ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)
ПЕДАГОГИКА
УДК 378
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
© Л.А.Аухадеева
Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной культуры современного учителя. Коммуникативная культура рассматривается как сложноорганизованная социальная и индивидуально-личностная система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития. Представлены сущностные характеристики, предпосылки и закономерности формирования коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки.
Ключевые слова: образование, коммуникация, коммуникативная деятельность, гуманистическая направленность, коммуникативная культура, формирование коммуникативной культуры будущего учителя.
Для современного общества совершенствование образования является одним из ведущих условий его прогрессивного развития. Приоритетным направлением государственной политики в сфере модернизации российского образования сегодня является повышение качества профессионального образования, что в первую очередь относится к педагогическому образованию, от которого зависит эффективность и учебно-воспитательный потенциал всей образовательной системы страны.
Наш XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Во всем мире меняются приоритеты образования, определяются общемировые и европейские тенденции его развития и признается ведущее значение гуманитарного образования [1].
Мировая цивилизация переживает настоящий «образовательный бум», вызванный появлением «информационного общества», революцией в технике, технологиях, экономике, изменившимся пониманием прав, свобод и ответственности личности. Образованию предъявлен новый социальный заказ - содержание образования рассматривается как фундамент базовой культуры личности. Создается единое глобальное образовательное пространство, где определяющее значение имеет педагогическая коммуникация. Человек становится подлинным субъектом посредством активной коммуникативной деятельности с другими «Я», культурами, самим собой, обретает собственный образ, определяет жизненную стратегию [2].
Образование в современном обществе функционирует как поликультурно-образовательное пространство - особая сфера вхождения индивидуального сознания в мировое общественное сознание, диалога культур, менталитетов на ос-
нове гармонии, интеграции, человеческого единения и формирования готовности к личностнопрофессиональному совершенствованию [3].
Анализируя динамику и тенденции развития отечественного образования, мы разделяем позицию В. В. Краевского в том, что ведущей тенденцией является гуманизация как «очеловечивание» образования, установление гуманных доверительных отношений между педагогом и воспитанником, формирование его самостоятельности, субъектности, духовно-нравственного потенциала. Гуманистическая направленность является приоритетной линией развития культуры и образования в современных социокультурных условиях [4].
Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современных специалистов и особенно будущего педагога - высоко компетентной целостной личности, готовой к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, профессионально-личностному росту, осуществлению своего человеческого и социального предназначения.
Успешность педагогической деятельности определяется большим количеством факторов. Среди них очень важное значение имеет успешная коммуникативная деятельность как основа «субъект-субъектных» отношений, сотрудничества и взаимопонимания, как способ самосовершенствования и преодоления личностных кризисов.
Коммуникативная деятельность в самом широком смысле выступает как социальный процесс установления связей и отношений между людьми на основе обмена различными видами деятельности, ее продуктами и результатами, информацией, идеями, ценностями, т.е. является системно-интегративной, что особенно прояв-
ляется в образовании и педагогической сфере в целом.
В отличие от коммуникационной деятельности, определяемой информационными технологиями и компьютерными программами, коммуникативная деятельность - сложная многоканальная система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, обмен информацией, выработку единой стратегии общения, смены позиций, принятия решений, преодоления конфликтов и др., определяемых потребностями образовательной деятельности.
Коммуникативная культура учителя является инвариантным компонентом целостного педагогического процесса, основой, средством, условием взаимодействия, сотрудничества и реализации всех функций и задач педагогической деятельности и личностно-профессионального развития, и ее целенаправленное формирование может рассматриваться как одно из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки современного педагога.
В современном мире коммуникация имеет всеобъемлющий, уникальный по интенсивности характер, интегрируя всю планету в единую коммуникативную систему и затрагивая каждого человека, она становится условием осознания свободы, индивидуальности, этической и нравственной ответственности. Это обуславливает необходимость определения сущностных характеристик, предпосылок и закономерностей развития коммуникативной культуры общества и личности для повышения качества общего и профессионального образования.
В современных условиях коммуникация как объективное гуманитарное явление детерминирует перспективы совершенствования социокультурной практики мирового сообщества. В условиях интенсификации мировых коммуникативных процессов как результата научнотехнического прогресса и на фоне девальвации нравственных ценностей, обострения противоречий между материальными и духовными ценностями, межнациональных и межконфессиональ-ных конфликтов, международного терроризма и агрессии необходимо особое внимание к ее качественным гуманистическим характеристикам. Если рассматривать коммуникативную культуру с этих позиций, то необходимо обозначить ее гуманистическую направленность как важнейшую характеристику. Гуманистическая направленность должна определять вектор развития процессуальной стороны коммуникативной культуры, которая преобладает в последние десятилетия. Поликультурному, полиэтническому
миру нужна система образования, которая способствует его прогрессивному гуманистическому развитию. Как же решать эту глобальную проблему? Исторически сложившимся носителем гуманистических идей и тенденций в обществе является педагогическое сообщество, наши учителя. Это определяет индивидуально-личностную, профессиональную и общественную значимость целенаправленного формирования у будущего учителя в процессе вузовской подготовки коммуникативной культуры, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность.
