УДК 378 ББК 74.58 Т-92
Тхакушинов Асланчерий Китович, доктор социологических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, президент ФГБОУ ВО «МГТУ», заведующий кафедрой философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп;
Бибалова Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», г. Майкоп; е-mail: saika2000@mail.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
(рецензирована)
В статье говорится о роли педагогического общения в профессиональной деятельности педагога, условиях его эффективности и специфике в контексте поликультурной образовательной среды современного вуза. Приводятся понятия педагогического общения, поликультурной образовательной среды, а также рассматриваются умения и навыки, необходимые современному педагогу при осуществлении процесса педагогического общения в условиях неоднородности образовательной среды вуза по этническому и конфессиональному признаку.
Ключевые слова: педагог, педагогическое общение, условия эффективного педагогического общения, поликультурная образовательная среда.
Tkhakushinov Aslancheriy Kitovich, Doctor of Sociology, Professor, a full member (academician) of the Russian Academy of Education, President of FSBEI HE "Maikop State Technological University ", head of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop;
Bibalova Saida Aslanovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy of FSBEI HE "Maikop State Technological University", Maikop, e-mail: saika2000@mail.ru
TEACHING COMMUNICATION UNDER THE CONDITIONS OF A MULTI-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
OF A UNIVERSITY
(reviewed)
This article deals with the role ofpedagogical communication in a teacher's professional activities, the conditions of its effectiveness and specificity in the context of a multicultural educational environment of a modern university.
The concepts of teaching communication, multi-cultural educational environment have been given. Skills and abilities necessary for a modern teacher in the implementation of a teaching communication in the conditions of a diversified educational environment of a university according to ethnic and confessional have been considered.
Key words: a teacher, pedagogical communication, conditions for effective pedagogical communication, multicultural educational environment.
Профессия педагога в современном обществе, как, впрочем, и несколько веков назад, является одной из важных. Высокая гуманная миссия, связанная с формированием личности человека, делает эту профессиональную сферу особенной, несущей совершенно специфическую, неповторимую ценность для всего общества. Педагог всегда являлся ориентиром, который направлял учащихся на пути к получению необходимого в их жизни багажа, опыта. Реализация процессов воспитания и обучения, построенных в соответствии с социальным заказом, требовала и требует от педагога высокого уровня профессионализма, развитости специальных способностей и умений. Наиболее ярко раскрытие потенциала педагога, его опыта и мастерства происходит в процессе педагогического общения.
Как феномен общение, в том числе и педагогическое общение, изучено достаточно разносторонне. Ему посвящены труды таких исследователей, как К.А. Абульханова-Славская, А.М. Агальцева, Н.А. Аминов, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.Б. Добрович, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Н. Соковнин, Н.И. Шевандрин и др.
Существует немало определений данного феномена. Приведем наиболее распространенное определение, в котором педагогическое общение рассматривают как многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимодействия и взаимопонимания между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности [6].
Одним из первых на проблему профессионально-педагогического общения обратил внимание В.А. Кан-Калик. Он считал его важнейшей единицей профессиональной творческой деятельности педагога. По мнению В.А. Кан-Калика, профессионально-педагогическое общение представляет собой определенную систему приемов и навыков органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащего в себе обмен информацией, оказание воспитательных воздействий, организацию взаимоотношений с помощью различных коммуникативных средств. При этом педагогу он отводил значимую роль в общении, указывая на его позицию организатора и управляющего в этом процессе [3].
Немаловажное значение педагогическому общению придавал В.А. Сухомлинский. Он выдвигал необходимым условием воспитательного общения вхождение во внутренний мир ребенка, подчеркивая, что «без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической» [4].
В рамках педагогической деятельности общение можно рассматривать как средство для решения учебно-воспитательных задач и как способ организации взаимодействий и взаимоотношений воспитателя и учащихся, который обеспечивает успешность обучения и воспитания. К наиболее общим характеристикам общения в процессе педагогической деятельности можно отнести следующие: сложившуюся систему общения педагога и обучающихся (определенный стиль общения); систему общения, характерную для
конкретного этапа педагогической деятельности; ситуативную систему общения, возникающую при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.
Эффективность и успешность педагогического общения зависит от выполнения различных условий. В наиболее обобщенном виде они были представлены А.А. Бодалевым. К ним относятся:
- осуществление процесса общения в соответствии с единым гуманистическим принципом во всех сферах жизни обучающегося;
- общение должно строиться на отношении к человеку как высшей ценности;
- общение должно обеспечивать усвоение необходимых психолого-педагогических знаний, умений и навыков познания других людей и обращения с ними [1].
