6. Алмадакова ГВ. Методика реализации принципа межличностного общения при обучении будущих учителей общей физике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2019.
7. Алмадакова Г.В. Использование диалоговых задач при обучении студентов общей физике. Мир науки, культуры, образования. 2013; № 5 (42): 142 - 144.
References
1. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v vysshej shkole. Available at: https: //studme.org/36694/ pedagogika /sovremennye_obrazovatelnye https://studme.org/36694/ pedagogika/sovremennye_obrazovatelnye
2. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyuaksiologiyu: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Akademiya, 2003.
3. Nikulina G.S. Lichnostno orientirovannye tehnologii. Tehnologiya dialogovogo obucheniya. Available at: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2015/02/19/ lichnostno-orientirovannye-tekhnologii
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: Innovacionnaya deyatel'nost'. Moskva: Magistr, 1977: 159 - 160.
5. Almadakova G.V., Petrov A.V. Tehnologiya formirovaniya slozhnyh fizicheskih ponyatij s ispol'zovaniem didakticheskih vozmozhnostej principa mezhlichnostnogo obscheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 1 (68): 169 - 175.
6. Almadakova G.V. Metodika realizaciiprincipa mezhlichnostnogo obscheniya pri obuchenii buduschih uchitelej obschej fizike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2019.
7. Almadakova G.V. Ispol'zovanie dialogovyh zadach pri obuchenii studentov obschej fizike. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; № 5 (42): 142 - 144.
Статья поступила в редакцию 27.01.22
УДК 371
Barahoeva Zh.M, Cand. of Sciences (Philology), Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: zhanna.barakhoeva@mail.ru
INCREASING THE LANGUAGE LITERACY OF UNIVERSITY STUDENTS. At present, high requirements are placed on the level of language literacy of university students. But not all first-year students meet the requirements put forward by higher education: language skills and speech skills are not sufficiently formed, which is a serious omission of general educational institutions. The article presents a fragment of an experimental study, which introduced a communicative-activity approach aimed at improving the language literacy of students. Experiential learning includes three stages: ascertaining, at which the literacy level of the students participating in the experiment was diagnosed, training, aimed at developing the relevant skills and abilities, and a control or analytical stage, which is the result of experimental learning.
Key words: language literacy, language resources, society, language personality, reader literacy, information literacy, experiential learning.
Ж.М. Барахоева, канд. филол. наук, доц., Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: zhanna.barakhoeva@mail.ru
ПОВЫШЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В настоящее время к уровню языковой грамотности студентов вузов предъявляются высокие требования. Но не все студенты-первокурсники отвечают запросам, выдвигаемым высшей школой: недостаточно сформированы языковые навыки и речевые умения, что является серьезным упущением общеобразовательных учреждений. В статье представлен фрагмент опытно-экспериментального исследования, на котором был внедрен коммуникативно-деятель-ностный подход, направленный на повышение языковой грамотности обучающихся. Опытное обучение включает три этапа: констатирующий, на котором проводилась диагностика уровня грамотности студентов - участников эксперимента, обучающий, направленный на формирование соответствующих умений и навыков, и контрольный, или аналитический этап, представляющий собой итог экспериментального обучения.
Ключевые слова: языковая грамотность, языковые ресурсы, социум, языковая личность, читательская грамотность, функциональная грамотность, экспериментальное обучение.
Понятие «языковая грамотность» в методике трактуется по-разному. Если придерживаться точки зрения о том, что языковая грамотность является функциональной грамотностью, то есть ограничивается обеспечением коммуникативной функцией, это довольно узкое понимание термина [1]. Однако существует мнение других ученых, которые подвергают критике данный тезис. Исследователи утверждают, что язык - не просто средство общения, но еще и орудие развития и совершенствования личности, показатель культуры и образованности целых народов [2].
Функциональная грамотность определяется в качестве признака языковой личности, предполагающего владение «системой экстралингвистических знаний о правилах общения в интеграции с лингвистическими знаниями и речевыми умениями, а также способность и готовность к их комплексному использованию в практике разножанрового общения с целью эффективной реализации пользователем своих социальных и профессиональных функций» [3, с. 149].
Грамотность читательская, коммуникативная, информационная (без формирования которых нет никакой возможности правильно и плодотворно организовать учебный процесс) базируется на языковой грамотности. Исходя из этого, можно утверждать, что знания и навыки студентов в орфографии, пунктуации, фразеологии и в других разделах языка являются составляющими языковой грамотности.
Здесь стоит отметить особую роль школ в формировании языковой компетентности у обучающихся. При отсутствии орфографических, пунктуационных, орфоэпических норм невозможно говорить о формировании языковой грамотности. И если учащиеся еще в школе получают необходимый объем знаний языка, у преподавателей вуза значительно упрощается задача: не затормаживается учебный процесс, нет необходимости вносить изменения в учебные программы, соответственно, система работы со студентами не нуждается в корректировке. Безусловно, вуз должен научить студентов использованию языковых ресурсов в сфере их будущей профессии, а также в социуме, чем и определяется актуальность данного исследования.
