises for the development of ULAs in secondary school students at the English language lessons can be integrated into the educational process by practicing teachers.

Текст научной работы на тему «Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2022, № 12 (декабрь) Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки) ART 221086 DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11086 УДК 372.881.111.1

Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка

The use of pedagogical technologies for the formation of universal learning actions for secondary school students

at English lessons

Авторы статьи

I

Authors of the article

Романова Марина Геннадьевна,

магистрант ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Российская Федерация

marina.romanova56@yandex.ru ORCID 0000-0003-3566-132Х

Мигдаль Ирина Юрьевна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры германо-романских языков и методики их преподавания ГОУ Во МО «Государственный социально-гуманитарный университет», г. Коломна, Российская Федерация

irinamigdal@gmail.com ORCID: 0000-0002-2221-9092

Marina G. Romanova,

Postgraduate Student, State University of Humanities and Social Studies, Kolomna, Russian Federation marina.romanova56@yandex.ru ORCID 0000-0003-3566-132X

Irina Yu. Migdal,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Chair of Germanic-Romance Languages and Methods of Their Teaching, State University of Humanities and Social Studies, Kolomna, Russian Federation irinamigdal@gmail.com ORCID: 0000-0002-2221-9092

Конфликт интересов Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Романова М. Г., Мигдаль И. Ю. Применение педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий у учащихся средней школы на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 12. - С. 6275. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221086.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11086

M. G. Romanova, I. Yu. Migdal, The use of pedagogical technologies for the formation of universal learning actions for secondary school students at English lessons // Scientific-methodological electronic journal "Concept". -2022. - No. 12. - P. 62-75. - URL: http://e-kon-cept.ru/2022/211086.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11086

Поступила в редакцию Received 16.10.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 13.12.22

Принята к публикации Accepted for publication 13.12.22 Опубликована Published 30.12.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Романова М. Г., Мигдаль И. Ю., 2022

Аннотация Abstract

Формирование метапредметных результатов учебной деятельности у учащихся средней школы является основным требованием Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО), так как принципиально важно воспитывать учащихся не предметно, а комплексно, то есть во взаимосвязи со всеми учебными дисциплинами. Данную задачу способен решить подход в обучении, ориентирующий учащихся на формирование обобщенных умений работы с любым предметным материалом как в образовательном процессе, так и в реальных жизненных ситуациях. Благодаря конструированию деятельностных метапредметных сценариев при изучении учебных предметов современный обучающийся получает возможность апробации полученных в школе умений и навыков. Целью данной статьи становится рассмотрение метапредметного подхода в обучении как инструмента объединения учебных предметов, построения логических взаимосвязей и организации ситуаций практического применения полученных знаний как в учебной деятельности в рамках учебного предмета «Иностранный язык», так и в реальной жизни. Поставленные ФГОС ООО задачи по подготовке будущих выпускников образовательных учреждений требуют от них выполнения ряда действий, носящих универсальный, то есть метапредмет-ный характер, а именно: быть самостоятельными, уметь организовывать, планировать и оценивать свою деятельность, структурировать знания, проводить рефлексию и т. д. Все вышесказанное напрямую характеризует универсальные учебные действия (далее -УУД). В целях формирования у школьников уУд учителю необходимо на каждом учебном предмете уделять особое внимание приемам, методикам и технологиям, которые могут повлиять на становление указанных метапредметных умений и навыков. В рамках статьи были проанализированы педагогические технологии, которые способствуют формированию и развитию метапредметных умений и навыков, представляющих собой универсальные учебные действия. Полученные в результате данные позволяют оценить, какие педагогические технологии и приемы могут быть наиболее эффективными для формирования УУД у учащихся средней школы, на какие составляющие УУД (личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия) может повлиять та или иная технология. Разработанные педагогические упражнения для развития УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка могут быть интегрированы педагогами-практиками в учебный процесс. Formation of meta-disciplinary learning outcomes in secondary school students is the main requirement of the Federal State Educational Standard of basic general education, as it is fundamentally important to educate students not subjectively, but comprehensively, that is in connection with all academic disciplines. This problem can be solved by the teaching approach that focuses students on the formation of generalized skills of working with any subject material both in the educational process and in real-life situations. Due to constructing activity-based meta-disciplinary scenarios in the study of academic subjects, a modern learner gets an opportunity to test the skills and abilities obtained at school. The aim of this article is to examine the meta-disciplinary approach to learning as a tool for combining academic subjects, building logical relationships, and organizing situations of practical application of the acquired knowledge both in learning activities within the subject "Foreign language" and in real life. The FSES objectives for training future graduates of educational institutions require them to perform a number of actions of a universal, i.e. meta-dis-ciplinary nature, namely to be independent, to be able to organize, plan and evaluate their activities, to structure knowledge, to reflect, etc. All of the above directly characterizes universal learning actions (hereinafter referred to as "ULAs"). In order to form student's ULAs, teachers need to pay special attention to the methods, techniques, and technologies that can influence the formation of these meta-disciplinary skills and abilities in each subject. The article analyzes the pedagogical technologies that promote the formation and development of metacognitive skills, which are universal learning actions. The data obtained as a result allow us to assess which pedagogical technologies and techniques can be the most effective for the formation of the ULAs for secondary school students, which components of ULAs (personal, regulative, cognitive and communicative learning actions) can be affected by this or that technology. The worked out pedagogical exercises for the development of ULAs in secondary school students at the English language lessons can be integrated into the educational process by practicing teachers.

