Научная статья на тему 'Потенциал коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти'

Потенциал коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
259
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / COMMUNICATIVE POTENTIAL / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / SOCIAL INTELLIGENCE / ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / POTENTIAL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE REPRESENTATIVES OF PUBLIC AUTHORITIES / COMMUNICATIVE POTENTIAL OF THE INDIVIDUAL / COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL / THE POTENTIAL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левкина Л.И.

Развитие государства и его безопасность напрямую связаны с максимально быстрым и корректным получением и обменом информацией как внутри его структур, так и между представителями органов государственной власти и общественных организаций, бизнеса, СМИ и населения в целом. Это напрямую зависит от накопления и реализации потенциала коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of communicative competence of the representatives of public authorities

The development of the state and its security is directly related to the most rapid and accurate acquisition and exchange of information within its structures, as well as between representatives of the public authorities and non-governmental organizations, business, media and the population as a whole. The proper information exchange largely depends on the accumulation and realization of the potential of communicative competence of the representatives of public authorities.

Текст научной работы на тему «Потенциал коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти»

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

■ ■ ■ ПОТЕНЦИАЛ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Автор: ЛЕВКИНА Л.И.

ЛЕВКИНА Лилия Ивановна - кандидат педагогических наук, докторантка, доцент кафедры общественных связей и медиаполитики, Института государственной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ИГС РАХиГС). Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (903) 785-16-33. Е-таН: LevkinaLI@gmail.com

Аннотация: развитие государства и его безопасность напрямую связаны с максимально быстрым и корректным получением и обменом информацией как внутри его структур, так и между представителями органов государственной власти и общественных организаций, бизнеса, СМИ и населения в целом. Это напрямую зависит от накопления и реализации потенциала коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти.

Ключевые слова: потенциал, коммуникативный потенциал, коммуникативный потенциал личности, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность личности, потенциал коммуникативной компетентности личности, социальный интеллект, потенциал коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти.

Современной наукой все большее внимание уделяется оценке коммуникативного потенциала, все более актуальным становится исследование задач освоения и проявления особенностей коммуникаций, их изменяющихся форм как в обществе в целом, так среди и представителей органов государственной власти. Становится важным выявление и определение комплекса коммуникативных компетенций, накопления и реализации коммуникативного потенциала. От этого зависит во многом и эффективность работы самих государственных структур, эффективность их взаимодействия с общественными организациями, бизнесом, СМИ и населением в целом. Особенно важно, что всем сторонам взаимодействия «в процессе напряженной коммуникации одновременно понимать себя и другого человека, удерживать собственную позицию и не нарушать личностное пространство другого, формулировать понятные и однозначные сообщения крайне непросто. Это требует от человека не только определенных навыков коммуникации, но и высоких энергетических затрат» [1].

В данной статье мы преследуем цель изучить понятия «коммуникативный потенциал личности», «коммуникативная компетентность личности», «потенциал коммуникативной компетентности личности», «потенциал коммуникативной компетентности представителей органов государственной власти», имеющиеся научные разработки и подходы в данной области.

Сами понятия «потенциал» и «коммуникативный потенциал» потенциал мы глубоко исследовали в диссертационной работе [2] и статье «Коммуникативный потенциал - исследование понятийно-терминологического аппарата» [3].

Научные изыскания привели автора к следующему определению понятий: «Потенциал - совокупность всех имеющихся внутренних возможностей (в т.ч. средств, источников) кого-либо, чего-либо в какой-либо области, которые могут быть использованы в случае необходимости с какой-либо целью; степень мощности возможного проявления какого-

либо действия, какой-либо функции в каком-либо отношении» [2]. Коммуникативный потенциал (к.п.) для нас - это «совокупность всех имеющихся внутренних возможностей личности (в т.ч. средств, источников) в области общения (трансактной передачи информации в виде интеллектуальных сигналов, знаков, символов от человека к человеку), которые могут быть использованы в случае необходимости с целью взаимодействия через общение; степень мощности возможного проявления коммуникационной функции личности потенциально (в будущем) в отношении других людей» [3, с. 60].

Для того чтобы вплотную подойти к осмыслению коммуникативного потенциала сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимо затронуть еще один основополагающий аспект рассматриваемого облака понятий. А именно, разобраться в том, что такое коммуникативный потенциал личности.