С этих позиций выявлены научно-теоретические и практические предпосылки формирования коммуникативной культуры будущих педагогов:
- социокультурные, связанные с возрастанием масштабов и интенсификацией коммуникации: информатизация, глобализация, урбанизация, социальная дифференциация общества, гендерные проблемы, отставание достижений в области духовной культуры от достижений цивилизации, обострение межнациональных и межэтнических отношений и конфессиональные конфликты, интенсификация СМИ и средств межличностного общения, обострение различий государств и этносов по уровню и формам экономического, хозяйственного и всей совокупности социально-культурного развития и др.;
- педагогические: общемировые и европейские тенденции развития профессионального образования; глобализация мирового образования; модернизация отечественной системы образования, и ее интеграция в мировое образовательное пространство; усиление тенденций гуманитаризации и гуманизации образования; повышение требований к уровню общей и профессиональной коммуникативной культуры личности, необходимость повышения качества общего и профессионального образования и воспитательной функции школы и семьи и др.;
- информационно-технологические: непрерывное увеличение объема информационных и образовательных технологий в системе дистанционного образования и межкультурной коммуникации в сети Интернет и др.;
- социально-демографические: традиции совместного проживания народов, представляющих различные этнические, культурные, религиозные общности; осложнение демографических и увеличение миграционных процессов, нарастающая беспризорность, снижение воспитательных функций семьи, активизация процессов возрождения национальных культур, рост национального самосознания и др.
Коммуникативная культура традиционно рассматривается исследователями как компонент профессионально-педагогической культуры, одна из сторон культуры общения или совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения и др. (И.И.Зарецкая, И.А.Зимняя,
Н.Д.Колетвинова, Л.М.Митина, Е.И.Мычко, Г.Г.Чанышева и др.).
Рассматривая коммуникативную культуру как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя, мы опираемся на модель общей культуры человека, разработанную школой Л.С.Выготско-го - А.Н.Леонтьева на основе личностно-деятельностного подхода [5]. В этой модели общая культура человека представлена как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к Миру, себе, другим, труду, природе (И.А.Зимняя). В самом общем виде «культурный человек» определяется как человек, отвечающий общим нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности: сознании, поведении, деятельности, социальном взаимодействии. В модели представлены три глобальных плана рассмотрения общей культуры: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия, которые включают шесть направлений. План культуры личности представлен культурой отношения и культурой саморегуляции. Культура деятельности - культурой интеллектуальной деятельности и культурой предметной деятельности. Культура социального взаимодействия - культурой поведения и культурой общения. Эти шесть направлений общей культуры, по нашему мнению, включают различные компоненты коммуникативной культуры личности (культуру мышления, восприятия, понимания, взаимодействия, саморегуляции, речи, внешнего вида; эмпатию, рефлексию, коммуникативное ядро личности, аксиологический потенциал, акмеологические установки и др.).
Следовательно, коммуникативная культура является важнейшей составляющей общей культуры личности.
К понятию общей культуры мы обратились постольку, поскольку оно является более общим по отношению к понятию коммуникативной культуры. С одной стороны, коммуникативная культура реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, с другой стороны, дает возможность овладеть ценностями культуры, что позволяет человеку войти в мировое культурное пространство, образовывать (создавать свой образ) и совершенствовать себя,
принимать и передавать духовные ценности, участвовать в созидании культуры и позитивном творческом преобразовании общества.
Такой подход дает основание рассматривать коммуникативную культуру значительно шире -как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высоких результатов в личностно-профессиональном развитии [3].
В рамках системного исследования коммуникативной культуры проведен
сопоставительный анализ понятий «культура», «педагогическая культура», «профессиональная культура», «коммуникативная культура» и
рассмотрен механизм функционирования культуры через призму категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное, каждый элемент которого имеет свой предмет и соответствующий ему уровень анализа.
Первый уровень - общая культура (общества-социума) в диалектическом единстве материального и духовного компонентов (общая культура личности).
Второй уровень - отдельные виды культуры общества (как раскрытие особенности деятельности людей) - педагогическая культура (экологическая, политическая, экономическая).
Третий уровень - профессиональная культура отдельных социальных групп, являющихся носителями определенной профессии - профессионально-педагогическая культура.
Четвертый уровень - индивидуальная профессиональная культура конкретного специалиста - индивидуально-личностная профессионально-педагогическая культура учителя.
Коммуникативная культура представляет собой «вертикальное» сечение этой четырехуровневой системы и является обязательной инвариантной составляющей каждого уровня и всей системы в целом, важным интегративным, системообразующим компонентом общей и профессиональной культуры личности.
Проведенный анализ позволяет
рассматривать коммуникативную культуру учителя как сложноорганизованную социальную и индивидуально-личностную систему, главным направлением развития которой является гуманистическая направленность.
Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность, и ведущим механизмом функционирования учебновоспитательного процесса является педагогическая коммуникация. В педагогической действительности соотношение моделей коммуникации,
«вплетенных» в структуру целостного педагогического процесса, существенно влияет на его направленность, содержание, формы и определяет эффективность реализации целей. Учитель всегда выбирает между монологом и диалогом, здесь и обостряется вопрос о коммуникативной культуре как духовно-гуманистическом качестве педагогической коммуникации.
Коммуникативная культура педагога - это проявление гуманистической направленности и индивидуального творчества в организации учебно-воспитательного процесса и социальнопедагогической деятельности, в решении целей и задач образовательного учреждения. Это обеспечивает гуманотворческую направленность всех составляющих коммуникативной культуры учителя: культуры восприятия, мышления, взаимодействия, саморегуляции, эмпатии, рефлексии, коммуникативного ядра личности, культуры речи, диалога (этикета общения), коммуникативного эффекта педагогического общения (направленности и текстовой организации речи), культуры межнационального общения вообще и культуры общения в условиях татарско-русского двуязычия в частности и др.
Это еще раз дает основание рассматривать коммуникативную культуру учителя как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры, а целенаправленное формирование коммуникативной культуры, имеющей гуманистическую направленность, как важнейшее условие повышения качества подготовки будущих учителей.
Формирование коммуникативной культуры необходимо понимать как процесс управления ее развитием. Это специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования коммуникативной культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки будущего учителя на основе системного использования: современных гуманитарных и естественнонаучных знаний; ресурсных культуроформирующих возможностей педагогического образования в учебной, учебно-профессиональной и внеучебной деятельности студентов; компетент-ностного подхода как концептуального направления модернизации образования и др. Системность определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и коммуникативная культура учителя как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом индивидуально-личностной культуры, проявляясь в профессиональной и со-
циально-педагогической деятельности и определяя возможности его самореализации.
Системное гносеологическое и эмпирическое исследование коммуникативной культуры и теории и практики профессиональной подготовки учителя позволило выявить закономерности формирования коммуникативной культуры современного учителя как сложноорганизованной социальной и индивидуально-личностной системы, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития:
• целостное гармоничное развитие учителя определяется уровнем сформированности его коммуникативной культуры как инвариантного, системообразующего компонента общей и педагогической культуры в их личностном и социально-профессиональном значении;
• целенаправленное системное формирование коммуникативной культуры будущего учителя как сложноорганизованной системы, поливариативность развития которой определяется множеством внешних и внутренних факторов, требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов, воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза и возможностей социума;
• формирование коммуникативной культуры будущих учителей детерминировано социально-культурными, национально-этническими и гендерными особенностями личности, что проявляется в особенностях коммуникативной культуры, связанных с дифференциацией студентов на «сельских и городских», «русских и татар», «юношей и девушек»;
• в условиях гуманизации общества эффективность системы образования и воспитания определяется коммуникативной культурой «учительства» как главного субъекта целостного педагогического процесса, обеспечивающего сохранение и передачу гуманистических ценностей, идеалов и традиций от поколения к поколению и др.
Выявленные закономерности определяют подходы, принципы и содержание технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки.
Таким образом, совершенствование образования является важнейшим условием прогрессивного развития современного общества.
Необходимость модернизации и повышения качества общего и профессионального образования обусловлена рядом факторов, в числе которых: глобализация как общепланетарное явление; вхождение в единое образовательное про-
странство; постиндустриальное, информационное общество; компетентностный подход как базовая стратегия развития общего и профессионального образования; задача духовно-нравственного воспитания и развития личности; необходимость преодоления последствий экономического кризиса и выхода России на инновационный путь развития и др.
Важным условием повышения качества профессионального образования является совершенствование коммуникативной подготовки современных специалистов, особенно специалистов сферы образования.
Коммуникативная культура является инвариантным компонентом целостного педагогического процесса, условием реализации всех функций и задач педагогической деятельности и личностно-профессионального развития педагога. Это определяет общественную, профессиональную и индивидуально-личностную значимость коммуникативной культуры современного учителя.
Проведенное исследование дает основание рассматривать коммуникативную культуру учителя как сложноорганизованную социальную и индивидуально-личностную систему, как системообразующий компонент общей и профессио-
нально-педагогической культуры. Целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки является приоритетным направлением его профессионально-личностного развития и повышения качества педагогического образования.
1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. -М.: Эгвес, 2008. - 136 с.
2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Глобализация и современное поликультурное образование // Славянская педагогическая культура.
- 2006. - № 5. - С.5 - 9.
3. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования.
- Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - 164 с.
4. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагог. общ-во России, 2001.
- 36 с.
5. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко ТА., Морозова НА. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. -М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.
TEACHER COMMUNICATION CULTURE AS A FACTOR INIMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION
L.A.Auhadeyeva
The article deals with the development of communicative culture in modern teacher. Communicative culture is seen as a complexly, the leading feature of which is humanistic development. Essential characteristics and conditions for the development of the communicative culture in future teachers in the university training are presented.
Key words: education, communication activities, communication, humanistic orientation, communicative culture, development of communicative culture in future teachers.
Аухадеева Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.
E-mail: auhadeeva@inbox.ru
Поступила в редакцию 21.03.2012
2З0