Научная статья на тему 'Политическая компетентность в системе государственного управления'

Политическая компетентность в системе государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
307
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / POLITICAL COMPETENCE / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC SERVANT / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / POLITICAL STRATEGY / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТАКТИКА / POLITICAL TACTICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестерова Екатерина Александровна

В статье подробно рассматривается понятие «политическая компетенция». Большое влияние на развитие социально-экономической сферы оказывает политическая компетенция государственного служащего. У политического руководителя компетенция выражается по-разному при политической стратегии и политической тактике. В статье рассматриваются несколько этапов деятельности, благодаря которым характеризуется поведение и действия компетентного руководителя. Описываются проблемы в системе образования и повышения квалификации государственных служащих. Они связаны с тем, что существующие обучающие программы в большей степени направлены на стабильную обстановку в стране и в мире в целом и мало уделяют внимания кризисам и внештатным ситуациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политическая компетентность в системе государственного управления»

6. [Электронный ресурс]: Департамент Территориальных Органов Исполнительной Власти города Москвы. Режим доступа: http://dtoiv.mos.ru/msu/MSU.php/ (дата обращения: 24.05.2017).

7. [Электронный ресурс]: Совет Муниципальных Образований города Москвы. Режим доступа: http://amom.mos.ru/sovet/ (дата обращения: 24.05.2017).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Нестерова Е.А. Email: Nesterova1135@scientifictext.ru

Нестерова Екатерина Александровна - магистрант, кафедра психологии, социологии, Государственное и муниципальное управление, Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва

Аннотация: в статье подробно рассматривается понятие «политическая компетенция». Большое влияние на развитие социально-экономической сферы оказывает политическая компетенция государственного служащего. У политического руководителя компетенция выражается по-разному при политической стратегии и политической тактике. В статье рассматриваются несколько этапов деятельности, благодаря которым характеризуется поведение и действия компетентного руководителя.

Описываются проблемы в системе образования и повышения квалификации государственных служащих. Они связаны с тем, что существующие обучающие программы в большей степени направлены на стабильную обстановку в стране и в мире в целом и мало уделяют внимания кризисам и внештатным ситуациям.

Ключевые слова: политическая компетентность, система государственного управления, государственный служащий, политическая стратегия, политическая тактика.

POLITICAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION Nesterova E.A.

Nesterova Ekaterina Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT PSYCHOLOGY, SOCIOLOGY, STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF EMPEROR NICHOLAS II, MOSCOW

Abstract: the article focuses on the concept of "political competence". A great influence on the development of socio-economic spheres has the political competence of the public servant. The political head of the competence is expressed in different ways in political strategy and political tactics. The article discusses several phases of activity, through which characterized the conduct and actions of competent leader.

Describes problems in education and advanced training of civil servants. They are related to the fact that existing training programs in a greater degree aimed at a stable situation in the country and in the world, and pay little attention to crises and emergency situations.

Keywords: political competence, the system of public administration, public servant, political strategy, political tactics.

УДК 331.1

Для Российской Федерации проблема компетентности государственной власти является такой же актуальной, как и для любого другого государства. Развитие страны, ее

политическое и экономическое благополучие, а также эффективность государственного управления зависят в большей степени от управленческих решений представителей государственной службы.

Понятие политической компетенции проявляется значительным образом для определения несовершенств системы государственного управления. В концепции административной реформы Российской Федерации государственное управление является одной из причин успешного развития социально-экономической сферы страны [1].

При анализе политической компетентности можно сделать вывод, что она выражается в разных вариантах при политической стратегии и политической тактике [4].

В данном случае под «стратегией» понимается долгосрочный план для достижения фундаментальных целей, которые направлены на развитие социальной сферы.

В политической стратегии очень важен вопрос о компетенции. Особенно он касается госслужащих, занимающих высокие и высшие посты государственной власти, так как они являются ключевыми фигурами в определении политического курса государства и социальной жизни граждан. Конечно, у таких руководителей есть штат квалифицированных помощников и советников, профессионально владеющих знаниями политической и экономической жизни страны. Но последнее слово всегда остается за руководителем, именно он несет ответственность за принимаемые управленческие решения.

Политически компетентным является такой руководитель, который обладает не только теоретическими знаниями и умением креативно мыслить, но и способностью ставить реальные задачи и последовательно их выполнять, учитывая при этом насущные потребности населения [3].

Существует несколько этапов деятельности, благодаря которым проявляется стратегическая компетенция политического руководителя.