Цель данной статьи: исследовать уровень сформированности языковой грамотности студентов-первокурсников до и после проведения опытно-экспе-
риментального обучения. Задачи исследования заключаются в следующем: выявить уровень сформированности языковой компетентности студентов-первокурсников; посредством применения в качестве методологической основы коммуникативно-деятельностного подхода повысить языковую грамотность обучающихся.
Научная новизна исследования заключается в реализации коммуникатив-но-деятельностного подхода на занятиях по русскому языку в процессе проведения опытно-экспериментального обучения, направленного на повышении языковой грамотности студентов.
В процессе развития языковой грамотности студентов вузов важная роль отводится дисциплинам гуманитарного цикла, в частности дисциплине «Русский язык». Основная цель преподавания данной дисциплины заключается в получении обучающимися определенного количества теоретических знаний. Кроме того, на занятиях по русскому языку студентов обучают самостоятельно искать, анализировать и оценивать полученную учебную информацию. Все это предполагает развитие творческого подхода к изучению языка, способствует воспитанию у обучающихся бережного отношения к языку, учит их ответственности за свою речевую деятельность. То есть цель дисциплины «Русский язык» - сформировать языковую личность, которая умеет свободно и легко использовать в своей профессиональной деятельности возможности устной и письменной речи [1; 2]. Однако использование на занятиях только традиционных методов преподавания делает процесс обучения однообразным и неинтересным. Следовательно, есть необходимость искать новые методы работы с обучающимися, в процессе применения которых качество образования можно вывести на новый уровень.
Есть предположение о том, что применение в качестве методологической основы коммуникативно-деятельностного подхода (при котором учебный процесс реализуется посредством активной коммуникации студентов и преподавателей) даст возможность более эффективно развивать языковую грамотность студентов. Данный подход ориентирован на актуализацию модели «работа - диалог»: общение, игры, активизирующие коммуникативные возможности обучающихся. Доминирующей в предложенной модели выступает форма дискуссии. Дискуссия,
нацеленная на поиск решения поставленной проблемы, развивает у студентов логическое мышление, учит вести диалог систематизировать полученные знания, правильно отбирать языковые средства.
Для доказательства выдвинутой гипотезы среди студентов 1-го курса педагогического факультета было проведено опытно-экспериментальное исследование на занятиях по дисциплине «Русский язык». Эксперимент состоял из трех этапов. В экспериментальном обучении было задействовано 24 студента.
На первом, констатирующем этапе была проведена диагностика знаний обучающихся: участники эксперимента писали диктант, составляли небольшие тексты на свободную тему. Результаты первого этапа исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ Задание (Диктант) Задание 2 (текст)
1. + 0
2. + +
3. 0 +
4. + 0
5. + +
6. 0 +
7. + 0
8. + +
9. 0 0
10. + +
11. + +
12. + +
13. + 0
14. + +
15. + 0
16. 0 0
17. + 0
18. + 0
19. + 0
20. + +
21. + +
22. + 0
23. + +
24. 0 +
Проведенная диагностика выявила, что большая часть участников эксперимента владеют в основном орфографией. Между тем недостаточный уровень языковой грамотности студентов отрицательно влияет на формирование понятийного аппарата обучающихся, снижает их познавательный интерес к содержанию дисциплины.
Следующий этап - формирующий, или обучающий. Цель данного этапа заключается в практическом применении коммуникативно-деятельностного подхода как метода эффективного повышения языковой компетенции студентов.
На данном этапе обучающиеся выполняли следующие задания:
1) составить простые предложения, расставить знаки препинания, выделить слова с непроверяемыми гласными в корне, объяснить правописание;
2) составить речевое высказывание;
5) разбить текст на части;
6) подобрать к приведенным словам синонимы;
7) подобрать к приведенным словам омонимы;
8) выделить слова с прямым значением;
9) выделить слова с переносным значением;
10) определить стилистическую окрашенность следующих слов: бардак, тривиальный, узник, очи, уста, болтать.
В ходе дискуссий, организованных на занятиях, обучающиеся учились правильно, четко формулировать свое мнение, доказывать его, защищать. Кроме того, студентам была предоставлена возможность самим исправлять недочеты в ответах, оценивать свои работы и работы других участников эксперимента. Это в определенной степени давало обучающимся возможность раскрепоститься, не бояться допустить ошибки, быть уверенными в себе. Таким образом, руководителям эксперимента удалось создать на занятиях ситуацию успеха, что очень важно для получения положительного результата любого действия.
