Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность учащихся основной школы / проектная деятельность / модель развития коммуникативной компетентности / уроки иностранного языка / смешанное обучение / цифровые образовательные ресурсы / скаффолдинг / communicative competence of primary school students / project activity / model of development of communicative competence / foreign language lessons / blended learning / digital educational resources / scaffolding

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Килеп Г. Л.

Проектная деятельность на уроках иностранного языка обладает значительным потенциалом в формировании коммуникативной компетентности учащихся основной школы. Однако в массовой практике преподавания иностранного языка в основной школе проектная деятельность организуется несистематически, не реализуется в полной мере ее потенциал как средства развития коммуникативной компетентности обучающихся. В педагогической науке не разработана модель развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы посредством целенаправленной организации групповой проектной деятельности. Цель статьи: смоделировать процесс развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности. Результаты исследования. В результате исследования автором уточнены ресурсы проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся основной школы. Разработана модель, направленная на полноценную реализацию ресурсов проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности учащихся основной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Килеп Г. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

Project activity in foreign language lessons has a significant potential for the formation of the communicative competence of primary school students. However, in the existing school practice of teaching a foreign language, project activity is not organized purposefully and systematically as a mean of developing communicative competence, its organization is episodic. This is largely due to the fact that pedagogical science has not developed a model for the development of the communicative competence of primary school students through the purposeful organization of group project activities. Purpose of the article: to model the process of developing the communicative competence of primary school students by means of project activities. Results. As a result of the research, the author clarified the resources of project activity in the formation of the communicative competence of primary school students. A model, aimed at the full implementation of project activity resources in the development of the communicative competence of primary school students, has been developed.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Г. Л. Килеп

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 60-75. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 60-75.

Научная статья УДК 373.51

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-

-75

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Галина Леонидовна Килеп

Сочинский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Сочи, Россия, tischgalina@ yandex.ru

Аннотация. Проектная деятельность на уроках иностранного языка обладает значительным потенциалом в формировании коммуникативной компетентности учащихся основной школы. Однако в массовой практике преподавания иностранного языка в основной школе проектная деятельность организуется несистематически, не реализуется в полной мере ее потенциал как средства развития коммуникативной компетентности обучающихся. В педагогической науке не разработана модель развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы посредством целенаправленной организации групповой проектной деятельности.

Цель статьи: смоделировать процесс развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности.

Результаты исследования. В результате исследования автором уточнены ресурсы проектной деятельности в формировании коммуникативной компетентности учащихся основной школы.

© Килеп Г. Л., 2023

Разработана модель, направленная на полноценную реализацию ресурсов проектной деятельности в развитии коммуникативной компетентности учащихся основной школы.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность учащихся основной школы, проектная деятельность, модель развития коммуникативной компетентности, уроки иностранного языка, смешанное обучение, цифровые образовательные ресурсы, скаффолдинг

Для цитирования: Килеп Г. Л. Модель развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 60-75. doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-60-75.

Original article

A MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

Galina L. Kilep

Sochi Institute (branch) of Peoples Friendship University of Russia, Sochi, Russia, tischgalina@yandex.ru

Abstract. Project activity in foreign language lessons has a significant potential for the formation of the communicative competence of primary school students. However, in the existing school practice of teaching a foreign language, project activity is not organized purposefully and systematically as a mean of developing communicative competence, its organization is episodic. This is largely due to the fact that pedagogical science has not developed a model for the development of the communicative competence of primary school students through the purposeful organization of group project activities.

Purpose of the article: to model the process of developing the communicative competence of primary school students by means of project activities.

Results. As a result of the research, the author clarified the resources of project activity in the formation of the communicative competence of primary school students. A model, aimed at the full implementation of project activity resources in the development of the communicative competence of primary school students, has been developed.

Keywords: communicative competence of primary school students, project activity, model of development of communicative competence, foreign language lessons, blended learning, digital educational resources, scaffolding

For citation: Kilep G. L. A model for the development of communicative competence of primary school students by means of project activities. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;l(2):60-75. (In Russ.). doi: https://doi. org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-60-75.

