Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность руководителя как фактор успешности его профессиональной деятельности'

Коммуникативная компетентность руководителя как фактор успешности его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3526
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / LEADER / CHARACTERISTICS AND TASKS OF THE LEADER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кудрина Елена Анатольевна, Кобзева Татьяна Валерьевна

В статье рассматривается коммуникативная компетентность руководителя, характеристики, основные задачи, стоящие перед ним. Перечень коммуникативных качеств руководителя может варьироваться в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов. Коммуникативная компетентность состоит из большого количества отдельных компетенций различной природы, характеризующих совокупность представлений, знаний и опыта руководителя о способах и действиях кооперации в общении, достижения коммуникативной цели, реализацию выбранной коммуникативной роли. Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of a leader as a factor in the success of his professional activity

The article discusses the communicative competence of the leader, characteristics, the main tasks facing him. The list of communicative qualities of a leader can vary depending on a number of subjective and objective factors. Communicative competence consists of a large number of individual competencies of various nature, characterizing the totality of ideas, knowledge and experience of the leader about the methods and actions of cooperation in communication, achieving a communicative goal, implementing the chosen communicative role. Communicative competence in managerial communication requires the head of knowledge of the basic laws and rules of interpersonal interaction, good adaptability and freedom of possession of all means of communication, flexibility and adequacy in the choice of psychological positions, developed communicative abilities, skills and abilities. Communicative competence of the head is an integral quality that synthesizes the General culture and its specific manifestations in professional management

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность руководителя как фактор успешности его профессиональной деятельности»

Collins C.J, & Han, J. (2004). Exploring applicant pool quantity and quality: The effects of early recruitment practices, corporate advertising, and firm reputation. Personnel Psychology, 57, 685-717.

Du Gay P., (2000). Markets and meanings: re-imagining organizational life. In: M. Schultz, Dutton J.E., Dukerich J.M., & Harquail, C.V. (1994). Organizational images and member identification. Administrative Science Quarterly, 39 (2). P. 239-263.

Gadyuchkin O.V., Makarova E.A. Image as an integral component of sport marketing/ In: Sports science bulletin. (2011). P. 57-58. (In Rus.).

Kotler F., Keller K.L.( 2018). Marketing management. Sankt Petersburg: Piter. P. 20. (In Rus.).

Myakonkov V.B., Maleeva D.V. (2019). The issue of development the sponsorship activity in sport. The pedagogical-psychological and biomedical problems in physical education and sport. 14(2)L 71-75. (In Rus.).

Obukhova N. (2003). Sponsorship calculation. In: Kommersant, Secret of organisation. №18. P. 1008. (In Rus.).

Olins, W. (1989). Corporate identity: making business strategy visible through design. London: Thames & Hudson.

Pochinkin A.V., Dimitrov I.L., Visheiko S.V. (2018). Features of sport and healthy lifestyle sponsorship by large commercial organisations/ In: Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. № 5 (159). P. 229-231. (In Rus.).

Pratihari, Suvendu K. and Uzma, Shigufta H. (2018), Corporate Social Identity: An Analysis of the Indian Banking Sector. International Journal of Bank Marketing, Vol 36.

Pratihari, Suvendu K. and Uzma, Shigufta H. (2019). A Survey on Bankers' Perception of Corporate Social Responsibility in India/ Social Responsibility Journal.

Rowden, Mark, (2004). Identity: Transforming Performance through Integrated Identity Management. Gower.

Schultz, M., Hatch, M.J., & Larsen, M., (2000). The expressive organisation: linking identity, reputation and the corporate brand. Oxford: Oxford University Press.

Sharkov F. I. (2006). The firm's image management technologies. Moscow: Academic project. (In Rus.).

Sport marketing / edited by John Beach and Simon Chadwick; translated from English. M.: Alpina Publishers, 2010. P. 706. (In Rus.).

Van den Bosch, A.L.M. (2005). Corporate Visual Identity Management: current practices, impact and assessment. Doctoral dissertation, University of Twente, Enschede, The Netherlands.

Wheeler Alina (2006). Designing brand identity. A complete guide to creating, building, and maintaining strong brands, 2nd ed. New York, Wiley, With bibl., index.

Коммуникативная компетентность руководителя как фактор успешности его профессиональной деятельности

Кудрина Е.А., Кобзева Т.В.

Курская академия государственной и муниципальной службы, Курск, Российская Федерация.

