Научная статья на тему 'Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося'

Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5372
515
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ / ТИПЫ ДОМИНИРУЮЩИХ УСТАНОВОК ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТУДЕНТАМ / PEDAGOGICAL INTERACTION / THE PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL INTERACTION / STYLES OF PEDAGOGICAL COMMUNICATION / TYPES OF THE DOMINATING INSTALLATIONS OF TEACHERS IN RELATION TO STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анциферова Анна Геннадьевна

В статье раскрываются педагогические основы взаимодействия преподавателя со студентами в образовательном процессе. В частности, анализируются стили педагогического общения и модели организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а так же условия, способствующие построению их совместной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анциферова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of Teacher and Student as a Factor of Impact on Both Personal and Professional Growth of the Student

In article pedagogical bases of interaction of the teacher with students in educational process is revealed. In particular, styles of pedagogical communication and model of the organization of pedagogical interaction of the teacher and students, and also the conditions promoting creation of their joint activities are analyzed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося»

Педагогические науки

Анциферова А.Г. Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№3(6) июль - сентябрь. - URL http://e-joumal.omgau.ra/mdex.php/2016-god/5/29-statya-2016-2/392-00142. - ISSN 2413-4066

УДК 377 ББК 74.58

Анциферова Анна Геннадьевна

Преподаватель

Центр-колледж прикладных квалификаций ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск antsiferova. anneta@mail.ru

Взаимодействие преподавателя и студента как фактор воздействия на личностный и профессиональный рост обучающегося

Аннотация: В статье раскрываются педагогические основы взаимодействия преподавателя со студентами в образовательном процессе. В частности, анализируются стили педагогического общения и модели организации педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, а так же условия, способствующие построению их совместной деятельности.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, принципы педагогического взаимодействия, стили педагогического общения, типы доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам.

Система среднего профессионального образования по обучению специалистов должна обладать средствами, обеспечивающими развитие умений. Одним из ключевых факторов, влияющих на всестороннее развитие обучающихся, является взаимодействие, которое складывается между преподавателем и студентом: в ходе обучения принимая реализуемые преподавателем способы общения, взгляды на мир, ориентиры на важнейшие жизненные ценности, студент начинает оценивать их, как свой индивидуальный выбор.

Процесс обучения можно представить как непрерывно развивающуюся систему преподавателя и обучающихся. Взаимодействие между преподавателем и студентом влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, в числе которых такие ценности, как «человек», «профессия», «образование» и др. Взаимодействие в системе «преподаватель-студент» возникает и реализуется в столкновении мотивов, интересов, целей, позиций, личного опыта. [1].

Важно учитывать, что взаимодействие преподавателя и студентов протекает, в основном, в столкновении целей, жизненных интересов и позиций, личного опыта, поэтому эффективность педагогического взаимодействия зависит от многих факторов.

К примеру, очень важную роль играет оптимальный выбор методов обучения. Несомненно, очень велики педагогические возможности активного обучения (групповые дискуссии, анализ реальных жизненных ситуаций в рамках изучаемого предмета, конференции, мультимедиа и т.д.), которое, наряду с традиционным (объяснение, рассказ,

работа с учебником, беседа) благоприятствует повышению активности, качества и эффективности процесса обучения в колледжах.

Характер образовательного процесса не имеет опоры на реальные интересы и ценности на современном этапе развития общества, приводит к снижению у студентов познавательных интересов, снижению порога ответственности, организованности, дисциплинированности, уважения и интереса к себе и окружающим. В связи с этим взаимодействие между преподавателем и студентом будет результативнее в том случае, если скрытый мотив успешно выявлен, и силы преподавателя направлены на его удовлетворение [2].

Не менее важно в сфере среднего профессионального образования придерживаться установки одинакового подхода ко всем студентам. Уважительное отношение к преподавателю - обязательное правило для студента, но аналогичного правила должен придерживаться и преподаватель во взаимодействии с обучающимися, что поможет завоевать расположение и необходимый авторитет.

В настоящее время немаловажен не столько авторитет роли, сколько авторитет личности - яркая, неповторимая индивидуальность преподавателя, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов.

Кроме того, обучая, преподаватель должен выявить скрытый мотив обучаемого, поставленный им при поступлении в колледж: престиж, расширение кругозора, приобретение научных знаний и др.

От выбранного стиля общения зависит не только какие взаимоотношения сложатся у преподавателя со студентами, но и отношение студентов к самому образовательному процессу.

Таблица 1

Стили педагогического общения

№п/ п Стили педагогического общения

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом. О таких говорят: «За ним дети (студенты) буквально по пятам ходят!».

2. Общение на основе дружеского расположения. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.

3. Общение-дистанция относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение «преподаватель-студент». Но это не означает, что студенты должны воспринимать преподавателя как сверстника.

4. Общение-устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя.

5. Общение-заигрывание - характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной степени, когда доминирует один из них.

