Научная статья на тему 'Методология изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя'

Методология изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / COMMUNICATIVE CULTURE / HUMANISTIC COMMUNICATIVE CULTURE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аухадеева Л. А.

В статье рассматриваются коммуникативная деятельность как механизм, объединяющий все компоненты педагогической деятельности в единую систему и обеспечивающий ее продуктивное функционирование; коммуникативная культура как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя; представлена теоретическая модель коммуникативной культуры как ведущая цель и критериальный модуль коммуникативной подготовки будущего учителя; определены методологические подходы изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF STUDY AND Formation of communicative cultu-re of future teachers

The article deals with communicative activities as a fundamental component of a holistic educational process that performs an integrating function, is the mechanism that brings together all the components of educational activities in a single system and providing its productive operation; communicative culture as a system component of general and vocational and educational culture of the teacher. A theoretical "working" model of communicative culture as a leading target and criterial module communicative preparation of future teachers, including the following structural elements: humanism, ethical responsibility; axiological potential; akmeologic intention; learner-activity and self-organization of creative self-development; technological weapons. From this perspective, methodological approaches and study the formation of communicative culture of the future teacher as an integrated, multifunctional phenomenon: a philosophical approach to the analysis of the inner essence of communication; systematic approach to the communicative culture of the teacher as complexly phenomenon which investigated from the standpoint of synergistic and cybernetic mechanisms; cultural studies approach defining humanistic orientation communicative culture; psycho-pedagogical concepts and their integration with all approaches and modern science and human knowledge and research developed a conceptual system of communicative culture of the teacher, which includes the main theoretical positions and derivatives.

Текст научной работы на тему «Методология изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя»

УДК 378

ЛААухадеева

МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье рассматриваются коммуникативная деятельность как механизм, объединяющий все компоненты педагогической деятельности в единую систему и обеспечивающий ее продуктивное функционирование; коммуникативная культура как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя; представлена теоретическая модель коммуникативной культуры как ведущая цель и критериальный модуль коммуникативной подготовки будущего учителя; определены методологические подходы изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, коммуникативная культура, гуманистическая направленность коммуникативной культуры учителя.

L.A.Auhadeeva METHODOLOGY OF STUDY AND FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTU-RE OF FUTURE TEACHERS

The article deals with communicative activities as a fundamental component of a holistic educational process that performs an integrating function, is the mechanism that brings together all the components of educational activities in a single system and providing its productive operation; communicative culture as a system component of general and vocational and educational culture of the teacher. A theoretical "working" model of communicative culture as a leading target and criterial module communicative preparation of future teachers, including the following structural elements: humanism, ethical responsibility; axiological potential; akmeologic intention; learner-activity and self-organization of creative self-development; technological weapons. From this perspective, methodological approaches and study the formation of communicative culture of the future teacher as an integrated, multifunctional phenomenon: a philosophical approach to the analysis of the inner essence of communication; systematic approach to the communicative culture of the teacher as complexly phenomenon which investigated from the standpoint of synergistic and cybernetic mechanisms; cultural studies approach defining humanistic orientation communicative culture; psycho-pedagogical concepts and their integration with all approaches and modern science and human knowledge and research developed a conceptual system of communicative culture of the teacher, which includes the main theoretical positions and derivatives.

Keywords: communicative activity, communicative culture, humanistic communicative culture of the teacher.

Коммуникативная культура педагога определяет воспитательный потенциал системы образования, исторически достижимую меру ее воздействия на развитие личности обучающегося. Учитель является катализатором развития культуры общества и культуры коммуникативной деятельности людей, общества, является ведущей силой формирования основного гуманитарного, духовно-эти-ческого качества культуры, ее гуманистической направленности.

