Научная статья на тему 'Организационные формы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в московской агломерации'

Организационные формы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в московской агломерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
318
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / MOSCOW AGGLOMERATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / STATE AUTHORITY / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / MUNICIPAL AUTHORITY / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ORGANIZATIONAL FORMS OF INTERACTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ковалёв Евгений Аркадьевич

Московская агломерация является крупнейшим в России межрегиональным центром социально-экономического развития страны, а также крупным макроэкономическим и территориально-производственным узлом. Тенденции развития московской агломерации очень сложны и многообразны. Тем самым одним из важнейших путей развития агломерации, является усовершенствование механизмов взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, а именно организационных форм взаимодействия. В настоящее время, фактически весь Центральный Федеральный Округ находится под влиянием московской агломерации, это связано с тем, что регионы Москвы с инвестиционным, экономическим и логистическим потенциалом в большей части поставляют свою продукцию на московский рынок. Существует тенденция появления и развития вокруг Москвы мощных региональных промышленных центров. Тем самым будущее развитие ЦФО будет происходить в рамках выноса производств за пределы Москвы и Московской области на территории других областей округа. Именно поэтому существует необходимость создания определённых организационных структур, которые осуществляют процесс взаимодействия органов государственной и муниципальной власти. Эффективная реализация проектов по созданию необходимых структур, в рамках организационных форм взаимодействия государственной и муниципальной власти, и есть одна из основных задач стратегического развития московской агломерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ковалёв Евгений Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные формы взаимодействия органов государственной и муниципальной власти в московской агломерации»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ Ковалёв Е.А. Email: Kovalev1135@scientifictext.ru

Ковалёв Евгений Аркадьевич - магистрант, кафедра психологии, социологии, государственного и муниципального управления, Московский государственный институт путей сообщения Императора Николая II, г. Москва

Аннотация: московская агломерация является крупнейшим в России межрегиональным центром социально-экономического развития страны, а также крупным макроэкономическим и территориально-производственным узлом. Тенденции развития московской агломерации очень сложны и многообразны. Тем самым одним из важнейших путей развития агломерации, является усовершенствование механизмов взаимодействия органов государственной и муниципальной власти, а именно организационных форм взаимодействия. В настоящее время, фактически весь Центральный Федеральный Округ находится под влиянием московской агломерации, это связано с тем, что регионы Москвы с инвестиционным, экономическим и логистическим потенциалом в большей части поставляют свою продукцию на московский рынок. Существует тенденция появления и развития вокруг Москвы мощных региональных промышленных центров. Тем самым будущее развитие ЦФО будет происходить в рамках выноса производств за пределы Москвы и Московской области на территории других областей округа. Именно поэтому существует необходимость создания определённых организационных структур, которые осуществляют процесс взаимодействия органов государственной и муниципальной власти. Эффективная реализация проектов по созданию необходимых структур, в рамках организационных форм взаимодействия государственной и муниципальной власти, и есть одна из основных задач стратегического развития московской агломерации. Ключевые слова: московская агломерация, государственная власть, муниципальная власть, организационные формы взаимодействия.

ORGANIZATIONAL FORMS OF INTERACTION OF BODIES OF STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES IN THE MOSCOW AGGLOMERATION Kovalev A.E.

Kovalev Evgenii Arkad'evich - Master Student, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, SOCIOLOGY, STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, MOSCOW STATE INSTITUTE OF EMPEROR NICHOLAS II, MOSCOW

Abstract: the Moscow agglomeration is the largest in Russia interregional center for socio -economic development of the country and the major socio-economic and territorial - production node. Tendencies of development of the Moscow agglomeration are a very complex and diverse. Thus one of the most important ways of development of agglomeration is the improvement of mechanisms of interaction of bodies of state and municipal authorities, namely the organizational forms of interaction. As at present, virtually the entire Central Federal District is under the influence of the Moscow agglomeration, due to the fact that the regions of Moscow from the investment, economic and logistics potential in the greater part deliver their products to the Moscow market. The trend has been the emergence and development around Moscow a major regional industrial centers. Thus the future development of the Central Federal district will take place in the framework of the removal of production facilities outside of Moscow and Moscow

73

region on the territory of other areas of the County. That's why there is a need to create specific organizational structures that carry out the process of interaction of bodies of state and municipal authorities. Effective implementation of projects to create the necessary structures, organizational forms of interaction between state and municipal authorities, and is one of the main tasks of strategic development of the Moscow agglomeration.

Keywords: Moscow agglomeration, state authority, municipal authority, organizational forms of interaction.

УДК: 351

Организационные формы взаимодействия государственной и муниципальной власти проявляются в виде создания всевозможных объединений и ассоциаций. Целью создания таких объединений является, решение как разовых совместных вопросов, так и вопросов требующих постоянного взаимодействия властей, для реализации государственных и муниципальных реформ. Именно потому, что прямое взаимодействие государственных и муниципальных властей не всегда эффективно, так как иногда это физически невозможно, то создание эффективной и работоспособной системы промежуточных органов существенно необходимо [5].