Аннотация. В статье рассматривается коммуникативная компетентность руководителя, характеристики, основные задачи, стоящие перед ним. Перечень коммуникативных качеств руководителя может варьироваться в зависимости от ряда субъективных и объективных факторов. Коммуникативная компетентность состоит из большого количества отдельных компетенций различной природы, характеризующих совокупность представлений, знаний и опыта руководителя о способах и действиях кооперации в общении, достижения коммуникативной цели, реализацию выбранной коммуникативной роли. Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, руководитель, характеристики и задачи руководителя.

Для цитирования: Кудрина Е.А., Кобзева Т.В.Коммуникативная компетентность руководителя как фактор успешности его профессиональной деятельности// Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Том 4. №3. С. 23-29

Сведения об авторах: Кудрина Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, социально-правовых и естественнонаучных дисциплин Курской академии государственной и муниципальной службы; Кобзева Татьяна Валерьевна, магистрант кафедры государственного, муниципального управления и права Курской академии государственной и муниципальной службы. Адрес: 305044, Россия, г. Курск, ул. Станционная, 9. Е-шаП: 1а11апа.соЬ2еуа2016@yandex.ru

Статья поступила в редакцию: 14.10.2019. Принята к печати: 23. 12.2019.

На сегодняшний момент к каждому руководителю предъявляются достаточно высокие требования. Именно от стремления руководителя к самообразованию, его личных характеристик, ответственности, развитого набора профессиональных управленческих качеств зависит продуктивность и в целом эффективность управления людьми и управленческими процессами.

Компетенциями следует считать не только управленческие знания, умения и навыки, на которые обычно ориентируются. Ключевыми компетенциями, определяющими эффективность руководителя, могут оказаться не столько профессиональные, сколько личностные характеристики, в том числе, связанные с его мотивацией, убеждениями и мировоззрением. Компетенции могут носить универсальный характер, поскольку не привязаны к конкретной профессии, а применимы в большинстве контекстов общечеловеческой жизнедеятельности.

Характеристика понятия «коммуникативная компетентность»

Под коммуникативной компетентностью понимается владение сложными коммуникативными навыками, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, ориентация в коммуникативных средствах, присущих данной профессии [Кудрина].

Коммуникативная компетентность имеет достаточно сложную иерархическую структуру, состоит из большого количества отдельных компетенций различной природы, характеризующих совокупность представлений, знаний и опыта руководителя о путях и способах, действиях и инструментах обеспечения кооперации в общении, достижения коммуникативной цели (или некой совокупности подобных целей), реализации выбранной коммуникативной роли [Бардиер].

Значение коммуникативной компетентности руководителя для эффективной работы организации

Компетентность руководителя складывается из взаимодействия и коммуникации. Коммуникация, в наибольшей мере, направлена на построение взаимоотношений, создание благоприятного климата, а взаимодействие предусматривает обмен информацией и эмоциями между субъектами.

Как подчёркивает Э. Шейн, каждый член организации должен иметь возможность общаться с любым другим и считать правду лучшим и реально возможным способом общения.

Как показывает практика, именно личные качества руководителя, теоретическая и практическая профессиональная подготовка определяют уровень профессионализации. Это объясняется тем, что большая часть рабочего времени уходит на обмен информацией с другими людьми. Исследователи в области менеджмента выяснили, что каждый руководитель затрачивает на различные типы общения от 50 до 90 % рабочего времени.

В общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигло необходимой цели. Это предполагает, прежде всего, возможность для управленца дать точный социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации. Такой прогноз формируется в процессе анализа ситуации, в которой предстоит организовать общение, на уровнях: а) коммуникативных установок партнеров (т. е. программы поведения личности в процессе общения); б) включенности партнеров в систему межличностного взаимодействия; в) эмоциональных оценок форм общения.

Руководитель, обладающий коммуникативными и организаторскими умениями, имеет влияние на своих подчинённых. Без них не

представляется возможным вовлечь люден, скоординировать и организовать деятельность коллектива [Беликова].

Функции коммуникации в профессиональной деятельности руководителя

Бодалева А.А. выделила три основные функции коммуникации в профессиональной деятельности руководителя [Бодалева]:

• коммуникативную, включающую обмен информацией;

• интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;

• перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия.

Исмагиловой Ф.С. были выделены следующие критерии развития коммуникативной компетентности руководителя, которые должны соответствовать основным управленческим функциям и отражать следующие умения [Исмагилова]:

• умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;

• умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей;

• умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.

