Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность в профессиональной культуре управленческих кадров'

Коммуникативная компетентность в профессиональной культуре управленческих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева А.А.

В статье автором акцентируется внимание на рассмотрении проблем развития профессиональной культуры управленческих кадров в условиях формирования информационного общества, обосновывается потребность в разработке новых управленческих моделей, ориентированных на анализ и превенцию деструктивного влияния информационно-коммуникативных процессов, подчеркивается роль информационной культуры и коммуникативной компетентности в пространстве политической коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGERIAL STAFF IN PROFESSIONAL CULTURE

The author focuses on the consideration of problems of managerial staff’s professional cultural development in the conditions of formation of information-oriented society, also she proves the need to develop the new administrative models focused on the analysis and prevention of destructive influence of information and communicative processes, the role of information culture and communicative competence in space of political communication is emphasized.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность в профессиональной культуре управленческих кадров»

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF MANAGERIAL STAFF IN PROFESSIONAL CULTURE

А.А. ФАДЕЕВА, соискатель

Поволжский институт им. П.А. Столыпина

A.A. FADEEVA, applicant for cand. degree

Volga region institute named after P.A. Stolypin

Аннотация

В статье автором акцентируется внимание на рассмотрении проблем развития профессиональной культуры управленческих кадров в условиях формирования информационного общества, обосновывается потребность в разработке новых управленческих моделей, ориентированных на анализ и превенцию деструктивного влияния информационно-коммуникативных процессов, подчеркивается роль информационной культуры и коммуникативной компетентности в пространстве политической коммуникации.

Abstract

The author focuses on the consideration of problems of managerial staff's professional cultural development in the conditions of formation of information-oriented society, also she proves the need to develop the new administrative models focused on the analysis and prevention of destructive influence of information and communicative processes, the role of information culture and communicative competence in space of political communication is emphasized.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные процессы, управление, профессиональная культура, информационное общество.

Keywords: information and communicative processes, management, professional culture, information society.

Развитие информационного общества продуцирует новые вызовы всей системе социальных отношений, информационно-коммуникативные процессы приводят к модификации всех форм деятельности в политике, экономике и культуре. В этой связи актуализируется проблема формирования коммуникативной компетентности управленческих кадров. Управ-

ленческая деятельность может рассматриваться как управление компетенцией с последующей детализацией и совершенствованием социального действия индивида в рамках деятельности властной структуры. Отправным, базовым понятием, отражающим качественные характеристики профессиональной деятельности вообще, является понятие «профессиональная культура». Это понятие отражает то общее, что присуще конкретным видам профессиональной деятельности и выступает по отношению к ним как общее к единичному.

Профессиональная культура в современных условиях становится более значимым фактором реализации профессиональной деятельности, нежели рутинное осуществление функциональных обязанностей, определенных разделением труда. В связи с этим актуальным становится выявление тех противоречий, которые возникают при формировании и функционировании профессиональной культуры, свойственной современной профессии.

Содержательный смысл профессиональной культуры как социального явления выходит за рамки просто технического соответствия требованиям, предъявляемым к человеку в определенной сфере деятельности, в его содержание привносятся нравственные, гуманистические начала, тесно связано с понятием «профессия». Профессию определяют как труд, выступающий для каждого человека в виде ограниченной сферы деятельности, требующей определенной подготовки, как определенный набор навыков и качеств в том или ином виде деятельности. Важнейшими признаками профессии являются принадлежность конкретному человеку, относительно длительное, выполнение определенных функций. Профессия предполагает наличие специальных знаний (образования), умений, навыков, опыта, приобретенных в ходе работы, получение платы за труд.

Профессия обусловливает создание определенного общественного статуса, образа жизни индивида, его поведения как на работе, так и вне ее, что приводит к отождествлению, идентификации человека и его профессии, самовыражению, удовлетворению его потребностей. В обществе существует иерархия профессий, зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в общественном сознании в виде престижа профессий. Различия в характере деятельности, содержании требуемой подготовки и уровне получаемого дохода зависят от предметной области профессиональной деятельности. Деятельность рассматривается как форма взаимодействия субъекта и социальной среды с целью познания или преобразования окружающего мира; как специфическая форма отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающаяся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания; как способ воспроизводства социальных процессов, самореализации человека, его связей с окружающим миром.