Отметим также, что в числе важных условий (требований) эффективности педагогического общения, касающихся личности педагога, можно выделить следующие:
- умение построить процесс общения, отталкиваясь от личности каждого обучающегося, обращая внимание на его мысли, переживания, настроения;
- умение проявлять личностную открытость обучающимся, которая подразумевает способность показать им, что перед ними, прежде всего человек и только потом педагог;
- умение быстро ориентироваться и реагировать в меняющихся педагогических ситуациях;
- способность к идентификации в процессе общения (механизм взаимопонимания), то есть способность поставить себя на место обучающегося с целью познания его в целом и в отдельно взятой ситуации;
- принятие обучающегося как полноправного партнера по общению, как равную себе личность;
- эрудированность и широта кругозора педагога, разнообразие в увлечения и интересах, которые он способен использовать в общении с обучающимися;
- умение грамотно составлять и реализовывать план коммуникации, в особенности, вербальное воздействие;
- умение подбирать соответственно содержанию общения коммуникативные приемы, средства и формы, отвечающие как личности педагога и психологическим особенностям обучающихся, так и сложившейся педагогической ситуации;
- постоянно поддерживать и анализировать обратную связь с аудиторией обучающихся;
- способность к сочувствию и сопереживанию, проявлению такта, терпения, чуткости и искренней заинтересованности в судьбе обучающегося;
- умение дать обучающемуся установку на значимость его личности, вселить в него уверенность в собственных силах [5].
Необходимо отметить, что эффективность педагогического общения во многом зависит от того, насколько при его реализации учитываются особенности развития современного общества, обусловленные глобализацией, темпами технического прогресса, информатизацией различных сторон жизни и интеграцией различных областей научных знаний. Сегодня мы имеем возможность наблюдать происходящие в мире миграционные и интеграционные процессы, которые приводят к изменению состава студенческих групп в вузе по этническому, конфессиональному признаку. Они становятся все более неоднородными. При этом отметим, что и трудовые коллективы, в
которых работают педагоги, имеют тенденцию к аналогичным изменениям. Это указывает на то, что среда, в которой находится современный человек, стала поликультурной. Именно поэтому профессиональные задачи, стоящие перед современным педагогом высшей школы, необходимо решать через призму характеристик той среды, в которой он работает.
Поликультурная образовательная среда предполагает сосуществование и взаимодействие в стенах одного учреждения представителей разных народов, религий и т.д. Под поликультурной образовательной средой понимают образовательную среду, в которой в качестве субъектов образования активно взаимодействуют представители разных культур. Такого рода сосуществование и взаимодействие во многом зависят от способностей и умений преподавателя к педагогическому общению, строящемся с учетом подобной разности культур [2].
Именно поэтому одним из условий эффективной реализации современного вузовского образования является соответствующая подготовка педагогических кадров и их готовность осуществлять свою деятельность, педагогическое общение в условиях поликультурности среды. Имеется в виду, что такая подготовка в результате должна дать вузу специалиста, который отчетливо понимает, с кем и с чем ему придется иметь дело. Он должен знать историю, культуру, ценности, особенности менталитета той этнической группы, в состав которой входит конкретный обучающийся. Преподавателю необходимо формировать готовность к взаимодействию с представителями различных культур, соотношение и сочетание которых из года в год разное. Это означает, что и контекст профессиональной деятельности педагога вуза постоянно меняется.
В.А. Кан-Калик подчеркивал важность умений педагогического общения для осуществления эффективной профессиональной деятельности педагога. Он отмечал, что в профессиональной подготовке учителя целесообразно делать акценты на двух моментах: научить педагогическому общению и научить его решать педагогические задачи.
В.А. Кан-Калик также определил два значимых направления формирования основ профессионального общения. Первое направление связано с изучением и освоением сущности, структуры и закономерностей процесса профессионально-межличностного общения. Второе направление указывает на необходимость овладения процедурой и «технологией» профессионально-межличностного общения, а также развития коммуникативных способностей, формирования коммуникативных умений и навыков [3].
