Научная статья на тему 'Публичные ценности в системе подготовки государственных служащих в рамках компетентностного подхода'

Публичные ценности в системе подготовки государственных служащих в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
673
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕНЕДЖЕРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / ПУБЛИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / PUBLIC SERVICE / PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION / PUBLIC VALUES / POLITICAL INSTITUTE / COMPETENCE APPROACH / MANAGERIAL APPROACH / VALUABLE APPROACH / PUBLIC POLICY / PUBLIC INTERESTS / POLITICAL ADMINISTRATIVE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колесников Владимир Николаевич

В статье излагается теоретико-методический и аналитический материал о состоянии системы подготовки государственных служащих в Российской Федерации. В центре внимания автора находится количественная и качественная характеристика системы подготовки корпуса современных отечественных государственных служащих. С учетом требований к профессиональным компетенциям государственным служащих вычленяются проблемы и противоречия данного процесса в условиях продолжающейся политико-административной реформы. Особое внимание уделяется факторам формирования публичных ценностей в системе профессиональных компетенций государственного служащего в рамках процесса обучения, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих. На основании сравнительного анализа базового Федерального закона «Об образовании в РФ», содержания государственных стандартов и программ обучения и повышения квалификации специалистов по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Политология», а также с учетом актуальных требований, предъявляемых современным обществом к публичному управлению, формируется авторское представление об оптимальном соотношении экономического, юридического и политологического образования потенциальных государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Колесников Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Values in System of Civil Servants Education within Competence Approach

In the article the theoretical, methodical and analytical material on a condition of system of education of civil servants in the Russian Federation is stated. In the center of the author’s attention is a quantitative and qualitative characteristic of system of the civil servants’ education in Russian Federation. Taking into account requirements to professional competences of state employees, problems and contradictions of this process in the conditions of proceeding political and administrative reform are analyzed. The special attention is paid to factors of formation of public values in system of professional competences of the civil servant within process of training, professional development and retraining of civil servants. On the basis of the comparative analysis of the basic federal law “On education”, the content of state standards and programs of training and professional development of experts in “State and Municipal Management”, “Management”, “Political science”, and also taking into account the actual requirements shown by modern society to public management, author’s idea of an optimum ratio of economic, legal and politological education of potential civil servants is formed.

Текст научной работы на тему «Публичные ценности в системе подготовки государственных служащих в рамках компетентностного подхода»

Колесников В. Н.

Публичные ценности в системе подготовки государственных служащих в рамках компетентностного подхода

Колесников Владимир Николаевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры истории и политологии Доктор политических наук kvgl@inbox.ru

РЕФЕРАТ

В статье излагается теоретико-методический и аналитический материал о состоянии системы подготовки государственных служащих в Российской Федерации. В центре внимания автора находится количественная и качественная характеристика системы подготовки корпуса современных отечественных государственных служащих. С учетом требований к профессиональным компетенциям государственным служащих вычленяются проблемы и противоречия данного процесса в условиях продолжающейся политико-административной реформы. Особое внимание уделяется факторам формирования публичных ценностей в системе профессиональных компетенций государственного служащего в рамках процесса обучения, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих. На основании сравнительного анализа базового Федерального закона «Об образовании в РФ», содержания государственных стандартов и программ обучения и повышения квалификации специалистов по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Политология», а также с учетом актуальных требований, предъявляемых современным обществом к публичному управлению, формируется авторское представление об оптимальном соотношении экономического, юридического и политологического образования потенциальных государственных служащих.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

государственная служба, государственное и муниципальное управление, публичные ценности, политический институт, компетентностный подход, менеджериальный подход, ценностный подход, публичная политика, общественные интересы, политико-административное управление

Kolesnikov V. N.

Public Values in System of Civil Servants Education within Competence Approach Kolesnikov Vladimir Nikolaevich

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Professor of the Chair of History and Political Sciences

Doctor of Science (Political Science)

kvgl@inbox.ru

ABSTRACT

In the article the theoretical, methodical and analytical material on a condition of system of education of civil servants in the Russian Federation is stated. In the center of the author's attention is a quantitative and qualitative characteristic of system of the civil servants' education in Russian Federation. Taking into account requirements to professional competences of state employees, problems and contradictions of this process in the conditions of proceeding political and administrative reform are analyzed. The special attention is paid to factors of formation of public values in system of professional competences of the civil servant within process of training, professional development and retraining of civil servants. On the basis of the comparative analysis of the basic federal law "On education", the content of state standards and programs of training and professional development of experts in "State and Municipal Management",