Дополнительно к уже изученной ранее литературе обнаруживаем следующие важные дополнения: коммуникативные свойства личности, коммуникативные способности - понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающим. К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих к. п., относят: уровень потребности в общении; его локали-зованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения (степень удовлетворенности общением, «уверенность в общении»), а также коммуникативные умения и навыки [4].

В.Т. Ганжин обращает внимание на то, что «исходить необходимо из понятия «коммуникативное ядро личности», которое рассматривают теория личности и теория коммуни-кативистики, описывающие направленность, потенциал, меру устойчивости личности, проявляемые в общении индивида с другими людьми» [5, с. 232].

«Коммуникативный потенциал - это единство трех его составляющих:

- коммуникативные свойства личности (характеризуют отношение к способу общения, развитие потребности в общении);

- коммуникативные способности (определяют активность и инициативу в общении, эмоциональный отклик на состояние партнера, возможность реализации индивидуальной программы общения);

- коммуникативная компетентность (знание норм и правил общения, владение психотехниками и технологией в целом).

Коммуникативный потенциал человека - это характеристика его возможностей и способностей, которые и определяют качество общения» [6].

Коммуникативный потенциал - это «развивающаяся система свойств и способностей, которые приобретаются в реальных условиях совместной деятельности», «развивающаяся система личностных ресурсов, возможностей и резервов, которые обеспечивают легкость и уверенность в общении, психологическую компактность и коммуникативную совместимость, активную позицию во взаимодействии с субъектами коммуникации» [7, с. 16], к такому выводу приходит Л.Л. Лашкова.

С ней солидарен и Л. Орбан-Лембрик. Он фактически говорит о том, что одним из свойств коммуникативного потенциала является эффективность во взаимодействии как внутренний резерв личности [8].

Итак, мы определяем, что коммуникативный потенциал личности - это динамическая система всех имеющихся внутренних взаимосвязанных возможностей, запасов, капиталов, резервов, ресурсов, свойств и способностей ядра личности (в т.ч. средств,

коммуникология - соммимсоюоу

источников) в трансактной передаче информации, которые могут быть использованы в случае необходимости с целью взаимодействия через общение; степень мощности возможного проявления коммуникационной функции личности потенциально (в будущем) в общении с другими людьми.

Важно отметить то, что «отличительной особенностью коммуникативного потенциала личности является отражение в нем коммуникативно-личностных свойств, которые не только обеспечивают легкость и уверенность в общении, активную позицию во взаимодействии, но и в наиболее общем плане отражают социальный интеллект» [9, с. 16]. К взаимодействию, взаимопроникновению коммуникативного потенциала личности и коммуникативной компетенции в отношении к социальному интеллекту мы подойдем в этой статье далее.

В части исследования понятия коммуникативной компетентности необходимо в первую очередь сказать: именно готовность личности к реализации коммуникативно-профессиональной функции и является залогом накопления и реализации ее потенциала.

«Коммуникативные умения, навыки и техники, как проявление гуманистической направленности личности, её коммуникативных способностей и знаний в области коммуникативных дисциплин (социальной психологии, педагогики, риторики, логики и др.) отражаются:

- в адекватности восприятия, понимания и принятии своеобразия субъекта взаимодействия на основе коммуникативной толерантности;

- в сопереживании, чувствовании «другого»;

- в выборе и грамотном использовании механизмов коммуникативного воздействия (взаимодействия), исходя их особенностей (возрастных, психологических, физических ... ) субъекта взаимодействия;

- в создании (инициации) благоприятного нравственно-психологического климата в группе за счет соблюдения нравственных норм, принятых в государстве и конкретном обществе;

- в «моделировании» собеседника (взаимодействующего субъекта); умении с помощью слова осуществлять психотерапию общения;

- в речевой дисциплине (допустимые речевые приемы, приемы спора, аргументации, норм и правил употребления терминологии, создание устных и письменных текстов, их произнесение);

- во владении невербальным инструментарием (кинестические, проксемические, тактильные, ольфакторные и другие механизмы действия)», систематизирует Барахович И.И. [10].

Совершая обзор уже имеющихся определений «коммуникативной компетентности», прежде всего, обратим внимание читателя на существенное различие между терминами «компетенция» и «компетентность». Копылова А.А. утверждает: «В смысловом контексте «компетенция» - это знания, а компетентность - умения (действия). И в отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, также характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию» [11].