Рассматривая оба направления, стоит добавить, что педагог новой формации должен постоянно повышать уровень своей образованности, изучая, в числе прочего, особенности культуры различных народов, их сходные черты и различия с тем, чтобы в дальнейшем быть способным построить эффективное общение в процессе своей педагогической деятельности в поликультурной образовательной среде. Он должен владеть различными способами и приемами общения с представителями различных культур, техникой установления с ними контакта и поддержания диалога, навыками и умениями организации групповых коммуникации и взаимодействия, разрешения конфликтов в межличностном общении, в том числе на почве национальных и религиозных разногласий. Особое место здесь занимает способность к проявлению толерантного отношения к «непривычным», «нестандартным» проявлениям в поведении обучающихся, воспитанных в иных культурных традициях. Важно уметь анализировать
причины поведения обучающегося, гибко подходить к разрешению конкретной ситуации, психологически выводя обучающегося на определенный уровень готовности, позволяющий осуществлять дальнейшее успешное взаимодействие с ним в педагогическом процессе.
Изучая на практике педагогическое общение в образовательной среде вуза, нами был проведен опрос среди обучающихся специальностей медицинского института ФГБОУ ВО «МГТУ», в большей степени отличающихся от остальных специальностей и направлений университета неоднородностью состава по национальному и конфессиональному признаку. В опросе участвовало 120 человек второго и третьего курса. Обучающимся было предложено отметить из представленных в опроснике пятнадцати умений педагогического общения (в более обобщенном виде мы их рассмотрели выше) наиболее значимые для преподавателей современных вузов. Результаты опроса показали, что в пятерку самых необходимых умений обучающиеся определили:
- умение пользоваться в различных ситуациях вербальными и невербальными средствами передачи информации (отметили 75% обучающихся);
- умение организовывать и поддерживать диалог с собеседником, независимо от его национальности, вероисповедания, уровня культуры и т.д. (63%);
- умение конструктивно разрешать конфликты в разнообразных ситуациях педагогического общения (59%);
- умение ориентироваться в коммуникативной ситуации (57%);
- умение понимать психологическое состояние собеседника (53%).
Кроме того, по результатам опроса 79% обучающихся считают, что большинство педагогов, преподающих у них, в достаточной мере владеют навыками и умениями эффективного общения и демонстрируют качества, обеспечивающие успех их взаимодействия со студентами. Однако, немаловажен и тот факт, что 16% обучающихся указали на отсутствие у некоторых педагогов толерантности, желания и элементарного терпения при изложении и объяснении учебного материала; 12% обучающихся отметили, что некоторые педагоги не умеют активно слушать, а 15% считают, что педагогам не хватает умения оказывать психологическую помощь. Эти результаты, на наш взгляд, указывают на недостаточную готовность отдельных преподавателей к взаимодействию с обучающимися в условиях поликультурной образовательной среды.
В заключение хотелось бы отметить, что темпы и особенности социального развития в нашей стране актуализируют проблему повышения качества профессиональной подготовки преподавателей вуза, уровня их самообразования, в особенности это касается совершенствования навыков и умений педагогического общения. Специфика современной вузовской среды, отличающейся своей неоднородностью по этническому и конфессиональному признаку, указывает на объективную необходимость пересмотра содержания профессиональной подготовки, а также программ повышения квалификации педагогических кадров. Результатами подготовки педагогических кадров должны стать соответствующие компетенции, позволяющие им качественно осуществлять процесс педагогического общения, профессиональную деятельность в целом в условиях поликультурной образовательной среды вуза.
Литература:
1. Бодалев А.А. Личность и общение. Москва, 1983.
2. Герюгова А.К. О готовности будущего учителя к педагогическому общению в поликультурной образовательной среде // Вестник университета. 2012. №8. С. 226-229.
3. Кан-Калик В.А. Проблемы профессионально-педагогического общения // Советская педагогика. 1979. №6. С. 113-117.
4. Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. Москва: МГУ, 1982. 168 с.
5. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. Москва: Академия, 2000. 336 с.
6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании Часть 1: учебное пособие. Москва: ВЛАДОСЮ, 1995. 341 с.
Literature:
1. Bodalev A.A. Personality and communication. M., 1983.
2. Geryugova A.K. About the readiness of a future teacher for pedagogical communication in a multicultural educational environment // Bulletin of the University № 8, 2012. P. 226-229.
3. Kan-Kalik V.A. Problems of professional and pedagogical communication // Soviet Pedagogy. 1979. № 6. P. 113-117.
4. Petrovskaya L.A. Theoretical and methodological problems of socio-psychological training. M.: Publishing House of Moscow State University, 1982. 168 p.
5. Selivanov B.C. Fundamentals of General pedagogy: Theory and methods of education: a textbook for students of higher institutions. M.: Academy, 2000. 336 p.
6. Shevandrin N.I. Social Psychology in education: a textbook. M.: VLADOS. Part 1. 1995. 341 p.