к <

< >

о О

< "Management", "Political science", and also taking into account the actual requirements shown X by modern society to public management, author's idea of an optimum ratio of economic,

legal and politological education of potential civil servants is formed.

k KEYWORDS

^ public service, public and municipal administration, public values, political institute, competence

¡í approach, managerial approach, valuable approach, public policy, public interests, political

< administrative management

2 Из всего многообразия направлений обучения и повышения квалификации госу-х дарственных служащих наибольшее значение имеют юридическое, экономическое § и политологическое образование. В учебном процессе часто бывает трудно про-^ вести грань между этими областями знания, но в нашем случае важно определить-^ ся с принципиальной позицией относительно их соотношения в свете государ-£ ственного образовательного стандарта по направлению государственного и муни-^ ципального управления.

^ В системе подготовки и повышения квалификации кадров государственной о службы задействованы представители различных областей знания о государстве и обществе — конституционного, государственного, административного и трудового права, теории государства и права; экономической науки, теории государственного управления; политологии и др.

В настоящее время в рамках действующего государственного образовательного стандарта и в реальной практике функционирования структур государственной службы главный упор делается на изучение дисциплин правового блока.

Этот же подход доминирует также в системе переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и при проведении аттестационных и конкурсных процедур в административных подразделениях органов власти и управлении.

Особое влияние на концепцию, тип, формы государственной службы оказывают положения административного права как управленческого права. С его помощью регулируются отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственного аппарата, обслуживающего сферу государственного управления.

Достижения юридической науки позволяют подойти к осмыслению концепции государственной службы как правового института, сущностью которого являются юридические нормы, определяющие правовой статус государственных служащих. Административное право, например, лежит в основании реальной модели управления, придавая управленческим отношениям цивилизованный характер и способствуя развитию в них начал законности.

В действующей рабочей программе подготовки бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управления» РАНХиГС юридический блок дисциплин занимает доминирующее положение и входит в профессиональный цикл учебного плана и включает в себя административное право (три зачетные единицы (три кредита или 108 часов), гражданское право (четыре кредита — 144 часа), конституционное право (четыре кредита — 144 часа) и трудовое право (три кредита)).

Государственная служба представляет также значительный интерес для экономических наук. Среди оснований существенной роли экономической теории в профессиональной подготовке будущих чиновников выделяются два наиболее существенных. Во-первых, с ее помощью осуществляется государственное регулирование значительного спектра экономических и социальных процессов, в частности, путем эффективного использования выделяемых на эти цели бюджетных средств. Во-вторых, функционирование самой государственной службы требует значительных затрат на ее содержание. Размер этих затрат во многом зависит от социаль-

но-экономического статуса государственных служащих. Достаточно сказать, что в < современном российском бюджете в последние годы расходы на государственное * управление вполне сопоставимы с расходами на оборону. В целом экономическую ^ теорию предусматривается изучать в процессе обучения в РАНХиГС будущих ба- к калавров ГиМУ в объеме пяти кредитов, или 180 часов. Í

На изучение политологии в программе обучения будущих бакалавров ГиМУ от- ^ водится три кредита, или 108 часов. с

Таким образом, соотношение юридического, экономического и политологиче- ^ ского образования по объему учебного времени (зачетных единиц) выражается ^ условной формулой 14:5:3. ^

Таким образом, политологическое образование будущих госслужащих занимает х остаточное место в профессиональной подготовке современных чиновников. Меж- ^ ду тем как с точки зрения институционального подхода к политическим исследо- j¡j ваниям и политологическому образованию, так и в рамках политико-культурной ^ парадигмы политологии предметом ее исследований как науки является в числе ц прочего выяснение целей и функций государственной службы по отношению к ^ другим институтам государства и общества. Речь идет об общественных потреб- ^ ностях, воздействующих на характер отношений между государственными служа- q щими; о типах их поведения; о нормах и ценностях государственной службы в L различных условиях страны — этнокультурных, экономических, политических, социальных и других, о механизмах изменения этих норм и ценностей [9].

Задача формирования эффективной государственной службы требует активного использования достижений указанных выше наук, включая и значительный объем управленческих дисциплин. Важно заимствовать из них различные социальные представления и методы, без которых теоретики и функционеры государственной службы не могут обойтись. С точки зрения настоящего исследования, это уже само себе представляет определенную методологическую и когнитивную проблему, проявляющуюся как противоречие между социально значимыми целями и задачами государственной службы и необходимостью повышения ее общественной роли и профессиональной эффективности.

