Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
754
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / PEDAGOGICAL INTERACTION / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATION / DIALOG COMMUNICATION / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

В статье раскрывается сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «общение». Проанализирована специфика педагогического общения, коммуникативная, перцептивная и интерактивная функция. В статье рассмотрены различные виды педагогического общения. Особое внимание автора уделялось диалоговому общению, как одному из самых эффективных методов педагогического взаимодействия. Обоснованы социально-психологические основы педагогического общения. Проанализировано содержание следующих этапов педагогического общения: начального; этапа управления общением в учебном процессе; этапа анализа моделирования системы педагогического общения существующей и предстоящей коммуникативной деятельности. В статье рассмотрены проблемы, связанные с устранением конфликтов и конфликтных ситуаций между субъектами педагогического процесса, проанализированы составляющие индивидуального стиля общения педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE FOUNDATIONS OF PEDAGOGICAL INTERACTION

The article reveals the essence of the concepts «pedagogical interaction» and «communication». The specifics of pedagogical communication, communicative, perceptual and interactive functions are analyzed. The article considers various types of pedagogical communication. The author paid special attention to dialogical communication as one of the most effective methods of pedagogical interaction. The socio-psychological foundations of pedagogical communication are substantiated. The content of the following stages of pedagogical communication is analyzed: the initial stage; the stage of communication management in the educational process; stage of analysis of modeling the system of pedagogical communication of existing and upcoming communicative activities. The article considers the problems associated with the elimination of conflicts and conflict situations between the subjects of the pedagogical process, analyzes the components of the individual communication style of the teacher.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Автомобильный транспорт» Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «педагогическое взаимодействие», «общение». Проанализирована специфика педагогического общения, коммуникативная, перцептивная и интерактивная функция. В статье рассмотрены различные виды педагогического общения. Особое внимание автора уделялось диалоговому общению, как одному из самых эффективных методов педагогического взаимодействия. Обоснованы социально-психологические основы педагогического общения. Проанализировано содержание следующих этапов педагогического общения: начального; этапа управления общением в учебном процессе; этапа анализа моделирования системы педагогического общения существующей и предстоящей коммуникативной деятельности. В статье рассмотрены проблемы, связанные с устранением конфликтов и конфликтных ситуаций между субъектами педагогического процесса, проанализированы составляющие индивидуального стиля общения педагога.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, коммуникация, диалоговое общение, преподаватель.

Annotation. The article reveals the essence of the concepts «pedagogical interaction» and «communication». The specifics of pedagogical communication, communicative, perceptual and interactive functions are analyzed. The article considers various types of pedagogical communication. The author paid special attention to dialogical communication as one of the most effective methods of pedagogical interaction. The socio-psychological foundations of pedagogical communication are substantiated. The content of the following stages of pedagogical communication is analyzed: the initial stage; the stage of communication management in the educational process; stage of analysis of modeling the system of pedagogical communication of existing and upcoming communicative activities. The article considers the problems associated with the elimination of conflicts and conflict situations between the subjects of the pedagogical process, analyzes the components of the individual communication style of the teacher.

Keywords: pedagogical interaction, pedagogical communication, communication, dialog communication, teacher.

Введение. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между субъектами и объектами педагогического процесса.

Сущность и особенности педагогического общения изучались А.А. Бодалевым, А.Н. Леонтьевым, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Каликом, И.А. Зимней, В.И. Сафеновым, В.В. Дыбаевой и др.

Благодаря общению в педагогическом процессе образуется важная система педагогического взаимодействия между педагогом и обучающимися, которая влияет на результативность обучения и воспитания.

Целью статьи является обоснование коммуникативных основ педагогического взаимодействия в высшей школе.

Изложение основного материала статьи. Качественный показатель преподавания различных учебных дисциплин в высшей школе во многом зависит от умения педагога осуществлять педагогическое взаимодействие с обучающимися, результативно управлять этим процессом. Взаимодействие, как самостоятельное понятие, вошло в научную лексику в 60х гг. двадцатого столетия и рассматривается как универсальная категория, основным признаком которой является влияние друг на друга субъектов обучения, вследствие чего происходят определенные изменения в их действиях, поступках.

