Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТА / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христианова Наталья Валерьевна, Привалова Наталья Дмитриевна

Данная статья посвящена исследованию проблемы интеграции метода проектов в процесс обучения английскому языку учащихся старших классов общеобразовательной школы на материале учебно-методического комплекса «Spotlight». Актуальность работы обусловлена современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта, ориентированными на формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в процессе усвоения иностранного языка. Современные школы стремятся создавать условия для развития исследовательских и рефлексивных умений и навыков школьников, активно реализуя на уровне образовательного процесса интерактивные технологии обучения. Инкорпорирование в систему преподавания иностранных языков активных методов и форм обучения, к числу которых относится проектная методика, способствует формированию у обучающихся таких компетенций, которые непосредственно взаимосвязаны с опытом применения в практической деятельности, то есть с владением иностранным языком как коммуникативным инструментарием для участия в дальнейшем в современных процессах глобализации. Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников при применении проектной технологии достигается, прежде всего, посредством самостоятельно спланированной и интересующей их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христианова Наталья Валерьевна, Привалова Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF USING THE PROJECT METHOD AS A KIND OF INDEPENDENT WORK IN TEACHING ENGLISH IN HIGH SCHOOL

This article is devoted to the study of the problem of integrating the project method into the process of teaching English to high school students on the basis of the educational-methodological complex «Spotlight». The relevance of the work is due to the modern requirements of the Federal state educational standard, focused on the formation of an active, independent and proactive position of students in the process of mastering a foreign language. Modern schools strive to create conditions for the development of research and reflective skills and abilities of students, actively implementing interactive teaching technologies in the educational process. The incorporation of active teaching methods and forms of teaching into the system of teaching foreign languages, which include the project method, contributes to the formation of students' competencies that are directly interconnected with the experience of application in practical activities and with knowledge of a foreign language as a communicative tool for further modern processes of globalization. The effectiveness of the formation of foreign language communicative competence of students is achieved using project technology, first of all, through independently planned activities, which students are interested in.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХРИСТИАНОВА Наталья Валерьевна и другие К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ ...

УДК 37.013

DOI: 10.26140/bgz3-2021-1001-0050

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ КАК ВИДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

© Автор(ы) 2021 AuthorID: 787949 SPIN: 1662-2650 ResearcherID: V-7758-2017 ORCID: 0000-0002-9298-1541

ХРИСТИАНОВА Наталья Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации

AuthorID: 997422 SPIN: 5157-1808

ПРИВАЛОВА Наталья Дмитриевна, студент магистратуры, кафедра межкультурной коммуникации и методики преподавания иностранных языков Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южный федеральный университет (344006, Россия, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105, e-mail: natpetrova@sfedu.ru) Аннотация. Данная статья посвящена исследованию проблемы интеграции метода проектов в процесс обучения английскому языку учащихся старших классов общеобразовательной школы на материале учебно-методического комплекса «Spotlight». Актуальность работы обусловлена современными требованиями федерального государственного образовательного стандарта, ориентированными на формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в процессе усвоения иностранного языка. Современные школы стремятся создавать условия для развития исследовательских и рефлексивных умений и навыков школьников, активно реализуя на уровне образовательного процесса интерактивные технологии обучения. Инкорпорирование в систему преподавания иностранных языков активных методов и форм обучения, к числу которых относится проектная методика, способствует формированию у обучающихся таких компетенций, которые непосредственно взаимосвязаны с опытом применения в практической деятельности, то есть с владением иностранным языком как коммуникативным инструментарием для участия в дальнейшем в современных процессах глобализации. Эффективность формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников при применении проектной технологии достигается, прежде всего, посредством самостоятельно спланированной и интересующей их деятельности.

Ключевые слова: метод проекта, учебный проект, проектная деятельность, иноязычная коммуникативная компетенция, самостоятельность, организация самостоятельной работы, инновационные методы обучения.