Введение. Коммуникативная компетентность является важным компонентом личностной культуры человека, воспитывать которую призвана школа. Формирование коммуникативной компетентности отражено в требованиях федерального государственного стандарта основного общего образования: коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметный результат образования; «формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач».

Высоким потенциалом формирования коммуникативной компетентности обладает групповая проектная деятельность обучающихся. Необходимость реализации такого потенциала также отражена во ФГОС ООО: «овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности» [8].

Научно-методические основы организации проектной деятельности на уроках иностранного языка разработаны И. Л. Бим, Н. Д. Гальсковой, А. А. Колесниковым, Н. Ф. Коряковцевой, Е. С. Полат, П. В. Сысоевым и другими учеными. Авторами представлена методика организации проектной деятельности на разных возрастных ступенях, на уроках английского и немецкого языка, в рамках курсов по выбору, которая была внедрена в целый ряд линеек учебников. Е. С. Полат разработана типология проектов, которые могут быть организованы на уроках иностранного языка, особое внимание уделено телекоммуникационным региональным и международным проектам на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран, позволяющих углубить знания особенностей национальной культуры партнера, его мироощущения [9]. В серии учебников И. Л. Бим для основной школы в содержание каждой темы включен раздел «Проекты», в котором предложены варианты проблемных ситуаций для проектной деятельности: нарисовать школу своей мечты, подготовить страноведческий альбом, характеризующий Германию, составить вопросы для викторины о городах Германии, подготовить информационный коллаж к темам Deutschland populärste Reiseziele, Einkaufen in Deutschland, сделать совместный коллаж о летних каникулах, собрать коллекцию немецких пословиц с русскими эквивалентами. В процессе обучающиеся выполняют проекты, включающие их

в реальное общение на немецком языке (переписка, возможные встречи с носителями языка) или имитирующие такое общение средствами ролевой игры. Например, в ходе работы над проектом Ihr könnt einen großen Stadtplan machen ученики должны объединиться в группы и определить план своего будущего города (сколько кварталов в нем будет, как они будут расположены и т.д.). Затем необходимо все предложенные кварталы соединить воедино и обсудить поставленные цели. Долгосрочный проект Unsere deutschen Freundinnen und Freunde bereiten ein Abschiedsfest vor. Und wir? направлен на подготовку к празднику в конце учебного года, в работе над которым обучающиеся должны рассказать о своем городе (нарисовать, смастерить модель) [2].

Однако в массовой практике преподавания иностранного языка в основной школе проектная деятельность организуется не систематически, не реализуется в полной мере ее потенциал как средства развития коммуникативной компетентности обучающихся, что обусловлено следующими недостатками ее организации:

- учителя не всегда обеспечивают овладение учениками ориентировочной основой проектной деятельности, плавный переход от выполнения микропроектов, которые могут быть выполнены в рамках одного урока, к макропроектам, требующим длительных усилий, поисковой деятельности и выполняемым в течение четверти, полугодия;

- цели, содержание, инструменты проектной деятельности зачастую достаточно жестко регламентируются учителем, ученикам редко предоставляется возможность самостоятельного выбора темы, заказчика проекта, способа его выполнения; не находят широкого применения зарубежные методики организации проектной деятельности, когда учащийся сам себе выбирает тему, намечает пути ее реализации, находит информацию по данному направлению и самостоятельно оформляет результаты своей работы;

- редко устанавливаются межпредметные связи, преемственность учебной и внеучебной деятельности в выполнении проектов.

Недостаточно используется потенциал проектной деятельности на уроках иностранного языка в развитии у обучающихся актуальных компонентов коммуникативной компетентности, обеспечивающих успешность выпускника школы в обществе и конкурентоспособность на рынке труда: умения устанавливать продуктивные контакты с представителями другого языка и культуры в различных коммуникативных

ситуациях, в процессе совместной деятельности, работать в команде [13].

В настоящее время в педагогической науке не разработана модель организации проектной деятельности обучающихся основной школы на уроках иностранного языка и в ходе освоения курсов внеурочной деятельности, позволяющая овладеть ориентировочной основой проектной деятельности и развить актуальные в современном мире компоненты коммуникативной компетентности.