В современной исследовательской литературе встречаются различные подходы в попытках разрешить вышеуказанное противоречие. Так, исходя из необходимости систематизировать данные общественных наук в сфере государственного управления и обеспечить целостность основополагающих идей относительно государственной службы, отдельные специалисты предлагают сделать упор на развитие комплексной научной дисциплины — общей теории и организации государственной службы [Там же]. Но в любом случае очевидно, что подготовка кадров для государственной службы страны наиболее тесным образом связана с решением не только текущих политических, политико-правовых, социально-экономических и иных проблем, но и с долгосрочной стратегией политического развития государства.

Из всего этого вытекают новые требования к государственному управлению, которое должно способствовать формулированию четких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение. Сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие. Модернизация политической сферы не повлекла за собой реальной модернизации государственной службы. В однопартийной стране СССР на повестке дня не мог стоять вопрос о департизации государственной службы. Напротив, тогда прочно соблюдался принцип партийности. Патернализм государства и патримониализм бюрократии, перешедшие из традиционного общества, продолжают сохраняться и в постсоветской России. При законодательно объявленной департизации государственной службы ее партизация фактически сохранилась. Попытка установить

< меритократический принцип формирования государственной службы в России из X «лучших» кадров на основе их реальных заслуг, определяемых скорее относитель-^ но универсальных критериев достижения, нежели приписанных критериев возраста, пола, унаследованного состояния, политического статуса и т. д., пока не уда-

1 ется. В тех же США эволюция политических и научных знаний об управлении го-^ сударством привела к компромиссной модели формирования исполнительной с власти, где появилось два вида чиновников — политических назначенцев и карьер-Е^ ных служащих. В этой стране число политических чиновников колеблется в преде-^ лах 9000 человек, что демонстрирует довольно высокий уровень обновления по-

2 литических назначенцев в этой стране с приходом нового президента [11].

х В России в законе «О государственной гражданской службе» также прописаны § ограничения для государственных служащих на участие в политической деятель-^ ности. Однако политическая ангажировованность госслужащих существует — она ^ проявляется в виде конфликтов интересов по политическим мотивам. о Усвоение государственными служащими современной демократической полити-^ ческой культуры должно стать приоритетной задачей их профессиональной под-^ готовки. Согласно Л. Н. Тимофеевой, политическая и политологическая составля-о ющая должны постоянно присутствовать как в подготовке кадров для госслужбы, так и в процессе их обучения. По ее мнению, «пусть лучше наши госслужащие осмысленно занимаются политикой во благо гражданам и стране» [12]. Применительно к государственному служащему политическую культуру можно представить как органическую совокупность его политологических знаний, индивидуальных политических и идеологических ориентаций, стереотипов политического поведения. Естественно, что она выполняет независимо от того, нравится это кому-нибудь или нет, свою мощную когнитивную эмоциональную, воспитательную и оценочную функции. В реальной политической культуре государственных служащих скрыты истинность отношения чиновника к господствующему в стране государственному режиму, уровень его уважения и доверия к власти, уровень политической компетентности, характер восприятия, интерпретации и активности в реализации политических установок политического руководства страны.

Основными индикаторами политизации управленческих кадров в специальной литературе выделяются уровень осознанности и добровольности участия в политической жизни; масштабы вовлечения аппарата и отдельных его служащих в политику по собственной инициативе или по принуждению со стороны вышестоящих руководителей и политических структур; масштабность обновления (или ротации) кадрового состава аппаратов по политическим мотивам. Деполитизация, в свою очередь, это тот же процесс политизации, но только с противоположным знаком, с обратной направленностью вектора развития [10].

Как известно, структурно политика включает в себя политические отношения, политические идеалы, политические доктрины, концепции и нормы, политическое сознание, политические институты, политическое поведение. В число субъектов такого рода отношений наряду с государством, политическими партиями и движениями, общественными объединениями, СМИ входит и государственный аппарат, представленный в целом корпусом государственных служащих.

Разумеется, что в реальных общественных отношениях государственная служба — это не политические импровизации и не политическая состязательность, не митинговое и забастовочное противоборство, а повседневная профессиональная деятельность, главное в которой — строгое формально-бюрократическое следование требованиям законов и официально установленных правил, четкая суборди-нированность, господство профессионализма над некомпетентностью и политической ангажированностью, к тому же и в рамках принятых в обществе нравственных норм и духовно-культурных традиций [Там же].

