Научная статья на тему 'Методика диагностики моделей и стилей педагогического общения в рамках работы со студентами вуза'

Методика диагностики моделей и стилей педагогического общения в рамках работы со студентами вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1927
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / NONVERBAL COMMUNICATION / STYLE OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / MODEL OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышенко Ольга Васильевна

В статье исследуется феномен педагогического общения. Представлена структура педагогического общения, раскрыты основные стратегические цели и средства педагогического общения. В статье также рассматриваются невербальные средства общения, используемые преподавателями в процессе коммуникации со студентами вуза, определена их специфика. Особое внимание уделено моделям и стилям педагогического общения и их связи с результатами образовательного и воспитательного процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF DIAGNOSTICS OF MODELS AND STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION WITHIN THE FRAMEWORK OF WORKING WITH STUDENTS

The article explores the phenomenon of pedagogical communication. The structure of pedagogical communication is considered, the main strategic goals and means of pedagogical communication are in focus. The article also examines nonverbal communication tools used by teachers in the process of communication with students, their specificity is examined. Particular attention is paid to the models and styles of pedagogical communication and their connection with the results of the educational process.

Текст научной работы на тему «Методика диагностики моделей и стилей педагогического общения в рамках работы со студентами вуза»

УДК 378

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОДЕЛЕЙ

И СТИЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

В РАМКАХ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ ВУЗА

О.В. Чернышенко

Аннотация. В статье исследуется феномен педагогического общения. Представлена структура педагогического общения, раскрыты основные стратегические цели и средства педагогического общения. В статье также рассматриваются невербальные средства общения, используемые преподавателями в процессе коммуникации со студентами вуза, определена их специфика. Особое внимание уделено моделям и стилям педагогического общения и их связи с результатами образовательного и воспитательного процессов.

Ключевые слова: педагогическое общение, невербальные средства общения, стиль педагогического общения, модель педагогического общения.

METHOD OF DIAGNOSTICS OF MODELS

AND STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

WITHIN THE FRAMEWORK OF WORKING WITH STUDENTS

О. Chernyshenko

Abstract. The article explores the phenomenon of pedagogical communication. The structure of pedagogical communication is considered, the main strategic goals and means of pedagogical communication are in focus. The article also examines nonverbal communication tools used by teachers in the process of communication with students, their specificity is examined. Particular attention is paid to the models and styles of pedagogical communication and their connection with the results of the educational process.

Keywords: pedagogical communication, nonverbal communication, style of pedagogical communication, model of pedagogical communication.

Педагогическое общение - это общение преподавателя со студентами вуза во время учебного процесса, целью которого является создание благоприятных условий для развития мотивации обучающихся. Педагогическое

общение поддерживает творческий характер познавательной деятельности и формирует положительный эмоциональный климат в учебной аудитории. Представим структуру педагогического общения в виде рисунка:

Рисунок 1. - Структура педагогического общения

Основной целью педагогического общения является передача учителем социального, культурного и профессионального опыта, а также формирование соответствующих компетенций. Мы полностью согласны с Т.М. Давыденко и Е.Н. Шафоростовой, что в профессиональные компетенции педагога следует включать систему его теоретических знаний и способов их применения на практике, а также интегративные показатели его личности, в том числе речь и стиль общения [1, с.49]. Однако не всегда педагог обладает умением и навыками грамотной передачи информации и правильного построения коммуникативной стратегии. В этом ему может помочь педагогическая риторика. Таким образом, предназначением педагогической риторики можно считать совершенствование речевого аспекта педагогического общения, моделирование коммуникативных ситуаций, которые могут возникнуть в образовательном процессе.

Вслед за Б.Ф. Ломовым и Н.А. Ипполитовой выделим следующие функции педагогического общения:

- информационно-коммуникативная (гностическая) функция, которая отвечает за обмен информацией и её восприятие, т.е. приобретение предметных знаний и социального опыта;

- воспитательно-коммуникативная функция, отвечающая за эмоциональный контакт между педагогом и обучающимися, а также направленная на развитие личностных качеств и эмоциональной сферы обучающихся и формирование их эстетического вкуса;

- регуляционно-коммуникативная (организаторская) функция, состоящая в организации совместной деятельности и коррекциях способов интеракции по линии «учитель - ученик» [2, с.78; 3, с.10-11].