Ключевые слова Key words

метаумения, универсальные учебные действия, иностранный язык, педагогические технологии, ФГОС ООО meta-skills, universal learning actions, secondary school, pedagogical technologies, Federal State Educational Standard of basic general education

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность администрации МБОУ СОШ № 5 г. о. Ступино за помощь в проведении исследования. The authors express their gratitude to the administration of the Secondary School No. 5, Stupino district, for their help in conducting the study.

Введение / Introduction

В рамках современных подходов к организации образовательного процесса значительное внимание уделяется всестороннему комплексному обучению. Этому соответствует метапредметное обучение, а именно обучение, направленное на формирование

межпредметных умений и навыков. Стоит отметить, что современный ФГОС ООО значительное внимание обращает именно на становление метапредметных УУД в образовании. В ФГОС ООО указывается, что метапредметность обучения может выражаться через самостоятельность: определение целей личного обучения, соотношение действий с плановыми результатами, оценку правильности выполнения учебных задач и др. [1] Метапредметный подход в обучении позволяет регулировать любую деятельность учащихся независимо от конкретного предмета. Таким образом, учитель имеет возможность комплексно развивать умения и навыки обучающихся, давать им общепредметные, академические знания и навыки, а также формировать целостное восприятие мира [2].

На текущем этапе развития общества осуществляется более детальное фокусирование на темпе развития каждого обучающегося. Предельно важно, чтобы в таком важном институте социализации, как школа, происходила качественная подготовка выпускников к быстроизменяющимся аспектам жизни. Стоит отметить, что в последнее время средняя школа старается не просто передать совокупность теоретических знаний от учителя к ученику, а наделить обучающегося способностями и умениями думать, понимать, перерабатывать информацию и делать собственные умозаключения. Иными словами, принципиальное отличие современного школьного образования от традиционного заключается в формировании «умения учиться», то есть универсальных учебных действий (далее - УУД) [3].

На основе сказанного становится ясным то, что учителям важно осуществлять разработку и организацию таких учебных заданий и ситуаций, в которых ученики могут развить УУД путем объединения как уже имеющихся знаний, так и навыков, полученных на других предметных дисциплинах [4]. Отметим, что метапредметный подход позволяет соединить наиболее удачные дидактические и методические образцы развития предметного знания, так как формирует функцию совместного использования общего комплекса знаний [5]. Метапредметный подход к обучению способен сформировать единое образовательное пространство, в которое входят такие компоненты, как общекультурное, личностное и познавательное действия [6].

Обзор литературы / Literature review

В рамках текущего научного исследования представляется возможным рассмотреть несколько педагогических технологий, применяемых для развития УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка. О необходимости формирования УУД в процессе обучения упоминали зарубежные (индонезийские) авторы: Н. У. Ильхам, Б. Джабу и К. А. Коромпот. Данные ученые указывали на то, что в Индонезии внимание системы образования ориентируется на формирование HOTS-умений, которые расшифровываются как high order thinking skills, то есть навыки мышления высшего порядка (аналог российских УУД). По мнению авторов, данные навыки являются наиболее актуальными и важными в XXI веке, поскольку позволяют учитывать все полученные знания не только в рамках предмета, но и в повседневной жизни, что и указывает на их метапредметный характер [7].

Зарубежные исследователи А. Отто и Б. Лопез-Медина указывали на то, что в обучении учащихся необходимо развивать метапознание, включающее в себя как умение учиться, так и умение самостоятельно регулировать свой процесс обучения. По мнению ученых, для того чтобы развить у обучающихся это метапознание, необходимо использовать различного рода педагогические приемы, например облачные инструменты совместной работы и другие онлайн-технологии [8].

Так, среди разнообразия педагогических технологий наше внимание привлекла технология ментальных карт (от англ. mind map) как способ структуризации и визуализации информации в виде диаграммы связей. Исследователь М. В. Шевцова указывала, что данный прием представления учебного материала может стать отличным средством формирования и дальнейшего развития УУД. На рис. 1 мы представляем, какие именно УУД затрагивает применение ментальных карт в учебном процессе [9].

Регулятивные УУД

• Целеполагание •Оценка своей

деятельности

* Саморегуляция

Познавательные УУД

• Поиск и выделение необходимой информации

• Структурирование знаний

•Установление причинно-

следственных связей

• Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации

• Самостоятельное выделение и формул и рование цели (проблемы)

Коммуникативные УУД

•Учебное сотрудничество (с учителем, одноклассниками) •Разрешение конфликтов • Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные УУД

• Положительное отношение к учению

•Желание получить новые знания

• Принятие участия в творческом и созидательном процессе

Рис. 1. УУД, формируемые посредством использования ментальных карт в учебном процессе

В обучении иностранному языку ментальные карты могут обладать следующими преимуществами: они позволяют сэкономить время; легко поддаются корректировке; вписываются в планирование учебных занятий; способствуют разнообразию форм работы на занятиях; формируют метапредметные навыки структурирования любой информации.

Исследователь А. А. Березина и И. О. Цыброва отмечали, что в становлении метапредметных умений посредством развития УУД ментальные карты позволяют:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- повысить их качественную успеваемость;

- повысить уровень развития самообразования и самоконтроля учащихся;

- повысить активность, инициативность на уроках посредством поощрения учащихся к самостоятельной деятельности;

- систематизировать информационное мышление школьников [10, 11].