Но еще М. Вебер хорошо понимал, что никакие нормативные акты, никакая ра- < ционализация абсолютно не способны защитить служащих от политических влияний, * т. е. всего того, с чем связана власть. Бюрократия не может быть абсолютно бес- ^ пристрастной. Люди есть люди, а власть есть власть. Даже самым грамотным, к профессионально подготовленным и добросовестным чиновникам не чужды клас- ^ совые и национальные интересы, политические симпатии и антипатии, чисто че- ^ ловеческие слабости и даже склонность к иррациональным поступкам. ¡Ё

«А если обладаешь властью и никто не мешает, то почему бы не воспользоваться е^ этой властью, почему не использовать имеющийся административно-властный ресурс ^ в своих корыстных целях и собственных политических интересах? Почему бы по- ^ литическую целесообразность не представить в качестве интереса всеобщего?» [10]. х

Современная отечественная бюрократия не ограничивает свои интересы и свое ^ влияние рамками нормативно установленных функций и полномочий. Ей присуще ^ стремление к обладанию как можно большими административно-управленческими ^ полномочиями. И чаще всего ей это удается. Вот в этом случае она действительно ц становится самостоятельной политической силой, получает реальную возможность ^ активно влиять как на политические цели общества, так и на всю его культуру. ^

Опыт обучения государственных служащих в наиболее успешных с точки зрения д эффективности госуправления странах мира показывает, что они придают большое значение ценностному содержанию [12].

Успешное государство невозможно представить себе без патриотично воспитанных граждан.

Политология должна стать основой государственной политики в различных областях подготовки кадров для государственного управления и государственного сектора [Там же].

В связи с этим она должна чутко отреагировать на актуальные проблемы российской действительности.

Более точному анализу оптимального сочетания юридического, экономического и политологического образования и повышения квалификации государственных служащих способствует подход к государственной службе как к политическому институту. Такой подход в настоящее время только обозначается в современной исследовательской литературе [3], большинство же авторов традиционно понимает государственную службу в более широком плане — как социальный институт [9].

Социальный характер государственной службы определяется прежде всего тем, что она функционирует в интересах граждан Российской Федерации и всего общества. Проявлению этой функции государственной службы способствует то, что социальным становится Российское государство, т. е. оно призвано проводить современную социальную политику, ориентированную на максимально возможное в данных экономических условиях удовлетворение насущных потребностей граждан. Проведению данной политики способствует широкий демократизм, публичная политика, в рамках которой институт государственной службы играет основополагающую роль.

Аналитическая, проектно-прогнозная работа, современные формы и методы политической коммуникации в рамках государственной службы существенно важны для разрешения противоречий, вызванных несовпадением интересов различных социальных групп, текущих и перспективных интересов общества, выбором социальных приоритетов, изменением положения тех или иных социальных групп и т. п.

Характер отношения граждан к государству, как и выполнение им отмеченных выше социальных ролей, в значительной мере зависит от государственной службы, соблюдения ею социально значимых норм, ценностей, традиций.

В связи с этим следует подчеркнуть, что государственная служба создается для решения не ведомственных или местнических, а прежде всего общегосударствен-

< ных, общенародных задач. «Гражданская служба, — подчеркивает в этой связи * В. Д. Граждан, — это, прежде всего, политический инструмент, используемый по-^ литической властью для исполнения полномочий государственных органов» [5].

к К политическим функциям государственной службы можно было бы отнести I следующие направления: реализацию интересов, прав и свобод граждан; эффек-^ тивное решение социальных задач государства; разрешение социальных конфлик-^ тов; регулирование социального статуса государственных служащих; политическую Е^ коммуникацию (связь общества с государством); обеспечение равного доступа ^ граждан к государственной службе.

В связи с этим усвоение базовых знаний в области политологии выступает в х качестве приоритетной задачи в системе подготовки и переподготовки государ-§ ственных служащих.

^ Создание эффективного механизма взаимодействия государства и гражданского ^ общества во многом зависит от качественного состояния института государственной о службы, который наталкивается на ряд объективных и субъективных трудностей.

