Научная статья на тему 'Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования'

Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3439
391
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / EDUCATION / COMMUNICATION ACTIVITIES / COMMUNICATION / HUMANISTIC ORIENTATION / COMMUNICATIVE CULTURE / DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE CULTURE IN FUTURE TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аухадеева Людмила Александровна

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной культуры современного учителя. Коммуникативная культура рассматривается как сложноорганизованная социальная и индивидуально-личностная система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития. Представлены сущностные характеристики, предпосылки и закономерности формирования коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER COMMUNICATION CULTURE AS A FACTOR INIMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

The article deals with the development of communicative culture in modern teacher. Communicative culture is seen as a complexly, the leading feature of which is humanistic development. Essential characteristics and conditions for the development of the communicative culture in future teachers in the university training are presented.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №1(27)

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

© Л.А.Аухадеева

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной культуры современного учителя. Коммуникативная культура рассматривается как сложноорганизованная социальная и индивидуально-личностная система, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития. Представлены сущностные характеристики, предпосылки и закономерности формирования коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки.

Ключевые слова: образование, коммуникация, коммуникативная деятельность, гуманистическая направленность, коммуникативная культура, формирование коммуникативной культуры будущего учителя.

Для современного общества совершенствование образования является одним из ведущих условий его прогрессивного развития. Приоритетным направлением государственной политики в сфере модернизации российского образования сегодня является повышение качества профессионального образования, что в первую очередь относится к педагогическому образованию, от которого зависит эффективность и учебно-воспитательный потенциал всей образовательной системы страны.

Наш XXI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Во всем мире меняются приоритеты образования, определяются общемировые и европейские тенденции его развития и признается ведущее значение гуманитарного образования [1].

Мировая цивилизация переживает настоящий «образовательный бум», вызванный появлением «информационного общества», революцией в технике, технологиях, экономике, изменившимся пониманием прав, свобод и ответственности личности. Образованию предъявлен новый социальный заказ - содержание образования рассматривается как фундамент базовой культуры личности. Создается единое глобальное образовательное пространство, где определяющее значение имеет педагогическая коммуникация. Человек становится подлинным субъектом посредством активной коммуникативной деятельности с другими «Я», культурами, самим собой, обретает собственный образ, определяет жизненную стратегию [2].

Образование в современном обществе функционирует как поликультурно-образовательное пространство - особая сфера вхождения индивидуального сознания в мировое общественное сознание, диалога культур, менталитетов на ос-

нове гармонии, интеграции, человеческого единения и формирования готовности к личностнопрофессиональному совершенствованию [3].

Анализируя динамику и тенденции развития отечественного образования, мы разделяем позицию В. В. Краевского в том, что ведущей тенденцией является гуманизация как «очеловечивание» образования, установление гуманных доверительных отношений между педагогом и воспитанником, формирование его самостоятельности, субъектности, духовно-нравственного потенциала. Гуманистическая направленность является приоритетной линией развития культуры и образования в современных социокультурных условиях [4].

Это предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке современных специалистов и особенно будущего педагога - высоко компетентной целостной личности, готовой к продуктивному взаимодействию, взаимопониманию, профессионально-личностному росту, осуществлению своего человеческого и социального предназначения.

Успешность педагогической деятельности определяется большим количеством факторов. Среди них очень важное значение имеет успешная коммуникативная деятельность как основа «субъект-субъектных» отношений, сотрудничества и взаимопонимания, как способ самосовершенствования и преодоления личностных кризисов.

Коммуникативная деятельность в самом широком смысле выступает как социальный процесс установления связей и отношений между людьми на основе обмена различными видами деятельности, ее продуктами и результатами, информацией, идеями, ценностями, т.е. является системно-интегративной, что особенно прояв-

ляется в образовании и педагогической сфере в целом.

В отличие от коммуникационной деятельности, определяемой информационными технологиями и компьютерными программами, коммуникативная деятельность - сложная многоканальная система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, обмен информацией, выработку единой стратегии общения, смены позиций, принятия решений, преодоления конфликтов и др., определяемых потребностями образовательной деятельности.