Цель статьи: представить модель развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности.

Методология и методы исследования. В разработке модели развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности мы опирались на системно-деятельност-ный подход к развитию коммуникативной компетентности (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, В. Д. Шадриков), коммуникативный подход к осмыслению роли коммуникации и межличностного общения (Г. М. Андреева, Л. Л. Вохмина, М. Н. Вятютнев, П. Б. Гурвич, Ю. М. Жуков, Т. В. Иванчикова, А. А. Леонтьев, М. Д. Матюшкина, Л. А. Петровская, С. Л. Рубинштейн, А. И. Савостьянов, Б. Ф. Фролов, Н. С. Черноусова и др.), философию, теорию и методику организации проектной деятельности обучающихся (Р. Вике, Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик, М. Кноль, М. Легутке, Е. С. Полат, Г. Функ, Т. С. Шацкий, М. Шрац).

Для достижения цели применялись следующие методы: сравнительный анализ отечественных и современных подходов к обучению иностранным языкам и организации проектной деятельности школьников; моделирование проектной деятельности обучающихся, направленной на формирование коммуникативной компетентности; моделирование педагогического процесса развития коммуникативной компетентности обучающихся основной школы средствами проектной деятельности.

Результаты исследования. Обобщение имеющихся источников позволило определить коммуникативную компетентность как интегративное качество личности, обладающей внутренней готовностью и способностью к установлению продуктивных коммуникаций с представителями различных культур.

В современных условиях (глобализированное общество, расширение межкультурных связей и возможностей межкультурного взаимодействия, средств коммуникации, цифровизация и виртуализация) меня-

ются требования к коммуникативной компетентности личности. На первый план выходит умение устанавливать и поддерживать контакты, совместную деятельность с представителями других языков и культур, вести переговоры и находить общие решения, выступающие важными составляющими иноязычной компетенции как компонента коммуникативной компетентности [7]. В этой связи повышается значимость уроков иностранного языка в формировании коммуникативной компетентности.

Значительным потенциалом в формировании коммуникативной компетентности обучающихся основной школы обладает групповая проектная деятельность: совместная исследовательская, учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность учеников, цель и задачи которой направлены на решение поставленной самими учениками, учителем или заказчиком проекта проблемы, достижение результата и получение проектного продукта [10; 12].

В наибольшей степени формированию коммуникативной компетентности способствует выполнение проектной деятельности в групповой форме (в малых группах численностью 3-7 учеников).

Групповая проектная деятельность обладает следующими ресурсами, выражающими ее потенциал в формировании коммуникативной компетентности обучающихся основной школы:

- личностный ресурс: усиление учебно-познавательной мотивации посредством обеспечения связи с жизнью, практикой, познавательными интересами и жизненными целями каждого ученика;

- коммуникативный ресурс: развитие умений обмениваться информацией на русском и иностранном языке в устной и письменной форме, устанавливать и поддерживать межличностные контакты, договариваться, разрешать конфликты, принимать критику в свой адрес;

- информационный ресурс: умение находить нужную информацию в различных источниках, критически ее оценивать, применять для решения конкретных проблем;

- интерактивный ресурс: развитие умений сотрудничества, установления продуктивных интеракций в процессе выполнения совместной учебной деятельности, навыков работы в команде;

- поисково-исследовательский ресурс: формирование поисковой активности, исследовательских компетенций;

- организационный ресурс: развитие навыков организации и самоорганизации, лидерских качеств, самостоятельности, ответственности;

- интенсифицирующий ресурс: интенсификация достижения предметных, метапредметных и личностных результатов посредством установления непосредственной связи между приобретаемыми знаниями и умениями;

- интегративный ресурс: установление межпредметных связей посредством выполнения межпредметных проектов.

Проектно-ориентированное обучение немецкому языку как иностранному содержит идеальные возможности для удовлетворения познавательных потребностей школьников, способствуя как индивидуальному, так и совместному обучению в аутентичных контекстах и предоставляя учащимся возможность взять на себя ответственность за процесс обучения. Такое обучение удовлетворяет образовательные потребности как лингвистически одаренных, так и слабо мотивированных обучающихся. Кроме того, учащиеся осознают, что они могут общаться в рамках проекта, несмотря на слабое знание языка [4].