< Среди них особенно выделяются такие, как нерешенность вопросов правового и организационного распределения полномочий и ответственности между органами

о государственного управления, недостаточная ориентированность системы государственной службы на эффективность и результативность деятельности, низкий уровень показателей общественного престижа государственных служащих и др. [6].

Важнейшей функцией государства становится поддержание равновесия и диалога между различными социальными группами, реализация социальных функций, создание условий для устойчивого стабильного развития общества.

Начало XXI в. совпало с важнейшими геополитическими, социально-экономическими и социокультурными трансформациями, возникновением трудноразрешимых глобальных проблем. Так, Э. Гидденс говорит о возникновении «общества модер-нити», характерной чертой которого является рефлексивность общественной жизни: «социальная практика постоянно проверяется и преобразуется в свете поступающей информации и таким образом существенно меняет свой характер... Мы живем в мире, который целиком конституирован через рефлексивно примененное знание, и мы никогда не можем быть уверены, что любой его элемент не будет пересмотрен» [4]. В свете вышесказанного основная стратегия образования, включая и подготовку кадров ГиМУ, должна строиться на фундаментализации образования, включением в систему профессиональных компетенций в первую очередь публично значимых ценностей и норм.

Исследования проблем государственной службы подтверждают, что в настоящее время среди критериев оценки труда государственными служащими преобладает соблюдение дисциплины и порядка. Это качество ценится выше таких критериев, как реальная польза для организации, стаж работы, строгое соблюдение правил, творчество, инициатива и т. д. Современное отношение государственных служащих к публичным ценностям оставляет желать много лучшего. По данным Всероссийского исследования 2006 г., государственные служащие руководствуются прежде всего указаниями непосредственного руководителя (54,3%), затем — должностными регламентами (47,3%) и личной ответственностью за порученное дело (31,4%). Интересы своей организации заняли четвертое место среди предложенных альтернатив (17,8%), а интересы общества (8,1%) — пятое место [7].

Несомненно, что современное политологическое образование включает в себя политико-правовой аспект, представляющий собой «интерпретацию правовых процессов сквозь призму политологических категорий, доктрин, учений и школ» [8]. Весьма плодотворной представляется позиция М. Ю. Мизулина, выделяющего в связи с этим ряд оснований политологического формата правовых позиций государственной службы. Он включает сюда исходные данные о необходимости осу-

к <

<

ществления административной реформы и реформы образования государственных и муниципальных служащих; определение масштаба привлечения правовых ресурсов; политическое решение о «запуске» процесса реформирования и создании механизма его правового сопровождения; нормирование обеспечения принятого политического решения; организацию публичной системы мониторинга и др. [8].

Применительно к нашей теме сказанное означает, что знание вышеперечисленных политико-правовых оснований позволит государственным и муниципальным служащим вырабатывать навыки эффективного государственного и политико-административного управления, создавать и реально поддерживать государственно-политическую дискурс-коммуникацию в системе органов государственной власти и муниципального управления.

С принятием новой редакции Федерального закона «Об образовании в РФ», вступившем в силу с 1 сентября 2013 г., и утверждением государственных образовательных стандартов третьего поколения компетентностный подход является доминирующим в образовательном процессе.

В нашем случае проблема, однако, заключается в том, что понимание компе-тентностного подхода и практики его внедрения следует рассмотреть сквозь при- ^ зму соотношения юридического, экономического и политологического образования д в системе подготовки кадров государственных служащих. Подобный анализ вновь возвращает нас к таким базовым вопросам для институционализации новых тенденций в образовании, как дискуссии в научном сообществе (а также в преподавательском корпусе) о новых поколениях образовательных стандартов.

По мнению ряда специалистов в области разработки институциональных оснований подготовки управленческих кадров сегодня наиболее содержательным направлением решения проблем компетентностного подхода является разработка стандартов образовательно-профессиональных компетенций на локальном уровне1. Они исходят при этом из того, что эти стандарты должны полностью обеспечивать реализацию государственных образовательных стандартов, но не только. Именно процесс дальнейшего совершенствования этих стандартов может оказаться той площадкой, на которой научно-образовательное сообщество, региональные и муниципальные органы управления образованием, бизнес и негосударственные организации смогут согласовывать свои интересы в сфере развития кадрового, шире того, человеческого потенциала [2].

