Научная статья на тему 'Особенности социального интеллекта студентов технических и гуманитарных специальностей'

Особенности социального интеллекта студентов технических и гуманитарных специальностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
944
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хачатурян Нелли Николаевна

Представлены результаты исследования различных элементов социального интеллекта, в том числе коммуникативной компетентности и общительности студентов технических и гуманитарных специальностей. Знания об особенностях социального интеллекта и коммуникативной компетентности дают толчок к разработке практических программ, коммуникативных тренингов, связанных с профессиональной подготовкой специалистов разного профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL AND HUMANITARIAN SPECIALITIES

The article presents results of research of various elements (including communicative competence and sociability) of social intelligence of students of technical and humanitarian specialities. Knowledge of features of social intelligence and communicative competence impulse to working out practical programs, communicative trainings, connected with vocational training of different profile's experts.

Текст научной работы на тему «Особенности социального интеллекта студентов технических и гуманитарных специальностей»

УДК 159.9.07 Н.Н. ХАЧАТУРЯН

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ И ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Представлены результаты исследования различных элементов социального интеллекта, в том числе коммуникативной компетентности и общительности студентов технических и гуманитарных специальностей. Знания об особенностях социального интеллекта и коммуникативной компетентности дают толчок к разработке практических программ, коммуникативных тренингов, связанных с профессиональной подготовкой специалистов разного профиля.

Ключевые слова: социальный интеллект, уровень интеллекта, коммуникативная компетентность, общительность.

Введение. Социальный интеллект выступает как средство регуляции социального поведения, познания социальной действительности, объединяет познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов, обеспечивает интерпретацию информации, понимание и прогнозирование поступков и действий людей. Социальный интеллект выступает как самостоятельный психологический феномен, как индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов. В свою очередь, коммуникативная компетентность рассматривается как адекватное и эффективное использование в коммуникативной ситуации полученных знаний, умений и навыков.

Рассматривая особенности социального интеллекта и коммуникативной компетентности, необходимо отметить следующее. Во-первых, само понятие социального интеллекта, равно как и понятие коммуникативной компетентности, однозначно не определены. Существуют различные точки зрения как по поводу того, что выкладывать в эти понятия, так и по поводу взаимосвязи этих понятий между собой. Во-вторых, при рассмотрении социального интеллекта были определены не только его уровни, но и структура. В-третьих, общительность как свойство личности и основная составляющая коммуникативной компетентности является важным фактором становления и развития социального интеллекта [1-3].

Ряд авторов (А.Л. Южанинова, В.Н. Куницына, Ю.Н. Емельянов и т.д.) подчеркивает не только актуальность рассмотрения особенностей социального интеллекта и коммуникативной компетентности, но и необходимость выделения взаимосвязи этих понятий для практического применения полученных знаний [4, 5, 8]. Вместе с тем социальный интеллект - это не то же самое, что высокий уровень коммуникативной компетентности личности, поскольку компетентное поведение - это применение способностей в повседневных жизненных ситуациях. Наличие разнообразных коммуникативных умений и навыков расширяет возможности субъекта вступать в компетентные отношения, но не гарантирует таковые. Нельзя не учитывать

также, что социальный интеллект и коммуникативная компетентность не существуют в отрыве друг от друга. Как считает В.Н. Куницына, если социальный интеллект - средство познания социальной действительности, то коммуникативная компетентность - продукт этого познания. В то же время, как заключает Ю.Н. Емельянов, социальный интеллект является психологической опорой коммуникативной компетентности [5, 6].

Несмотря на вышесказанное, сегодня недостаточно исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на выявление особенностей социального интеллекта и уровня развития коммуникативной компетентности личности и, в частности, у лиц, выбирающих профессию, требующую для ее эффективного выполнения определенного уровня развития названных свойств.