Следующий этап - контрольный - имел целью выявить наличие или отсутствие положительной динамики после внедрения названного выше метода. На данном этапе исследования участники эксперимента выполняли следующие задания:
1) найти лексические ошибки во фрагментах из деловых бумаг, определить их характер;
2) найти в тексте случаи ошибочного употребления сокращенных написаний;
3) найти ошибки, допущенные автором заявления;
4) отредактировать текст документа;
5) объяснить расстановку знаков препинания;
6) найти в тексте многозначные слова, определить их значение;
7) ответить на вопрос таким образом, чтобы ответ являлся фрагментом официального документа:
- из какого материла сшито пальто?
- законно ли заниматься коммерцией в метро?
- возможно ли получить копию документов без предъявления паспорта?
Таблица 2
№ задание1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание 6 задание 7 задание 8 задание 9 задание 10
1. + + 0 + + + + + + +
2. 0 + 0 0 + + + + + +
3. + + + + + + + 0 + +
4. + + + + 0 + + + + 0
5. + 0 + + + + + + 0 0
6. 0 + + + + + + + + +
7. + + + + 0 + + + + +
8. + + + + 0 + + + 0 +
9. + + + 0 0 + + + + +
10. + + 0 + 0 + + + + +
11. + 0 + + + + + + + +
12. 0 0 + + + + + + + +
13. + + + + + + + + + +
14. + + 0 + + + + + + +
15. + + 0 + + + 0 + + +
16. 0 + + + 0 + + + + +
17. + + + + 0 + + + + +
18. + + + + + + + 0 + 0
19. + + 0 + + + + + + 0
20. + 0 + + + + + 0 + +
21. + + + + + + + + + +
22. + + + + 0 + + + + +
23 + + + 0 + + + 0 + +
24. + + 0 + + 0 + + + +
Результаты контрольного этапа эксперимента
- так ли важен в общих образовательных учреждениях дресс-код для учащихся?
8) подобрать к приведенным словам синонимы;
9) подобрать к приведенным словам антонимы;
10) составить речевое высказывание.
Итак, результаты первого этапа эксперимента показали, что основная часть студентов, как было отмечено выше, владеет лишь орфографией. Составление же речевого высказывания вызывает у них некоторые трудности.
Последний этап эксперимента дал возможность выявить повышение уровня языковой грамотности студентов за период проведения опытного обучения.
Библиографический список
Таким образом, в процессе сравнительного анализа результатов первого и последнего этапов исследования, представленных в табл. 1 и 2, можно сделать вывод о том, что при регулярном выполнении упражнений и заданий, приведенных на втором (формирующем) этапе опытно-экспериментального обучения, и организации учебных занятий, построенных на основе коммуникативно-деятель-ностного подхода, наблюдается положительная динамика в развитии и формировании языковой грамотности студентов. А это значит, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, доказана опытным путем.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на практических занятиях по русскому языку, а также студентами 4-го, 5-го курсов в процессе педагогической практики.
1. Ермакова Е.А. К понятию «функционально грамотная языковая личность младшего школьника». Начальная школа плюс: ДО и ПОСЛЕ. 2012; № 7: 70 - 74.
2. Леонтьев Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (К обоснованию «педагогики сотрудничества»). Вестник высшей школы. 1989; № 11: 44.
3. Мурзалинова А.Ж., Макенова Т.Е. Экстралингвистический аспект формирования функциональной грамотности и воспитания языковой личности. Альманах современной науки и образования. 2007; № 3: 147 - 149.
4. Барахоева Ж.М. Повышение культуры речи студентов вузов. Вестник. 2021; № 2: 134 - 138.
5. Барахоева Ж.М., Барахоева А.Р Методика формирования профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Вестник. Магас, 2015; № 2: 21 - 25. References
1. Ermakova E.A. K ponyatiyu «funkcional'no gramotnaya yazykovaya lichnost' mladshego shkol'nika». Nachal'naya shkola plyus: DO i POSLE. 2012; № 7: 70 - 74.
2. Leont'ev D.A. Sovmestnaya deyatel'nost', obschenie, vzaimodejstvie (K obosnovaniyu «pedagogiki sotrudnichestva»). Vestnik vysshej shkoly. 1989; № 11: 44.
3. Murzalinova A.Zh., Makenova T.E. 'Ekstralingvisticheskij aspekt formirovaniya funkcional'noj gramotnosti i vospitaniya yazykovoj lichnosti. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2007; № 3: 147 - 149.
4. Barahoeva Zh.M. Povyshenie kul'tury rechi studentov vuzov. Vestnik. 2021; № 2: 134 - 138.
5. Barahoeva Zh.M., Barahoeva A.R. Metodika formirovaniya professional'nyh kompetencij buduschih uchitelej nachal'nyh klassov. Vestnik. Magas, 2015; № 2: 21 - 25.