Нами разработана модель организации проектной деятельности на уроках немецкого языка с целью развития коммуникативной компетентности обучающихся (см. рис. 1). Цель моделируемого процесса — развитие коммуникативной компетентности учащихся основной школы средствами групповой проектной деятельности с построением учебных коммуникаций на иностранном языке. Достижение заявленной цели обеспечивается решением трех ключевых задач:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции;

- формирование коммуникативных УУД и личностных качеств, связанных с построением учебных коммуникаций, в том числе на иностранном языке;

- развитие коммуникативных умений и качеств.

Ключевым средством развития коммуникативной компетентности в нашей модели выступает проектная деятельность. Концептуальной основой организации проектной деятельности выступают три методологических подхода — системно-деятельностный, личностно ориентированный, коммуникативный — и три выражающих их принципа организации проектной деятельности:

- принцип сочетания микро- и макропроектов обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода и позволяет поэтапно и эффективно развивать коммуникативную компетентность учащихся основной школы средствами проектной деятельности;

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

ЦЕЛЬ: развитие коммуникативной компетентности учащихся основной школы средствами групповой проектной деятельности с построением учебных коммуникаций на иностранном языке

ПОДХОДЫ _„ ПРИНЦИПЫ

системно-деятельностный сочетания микро- и макропроектов

личностно ориентированный —> выполнения проектов, позволяющих облегчить собственное изучение иностранного языка и его изучение одноклассниками

коммуникативный —> речевого иноязычного взаимодействия учащихся в процессе выполнения проекта

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

|

Диагностируемые показатели:

иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные умения и качества, развитие коммуникативных УУД (учебное взаимодействие)

Методы диагностики: международный тест на уровень А 2, тест коммуникативных умений Л. Михельсона, тест «Групповой проект» О. Б. Логиновой

РЕЗУЛЬТАТ: сформированность коммуникативной компетентности учащихся основной школы средствами проектной деятельности

Рисунок 1. Модель развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы средствами проектной деятельности

- принцип выполнения проектов, позволяющих облегчить собственное изучение иностранного языка и его изучение одноклассниками, обеспечивает реализацию личностно ориентированного подхода и выражается в связи тематики проектов с процессом изучения иностранного языка. Ученикам предлагается подумать, как можно оптимизировать, облегчить, интенсифицировать данный процесс, сделать его более занимательным, интересным, полезным. Если ученик понимает, что продукт его деятельности может пригодиться и повлиять на образовательный результат других школьников, то он несет ответственность за свою работу, а вместе с тем переживает ситуацию успеха [6];

- принцип речевого иноязычного взаимодействия учащихся в процессе выполнения проекта: организация дискурсивной деятельности обучающихся на немецком языке в процессе выполнения проекта.

Содержательно-процессуальный блок модели раскрывает содержание, этапы, педагогический инструментарий и образовательные ресурсы формирования коммуникативной компетентности средствами проектной деятельности. Содержание моделируемого процесса включает:

1. Организацию проектной деятельности на уроках иностранного языка и в рамках курса внеурочной деятельности «Мое веб-издательство» и выполнение межпредметных проектов. В вариативную часть учебного плана включается курс внеурочной деятельности — филологический клуб «Мое веб-издательство». Работа клуба продолжается в течение учебного года, что позволяет выполнить долгосрочный проект по созданию учебного пособия/книги. Цель и задачи проектной деятельности должны быть общими для группы школьников и направлены на получение проектного продукта. Содержание проектной деятельности включает создание электронных книг и веб-словарей. Каждому ученику отводится в веб-издательстве определенная роль: верстальщика, переводчика, иллюстратора, менеджера, редактора, корректора, графического веб-дизайнера и т.д. Особенный интерес у школьников вызывают межпредметные многоязычные проекты (немецкий, английский и русский языки). Иностранный язык также удачно можно представить в сочетании с биологией/экологией/географией или немецким, французским, русским языками, литературой и рисованием.