В данной работе мы будем придерживаться следующего толкования основных понятий: социальный интеллект - это индивидуальные задатки, способности, свойства, облегчающие выработку в личном опыте умений и навыков социальных действий и контактов, мыслительные способности по обработке социальной информации. В то же время коммуникативная компетентность - это адекватное и эффективное использование в коммуникативной ситуации соответствующих знаний, умений и навыков. Постановка задачи. Теоретический анализ основных подходов к изучению социального интеллекта позволяет сделать вывод о существующем противоречии между необходимостью развития социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности и недостаточной изученностью этих феноменов в психологической науке и практике. Определение особенностей названных явлений позволяет глубже изучить их природу и на этой основе строить развивающие программы, направленные на развитие компетентности личности (коммуникативной, социальной), определяющих эффективность социального взаимодействия человека.

В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что существуют качественные различия в структуре социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Конкретизируя основную гипотезу можно предположить, что социальный интеллект и коммуникативная компетентность у студентов гуманитарных и технических специальностей различаются по силе стремления к общению, направленности и осознанности основных функций общительности как качества личности. При этом возможны особенности проявления социального интеллекта и коммуникативной компетентности личности в зависимости от характеристик развития одного из основных составляющих коммуникативной компетентности - общительности.

Цель данного исследования состоит в изучении особенностей социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Для достижения данной цели были поставлены и последовательно решены следующие эмпирические задачи:

1. Изучить особенности социального интеллекта по методике Дж. Гилфорда и М. Салливана, адаптированной Е.С.Михайловой (Алешиной), у студентов гуманитарных и технических специальностей.

2. Исследовать показатели коммуникативной социальной компетентности (КСК) у студентов гуманитарных и технических специальностей с помощью методики КСК.

3. Выявить параметры общительности студентов гуманитарных и технических специальностей с помощью теста суждений А.И.Крупнова.

4. Провести качественный анализ социального интеллекта и коммуникативной компетентности у групп студентов гуманитарных и технических специальностей.

5. Обозначить взаимосвязи между такими показателями, как социальный интеллект и коммуникативная компетентность у студентов технических и гуманитарных специальностей с помощью метода ранговой корреляции Пирсона.

6. Выявить различия двух групп по показателям социального интеллекта, коммуникативной компетентности и общительности с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Объектом исследования выступили студенты 4-го курса социально-гуманитарного факультета и факультета «Технология машиностроения» Донского государственного технического университета (количество 82 человека, возраст 19-21 год). Предметом нашего исследования явились особенности социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных и технических специальностей. Методический инструментарий, использованный в психодиагностической части исследования. Показатели социального интеллекта были выявлены с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Салливана, адаптированной Е.С. Михайловой (Алешиной). Методика исследования социального интеллекта включает четыре субтеста: субтест №1 - «Истории с завершением»; субтест №2 - «Группы экспрессии»; субтест №3 - «Вербальная экспрессия»; субтест №4 - «Истории с дополнением». Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - вербальный. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения (CBC, CBS, CBT, CBI). Два субтеста в своей факторной структуре имеют второстепенное значение, касающееся способности понимать элементы и отношения поведения (CBU,CBR). Методика рассчитана на весь возрастной диапазон, начиная с 9 лет. Успешность выполнения теста не зависит от пола испытуемого. Стимульный материал представляет собой набор из четырех тестовых тетрадей; каждый субтест содержит 12-15 заданий; время проведения субтестов ограничено.

Показатели коммуникативной компетентности были выявлены с помощью методики диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК). Данная методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности и позволяет изучить 8 факторов:

общительность, логическое мышление, эмоциональная устойчивость, беспечность, социальная ориентация, зависимость от группы, степень самоконтроля, склонность к асоциальному поведению. Параметры общительности были выявлены с помощью теста суждений А.И. Крупнова для изучения общительности личности. Тест суждений состоит из 140 вопросов и позволяет количественно и качественно оценить 12 переменных общительности, а также две шкалы, адресованные к трудностям реализации общительности.

Результаты исследования и их обсуждение. Исходя из цели и задач исследования, нам необходимо было выявить структуру и уровень социального интеллекта, показатели коммуникативной компетентности и общительности как ее главной составляющей, провести сравнительный анализ полученных данных и проследить особенности социального интеллекта и коммуникативной компетентности у студентов гуманитарных и технических специальностей.