ON THE ISSUE OF USING THE PROJECT METHOD AS A KIND OF INDEPENDENT WORK IN TEACHING ENGLISH IN HIGH SCHOOL

© The Author(s) 2021

KHRISTIANOVA Natalya Valeryevna, Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Intercultural Communication and Methodology of Teaching Foreign Languages, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication PRIVALOVA Natalya Dmitrievna, graduate student of the Department of Intercultural Communication and Methodology of Teaching Foreign Languages, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication Southern Federal University (344006, Russia, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya St., 105, e-mail: natpetrova@sfedu.ru) Abstract. This article is devoted to the study of the problem of integrating the project method into the process of teaching English to high school students on the basis of the educational-methodological complex «Spotlight». The relevance of the work is due to the modern requirements of the Federal state educational standard, focused on the formation of an active, independent and proactive position of students in the process of mastering a foreign language. Modern schools strive to create conditions for the development of research and reflective skills and abilities of students, actively implementing interactive teaching technologies in the educational process. The incorporation of active teaching methods and forms of teaching into the system of teaching foreign languages, which include the project method, contributes to the formation of students' competencies that are directly interconnected with the experience of application in practical activities and with knowledge of a foreign language as a communicative tool for further modern processes of globalization. The effectiveness of the formation of foreign language communicative competence of students is achieved using project technology, first of all, through independently planned activities, which students are interested in.

Keywords: project method, educational project, project activity, foreign language communicative competence, independence, organization of independent work, innovative teaching methods.

ВВЕДЕНИЕ

Существующая на сегодняшний день тенденция к увеличению количества часов самостоятельной работы учащихся связана с требованиями, которые предъявляются к личности современной действительностью. Выпускник общеобразовательного учреждения должен обладать высоким уровнем самостоятельности и инициативности, кроме того, в процессе обучения у него должны быть сформированы определенные компетенции. Применительно к иностранному языку ключевой компетенцией является коммуникативная. Вслед за Солтанбековой О.Т. коммуникативную компетенцию

понимаем как способность ученика осуществлять общение на иностранном языке [1]. Соответствие образовательного процесса современным требованиям предполагает изменение методов, форм организации обучения, которые применяются учителем в работе. Одним из перспективных методов при изучении иностранного языка является проектная технология.

Многие исследователи обращались к изучению проектной методики и способов организации самостоятельной работы учащихся. Данные вопросы были рассмотрены в трудах Полат Е.С. [2], Зимней И.А. [3], Бухаркиной М.Ю. [4], Абышевой Н.Ю. [5] и др.

KHRISTIANOVA Natalya Valeryevna and others ON THE ISSUE OF USING THE PROJECT METHOD .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

Учебный проект - это совместная деятельность обучающихся, которая имеет определенную цель и которая направлена на достижение конкретного результата. Проектная деятельность, как правило, организуется учителем, но выполняется учащимися самостоятельно. В результате решения проблемы, поставленной в основу проекта, ученики создают творческий продукт [4].

Главной идеей проектной методики, по мнению Ефименко Т.В., Овчерук Л.Д., является перемещение внимания с разного типа упражнений и заданий на активную мыслительную деятельность учащихся. Работа над проектом позволяет применить умения, выработанные на уроках английского языка, на практике, показать степень владения определенными языковыми средствами. Использование проектной методики помогает учителю сконцентрировать внимание учеников на практической значимости изучения иностранного языка. Это повышает мотивацию к изучению данного предмета [6].

Отличительной особенностью проектной деятельности по сравнению с другими формами организации обучения является то, что в процессе работы над решением проблемы активизируются одновременно все виды речевой деятельности - чтение, аудирование, письмо и говорение. Это, в свою очередь, способствует формированию коммуникативной компетенции [6]. Как уже было отмечено, важно не только усвоить языковой материал, но и уметь применить его на практике, овладеть навыками общения на иностранном языке. Данные навыки можно эффективно развивать в рамках проектной технологии, так как одним из основных видов деятельности учеников при решении поставленной задачи является коммуникация на изучаемом языке.