К данному моменту значительное число авторов уже дали определение «коммуникативной компетентности», мы приведем здесь лишь некоторые из них. Так Руденский Е.В. полагает, что «коммуникативная компетентность - это обобщающее коммуникативное

свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения» [12]; по мнению Карпова А.В., «коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности» [13]; ряд авторов придерживается следующей точки зрения: «коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» [14].

С учетом информации, полученной из изученных источников, а также определений коммуникативной компетентности, приведенных выше, мы дадим наше определение, которым и будем пользоваться далее. Коммуникативная компетентность личности - это подвижное обобщающее интегральное свойство владения личностью коммуникативными навыками и умениями, способность адаптировать и применять их в новых социальных структурах, с учетом культурных норм и ограничений в сфере общения, ориентация в различных коммуникативных средах и средствах и специфически выражающихся в рамках профессии.

Итак, обобщая все вышесказанное, мы подошли к тому, чтобы предложить наше определение потенциала коммуникативной компетентности личности. Потенциал коммуникативной компетентности личности - это совокупность всех имеющихся внутренних взаимосвязанных возможностей (в т. ч. средств, источников) коммуникативной компетентности личности в профессиональной области, которые могут быть использованы в случае необходимости и с какой-либо целью; степень мощности возможного проявления интегрального свойства владения личностью коммуникативными навыками и умениями, способности адаптировать и применять их в новых социальных структурах, с учетом культурных норм и ограничений в сфере общения, ориентации в различных коммуникативных средах в отношении профессиональной деятельности.

Выше мы уже коснулись вопроса взаимосвязи коммуникативного потенциала личности и коммуникативной компетентности в отношении социального интеллекта. Е.В. Гриб, на наш взгляд, наиболее четко и полно высказался по этой проблематике, приведем цитату: «Понятие коммуникативной компетентности связывается с социальным и эмоциональным интеллектом. Социальный интеллект лежит в основе социально-компетентного поведения. Социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). В структуре социального интеллекта выделяются следующие компоненты: характеристики самосознания - открытость новому; самоуважение, самопринятие, социальная перцепция, социальное воображение и мышление; способность прогнозировать, моделировать и понимать социальные явления; коммуникативно-личностный потенциал, лежащий в основе психологической контактности и коммуникативной совместимости, а также психологический потенциал личности» [15].

Коммуникативная компетентность государственного служащего таким же образом исключительно и неразрывно взаимосвязана с социальным и эмоциональным интеллектом. А накопление и эффективная реализация потенциала коммуникативной компетенции го-

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

сударственного служащего должна входить в список его профессиональных обязанностей и подвергаться периодической оценке. «С государственно-правовой точки зрения, государственный служащий ... представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий - продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции» [16].

Список литературы

1. Буденкова С.Е., Зайцева Т.А., Савельева Е.Н. Коммуникативный потенциал региональных культур: опыт анализа развития. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 346. С. 47-56.

2. ЛевкинаЛ.И. Педагогический потенциал русского изобразительного искусства второй половины 19 - начала 20 вв.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Н. Новгород, 2001. 227 с.

3. Левкина Л.И. Коммуникативный потенциал - исследование понятийно-терминологического аппарата. // Коммуникология. 2013. Том 2. №2. С. 51-64.

4.ЛеонтьевА.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969. 308 с.

5. Ганжин В.Т. Эффективная коммуникация: история, теория, практика: Словарь-справочник. / Под ред. Панова М.И. М., 2005. 591 с.

6. Электронный ресурс: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_UPR/METOD/PSIH_UPR/ frame/LEK/L8/3.htm

7. Лашкова Л.Л. Концепция развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: автореф. дис.....д.п.н. Челябинск, 2011. 43 с.

8. Орбан-ЛембрикЛ.Е. Социальная психология: особенности общения. Киев, 2004. 576 с.

9. БодалевА.А. Личность и общение. М., 1983. 272 с.

