Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
лингвистическая компетентность / опытное обучение / функциональная грамотность / традиционные методы / новаторские методы / linguistic competence / experiential learning / functional literacy / traditional methods / innovative methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барахоева Ж. М.

В статье описывается небольшой фрагмент опытно-экспериментального исследования, на котором был внедрен коммуникативно-деятельностный подход, направленный на повышение лингвистической грамотности студентов. Экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующий, обучающий, контрольный или аналитический этап, на котором представлен сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH AS MEANS OF IMPROVING STUDENTS' LINGUISTIC COMPETENCE

The article describes a small fragment of an experimental study, which introduced a communicative-activity approach aimed at improving the linguistic literacy of students. The experimental study consists of thrstages: a ascertaining, training, control or analytical stage, at which a comparative analysis of the experimental results is presented.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

УДК 37

Барахоева Ж.М.

канд. фил. наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Ингушский государственный университет (г. Магас, Россия)

КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: в статье описывается небольшой фрагмент опытно-экспериментального исследования, на котором был внедрен коммуникативно-деятельностный подход, направленный на повышение лингвистической грамотности студентов. Экспериментальное исследование состоит из трех этапов: констатирующий, обучающий, контрольный или аналитический этап, на котором представлен сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов эксперимента.

Ключевые слова: лингвистическая компетентность, опытное обучение, функциональная грамотность, традиционные методы, новаторские методы.

Функциональная грамотность определяется в качестве признака языковой личности, предполагающего владение «системой экстралингвистических знаний о правилах общения в интеграции с лингвистическими знаниями и речевыми умениями, а также способность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения с целью эффективной реализации пользователем своих социальных и профессиональных функций». [5]

Большую роль в формировании языковой компетентности обучающихся играют школы. Безусловно, высшие учебные заведения должны научить студентов использованию языковых ресурсов в сфере их будущей профессии, а

также в социуме. Однако при условии, что учащиеся еще в школе получают необходимый объем знаний языка, система работы со студентами не будет нуждаться в корректировке.

Использование на занятиях и традиционных методов, и новаторских позволит сделать процесс обучения более разнообразным, а следовательно, интересным. А это говорит о необходимости поиска новых методов и приемов работы с обучающимися, в процессе применения которых качество образования можно вывести на более высокую ступень развития. [4]

Есть предположение о том, что использование коммуникативно-деятельностного подхода, при котором учебный процесс реализуется посредством активной коммуникации студентов и преподавателей, позволит поднять уровень развития языковой грамотности студентов.[2] С целью подтверждения данного предположения было проведено опытно-экспериментальное обучение, которое состояло из трех этапов: констатирующего (диагностика), формирующего (обучение), контрольного (сравнительный анализ).

На первом этапе участникам эксперимента было предложено написать диктант и составить тексты на свободную тему.

Второй этап, формирующий, был направлен на внедрение коммуникативно-деятельностного подхода на практике.

На этом этапе студенты выполняли следующие задания:

1) составить речевое высказывание,

2) подобрать к приведенным словам синонимы,

3) подобрать к приведенным словам омонимы,

4) выделить слова с прямым значением,

5) выделить слова с переносным значением,

6) определить стилистическую окрашенность слов: бардак, тривиальный, узник, очи, уста, болтать... и т.д.

Студенты имели возможность исправлять собственные ошибки, оценивать свои работы и работы других участников эксперимента, что дало им

возможность в какой-то мере избежать боязни допустить неточности в работе, следовательно, почувствовать уверенность в своих знаниях. То есть, руководителям опытного обучения удалось создать на занятиях ситуацию успеха, а это немаловажно для получения положительного результата любого действия. [1]

Последний этап опытного исследования - контрольный, направлен на выявление динамики после формирующего этапа. Здесь студентам предстояло выполнить задания, аналогичные заданиям первого этапа.

Сравнительно-сопоставительный анализ полученных результатов первого и последнего этапов исследования выявил положительную динамику в формировании лингвистической грамотности студентов. То есть выдвинутая гипотеза исследования получила свое экспериментальное подтверждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барахоева Ж.М. Повышение культуры речи студентов вузов // Вестник, №2, 2021. - С.134-138;

2. Барахоева Ж.М. Барахоева А.Р. Методика формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Вестник. - Магас, 2015.-№№2, с.21-25;

3. Ермакова Е.А. К понятию «функционально грамотная языковая личность младшего школьника» // Начальная школа плюс: ДО и ПОСЛЕ. 2012. №2 7. С. 7074;

4. Леонтьев Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие // Вестник высшей школы. - 1989. - № 11. - С. 44;

5. Мурзалинова А.Ж., Макенова Т.Е. Экстралингвистический аспект формирования функциональной грамотности и воспитания языковой личности // Альманах современной науки и образования. 2007. № 3. С. 147-149.

Barakhoeva Zh.M.

Ingush State University (Magas, Russia)

COMMUNICATIVE-ACTIVITY APPROACH AS MEANS OF IMPROVING STUDENTS' LINGUISTIC COMPETENCE

Abstract: the article describes a small fragment of an experimental study, which introduced a communicative-activity approach aimed at improving the linguistic literacy of students. The experimental study consists of thrstages: a ascertaining, training, control or analytical stage, at which a comparative analysis of the experimental results is presented.

Keywords: linguistic competence, experiential learning, functional literacy, traditional methods, innovative methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.