Существуют различные модели

педагогического общения, однако наиболее

В педагогическом общении существует определённый круг речевых ситуаций, заданный спецификой дидактической направленности коммуникации и некоторым коммуникативным лидерством педагога. Можно выделить несколько особенностей речевой ситуации педагогического общения:

- статичность коммуникативных ролей (педагог - обучающийся);

- типологическая ситуация педагогического общения (учебное занятие);

- относительное постоянство структуры речевой ситуации педагогического общения (этапы учебного занятия).

Безусловно, существует определённая специфика невербальных средств

педагогического общения:

- особенности проксимики - выбор пространственного положения (у доски или за учительским столом при объяснении материала, между рядами при самостоятельной работе обучающихся), контролирование расположения обучающихся по отношению друг к другу;

- интонационные средства, суггестивность и адаптивность голоса;

- использование логического ударения и паузирования (в частности, неграмматические паузы на месте постановки знаков препинания во время диктовки текста);

- особенности кинесики - самоконтроль модальных жестов согласия/несогласия, одобрения или порицания, использование жестов-информаторов;

- необходимость умения распознавать «код» мимических знаков [3, с.30-38].

В соответствии с речевой ситуацией педагогического общения реализуются те или иные стратегические цели. Представим их в виде таблицы.

распространены две из них: учебно-дисциплинарная и личностно ориентированная:

Таблица 1. - Стратегические цели педагогического общения

Стратегическая цель педагогического общения Содержание цели педагогического общения

информирование представление информации по теме урока конкретно и беспристрастно

убеждение апеллирование к аналитическому мышлению обучающегося посредством логических доказательств и аргументов, чтобы убедить его в чём-либо

внушение обращение к чувствам аудитории с использованием эмоциональных средств суггестии

побуждение к действию убеждение в необходимости действия и вызывание совершения данного действия

Рисунок 2. - Модели педагогического общения

С моделями педагогического общения не следует смешивать стили педагогического общения. Под стилем педагогического общения принято подразумевать индивидуально-

типологические особенности взаимодействия педагога с обучающимися. Общепринятой является следующая классификация [4, с.568-570]:

Рисунок 3. - Стили педагогического общения

От выбранного стиля педагогического общения во многом зависят результаты обучения и воспитательного процесса. Не менее важна для учителя и профессиональная речевая культура. Наиболее важными, на наш взгляд, являются ее следующие характеристики:

- лексическая и эмоциональная выразительность;

- грамотность;

- уместность и доступность;

- орфоэпическая правильность;

- соблюдение этических и коммуникативных норм;

- подготовленность.

По нашему мнению, для педагога неприемлем литературно-разговорный тип речевого поведения. Профессиональная культура речи педагога важна потому, что учитель с низким уровнем речевой культуры не сможет выполнять своё предназначение: научить, воспитать и развить всё лучшее в обучающемся [3, с.196]. Нам представляется востребованной вся совокупность методов и средств обучения, позволяющих максимально осмысленно для самих обучающихся объединить сферы вербальной и невербальной коммуникации [5, с.155].

Литература:

1. Давыденко Т.М., Шафоростова Е.Н. Профессионализм и профессиональные компетенции преподавателя в теории педагогики / Т.М. Давыденко, Е.Н. Шафоростова // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего сообразования. - 2016. - № 1. - С. 46-50.

2. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида / Б.Ф. Ломов // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М., 1976. - 256 с.

3. Риторика: учебник / З.С. Смелкова, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская и др.; под ред. Н.А.

Ипполитовой. - М.: Проспект, 2010. - 448 с.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

5. Чернышенко О.В. Лингводидактический потенциал креолизованного текста в рамках компетентностного подхода / О.В. Чернышенко // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 5. - С. 155-159.

Сведения об авторе:

Чернышенко Ольга Васильевна (г. Ростов-на-Дону, Россия), кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики ФПК и III 1С , Ростовский государственный медицинский университет, email: ovmed@mail.ru

Data about the author:

O. Chernyshenko (Rostov-on-Don, Russia), candidate of philological sciences, associate professor at the Department of Pedagogy, Rostov State Medical University, e-mail: ovmed@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.