МЕТОДОЛОГИЯ

Задачей учителя при организации проектной деятельности обучающихся является грамотное планирование всех этапов работы над проектом. Здесь важно придерживаться определенных условий. В первую очередь это касается определения проблемы исследования. Ветошкина Е.Н. и Храмушина А.С. отмечают, что проблема должна быть сформулирована таким образом, чтобы ученики работали и мыслили не только в рамках изучаемого предмета, но и исследовали информацию из смежных областей знания, в результате формируются междисциплинарные связи в образовательном процессе [7]. Необходимо также отметить, что проблема, выбранная для работы над проектом, должна быть интересна учащимся. Более того, исследование должно обладать практической значимостью. Поэтому представляется важным выслушать пожелания учеников в выборе темы и проблемы, но скорректировать их, руководствуясь названными условиями.

Следующим условием успешной работы над проектом является вовлечение всех учеников в процесс данной деятельности. Необходимо грамотно распределить роли, задачи, которые будет выполнять каждый участник в соответствии со своим уровнем языковой подготовки. При организации последующих проектов целесообразно каждый раз менять состав групп и функции участников, чтобы ученики проявляли себя по-разному. Участие в проектной деятельности дает возможность участникам раскрыть свой творческий потенциал, увидеть сильные стороны характера и получить навыки работы в команде, а также сформировать чувство ответственности за проделанную работу и за полученный результат, приобрести опыт публичных выступлений при презентации творческого продукта.

По справедливому замечанию Кругловой Н.В., участники проекта учатся самостоятельному поиску необходимой информации, получению знаний [8]. В связи с этим необходимо более подробно остановиться на понятиях самостоятельности и сущности самостоятельной работы учащихся.

Обобщая определения Жаровой Л.В., Зверева И.Д., Лернера И.Я., Шамовой Т.И., Волкотрубова А.В. 224

крывает смысл понятия самостоятельности следующим образом. Самостоятельность - это свойство личности, которое характеризуется способностью к определенной деятельности без посторонней помощи, формулировать независимые суждения, контролировать, анализировать, оценивать и впоследствии корректировать свои действия, планировать и организовывать работу над чем-либо [9].

Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса и служит важным средством формирования коммуникативной компетенции. Осуществление самостоятельной работы должным образом позволит ученикам в дальнейшем автономно получать знания после окончания общеобразовательной организации, поддерживать уровень иностранного языка, развивать его и повышать. Это является одной из основных целей использования самостоятельной работы в учебном процессе.

При определении сущности понятия самостоятельной работы мы принимали во внимание дефиницию, данную Комаровой Ю.А. Самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, предполагающий самостоятельное получение знаний, приобретение определенных умений и навыков. Данный процесс находится под контролем учителя и управляется посредством использования определенных учебно-методических комплексов, или ученик сам занимается организацией деятельности, используя собственный план, и впоследствии оценивает проделанную работу [10].

Михалева Л.В. подчеркивает, что формирование навыков самостоятельной работы является, наряду с получением предметных знаний, одной из целей учебного процесса. Кроме того, эти навыки должны совершенствоваться в течение всей жизни личности. При правильно организованной самостоятельной работе ученик испытывает потребность в изучении иностранного языка после завершения обучения в школе [11].

Существуют определенные требования, предъявляемые к деятельности учителя, относительно координации самостоятельной работы. В первую очередь, учитель должен помнить о том, что самостоятельная работа необходима на всех этапах обучения [12-14]. Важно учитывать также, что ученик, являясь субъектом образовательного процесса, должен принимать активное участие в приобретении знаний. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы ученикам, должны соответствовать зоне их ближайшего развития, то есть быть посильными для выполнения.