Коммуникативная культура учителя является инвариантным компонентом целостного педагогического процесса, основой, средством, условием взаимодействия, сотрудничества и реализации всех функций и задач педагогической деятельности и личностно-профессионального развития, и ее целенаправленное формирование может рассматриваться как одно из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки современного педагога.

В современном мире коммуникация имеет всеобъемлющий, уникальный по интенсивности характер, интегрируя всю планету в единую коммуникативную систему и затрагивая каждого человека, она становится условием осознания свободы, индивидуальности, этической и нравственной ответственности. Это обуславливает необходимость определения сущностных характеристик, предпосылок и закономерностей развития коммуникативной культуры общества и личности для повышения качества общего и профессионального образования.

В современных условиях коммуникация как объективное гуманитарное явление детерминирует перспективы совершенствования социокультурной практики мирового сообщества. В условиях интенсификации мировых коммуникативных процессов как результата научнотехнического прогресса и на фоне девальвации нравственных ценностей, обострения противоречий между материальными и духовными ценностями, межнациональных и межконфессиональ-ных конфликтов, международного терроризма и агрессии необходимо особое внимание к ее качественным гуманистическим характеристикам. Если рассматривать коммуникативную культуру с этих позиций, то необходимо обозначить ее гуманистическую направленность как важнейшую характеристику. Гуманистическая направленность должна определять вектор развития процессуальной стороны коммуникативной культуры, которая преобладает в последние десятилетия. Поликультурному, полиэтническому

миру нужна система образования, которая способствует его прогрессивному гуманистическому развитию. Как же решать эту глобальную проблему? Исторически сложившимся носителем гуманистических идей и тенденций в обществе является педагогическое сообщество, наши учителя. Это определяет индивидуально-личностную, профессиональную и общественную значимость целенаправленного формирования у будущего учителя в процессе вузовской подготовки коммуникативной культуры, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность.

С этих позиций выявлены научно-теоретические и практические предпосылки формирования коммуникативной культуры будущих педагогов:

- социокультурные, связанные с возрастанием масштабов и интенсификацией коммуникации: информатизация, глобализация, урбанизация, социальная дифференциация общества, гендерные проблемы, отставание достижений в области духовной культуры от достижений цивилизации, обострение межнациональных и межэтнических отношений и конфессиональные конфликты, интенсификация СМИ и средств межличностного общения, обострение различий государств и этносов по уровню и формам экономического, хозяйственного и всей совокупности социально-культурного развития и др.;

- педагогические: общемировые и европейские тенденции развития профессионального образования; глобализация мирового образования; модернизация отечественной системы образования, и ее интеграция в мировое образовательное пространство; усиление тенденций гуманитаризации и гуманизации образования; повышение требований к уровню общей и профессиональной коммуникативной культуры личности, необходимость повышения качества общего и профессионального образования и воспитательной функции школы и семьи и др.;

- информационно-технологические: непрерывное увеличение объема информационных и образовательных технологий в системе дистанционного образования и межкультурной коммуникации в сети Интернет и др.;

- социально-демографические: традиции совместного проживания народов, представляющих различные этнические, культурные, религиозные общности; осложнение демографических и увеличение миграционных процессов, нарастающая беспризорность, снижение воспитательных функций семьи, активизация процессов возрождения национальных культур, рост национального самосознания и др.

Коммуникативная культура традиционно рассматривается исследователями как компонент профессионально-педагогической культуры, одна из сторон культуры общения или совокупность норм и правил, регулирующих процесс общения и др. (И.И.Зарецкая, И.А.Зимняя,

Н.Д.Колетвинова, Л.М.Митина, Е.И.Мычко, Г.Г.Чанышева и др.).

Рассматривая коммуникативную культуру как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя, мы опираемся на модель общей культуры человека, разработанную школой Л.С.Выготско-го - А.Н.Леонтьева на основе личностно-деятельностного подхода [5]. В этой модели общая культура человека представлена как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к Миру, себе, другим, труду, природе (И.А.Зимняя). В самом общем виде «культурный человек» определяется как человек, отвечающий общим нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности: сознании, поведении, деятельности, социальном взаимодействии. В модели представлены три глобальных плана рассмотрения общей культуры: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия, которые включают шесть направлений. План культуры личности представлен культурой отношения и культурой саморегуляции. Культура деятельности - культурой интеллектуальной деятельности и культурой предметной деятельности. Культура социального взаимодействия - культурой поведения и культурой общения. Эти шесть направлений общей культуры, по нашему мнению, включают различные компоненты коммуникативной культуры личности (культуру мышления, восприятия, понимания, взаимодействия, саморегуляции, речи, внешнего вида; эмпатию, рефлексию, коммуникативное ядро личности, аксиологический потенциал, акмеологические установки и др.).