В психологии взаимодействие рассматривается как одна из характеристик общения, как форма общения, основанная на личностном подходе к личности, направленную на обмен личностным опытом на основе взаимосотрудничества [10]. Овладение культурой педагогического общения является одной из достаточно важных составляющих профессионально-педагогического мастерства преподавателя вуза. Еще Цицерон предавал большую значимость общению. Именно он выделял основные коммуникативные задачи: «что сказать, где сказать и как сказать». Согласно большой педагогической энциклопедии, понятие «общение» -это взаимодействие двух или более людей, состоящие в обмене между ними информацией познавательного или аффектно-оценочного характера [8, с. 391]. Б.Ф. Ломов рассматривает общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, установками [7]. В свою очередь, педагогическое общение - это форма учебного взаимодействия, сотрудничества педагогов и обучающихся; личностное и социально-ориентированное взаимодействие [8, с. 391].

По мнению А.Н. Леонтьева педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с обучающимися на занятиях или вне их, направленное на создание психологического климата и отношений между педагогом и обучающимися [6]. Ученый считает, что эффективное общение происходит тогда, когда создаются результативные условия для развития мотивации личности и творческого характера учебной деятельности, а также обеспечивает эмоциональный климат в процессе обучения, создаваемый педагогом [6]. То есть, важным условием эффективности педагогического общения является психологическая и коммуникативная компетентность педагога, как овладение системой социально-психологических умений и навыков.

Специфика педагогического общения проявляется в его направленности не только на само учебное взаимодействие, но и на обучающихся в целях их личного развития, а также на процесс организации усвоения знаний и умений. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств [8, с. 391]. Коммуникативная функция реализуется в обмене различного рода информацией, перцептивная - способствует реализации таких психологических механизмов как сравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия, а интерактивная заключается в

регуляции субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения [3]. Не менее существенной, по мнению К. Роджерса, является функция фасалитации общения, которая означает, что педагог в процессе общения облегчает обучающемуся возможность выразить себя, своё положительное «Я» [9]. Заинтересованность в успехе обучающегося, доброжелательная, поддерживающая контакт атмосфера обеспечивает эффективность общения, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию личности.

В работах некоторых авторов понятия «общение» и «коммуникация» употребляются как синонимы. В литературных источниках коммуникация рассматривается как функциональная основа человеческой культуры, которая основывается на интенсивном обмене различной информацией.

С точки зрения М.С. Кагана, понятие «общение» и «коммуникация» отличаются в следующем: общение имеет практический, материальный, духовный, информационный, практический характер. По мнению ученого в общении нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники. В свою очередь понятие «коммуникация» означает пути сообщения, средства связи и является информационным процессом, с целью передачи различных сообщений В общении, считает автор, информация «циркулирует» между партнерами, поскольку они оба активны в равной степени, и поэтому информация не убывает, а увеличивается, обогащается и расширяется [4, с. 140].

Рассматривая проблемы педагогического общения, В.А. Кан-Калик обращает внимание на то, что учебный процесс имеет две основные подсистемы, которые составляют единое целое: дидактическую и коммуникативную. По его мнению, в этом единстве и просматривается профессиональная своеобразность педагогической деятельности, где дидактическая подсистема является содержательной, однако реализуется она через коммуникативную подсистему - формотворческую [5, с. 67].