Первой задачей было выявление структуры и уровня социального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей с помощью методики Дж. Гилфорда и М. Салливана.

Полученные данные свидетельствуют о преобладании у группы студентов гуманитарных специальностей таких составляющих социального интеллекта, как «Группы экспрессии», «Вербальный интеллект» и общий уровень развития социального интеллекта. Это говорит о том, что студенты гуманитарных специальностей в большей степени, чем студенты технических специальностей способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их мимике, позам, жестам; придают большое значение невербальному поведению участников коммуникации; обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации, а также способны извлекать максимум информации о поведении людей.

Студенты технических специальностей показывают высокие результаты по субтестам «Истории с завершением» и «Истории с дополнением». Это говорит о том, что они в большей степени способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения; распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике; путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем; находить причины определенного поведения; умеют ориентироваться в нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

В соответствии со второй задачей мы провели диагностику коммуникативной социальной компетентности. На основании полученных данных можно сделать вывод, что студенты гуманитарных специальностей показывают более высокие результаты по таким показателям коммуникативной компетентности, как уровень общительности, эмоциональная устойчивость, жизнерадостность и уровень самоконтроля, а студенты технических специальностей превосходят студентов гуманитарных специальностей по показа-

телям логического мышления, чувствительности и независимости, ориентированности на собственные решении.

Третьей задачей было исследование показателей общительности у групп студентов технических и гуманитарных специальностей. Полученные данные говорят о том, что студенты гуманитарных специальностей превосходят студентов технических специальностей по показателям социоцен-тричности и эгоцентричности, стеничности и астеничности, осмысленности и субъектности, то есть студенты гуманитарных специальностей обладают большими знаниями о том, что такое общительность как свойство личности, в процессе общения направлены преимущественно на субъект. В ходе беседы для них характерно получение положительных эмоций от самого процесса общения и от собеседника, с которым осуществлен этот процесс. Студенты же технических специальностей обладают большими трудностями в общении и имеют поверхностные представления об общительности, в ходе беседы направлены на предмет общения. Для них имеет значение не то, с кем они общаются, а то, по поводу чего происходит обсуждение.

Для обеспечения достоверности полученные данные были обработаны при помощи компьютерной программы «SPSS 13.0 for Windows». В результате подсчета коэффициента ранговой корреляции Пирсона были обнаружены следующие взаимосвязи:

1. Чем выше общий уровень социального интеллекта, т.е. чем выше способность к пониманию и прогнозированию поведения людей, тем выше способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.

2. Чем лучше люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях, быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу, тем выше общий уровень социального интеллекта, т.е. тем выше способность к пониманию и прогнозированию поведения людей, чувствительность к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений.

3. Чем выше общительность как свойство личности, легкость и открытость в процессе общения, тем выше способность к пониманию речевой экспрессии других людей, тем выше ролевая пластичность (репертуар ролевого поведения).

4. Чем выше уровень общительности, тем выше общий уровень социального интеллекта, т.е. чем более человек словоохотлив, разговорчив, легок при вступлении в социальный контакт, тем выше способность к прогнозированию ситуаций межличностного взаимодействия.

5. Чем выше уровень вербального интеллекта, т.е. чем выше способность быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации, тем выше эмоциональная устойчивость в процессе общения, спокойствие и стабильность эмоционального состояния личности.

6. Чем больше человек руководствуется в процессе общения собственными взглядами, решениями, чем более независим от группы и ори-

ентирован на себя, тем более положительные эмоции от общения испытывает. Все это располагает к нему собеседника и делает его более открытым и веселым.