Следовательно, коммуникативная культура является важнейшей составляющей общей культуры личности.

К понятию общей культуры мы обратились постольку, поскольку оно является более общим по отношению к понятию коммуникативной культуры. С одной стороны, коммуникативная культура реализует определенные, присущие мировой культуре цели и функции, с другой стороны, дает возможность овладеть ценностями культуры, что позволяет человеку войти в мировое культурное пространство, образовывать (создавать свой образ) и совершенствовать себя,

принимать и передавать духовные ценности, участвовать в созидании культуры и позитивном творческом преобразовании общества.

Такой подход дает основание рассматривать коммуникативную культуру значительно шире -как свойство личности интегрировать свое индивидуальное сознание в глобальное (не узко профессиональное) пространство общественного сознания и достижение на этой основе высоких результатов в личностно-профессиональном развитии [3].

В рамках системного исследования коммуникативной культуры проведен

сопоставительный анализ понятий «культура», «педагогическая культура», «профессиональная культура», «коммуникативная культура» и

рассмотрен механизм функционирования культуры через призму категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное, каждый элемент которого имеет свой предмет и соответствующий ему уровень анализа.

Первый уровень - общая культура (общества-социума) в диалектическом единстве материального и духовного компонентов (общая культура личности).

Второй уровень - отдельные виды культуры общества (как раскрытие особенности деятельности людей) - педагогическая культура (экологическая, политическая, экономическая).

Третий уровень - профессиональная культура отдельных социальных групп, являющихся носителями определенной профессии - профессионально-педагогическая культура.

Четвертый уровень - индивидуальная профессиональная культура конкретного специалиста - индивидуально-личностная профессионально-педагогическая культура учителя.

Коммуникативная культура представляет собой «вертикальное» сечение этой четырехуровневой системы и является обязательной инвариантной составляющей каждого уровня и всей системы в целом, важным интегративным, системообразующим компонентом общей и профессиональной культуры личности.

Проведенный анализ позволяет

рассматривать коммуникативную культуру учителя как сложноорганизованную социальную и индивидуально-личностную систему, главным направлением развития которой является гуманистическая направленность.

Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность, и ведущим механизмом функционирования учебновоспитательного процесса является педагогическая коммуникация. В педагогической действительности соотношение моделей коммуникации,

«вплетенных» в структуру целостного педагогического процесса, существенно влияет на его направленность, содержание, формы и определяет эффективность реализации целей. Учитель всегда выбирает между монологом и диалогом, здесь и обостряется вопрос о коммуникативной культуре как духовно-гуманистическом качестве педагогической коммуникации.

Коммуникативная культура педагога - это проявление гуманистической направленности и индивидуального творчества в организации учебно-воспитательного процесса и социальнопедагогической деятельности, в решении целей и задач образовательного учреждения. Это обеспечивает гуманотворческую направленность всех составляющих коммуникативной культуры учителя: культуры восприятия, мышления, взаимодействия, саморегуляции, эмпатии, рефлексии, коммуникативного ядра личности, культуры речи, диалога (этикета общения), коммуникативного эффекта педагогического общения (направленности и текстовой организации речи), культуры межнационального общения вообще и культуры общения в условиях татарско-русского двуязычия в частности и др.

Это еще раз дает основание рассматривать коммуникативную культуру учителя как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры, а целенаправленное формирование коммуникативной культуры, имеющей гуманистическую направленность, как важнейшее условие повышения качества подготовки будущих учителей.