На эффективность познавательной деятельности студентов влияет также их самочувствие на занятии, психолого-эмоциональное состояние. Студенты, которые чувствуют себя уверенно, спокойно, раскованно, активны в познании, имеют больше возможностей для творческой деятельности. Поэтому немаловажно создать на уроке каждому условия для успеха. Здесь большое значение имеет речь преподавателя, стиль его коммуникативного поведения. Если она строится на принципах корректности, уважения к студенту, понимании индивидуальности, то лучше обеспечивается всестороннее развитие обучаемого, потому что он чувствует себя личностью, в его деятельности заинтересованы преподаватели, другие студенты.

Помимо всего, педагогу следует обладать необходимыми личными и профессиональными качествами: профессионализм и глубокое знание предмета, умение образно и максимально доступно излагать свои мысли (что поможет завоевать внимание студента и вызвать неподдельный интерес, в свою очередь, способствующий наиболее продуктивному обучению), высокая общая культура и эрудиция, строгость и справедливость и т. д.

Индивидуально-психологические особенности обучаемых и педагогических ситуаций вынуждают преподавателя колледжа быть выдержанным, тактичным, уметь владеть собой. Совокупность всех этих качеств определяется как эмоциональная устойчивость. Ее отсутствие - один из существенных противопоказаний педагогической профессии. Ведь разрешение конфликтных ситуация является одной из главных задач преподавателя: он должен быть показателем, примером, а не источником негативного опыта [4].

При взаимодействии преподавателя со студентом необходимо ориентироваться на повышение активности студентов, установление с ними обратной связи, создание дружелюбной атмосферы совместного решения поставленных задач, усиление авторитетности источника информации.

Учебная деятельность студента колледжа - это одна из главных сторон полноценного профессионального и личностного формирования человека, целенаправленный, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности.

В процессе учебной деятельности огромную роль на студента оказывают преподаватели, именно от их взаимодействия зависит, каким студент выйдет из стен колледжа и какой объем знаний будет у него в голове.

Но не стоит отрицать, что не только преподаватели, но и сами студенты оказывают влияние на процесс обучения. От них зависит, какой будет подход педагога к обучаемой группе в целом и к каждому из студентов по отдельности.

Основная задача преподавателя и студента найти «золотую» оптимальную для них середину, при которой их взаимодействие будет намного успешнее и плодотворнее.

Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

Соблюдая все эти правила, преподаватель может добиться наиболее продуктивного взаимодействия, завоевать доверие и авторитет, что, в свою очередь, поможет установить контакт в процессе обучения и плодотворно влиять на профессиональное и личностное становление студента [3].

На эффективность педагогического взаимодействия влияют и установки преподавателя. Под установкой понимается готовность реагировать определенным образом в схожих ситуациях. Существуют два типа доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам - негативная и позитивная.

Таблица 2

Типы доминирующих установок преподавателей по отношению к студентам

Негативная Позитивная

«плохому» студенту дают меньше времени на ответ «хорошему» студенту дают больше времени на ответ

Не используют наводящие вопросы Задают наводящие вопросы

При неверном ответе вопрос переадресовывается другому студенту При неверном ответе ему оказывают помощь

Действия «плохого» студента меньше поощряются Вербальное и невербальное поощрение инициативности и познавательной активности «хорошего» студента

Безусловно, образовательная среда колледжа не ограничивается лишь теми аспектами, которые рассмотрены в этой статье. Создание эффективной образовательной среды в колледже невозможно в одночасье, но оно должно быть приоритетной задачей для преподавателя.

Учебная деятельность студента в учебном заведении - это лишь одна из сторон целостного профессионального и личностного формирования человека.

Необходимость искать компромисс, идти на контакт, быть лояльнее, входить в положения и ситуации друг друга является необходимым требованием к слаженному взаимодействию, четкому видению возможных проблем и решению их.

Ссылки на источники:

1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебное пособие / И.А.Зимняя. - Москва. : Издательский центр «Академия», 1999. - 354 с.

2. Колпачев В.В.

Идеалы и ценности русского учительства в середине Х1Хстолетия//Педагогика. - 2015. - №6. - с.106-114.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1997. - 112 с. 4. Лукьянова М.И.

Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика. 2001г. - №10. - с. 56.

Anna Antsiferova

Teacher

Center College of Application-Oriented Qualifications of FSBEI HE "Michurinsk State Agrarian University", Michurinsk

Interaction of Teacher and Student as a Factor of Impact on Both Personal and Professional Growth of the Student

Abstract: In article pedagogical bases of interaction of the teacher with students in educational process is revealed. In particular, styles of pedagogical communication and model of the organization of pedagogical interaction of the teacher and students, and also the conditions promoting creation of their joint activities are analyzed.

Keywords: pedagogical interaction, the principles of pedagogical interaction, styles of pedagogical communication, types of the dominating installations of teachers in relation to students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.