Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ'

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
сотрудники органов внутренних дел / компетентность / толерантность / психологическая дистанция / визуальная диагностика.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черкесов Султан Хангериевич

В представленной статье автор отмечает, что критерием оценки компетентности является уровень образованности, проявленный в личностных характеристиках. Компетентность сотрудника ОВД приобретается в процессе обучения и формируется на основе решения задач на практике и в реальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черкесов Султан Хангериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-380-382 ЧЕРКЕСОВ СултанХангериевич,

NIION: 2021-0079-9/23-566 преподаватель кафедры ОПД

MOSURED: 77/27-025-2023-09-566 Северо-Кавказского института

повышения квалификации (филиал)\ Краснодарского университета МВД РФ кандидат экономических наук, e-mail: mail@law-books.ru

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ: ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В представленной статье автор отмечает, что критерием оценки компетентности является уровень образованности, проявленный в личностных характеристиках. Компетентность сотрудника ОВД приобретается в процессе обучения и формируется на основе решения задач на практике и в реальной ситуации.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, компетентность, толерантность, психологическая дистанция, визуальная диагностика.

CHERKESSOVSultan Khangerievich,

Lecturer of the Department of OPD of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch)\ Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Candidate of Economic Sciences

COMMUNICATION QUALITIES OF EMPLOYEES OF INTERNAL

AFFAIRS BODIES: PECULIARITIES OF THEIR FORMATION

Annotation. In the presented article, the author notes that the criterion for assessing competence is the level of education manifested in personal characteristics. The competence of the ATS employee is acquired during training and is formed on the basis of solving problems in practice and in a real situation.

Key words: employees of internal affairs bodies, competence, tolerance, psychological distance, visual diagnostics.

В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой, и, связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру.

Компетентность связывают с квалификацией специалиста, с его профессиональным мастерством.

Профессиональная компетентность - это качество, свойство или состояние специалиста, которое обеспечивает одновременно или после-

довательно его физические, психические и духовные потребности, что соответствуют требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой служебной должности и т.д [1].

Профессиональная компетентность включает в себя набор компонентов, каждый из которых играет определенную роль в становлении личности-профессионала. Одним из таких компонентов выступает коммуникативная компетентность, включающая владение как письменной, так и устной речью.

Необходимость изучения коммуникативной компетентности обусловлена происходящим в современном мире повышением требований к коммуникативным качествам, необходимых человеку во всех жизненных ситуациях, для успешного функционирования в профессиональной среде и обществе. В современном обществе ком-

муникативная компетентность становится одной из главных составляющих профессионализма.

Коммуникация является неотъемлемой частью формирования профессиональной компетентности специалистов в любой сфере деятельности.

Термин «коммуникация» в словарях трактуется как обмен информацией посредством общей системы символов. Коммуникация - это часть процесса общения, в котором взаимодействует два участника или более. При этом они обмениваются информацией, поэтому особое внимание следует уделить способам обмена информацией и способам коммуникативной деятельности.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям.

Коммуникативная компетенция реализуется пользователями в различных видах речевой деятельности, связанных с восприятием, порождением, интеракцией (интерактивными действиями) и медиацией (в частности, с устным и письменным переводом).

В настоящее время в отечественной науке сосуществуют различные характеристики коммуникативной компетентности. Целостный анализ феномена коммуникативной компетентности можно встретить в работах И.Н. Зотовой: компетентность в общении является совокупным образованием, состоящим из элементов: эмоциональ-но-мотивационного, поведенческого и когнитивного элемента[2]. Ю.Н. Емельянов определяет коммуникативную компетентность как интегра-тивную способность человека целесообразно вербально и невербально взаимодействовать с другими на своем уровне обученности, воспитанности, развития, на основе гуманистических личностных качеств (общительности, искренности, такта, эмпатии, рефлексии и т. п.) и с учетом коммуникативных возможностей собеседника[3].

Коммуникативная компетентность - это умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которые соответствуют нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу. Коммуникативная компетентность - это способность человека к общению в одном или всех видах речевой деятельности, которая представляет собой приобретённое в процессе естественной коммуникации или специально организованного обучения особое качество реальной личности[4].

