Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность государственных служащих в контексте развития информационного общества'

Коммуникативная компетентность государственных служащих в контексте развития информационного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
280
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фетисов Павел Викторович

В статье рассматривается проблема развития информационной культуры государственных служащих, которая неразрывно связана с внедрением компетентного подхода. Компетентный подход в сфере профессионального развития государственных служащих открывает дополнительные возможности для интеграции различных философий построения кадровой политики. Управление компетенцией представляет собой совокупность действий, направленных на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями органов государственной власти в качественном и количественном составе кадров. Внедрение технологий управления компетенцией должно включать в себя организационные инструменты, процедуры и порядок, позволяющие вывести кадровый потенциал органов государственной власти на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Фетисов Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUBLIC SERVANTS IN THE CONTEXT OF THE INFORMATION SOCIETY

The problem of development of information culture of public servants, which is inextricably linked with the introduction of a competent approach. The competent approach in the field of professional development of civil servants provides additional opportunities for the integration of different philosophies of construction personnel policy. Management competence is a set of actions aimed at the acquisition of the required competence to meet the needs of public authorities in the qualitative and quantitative composition of personnel. The introduction of technology management competence should include organizational tools, procedures and allowing human resources to bring public authorities to a new level.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность государственных служащих в контексте развития информационного общества»

Фетисов П. В.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

б. ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

5.1. КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО

ОБЩЕСТВА

Фетисов Павел Викторович, аспирант

Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Fetisov_P@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития информационной культуры государственных служащих, которая неразрывно связана с внедрением компетентного подхода. Компетентный подход в сфере профессионального развития государственных служащих открывает дополнительные возможности для интеграции различных философий построения кадровой политики. Управление компетенцией представляет собой совокупность действий, направленных на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями органов государственной власти в качественном и количественном составе кадров. Внедрение технологий управления компетенцией должно включать в себя организационные инструменты, процедуры и порядок, позволяющие вывести кадровый потенциал органов государственной власти на качественно новый уровень.

Ключевые слова: управленческие решения, информационные технологии, информационная культура, коммуникативная компетентность, компетентный подход, компетенции, коммуникация.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUBLIC SERVANTS IN THE CONTEXT OF THE INFORMATION SOCIETY

Fetisov Рavel V., postgraduate student

Study place: The Russian President Academy of National Economy and Public Administration

Fetisov_P@mail.ru

Abstract: The problem of development of information culture of public servants, which is inextricably linked with the introduction of a competent approach. The competent approach in the field of professional development of civil servants provides additional opportunities for the integration of different philosophies of construction personnel policy. Management competence is a set of actions aimed at the acquisition of the required competence to meet the needs of public authorities in the qualitative and quantitative composition of personnel. The introduction of technology management competence should include organizational tools, procedures and allowing human resources to bring public authorities to a new level.

Keywords: management solutions, information technology, information culture, communicative competence, competent approach, competence, communication.

Непрозрачные схемы принятия управленческих решений создают живительную почву для патологий, в том числе, коррупции, что не только снижает уровень доверия общества в целом к институтам власти, но и влечет огромные финансовые потери. Для радикального изменения ситуации необходимы комплексные меры, не ограничивающиеся только внедрением в управленческую практику информационных технологий, необходимыми представляются новые подходы к профессиональной подготовке государственных служащих, ориентированные, в первую очередь, на культурную составляющую, на формирование информационной культуры и коммуникативную компетентность, а не только включающей операционную (или техническую) составляющую модернизации деятельности органов власти.

Проблема развития информационной культуры государственных служащих неразрывно связана с внедрением компетентного подхода. Компетентный подход в сфере профессионального развития государственных служащих открывает дополнительные возможности для интеграции различных философий построения

кадровой политики.

Управление компетенцией представляет собой совокупность действий, направленных на приобретение необходимой компетенции в соответствии с потребностями органов государственной власти в качественном и количественном составе кадров. Внедрение технологий управления компетенцией должно включать в себя организационные инструменты, процедуры и порядок, позволяющие вывести кадровый потенциал органов государственной власти на качественно новый уровень.

Специфика компетентного подхода состоит в том, что он алгоритмизирует деятельность на двух уровнях -системы и его отдельной структурной единицы, поэтому может быть многократно использован, тиражирован для решения сходных задач, достижения заданных целевых ориентиров органов государственной власти.

Коммуникативная компетентность государственных служащих является ключевым элементом эффективности решения стратегических задач в сфере государственного управления. Процесс взаимодействия, выработка того или иного решения - это, прежде всего, про-

Социально-политические науки

4'2015

цесс коммуникации, при этом, эффективность общения напрямую зависит от компетентности специалистов, взаимодействующих друг с другом. В деятельности государственного служащего основными целями коммуникации являются получение или сообщение информации для эффективного достижения целей и ожидаемых результатов, управления поведением людей.

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия.

Во-первых, данное положение связано с тем, что понятие компетентность позволяет объединить как интеллектуальную, так и навыковую составляющую образования.

Во-вторых, именно в компетентностностном подходе находит отражение идеология интерпретации содержания образования, ориентированного на «стандарт на выходе».

Компетентность, являясь более широким понятием, включает в себя: как когнитивную, так и операционально-технологическую, социальную и поведенческую, мотивационную и этическую, составляющие, включает и результаты обучения (сформированные знания, навыки и умения), и систему ценностных ори-ентаций. Не случайно, в исследованиях компетентность определяется как особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности [5].