10. БараховичИ.И. Коммуникативный потенциал личности: постижение смыслов. Электронный ресурс: http://www.emissia.org/offline/2013/2072.htm

11. КопыловаА.А. Коммуникативная компетентность топ-менеджеров как фактор развития российских компаний. Электронный ресурс: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/5/s%D0%BEci% D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kopylova.pdf

12. Руденский Е.В. Социальная психология. Электронный ресурс: http://www.klex.ru/cap

13. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. Электронный ресурс: http://www.spbk-spo.com/new/psihologiya/karpov.pdf

14. КуницынаВ.Н., КазариноваН.В., ПогольшаВ.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001. 544 с.

15. Гриб Е.В. Формирование коммуникативной компетентности менеджера. Электронный ресурс: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles.php

16. Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1 %81 %D1 %83% D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1% 81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B9

17. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М., 2002. 246 с.

18. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы: Учебное пособие. М., 2013. 272 с.

19. ВасиленкоЛ.А., Рыбакова И.Н. Информационная культура в контексте глобальных изменений. Электронный ресурс: http://spkurdyumov.ru/globalization/informacionnaya-kultura-v-kontekste-globalnyx-izmenenij/

20. ВасиленкоЛ.А. Социальные инновации в контексте управления будущим. / Л. А. Василенко, В. И. Василенко. М., 2013. 341 с.

■ ■ ■ THE POTENTIAL OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE REPRESENTATIVES OF PUBLIC AUTHORITIES

Author: L.I. LEVKINA

LEVKINA Liliya Ivanovna, Candidate of Pedagogical Science, Doctorant, Associate Professor of the Public Relations and Media Policy Department of the Institute of State Service and Human Resources of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA). Address: 84, Vernadskogo prospect, Moscow, Russia, 119571. Tel.: +7 (495) 933-80-30. E-mail: LevkinaLI@gmail.com.

Abstract: the development of the state and its security is directly related to the most rapid and accurate acquisition and exchange of information within its structures, as well as between representatives of the public authorities and non-governmental organizations, business, media and the population as a whole. The proper information exchange largely depends on the accumulation and realization of the potential of communicative competence of the representatives of public authorities.

Keywords: potential, communicative potential, communicative potential of the individual, communicative competence, communicative competence of the individual, the potential of communicative competence of the individual, social intelligence, potential of communicative competence of the representatives of public authorities.

References

1. Budenkova S.E., Zaytseva T.A., Saveleva E.N. Kommunikativniy potentsial regionalnykh kultur: opyt analiza razvitiya. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 346. S. 47-56. [Budenkova, S.E., Zaitseva, T.A. and Saveliev, E.N. (2011) 'Communicative Potential of Regional Cultures: the Experience of Analysis of the Development', Bulletin of Tomsk State University, no. 346. Pp. 47-56.].

2. Levkina L.I. Pedagogichesky potentsial russkogo izobrazitelnogo iskusstva vtoroy poloviny 19 - nachala 20 vv.: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01: N. Novgorod, 2001. 227 s. [Levkina, L.I. (2001) Pedagogical Potential of Russian Visual Art in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries. : dissertation of a Candidate of pedagogical sciences: 13.00.01: Nizhny Novgorod. 227 p.].

3. Levkina L.I. Kommunikativniy potentsial - issledovanie ponyatiyno-terminologicheskogo apparata. // Kommu-nikologiya. 2013. Vol. 2. № 2. S. 51-64. [Levkina, L.I. (2013) 'Communicative Potential - the Study of the Conceptual and Terminological Apparatus', Communicology, Vol 2. No. 2. Pp. 51-64.].

4. LeontievA.A. Psikholingvisticheskie edinitsy i porozhdenie rechevogo viskazivaniya. M.: Nauka, 1969. 308 s. [Leontiev, A.A. (1969) Psycholinguistic Units and the Emergence of Verbal Expression, Moscow].

5. Ganzhin V.T. Effektivnaya kommunikatsiya: istoriya, teoriya, praktika: Slovar-spravochnik. / Pod. red. Panova M.I. M.: OOO "Agentstvo "KRPA Olimp", 2005. 591 s. [Ganzhin, V.T. Effective Communication: History, Theory, Practice: Dictionary in Panova, M.I. (ed.), Moscow].

