Рахимова Татьяна Анатольевна, Даниленко Людмила Петровна, Крюкова Юлия Евгеньевна К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ" В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
В статье рассматриваются различные аспекты общения преподавателя и студента в образовательном процессе, приводятся несколько классификаций стилей педагогического общения. Подчеркивается, что знание психологии и владение приемами общения является необходимым условием управления образовательным процессом. Авторы выделяют эмоциональную основу как характерную черту межличностных отношений, в том числе в рамках образовательного процесса. В статье затрагивается вопрос педагогической фасилитации. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/5-1/56.html
Источник
Филологические науки. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 5(71): в 3-х ч. Ч. 1. C. 199-203. ISSN 1997-2911.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/5-1/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
3. Давыдова Е. М., Радченко В. Ю., Радченко О. С. Принципы универсального дизайна как основа формирования профессиональных компетенций дизайнеров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 4 (58). Ч. 1. C. 186-190.
4. Давыдовский Ф. Н Метод экспертных оценок и организация его проведения [Электронный ресурс]. URL: http://www.ibl. ru/konf/061212/metod-jekspertayh-ocenok-i-organizacija-ego-provedenija.html (дата обращения: 10.12.2016).
5. Марабаева Л. В., Горин И. А., Соколов О. А. Методический подход к оценке эффективности проектов развития инфраструктуры инновационной деятельности региона [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 12. Ч. 3. С. 600-604. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39589 (дата обращения: 11.12.2016).
6. Разработка проекта по доступной среде под ключ [Электронный ресурс] // Юнион Трэйд. URL: http://dostupnayasreda.com (дата обращения: 27.11.2016).
7. Фех А. И., Исаева Е. С., Скачкова Л. А. Разработка творческого задания по дисциплине «Эргономика и антропометрия» для студентов, обучающихся по направлению «Дизайн» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (61). Ч. 1. C. 201-204.
8. Хазиева Л. Р. Оценка эффективности развития социальной инфраструктуры региона [Электронный ресурс]. URL: http://sociosphera.com/publication/conference/2013/199/ocenka_effektivnosti_razvitiya_socialnoj_infrastruktury_regiona/ (дата обращения: 27.11.2016).
9. Шмидт Ю. Д., Иванов А. Б. Оценка уровня развития социальной инфраструктуры города [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. 2007. № 10. Ч. 1. С. 77-82. URL: http://bgscience.ru/lib/1933/ (дата обращения: 11.12.2016).
10. http://evvec7.wixsite.com/sredatpu (дата обращения: 17.02.2017).
THE DESCRIPTION OF THE METHODS OF EVALUATION OF THE ACCESSIBILITY OF URBAN ENVIRONMENT FOR VOLUNTEERS BY THE EXAMPLE OF WORK WITH STUDENTS
Davydova Evgeniya Mikhailovna Radchenko Valeriya Yur'evna Fekh Alina Il'darovna
National Research Tomsk Polytechnic University [email protected]; [email protected]
The article is devoted to the description of the methods for evaluating the accessibility of the environment. The search for reliable methods of evaluation and analysis of the environment for the territory planning is considered. The recommendations on the methods of adaptation and on the creation of favorable conditions are made. The aspects of the theoretical and normative base necessary for the fulfillment of the assigned task are covered. The developed evaluation sheets on the basis of the regulatory framework for the work of experts are presented. The authors show the work experience and the results for evaluation of the accessibility of the campus environment.
Key words and phrases: design; accessible environment; teaching; evaluation; choice; method.
УДК 378.147
В статье рассматриваются различные аспекты общения преподавателя и студента в образовательном процессе, приводятся несколько классификаций стилей педагогического общения. Подчеркивается, что знание психологии и владение приемами общения является необходимым условием управления образовательным процессом. Авторы выделяют эмоциональную основу как характерную черту межличностных отношений, в том числе в рамках образовательного процесса. В статье затрагивается вопрос педагогической фасилитации.
Ключевые слова и фразы: педагогическое общение; психологические закономерности; стили общения; фаси-литация; коммуникативная культура.
Рахимова Татьяна Анатольевна, к. пед. н., доцент Даниленко Людмила Петровна, доцент Крюкова Юлия Евгеньевна
Томский государственный архитектурно-строительный университет [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ - СТУДЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ
Самая большая роскошь на свете - это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент-Экзюпери
Общение - это универсальная форма (способ) взаимоотношений людей. При совместной деятельности люди вступают друг с другом в общение, устанавливается психологический контакт, представляющий собой, по словам известного советского психолога В. Д. Парыгина, «сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга» [7, с. 178].