Рассматривая коммуникативную компетентность, необходимо отметить, что в настоящее время этот вопрос относится к числу наиболее дискуссионных. Существуют различные подходы, как к определению самого понятия, так и к структуре коммуникативной компетентности. Так, по мнению некоторых исследователей, ядром коммуникативной компетентности выступает механизм речевой коммуникации, в основе которого лежат социальные взаимодействия, регулирующие социальные отношения. При этом подчеркивается, что данный механизм раскрывается на двух уровнях: коммуникативном и социологическом, связанном с реализацией определенных социальных ролей [4]. С другой точки зрения коммуникативная компетентность выражается в совокупности навыков и умений, необходимых для эффективного коммуникативного действия в пространстве межличностного взаимодействия. При этом, внимание акцентируется на гибкость и адекватную смену психологических позиций как существенных показателей компетентного общения [1].

Коммуникативная компетентность рассматривается и как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации, при этом подчеркивается роль как инвариантных общечеловеческие характеристики, так и влияние исторически и культурно обусловленных. Коммуникативная компетентность связывается не только с искусством адаптации к ситуации и свободу действий, но и с умением организовать коммуникативное пространство и выбрать коммуникативную дистанцию [2].

При определении коммуникативной компетентности именно в сфере управленческой деятельности В.М. Снетков выделил базовый коммуникативный минимум, который представляет собой перечень требований к знаниям, навыкам и умениям. Среди важнейших техник он выделяет основные:

- снятие эмоционального напряжения,

- утверждение,

- вербализацию,

- техники активного слушания,

- синхронизацию,

- стратегии ведения диалога,

- снятие разногласий [3].

В период реформирования и развития государственной службы актуализируются вопросы, связанные с развитием коммуникативной компетентности служащих. При этом важно учитывать тесную взаимосвязь между уровнем информационной культуры, коммуникативной компетентности и социальной эффективностью деятельности органов власти. Целью должно стать -развитие междисциплинарных компетенций служащих в области формирования эффективного коммуникативного дискурса, навыков проектирования и моделирования информационно-коммуникативных и массме-дийных процессов на основе знания закономерностей развития информационного общества.

В качестве ключевых можно выделить следующие специальные компетенции:

- формирование системного мышления и освоение закономерностей информационно-коммуникативного взаимодействия;

- приобретение навыков применения в управленческой практике алгоритма принятия эффективных управленческих решений на основе анализа и моделирования информационно-коммуникативных процессов;

- развитие культуры проектирования эффективного коммуникативного дискурса и повышение компетентности в сфере информационного взаимодействия;

- овладение информационно-коммуникативными технологиями формирования имиджа, репутации и повышения престижа;

- развитие навыков привлечения потенциала институтов гражданского общества, средств массовой информации к разработке и реализации управленческих решений;

- развитие способностей публичной презентации и информационного сопровождения управленческой деятельности, а также овладение инструментальными методами информационной аналитики для решения исследовательских и управленческих задач.

Вместе с тем, в настоящее время, данная проблематика не включена системно в процесс профессионального развития служащих.

В процессе профессионального развития государственных служащих, важным представляется реализация образовательных программ, направленных на развитие профессиональных компетенций государственных служащих, связанных с комплексным овладением методами и технологиями диагностики массовых информационно-коммуникативных процессов, способов и технологий принятия эффективных управленческих решений в условиях развития информационного общества современной России, направленных на предупреждение деструктивного влияния.

Актуальным является перенесение акцента в системе профессионального образования на формирование системного мышления и овладение технологиями управления информационно-коммуникативными процессами, способствующими не только повышению эффективности профессиональной деятельности, но и раскрытию личностного потенциала, что позволит снизить уровень дистанцированности граждан от процесса принятия управленческих решений, сформировать систему взаимодействия на принципах диалога.

Фетисов П. В.

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Список литературы:

1. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.

2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., Когито-центр, 2002.

3. Снетков В.М. Коммуникативный минимум менеджера // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. СПб., 2001.

4. Федорова Л.Л. К построению модели коммуникативной компетенции // Проблемы организации речевого общения. М., 1981.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.

6. Шарков Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации. М., 2010.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью П.В. Фетисова «Коммуникативная компетентность государственных служащих в контексте развития информационного общества» Актуальность исследования, заявленная в данной статье, связывается с необходимостью научного анализа масштабных социокультурных изменений, происходящих под воздействием процессов информатизации и компьютеризации. Обновление информационной среды влечет за собой формирование новых культурных потребностей и интересов, активизирует адаптационные механизмы человека, расширяет поиск адекватных коммуникативных практик. В современных условиях достижение определенного уровня коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности человека, в том числе и в системе российской государственной службы, представляется важным в контексте освоения инновационного стиля деловой культуры, устанавливающего новые стандарты, правила и нормы управленческой деятельности.

Заслуживает положительной оценки научно обоснованный вывод автора о необходимости включения государственного служащего в систему непрерывного образования, связанную с повышением деловой культуры и профессионализма, информационной грамотности и компетентности; обучения его социальным технологиям деловой коммуникации и новым формам интерактивного взаимодействия, адекватным динамике происходящих социокультурных изменений.

Актуальность рассматриваемых проблем, концептуальный подход, научный стиль изложения материала позволяют рекомендовать статью к публикации в научном издании.

Доктор психологических наук, профессор консультант Фонда развития науки и поддержки молодых ученых

В.М. Герасимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.