Сложный, многоаспектный, многоуровневый характер профессии как социально-психологического, социального и культурного феномена не может не найти свое отражение в понятии "профессиональная компетентность": ведь именно посредством данного понятия осуществляется формирование комплексного знания о профессии, накопленного широким спектром научных дисциплин (психологией, социологией, экономикой, культурологией и др.).

Исследовательский интерес к компетентностной парадигме очевиден: дискуссии по этому вопросу активно ведутся в отечественной и зарубежной науке; исследуются понятийно-терминологические проблемы, структура и виды компетентностей, в том числе профессиональных; на базе компетентностного подхода перерабатываются квалификационные модели специалиста, цели и содержание профессионального образования, требования к отдельным составляющим профессиональной подготовки. Однако не всегда те или иные положения и рекомендации представляются в достаточной мере теоретико - методологически обоснованными, что делает актуальным исследование взаимосвязи профессиональной компетентности с ведущими характеристиками профессии как социального и культурного феномена.

Важным представляется определение содержания понятия "профессиональная компетентность" в рамках социокультурного, коммуникационного и психологического теоретико-методологических подходов и последующее формирование адекватной модели структуры профессиональной компетентности

Формирование профессиональной культуры предопределяется спецификой профессии, условиями ее зарождения и контролируется, прежде всего, макросредой - социокультурной, экономической, политической, хотя и внутрипрофессиональные взаимодействия оказывают на становление профессиональной культуры определенное влияние. Поэтому прямое управление профессиональной культурой, по-видимому, невозможно. Профессиональная культура проявляется на нескольких уровнях: видимые культурные артефакты (устойчивые способы интерпретации реальности, поведение профессионалов); профессиональные ценности; "образ (модель) мира" - динамическая система смыслов, основа восприятия и конструирования реальности субъектом (понятие "образ мира" введено А.Н. Леонтьевым).

Профессиональная культура обеспечивает целостность и непротиворечивость профессиональной деятельности; она объединяет представителей конкретных профессий посредством осознанного или бессознательного усвоения ими общих культурных смыслов, задает механизмы развития личности профессионала. Она воплощена в технологиях, материальных продуктах труда, институциональных структурах профессии. Любой специализированный вид деятельности для приобретения статуса профессии

проходит сложный процесс институционализации, который наряду с другими этапами предполагает формирование специальных требований, норм и стандартов, определение характера специальных способностей, знаний и навыков индивидов, необходимых для выполнения данного вида деятельности; выделение определенных профессиональных ценностей, норм, стилей, образцов поведения.

Профессиональная компетентность, рассматриваемая в аспекте воспроизводства профессиональной общности, - это готовность к выполнению профессиональной деятельности; в процессе обучения в профессиональном учебном заведении он овладевает профессиональной компетентностью и затем развивает ее посредством непосредственного практического опыта. Трактуемое таким образом понятие "компетентность" носит существенно оценочное значение, так как при определении компетентности профессионала внимание уделяется степени овладения им нужными умениями и навыками; юридическому соответствию профессионала; опыту при ведении профессиональной деятельности, и, следовательно, в основу показателей профессиональной компетентности могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста.

Управление компетенцией - это совокупность действий, направленных на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями органов государственной власти в качественном и количественном составе кадров. С другой стороны, управление компетенцией - это процесс сравнения потребностей организации с наличными кадровыми ресурсами и выбор форм и средств воздействия в соответствии с потребностями данной организации.

Компетенция - это такая часть компетентности, с помощью которой можно измерить готовность человека к выполнению определенной работы, функции. С данной точки зрения у компетенции есть две стороны: одна обращена к трудовой деятельности, а другая - к человеку. Выделяя должностные компетенции (компетенции рабочего места), необходимо детально обозначить требования, необходимые для успешного выполнения работы. Определение же компетенции сотрудника предполагает уточнения его готовности к выполнению работы с требуемым уровнем качества.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия - «ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навы-ковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности».

Не следует противопоставлять компетентности знаниям, умениям и навыкам. Являясь более широким понятием, компетентность включает в себя: когнитивную и операционально-технологическую, мотивационную и этическую, социальную и поведенческую составляющие, а также результаты обучения (знания и умения); систему ценностных ориентаций.