Развитие компетентного общения в современных управленческих условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации. При этом для практики развития коммуникативной компетентности руководителя, необходимо выделить такие виды общения, как служебно-деловое, ролевое и личностное.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности могут быть связаны с инерционнностью позиции -владением одной из них и её реализацией независимо от характера партнера и своеобразия ситуации.

Для того чтобы овладеть наукой управления людьми, любому руководителю необходимо постоянно расширять свои знания, накапливать практический опыт, в том числе и знания психологии. Хотелось бы привести высказывание немецкого педагога А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением. Поэтому самостоятельность - средство и одновременно результат образования».

Заключение

Таким образом, коммуникативная компетентность руководителя является необходимым условием успешной реализации личности, фактором успешности его профессионализма. Коммуникативная компетентность в управленческом общении требует от руководителя знания основных законов и правил межличностного взаимодействия, хорошей адаптивности и свободы владения всеми средствами общения, гибкости и адекватности в выборе психологических позиций, развитых коммуникативных способностей, умений и навыков. Коммуникативная компетентность руководителя выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной управленческой деятельности.

В общении с подчиненными руководителю необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную «пристройку» к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигло необходимого обстоятельства. Это предполагает, прежде всего, возможность для управленца дать точный социально-психологический прогноз и анализ коммуникативной ситуации. Такой сценарий прогнозируется в процессе анализа ситуации, в которой предстоит выстроить общение, на уровнях: а) коммуникативных установок партнеров (т. е. программы поведения личности в процессе общения); б) вовлечённости партнеров в систему межличностного взаимодействия; в) эмоциональных оценок форм общения.

Источники

Автономова С.А., Багновская Н.М., Шарков Ф.И. и др. Бренд-коммуникации/ В двух книгах / Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. Москва, 2017. Том 2.

Бардиер Г.Л. (2002). Бизнес-психология. М.: Генезис. С. 262-264.

Беликова И.Ю. (2018). Применение компетентностного подхода при подготовке управленческих кадров малого бизнеса // Вестник Томского государственного университета. - № 1 (17). С. 79-85.

Бодалева А.А. (2009). Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек». С. 120-121.

Исмагилова Ф.С. (2008). К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Московского Университета. Сер. Психологии. № 2. С. 42-43.

Кудрина Е.А. (2015). Психологические аспекты формирования организационной культуры: учебно-метод. пособие / Е.А. Кудрина. Курск: Изд-во Академии госслужбы. С. 96-97.

Шарков Ф.И. (2012). Коммуникология: Социология массовой коммуникации Учебное пособие / Дашков и Ко. Москва, (2-е издание).

Шарков Ф.И. (2008). Массовые коммуникации и медиапланирование / Ф. И. Шарков. Москва,

Bachman Lyle; Palmer Adrian (2010). Language assessment in practice. Oxford: Oxford University Press.

Canale Michael; Swain, Merrill (1980). Theoretical foundations of communicative approaches to teaching and testing the second language. Applied linguistics. 1 (1): 1-47. DOI: 10.1093 / applin / 1.1.1.

Canale Michael (1983). From communicative competence to communicative language pedagogy. Language and communication. 1 (1): 1-47.

Celce-Murcia Marianne; Dornyei Zoltán; Thurrell Sarah (1995). Communicative competence: a pedagogically motivated model with meaningful characteristics. Questions of applied linguistics. 6 (2): 5-35.

Chomsk, Noam (1965). Aspects of the theory of syntax. Cambridge: M. I. T. Press. ISBN 9780262530071.

Hymes Dell (1964). Toward the Ethnography of communication, American anthropologist, 66 (6 part 2): 1-34, DOI: 10.1525/aa.1964.66.suppl_3. 02a00010, ISSN 00027294

Hymes Dell (1966). "Two types of linguistic relativity". In Bright, W. (ed.). Sociolinguistics. The Hague: Mouton. PP. 114-158. OCLC 2164408.

Leung Constant (2005). Convivial communication: recontextuizing communicative competence. International journal of applied linguistics. 15 (2): 119-144. doi: 10.1111/j. 1473-4192. 2005. 00084.X. ISSN 0802-6106.

Communicative competence of a leader as a factor in the success of his professional activity

Kudrina E.A., Kobzeva T.V.