Для нас принципиальное значение в этом плане приобретает тезис о том, что ключевые компетенции для специалистов по государственному и муниципальному управлению значительно отличаются от ключевых компетенций бизнес-менеджеров. «Учить студентов-госуправленцев ориентироваться на устойчивый бизнес — значит подменять стратегию служения обществу стратегией рыночной конкуренции, экспансии бизнеса и оптимизации доходов» [2]. Иначе говоря, различие профессиональных компетенций государственного и муниципального управления, с одной стороны, и менеджмента как образовательного направления, с другой, велико. Для ГиМУ это компетенции общественного служения, для менеджмента — компетенции рыночного успеха.

Общая оценка количества факультетов, отделений и кафедр государственного и муниципального управления основывается на данных соответствующего УМО. Если учесть, что около 600 вузов обладают лицензией на осуществление образовательной деятельности по ГиМУ и что в УМО по менеджменту состоят в настоящее время в качестве членов около 500 вузов, а также принять во внимание, что приблизительно в 2/3 из них существуют кафедры, отделения или факультеты ГиМУ,

1 Расчетной единицей для этого соотношения является заложенная в образовательные стандарты третьего поколения кредитная система.

< то в России по состоянию на 2011 г. имеются, как минимум, 300 факультетов, X отделений и кафедр ГиМУ [2].

Стандартный набор курсов фундаментальных и прикладных наук привел к некоему усреднению перечней требуемых компетенций выпускников ГиМУ и, что

1 особенно тревожит, к игнорированию новых моделей публичного управления в ^ условиях продолжающейся трансформации государства и общества. В конечном с итоге государственный стандарт бакалавриата по ГиМУ, принятый в марте 2011 г., Е^ не только имеет промежуточный характер с позиций усреднения и нивелировки ^ различных направлений и профилей, но и предъявляет одностороннее, навеянное

2 имеющимся преподавательским корпусом видение системы компетенций выпуск-х ников.

§ Наша позиция заключается в том, чтобы с учетом современных тенденций раз-^ вития и науки и общества определить возможные пути построения оптимального ^ соотношения юридического, экономического и политологического образования о управленческих кадров. При этом важное значение имеют существенные изменения ^ самих основ современного демократического государства в свете стремительно ^ набирающей вес теории мониторинговой демократии [13; 14]. Согласно основным о постулатам этой теории, важнейшей функцией демократического общества является его постоянный контроль за функционированием политических институтов, включая в первую очередь институт государственной службы. Уже одно это обстоятельство существенным образом повышает требования к системе публичных ценностей, которыми руководствуются современные государственные служащие.

К вышесказанному необходимо добавить, что в самой структуре органов государственной и муниципальной службы на всех уровнях публичного управления в обязательном порядке функционируют юридические подразделения, укомплектованные профессиональными юристами. Внутренний порядок деятельности органов власти и управления в обязательном порядке предусматривает при разработке и реализации любого управленческого решения или действия согласование соответствующих вопросов с юридическими службами. Иначе говоря, субъективный уровень юридической подготовки чиновников любого уровня по факту и по процедурным нормам управленческой деятельности не является достаточным основанием для принятия управленческих решений: в лучшем случае это обстоятельство является желательным, даже необходимым в ряде случаев, но совершенно недостаточным. Гарантирующим фактором законности и правомерности управленческого решения выступает не тот или иной уровень правовых знаний госслужащего, а формальное юридическое заключение профессиональных юристов из соответствующих подразделений администрации.

Несколько по-иному выглядит на практике место и роль экономического образования будущих госслужащих. Низший уровень публичного управления — муниципальный, а также региональный уровень государственной власти и управления, включая значительную часть структур территориальных представительств федеральных органов власти и управления по условиям предметной занятости, работающих в них чиновников, в своем абсолютном большинстве фактически не имеют дела с макроэкономическим уровнем экономической науки, т. е. с экономической теорией. Как и в случае с юридическими аспектами госслужбы и управления, решающую роль в определении экономических аспектов управленческих решений играет заключение экономических подразделений администрации, разрабатывающих соответствующие бюджеты и регулирующих бюджетные расходы.

Роль и предназначение политологического образования корпуса государственных и муниципальных служащих принципиально иные, нежели юридическое и экономическое образование. Наиболее существенным обстоятельством здесь выступает тот факт, что именно в рамках политологического образования формируются мен-

к <

<

тальные, мировоззренческие основания деятельности профессиональных управленцев и соответствующая система публичных ценностей, определяющая саму суть государственно-управленческой деятельности как публичной деятельности в интересах общества и человека. И не случайно в государственном стандарте первым и важнейшим требованием к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по ГиМУ зафиксировано «стремление работать на благо общества» как наиболее существенная общекультурная компетенция современного госслужащего из 17 иных компетенций, предусмотренных стандартом обучения будущих чиновников. Политологическое образование по всей своей сути и содержанию призвано обеспечить усвоение студентами-управленцами этой важнейшей программно-целевой и мировоззренческой установки чиновника современного демократического общества.

