Научная статья на тему 'Педагогическое общение в системе компонентов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в высшей школе'

Педагогическое общение в системе компонентов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ЭДУКАЦИОННАЯ СРЕДА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / COMMUNICATION / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / CULTURE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL TRAINING OF TEACHERS / PRIMARY SCHOOL TEACHERS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF PRIMARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

Статья посвящена изучению сущности понятий «общение» и «педагогическое общение», обоснованию важности культуры педагогического общения в системе профессионально значимых качеств будущего учителя начальных классов. В исследовании изучаются составляющие коммуникативного компонента профессионального образования будущих учителей начального образования, исследуются их теоретические и дидактические аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS AT THE HIGH SCHOOL

The article is devoted to the study of the essence of the concepts of "communication" and "pedagogical communication", substantiation of the importance of the culture of pedagogical communication in the system of professionally significant qualities of the future primary school teacher. The study examines the components of the communicative component of professional education of future teachers of primary education, examines their theoretical and didactic aspects.

Текст научной работы на тему «Педагогическое общение в системе компонентов профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в высшей школе»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности понятий «общение» и «педагогическое общение», обоснованию важности культуры педагогического общения в системе профессионально значимых качеств будущего учителя начальных классов. В исследовании изучаются составляющие коммуникативного компонента профессионального образования будущих учителей начального образования, исследуются их теоретические и дидактические аспекты.

Ключевые слова: общение, педагогическое общение, культура педагогического общения, коммуникативная компетентность, технология педагогического общения, профессиональная подготовка педагогов, учителя начальных классов, эдукационная среда начального образования.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of the concepts of "communication" and "pedagogical communication", substantiation of the importance of the culture of pedagogical communication in the system of professionally significant qualities of the future primary school teacher. The study examines the components of the communicative component of professional education of future teachers of primary education, examines their theoretical and didactic aspects.

Keywords: communication, pedagogical communication, culture of pedagogical communication, communicative competence, technology of pedagogical communication, professional training of teachers, primary school teachers, educational environment of primary education.

Введение. Тенденции развития отечественного социума в значительной мере изменили и усложнили роль педагога в современном образовании. Современный учитель выступает в нынешних условиях не только источником информации, но и субъектом, реализующим организацию и управление учебно-воспитательным процессом, направленным на развитие личности каждого обучающегося.

Обеспечение единства учебного, воспитательного и развивающего процессов предполагает систематическую работу, направленную на повышение уровня общей и педагогической культуры современного педагога, его умений организовывать взаимодействие с обучающимися, общаться с ними и руководить их деятельностью. Вышеизложенное актуализирует изучение проблемы педагогического общения.

Данный феномен является важным для педагогов, реализующих профессиональную деятельность на всех ступенях, однако, по нашему мнению, для учителя начальной школы уровень культуры педагогического общения приобретает особую значимость ввиду специфики эдукационной среды начального образования и возрастных особенностей воспитанников.

Успешность первых образовательных шагов младших школьников зависит во многом от компетентности и профессионализма педагога. В связи с этим в современных условиях возрастают требования к личности будущего учителя, способного осуществлять профессиональную деятельность в контексте современной эдукационной среды начальной школы, а также, следовательно, - и к системе его подготовки в высшей школе.

Формирование культуры педагогического общения и необходимых коммуникативных компетенций у будущих учителей начальных классов является одной из ведущих задач профессионального педагогического образования на современном этапе его развития. Однако успешность формирования указанных профессионально значимых качеств педагога начальных классов зависит от тех условий, которые создаст педагогический вуз. По нашему мнению, указанная задача должна решаться путем реализации систематической целенаправленной деятельности по формированию культуры педагогического общения и коммуникативной компетентности будущих учителей начальных классов путем применения форм и методов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности студентов в овладении необходимыми знаниями и умениями в сфере коммуникативной деятельности, а также посредством обеспечения диалогического контекста образовательной деятельности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является обоснование важности формирования культуры педагогического общения у будущих учителей начальных классов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе, а также освещение дидактических аспектов указанной проблемы.

Изложение основного материала статьи. Актуальность изучения проблемы общения обоснована важностью его роли в самой природе и сущности педагогической деятельности.

По словам Н.В. Старостиной, «деятельность педагога, как в школе, так и в вузе неразрывно связана с общением, коммуникацией. Именно повседневное общение с учениками, студентами является основой, на которой базируется образовательный процесс» [8, 237]. В.В. Спивакова в данном контексте подчеркивает, что педагогическая деятельность не может осуществляться вне акта коммуникации, базирующейся на принципе совместной творческой деятельности субъектов образования, их активном взаимодействии [7].