Коммуникативная компетентность - это сложное по структуре и целостное по организации образование, которое обеспечивает успеш-

ность осуществления основных задач общения и самореализации личности и выражающееся во владении лингвистическими умениями, соблюдении специфических социально-культурных норм речевого поведения и психологических законов установления контакта между общающимися, поддержания благоприятной атмосферы, развития эмоционально-чувственной сферы личности.

Коммуникативная компетентность это составляющая социально-психологической компетентности специалиста. Это связано с вопросами поведения личности в общении и включает такие вопросы, как достижение взаимопонимания, урегулирование конфликтов в общении с другими, определение качеств и способностей для самореализации в общении и для понимания психических состояний, которые переживает человек в общении. Коммуникативная компетентность может рассматриваться и как фиксация существования (или отсутствия) проблем в сфере межличностных коммуникаций и степень их осознания.

Коммуникативная компетентность представляет собой комплекс, состоящий из необходимых знаний, навыков и умений для того, чтобы уметь находить решение из сложных конфликтных ситуаций, вести диалог с коллегами, иными лицами, а также грамотно применять навыки ведения деловой переписки и коммуницировать на профессиональном языке. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способность к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социо-культурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения[5].

Коммуникативная компетентность может рассматриваться также как информированность индивида о целях, сущности, структуре, средствах общения (коммуникативные знания), владение технологией этой деятельности (коммуникативные умения и навыки), индивидуально-психологические качества человека, обеспечивающие осознание важности эффективного общения, стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной стороны профессиональной деятельности (коммуникативная направленность), ориентацию на личность человека как на главную ценность (гуманистическая позиция), а также способность к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе общения (коммуникативная креативность).

В заключение необходимо отметить, что коммуникативная компетентность - интегратив-ное социально-психологическое образование личности, которое предполагает знания, умения и навыки, необходимые для эффективного социального взаимодействия с целью установления контактов, передачи, взаимообмена информа-

цией, управления ситуацией посредством использования как вербальных, так и невербальных средств[6]. Коммуникативная компетентность охватывает систему социально опосредованных информационных кодов, доступных каждой конкретной личности; данная система представляет собой индивидуальный комплекс выработанных личностью способов усвоения и преобразования информации в мыслительном процессе, влияющих:

1) на способы коммуникации (общения);

2) на способы психического отражения как «превращения энергии внешнего мира в факт сознания» [7].

Коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения профессионального мастерства и успешной профессиональной деятельности.

Список литературы:

[1] Кайдаш А.В. Психологические особенности профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов: дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2006.

[2] Зотова И.Н. Характеристика коммуникативной компетентности // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. № 13 (68).

[3] Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... докт. псих. наук. Л., 1991.

[4] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник для вузов. Питер, 2015.

[5]Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

[6] Машекуашева М.Х., Геляхова Л.А. О некоторых профессионально-важных качествах сотрудников органов внутренних дел, способствующих повышению раскрытия преступлений Право и управление. 2023. № 7. С. 201-204.

[7] Машекуашева М.Х. К вопросу о роли средств массовой информации в предупреждении преступности. Пробелы в Российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 5. С. 253-256.

Spisok literatury:

[1]KajdashA.V. Psihologicheskieosobennostiprofessional'nojkompetentnostisotrudnikovpravoohran-itel'nyh organov: dis. ... kand. psihol. nauk. Stavropol', 2006.

[2] Zotova I.N. Harakteristika kommunikativnoj kompetentnosti // Izvestiya YUzhnogo federal'nogo uni-versiteta. Tekhnicheskie nauki. 2006. № 13 (68).

[3] Emel'yanov YU.N. Teoriya formirovaniya i praktika sovershenstvovaniya kommunikativnoj kompetentnosti: avtoref. dis. ... dokt. psih. nauk. L., 1991.

[4] Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii: uchebnik dlya vuzov. Piter, 2015.

[5] Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. M., 1984.

[6] Mashekuasheva M.H., Gelyahova L.A. O nekotoryh professional'no-vazhnyh kachestvah sotrudnikov organov vnutrennih del, sposobstvuyushchih povysheniyu raskrytiya prestuplenij Pravo i upravlenie. 2023. № 7. S. 201-204.

[7] Mashekuasheva M.H. K voprosu o roli sredstv massovoj informacii v preduprezhdenii prestupnosti. Probely v Rossijskom zakonodatel'stve. 2023. T. 16. № 5. S. 253-256.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.