Самостоятельная работа благотворно влияет на запоминание новой информации и получения знаний. При самостоятельном изучении какого-либо вопроса, материал усваивается намного лучше, чем при получении информации в готовом виде. Данное утверждение можно объяснить тем, что при выполнении самостоятельной работы каждый ученик выбирает собственные способы и стратегии эффективного овладения новыми знаниями, обращает свое внимание на важные для себя аспекты. Из этого следует следующее преимущество - индивидуальный характер самостоятельной работы. Каждый ученик в индивидуальном порядке распределяет время на выполнение работы, пользуется ресурсами в зависимости от своих возможностей.

Стрекалова И.В. считает, что эффективность выполнения самостоятельной работы зависит от степени ее добровольности [15]. Следовательно, учителю необходимо правильно замотивировать учеников на выполнение самостоятельной работы, создать потребность в этой деятельности. Иногда целесообразно представлять материал таким образом, чтобы обучающиеся чувствовали недостаток информации для осуществления коммуникации на иностранном языке. Учитель в таком случае ссылается на определенные источники, из которых можно получить недостающий материал, необходимый для устранения этого недостатка.

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ХРИСТИАНОВА Наталья Валерьевна и другие К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ ...

Целью данной статьи является исследование проблемы интеграции проектной методики как вида самостоятельной работы в процесс обучения английскому языку в старшей школе. Материалом исследования послужил учебно-методический комплекс «Spotlight 10» для 10 классов общеобразовательной школы [16].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отметим, что при использовании проектной методики как вида самостоятельной работы учащихся обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучении через практическую деятельность, продуктивную работу школьников в малых группах. Это способствует повышению мотивации к изучению английского языка и успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции.

УМК «Английский в фокусе» соответствует ФГОС среднего (полного) образования [17] и содержит множество заданий, которые помогают учителю раскрыть творческий потенциал учащихся. По структуре учебник состоит из восьми тематических модулей; раздела с тренировочными упражнениями по словообразованию и грамматике; рубрикой «Spotlight on Russia»; текстами песен, которые представлены в разных модулях; грамматическим материалом и словарем. Считаем целесообразным проанализировать представленные в учебнике проектные задания, опираясь на следующие критерии:

- наличие/отсутствие проектных заданий в каждом тематическом модуле;

- наличие/отсутствие инструкций для учителя и учеников по выполнению проекта;

- проблемный характер проекта и его практическая значимость;

- наличие/отсутствие подготовительных упражнений;

- наличие/отсутствие междисциплинарных связей;

- тематическое разнообразие проектов;

- разнообразие видов творческого продукта.

Следует обратить внимание, что в представленном

УМК нет заданий с пометой «Independent work» (самостоятельная работа), но многие упражнения предполагают данный вид работы. Что касается проектных заданий, то лишь в некоторых тематических модулях есть форма работы с пометой «Project» (проект). Однако в качестве основы для проектной деятельности можно использовать некоторые задания под названием «Portfolio» (портфолио). В первую очередь при анализе учебника были рассмотрены задания, которые предлагаются для выполнения в виде проекта.

Задания Project не являются готовым вариантом организации проектной деятельности, так как авторы учебника не предлагают определенных инструкций к ее осуществлению. Рассмотрим подробнее одно из заданий, представленное в четвертом модуле «Earth Alert» (Сигнал тревоги от Земли). Задание сформулировано следующим образом: «Work in groups. Prepare a poster for the school art class entitled Save the Rainforest. Alternatively, write a poem about rainforests. Use the words rainforests, things, sings, rest and your own ideas» (Работа в группах. Подготовьте плакат для урока изобразительного искусства под названием Спасем тропические леса. Или напишите стихотворение о тропических лесах. Используйте слова тропические леса, вещи, поет, отдых и свои собственные идеи). Данный проект представлен в рубрике «Going Green» (Забота об экологии), посвященной защите окружающей среды. Рубрика выбранного модуля обращена к теме защиты тропических лесов. Тема сохранения окружающей среды, а именно тропических лесов, является проблемной, поэтому подходит для проектного исследования.

