Научная статья на тему 'Психологические аспекты педагогического общения'

Психологические аспекты педагогического общения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3929
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ / FUNCTIONS OF COMMUNICATION / КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕНИЯ / COMPONENTS OF COMMUNICATION / СТИЛИ ОБЩЕНИЯ / COMMUNICATION STYLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерофеева Н.С.

В статье рассматривается проблема педагогического общения, приводятся разные подходы к решению основных его задач, даются некоторые практические рекомендации по выработке индивидуального стиля педагогического общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION

This paper considers the problem of teacher communication are different approaches to solving the major problems of this communication gives some practical advice on the development of individual style of pedagogical communication.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты педагогического общения»

УДК 37.013

©Ерофеева Н.С. , 2015 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

©Erofeeva N.S. , 2015 PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF

PEDAGOGICAL COMMUNICATION

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического общения, приводятся разные подходы к решению основных его задач, даются некоторые практические рекомендации по выработке индивидуального стиля педагогического общения.

Ключевые слова: педагогическое общение, функции общения, компоненты общения, стили общения.

Abstract: This paper considers the problem of teacher communication are different approaches to solving the major problems of this communication gives some practical advice on the development of individual style of pedagogical communication.

Keywords: pedagogical communication, functions of communication, components of communication, communication styles.

Актуальность исследования. В настоящее время существует необходимость в формировании и выработке индивидуального стиля педагогического общения каждого педагога, эффективность преподавания которого значительно повысится при учёте его индивидуально-личностных качеств и особенностей конкретной аудитории. Следовательно, проблема повышения качества обучения является актуальной.

Цель исследования: теоретически обосновать значение компонентов педагогического общения для повышения его эффективности.

Задачи исследования:

1. Выявить основные способы педагогического взаимодействия путём анализа интересных способов решения психолого-педагогических задач, конфликтных ситуаций, технологических приемов, личного опыта преподавания, удачно используемых в педагогической практике.

2. Определить основные методы, способы педагогического общения, приемлемые для высшей школы. Предложить практические рекомендации для педагогов.

Результаты исследования. Обществу нужны люди, умеющие ориентироваться в быстро изменяющейся жизни, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, т.е. лица, гибкие в общении. Немаловажная роль в их формировании принадлежит учителям, в особенности конкретно стилю общения, сложившемуся между учителями и учениками еще в средней школе.

Как известно, общение выполняет следующие функции:

1. Контактная - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2. Информационный обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т.д.;

3. Координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

4. Понимание - не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

5. Эмотивное - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

6. Установление отношений - осознание и формирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

7. Оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда. Тем не менее, в литературе и практике все больше используется сравнительно «молодое» словосочетание: педагогическое общение. Профессор А.А. Леонтьев определяет его так: «Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке (лекции, практическом или семинарском занятии) или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (студентами, слушателями и проч.) внутри ученического (студенческого и т.п.) коллектива». Другими словами, педагогическое общение - это общение педагога с воспитанниками (в широком смысле этого слова) в педагогических целях.

Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры. Для установления положительных взаимоотношений со студентами преподаватель должен проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им.

Есть необходимость в формировании и выработке индивидуального стиля педагогического общения конкретного педагога, учитывающего его индивиду-

ально-личностные особенности, задачи курса, подготовленность аудитории, ее работоспособность, психологический настрой, степень однородности и т.п.

Исследования показывают, что педагоги, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к учащимся (в широком смысле), поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У педагогов с центрацией на «другом» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме, но иногда проявляется и неосознанное подлаживание к учащимся, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности [4].

У педагогов с центрацией «Я - другой» В.А. Кан-Калик [3] выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе высоких профессионально-этических установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!»

Этот тип еще называют общением на основе увлеченности совместной деятельностью.

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации. Примером такого общения является педагогика А.С.Макаренко и Ш.А. Амонашвили.

3. Общение-диалог предполагает сотрудничество на основе взаимного уважения.

4. Общение-дистанция относится к самым распространенным стилям педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно про-

слеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст.

