УДК 159.9.001.5
ВЗАИМОСВЯЗЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ С УСПЕШНОСТЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
С.В.Калинина, А.А.Моисеева, Е.В.Филиппович
INTERRELATION BETWEEN COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PERSONALITY AND SUCCESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF CREATIVE PROFESSIONALS
S.V.Kalinina, A.A.Moiseeva, E.V.Filippovich
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Поднимается проблема значения и места коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности, связанной с творческой активностью. Приводятся результаты теоретического и эмпирического изучения взаимосвязи коммуникативной компетентности личности и успешности профессиональной деятельности представителей творческих профессий на примере профессии фотографа.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, коммуникативный потенциал личности, уровень общительности, творческая деятельность, успешность профессиональной деятельности
The article raises the problem of the value and place of communicative competence in professional activities related to creative activity. The results of theoretical and empirical study of the interrelation between the communicative competence of the personality and achieving success in creative careers (on the example the profession of a photographer) are presented.
Keywords: communicative competence, communicative culture, communicative potential of the personality, level of sociability, creative activities, success in professional activity
Человеческое общество немыслимо без общения. Общение выступает необходимым условием взаимодействия людей. Коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью коммуникативной культуры, необходима всем людям, а в ряде профессий она становится профессиональной характеристикой личности. Высокий уровень коммуникативной компетентности сегодня требуется во всех сферах общественной жизни. Коммуникативная компетентность является одной из главных характеристик профессиональной компетентности и специальной подготовки специалистов в системе «человек — человек».
В большинстве профессий коммуникативная компетентность становится залогом успешности профессиональной деятельности. Этот феномен является основным предметом исследований в различных отраслях наук. Проблема успешности профессиональной деятельности — наименее изученная область и такой науки, как психология. Для людей, чья профессиональная деятельность связана с творческой активностью значение коммуникативной компетентности неоднозначно. Так как творческий процесс предполагает погружение, создание собственного субъективного мира, в который нет доступа окружающим. Тем не менее, активное взаимодействие музыкантов, художников, фотографов писателей с окружающим социумом может стать залогом повышения популярности и востребованности этих людей как профессионалов. Описанная неоднозначная ситуация стала основой для организации психологического исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и успешности профессиональной деятельности представителей творческих профессий.
В исследовании участвовало 20 профессиональных фотографов в возрасте от 20 до 55 лет, города Великий Новгород, средний стаж работы респондентов 5 лет.
Была сформулирована гипотеза о том, что существует взаимосвязь между коммуникативной компетентностью и успешностью профессиональной деятельности личности представителей творческих профессий.
Специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества является общение, в котором реализуются социальные отношения людей. Практически вся жизнь человека протекает в постоянном взаимодействии с другими людьми. Проблеме изучения коммуникативной компетентности посвящены работы таких отечественных психологов как: В.В.Девятко, Ю.Н.Емельянова, Ю.М.Жукова, В.А.Кан-Калика, В.Н.Куницыной, А.А.Леонтьева, А.В.Мудрика, Л.А.Петровской и др. В зарубежной психологии разработкой проблемы коммуникативной компетентности занимались такие ученые, как А.Бандура, Э.Берн, Т.Гордон, Д.Джурард, А.Маслоу, Я.Морено, Д.Хант, Д.Хоманс и др.
В рамках нашего исследования при рассмотрении проблемы коммуникативной компетентности мы будем опираться на определение, которое дал М.А.Василик, он определяет ее следующим образом: «Коммуникативная компетентность представляет собой определенный уровень сформированности личностного и профессионального опыта взаимодействия с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в профессиональной среде и обществе» [1, с 45]. Здесь «коммуникативная ком-
петентность» понимается как личные качества, так и профессиональные, как личные способности, так и статусные роли, как взаимодействие в общественной (а именно — личностной) среде, так и на профессиональном уровне. И далее подобная позиция подкрепляется тезисом о том, что основными источниками коммуникативной компетентности является опыт межличностного и делового общения, взаимодействия в повседневной и профессиональной обстановке.