В качестве подготовительных упражнений предлагается работа с текстом о тропических лесах, из которого ученики узнают основную информацию о данном типе лесов: что они собой представляют, почему они важны для окружающей среды, какие деревья можно там встре-

тить, почему леса находятся в опасности и что может предпринять человечество для их спасения. Для лучшего погружения в атмосферу ученикам предлагается прослушать аудиозапись со звуками тропического леса. После изучения текста необходимо ответить на вопросы по его содержанию. Следует отметить, что большая часть вопросов являются наводящими и подводят учеников к мысли о том, что действительно важно сохранять целостность тропических лесов. Проекту предшествует еще и творческое задание. Учащимся нужно представить себя частью какой-либо организации, которая занимается защитой окружающей среды, и подготовить небольшую презентацию о тропических лесах и впоследствии представить ее классу. Таким образом, рубрика «Going Green» в четвертом модуле состоит из пяти заданий. При организации самостоятельной работы над проектным заданием, как нам кажется, целесообразно объединить задание, предполагающее создание презентации, и проектное, так как презентация о проделанной работе является неотъемлемым этапом проекта.

После утверждения темы учащиеся делятся на группы и выбирают желаемый способ выполнения задания. Несколько групп работают над созданием постера, остальные пишут стихотворения. Затем совместно с учителем учениками определяется план работы, выбираются и утверждаются источники информации, учителем назначается время выполнения задания и устанавливается дата презентации проекта. При подготовке к презентации учащиеся могут создать разные продукты или объединиться и получить единый результат. Например, поместить лучшие стихотворения на постер.

Данный проект соответствует необходимым требованиям, а именно: исследование имеет проблемный характер и обладает практической значимостью, а также происходит задействование знаний из других областей. Наблюдаются междисциплинарные связи английского языка с географией, биологией, изобразительным искусством и литературой.

Необходимо подчеркнуть, что большинство представленных в учебнике проектов обращаются к проблемам защиты окружающей среды, т.е. нет разнообразия по тематике. Но учитель может использовать другие типы упражнений для организации проектной деятельности учеников. Считаем, что для этой цели также подходят задания типа «Portfolio». Рассмотрим одно из таких заданий, представленных в шестом модуле «Food and Health» (Еда и Здоровье), который посвящен здоровому питанию и здоровью в целом.

Данная тема всегда остается актуальной, так как человек постоянно задумывается о своем здоровье и о том, как поддерживать его в надлежащем состоянии. Следовательно, проблема сохранения здоровья является подходящей для того, чтобы реализовать проект. В частности, используя следующее задание, можно обратиться к теме заботы о здоровье зубов: «Use the information on this page to make a quiz about teeth. Write ten questions. Swap with another pair, answer them and see who gets the highest score» (Воспользуйтесь информацией на этой странице, чтобы составить тест о зубах. Напишите десять вопросов. Поменяйтесь местами с другой группой, ответьте на их вопросы и посмотрите, кто наберет больше очков). Перед выполнением задания типа «Portfolio» ученики получают информацию о строении зубов, о химических процессах, протекающих при взаимодействии с пищей, и о способах поддержания здоровья зубов. Задание, используемое в качестве проекта, является своего рода соревнованием между участниками, поэтому информации, которая представлена в учебнике, будет недостаточно, чтобы создать опрос и получить большее количество баллов. Соответственно, необходимо обращение к дополнительным источникам информации. В результате учащиеся создают квиз, который является своего рода творческим продуктом, проводят тестирование, а затем представляют его результаты в виде стати-

KHRISTIANOVA Natalya Valeryevna and others ON THE ISSUE OF USING THE PROJECT METHOD .

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

стической диаграммы. В процессе работы реализуются межпредметные связи иностранного языка с химией, биологией и информатикой.