2. Выполнение учащимися микропроектов и лингвокультурных макропроектов. Микропроект — краткосрочный проект, выполняемый в рамках одного-двух занятий в форме рецепта, сказки, стихотворения,

статьи, буклета, рекламы, постера и т.д. Микропроект может стать частью или этапом работы над макропроектом [16].

Макропроект — долгосрочный проект, выполняемый в рамках не только занятий в классе, но и внеурочной деятельности (более половины времени работы над проектом) [18]. Результатом такой работы является проектный продукт с последующей публичной защитой в форме презентации. Как правило, ученики защищают свои макропроекты не только в школе, но и за ее пределами, участвуя в различных конкурсах проектов на региональном, всероссийском и международном уровне. Макропроекты можно представлять в любых формах: в форме электронной презентации, веб-словаря, электронной книги и др. [14].

Изучение немецкого как второго иностранного языка в основной школе, как правило, начинают с 5-го класса и заканчивают в 9-м классе. Вводить проектную деятельность следует постепенно, начиная с 5-6-х классов. Сначала необходимо научить школьников выполнять несложные проектные задания — микропроекты. В этом возрасте мотивация изучения иностранного языка еще высокая: детям нравится строить и запоминать элементарные фразы, многократно употреблять необычное иностранное слово, петь песни, читать стихотворения на немецком языке [3; 17]. Но впоследствии интерес постепенно угасает, и в 7-9-х классах нужно наращивать проектные компетенции посредством выполнения значимых для школы и общества макропроектов, сочетая проектный метод с технологией смешанного обучения, ИКТ. Выполнение таких макропроектов позволяет ученикам понять, где можно в жизни применить свои коммуникативные способности на немецком языке.

В содержательно-процессуальном блоке нашей модели систематизированы технологии, методы, приемы и формы, позволяющие интенсифицировать процесс развития коммуникативной компетентности средствами проектной деятельности.

Одной из форм выступает смешанное обучение с использованием двух моделей: «перевернутый класс» и «ротация станций». Акцент смещается на проектную практико-ориентированную работу (преимущественно коллективную), персонализацию, развитие личной ответственности за самообучение.

С целью научить учащихся самостоятельно планировать свою деятельность, систематизировать и анализировать изученную информацию, а также оформлять результаты своей проектной работы в нашей модели

применяются следующие методы и приемы:

- мнемотехника: для эффективного запоминания иноязычной лексики и информации на иностранном языке [5];

- эвристические вопросы: позволяют посмотреть на исследуемый объект с разных сторон и найти нестандартное решение проблемы);

- дизайн-анализ: для выбора лучшего варианта дизайна электронной книги, который соответствует заявленному знаку качества со стороны заказчика и его критериям (экологическим, социальным, функциональным, эстетическим);

- сторителлинг (рассказывания историй): позволяет минимизировать конфликты в проектной группе, укрепить позитивные взаимоотношения, стимулировать на достижение целей;

- форум в РаШе^ помогает вести коллективное обсуждение, собирать и хранить все записи и материалы, оставлять на цифровой доске свои ответы под заданиями учителя, знакомиться с другими версиями выполнения упражнения, предлагать новые идеи;

- фишбоун: позволяет графически структурировать, ранжировать информацию, показать взаимосвязи между причинами и следствиями, способствует четкой организации работы учащихся в группах [1];

- скаффолдинг: позволяет ученику решить проблему или задачу, которая находится за пределами его индивидуальных возможностей, с помощью временной поэтапной поддержки учителя [15].

В процессе работы с учащимися также важно стимулировать их деятельность и активное включение в общественную жизнь школы, участие в выставках, конференциях, форумах и т.д.

Критериально-оценочный блок модели раскрывает оцениваемые показатели коммуникативной компетентности обучающихся и методики их диагностики:

- учебная мотивация и учебная результативность изучения немецкого языка (международный тест Гёте-Института, участие в конкурсах проектов);

- результативность учебных коммуникаций в ходе выполнения групповых микро- и макропроектов (методика «Групповой проект»);

- сформированность коммуникативных умений (тест Михельсона).