Коммуникативную компетентность в самом общем виде можно определить как способность личности нормально (т.е. в пределах диапазона, заданного соответствующими социальными нормами) функционировать в качестве коммуникативного фактора.
Коммуникативная компетентность личности в общем случае складывается из двух составляющих — общей и специальной коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации [2].
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Коммуникативный потенциал — это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает, на ряду с компетентностью в общении, ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности — способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения, способность к самостимуляции и к взаимной стимуляции в общении.
Коммуникативная культура личности как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: соционормативный опыт народной культуры; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в непраздничной сфере; опыт восприятия искусства.
Для большинства индивидов, тех, чья жизнь не связана с организацией и осуществлением коммуникации общая коммуникативная компетентность совпадает с коммуникативной компетентностью как таковой. Общая коммуникативная компетентность является частью социальной компетентности личности.
Она характеризует способность индивида к общению в различных ситуациях и реализуется на уровне обыденных коммуникаций, повседневных практик информационного взаимодействия, как в бытовой, так и в профессиональной сфере. Для профессиональных коммуникаторов помимо общей, необходима ещё и специальная коммуникативная компетентность. Последняя представляет собой своеобразный «сплав» коммуникативных знаний, умений и навыков, которые необходимы коммуникатору для выполнения профессиональных функций.
Успешность профессиональной деятельность таким образом может на прямую зависеть от степени развития возможностей общения и наоборот, некоторые условия профессии способствуют приобретению человеком все новых способностей к эффективной коммуникации.
В целом, в жизни взрослого человека трудовая и профессиональная деятельность занимает важное место и от того насколько она будет удачно складываться может зависеть и качество всей жизни. Раскрывая сущность термина «успех профессиональной деятельности», Н.В.Самоукина высказывается о нём следующим образом: «Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих достижению этой цели» [3, с. 97].
М.М.Абдуллаева приводит, перечисленные В.П.Симоновым основные факторы, служащие показателем эффективности профессиональной деятельности:
— актуальность деятельности как полное соответствие всех действий и операций поставленным целям и задачам;
— оптимальность — (необходимость и достаточность) затрачиваемых усилий, средств, времени для достижения поставленных и решаемых в ходе деятельности задач;
— рациональность способов и приемов деятельности в ее органическом единстве, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности;
— конкретность — как соответствие всех операций (действий) характеру направленности профессиональной деятельности;
— перспективность — как исключение возможности малозначимости итога деятельности, ее ограниченного тупикового результата;
— активность и самостоятельность деятельности специалиста [4].
В отечественной и зарубежной психологической литературе содержатся описания личности успешных профессионалов, работающих в социальной сфере, выделяются внутренние психологические свойства и характеристики личности специалиста, приводящие его к успеху. Н.В.Самоукина считает, что для достижения профессионального успеха большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной деятельности. Она говорит, что любой человек, когда ему удалось осуществить что-то важное и значимое, будет чувствовать спокойствие и уверенность в себе [5]. В отношении
профессий творческого направления такого однозначного вывода сделать нельзя.
Творческие профессии отличаются своей динамичностью, непредсказуемость, оригинальностью. В творческой профессии человек может полностью реализовать свои потребности и в общении и в проявлении эмоций. С другой стороны, творческая деятельность требует глубокого сосредоточения и погружения в себя и в данном случае окружающие люди только мешают профессионалу.
Труд фотографа, рассматриваемый нами в качестве примера творческой деятельности, относится сразу к трем профессиональным группам. Во-первых, к типу: «человек — человек», так как она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Фотограф должен обладать такими требованиями как стремление к общению: умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость, выдержка, способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами [18].
Во-вторых, фотографы одновременно работают в сфере «человек—техника». В данной сфере люди работают с такими техническими устройствами как компьютер, музыкальный инструмент, фотоаппарат, объектив и с другими составляющими.