В наши дни речевое общение, и в частности педагогическое, изучается уже с точки зрения целого ряда других наук: философии, социологии, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики и педагогической психологии, - каждая из которых рассматривает ту или иную грань этой в целом комплексной проблемы.
Процесс общения в социальной и педагогической психологии включает несколько основных параметров: а) психический контакт между общающимися; б) обмен информацией (вербальное и невербальное общение); в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга. Каждый из этих аспектов общения можно соответственно назвать перцептивным, интерактивным и коммуникативным [7].
Перцептивная сторона общения - это процесс восприятия и понимания одним человеком другого, формирования его образа. Важную роль в общении играет впечатление, которое производят друг на друга общающиеся. Так как человек вступает в общение всегда как личность, то он воспринимается другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях партнера. В перцептивном общении может возникать барьер: например, неумение слушать, чрезмерная самоуверенность, лицемерие, надменность и высокомерие, нетерпеливость, вспыльчивость, навязчивость [3].
Интерактивная сторона общения - другая сторона общения, когда организуется совместная деятельность. Одновременно в этой деятельности участвуют много партнеров и каждый должен внести свой вклад в неё, а это позволяет определить взаимодействие как организацию деятельности.
Для успешного интерактивного общения личность должна обладать организаторскими способностями, пунктуальностью, надежностью, самостоятельностью, дисциплинированностью, самоорганизованностью. Помехи для интерактивного общения - это безынициативность, замкнутость, безответственность [Там же].
Коммуникативная сторона общения подразумевает обмен информацией в ходе совместной деятельности, когда устанавливаются отношения двух индивидов, причем каждый их них является активным субъектом в совместной деятельности. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а происходит минимум активный обмен ею. Обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера в коммуникативном процессе. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как воздействие одного оппонента на другого с целью изменения его поведения [Там же].
В условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они могут быть социальные, религиозные, профессиональные или могут носить психологический характер (неприязнь по отношению друг к другу, недоверие и т.п.).
Рассматривая в единстве эти три стороны, приходим к выводу, что общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в него людей. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений - это эмоциональная основа. Она означает, что межличностные отношения возникают на основе определенных чувств людей по отношению друг к другу. Различают три вида эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства.
Как подчеркивает М. В. Буланова-Топоркова, «человеческие взаимоотношения, в том числе и в учебном процессе, должны строиться на субъект-субъектной основе, когда обе стороны общаются на равных, как личности, как равноправные участники процесса общения. При соблюдении этого условия устанавливается не межролевой контакт "преподаватель-студент", а межличностный контакт, в результате которого и возникает диалог, а значит, и наибольшая восприимчивость и открытость к воздействиям одного участника общения на другого. Создается оптимальная база для позитивных изменений в познавательной, эмоциональной, поведенческой сферах каждого из участников общения» [Там же, с. 319-320]. Чтобы такое общение стало реальным, необходимо, чтобы к нему были готовы обе стороны общения: преподаватель и студент, - а для этого важно знать психологические свойства, которые уже развиты у данной личности и которые проявляются в общении.
Педагогическое общение - это особая форма общения, которая несет в себе свои особенности и в то же время подчиняется общим психологическим закономерностям; это сочетание средств и методов для реализации целей и задач воспитания и обучения; это характер взаимодействия преподавателя и студентов. В вузе преподаватель выступает как инициатор и руководитель процесса общения, именно от него зависит успех педагогического общения, содержанием которого являются обмен информацией, организация взаимоотношений преподавателя со студенческим коллективом, т.е. преподаватель должен настроить аудиторию, создать благоприятный климат для последующего общения. Преподавателю для успешного общения со студентами, с одной стороны, требуется высокий уровень профессиональной квалификации (владение методическими приемами, наличие риторических способностей, организаторских навыков), а с другой, - соответствующие личностные качества (требовательность к себе и студентам, уважение к студентам, толерантность, целеустремленность, тактичность, справедливость, доброжелательность, общительность, демократичность).
При любой модели взаимоотношений преподавателя и студента профессионально важными качествами педагогического общения являются:
• уважение к студентам, умение общаться, коммуникативные качества;
• умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, умение вовремя изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;
• умение поддерживать обратную связь в общении;
• умение управлять собой, управлять настроением, своими эмоциями.