В ее отсутствие, даже при наличии всех остальных предусмотренных стандартом навыков и умений, чиновник легко превращается в бюрократа, преследующего всей своей деятельностью не общественный, а личный или корпоративный интерес. Некоторые выводы.

1. Подавляющее большинство исследователей профессиональных компетенций и ^ эффективности государственных служащих не затрагивают ментальную сферу, д т. е. ценностные и мировоззренческие основания государственной службы.

2. Необходимо включить ориентацию на публичные ценности в систему профессиональных компетенций государственных служащих. сформулированных в государственном образовательном стандарте.

3. Учитывая фундаментальное значение усвоения основной миссии государственных служащих — их ориентацию на общественные интересы и ориентацию на публичные ценности, целесообразно включить политологию в состав обязательных дисциплин в цикле базовой подготовки кадров ГиМУ.

4. Как вариант решения этой же задачи можно было бы также воспользоваться возможностью, предоставляемой действующим госстандартом: публичные ценности надо включить в блок дополнительных квалификационных требований и критериев оценки эффективности государственной службы. В настоящее время, согласно Е. Акимовой, например, только 44,6% субъектов РФ прибегают к разработке таких дополнительных требований, остальные ограничиваются типовыми требованиями госстандарта [1].

Эффективность образовательного процесса в сфере подготовки управленческих кадров зависит от многих факторов (от исторического генезиса государственной гражданской службы, политических условий, сложившейся конфигурации государственно-гражданских отношений, системы публичных ценностей государственного управления, преподавательского состава и т. д.), включая и оптимальное соотношение правового, экономического и политологического образования. В любом случае, с точки зрения целеполагания и публично-политического характера института государственной службы, существующее на сегодняшний день соотношение юридического, экономического и политологического образования управленческих кадров нельзя признать оптимальным.

Литература

1. Акимова Е. О разработке критериев оценки профессиональных и личностных особенностей государственных служащих // Государственная служба. 2013. № 1. С. 35-38.

2. Барабашев А. Г., Кастрель Т. Н. Направления совершенствования государственного стандарта бакалавриата по государственному и муниципальному управлению // Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 78-98.

3. Валеев Х. А. Государственная служба как политический институт федеративной России. М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая индустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999.

5. Граждан В. Д. Государственная гражданская служба: Учебник для бакалавров. М., 2013.

6. Литвинцева Е. А. Институциональная структура государственной гражданской службы. М., 2010.

7. Магомедов К. О., Турчинов А. И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика: Информ.-аналитич. мат-лы по результатам социологич. исслед-й, проведенных кафедрой гос. службы и кадровой политики Рос. академии гос. службы при Президенте Российской Федерации в 2001-2006 гг. Ульяновск, 2007.

8. Мизулин М. Ю. Политико-правовые аспекты подготовки и переподготовки административных кадров России // Политическая компетенция государственного служащего: Мат-лы науч. симпозиума (21 октября 2008 г.). М., 2009. С. 107.

9. Нечипоренко В. С. Теория и организация государственной службы: Курс лекций. М., 2010.

10. Охотский Е. В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание: Для студ. вузов и фак-тов гуманит. и соц.-экон. профиля. М., 2011.

11. Пушкарева Г. В. Конфликты интересов в государственной службе: политические основания и политические последствия // Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации: Мат-лы V Междунар. конф. фак-та гос. управления МГУ им. M. B. Ломоносова (31 мая — 2 июня 2007 г.). М., 2007.

12. Тимофеева Л. Н. О некоторых задачах преподавания политологии в РАГС в контексте стратегического развития России // Политическая компетенция государственного служащего: Мат-лы науч. симпозиума (21 октября 2008 г.). М., 2009.

13. Красин Ю. А. Демократия или новая парадигма правления? // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 8. С. 187-193.

14. Keane J. The Life and Death of Democracy. London: Simon and Schuster, 2009.

Referensec

1. Akimova E. On development of criteria of an assessment of professional and personal features of civil servants [O razrabotke kriteriev otsenki professional'nykh i lichnostnykh osobennostei gosudarstvennykh sluzhashchikh] // Public service [Gosudarstvennaya sluzhba]. 2013. N 1. P. 35-38.