Оценка проводится по трем критериям: предметно-результативный,

коммуникативно-результативный, проектно-результативный.

Для закрепления, повторения и систематизации полученных лекси-

ко-грамматических, лингвострановедческих знаний и т.д. для создания проекта вполне уместно создавать или брать готовые варианты тестов, опросов на цифровом ресурсе Online Test Pad [11]. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона необходимо провести с помощью данного цифрового ресурса как перед выходом на организацию проектной работы, так и после защиты проектного продукта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Модель развития коммуникативной компетентности средствами проектной деятельности прошла экспериментальную апробацию. В экспериментальной апробации модели участвовали 215 обучающихся образовательных учреждений Брянска и Сочи. В экспериментальных группах на уроках немецкого языка обучающиеся выполняли микро- и макропроекты лингвокультурного содержания и освоили курс внеурочной деятельности «Мое веб-издательство». Контрольные группы изучали немецкий язык в традиционной форме выполнения упражнений на развитие умений чтения, аудирования, говорения. Контрольная диагностика показала значимые позитивные изменения в экспериментальных группах в сравнении с контрольной по всем трем критериям (в табл. 1 приведены данные заключительного этапа опытно-экспериментальной работы, проведенного на базе гимназии № 15 г. Сочи).

Таблица 1. Сравнительные результаты исходной и итоговой диагностики коммуникативной компетентности в экспериментальной группе

уровень Р исх. Р кон. Р исх.— Р кон. (Р исх.— Р кон.)2 (Р исх.— Р кон.)2 / Р кон.

Иноязычная коммуникативная компетенция (тест «Говорение»)

Высокий 3 5 2 4 0,8

Средний 9 11 2 4 0,364

Низкий 6 2 4 16 8

Сумма х2 9,164

Иноязычная коммуникативная компетенция (тест «Письмо»)

Высокий 2 5 3 9 1,8

Средний 7 10 3 9 0,9

Низкий 9 3 6 36 12

Сумма х2 14,7

Коммуникативные умения (тест Михельсона)

Высокий 4 4 6 36 9

Средний 6 11 5 25 2,273

Низкий 8 3 5 25 8,333

Сумма х2 19,606

Коммуникативные УУД, связанные с командной работой (экспертное на-

блюдение за процессом групповой работы над микропроектом по методи-

ке О. Б. Логинова)

Высокий 8 10 2 4 0,4

Средний 6 7 1 1 0,143

Низкий 4 1 3 9 9

Сумма х2 9,543

Значимость различий в сформированности различных показателей коммуникативной компетентности в экспериментальной группе проверена с применением статистических методов. Значения х2 по тесту «Говорение», тесту «Письмо», тесту Михельсона и методике О. Б. Логинова 9,164; 14,7; 19,606; 9,543. Число степеней свободы п — 1 = 2. Соответствующее (п - 1) = 2 значение х2 на 95% уровне вероятности равно 5,99. Полученные значения х2 больше табличного значения.

Полученные в ЭГ результаты подтверждают достоверность различий в распределениях учащихся по результатам исходного и итогового среза.

Таким образом, результаты и итоги исследования доказывают эффективность педагогической модели процесса развития коммуникативной компетентности учащихся основной школы средствами проектной деятельности.

Заключение. Организация на уроках иностранного языка групповой проектной деятельности может способствовать формированию коммуникативной компетентности учащихся основной школы. Организацию такой деятельности целесообразно осуществлять на основе модели, особенностями которой выступают:

- систематическая организация проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;

- последовательный переход от выполнения микропроектов в 5-6-х классах к созданию макропроектов в 7-9-х классах;

- реализация курса внеурочной деятельности — филологического клуба «Мое веб-издательство», включающего выполнение групповых долгосрочных макропроектов;

- стимулирование активной речевой деятельности обучающихся в ходе выполнения проектов, организация общения учащихся в ходе выполнения проекта на иностранном языке;

- создание специальной образовательной среды с помощью педагогической поддержки (скаффолдинг);

- применение смешанного обучения и информационно-коммуникационных технологий;

- стимулирование проектной деятельности учащихся (награждение и поощрение за результат проявления творческих способностей, создание благоприятной психологической атмосферы для работы учащихся и т.д.).