Проблема общения в различных ее аспектах исследовалась многими отечественными и зарубежными учеными. Исследователи в области философии, психологии, педагогики рассматривают общение как особую форму взаимодействия людей и определяют проблему культуры общения по трем основным аспектам:

- социальному;

- психологическому

- педагогическому.

В отечественной педагогической науке проблеме общения были посвящены труды таких выдающихся ученых, как А.А. Бодалев, Н.С. Ефимова, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев, А.В. Петровский и др.

В «Словаре по педагогике» под редакцией Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова анализируемый в данном исследовании феномен определяется как «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера)» [3, с. 216].

По определению В. С. Кукушина, общение представляет собой «процесс непосредственных взаимоотношений, обращения людей друг к другу, основанный на разумном понимании и намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с социальными нормами и условиями осуществляемой деятельности» [5, с. 48].

По мнению Н.С. Ефимовой, общение является многофункциональным феноменом. Исследовательница выделяет следующие функции общения:

- прагматическую;

- формирующую;

- функцию подтверждения;

- функцию организации;

- внутриличностную [1].

Среди указанных функций общения, по мнению Н.С. Ефимовой, важнейшей выступает внутриличностная, которая рассматривается исследовательницей как универсальный способ мышления человека. Важность данной функции обусловлена тем, что посредством внутреннего диалога человек обретает способность принимать определенные решения, совершать осознанные и значимые поступки [1].

На основе вышеизложенного обобщим, что общение определяется нами как важнейший фактор личностного развития. Именно в рамках данного феномена возникают, развиваются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения личности. Данную мысль подтверждает и Н.В. Старостина, подчеркивая, что «ведущее значение общения в жизнедеятельности человека состоит в том, что оно является средством организации совместной деятельности людей и способом удовлетворения потребности человека в другом человеке» [8, с. 238].

Наряду с другими видами общения, педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

В контексте исследования проблемы педагогического общения можно выделить ряд научных направлений, в рамках которых учеными изучаются определенные аспекты анализируемого феномена:

- изучение и определение структуры и условий формирования коммуникативных умений педагога (Ю.Н. Емельянов, В.А. Кан-Калик, Г.А. Ковалев, А.А. Леонтьев и др.).

- исследование проблемы взаимопонимания между педагогами и обучающимися (А.А. Бодалев, С.В. Кондратьева и др.)

- изучение норм, реализуемых в педагогическом общении, в частности, исследование проблем педагогического такта и этики (Э.А. Гришин, И.В. Страхов и др.).

Педагогическое общение представляет собой творческий процесс, включающий три взаимосвязанных и взаимообусловленных его компонента:

- общение как обмен информацией;

- общение как взаимодействие в системе «педагог - обучающийся»;

- общение как эмоциональный фон образовательного процесса [7].

Рассмотрев основные теоретические аспекты педагогического общения, заключим, что анализ педагогической деятельности молодых специалистов - учителей начальных классов позволяет выделить ряд сложностей, проявляющихся в наличии трудностей в речевом общении; сложностей в управлении общением во время проведения урока, в управлении собственным психическим состоянием в общении; неумения наладить контакт с детьми. Одной из причин появления подобных сложностей и трудностей в практике молодого учителя начальной школы является недостаточная проработанность стратегии, методов, организационных форм и в целом системы коммуникативной подготовки студентов. В этой связи рациональным и необходимым, по нашему мнению, является обоснование утверждения о том, что продуктивность педагогической деятельности учителя в условиях эдукационной среды начальной школы зависит от уровня овладения будущим специалистом технологией педагогического общения.

На основе вышесказанного, подчеркнем, что в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов начальных классов обязательным условием является формирование культуры педагогического общения как компонента педагогического мастерства, обучения навыкам применения технологии педагогического общения, что в совокупности обосновывает необходимость формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов.

Анализ теоретической психолого-педагогической литературы позволяет прийти к выводу о том, что в современной науке нет единого подхода к определению сущности термина «коммуникативная компетентность». В этой связи мы разделяем мнение Н.А. Ротовой, которая на основе анализа научных концепций Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.В. Хуторского и других теоретиков компетентностного подхода под понятием «коммуникативная компетентность» понимает «интегративное качество личности, предусматривающее знания и навыки, необходимые для эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установлением контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств» [6, с. 114]. В данном ключе стоит уточнить, что под термином «интегративное качество личности» Н.А. Ротова понимает «элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию» [6, с. 114].