Статья поступила в редакцию 27.01.22
УДК 37 (1174)
Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru
DEVELOPMENT OF CREATIVE PERCEPTION OF MUSIC STUDENTS IN CLASSES OF INSTRUMENTALISTS. The article substantiates relevance of the development of creative perception in classes of instrumental musicians. The analytical spectrum includes scientific works of the following authors: B.G. Ananiev, P.K. Anokhin, L.A. Barenboim, M.M. Berlyanchik, N.A. Bernstein, A.A. Bodalev, L.L. Bochkarev, A.B. Goldenweiser, A.V. Zaporozhets, P.I. Zinchenko, M.D. Kor-noukhov, A.N. Leontiev, Ya.I. Milstein, G.G. Neuhaus, L.V. Nikolaev, V.I. Petrushin, N.E. Perelman, S.L. Rubinstein, S.I. Savshinsky, L.E. Slutskaya, A.V. Toropova, S.E. Feinberg, G.M. Tsypin, O.F. Shulpyakov. A classification of opposite qualities and properties of the phenomenon under study is made. It is shown that the complexity of the development of creative perception in the conditions of the musical and pedagogical process lies in its polyphonic determinant, a wide classification spectrum, the selection of appropriate diagnostic tools, and the development of a criterial apparatus. It reveals the need to take into account a number of pedagogical conditions that allow for the effective development of creative perception in the classes of student instrumentalists: the formation of basic (general) musical abilities: hearing, sense of rhythm, memory; expanding the practice of listening to musical material, attending concerts, competitions, festivals, master classes (external perception); activation of creative imagination, attention, interest; the formation of a modal feeling; improvement of intonational thinking; formation of specific ideas about the ideal model of performing actions-movements; implementation of auditory-motor control of performed musical works (internal perception); selection and development of specialized creative tasks, involving the creation of projects for programmatic compositions, performing analysis.
Key words: creative perception, students, musicians, class of instrumentalists, teacher-musician, development, piece of music, performer.
О.А. Блок, д-р пед. наук, проф., Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ В КЛАССАХ ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ
В статье обосновывается актуальность развития творческого восприятия в классах музыкантов-инструменталистов. В аналитический спектр включаются научные работы таких авторов, как Б.П Ананьев, П.К. Анохин, Л.А. Баренбойм, М.М. Берлянчик, Н.А. Бернштейн, А.А. Бодалев, Л.Л. Бочкарев, А.Б. Гольденвейзер, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, М.Д. Корноухов, А.Н. Леонтьев, Я.И. Мильштейн, ГГ Нейгауз, Л.В. Николаев, В.И. Петрушин, Н.Е. Перельман, С.Л. Рубинштейн, С.И. Савшинский, Л.Е. Слуцкая, А.В. Торопова, С.Е. Фейнберг, ГМ. Цыпин, О.Ф. Шульпяков. Производится классификация противоположных качеств и свойств исследуемого феномена. Показывается, что сложность развития творческого восприятия в условиях музыкально-педагогического процесса заключается в его полифоничной детерминанте, широком классификационном спектре, подборе соответствующего диагностического инструментария, выработке критериального аппарата. Выявляется необходимость учета ряда педагогических условий, позволяющих осуществлять эффективное развитие творческого восприятия в классах обучающихся инструменталистов: формирование основных (общих) музыкальных способностей: слух, чувство ритма, память; расширение практики прослушивания музыкального материала, посещение концертов, конкурсов, фестивалей, мастер-классов (внешнее восприятие); активизация творческого воображения, внимания, интереса; становление ладового чувства; совершенствование интонационного мышления; формирование конкретных представлений об идеальной модели исполнительских действий-движений; осуществление слуходвигательного контроля исполняемых музыкальных произведений (внутреннее восприятие); подбор и освоение специализированных творческих заданий, предусматривающих создание проектов программности сочинений, проведение исполнительского анализа.
Ключевые слова: творческое восприятие, обучающиеся, музыканты, класс инструменталистов, педагог-музыкант, развитие, музыкальное произведение, исполнитель.
В настоящее время обнажается проблема, связанная с развитием творческого восприятия обучающихся музыкантов-инструменталистов. Часто становление феномена не представляет целенаправленную художественно-педагогическую деятельность. Как правило, музыкально-образовательный процесс в классах инструменталистов лишен научно-технологической поддержки, обе-
спечивающей развитие творческого восприятия исполнителей. Почему подобное происходит? Развитие творческого восприятия обучающихся не занимает центральное место в списке насущных задач педагога. Многие считают, что оно будет осуществляться автоматически, по мере работы над музыкальным репертуаром. Отсюда «произрастают» трафаретные подходы к исполнительству,