Как пишет А. А. Реан, педагогическое общение - это особенное общение, обусловленное различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения [9]. Эффективность процесса
обучения, формирование межличностных отношений в группе в значительной степени зависят от стилей педагогического общения. Он выделяет три стиля педагогического общения:
• демократический - главная особенность демократического стиля - это активное участие обучаемых в обсуждении предстоящей работы и её организации; учитываются индивидуальные особенности учащихся, характеризуется дружелюбием во взаимоотношениях; этот стиль оказывается наиболее эффективным в педагогическом общении;
• авторитарный стиль характеризуется негативными замечаниями одним учащимся и необоснованными похвалами других; педагог прибегает к тону приказа, не учитывает индивидуальные особенности обучаемых;
• попустительский стиль выражается самоустранением педагога от общения; при этом стиле проявляется враждебность во взаимоотношениях участников и одновременное заискивание перед руководителем [Там же].
В процессе общения, как показывают социально-психологические исследования, человек может быть инициатором, может быть субъектом, а может в разных ситуациях быть активным или пассивным участником взаимодействия.
Известный психолог В. А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического общения:
• увлеченность совместной творческой деятельностью: в основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок;
• дружеское расположение: такой стиль общения дает предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности, это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися;
• общение-дистанция: суть этого стиля заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и обучаемых в качестве ограничителя выступает дистанция, такой стиль общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся;
• общение-устрашение: этот стиль общения связан с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью;
• общение-заигрывание: этот стиль связан с неумением организовать продуктивное педагогическое общение, он направлен на завоевание ложного дешевого авторитета, а это противоречит требованиям педагогической этики [5].
В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.
Авторитарный. Авторитарный стиль общения направлен на жесткое управление учебным процессом и жесткий контроль выполняемой работы. Авторитарный преподаватель любую инициативу студента рассматривает как проявление нежелательного самоволия. Наблюдаются нетактичные замечания одним студентам и необъективные восхваления других. Преподаватель определяет цели работы и дает поэтапные установки выполнения данной работы, не допуская никакой инициативы со стороны студентов, тем самым показывая неверие в их позитивные возможности.
Попустительский. Характерная черта данного стиля - это самоустранение от руководства учебным процессом. Преподаватель снимает с себя ответственность за результаты работы. При данном стиле общения преподаватель практически устраняется от руководства. Он ограничивается формальным выполнением своих обязанностей. Результаты такого стиля общения: низкое качество выполненной работы.
Демократический. Главная особенность демократического стиля общения заключается в том, что студенты в группе принимают самое активное участие в обсуждении предстоящей работы и этапов её выполнения, тем самым стимулируется их самостоятельность. При демократическом стиле общения обнаруживается позитивная внутренняя мотивация у студентов, возрастают общительность и доверие в личных взаимоотношениях.
Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Основа этого стиля - это высокий профессионализм преподавателя и его отношение к педагогической деятельности. Увлеченность общим делом, заинтересованность работой характеризуют данный стиль общения. Взаимоотношения преподавателя и студентов строятся на дружественной основе, которые должны быть целесообразными. Как утверждал А. С. Макаренко, с одной стороны преподаватель должен быть наставником, старшим товарищем, а с другой стороны, - участником совместной деятельности.
Общение-дистанция. Этот стиль общения относится к распространенным типам педагогического общения, который используется как начинающими, так и опытными преподавателями. Дистанция выступает как ограничитель во взаимоотношениях преподавателя и студента, и чрезмерная увлеченность этим стилем отрицательно сказывается на создании творческой атмосферы в группе, приводит к снижению качества социально-психологического взаимодействия преподавателя и студентов. Дистанция подчеркивает ведущую роль преподавателя и строится на его авторитете. Однако авторитет должен завоевываться не через установление дистанции, а через взаимопонимание, взаимоуважение в процессе совместной творческой деятельности.
Общение - устрашение. Негативная форма этого стиля общения показывает педагогическую несостоятельность преподавателя. К этому стилю общения иногда прибегают начинающие преподаватели. Стиль общение-устрашение не создает коммуникативной атмосферы, положительной ауры в группе, а наоборот лишает дружественности в педагогическом общении и препятствует творческой деятельности.
Общение-заигрывание. К этому стилю общения прибегают в основном начинающие преподаватели, стремящиеся быстро завоевать ложный авторитет, понравиться студентам. Стиль общение-заигрывание характеризуется отсутствием умений и навыков педагогического общения, достаточного опыта профессиональной деятельности, коммуникативной культуры.