Характерными признаки профессиональных компетентностей являются:

1. многофункциональность (овладение ими позволяет решить различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни);

2. принадлежность к метаобразовательной области (они надпредмет-ны, междисциплинарны и применимы в самых разных ситуациях);

3. интеллектоемкость (они требуют абстрактного мышления, саморефлексии, самоидентификации, самооценки и др.);

4. многомерность (они включают различные умственные процессы: аналитические, коммуникативные, «ноу-хау», здравый смысл и другие).

М.А. Холодная определяет компетентность как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности.

Существуют и другие подходы к тому, что включать в коммуникативную компетенцию. Так, например, по мнению Л.Л. Федоровой, ядром коммуникативной компетентности является механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, регулирующие социальные отношения. Данный механизм описывается на двух уровнях: коммуникативном, на котором собеседники представлены по их активности в диалоге, и социологическом, на котором собеседники рассматриваются в качестве носителей определенных социальных ролей.

В деятельностном подходе Л.Я. Петровской коммуникативная компетентность понимается как совокупность навыков и умений, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой. Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции - владением какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной смене психологических позиций - один из существенных показателей компетентного общения.

В.М. Снетков, определяя коммуникативные особенности управленцев, среди всего многообразия средств выделил коммуникативный минимум, овладение которым желательно для всех менеджеров. По мнению ис-

следователя, от этого зависит эффективность их деятельности. Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к теоретическим знаниям (о психофизиологических и психологических особенностях восприятия людьми друг друга, особенностях вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации, структуре межличностной коммуникации в организации и др.), навыкам и умениям. Среди важнейших он выделяет техники коммуникации: активное и пассивное слушание, синхронизацию, стратегии ведения диалога, снятие разногласий собеседников, снятие эмоционального напряжения, утверждение, вербализацию. Исследователь предлагает использовать данный коммуникативный минимум для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности менеджера. Также В.М. Снетков выделяет различные практические умения, например, умение понять психологические особенности собеседника, умение, внимательно слушая сообщение, одновременно наблюдать и учитывать особенности вербального и невербального поведения собеседника.

Дж. Равен рассматривает коммуникативную компетентность как «систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию».

В этой связи важным представляется акцентирование внимания на проблеме медиаобразования и медиавоспитания в процессе профессионального развития управленческих кадров, реализация образовательных программ, направленных на развитие профессиональных компетенций, связанных с комплексным овладением методами и технологиями диагностики и анализа массовых информационных процессов, способов и технологий принятия эффективных управленческих решений в условиях формирующегося информационного общества современной России, способствующие не только повышению эффективности профессиональной деятельности, но и раскрывающих личностный потенциал, повышающий коммуникативную компетентность.

Библиографический список

1. Берзин Б.Ю., Коган Л.Н. Профессиональная культура работника // Социологические исследования. 1989. № 3.

2. Интеллектуально-кадровый потенциал России - будущее страны и государства // Право и управление. XXI век. 2006. № 2(3).

3. Калачева Т.Г. Технологические основания управления профессионализмом // Социология власти. 2004. № 1.

4. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

5. Модернизация российского образования: документы и материалы / Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: ГО ВШЭ, 2002.

6. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: Изд-во МГУ,

1989.

7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., Когито-центр, 2002.

8. Снетков В.М. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова, СПб., 2001.

9. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. СПб.,

2000.

10. Современный философский словарь. М., 1998.

11. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура. Мн., 1980.

12. Соколова Г.Н. Экономическая реальность в социальном измерении: экономические вызовы и социальные ответы. Мн., 2010.

13. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономическая социология. Мн.,

2005.

14. Социальные технологии. Толковый словарь. М.; Белгород, 1995.

С. 31.

15. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском М., 2000.

16. Турчинов А.И., Магомедов К.О. Современные проблемы кадровой политики и управления персоналом в России: Социологический анализ. М.: Изд-во РАГС, 2009.

17. Управление персоналом. М., 2012.

18. Федорова Л.Л. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения. Под ред. Е.Ф. Тарасова. М., 1981.

19. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002.

20. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995.

Контактная информация

fadeevaksinia@yandex. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.