5. Общение-устрашение - это негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. К сожалению, часто к этому стилю прибегают молодые, начинающие преподаватели, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность. В результате происходит полное разрушение творческой деятельности, ограничивается творческий поиск, часто также наблюдается практически полная потеря интереса обучающихся к предмету, отсутствует положительная мотивация.

6. Общение-заигрывание часто характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Подчеркивает стремление завоевать дешевый, ложный авторитет, а это противоречит требованиям педагогической этики.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, но доминирует один из них.

Первые три стиля являются самыми эффективными, они хорошо сочетаются с проблемным подходом к обучению. Причем в высшей школе интерес в общении стимулируется еще и общими профессиональными интересами, особенно на профилирующих кафедрах. Например, при работе в студенческих научных кружках, где студенты повышают уровень своих научных знаний. Они овладевают (под руководством преподавателя) методами научного поиска, эксперимента; формируется ответственное отношение к результатам своей научной работы, способами их правильного изложения, оформления. Выступая на научно-практических и научно-теоретических конференциях студенты приучаются к участию в научных дискуссиях, формулировке и грамотной аргументации собственных мыслей, к быстрой ориентировке в собственных материалах при ответах на возникающие вопросы. Происходит выработка умений использовать знания из родственных дисциплин, выявлять закономерности процессов

и событий. Но все это возможно только при хорошо налаженном контакте и взаимопонимании между студентом и педагогом-преподавателем.

Эффективность общения зависит также от понимания сообщений, которые посылают нам наши партнеры, а это, как известно, далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так часто произносим: "Не понимаю". А между тем стоит всегда держать при себе вопрос: "Каков буквальный смысл сказанного или происходящего? Каковы намерения партнеров?". Не следует забывать и о глубоком замечании Гете: "Каждый слышит то, что понимает". И на самом деле - может, наиболее существенное мы просто не допускаем до понимания или вытесняем как неприятное и неприемлемое? Снятие этого барьера становится возможным при использовании проблемного подхода к обучению, как на лекциях, так и на практических занятиях. Ведь в этом случае обязательным условием является обратная связь, и благодаря этому возможно разрешение всех возникающих вопросов.

Верно найденный стиль педагогического общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности педагога, упрощается процесс общения с аудиторией, облегчается процедура налаживания взаимоотношений [7,8].

Некоторые авторы рекомендуют учитывать при выборе стиля общения с коллективом свой психотип, темперамент. И их рекомендации уже строятся с учетом этих особенностей психики человека [1,2].

В процессе взаимодействия педагога и студентов важную роль играют коммуникативные средства передачи переживаний. Методы изучения, выбранные педагогом, должны опираться на прочный фундамент, который составляют речь, голос, выразительность фразы и интонационная выразительность. Только тогда дидактические приемы приобретают реальные, действенные значения. Не подкрепленные хорошей, правильной, выразительной речью, интонацией самые

глубокие мысли и чувства педагога не принесут высоких результатов и останутся не воспринятыми учащимися [5,6]. Монотонное изложение материала утомляет, «убаюкивает», особенно аудиторию с высоким эмоциональным индексом, студенты просто перестают воспринимать преподавателя. Но слишком экспрессивная (как вербальная, так и невербальная) коммуникация также не всегда уместна, не надо устраивать «шоу», необходимо найти «золотую середину».

Для успешного общения преподаватель должен уметь занимать эффективную коммуникативную позицию. Педагогу необходимо знать уровень свойственной ему общительности, понять, в какой мере она сформирована как профессионально-личностное качество. Это поможет развивать в себе коммуникативные способности, поможет приоткрыть для себя роскошь человеческого общения и поможет демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

Сущность воспитания для некоторых педагогов до сих пор заключается в насильственном программировании личности. Личностно же ориентированная педагогика основывается на гуманизации и демократизации взаимоотношений педагога с учениками и способствует творческому развитию личности педагога и учеников.

Необходимо признать, что педагогическое общение - это не просто инструмент в ряду инструментов педагогики, но и одно из важнейших условий ее успешности.