Помимо использования ментальных карт для формирования УУД можно применить и другие педагогические технологии. Например, к ним могут относиться дебаты, представляющие собой особую форму дискуссии, сопровождаемой обменом идеями, суждениями и мнениями. Отметим, что, применяя указанную педагогическую технологию, учитель может стимулировать развитие у учащихся преимущественно коммуникативных и регулятивных действий. Связано это прежде всего с тем, что в дебатах ученики учатся формулировать и отстаивать свою позицию, обучаются вести диалог и публично выступать, проявлять уважение к собеседнику, осуществлять учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, а также развивать критическое мышление, умение работать в команде, самостоятельно формировать собственное мнение, выделять и формулировать цели [12].

Эффективность от применения рассматриваемой технологии зависит от учителя (от его возможностей по разработке заданий) и фактора целесообразности использования дебатов на занятиях. При организации дебатов крайне важно учитывать языковую

подготовку всего класса, поскольку в противном случае использование данной технологии не продемонстрирует своей результативности. Методист Дж. МакКаллама указывал на то, что учитель может применять технологию «дебаты» в качестве средства обобщения и систематизации ранее полученных знаний, а также стимулирования устной языковой активности. Также ученый обращал внимание на то, что каждая тема дискуссии должна быть четко сформулирована учителем и вписываться в учебный процесс [13].

Исследователи Д. П. Гончарова [14] и Г. Р. Кабирова [15] отмечали, что дебаты положительно влияют и на развитие познавательных УУД у учащихся. Так, согласно мнению авторов, посредством технологии «дебаты» у учеников формируются умения работы с информационным материалом, а именно развиваются навыки сбора, синтеза и критического анализа информации. Немаловажным Д. П. Гончарова считала и то, что обучающиеся осваивают методы познания практическим путем, развивают спектр логических действий и операций (например, дедукция и индукция).

В своей работе педагог-практик Л. М. Бояркина обратила внимание на то, что главная цель учителя при использовании метода дискуссий в образовательном процессе - научить обучающихся выстраивать предложения на английском языке убеждающего типа, при этом следуя нормам этикета при общении с собеседником. Данная учебная задача позволяет максимально приблизить ситуацию для дебатов к реальной жизни и интересам обучающихся [16].

Исследователи О. А. Литовченко, Н. Е. Попова, Ю. С. Неволина указывали на то, что при использовании педагогической технологии «дебаты» возможно одновременно развивать большое количество УУД. Так, авторы отмечали, что у учеников происходит развитие общекультурного кругозора, интеллектуальных способностей, творческих качеств, исследовательских навыков, коммуникативных умений, ораторских способностей [17, 18].

На рис. 2 мы представляем, какие конкретные УУД затрагивает применение технологии «дебаты» в учебном процессе.

Регулятивные УУД

* Оценивание собственной позиций

* Анализирование ситуации

•Соотнесение и сравнение приобретенных знаний с ранее имеющимися

* Целеполагание

Познавательные УУД

■ Установление причинно-

следственных связей

• Расположение мыслей, идей в определенной последовательности

■Установка главной причины явления

• Обозначать связи между частями

• Кратко оформлять высказывания

• Самостоятельно формулировать мысли, идеи и проблемы

Коммуникативные УУД

•Учебное сотрудничество •Работа в паре/группе на основе заданных правил

взаимодействия •Допущение различных мнений, стремление к координации различных позиций в сотрудничества •Обоснование и отстаивание собственной точки зрения

• Уважительное восприятие информации, не перебивая одноклассников

• Концентрация внимания при слушании

Личностные УУД

■ Положительное отношение к учению

■Уважительное отношение к другому человеку

• Ответственное отношение к обучению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Формирование целлостного мировоззрения

Рис. 2. УУД, формируемые посредством использования технологии «дебаты» в учебном процессе

Значительным влиянием на формирование УУД у обучающихся обладает технология «мозговой штурм», которая представляет собой способ продуцирования новых идей для решения практических учебных проблем. Главное в использовании данной технологии - это осуществление коллективной работы и поиск нетрадиционных вари-

антов решения проблемной ситуации [19]. Очевидно, что мозговой штурм положительно влияет на развитие творческого и ассоциативного мышления, при этом позволяя педагогу систематизировать имеющиеся у школьников знания и отработать материал по изучаемой теме в рамках урока.

Исследователь Ю. А. Санникова указывала на то, что применение педагогической технологии мозгового штурма может влиять на цели и задачи обучения в той степени, в которой использование этой технологии способно повлиять на формирование навыков у обучающихся. Так, цель применения мозгового штурма в образовательном процессе сводится к развитию способности анализировать, выдвигать и обосновать гипотезы и предлагать варианты решения [20]. Учитывая мнение Ю. А. Сан-никовой, можно сделать вывод о том, что мозговой штурм положительно влияет именно на те навыки, которые составляют УУД обучающихся.

Зарубежный исследователь А. Н. М. Элмитайри в своей статье упоминал о влиянии мозгового штурма на формирование коммуникативных УУД, так как основной принцип организации данной технологии заключается в структурированном аналитическом процессе общения группы лиц, которые работают сообща. Мозговой штурм обеспечивает дружелюбную и открытую среду для участия всех учеников, которые в процессе коммуникации сближаются друг с другом, учатся уважать чужое мнение, принимать точку зрения, отличную от собственной, и отстаивать свои позиции [21].

