УДК 37
Барахоева Ж.М.
канд. фил. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)
КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация: в статье описывается небольшой фрагмент опытно-экспериментального исследования, на котором был внедрен коммуникативно-деятельностный подход, направленный на повышение лингвистической грамотности студентов. Экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующий, обучающий, контрольный или аналитический этап, на котором представлен сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов эксперимента.
Ключевые слова: лингвистическая компетентность, опытное обучение, функциональная грамотность, традиционные методы, новаторские методы.
Функциональная грамотность определяется в качестве признака языковой личности, предполагающего владение «системой экстралингвистических знаний о правилах общения в интеграции с лингвистическими знаниями и речевыми умениями, а также способность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения с целью эффективной реализации пользователем своих социальных и профессиональных функций». [5]
Большую роль в формировании языковой компетентности обучающихся играют школы. Безусловно, высшие учебные заведения должны научить студентов использованию языковых ресурсов в сфере их будущей профессии, а
также в социуме. Однако при условии, что учащиеся еще в школе получают необходимый объем знаний языка, система работы со студентами не будет нуждаться в корректировке.
Использование на занятиях и традиционных методов, и новаторских позволит сделать процесс обучения более разнообразным, а следовательно, интересным. А это говорит о необходимости поиска новых методов и приемов работы с обучающимися, в процессе применения которых качество образования можно вывести на более высокую ступень развития. [4]
Есть предположение о том, что использование коммуникативно-деятельностного подхода, при котором учебный процесс реализуется посредством активной коммуникации студентов и преподавателей, позволит поднять уровень развития языковой грамотности студентов.[2] С целью подтверждения данного предположения было проведено опытно-экспериментальное обучение, которое состояло из трех этапов: констатирующего (диагностика), формирующего (обучение), контрольного (сравнительный анализ).
На первом этапе участникам эксперимента было предложено написать диктант и составить тексты на свободную тему.
Второй этап, формирующий, был направлен на внедрение коммуникативно-деятельностного подхода на практике.
На этом этапе студенты выполняли следующие задания:
1) составить речевое высказывание,
2) подобрать к приведенным словам синонимы,
3) подобрать к приведенным словам омонимы,
4) выделить слова с прямым значением,
5) выделить слова с переносным значением,
6) определить стилистическую окрашенность слов: бардак, тривиальный, узник, очи, уста, болтать... и т.д.
Студенты имели возможность исправлять собственные ошибки, оценивать свои работы и работы других участников эксперимента, что дало им
возможность в какой-то мере избежать боязни допустить неточности в работе, следовательно, почувствовать уверенность в своих знаниях. То есть, руководителям опытного обучения удалось создать на занятиях ситуацию успеха, а это немаловажно для получения положительного результата любого действия. [1]
Последний этап опытного исследования - контрольный, направлен на выявление динамики после формирующего этапа. Здесь студентам предстояло выполнить задания, аналогичные заданиям первого этапа.
Сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов первого и последнего этапов исследования выявил положительную динамику в формировании лингвистической грамотности студентов. То есть выдвинутая гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Барахоева Ж.М. Повышение культуры речи студентов вузов // Вестник, №2, 2021. - С.134-138;
2. Барахоева Ж.М. Барахоева А.Р. Методика формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Вестник. - Магас, 2015.-№№2, с.21-25;
3. Ермакова Е.А. К понятию «функционально грамотная языковая личность младшего школьника» // Начальная школа плюс: ДО и ПОСЛЕ. 2012. №2 7. С. 7074;
4. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы. - 1989. - № 11. - С. 44;
5. Мурзалинова А.Ж., Макенова Т.Е. Экстралингвистический аспект формирования функциональной грамотности и воспитания языковой личности // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3. С. 147-149.
Barakhoeva Zh.M.
Ingush State University (Magas, Russia)
COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH AS MEANS OF IMPROVING STUDENTS' LINGUISTIC COMPETENCE
Abstract: the article describes a small fragment of an experimental study, which introduced a communicative-activity approach aimed at improving the linguistic literacy of students. The experimental study consists of thrstages: a ascertaining, training, control or analytical stage, at which a comparative analysis of the experimental results is presented.
Keywords: linguistic competence, experiential learning, functional literacy, traditional methods, innovative methods.