Список источников

1. Асташова Н. А. Развитие аксиосферы будущего педагога в условиях диалогового пространства / Н. А. Асташова. Брянск: РИО БГУ, 2018. 240 с.

2. Бим И. Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учеб. пособие. Обнинск: Титул, 2001.

3. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. М.: Чистые пруды, 2016. 32 с.

4. Быстрай Е. Б. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся / Е. Б. Быстрай, И. А. Скоробренко // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 99-102.

5. Киикова М. Х. Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся / М. Х. Киикова, З. М. Айдинова // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2017. Т. 2, № 3. С. 56-58.

6. Килеп Г. Л. Проектная деятельность в изучении иностранных языков с лингвистически одаренными обучающимися / Г. Л. Килеп // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей/ науч. ред. и сост. Н. А. Асташова. Брянск: РИО БГУ; Изд-во «Полиграм-Плюс», 2020. С. 171-184.

7. КоряковцеваН. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. М., 2010. С. 23-184.

8. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. URL: https: normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=430270 (дата обращения: 10.05.2022).

9. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2015. № 1. С. 8.

10. Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС: сборник материалов конференции / составитель Н. В. Осколкова // Агентство образовательных инициатив, прикладных исследований и консалтинга «Перспективы». Северодвинск, 2016. 112 с.

11. Ряполова О. В. Организация проектной деятельности на уроках иностранного языка как способ достижения предметных и метапредметных результатов // 2016. № 4-2 (7). С. 111-113.

12. Сайгушев Н. Я. Реализация метода проектов в старшей школе при обучении немецкому языку / Н. Я. Сайгушев, О. А. Веденеева // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 35.

13. Скоробренко И. А. О некоторых аспектах обучения иностранному языку в межкультурном контексте / И. А. Скоробренко // Культурные инициативы: Материалы 50 Всероссийской с международным участием научной конференции молодых исследователей. Челябинский государственный институт культуры; составитель и научный редактор Ю. В. Гушул; ответственный за выпуск С. Б. Синецкий. 2018. С. 141-143.

14. Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, lehren und beurteilen. Hrsg. vom Goethe-Institut, der KMK, der EDK und dem BMBWK und dem ÖSD. Berlin et al.: Langenscheidt, 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://europaeischer-referenzrahmen.de/ (дата обращения: 12.10.2021).

15. Funk H. Methodische Konzepte fur den Deutsch als Fremdsprache-Unterricht. Ein internationales Handbuch. 1. Halbband. Berlin / New York de Gruyter, 2010. P. 940-952.

16. Newton D. How Companies Profit Off Education at Nonprofit Schools. 2016 [Электронный

ресурс]. URL: https://www.theatlantic.com/education/archive/2016/06/for-profit-companies-nonpro-fit-colleges/485930 (дата обращения: 31.05.2022).

17. Rance-Roney J. A. Reconceptualizing Interactional Groups: Grouping Schemes for Maximizing Language Learning. Englishteaching Forum. 2010. No 48 (1). P. 20-26.

18. Wicke R. E. Projektorientiertes Lernen — aber wie? In: ders.: Aktiv und Kreativ Lernen. München: Hueber, 2004. P. 136-194.

References

1. Astashova N. A. Razvitie aksiosfery budushhego pedagoga v uslovijah dialogovogo prostranstva / N. A. Astashova. Brjansk: RIO BGU, 2018. 240 s. [In Rus].

2. Bim I. L. Koncepcija obuchenija vtoromu inostrannomu jazyku (nemeckomu na baze anglijskogo): ucheb. posobie. Obninsk: Titul, 2001. [In Rus].

3. Brykova O. V. Proektnaja dejatel'nost' v uchebnom processe / O. V. Brykova, T. V. Gromova. M.: Chistye prudy, 2016. 32 s. [In Rus].

4. Bystraj E. B. Rechevaja napravlennost' uroka inostrannogo jazyka kak uslovie formirovanija kommu-nikativnoj kompetencii obuchajushhihsja / E. B. Bystraj, I. A. Skorobrenko // Evrazijskij gumanitarnyj zhurnal. 2018. № 2. S. 99-102. [In Rus].