Существует множество подходов и классификаций стилей педагогического общения. Н.Б. Овденко (педагог-психолог), основываясь на данных различных исследований, а также опираясь на личные наблюдения, предлагает собственную классификацию [6]. Учителя на уроке могут использовать различные стили общения (т.е. это понятие не является неизменно присущим конкретному

учителю, человеку). И лишь какой-то из стилей будет преобладать. Преобладание того или иного стиля общения зависит от ряда факторов.

1. Установки на партнеров по общению - важным фактором социальной адаптации является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания.

2. Показатели форм агрессии - на проявление нетерпимости в общении могут влиять: эгоцентричность, недоброжелательность, доминантность, агрессивность и т.д.

3. Самооценка - оказывает существенное влияние на профессиональное общение. Всякое ее отклонение от адекватной ускоряет и усиливает профессиональную деформацию, которая обнаруживается в особенностях установок и стереотипах поведения, затрудняя общение.

4. Идентификация (отождествление себя с другими, уподобление им). Иногда это понятие определяют как умение встать на точку зрения другого человека.

5. Отношение к своей профессии - в некоторых работах отмечается, что обобщенным показателем отношения к труду может служить удовлетворенность профессией, которая основана на осознании учителем правильности выбора профессии, соответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда.

6. Эмоциональное выгорание - профессиональный труд школьного педагога отличает высокая эмоциональная загруженность. В 1974 г. Х. Дж. Фрей-денбергером был введен термин "эмоциональное сгорание", под которым понимают состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности; тенденцию развивать негативное отношение к ученикам, негативное восприятие в профессиональном плане [9].

7. Негативно сказывается на профессионализме учителей складывающиеся у них уже во время обучения психологические защиты, как социальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги.

Н.Б. Овденко [6] предлагает выделять три стиля общения учителей на уроке:

• личностно-ориентированный, поддерживающий;

• отстраненно-репрессивный;

• отстраненно-избегающий.

Отнесенность к тому или иному стилю в ее исследовании определялась так: фиксировались внешние проявления, присущие тому или иному стилю, которые выражаются в позе, мимике, пантомимике, манере говорить. Также проводились неформальные беседы с целью определить установки, представления преподавателей о поведении учащихся. В результате проведенных исследований ей было выявлено, что преобладающим стилем общения является лично-стно ориентированный, поддерживающий. На втором месте - отстраненно-репрессивный стиль общения, на третьем - отстраненно-избегающий. Преобладающее количество учителей также оценивают свой стиль общения как лич-ностно ориентированный. Отстраненно-репрессивный и отстраненно-избегающий стили выбирают равное количество учителей.

При исследовании факторов, способных оказать влияние на выбор определенного стиля общения учителей, эмпирически было доказано, что с увеличением возраста и стажа работы увеличивается выраженность синдрома "эмоциональное выгорание", проявление показателей и форм агрессии (когда наряду с присущей всем возрастным категориям чувством вины, агрессия проявляется в негативизме, оппозиционной форме поведения), увеличивается количество преподавателей, имеющих стабильную самооценку.

На основании изложенного выше можно сделать следующие выводы, что компонентами эффективного педагогического общения являются: высокий авторитет педагога, владение психологическими приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог и способен анализировать свою профессиональную деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. -М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

2. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения / А.Б. Добрович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

4. Кухарев Н.В. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества / Н.В. Кухарев, В.С. Решетько. - Минск: Адукацыя: выхо-ванне, 1996. - 104 с.

5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие. - Рязань: РГПУ, 1995.-172 с.

6. Овденко Н.Б. Социально-психологические аспекты стиля педагогического общения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М.: Просвещение Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/104606 (дата обращения 17.04.2015).

7. Омаров А.М. Управление: Искусство общения / А.М. Омаров. - М.: Просвещение, 1983. - 150 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // под ред. В.А. Сластенина. - М.: Просвещение, 2002. - 208 с.

9. Шишкова И.М. Сравнительное изучение эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (на примере врачей и педагогов) [Элек-

тронный ресурс] / И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2013. № 3. Режим доступа: http://humiournal.rzgmu.ru/art&id=56. (дата обращения 18.04.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.