Возможны самые различные сочетания стилей, создающие разные результаты установления или разрушения взаимодействия общающихся, причем стиль общения одного преподавателя может оказаться совершенно неприемлемым для другого. Здесь большую роль играет индивидуальность личности. Будет ли педагогическое общение плодотворным, зависит от уровня педагогического мастерства и коммуникативной культуры педагога. Положительные взаимоотношения складываются между преподавателем и студентами, если преподаватель доброжелательно и с уважением относится к каждому участнику общения.
Студенчество, как пишет И. А. Зимняя, - «это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации» [4, с. 183]. Поступив в вуз, молодые люди приобретают новый для них статус - «студент». В этом возрасте у молодых людей уже полностью сформированы умственные способности, и умственная деятельность становится все более эффективной и устойчивой. Студенты оперируют сложными мыслительными процессами (синтезом, анализом, абстракцией, конкретизацией, сравнением, обобщением). В этом возрасте у молодых людей проявляется в наивысшей степени социальная активность и гармонично сочетаются интеллектуальная и социальная зрелость.
Б. Г. Ананьев подчеркивает, что «именно в студенческом возрасте отмечается наивысшая активность оперативной памяти и скорость переключения внимания, решения логических задач и т.д. Именно на этот период приходятся наилучшие характеристики не только интеллектуального развития (мышления, памяти, вербального, невербального и общего интеллекта), но и психофизиологических особенностей индивида» [2, с. 17-26].
В учебном процессе преподаватель контактирует со студентом, он оценивает его знания, поступки, действия, но не высказывает своих суждений относительно личности студента. Бывает ситуация, когда по каким-то причинам преподаватель не может уважать студента, но он не имеет права демонстрировать свое негативное отношение к этому студенту.
Для каждой личности характерен свой характер (в структуре характера можно отметить интеллектуальные, эмоциональные, нравственные волевые черты), темперамент (его относят к основным психологическим характеристикам личности), эмоциональность, способности, общительность, волевые качества и т.д.
К личностным характеристикам преподавателя относятся:
• устойчивый интерес к преподаванию;
• педагогические и организаторские способности;
• положительные черты характера: доброжелательность, чуткость, выдержка, требовательность, справедливость, тактичность, находчивость;
• темперамент, соответствующий требованиям педагогической деятельности.
Процесс общения преподавателя со студентами может быть двух видов: либо взаимопонимание, либо проявление конфликтности. Б. А. Кудряшов подчеркивает причины конфликтов, возникающие в учебном процессе:
1. Преподаватель поставил необъективную оценку знаний студента.
2. В общении наблюдается бестактность.
3. Низкий уровень владения преподавателем своим предметом.
4. У студентов нет желания учиться.
5. Преподавателя не устраивает слабая базовая подготовка, отсутствие у студентов самостоятельного мышления и креативности, пассивность на занятиях [6].
К личностным характеристикам студента относятся:
• интеллектуальные черты (рассудительность, наблюдательность);
• эмоциональные черты (жизнерадостность, уверенность);
• нравственные качества (честность, правдивость, чувство долга);
• волевые качества (мужество, решительность, инициативность) [Там же].
Мы уже говорили о стилях общения. В процессе общения установка, т.е. выработка действия определенным образом играет важную роль. Отношение преподавателя к студенту может носить позитивный и негативный характер. При позитивном отношении к студенту преподаватель всячески поощряет ответы, суждения, действия этого студента, при ответах дает незначительные подсказки, всем своим видом демонстрирует хорошее расположение к нему, а при негативном отношении ситуация противоположна: преподаватель не делает при неточном ответе даже элементарной подсказки, на ответ дает меньше времени и т.д. Естественно, последние чувствуют такое отношение к ним, и как результат возникает взаимоотчуждение, конфликт.
В современном учебном процессе стиль общения преподавателя со студентами играет огромную роль в предотвращении конфликтов между студентами и преподавателем. Преподаватель высшей школы формирует индивидуальный стиль общения со студентами; он должен владеть различными методами общения, поскольку в разных ситуациях может оказаться более эффективным и допустимым тот или иной стиль общения. Например, демократический стиль общения является наиболее эффективным в условиях учебного процесса, а в критических ситуациях приемлем и оправдан авторитарный стиль.
Следует затронуть интересное в педагогике и психологии явление фасилитации, а именно - педагогической фасилитации (от англ. facilitate -помогать, облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия) [10].