Именно по этой причине, для улучшения координации межмуниципальных связей в каждом субъекте Российской Федерации, создаётся Совет муниципальных образований, которые в свою очередь могут создать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Деятельность Совета муниципальных образований связана с решением вопросов, которые касаются всех муниципальных образований данного региона. Также создан и действует Совет по местному самоуправлению Российской Федерации -федеральный координационный центр при Президенте Российской Федерации, который призван рассматривать важнейшие вопросы развития местного самоуправления и подготовку соответствующих реформ и предложений Президенту Российской Федерации.

Для того чтобы данные ассоциации и союзы могли беспрепятственно осуществлять свою деятельность, государственная власть наделила их особыми полномочиям и особым статусом.

Что касается московской агломерации, то свою деятельность в сфере развития транспортной отрасли осуществляет Транспортная Ассоциация Московской Агломерации. Также созданный в 2000 году и осуществляющий свою деятельность по сей день Союз Инновационно-Технологических Центров России, призванный координировать деятельность структур поддержки инновационного бизнеса, также ведёт активное развитие международных связей в сфере трансфера высоких технологий и продвижение российских инновационных предприятий и научных организаций на мировые и европейские рынки. Также существует Московский Центр Развития и Продвижения Бизнеса, цель которого является объединение профессионалов и предпринимателей для обмена опытом и реализации совместных проектов, успешность которых способствует стремительному развитию промышленной отрасли как Москвы, так и всей московской агломерации. И одним из самых главных является Совет Муниципальных Образования города Москвы, созданный в целях координации деятельности муниципальных образований всех районов города Москвы. Для того чтобы данные ассоциации и союзы могли беспрепятственно осуществлять свою деятельность, государственная власть наделила их особыми полномочиям и особым статусом [7].

Создание общероссийских, межрегиональных, региональных, специализированных объединений муниципальных образований, призвано координировать совместные усилия органов государственной и муниципальной власти, по решению как разовых вопросов, так и систематических возникающих. А для улучшения эффективности реализации организационных форм взаимодействия существует необходимость в разработке подходов к разграничению предметов введения и регламентации компетенций органов государственной и муниципальной властей [3].

В Конституции Российской Федерации под компетенцией (ведением) принято считать перечень и круг вопросов, который орган или должностное лицо имеет право и способен решать, используя при этом полномочия, установленные конституцией и законами

субъектов Российской Федерации. При реализации в государственном управлении основного принципа федерализации, то есть трёхуровневом разграничении властей (по вертикали), существует необходимость разграничения и определения компетенций между тремя уровнями власти. Таким образом, существуют исключительные компетенции, призванные решать круг вопросов только одного уровня государственного управления при том, что другой уровень территориального управления не вправе решать проблемы данного круга вопросов. Но также возможна и совместная компетенция, при которой органы власти различных уровней могут решить один и тот же круг вопросов [2].

Специалисты в данных вопросах указывают на три способа разделения предметов ведения:

1. Все вопросы, которые подлежат совместному введению федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации, прописываются в конституции РФ. Затем определяется круг проблем по вопросам, которые находятся в исключительном введении федеральных органов.

2. Осуществляется перечисление вопросов, в которых федеральные органы определяют общие принципы законодательства, а уже субъекты федерации издают законы, которые конкретизируют данные принципы.

3. Если в перечне вопросов, которые находятся в совместном введении федеральных органов и органов субъектов РФ, существуют вопросы, не относящиеся к федеральному закону, то законодательные органы субъектов вправе принимать законы по данному вопросу [2].

Что касается вопросов местного значения, которые относятся к компетенции органов местного самоуправления, то они регулируются законодательством федерального и регионального уровня. В компетенцию органов местного самоуправления, федеральный закон может включать отдельные государственные полномочия, а также осуществлять передачу необходимых финансовых и материальных средств, для реализации данных полномочий [2].

Данная процедура передачи и реализации таких полномочий контролируется государством. Порядок и условия такого контроля определяется законами субъектов Российской Федерации и федеральными законами. Целью передачи в компетенцию органов местного управления, вопросов государственного значения, является реализация в полной мере и по всей стране государственных социальных стандартов.

Таким образом, взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется в рамках реализации компетенций повседневно -жизнеобеспечительного содержания, с учётом единой государственной социальной, экономической и идеологической политики страны.

На эффективность реализации полномочий государственных и муниципальных властей влияет тот факт, что все уровни власти не должны выходить за пределы своих полномочий, и решать вопросы только в рамках своих компетенций, при этом не вмешиваясь в чужие компетенции [2].