Подводя итог проделанному анализу, можно сделать вывод о том, что, выполняя задания, представленные в УМК «Spotlight 10», ученики могут создавать творческие продукты разных видов. Это может быть гайд-тур по достопримечательностям, стенгазета или постер, листовки, опрос, статья и так далее. В случае, если учебником не предусмотрена проектная деятельность как вид самостоятельной работы, учитель может использовать практически любое творческое задание в качестве проекта. Правильная организация самостоятельной деятельности учащихся способствует развитию их исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков, а также формированию коммуникативной компетенции, поскольку совместная работа учащихся над решением проблемы неотделима от постоянного взаимодействия и общения на иностранном языке.

ВЫВОДЫ

Таким образом, использование проектной методики как вида самостоятельной работы учеников способствует повышению мотивации к дальнейшему изучению английского языка, активизирует мыслительную деятельность обучающихся, дает возможность получить навыки командной работы и самопрезентации, формирует их авторскую позицию. Отметим, что активная интеграция проектной методики в содержание образовательного процесса предполагает, в свою очередь, расширение функций педагога, которые включают в себя разработку и поэтапное планирование проектных заданий, консультирование и взаимодействие педагога с учащимися на всех этапах реализации проекта, создание оценочных средств контроля результатов работы учащихся, позволяющих объективно измерить уровень их образовательных достижений.

В заключение подчеркнём, что применение метода проектов может стать одним из эффективных средств в изучении иностранного языка и развития личности учащихся в целом. Безусловно, мы не рассматриваем данный метод в качестве основного. Метод проектов - это один из компонентов образовательного процесса, который может быть использован на разных этапах обучения и который позволяет оптимизировать процесс обучения иностранным языкам, а также служит дополнением к другим методам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Солтанбекова О.Т. Коммуникативная компетенция и ее составляющие. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 6 (30). С. 40-44.

2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3-10.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

4. Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку. //Иностранные языки в школе. 2005. № 3. С. 24-28.

5. Абышева Н.Ю. Эффективность применения метода проектов на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 116-121.

6. Ефименко Т.В., Овчерук Л.Д. Проектная методика как средство профессионально-ориентированного обучения при изучении иностранного языка. // В сборнике: Профессиональное лингвообразова-ние. Материалы Пятой международной научно-практической конференции. 2011. С. 66-69.

7. Ветошкина Е.Н., Храмушина А.С. Использование метода проектов для организации самостоятельной работы обучающихся на старшем этапе обучения иностранному языку. //В сборнике: Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков. Сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 84-92.

8. Круглова Н.В. Проектная методика - эффективное средство развития креативности обучающихся в процессе изучения иностранного языка и дисциплин культурологического цикла. //Среднее профессиональное образование. 2009. № 7. С. 6-8.

9. Волкотрубова А.В. Содержание понятия познавательной самостоятельности. //Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2016. Т. 16. № 4. С. 125-129.

10. Комарова Ю.А. Место самостоятельной работы студентов

в овладении иностранным языком. // В сборнике: Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты:. сборник статей по материалам международного научно-методического симпозиума. Сер. «Лемпертовские чтения» Пятигорский государственный лингвистический университет. 2004. С. 119-121.

11. Михалева Л.В. Формы организации самостоятельной работы студентов в условиях коммуникативного обучения иностранным языкам. //Вестник Томского государственного университета. 2006. № 291. С. 231-234.

12. Байрашева Р.Р., Коток С.А. Внеурочная деятельность как один их способов организации самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 30-33.

13. ПеревозчиковаН.Г., СмирноваЖ.В., Трутанова А.В. Роль тьютора в управлении самостоятельной работой обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 182-184.

14. Пичугина Г.А., Жилякова Д.А. Развитие личностных качеств учащегося в процессе сотворчества // Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 76-78.

15. Стрекалова И.В. Об организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам. //Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 1. С. 140-145.

16. Английский язык. 10 класс [Текст]: Учеб. для общеобразо-ват. Учреждений / О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс. — М.: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 248 с.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования №413 от 17.05.12 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/ Data/d_12/m413.pdf

Статья поступила в редакцию 22.12.2020 Статья принята к публикации 27.02.2021

226

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.