Более сложным вариантом технологии мозгового штурма является кейс-стади, или кейсовый метод. Технология кейс-стади не только позволяет внести практическое разнообразие в учебные занятия по предмету, но и способствует формированию и развитию всей структуры УУД [22]. Важным аспектом использования кейсов на занятиях по предмету, на котором формируются УУД, является правильная постановка учебной задачи, сопровождаемой адаптацией под нее учебного материала [23].

Исследователи М. А. Панфилов и В. М. Панфилова указывали на то, что суть кейс-стади заключается в том, чтобы усвоить знания по теме, а также сформировать умения активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий [24]. Кейсы готовятся в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются в классе, поскольку составляют основу беседы. Важно, что учитель руководит всем процессом, но не вмешивается в него [25].

Применение технологии кейс-стади на уроках английского языка позволяет сформировать у учеников следующие типы УУД (см. рис. 3).

Регулятивные УУД

•Аналитическая деятельность

•Оценка своей деятельности

• Саморегуляция и мобилизация сил и энергии для достижения цели

• прогнозирование результатов своей деятельности

Познавательные УУД

• Поиск и выделение необходимой информации

• Самопрезентация и рефлексия

• Структурирование знаний

•Установление причинно-

следственных связей

• Выдвижение гипотез (решений) и их доказательство

• Самостоятельное выделение и формулирование цели(проблемы)

Коммуникативные УУД

•Учебное сотрудничество (с учителем, одноклассниками)

• Разрешение конфликтов

• Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные УУД

• Положительное отношение к учению

•Желание получить новые знания

• способность самостоятельно вырабатывать и аргументировать свои мысли и идеи

Рис. 3. УУД, формируемые посредством использования метода кейсов в учебном процессе

Кейс по своей сути представляет историю, которая рассказывает о событиях и проблематике таким образом, что обучающиеся могут извлечь из этого материала жизненный урок. Обучающиеся изучают текст, ищут ключевую информацию для поиска проблемы. Реализация таких действий позволяет:

- выделить необходимую информацию;

- определить проблемы и ее параметры;

- выдвинуть возможные решения;

- сформулировать стратегии и идеи для действий;

- принимать решения и исправлять возникающие трудности [26].

Для достижения определенных результатов по развитию УУД (коммуникативных, познавательных, регулятивных) учитель иностранного языка может применять некоторые приемы, например:

1. Для развития коммуникативных умений, к которым относятся умения общаться и вести дискуссию, эффективно сотрудничать с применением разных речевых элементов и т. д., можно использовать следующие упражнения:

- составить диалог по теме на основе образца. Иными словами, необходимо стимулировать учеников составлять диалоги как в письменном, так и в устном виде для общения на учебные и жизненные темы;

- подготовить вопросы по широкому спектр тем. Данный прием автор использует, чтобы задействовать навыки запоминания информации;

- составить коллаж по теме, отражающий ассоциативные связи. Использование данного метода похоже на работу с ментальными картами, поскольку опирается на применение технологии визуализации мыслительных процессов обучающихся [27].

2. Для развития познавательных умений, к которым относятся умение осуществлять общение в разных видах речи (устной и письменной), умение вычленять необходимую информацию, можно использовать следующие упражнения:

- задания на прочтение ряда отрывков и объединение их в логическом порядке;

- создание заголовка к безымянному тексту;

- формирование кроссворда с изучаемыми словами;

- изучение происхождения слов для познания культурного подтекста [28].

3. Для развития регулятивных умений С. П. Стебихова рекомендует использовать следующие образовательные приемы:

- составить ментальные карты, схемы «фишбоун» или кластеры. Использование данного метода напрямую влияет на становление навыков самостоятельности, так как учит выделять главные структурные элементы чего-либо;

- прочитать начало текста и самостоятельно домыслить продолжение;

- подготовить презентацию (или же проект) по заданной тематике [29].

Таким образом, формирование метаумений непосредственно через универсальные учебные действия актуально не только для школ в Российской Федерации, но и для ряда учебных заведений в других странах. Учителя всегда стараются использовать инновационные технологии как онлайн-, так и офлайн-обучения, чтобы развивать виды навыков, входящих в состав УУД обучающихся. В рамках текущего раздела исследования были рассмотрены педагогические технологии, которые могут способствовать формированию УУД, а также обозначены примеры того, на какие именно типы регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД влияет та или иная технология. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, ментальные карты, дебаты и кейсы могут оказывать существенное влияние на формирование и качественное развитие УУД у учеников средней школы на уроках иностранного языка.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические методы, а именно: теоретические - изучение, анализ и синтез научной литературы в области педагогики и методики преподавания иностранных языков; эмпирические -наблюдение, моделирование занятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные вопросам обучения и развития УУД у обучающихся средней школы.

В фокусе исследования - применяемые в обучении иностранному языку технологии для формирования УУД у учеников основной школы.

Срок проведения педагогического эксперимента: декабрь 2021 - апрель 2022 года.

Количество участников эксперимента: 28 человек, где 14 человек - экспериментальная группа, а 14 человек - контрольная группа. В экспериментальной группе использовались задания, направленные специально на проработку УУД учащихся. В контрольной группе использовались задания в соответствии с УМК, рекомендуемым рабочей программой.

В настоящий момент авторы статьи проводят обобщение результатов исследования по особенностям формирования метапредметных умений и навыков в рамках учебного предмета «Иностранный язык» в средней школе. Одной из задач исследования стало проектирование особенностей применения технологий по формированию метапредметных результатов обучения в средней школе. Значимость исследования выражается в поиске оптимальных путей формирования метапредметных умений и навыков учащихся на уроках иностранного языка. Сформированный перечень технологий может представлять ценность для многих учителей-практиков, заинтересованных в развитии метапредметных результатов учебной деятельности.