Относительно профессиональной подготовки педагога начального образования сущность коммуникативной компетенции заключается в реализации системных изменений знаний и умений специалиста, направленных на поиск наиболее эффективных способов решения жизненных и профессиональных ситуаций.

Формирование коммуникативной компетентности педагога начального образования невозможно без знания ее структуры. Вслед за Н.В. Кузьминой и И.А. Зимней выделим следующие компоненты структуры коммуникативной компетентности:

- гносеологический компонент, включающий знание содержания решаемых профессиональных задач, поиск и взаимообмен информацией, способность к принятию решений.

- аксиологический компонент, включающий ценности и ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, готовность педагога к действиям, его способность к самообразованию.

- праксиологический компонент, включающий умения, навыки, действия, опыт педагогического общения [4; 2].

На основе анализа структуры коммуникативной компетентности подчеркнем, что в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов необходимо формирование таких компетенций, как:

- знание коммуникативной структуры педагогического процесса;

- умение правильно соотносить методы педагогического воздействия с особенностями общения в конкретной ситуации и на определенном этапе обучения;

- умение моделировать свое поведение в процессе коммуникативной деятельности.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, заключим, что с учетом современных требований к личности педагога, особенностей физического, эмоционального и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, а также специфики педагогической деятельности необходимым компонентом профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов является формирование навыков педагогического общения. Коммуникативный компонент профессиональной подготовки учителей начальных классов включает формирование культуры педагогического общения как одной из составляющих педагогического мастерства, обучение технологии указанного вида общения, а также формирование всех компонентов коммуникативной компетентности.

Обоснованная важность формирования компонентов коммуникативной компетентности вызывает необходимость пересмотра форм и содержания профессиональной подготовки, поиска и применения эффективных форм, методов и технологий обучения студентов, направленных на непосредственное формирование компонентов коммуникативной компетентности и культуры педагогического общения будущих педагогов начального образования.

Литература:

1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. Учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - С. 8-14.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 336 с.

4. Кузьмина Н.В. Основы общей и прикладной акмеологии: учеб. пособ. - М., 1995. - 57 с.

5. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 256 с.

6. Ротова Н.А. Сущность, содержание и компоненты коммуникативной компетенции педагога начального общего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2013. - № 8. - С. 110-117.

7. Спивакова В.В. Педагогическое общение в системе «преподаватель - студент» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-2. -С. 247-250.

8. Старостина Н.В. Сущностная характеристика понятий «общение» и «педагогическое общение» // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2007. - № 3. -С. 237-241.

Педагогика

УДК 378: 342.5

кандидат социологических наук Ворожцов Александр Михайлович

Восточно-Сибирский институт министерства внутренних дел России (г. Иркутск); преподаватель Щербинин Евгений Сергеевич

Барнаульский юридический институт министерства внутренних дел России (г. Барнаул)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ

ПОДГОТОВКЕ

Аннотация. Неправильное или халатное обращение с оружием и боеприпасами может привести к ранению или гибели стреляющего. Приобретенный навык безопасного обращения с оружием позволяет избежать трагических случайностей. Правила безопасного обращения с оружием должны знать все сотрудники органов внутренних дел. Вовремя замеченное и предотвращенное несвойственное поведение обучающегося, способствует предупреждению нарушения мер безопасности. С целью соблюдения мер безопасности при проведении стрельб, в тире или на стрельбище важно создать условия для их соблюдения. Знание мер безопасности у стрелка должно формироваться не путем заучивания основных положений, а путем осмысления и установления внутренних запретов на те, или иные действия с оружием, которые могут повлечь негативные последствия. Зная особенности применения мер безопасности можно исключить трагические случаи на занятиях по огневой подготовке.

Ключевые слова: дисциплина огневая подготовка, руководитель стрельб, меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами, применение правил безопасного обращения с оружием, нарушение мер безопасности, контроль руководителя стрельб.

Annotation. Improper or negligent handling of weapons and ammunition can result in injury or death of the shooter. Acquired the skill of safe handling of weapons to avoid tragic accidents. All employees of the internal Affairs bodies should know the rules of safe handling of weapons. Timely noticed and prevented unusual behavior of the student, helps to prevent violations of security measures. In order to comply with safety measures during shooting, shooting or shooting range, it is important to create conditions for their compliance. Knowledge of security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.