В-третьих, труд фотографа на прямую связан с художественным образом. Художественный образ — результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека. Фотограф занимается созданием новых образов, художественным оформлением, преобразованием обычных предметов в неповторимые, не похожие на другие. В профессиях такого типа предъявляются высокие требования к таким личностным качествам как развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, и т.п.), наличие яркого воображения, образного мышления, склонность к творчеству, гибкость чувств, специальные способности.
Для исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и успешности профессиональной деятельности фотографов были подобраны следующие методики:
Наше исследование было построено на изучении уровня общительности, коммуникативности и определения уровень коммуникабельности человека по тесту «Оценка уровня общительности». (В.Ф.Ряховского). Успешность профессиональной деятельности мы измеряли по двум группам показателей: объективные (авторская анкета «Объективные показатели успешности профессиональной деятельности») и субъективные («Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир в модификации А.А.Реана; Семантический дифференциал в апробации М.М.Абдуллаевой и М.И.Гильмановой).
Для получения значимых данных был применен метод ранговой корреляции Спирмена. Он позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Работа проводилась в программе Statistika 6.0.
Исходя из полученных результатов исследования общительности, 10% испытуемых имеют низкий уровень, можно предположить, что эти люди замкнуты, неразговорчивы, предпочитают одиночество. Возможно, им трудно устанавливать новые контакты, которые могут выводить их из равновесия. Средний уровень общительности имеют 50% испытуемых, можно предположить, что для них характерна любознательность, разговорчивость. Такие люди без напряжения идут навстречу новым знакомствам, но не любят слишком шумных компаний. Высокий уровень общительности показали 40% испытуемых. Таким людям присуща общительность в большей степени, они всегда смогут поддержать разговор, интересуются разными вопросами, любят быть в центре внимания. Эти данные дополняются результатами семантического дифференциала. Так большинство испытуемых (60%) имеют средний уровень активности, Для этого уровня характерна ситуативность проявлений мотивов общения с людьми. Это ситуативно-общительные личности, инициативность которых проявляется не всегда. Для них также характерен широкий круг общения и импульсивность. Высокие показатели получили 15% испытуемых, можно предположить, что им характерны такие черты как общительность, активность, в общении они ведут себя раскрепощено. Низкий уровень у 25% респондентов, что может означать, что они имеют определенную пассивность, интровертированность и спокойные эмоциональные реакции.
Согласно объективным показателям успешности профессиональной деятельности, таким как: количество получаемых заказов, гонорар за одну съемку (1 час), какое количество подписчиков в соц. сетях, количество выставок (публикаций), в которых участвовали за последний год, место проведения съемки (на выезде, в помещении, где живете, в отдельной студии), 15%, обладает низким уровнем успешности профессиональной деятельности, можно предположить, что это начинающие молодые специалисты, которые в следствие ограниченного числа профессиональных контактов и клиентов имеют 2—5 заказов в месяц и невысокие гонорары. 60% испытуемых имеют средний уровень успешности профессиональной деятельности. Эту группу составляют специалисты имеющие стабильный средний доход от профессиональной деятельности, имеют возможность снимать отдельное помещение для организации работы с клиентами, иногда принимают участие в выставках и популярны в соц. сетях. Высоким уровнем успешности профессиональной деятельности обладают 25% испытуемых. Можно предположить, что эти люди добились известности в городе, поэтому выставляют высокие цены на фотосъемку, занимают призовые места в конкурсах проф. мастерства и выставках, а также имеют широкий спектр клиентуры.
Результаты теста мотивации профессиональной деятельности позволили сделать вывод о наличии у большинства (65%) оптимальноого комплекса мотивации профессиональной деятельности, то есть уровень внутренней мотивации преобладает над внешней отрицательной мотивацией. В связи с этим,
можно предположить, что деятельность респондентов мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных положительных результатов. 35% испытуемых имеют неоптимальный комплекс мотивации профессиональной деятельности. Можно предположить, что для таких людей, деятельность сама по себе не имеет значения, а в основе мотивации профессиональной деятельности лежит удовлетворение иных потребностей внешних по отношению к самой деятельности, например, зарплата, социальный престиж и другие.