Фасилитация - это явление межличностного общения, которое усиливает продуктивность образовательного процесса за счет особого стиля общения и личности педагога [8].
Фасилитация, и в частности педагогическая, направленная на достижение группой поставленных целей, приводит к повышению эффективности групповой работы, заинтересованности участников общения; способствует раскрытию их потенциала, повышению продуктивности деятельности за счет особого стиля общения педагога с обучающимися и влияния на них его личности.
Педагогическая фасилитация - это качественно более высокий уровень обучения студентов, соответствующий современным требованиям высшего образования [1]. Практически студент усваивает такой объем материала, насколько он был активен в учебном процессе. И если студенты по каким-либо причинам остались пассивными слушателями, то даже занятие, проведенное на высоком методическом уровне со стороны преподавателя, не даст желаемого эффекта.
Педагогическая фасилитация предъявляет целый ряд требований и к процессу обучения, и к личности преподавателя, особенно к его умению строить взаимоотношения со студентами. Задача педагогической фа-силитации в профессиональном образовании заключается в преодолении исполнительской части, традиционно закрепленной за обучающимися в процессе совместной деятельности, и переходе к подготовке активного выпускника, способного к самостоятельному анализу и принятию нестандартных решений. Педагогическая фасилитация предполагает создание условий, таких как: значимость учения для студентов; конгруэнтность преподавателя; психологическая безопасность и психологическая свобода.
Выше перечисленные условия в процессе обучения, способствуют формированию и развитию таких качеств, как познавательная активность, самостоятельность, направленность на овладение профессией. Эти качества играют важную роль в становлении будущих специалистов.
Преподаватель-фасилитатор повышает эффективность обучения, и здесь большую роль играет процесс совместной работы «преподаватель-студент» и «студент-студент». При этом важны стиль общения, способы внутригруппового взаимодействия: как студенты общаются друг с другом, как совместно рассматривают проблему, как принимают решения и разрешают конфликты.
Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что педагогическое общение - это творческий процесс, включающий обмен информацией; систему взаимодействия «преподаватель-студент»; эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса. Результативность общения зависит от того, насколько высок авторитет преподавателя, от его педагогического мастерства, коммуникативной культуры, знает ли преподаватель психологию и владеет ли приемами общения и, конечно, от накопленного опыта преподавателя. Разнообразие стилей, которые могут видоизменяться в зависимости от условий образовательного процесса, моделей поведения, характеризует общение преподавателя со студентами. Особое внимание, уделяемое процессу общения педагога и обучающихся, способно значительно улучшить как качество обучения в целом, так и мотивировать студента к дальнейшему самообразованию.
Список источников
1. Авдеева И. Н Смысловые установки учителя-фасилитатора: базовое содержание и пути формирования // Мир психологии. 2013. № 3. С. 177-190.
2. Ананьев Б. Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. М., 1972. № 7. С. 17-21.
3. Буланова-Топоркова М. В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 544 с.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2009. 382 с.
5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. 254 с.
6. Кудряшов Б. А., Прусова В. И., Безновская В. В. Преподаватели и студенты: противостояние или сотрудничество? [Электронный ресурс]. URL: http://publikacia.net/archive/2016/1/4/10 (дата обращения: 20.07.2016).
7. Парыгин В. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 347 с.
8. Райс О. И. Фасилитация как метод интерактивного обучения [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3317 (дата обращения: 27.08.2016).
9. Реан А. А., Бордовская Н Б., Розум С. И. Психология и педагогика: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 432 с.
10. Фасилитатор [Электронный ресурс] // Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фасилитатор (дата обращения: 20.07.2016).
ON THE RELATIONSHIP "TEACHER - STUDENT" IN THE PROCESS OF COMMUNICATION
Rakhimova Tat'yana Anatol'evna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Danilenko Lyudmila Petrovna, Associate Professor Kryukova Yuliya Evgen'evna
Tomsk State University of Architecture and Building foreign@tsuab. ru
In the article the various aspects of communication between a teacher and a student in the educational process are considered, and several classifications of the styles of pedagogical communication are presented. It is emphasized that the knowledge of psychology and the mastering of communication techniques are a necessary condition for the management of the educational process. The authors single out the emotional basis as a characteristic feature of interpersonal relationship, in particular within the framework of the educational process. The issue of pedagogical facilitation is covered in the article as well.
Key words and phrases: pedagogical communication; psychological regularities; communication styles; facilitation; communicative culture.