2. Barabashev A., Kastrel T. N. The directions of improvement of state standard of a bachelor degree on the public and municipal administration [Napravleniya sovershenstvovaniya gosu-darstvennogo standarta bakalavriata po gosudarstvennomu i munitsipal'nomu upravleniyu] // Questions of the public and municipal management [Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya]. 2012. N 1. P. 78-98.

3. Valeev H. A. Public service as political institute of federal Russia [Gosudarstvennaya sluzhba kak politicheskii institut federativnoi Rossii]. M., 2011.

4. Giddens A. The Consequences of Modernity [Posledstviya modernity] // New industrial wave in the West: Anthology [Novaya industrial'naya volna na Zapade: Antologiya]. M., 1999.

5. Grazhdan V. D. State civil service: the textbook for bachelors [Gosudarstvennaya grazhdans-kaya sluzhba: uchebnik dlya bakalavrov]. M., 2013. P. 20.

6. Litvintseva E. A. Institutional structure of the public civil service [Institutsional'naya struktura gosudarstvennoi grazhdanskoi sluzhby]. M., 2010.

7. Magomedov K. O., Turchinov A. I. State service and personnel policy: theory and practice: Information and analytical materials by results of sociological researches carried out by the Chair of State service and personnel policy of the Russian Academy of Public Administration under the President of the Russian Federation of 2001-2006 [Gosudarstvennaya sluzhba i kadrovaya politika: teoriya i praktika: Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam sotsiologicheskikh issledovanii provedennykh ka fedroi gosudarstvennoi sluzhby i kadrovoi politiki Rossiiskoi akad mii gosudarstvennoi sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii 20012006 gg.]. Ulyanovsk, 2007.

8. Mizulin M. Yu. Political and legal aspects of education and retraining of administrative personnel of Russia [Politiko-pravovye aspekty podgotovki i perepodgotovki administrativnykh kadrov Rossii] // Political competence of the civil servant: Materials of scientific symposium on October 21, 2008 [Politicheskaya kompetentsiya gosudarstvennogo sluzhashchego: materialy nauch. simpoziuma 21 oktyabrya 2008 goda]. M., 2009. P. 107.

9. Nechiporenko V. S. Theory and organization of public service: Course of lectures [Teoriya i organizatsiya gosudarstvennoi sluzhby: Kurs lektsii]. M., 2010.

>

к <

< >

о О

10. Okhotsky E. V. State servant: status, profession, calling: for students of higher education institutions and faculties of a humanitarian and social and economic profile [Gosudarstvennyi sluzhashchii: status, professiya, prizvanie: Dlya studentov vuzov i fakul'tetov gumanitarnogo i sotsial'no-ekonomicheskogo profilya]. M., 2011.

11. Pushkareva G. V. The conflicts of interests in public service: the political bases and political consequences [Konflikty interesov v gosudarstvennoi sluzhbe: politicheskie osnovaniya i politicheskie posledstviya] // Public administration in the XXI century: traditions and innovations: Materials 5 International conferences of the Faculty of the State Management of the Lomonosov Moscow State University (on May 31 — on June 2, 2007) [Gosudarstvennoe up-ravlenie v XXI veke: traditsii i innovatsii. Materialy 5 Mezhdunarodnoi konferentsii fakul'teta gosudarstvennogo u pravleniya MGU im. M. B. Lomonosova (31 maya — 2 iyunya 2007 g.)]. M., 2007.

12. Timofeeva L. N. On some problems of teaching of political science in RAGS in a context of strategic development of Russia [O nekotorykh zadachakh prepodavaniya politologii v RAGS v kontekste strategicheskogo razvitiya Rossii] // Political competence of the civil servant: Materials of scientific symposium on October 21, 2008 [Politicheskaya kompetentsiya gosudarstvennogo sluzhashchego: materialy nauch. simpoziuma 21 oktyabrya 2008 goda]. M., 2009.

13. Krasin Yu. A. Democracy or new paradigm of rule? [Demokratiya ili novaya paradigma pravleniya?] // Messenger of the Tyumen State University [Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta]. 2011. N 8. P. 187-193.

14. Keane J. The Life and Death of Democracy. London: Simon and Schuster, 2009.

<

< >

o O

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.