Коммуникативная деятельность является основополагающим компонентом целостного педагогического процесса и целенаправленное, системное формирование коммуникативной культуры учителя (культуры коммуникативной деятельности) в значительной мере определяет качество подготовки современного педагога. В этой интерпретации, каковой она бы не была в частности, выражена главная мысль о том, что коммуникативная деятельность пронизывает весь педагогический процесс, обеспечивая реализацию всех его компонентов, и она не может рассматриваться как средство, компонент, вид деятельности. Коммуникативная деятельность выполняет интегрирующую функцию, является механизмом, объединяющим все компоненты педагогической деятельности в единую систему и обеспечивающим ее продуктивное функционирование, является системно-инте-гративной деятельностью.

Особенностями коммуникативной деятельности является то, что она: обеспечивает единство действий людей, осуществляет их консолидацию и упорядочивает целенаправленную деятельность; обусловливает не только совместную коллективную деятельность, но и выступает важнейшим фактором формирования человека, средством воспитания; способствует развитию интеллекта, знаний и умений для успешной деятельности психологическому восприятию оценок и ориентации, созданию условий для развития целенаправленности чувств и воли и др.

Это определяет значение совершенствования коммуникативной подготовки будущих учителей как одного из важнейших направлений модернизации отечественного образования.

Одним из центральных методологических подходов к исследованию этой проблемы является рассмотрение коммуникативной культуры будущего учителя как сложной системы качеств и свойств личности - системы, самоорганизующейся и развивающейся в современном глобальном (мировом) коммуникативном пространстве. Благодаря такому подходу в центре исследования и практического решения проблемы формирования коммуникативной культуры стоит активная личность, наделенная присущими сложноорганизованным системам свойствами самоорганизации и развития, реализующимися в ее предметно-мотивированной деятельности в окружающем мире. Личность находится в центре всеобъемлющей коммуникативной сферы, активно взаимодействуя с многочисленными индивидуальными и социальными субъектами коммуникации, образующими наслаивающиеся друг на друга коммуникативные

пространства разного характера и уровня влияния и значимости для развития личности: от ближайшего родственного окружения до мировой информационной, политической и экономической системы. Одним из таких коммуникативных пространств является социальное образовательное пространство - образование, где в центре культурно-коммуникативного процесса находится личность, она является его субъектом -активным, инициативным началом, и одновременно объектом - предметом культурного преобразования самого себя. Личность - одна из самых сложных, «загадочных, таинственных» явлений действительности, явление биологическое, пси-хологическое и социальное одновременно и важнейшей характеристикой личности является коммуникативная культура.

Сопоставительный анализ понятий «культура», «педагогическая культура», «профессиональная культура», «коммуникативная культура», выявление механизма функционирования культуры через призму категориального ряда: общее, особенное, отдельное, единичное, и определение «местоположения» коммуникативной культуры, показывают, что она представляет собой «вертикальное сечение» этой четырехуровневой системы и является обязательной инвариантной составляющей каждого уровня и всей системы в целом, важным системообразующим компонентом общей и профессионально-педагогической культуры учителя [1].

Рассматривая коммуникативную культуру как системообразующий компонент общей и профессионально-педагогической культуры учителя, мы опираемся на модель общей культуры человека, разработанную школой Л.С.Выготского - А.Н.Леонтьева, где она представлена как сложное системное образование, смыслообразующим ядром которого является отношение человека к Миру, себе, другим, труду, природе (И.А.Зимняя). В модели представлены три глобальных плана рассмотрения общей культуры, которые включают шесть направлений: культура личности представлена культурой отношения и культурой саморегуляции; культура деятельности - культурой интеллектуальной деятельности и культурой предметной деятельности; культура социального взаимодействия - культурой поведения и культурой общения [3]. Все направления включают различные личностные компоненты коммуникативной культуры: культуру мышления, восприятия, понимания, взаимодействия, саморегуляции, речи, внешнего вида, эмпатию, рефлексию, коммуникативное ядро личности, аксиологический потенциал, акмеологические установки и др.