Существуют различные виды педагогического общения. Рассмотрим более детально применительно к различным педагогическим ситуациям. Так, резонансное общение возникает тогда, когда субъекты педагогического взаимодействия понимают друг друга и свободно обмениваются различного рода информацией. Преподаватель при этом использует приемы поощрения, быстро реагирует на настроение аудитории. В свою очередь, стегматическое общение происходит с использованием особых знаков, которые часто используют в своем общении. Это общение не предполагает раскрытие внутреннего мира обучающихся. Достаточно значимым в педагогической деятельности является этикетное общение. Данный вид общения предусматривает уважительное взаимоотношение между преподавателем и обучающимися в виде приветствия педагога стоя, проявление взаимоуважения во время общения, выражение понимания позиции собеседника, выражение позитивных чувств через похвалу, одобрение, комплимент, этикетные формулировки прощания субъектов образовательного процесса по окончанию занятий. Референтное общение возникает тогда, когда получаемая информация оценивается с собственных позиций личности. Преподаватель, с целью повышения познавательной активности обучающихся намеренно создает ситуацию общения, связанного с проблемными вопросами, которые требуют высказывания и обоснования собственной позиции обучающихся, применение ситуаций, требующих альтернативы действий с их анализом и выводами [2; 3].

Учитывая то, что процесс педагогического общения носит диалоговый характер, то общение и диалог могут рассматриваться как идентичные понятия. Известно, что диалог является одним из эффективных методов, который актуализирует совершенствование коммуникативного взаимодействия субъектов учебного процесса. В свою очередь, гуманность диалогового общения предусматривает равноправность взаимодействующих сторон и определяет такие аспекты, как: уважение к точке зрения партнера по общению, доверительность к нему, чувствительность, расположение.

Среди видов диалогового общения особое внимание уделяется методу ситуационного диалога, где главную роль играет соответствующая ситуация. Как правило, данный метод обеспечивает решение проблем на основе использования как традиционных, так и инновационных идей, обсуждения их положительных сторон и недостатков, обоснования эффективности принятого решения с учетом результатов профессионально-педагогической деятельности педагога. Результативное педагогическое взаимодействие возникает тогда, когда в процессе диалога субъекты обмениваются информацией оценочного характера по поводу некого объекта, значимого для субъектов, и на основе этой информации выстраиваются соответствующие отношения между ними [10].

Так как педагогическое общение является важным компонентом учебно-воспитательного процесса, то закономерно, что к нему предъявляются соответствующие социально-психологические условия, которые вытекают из разносторонних задач, решающихся с помощью педагогического общения, а именно: наличия психологического климата с аудиторией обучающихся и обеспечение процесса передачи учебной информации; использование в процессе занятий метода диалога, постановки риторических вопросов, создание ситуаций размышления, создание атмосферы коллективного поиска, размышлений; выбор иллюстративных средств, логическая передача фактов и обобщений; использование конкретных примеров, в том числе технического и технологического характера; управление познавательной деятельностью обучающихся в процессе обучения через использование различных стилей общения; единство диалогового и личностных аспектов в процессе педагогического взаимодействия и их влияния на самовыражение личности преподавателя, что способствует результативности учебной деятельности; педагогическую целесообразность системы коммуникативного взаимодействия между педагогом и обучающимися, что способствует повышению их мотивационного уровня [2; 10].

В структуре педагогического общения выделяются несколько этапов:

- прогностический этап - предусматривает моделирование педагогом предстоящего общения с аудиторией в процессе подготовки к непосредственной деятельности;

- начальный этап общения - это своего рода организация непосредственного общения с аудиторией обучающихся вначале взаимодействия;

- управление общением в развивающемся педагогическом процессе;

- анализ осуществленной системы общения и моделирования системы общения предстоящей коммуникативной деятельности [11, с. 89].

Как свидетельствуют результаты исследования, в осуществлении профессионально-педагогической деятельности важное значение отводится устранению конфликтов и конфликтных ситуаций между субъектами деятельности.

Психологи Г.А. Балл, И.А. Зимняя, В.Н. Как-Калик, В.В. Рыбалка и др. придерживаются мнения, что численные межличностные конфликты и недоразумения возникают именно из-за неумения общаться, отсутствием коммуникативных способностей. Поэтому вся педагогическая деятельность выстраивается на взаимосвязях педагога и обучающихся, в процессе их самореализации. В практике работы преподавателя высшей школы достаточно часто возникают так называемые «психологические барьеры», которые мешают общению и негативно влияют на качество учебно-воспитательного процесса.