Результаты исследования / Research results

В ходе практической деятельности в МБОУ СОШ № 5 г. о. Ступино был проведен педагогический эксперимент по применению ментальных карт с учениками средней школы на уроке английского языка. Для этой цели было составлено несколько ментальных карт. Опишем их несколько подробнее.

Первая карта была направлена на работу с лексическим материалом по определенной теме. Школьникам раздавались листы с ментальной картой, имеющей пропуски. В соответствии с указанием учителя дети выполняли задание по заполнению пропусков либо самостоятельно, либо разбившись на группы. При использовании данной ментальной карты могли быть сформированы следующие УУД: учебное сотрудничество, самостоятельность, структурирование знаний и др. Представим пример ментальной карты, которая давалась детям, на рис. 4.

Вторая карта направлена на отработку навыков чтения. Был предложен учебный материал с текстовой информацией (пять текстов о знаменитых достопримечательностях Лондона). Совместно с учителем обучающиеся по шаблону составляли ментальную карту. Учитель акцентировал внимание учащихся на элементах карты и текста, помогал им строить ассоциативные связи. С помощью данной карты обучающиеся тренировали устную речь, например, они пересказывали информацию об основных особенностях изученных достопримечательностей Лондона. При работе с данной картой у обучающихся задействуются такие УУД, как межличностное общение с учителем и сверстниками, установка причинно-следственных связей, самостоятельность в формулировании предложений (наименований ветви). Представим пример ментальной карты на рис. 5.

Рис. 4. Ментальная карта для работы с лексическим материалом

Buchingam Palace

Trafalgar Square

У

"V

Рис. 5. Ментальная карта для отработки навыков чтения

Третья карта направлена на отработку грамматического материала. Учителем была разработана карта, в которой указывались основные правила использования ви-довременной формы глагола Present Perfect, особенности построения различных типов предложений, слова-маркеры для определения временной формы и исключения из правила. При работе с данной картой у учеников могли быть сформированы следующие УУД: структурирование информации, самообучение, саморегуляция. Пример ментальной карты представим на рис. 6.

В ходе производной педагогической практики был проведен кейс с учащимися 5-6-х классов на уроке английского языка по теме "We are the champions" по методике Harvard Business School Format of Case Analysis [30]. Согласно данной технологии, ученикам было необходимо предоставить ответ по нескольким пунктам, а именно:

1) дать краткую выдержку - резюме предложенного текста;

2) выделить основные проблемы, указанные в тексте;

3) перечислить ключевые имена, учреждения, которые упоминаются в тексте;

4) предоставить хронологию событий;

5) выделить вопросы, которые мешают решению проблем;

6) предоставить варианты возможных путей решения, а также составить лист преимуществ и недостатков решения;

7) предложить рекомендации при выборе наиболее подходящего пути решения проблемы;

8) составить точный и подробный план действий для выхода из проблемной ситуации.

Рис. 6. Ментальная карта для отработки грамматического материала

В результате выполнения задания ученики представили учителю письменные работы, где содержались ответы по каждому пункту кейса.

Применение кейс-метода для решения практической задачи позволило активизировать теоретические знания и практические навыки учащихся, которые получили возможность продемонстрировать умения высказывать мысли и идеи на иностранном языке, принимать участие в дискуссии по учету альтернативных точек зрения и аргументировать свою собственную позицию. По мере усвоения обучающимися технологии кейс-метода задания могут усложняться и дополняться различными условиями, что способствует более эффективному развитию коммуникативной компетенции учащихся на занятиях по иностранному языку.

При этом по мере решения кейса учениками были проработаны следующие УУД:

1) самостоятельное выделение цели (проблемы) прочитанного;

2) построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

3) самостоятельный поиск решений ранее определенных проблем;

4) умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с обозначенным заданием;

5) инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

6) уважение собеседников, принятие их идей и мнений [31].

В результате проведения такого занятия было отмечено, что у учащихся повысилась мотивация к обучению, время на занятии использовалось максимально продуктивно. Сказанное также может свидетельствовать о том, что были сформированы личностные УУД у учащихся.

По мере проведения учебных занятий с применением заданий по развитию всех видов УУД у обучающихся на уроке английского языгка быто проведено тестирование для сравнения констатирующих и контрольных данных, позволяющее оценить уровень сформирован-ности УУД у школьников. Быто проведено тестирование по оценке сформированности каждого вида УУД: регулятивных, познавательных, коммуникативных, личностных.

Была введена система оценивания:

- низкий уровень (1): обучающийся допускал четыре и более ошибок в тестировании/ речевой задаче;

- средний уровень (2): обучающийся допускал менее двух ошибок в тестировании/ речевой задаче;

- высокий уровень (3): обучающийся не допускал ошибок или небольшую помарку в тестировании/ речевой задаче.

В таблице представим сравнительные данные сформированности УУД.