С помощью метода корреляционного анализа нами была установлена отрицательная корреляционная связь между уровнем общительности и трудолюбием (—0,467). Т.е. чем выше общительность, тем ниже трудолюбие как показатель успешности, тем меньше коммуникабельность человека творческой профессии. И, наоборот, чем ниже уровень общительности, тем выше показатель трудолюбия. Видимо многочисленные коммуникативные связи фотографа не дают ему возможности погрузиться в работу и отвлекают от нее.
Также установлено, что коммуникативная компетентность позволяет фотографу быть успешным и востребованным. Инициативные личности, активно устанавливающие деловые контакты. Востребован тот, кто социально успешен, кто смог полностью раскрыться в профессиональной деятельности. Спрос на такую личность значительно превышает предложение.
Нами была выявлена положительная взаимосвязь между уровнем общительности и мотивацией (0,527). Это означает, что высоким показателям уровня внутренней мотивации соответствуют высокие показатели уровня общительности. Способность найти общий язык с другим человеком, и талант находить нужные слова в различных ситуациях, и умение выражать четко свои мысли без скованности и страха позволяет понять, что они являются истинной причиной осуществляемого, и воспринимают себя при взаимодействии с окружением как эффективного члена общества.
Таким образом, по результатам эмпирического исследования, можно сказать, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о взаимосвязи коммуникативной компетентности личности с успешностью профессиональной деятельности подтвердилась. Общительность как качество личности — ориентированность на общение, на внешний мир, способность быстро входить во взаимодействия с другими людьми способствует повышению некоторых показателей ус-
пешности профессиональной деятельности таких представителей творческих профессий как фотографы. Хотя нами и не было установлено большое количество взаимосвязей, тем не менее, отстранение от людей или неумение выстраивать коммуникацию может привести к ограничению числа клиентов и как следствие не востребованности в качестве профессионала.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут иметь прикладное значение в различных практических областях человеческой деятельности таких как: психология труда, менеджмент, кадровая деятельность. Так же полученные данные могут использоваться в разработке методических рекомендаций, мероприятий, программ формирования и развития коммуникативной компетентности, для повышения успешности профессиональной деятельности.
1. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М.А.Василика. М.: Гардарики, 2003. 615 с.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Ленинград: Издат Лен. Гос. Ун., 1985. 162 с.
3. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 224 с.
4. Абдуллаева М.М. Особенности профессиональной идентичности представителей творческих профессий // Вестник МГЛУ. 2009. № 563. С. 35-49.
5. Самоукина Н. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 224 с.
6. Тимофеичев А. Очерк психологии творчества (в том числе фотографа) [Электр. ресурс]. URL: http://photo-element.ru/analysis/opt/opt.html (дата обращения: 01.05.2017).
References
1. Vasilik M.A., ed. Osnovy teorii kommunikatsii: Uchebnik [The basics of communication theory]. Moscow, Gardariki Publ, 2003. 615 p.
2. Emel'yanov Yu.N. Aktivnoe sotsial'no-psikhologicheskoe obuchenie [Active socio-psychological training]. Leningrad, Leningrad state University Publ, 1985. 162 p.
3. Samoukina N. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti [Psychology of professional activity]. 2-e izd. Saint Petersburg, Piter Publ, 2003. 224 p.
4. Abdullaeva M.M. Osobennosti professional'noy identichnosti predstaviteley tvorcheskikh professiy [Psychological regularities of formation of cognitive activity]. Vestnik MGLU, 2009, no. 563, pp. 35-49.
5. Samoukina N. Psikhologiya professional'noy deyatel'nosti [Psychology of professional activity]. 2-e izd. Saint Petersburg, Piter Publ, 2003. 224 p.
6. Timofeichev A. Ocherk psikhologii tvorchestva (v tom chisle fotografa) [An essay on the psychology of creativity (including the photographer)]. Available at http://photo-element.ru/analysis/opt/opt.html (accessed: 01.05.2017).