5. Kiikova M. H. Formirovanie informacionno-kommunikativnoj kompetentnosti obuchajushhihsja / M. H. Kiikova, Z. M. Ajdinova // Novaja nauka: Problemy i perspektivy. 2017. T. 2, № 3. S. 56-58. [In Rus].

6. Kilep G. L. Proektnaja dejatel'nost' v izuchenii inostrannyh jazykov s lingvisticheski odarennymi obu-chajushhimisja / G. L. Kilep // Strategija i taktika podgotovki sovremennogo pedagoga v uslovijah dialogovogo prostranstva obrazovanija: sbornik nauchnyh statej/ nauch. red. i sost. N. A. Astashova. Brjansk: RIO BGU; Izd-vo «Poligram-Pljus», 2020. S. 171-184. [In Rus].

7. Korjakovceva N. F. Teorija obuchenija inostrannym jazykam: produktivnye obrazovatel'nye tehnolo-gii. M., 2010. S. 23-184. [In Rus].

8. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija: Prikaz Minprosveshhenija RF ot 31.05.2021 № 287 [Jelektronnyj resurs]. URL: https: normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=430270 (data obrashhenija: 10.05.2022). [In Rus].

9. PolatE. S. Metod proektov na urokah inostrannogo jazyka // Inostrannye jazyki v shkole. 2015. № 1. S. 8. [In Rus].

10. Proektnaja i issledovatel'skaja dejatel'nost' v uslovijah realizacii FGOS: sbornik materialov konferencii / sostavitel' N. V. Oskolkova // Agentstvo obrazovatel'nyh iniciativ, prikladnyh issledovanij i konsaltinga «Perspektivy». Severodvinsk, 2016. 112 s. [In Rus].

11. Rjapolova O. V. Organizacija proektnoj dejatel'nosti na urokah inostrannogo jazyka kak sposob dostizhenija predmetnyh i metapredmetnyh rezul'tatov // 2016. № 4-2 (7). S. 111-113. [In Rus].

12. Sajgushev N. Ja. Realizacija metoda proektov v starshej shkole pri obuchenii nemeckomu jazyku / N. Ja. Sajgushev, O. A. Vedeneeva // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. T. 8. № 3. S. 35. [In Rus].

13. Skorobrenko I. A. O nekotoryh aspektah obuchenija inostrannomu jazyku v mezhkul'turnom kontek-ste / I. A. Skorobrenko // Kul'turnye iniciativy: Materialy 50 Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchas-tiem nauchnoj konferencii molodyh issledovatelej. Cheljabinskij gosudarstvennyj institut kul'tury; sostavitel' i nauchnyj redaktor Ju. V. Gushul; otvetstvennyj za vypusk S. B. Sineckij. 2018. S. 141-143. [In Rus].

14. Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: Lernen, lehren und beurteilen. Hrsg. vom Goethe-Institut, der KMK, der EDK und dem BMBWK und dem ÖSD. Berlin et al.: Langenscheidt, 2001 [Электронный ресурс]. URL: https://europaeischer-referenzrahmen.de/ (дата обращения: 12.10.2021).

15. Funk H. Methodische Konzepte fur den Deutsch als Fremdsprache-Unterricht. Ein internationales Handbuch. 1. Halbband. Berlin / New York de Gruyter, 2010. P. 940-952.

16. Newton D. How Companies Profit Off Education at Nonprofit Schools. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.theatlantic.com/education/archive/2016/06/for-profit-companies-nonprofit-

colleges/485930 (дата обращения: 31.05.2022).

17. Rance-Roney J. A. Reconceptualizing Interactional Groups: Grouping Schemes for Maximizing Language Learning. Englishteaching Forum. 2010. No 48 (1). P. 20-26.

18. Wicke R. E. Projektorientiertes Lernen — aber wie? In: ders.: Aktiv und Kreativ Lernen. München: Hueber, 2004. P. 136-194.

Информация об авторе

Г. Л. Килеп — старший преподаватель кафедры иностранных языков Information about the author

G. L. Kilep—Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.