Kursk Academy of State and Municipal Service (KAGMS), Kursk, Russian Federation.

Annotation. The article discusses the communicative competence of the leader, characteristics, the main tasks facing him. The list of communicative qualities of a leader can vary depending on a number of subjective and objective factors. Communicative competence consists of a large number of individual competencies of various nature, characterizing the totality of ideas, knowledge and experience of the leader about the methods and actions of cooperation in communication, achieving a communicative goal, implementing the chosen communicative role. Communicative competence in managerial communication requires the head of knowledge of the basic laws and rules of interpersonal interaction, good adaptability and freedom of possession of all means of communication, flexibility and adequacy in the choice of psychological positions, developed communicative abilities, skills and abilities. Communicative competence of the head is an integral quality that synthesizes the General culture and its specific manifestations in professional management.

Keywords: communicative competence, leader, characteristics and tasks of the leader.

For citation: Kudrina E. A., Kobzeva T.V. Communicative competence of a leader as a factor in the success of his professional activity. In: Communicology: electronic scientific journal. 2019. Volume 4. No.3. P. 23-29

Inf. about the authors: Kudrina Elena Anatolyevna, candidate of psychological sciences, associate professor of the Department of Philosophy, Socio-Legal and Natural Sciences of the Kursk Academy of State and Municipal Service. Kobzeva

Tatyana Valeryevna, graduate student of the Department of State, Municipal Management and Law of the Kursk Academy of State and Municipal Service. Address: 305044, Russia, Kursk, ul. Station, 9. E-mail: tatjana.cobzeva2016@yandex.ru

Received: 14.10.2019. Accepted: 23. 12.2019.

References

Avtonomova A. S., Bagrovskaya N. M. Sharkov F. I., etc. (2017). Brand communication/In two books / the Russian economic University named after G. V. Plekhanov. Moscow. Vol. 2. (In Rus.).

Bachman, Lyle; Palmer, Adrian (2010). Language assessment in practice. Oxford: Oxford University Press.

Bardier G.L. (2002). Business Psychology. M.: Genesis. P. 262-264. (In Rus.).

Belikova I.Yu. (2018). Application of the competency-based approach in the preparation of managerial personnel for small business // Bulletin of Tomsk State University. No. 1 (17). P. 79-85. (In Rus.).

Bodaleva A.A. (2009). Psychological communication. M.: Publishing House "Institute of Practical Psychology", Voronezh: NPO, "Modek". P. 120-121. (In Rus.).

Canale Michael (1983). From communicative competence to communicative language pedagogy. Language and communication. 1 (1): 1-47.

Canale Michael; Swain, Merrill (1980). Theoretical foundations of communicative approaches to teaching and testing the second language. Applied linguistic. 1 (1): 1-47. DOI: 10.1093 / applin / 1.1.1.

Celce-Murcia, Marianne; Dornyei Zoltan; Thurrell, Sarah (1995). Communicative competence: a pedagogically motivated model with meaningful characteristics. Questions of applied linguistics. 6 (2): 5-35.

Chomsky Noam (1965). Aspects of the theory of syntax. Cambridge: M. I. T. Press. ISBN 9780262530071.

Hymes Dell (1964), Toward the Ethnography of communication. American anthropologist, 66 (6 part 2): 1-34, doi : 10.1525/aa.1964.66.suppl_3. 02a00010, ISSN 00027294

Hyme Dell (1966). Two types of linguistic relativity. In Bright, W. (ed.). Sociolinguistics. The Hague: Mouton. PP. 114-158. OCLC 2164408.

Ismagilova F.S. (2008). On the problem of psychological analysis of professional experience: In: Bulletin of Moscow University. Ser. Psychology. No. 2. P. 42-43. (In Rus.).

Kudrina E.A. (2015). Psychological aspects of the formation of organizational culture: educational method. allowance / E.A. Kudrina. Kursk: Publishing House of the Academy of Public Administration. P. 96-97. (In Rus.).

Leung, Constant (2005). Convivial communication: recontextuizing communicative competence. International journal of applied linguistics. 15 (2): 119-144. DOI: 10.1111/j. 1473-4192. 2005. 00084.X. ISSN 0802-6106.

Sharkov F. I. (2012). Communicology: Sociology of mass communication. Tutorial / Dashkov and Co. Moscow, (2nd edition). (In Rus.).

Sharkov F. I. (2008). Mass communications and media planning/ F. I. Sharkov. Moscow. (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.