№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки
УДК 378.1
МОДИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А. А. Беспалова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В данной работе проанализировано педагогическое взаимодействие объектов и субъектов образовательного пространства. Представлены стили педагогического общения. Выделены аспекты педагогического общения.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, стили педагогического общения.
Беспалова Анастасия Александровна — сотрудник кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: nastasya-bespalova@list.ru
Единство делового и личностного аспекта, обеспечивающее информационный строй общения, повышает эффективность любого вида взаимодействия. Взаимодействие между людьми является немаловажным вопросом общества. Наряду с предметно-практической деятельностью взаимодействие — главный фактор развития человека. Модификация педагогического взаимодействия актуальна в условиях постоянных изменений, происходящих в образовательном пространстве и обществе, направлена на преобразование и улучшение педагогического общения.
Рассмотрим понятие педагогическое общение. Педагогическое общение — это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям. А также это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Основой педагогического общения является гуманизация обучения.
Взаимоотношения в учебном процессе должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой
контакт «преподаватель-студент», а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения [1].
Стоит отметить, что замена межролевого общения общением межличностным способствует отходу от формализма и догматизма в обучении. Но переход от директивно-императивного к демократическому, равноправному способу общения, от монологического — к диалогическому общению не произойдет, пока будут не готовы обе участвующие стороны. Чтобы такой вид общения стал реальностью, необходима сформированность гуманистического по своему характеру коммуникативного ядра личности как у педагога, так и у студента. В содержание понятия «коммуникативное ядро личности» входят все психологические свойства, которые успели развиться у данной личности и которые проявляются в общении. Эти свойства отражают опыт общения личности с разными категориями людей как положительный, так и отрицательный. Необходимо каждому участнику общения прививать культуру общения и формировать положительный опыт, вырабатывать умение видеть в человеке высшую ценность, а в собеседнике, участнике общения — личность, столь же значимую, как и он сам.
По мнению В. А. Кан-Калика, существуют следующие стили педагогического общения:
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!» Причем интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих предметах.
2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах — в обучении со ссылкой на авторитет и профессионализм,
в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношения учитель-ученики. Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4. Общение-устрашение — негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.
5. Общение-заигрывание, характерное для молодых преподавателей, стремящихся
к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет [2].
Для достижения определенного результата преподавателем в педагогической деятельности используется модификация сочетания стилей, важным условием является доминирование одного из них.
Основные формы педагогической деятельности протекают в условиях общения, будь то лекция, семинар, экзамен, зачет, защита курсового проекта или реферата. Преподаватель общается с потоком, группой, подгруппой, личностью.
Содержание общения составляет обмен информацией. Но этим общение не исчерпывается. Важнейшей стороной общения является стремление запечатлеть облик одного человека в другом, транслировать себя в другого через совместную
деятельность. Это уже личностное общение.
Только при организации продуктивного общения преподавателя и студенческого коллектива возможно плодотворно реализовать дидактические и воспитательные задачи образования.
Общение выступает в трех аспектах:
• во-первых, как средство решения учебных задач;
• во-вторых, как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;
• в-третьих, как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.
В связи с этим преподаватель предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым [3].
Проблематика коммуникации в учебном процессе дает возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя.
Наиболее эффективными этапы педагогического общения являются:
1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
4. Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.
В отдельную категорию стоит выделить основные требования к отношениям «преподаватель-студент», «студент-студент», их можно сформулировать следующим образом:
• взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
• формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами;
• ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
• использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы [4].
Такой стиль формируется под влиянием двух важнейших факторов:
• увлеченности наукой, предметом;
• стремление превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.
Отметим, что усиленное сочетание научной и педагогической деятельности является
основополагающим в социально-психологической структуре педагогического общения. Дружеское расположение, не переходящее в панибратство, общая увлеченность профессиональными задачами составляют тот эмоциональный фон, на котором происходит обучение. Этико-психологические основы взаимоотношений преподавателя и студентов складываются постепенно. Они зависят от многих причин: от жизненного, учебного, общественного опыта учащихся, традиций образовательного учреждения, педагогической направленности личности педагога и т. д.
Подтверждается актуальность данной работы, педагогическое взаимодействие занимает одно из приоритетных мест и среди механизмов воспитания. Взаимоотношения в учебном процессе приносят свою результативность, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. Важным аспектом в процессе взаимодействия является выбранный педагогом стиль, который может модифицироваться в зависимости от условий образовательного процесса.
Список литературы
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов / И. А. Зимняя. — М. : МПСУ, 2010.
2. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы : учебное пособие для студентов вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М. : Аспект Пресс, 2009.
3. Колпакова А. Н. Креативность и самоактуализация. Пути формирования в контексте личностного развития / А. Н. Колпакова. — LAMBERT Academic Publishing, 2011.
— 208 с.
4. Лебедева В. А. Психологические основы взаимодействия педагога и учащихся : учебное пособие / В. А. Лебедева, О. В. Кружкова, Ф. Т. Хаматнуров. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012.
MODIFICATION OF PEDAGOGICAL INTERACTION IN EDUCATION
A. A. Bespalova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health (Novosibirsk)
Pedagogical interaction of educational objects and subjects is analysed in the presented research. Styles of pedagogical communication are presented. Aspects of pedagogical communication are revealed.
Keywords: pedagogical interaction, pedagogical communication, styles of pedagogical communication.
About authors:
Bespalova Anastasia Aleksandrovna — employee of pedagogics and psychology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: nastasya-bespalova@list.ru
List of the Literature:
1. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psychology : textbook for higher education institutions / I. A. Zimnyaya. — M. : MSSU, 2010.
2. Krichevsky R. L. Social psychology of small group: manual for students of higher education institutions / R. L. Krichevsky, E. M. Dubovskaya. — M. : Aspect Press, 2009.
3. Kolpakova A. N. Creativity and self-updating. Methods of formation in the context
of personal development / A. N. Kolpakova. — LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 208 р.
4. Lebedeva V. A. Psychological bases of interaction of the teacher and pupils : manual / V. A. Lebedeva, O. V. Kruzhkov, F. T. Khamatnurov. — Yekaterinburg : Publishing house
of Russian State Profes. Pedag. Univercity, 2012.