Таким образом, взаимодействие государственных и муниципальных органов осуществляется в рамках децентрализованной модели государственного управления. Децентрализация представляет собой нормативное закрепление государственными органами за органами муниципальной власти и иными субъектами власти, прав, полномочий и функции для решения определённого круга вопросов. Выполнение определённых, переданных или делегированных государственных, полномочий требует значительной материальной и правовой поддержки со стороны государственных органов. В данном вопросе децентрализация предполагает перечень конституционно-законодательных гарантий, которые строятся на основе следующих принципов:

• Принцип государственных гарантий местного самоуправления: предполагает создание системы правовых гарантий, защищающие местное самоуправление. То есть установление государством правовых основ организации деятельности местного самоуправления, его экономической, финансовой и организационной самостоятельности, а также обеспечение судебной защиты прав местного самоуправления. В данную систему правовых основ также входит материально -

75

финансовая обеспеченность для осуществления органами местного самоуправления отдельных переданных или делегированных им государственных полномочий [4].

Организационные принципы взаимодействия устанавливают основы взаимодействия государственных и муниципальных органов. Данный принцип характеризуется следующими признаками:

• Оказание государственными органами содействия органам муниципальной власти в выполнении ими своего предназначения;

• Органы местного самоуправления в свою очередь обязаны реализовывать решения, выполнять задачи и функции, принятые органами государственной власти в соответствии с законом, на местном уровне.

Функциональные принципы взаимодействия предполагают:

• Самостоятельность органов местного самоуправления в рамках собственных полномочий, которые задаются законом, а также наличие в достаточной мере собственных ресурсов, необходимых для осуществления основной деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц;

• Регулярное проведение выборов, как залог функционирования народного представительства.

Принцип ограниченности и предельности компетенций: соблюдение данного принципа предполагает соблюдение гарантий невмешательства государственных органов в деятельность местного самоуправления, а важность для государственных органов определяется невозможностью вторжения местного самоуправления в законоустановленное пространство, что способствует повышению стабильности отношений между органами местного самоуправления и государственной властью.

Следовательно, на эффективность взаимодействия государственных органов и органов муниципальной власти, а также на государственное управление в целом влияет совокупность таких принципов как, согласованность действий государственных и муниципальных органов власти; своевременная координация их действий; определение пределов компетенции; конкретное распределение должностных обязанностей между руководителями и подчинёнными, а также повышение ответственности за выполняемые ими поручения [2].

От эффективности взаимодействия органов государственной и муниципальной власти зависит уровень и качество жизни населения как в отдельных муниципальных образованиях, так и в регионах. Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления в России. Именно поэтому существует необходимость тщательной разработки путей совершенствования механизмов организационных форм взаимодействия органов государственной и муниципальной власти [1].

Список литературы /References

1. Гусенбеков И.И. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ // Журнал российского права, 2006.

2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов. Москва: Гардарики, 2006.

3. Глазунова Н.И. Государственный университет управления // Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов. Москва: Проспект, 2006.

4. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

5. [Электронный ресурс]: Сайт научных работ. Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/law/00231696_0.html/ (дата обращения: 24.05.2017).

6. [Электронный ресурс]: Департамент Территориальных Органов Исполнительной Власти города Москвы. Режим доступа: http://dtoiv.mos.ru/msu/MSU.php/ (дата обращения: 24.05.2017).

7. [Электронный ресурс]: Совет Муниципальных Образований города Москвы. Режим доступа: http://amom.mos.ru/sovet/ (дата обращения: 24.05.2017).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Нестерова Е.А. Email: Nesterova1135@scientifictext.ru

Нестерова Екатерина Александровна - магистрант, кафедра психологии, социологии, Государственное и муниципальное управление, Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва

Аннотация: в статье подробно рассматривается понятие «политическая компетенция». Большое влияние на развитие социально-экономической сферы оказывает политическая компетенция государственного служащего. У политического руководителя компетенция выражается по-разному при политической стратегии и политической тактике. В статье рассматриваются несколько этапов деятельности, благодаря которым характеризуется поведение и действия компетентного руководителя.

Описываются проблемы в системе образования и повышения квалификации государственных служащих. Они связаны с тем, что существующие обучающие программы в большей степени направлены на стабильную обстановку в стране и в мире в целом и мало уделяют внимания кризисам и внештатным ситуациям.

Ключевые слова: политическая компетентность, система государственного управления, государственный служащий, политическая стратегия, политическая тактика.

POLITICAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION Nesterova E.A.

Nesterova Ekaterina Alexandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT PSYCHOLOGY, SOCIOLOGY, STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT, MOSCOW STATE UNIVERSITY OF EMPEROR NICHOLAS II, MOSCOW

Abstract: the article focuses on the concept of "political competence". A great influence on the development of socio-economic spheres has the political competence of the public servant. The political head of the competence is expressed in different ways in political strategy and political tactics. The article discusses several phases of activity, through which characterized the conduct and actions of competent leader.

Describes problems in education and advanced training of civil servants. They are related to the fact that existing training programs in a greater degree aimed at a stable situation in the country and in the world, and pay little attention to crises and emergency situations.

Keywords: political competence, the system of public administration, public servant, political strategy, political tactics.

УДК 331.1

Для Российской Федерации проблема компетентности государственной власти является такой же актуальной, как и для любого другого государства. Развитие страны, ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.