К основным из них ученые относят следующие: несовпадение целей и установок на организацию учебного занятия из-за невнимательности или равнодушия обучающихся из-за чего преподаватель становится нервным, раздражительным; отсутствие положительного контакта с обучающимися; боязнь допустить педагогические ошибки, связанные с профессионально-педагогической деятельностью; наследование манерам общения другого педагога, что не всегда приводит к положительному результату; сужение функций общения и не учитывая результативности их комплексного использования; негативная установка на аудиторию [5, с. 33-35].

Процесс общения, в зависимости от опыта педагога, может приобретать относительную самостоятельность, которая проявляется в выработке индивидуального стиля общения. В психолого-педагогических источниках стиль общения рассматривается как устойчивая форма способа и средств взаимодействия людей между собой. Считается, что в стиле педагогического общения проявляется не только творческая индивидуальность педагога, но и сложившийся характер субъект-субъектного взаимодействия [2]. То есть, в стиле общения педагога проявляются его личностные качества, которые основываются на специфических особенностях управления учебным процессом.

По мнению ученых оставляющими стиля общения могут быть:

- пристальное внимание педагога к мыслительному обучающегося и в случае необходимости требует немедленной поддержки, одобрения, согласия;

- наличие эмпатии, предусматривающее умение поставить себя на место обучающегося, понять его цели, мотивы его деятельности, что позволит педагогу в определенной степени прогнозировать эту деятельность и управлять ею заранее;

- доброжелательность, позиция заинтересованности в успехе обучающегося;

- рефлексия, предусматривающая непрерывный объективный анализ педагогом своей деятельности в процессе управления учебным процессом и применение коррекции определенных действий обучающихся посредством общения [1; 8].

Выводы. Таким образом, учитывая вышеизложенные факты, касающиеся педагогического взаимодействия в учебном процессе, преподаватель должен учитывать, что: педагогическое общение не должно ограничиваться только информационной функцией; спокойно и выдержано реагировать на различные негативные ситуации; уметь выслушать собеседника; использовать педагогическую наблюдательность с целью выявления различных негативных настроений в аудитории; использовать инициативу в общении с целью выстраивания логики в построении взаимоотношений с обучающимися энергично организовывать психологический климат; использовать различные формы межличностного взаимодействия между обучающихся в качестве фактора оптимизации учебно-воспитательного процесса; избегать штампов общения в стереотипных ситуациях; использовать доброжелательное отношение к обучающимся, что существенно влияет не только на налаживание положительного контакта с ними, но и на восприятие и усвоение учебной информации в целом.

Литература:

1. Алимсакаева Р.К. Методические условия эффективности педагогического общения в системе профессиональной подготовки будущих учителей // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - №3(70). -С. 217-219.

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебник / И.П. Андриади. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 209 с. - (Высшее образование: Бакалавриат).

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ирина Алексеевна Зимняя. - изд. второе, доп., исправл., перераб.. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

4. Каган М.С. Философия культуры / Мойсей Самойлович Каган; СПб. гос. ун-т. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

5. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения / Виктор Абрамович Кан-Калик. - Грозный: ЧИГУ, 1979. -138 с.

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Алексей Алексеевич Леонтьев. - М.: Знание, 1979. - 47 с.

7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Борис Федорович Ломов; Рос. акад. наук. Ин-т психологии. - М.: Наука, 1999. - 349 с.

8. Педагогика: большая современная энциклопедия / [сост. Е.С. Рапацевич]. - Минск: Современное слово, 2005. - 720 с.

9. Роджерс Карл Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Карл Рихард Роджерс; пер. с англ. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

10. Соколова Е.Г. Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник Московского государственного университета. Серия Педагогика. - 2019. - №4. - С. 52-58.

11. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.Д. Якушева. - М.: Академия, 2008. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.