6. Avaliable: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_UPR/METOD/PSIH_UPR/frame/LEK/ L8/3.htm .

7. Lashkova L.L. Kontseptsiya razvitiya kommunikativnogo potentsiala budushchih pedagogov doshkolnyh obra-zovatelnyh uchrezhdeniy: avtoref. dis. ... d.p.n. Chelyabinsk, 2011. 43 s. [Lashkova, L.L. (2011) The Concept of Development of the Communicative Potential of the Future Teachers of Preschool Educational Institutions: Author's abstract of dissertation of Ph.D. Chelyabinsk, 43 p.].

8. Orban-LembrikL.E. Sotsialnaya psykhologiya: osobennosty obshcheniya. Kiev, 2004. 576 s. [Orban-Lembrik, L.E. (2004) Social Psychology: Communication Pecularities. Kyiv].

9. Bodalev A.A. Lichnost i obshcheniye. M.: Pedagogika, 1983. 272 s. [Bodalev, A.A. (1983) Personality and Communication, Moscow]/

KOMMyHMKOflOrMfl - COMMUNICOLOGY

10. Barahovich I.I. Kommunikativniy potentsial lichnosti: postizheniye smyslov. Internet resurs: http://www.emis-sia.org/offline/2013/2072.htm [Barahovich, I.I. Communicative Potential of the Person: the Comprehension of Meanings. Avaliable: http://www.emissia.org/offline/2013/2072.htm].

11. Kopylova A.A. Kommunikativnaya kompetentnost top-menedzherov kak factor razvitiya rossiyskih kompaniy. Internet resurs: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/5/s%D0%BEci%D0%BB%D0% BEgiy%D0%B0/kopylova.pdf [Kopylova, A.A. Communicative Competence of Senior Managers as a Factor of Development of Russian Companies. Avaliable: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/ 5/s%D0%BEci%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/kopylova.pdf].

12. Rudenskiy E.V. Sotsialnaya psikhologiya. Internet resurs: http://www.klex.ru/cap [Rudenskiy, E.V. Social Psychology. Avaliable: http://www.klex.ru/cap ].

13. Karpov A.V. Psikhologiya menedzhmenta: Uchebnoye posobie. Internet resurs: http://www.spbk-spo.com/new/psihologiya/karpov.pdf [Karpov, A.V. Psychology of Management: Textbook. Avaliable: http://www.spbk-spo.com/new/psihologiya/karpov.pdf].

14. Kunitsina V.N., KazarinovaN.V., Pogolsha V.M. Mezhlichnostnoe obshenie. Ychebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2001. 544 s. [Kunitsyna V.N., Kazarinova N.V. and Pogolsha V.M. (2001) Interpersonal Communication. Textbook for higher education institutes. St.Petersburg].

15. Grib E.V. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti menedzhera. Internet resurs: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles.php [Grib, E.V. Formation of the communicative competence of the manager. Avaliable: http://www.mai.ru/events/sfiro/articles.php]/

16. Avaliable: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1 %81 %D1 %83%D0%B4%D0% B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1 %83%D0%B6%D0%B0%D1%89%D0%B8%D0%B9

17. SharkovF.I. Osnovy teorii kommunikatsii. M.: Izd-vo "Perspektiva", 2002. 246 s. [Sharkov, F.I. (2002) Fundamentals of the Theory of Communication. Moscow].

18. Sharkov F.I. Konstanty gudvila: stil, pablisiti, reputatsiya, imidg I brand firmy: uchebnoye posobiye. M., 2013. 272 s. [Sharkov F.I. (2013) Constants of goodwill: style, publicity, reputation, image and brand of a firm: study aid. Moscow. 272 p].

19. VasilenkoL.A., Rybakova I.N. Informatsionnaya kultura v kontekste globalnykh izmeneniy. Elektronnyi resurs: http://spkurdyumov.ru/globalization/informacionnaya-kultura-v-kontekste-globalnyx-izmenenij/ [Vasilenko L.A., Rybakova I.N. Information culture in the context of global changes. Available: http://spkurdyumov.ru/globalization/in-formacionnaya-kultura-v-kontekste-globalnyx-izmenenij/

20. Vasilenko L.A. Sotsialnye innovatsii v kontekste upravleniya budushchim. / L.A. Vasilenko, V.I. Vasilenko. M.: ALEF, 2013. 341 s. [Vasilenko, L.A. (2013) Social Innovations in the Context of Controlling the Future in Vasilenko, L.A. and Vasilenko V.I. (ed.), Moscow].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.