Исходя из представлений о сущности коммуникации и коммуникативной культуры [2] и конкретных задач исследования проблемы ее формирования, коммуникативная культура личности может быть подставлена в виде модели - схемы, включающей в себя ряд функционально связанных элементов. Теоретическая «рабочая» модель коммуникативной культуры как ведущая цель и критериальный модуль коммуникативной подготовки будущего учителя, включает следующие структурные элементы: гуманизм, этическая ответственность - их осознанные проявления в коммуникативных процессах, общении, взаимоотношениях; аксиологический потенциал - его структура, «аксиологический профиль личности»; акмеологическая интенция - ее уровень, профессионально-педагоги-ческое и коммуникативное содержание; личностно-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие; технологическая вооруженность (владение интегративными коммуникативными умениями и техническими средствами коммуникации).

С этих позиций определены методологические подходы изучения и формирования коммуникативной культуры будущего учителя как комплексного, полифункционального явления:

- философский подход к анализу внутренней сущности коммуникации как универсального гуманитарного явления, определяющего формирование общественного и индивидуально-личност-ного сознания;

- системный подход к коммуникативной культуре учителя как сложноорганизованному явлению, которое исследуется с позиции синергетических и кибернетических механизмов и рассматривается как важнейший, функционально значимый элемент общей, коммуникативной и педагогической культуры общества;

- культурологическый подход, определяющий главное требование к коммуникативной культуре, ее качественному уровню как проявлению гуманистической, этической ответственности и целеустремленности;

- психолого-педагогические концепции и их интеграция со всеми используемыми подходами и с современными естественнонаучными и гуманитарными знаниями, что позволяет построить концептуальную систему исследования коммуникативной культуры учителя, которая включает основные и производные теоретические положения.

К основным положениям отнесены: деятельность как основание личности, социализация как педагогическое и психологическое явление, самовоспитание и самореализация как условие развития личности.

Производные теоретические положения делятся на две группы: первая - углубляет системный анализ коммуникативной культуры, детализируя основные теоретические положения в рамках психолого-педагогической парадигмы; вторая - использует широкий круг гуманитарных и естественнонаучных знаний,

применяемых через призму психолого-педагогической парадигмы.

Важной идеей концептуальной системы исследования коммуникативной культуры учителя является то, что гуманистические принципы не просто признаются в системе прав человека, но являются ведущими в аксиологическом профиле личности, акмеологической интенции, коммуникативном ядре личности и др. Это определяет гуманотворческую направленность всех составляющих коммуникативной культуры учителя: культуры восприятия, взаимодействия, саморегуляции, эмпатии, культуры речи, диалога (этикета общения), культуры межнационального общения вообще и культуры общения в условиях татарско-русского двуязычия в частности и др.

Таким образом, целенаправленное формирование коммуникативной культуры может рассматриваться как «краеугольный камень», т.е. главный, «несущий» элемент фундамента общей и профессионально-педагогической культуры личности будущего учителя.

В связи с особым значением коммуникативной культуры учителя в развитии материальной и духовной культуры общества совершенствование коммуникативной подготовки современных специалистов является важным направлением повышения качества не только педагогического, но и высшего профессионального образования в целом.

Литература

1. Аухадеева Л. А. Коммуникативный аспект профессиональной подготовки учителя: монография / Л.ААухадеева. - М.; ВИНИТИ, 2012. - 162 с.

2. Коммуникативная культура как интегративное духовно-гуманистическое качество коммуникации /Л.ААухадеева// Вестник Казанского госуд. ун-та культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 143-146.

3. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. - М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 67 с.

1. Auhadeeva L. A. Kommunikativnyj aspekt professional'noj podgotovki uchitelja: monografija / L.A.Auhadeeva. - M.; VINITI, 2012. - 162 s.

2. Kommunikativnaja kul'tura kak integrativnoe duhovno-gumanisticheskoe kachestvo kommunikacii /L.A.Auhadeeva// Vestnik Kazanskogo gosud. un-ta kul'tury i iskusstv. - 2014. -№ 2. - S. 143-146.

3. Zimnjaja I.A., Bodenko B.N., Krivchenko T.A., Morozova N.A. Obshhaja kul'tura cheloveka v sisteme trebovanij gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta. - M.: Issledov. centr problem kachestva podgotovki specialistov, 1999. - 67 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.