Формирование коммуникативной культуры необходимо понимать как процесс управления ее развитием. Это специально организованный и целенаправленный процесс диагностики, проектирования, практической реализации и мониторинга формирования коммуникативной культуры как приоритетного направления личностного развития и профессиональной подготовки будущего учителя на основе системного использования: современных гуманитарных и естественнонаучных знаний; ресурсных культуроформирующих возможностей педагогического образования в учебной, учебно-профессиональной и внеучебной деятельности студентов; компетент-ностного подхода как концептуального направления модернизации образования и др. Системность определяется не только профессиональной подготовкой, но и личностным развитием, и коммуникативная культура учителя как интегративно-системное свойство личности становится ведущим элементом индивидуально-личностной культуры, проявляясь в профессиональной и со-

циально-педагогической деятельности и определяя возможности его самореализации.

Системное гносеологическое и эмпирическое исследование коммуникативной культуры и теории и практики профессиональной подготовки учителя позволило выявить закономерности формирования коммуникативной культуры современного учителя как сложноорганизованной социальной и индивидуально-личностной системы, ведущей характеристикой которой является гуманистическая направленность развития:

• целостное гармоничное развитие учителя определяется уровнем сформированности его коммуникативной культуры как инвариантного, системообразующего компонента общей и педагогической культуры в их личностном и социально-профессиональном значении;

• целенаправленное системное формирование коммуникативной культуры будущего учителя как сложноорганизованной системы, поливариативность развития которой определяется множеством внешних и внутренних факторов, требует максимального использования ресурсных возможностей образовательных стандартов, воспитательного потенциала культурно-коммуникативного пространства вуза и возможностей социума;

• формирование коммуникативной культуры будущих учителей детерминировано социально-культурными, национально-этническими и гендерными особенностями личности, что проявляется в особенностях коммуникативной культуры, связанных с дифференциацией студентов на «сельских и городских», «русских и татар», «юношей и девушек»;

• в условиях гуманизации общества эффективность системы образования и воспитания определяется коммуникативной культурой «учительства» как главного субъекта целостного педагогического процесса, обеспечивающего сохранение и передачу гуманистических ценностей, идеалов и традиций от поколения к поколению и др.

Выявленные закономерности определяют подходы, принципы и содержание технологии формирования коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки.

Таким образом, совершенствование образования является важнейшим условием прогрессивного развития современного общества.

Необходимость модернизации и повышения качества общего и профессионального образования обусловлена рядом факторов, в числе которых: глобализация как общепланетарное явление; вхождение в единое образовательное про-

странство; постиндустриальное, информационное общество; компетентностный подход как базовая стратегия развития общего и профессионального образования; задача духовно-нравственного воспитания и развития личности; необходимость преодоления последствий экономического кризиса и выхода России на инновационный путь развития и др.

Важным условием повышения качества профессионального образования является совершенствование коммуникативной подготовки современных специалистов, особенно специалистов сферы образования.

Коммуникативная культура является инвариантным компонентом целостного педагогического процесса, условием реализации всех функций и задач педагогической деятельности и личностно-профессионального развития педагога. Это определяет общественную, профессиональную и индивидуально-личностную значимость коммуникативной культуры современного учителя.

Проведенное исследование дает основание рассматривать коммуникативную культуру учителя как сложноорганизованную социальную и индивидуально-личностную систему, как системообразующий компонент общей и профессио-

нально-педагогической культуры. Целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры будущего учителя в процессе вузовской подготовки является приоритетным направлением его профессионально-личностного развития и повышения качества педагогического образования.

1. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. -М.: Эгвес, 2008. - 136 с.

2. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Глобализация и современное поликультурное образование // Славянская педагогическая культура.

- 2006. - № 5. - С.5 - 9.

3. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура будущего учителя как объект системного исследования.

- Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. - 164 с.

4. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. - М.: Педагог. общ-во России, 2001.

- 36 с.

5. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко ТА., Морозова НА. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. -М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.

TEACHER COMMUNICATION CULTURE AS A FACTOR INIMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

L.A.Auhadeyeva

The article deals with the development of communicative culture in modern teacher. Communicative culture is seen as a complexly, the leading feature of which is humanistic development. Essential characteristics and conditions for the development of the communicative culture in future teachers in the university training are presented.

Key words: education, communication activities, communication, humanistic orientation, communicative culture, development of communicative culture in future teachers.

Аухадеева Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и технологий гуманитарно-художественного образования Института филологии и искусств Казанского федерального университета.

E-mail: auhadeeva@inbox.ru

Поступила в редакцию 21.03.2012

2З0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.