Сравнительные данные контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах исследования

УУД Констатирующий этап Констатщ рующий этап Динамика, в %

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Регулятивные 1,35 1,29 1,7 2,1 20,588 38,571

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Познавательные 2,3 2,4 2,42 2,76 4,959 13,043

Коммуникативные 1,93 2,1 2,01 2,3 3,980 8,696

Личностные 1,6 1,52 1,8 1,92 11,111 20,833

ИТОГО 1,795 1,8275 1,9825 2,27 10,160 20,286

В соответствии с данными, представленными в таблице, можно сделать следующие выводы:

- произошел рост уровня УУД и у контрольной группы, и у экспериментальной группы по результатам проведения учебных занятий по предмету «английский язык»;

- динамика результатов экспериментальной группы показала больший рост, чем у контрольной группы: регулятивные УУД у ЭГ выше, чем у КГ, на 17,98%; познавательные УУД у ЭГ выше, чем у КГ, на 8,08%; коммуникативные УУД у ЭГ выше, чем у КГ, на 4,71%; личностные УУД у ЭГ выше, чем у КГ, на 9,72%. Итоговые данные по УУД в целом у ЭГ выше, чем у КГ, на 10,1%.

Таким образом, используемые задания с целью проработки УУД у учащихся показали положительный результат, так как у учащихся произошло повышение уровня сформированности УУД по каждому виду.

Заключение / Conclusion

На основании вышеизложенного можно отметить, что в современных условиях образования для формирования универсальных учебных действий необходимо использовать современные технологии и методы обучения. В реализации метапредмет-ного подхода в обучении, согласно ФГОС ООО, необходимо, чтобы некоторые задания по предмету строились так, чтобы у обучающегося знания формировались не за счет передачи их от учителя-предметника, а за счет самостоятельного изучения и обучения (то есть реализации принципа «умение учиться») [32]. В статье были рассмотрены некоторые технологии, которые позволяют наиболее эффективно воздейство-

вать на становление УУД у обучающихся. Комплексное использование перечисленных методик будет являться стратегией по формированию УУД по предмету в образовательном учреждении. В дальнейшем исследовании каждая из рассмотренных технологий может быть применена на более длительный опытно-экспериментальный период для проверки результативности в формировании УУД у учащихся средней школы на уроках английского языка.

Ссылки на источники / References

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» № 287 от 31.05.2021. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027

2. Стебихова С. П. Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка // Проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 1-4.

3. Головинова Н. С. Формирование умения учиться как основная ролевая функция учителя на современном уроке // Образование и воспитание. - 2017. - № 1.1 (11.1). - С. 14-17.

4. Марьенко Н. А. Формирование универсальных метапредметных учебных действий учащихся на уроках английского языка // Евразийский научный журнал. - 2017. - № 1. - С. 166-167.

5. Mustafina L. R., Slavina L. R. Formation of meta-subject result in teaching a foreign language // International journal of higher education. - 2020. - No. 8. - P. 59-66.

6. Жравлева С. В. Сущность универсальных учебных действий в образовании // Новая наука: психолого-педагогический подход. - 2017. - № 2. - С. 34-36.

7. Ilham N. W., Jabu B., Korompot C. A. Analysis of Higher-order thinking skills (HOTS) items in senior high school English international; Examinations // Journal of English Language Teaching. - 2020. - No. 2. - P. 156-162.

8. Otto A., Lopez-Medina B. Promoting Metacognitive and linguistic skills% digital learning logs in pre-service teacher training // Journal of language and education. - 2021. - No. 7 (4). - P. 117-126.

9. Шевцова М. В. Использование интеллект-карт на уроке иностранного языка // Английский язык. Все для учителя! - 2015. - № 8 (44). - С. 2-7.

10. Березина А. А. Использование ментальных карт на уроках английского языка в начальной школе // Студенческая наука и XXI век. - 2021. - № 1-2. - С. 41-44.

11. Цыброва И. О. Использование интеллект-карты как средства повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей // Наука и мир. - 2015. - № 8 (24). - С. 80-83.

12. Трубакова Д. И., Сергеева М. Г. Формирование социального интеллекта обучающихся в условиях иноязычного образования // Профессиональное образование и общество. - 2021. - № 3 (39). - С. 11-142.

13. McCallum G. 101 Words Games for Students of English as a Second Foreign Language. - Oxford University Press, 1980. - Р. 162.

14. Гончарова Д. П. Использование дебатов на уроках в образовательном процессе средней общей школы на примере дебатов утверждающей и отрицающей сторон // Вестник науки и образования. - 2020. - № 15 (93). - С. 100-102.

15. Кабирова Г. Р. Использование метода «дебаты» при обучении английскому языку // Трибуна ученого. -2020. - № 12. - С. 1-4.

16. Бояркина Л. М., Нелькина А. А. Особенности использования метода дискуссии на уроках английского языка // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. - 2017. - № 1. - С. 1-6.

17. Литовченко О. А., Попова Н. Е. Технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 8. - С. 1-5.

18. Неволина Ю. С. Педагогическая технология «дебаты» как основа формирования универсальных учебных действий учащихся // Молодой ученый. - 2019. - № 46 (284). - С. 294-296.

19. Беляева Н. Г., Сизова Ю. С. Использование мозгового штурма на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 8 (50). - С. 10-13.

20. Санникова Ю. А. Интерактивные технологии обучения иностранному языку: методика «мозгового штурма» // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 215-216.

21. Almutairi A. N. M. The Effect of Using Brainstorming Strategy in Developing Creative Problem Solving Skills among male Students in Kuwait: A Field Study on Saud Al-Kharji School in Kuwait City // Journal of education and practice. - 2015. - No. 3. - P. 136-146.

22. Попова Н. В., Сухарева Т. Н. Использование кейс-метода в обучении английскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - № 3 (81). - С. 205-207.

23. Мажейко И. Ю. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Наука и образование сегодня. -2017. - № 1. - С. 1-3.