Первый этап - постановка крупных социальных целей. Данный этап характеризуется, тем, что руководитель осознает, какое место он занимает в развитии собственной страны, и как он может повлиять на улучшение благоустройства общества. После этого, происходит постановка конкретной, достижимой, не противоречивой, социально-политической цели.

Второй этап - выбор модели социального развития. На этом этапе крупный руководитель анализирует плюсы и минусы своей страны и выбирает наиболее подходящую модель. Это может быть совершенно новая модель, созданная на основе опыта в политической и экономической сферах, или модель, заимствованная из других государств. Если модель недостаточно соответствует возможностям страны, то следующим шагом политической компетенции руководителя является корректировка или полный отказ от такой модели.

Третий этап - компетентность в области геополитических интересов. Геополитические интересы характеризуются как интересы государств, которые исходят от их географического положения и связанных с ними преимущества и недостатки. Геополитическая компетентность - это понимание связи между экономической, политической, военной, информационной мощи государства и его географическим расположением, усматривание нитей, стягивающих в единство географию и стратегию, что дает в результате геостратегию - пути и планы разносторонней экспансии государства или его оборонительную позицию.

Для руководителя выбор и применение наилучшего тактического решения представляет собой непростую задачу, которая направлена на определенное положение, и установление в нем союзников и соперников. Для руководителя на данном этапе важно не потерять ориентиры и отстаивать свою позицию. Тактически компетентными являются такие руководители, которые обладают способностью к коммуникации с разными слоями населения, а также осознание компетентной тактики как контроля над ситуацией.

Для госслужащих, занимающих высокие посты, соответствовать политической компетенции наиболее затруднительно. Это связано с тем, что таким руководителям необходимо быть компетентными при рассмотрении и учете мнения населения, принимать во внимание расхождения интересов госслужащих, а также устранять разногласия между обществом и представителями государственной службы с помощью компетентных управленческих решений [7].

В современном мире происходят преобразования в политической, экономической и социальной сферах. В связи с этим вузы и другие образовательные учреждения, направленные на обучение и повышение квалификации людей, желающих работать в государственных органах, не успевают обрабатывать и включать в учебную программу полученный материал, который основан на опыте государственного управления.

Существующие обучающие программы в большей степени направлены на стабильную обстановку в стране и в мире в целом, и мало уделяют внимание кризисам и внештатным ситуациям [2].

Пассивность образовательных структур не является обоснованием для отсутствия актуальных знаний об управленческой системе у госслужащих. Для повышения политической компетенции и профессионализма они могут воспользоваться существующими внутрисистемными горизонтальными связями между представителями государственной службы. Решением данной проблемы может стать создание дистанционной образовательной системы, ориентация которой в основном направлена на развитие самоорганизации.

Главная особенность такого обучения от существующего - это создание образовательной среды, благодаря участию и обмену опыта самих госслужащих. На региональном и федеральном уровне в государственных органах происходит накопление огромного количества положительного и отрицательного опыта, который предоставляет возможность обобщить и выработать успешные управленческие новации [5]. Это даст сотрудникам государственной службы креативно мыслить, развивать способность к инновационным управленческим решениям и к выбору наиболее эффективных подходов для взаимодействия с коллегами. Постоянная коммуникация, изучение и освоение знаний полученных от других людей, вращающихся в той же сфере, позволяет постоянно повышать квалификацию.

В настоящее время возможность выйти в сеть Интернет есть у каждого госслужащего, соответственно, создание обучающего портала обеспечит горизонтальную связь между государственными служащими.

Для эффективного взаимодействия от участников портала требуется понимание организаторской и управленческой деятельности, способности поставить четкие цели для осуществления познавательной деятельности, получение и освоение новых профессиональных навыков и умений.

Таким образом, действующая в настоящее время модель политической компетенции является не совершенной. Она нуждается в существенной корректировке с добавлением новых путей коммуникации сотрудников государственной службы для получения непрерывного образования и повышения квалификации.

Список литературы /References

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. № 5, 2003. С. 22-27.

2. Канеева Ю.Р. Роль непрерывного образования в формировании профессиональной идентичности государственных служащих / Ю.Р. Канеева // Власть, 2013. № 5. С. 53-55.

3. Коргунюк Ю.Г. Политическая элита современной России с точки зрения социального представительства // ПОЛИС, 2001. № 1.

4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М. «Когито-Центр», 2002. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года).

5. Рослякова Н.И. Непрерывное образование в условиях рыночной экономики / Н.И. Рослякова // Педагог XXI века, 2009. № 4. С. 71-76.

6. Титов В.Н. Политическая элита и проблемы политики. СОЦИС. Москва, 1998. № 7.

7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование, 2003. № 2. С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.