24. Панфилов М. А., Панфилова В. М. Учебные кейсы как способ формирования УУД в старшей школе // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 6 (1). - С. 96-97.

25. Насанова Д. Б., Фоменко Т. А. Использование кейс-технологии при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка // Молодой ученый. - 2020. - № 52 (342). - С. 429-431.

26. What Exactly is a case-study? - URL: https://www.universalclass.com/articles/special-education/developing-edu-cational-case-studies.htm

27. Загидуллина О. М. Формирование метапредметных умений на уроке английского языка // Вестник Оренбургского президентского кадетского училища. - 2017. - № 4. - С. 3036-3038.

28. Шеманаев С. С. Особенности реализации метапредметного подхода в образовательном процессе // Наука на благо человечества. - 2020. - № 2. - С. 158-161.

29. Стебихова С. П. Формирование метапредметных компетенций на уроках английского языка // Проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - С. 1-4.

30. The HBS Case Method. - URL: https://www.hbs.edu/mba/academic-experience/Pages/the-hbs-case-method.aspx

31. Planned educational result in English. Personal, meta-subject and subject result of mastering the subject «English». - URL: https://ik-ptz.ru/en/dictations-on-the-russian-language--grade-5/planiruemye-obrazovatelnye-rezultaty-po-angliiskomu-yazyku-lichnostnye.html

32. Коваль Т. В., Крючкова Е. А. Метапредметный подход к изучению понятий: требования Федеральных государственных стандартов и проблемы их реализации в общеобразовательной школе // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 3 (39). - С. 75-84.

1. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya" № 287 ot 31.05.2021 [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation "On approval of the Federal State Educational Standard of basic general education " No. 287 dated 31.05.2021]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (in Russian).

2. Stebihova, S. P. (2018). "Formirovanie metapredmetnyh kompetencij na urokah anglijskogo yazyka" [Formation of meta-subject competences in English lessons], Problemy nauki i obrazovaniya, № 1, pp. 1-4 (in Russian).

3. Golovinova, N. S. (2017). "Formirovanie umeniya uchit'sya kak osnovnaya rolevaya funkciya uchitelya na sov-remennom uroke" [Formation of the ability to learn as the main role function of a teacher in a modern lesson], Obrazovanie i vospitanie, № 1.1 (11.1), pp. 14-17 (in Russian).

4. Mar'enko, N. A. (2017). "Formirovanie universal'nyh metapredmetnyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya na urokah anglijskogo yazyka" [Formation of universal meta-subject learning actions of students in English lessons], Evrazijskij nauchnyj zhurnal, № 1, pp. 166-167 (in Russian).

5. Mustafina, L. R., & Slavina, L. R. (2020). "Formation of meta-subject result in teaching a foreign language", International journal of higher education, No. 8, pp. 59-66 (in English).

6. Zhravleva, S. V. (2017). "Sushchnost' universal'nyh uchebnyh dejstvij v obrazovanii" [The essence of universal learning actions in education], Novaya nauka: psihologo-pedagogicheskij podhod, № 2, pp. 34-36 (in Russian).

7. Ilham, N. W., Jabu, B., & Korompot, C. A. (2020). "Analysis of Higher-order thinking skills (HOTS) items in senior high school English international; Examinations", Journal of English Language Teaching, No. 2, pp. 156-162 (in English).

8. Otto, A., Lopez-Medina, B. (2021). "Promoting Metacognitive and linguistic skills% digital learning logs in pre-service teacher training", Journal of language and education, No. 7 (4), pp. 117-126 (in English).

9. Shevcova, M. V. (2015). "Ispol'zovanie intellekt-kart na uroke inostrannogo yazyka" [Using mind maps in a foreign language lesson], Anglijskij yazyk. Vse dlya uchitelya!, № 8 (44), pp. 2-7 (in Russian).

10. Berezina, A. A. (2021). "Ispol'zovanie mental'nyh kart na urokah anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole" [Using mind maps in English lessons in primary school], Studen-cheskaya nauka i XXI vek, № 1-2, pp. 41-44 (in Russian).

11. Cybrova, I. O. (2015). "Ispol'zovanie intellekt-karty kak sredstva povysheniya kachestva znanij uchashchihsya, razvitiya ih tvorcheskih sposobnostej" [Using the mind map as a means of improving the quality of students' knowledge, developing their creative abilities], Nauka i mir, № 8 (24), pp. 80-83 (in Russian).

12. Trubakova, D. I., & Sergeeva, M. G. (2021). "Formirovanie social'nogo intellekta obuchayushchihsya v usloviyah inoyazychnogo obrazovaniya" [Building up social intelligence of students in the conditions of foreign language education], Professional'noe obrazovanie i obshchestvo, № 3 (39), pp. 11-142 (in Russian).

13. McCallum, G. (1980). 101 Words Games for Students of English as a Second Foreign Language, Oxford University Press, p. 162 (in English).

14. Goncharova, D. P. (2020). "Ispol'zovanie debatov na urokah v obrazovatel'nom processe srednej obshchej shkoly na primere debatov utverzhdayushchej i otricayushchej storon" [The use of debates in the classroom in the educational process of a secondary general school on the example of debates between affirmative and negative parties], Vestnik nauki i obrazovaniya, № 15 (93), pp. 100-102 (in Russian).

15. Kabirova, G. R. (2020). "Ispol'zovanie metoda «debaty» pri obuchenii anglijskomu yazyku" [Using the "debate" method in teaching English], Tribuna uchenogo, № 12, pp. 1-4 (in Russian).

16. Boyarkina, L. M., & Nel'kina, A. A. (2017). "Osobennosti ispol'zovaniya metoda diskussii na urokah anglijskogo yazyka" [Some aspects of using the debate method in English lessons], Nauchnoe obozrenie. Mezhdunarodnyj nauchno-prakticheskij zhurnal, № 1, pp. 1-6 (in Russian).

17. Litovchenko, O. A., & Popova, N. E. (2016). "Tekhnologiya "debaty" kak osnova formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya" [The "debate" technology as the basis for the formation of universal learning actions of students], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 8, pp. 1-5 (in Russian).

18. Nevolina, Yu. S. (2019). "Pedagogicheskaya tekhnologiya "debaty" kak osnova formirovaniya universal'nyh uchebnyh dejstvij uchashchihsya" [Pedagogical technology "debate" as the basis for the formation of universal learning actions of students], Molodoj uchenyj, № 46 (284), pp. 294-296 (in Russian).

19. Belyaeva, N. G., & Sizova, Yu. S. (2016). "Ispol'zovanie mozgovogo shturma na urokah inostrannogo yazyka v ne-yazykovom vuze" [Using brainstorming in foreign language lessons on a non-linguistic faculty], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, № 8 (50), pp. 10-13 (in Russian).

20. Sannikova, Yu. A. (2018). "Interaktivnye tekhnologii obucheniya inostrannomu yazyku: metodika "mozgovogo shturma" [Interactive technologies of teaching a foreign language: a method of "brainstorming"], Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, № 6 (160), pp. 215-216 (in Russian).

21. Almutairi, A. N. M. (2015). "The Effect of Using Brainstorming Strategy in Developing Creative Problem Solving Skills among male Students in Kuwait: A Field Study on Saud Al-Kharji School in Kuwait City", Journal of education and practice, No. 3, pp. 136-146 (in English).

22. Popova, N. V., & Suhareva, T. N. (2018). "Ispol'zovanie kejs-metoda v obuchenii anglijskomu yazyku" [Using the case study method in teaching English], Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki, № 3 (81), pp. 205-207 (in Russian).

23. Mazhejko, I. Yu. (2017). "Ispol'zovanie kejs-metoda na urokah anglijskogo yazyka" [Using the case study method in English lessons], Nauka i obrazovanie segodnya, № 1, pp. 1-3 (in Russian).

24. Panfilov, M. A., & Panfilova, V. M. (2014). "Uchebnye kejsy kak sposob formirovaniya UUD v starshej shkole" [Case study as a way to form ULA in high school], Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 6 (1), pp. 96-97 (in Russian).

25. Nasanova, D. B., & Fomenko, T. A. (2020). "Ispol'zovanie kejs-tekhnologii pri formirovanii kommunikativnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij na urokah nemeckogo yazyka" [The use of case study technology in the formation of communicative universal learning actions in German lessons], Molodoj uchenyj, № 52 (342), pp. 429-431 (in Russian).

26. What Exactly is a case-study? Available at: https://www.universalclass.com/articles/special-education/develop-ing-educational-case-studies.htm (in English).

27. Zagidullina, O. M. (2017). "Formirovanie metapredmetnyh umenij na uroke anglijskogo yazyka" [Formation of meta-subject skills in the English lesson], Vestnik Orenburgskogo prezidentskogo kadetskogo uchilishcha, № 4, pp. 3036-3038 (in Russian).

28. Shemanaev, S. S. (2020). "Osobennosti realizacii metapredmetnogo podhoda v obrazovatel'nom processe" [Characteristics of the implementation of the meta-subject approach in the educational process], Nauka na blago che-lovechestva, № 2, pp. 158-161 (in Russian).

29. Stebihova, S. P. (2018). "Formirovanie metapredmetnyh kompetencij na urokah anglijskogo yazyka" [Formation of meta-subject competences in English lessons], Problemy nauki i obrazovaniya, № 1, pp. 1-4 (in Russian).

30. The HBS Case Method. Available at: https://www.hbs.edu/mba/academic-experience/Pages/the-hbs-case-method.aspx (in English).

31. Planned educational result in English. Personal, meta-subject and subject result of mastering the subject "English". Available at: https://ik-ptz.ru/en/dictations-on-the-russian-language--grade-5/planiruemye-obrazovatelnye-re-zultaty-po-angliiskomu-yazyku-lichnostnye.html (in English).

32. Koval', T. V., & Kryuchkova, E. A. (2017). "Metapredmetnyj podhod k izucheniyu ponyatij: trebovaniya Federal'nyh gosudarstvennyh standartov i problemy ih realizacii v obshcheobrazovatel'noj shkole" [Meta-subject approach to the study of concepts: the requirements of Federal State Standards and the problems of their implementation in secondary schools], Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika, № 3 (39), pp. 75-84 (in Russian).

Вклад авторов Contribution of the authors

М. Г. Романова - провела педагогический эксперимент по апробации технологий по развитию УУД у учащихся СОШ в рамках уроков английского языка.

И. Ю. Мигдаль - обобщила теоретическую основу развития УУД как части обучения предмета «Иностранный язык», систематизировала результаты эксперимента.

M. G. Romanova - conducted a pedagogical experiment on testing technologies for the development of ULA in secondary school students as part of English lessons.

I. Y. Migdal - summarized the theoretical basis of the development of ULA as a part of learning the subject "Foreign language", systematized the results of the experiment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.