В соответствии с последней задачей мы провели сравнительный анализ групп с помощью подсчета оценки значимости различий по ^критерию Стьюдента для независимых выборок. В результате были выявлены значимые различия по показателям общительности: эргичности ^=-3,639) и аэргичности (=1,902), эгоцентричности ^=-2,676) и интер-нальности (=-2,027), предметности (=4,205) и субъектности (=-3,764), осведомленности (=2,590), личностных (=2,134) и операциональных (t=2,179) трудностях; по показателям коммуникативной компетентности: уровень общительности ^=-3,294), логического мышления (=2,495), зависимости от группы (=2,811) и контроля за своим поведением (=-2,318); одной из составляющих социального интеллекта - вербального интеллекта ^=-3,928) и общего уровня социального интеллекта (=-2,746). Заключение. Несмотря на то, что изучение социального интеллекта имеет давнюю традицию как в зарубежной, так и в отечественной психологии, на сегодняшний день недостаточно исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на выявление особенностей социального интеллекта и уровня развития коммуникативной компетентности личности.

Рассматривая социальный интеллект не только как способность, необходимую для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации, но и как профессионально важное качество, мы изучили особенности социального интеллекта студентов различных специальностей с целью прогноза их успешности в профессиональной деятельности.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что социальный интеллект и коммуникативная компетентность у студентов гуманитарных и технических специальностей различаются по силе стремления к общению, направленности и осознанности основных функций общительности как качества личности, типа саморегуляции общительности и эмоциональной составляющей процесса общения.

Студенты гуманитарных специальностей в процессе общения выстраивают хорошо продуманную стратегию, намечают цели и планомерно достигают необходимого результата, вне зависимости от того, деловая это или светская беседа. Иными словами, они не только хорошо контролируют ситуацию на протяжении всего процесса общения, но достаточно ясно представляют, что они хотят получить в процессе и результате проявления общительности. У них сформированы хорошие коммуникативные навыки и умения, они обладают обширными знаниями по реализации общения. Их отличительной особенностью является социоцентрическая мотивация, то есть побуждение к проявлению общительности продиктовано в большей степени желанием помочь кому-либо в разрешении их проблем, оказать консультативную помощь, скорее всего это может быть связано с будущей профессиональной деятельностью. В ходе диалога они ориентированы на интернальный локус контроля, т.е. исход любой беседы и сложившиеся взаимоотношения с партнером по общению зависят только от него и его

инициативы. Студенты гуманитарных специальностей обладают более высоким уровнем социального и вербального интеллекта, то есть способны извлекать максимум информации о поведении людей, высказывать быстрые и точные суждения о людях, проявлять дальновидность в отношении с ними, обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу в контексте определенной ситуации, определенных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в различных ситуациях.

Студенты технических специальностей показывают более высокие результаты по таким показателям, как аэргичность и предметность общения, операциональные и личностные трудности, осведомленность и логическое мышление, независимость от группового мнения. С содержательной стороны это означает следующее: студенты данной экспериментальной группы, прежде всего испытывают большие трудности при взаимодействии с другими людьми. Переменные компонента трудности указывают, что они не владеют навыками общения, не могут вступить в диалог с малознакомым человеком и испытывают личностные трудности в процессе общения. Переменные когнитивного компонента указывают на низкую значимость общительности в жизнедеятельности этих студентов. Скорее всего, для них характерен лозунг «меньше слов, больше дел». В ходе беседы студенты технических специальностей больше ориентированы на предмет общения, на то, о чем они говорят, а не на субъект общения, не на то, с кем и при каких обстоятельствах идет общение. В группе проявляют себя как независимые от группового мнения, предпочитающие собственные решения и ориентированные на себя, обладают высоким уровнем логического мышления, и, в отличие от студентов гуманитарных специальностей, в большей степени понимают логику развития ситуации, путем логических умозаключений могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи человеческих взаимоотношений.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях и в практической работе психолога, педагога. Знания об особенностях социального интеллекта и коммуникативной компетентности дают толчок к разработке практических программ, коммуникативных тренингов, связанных с профессиональной подготовкой специалистов разного профиля.

Библиографический список

1. Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд / Г. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С.111-131.

2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта. Психология мышления. / Дж. Гилфорд. - М.: Прогресс, 1965.

3. Жуков Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 96 с.

4. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование. / А.А. Кидрон; дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1981. - 215 с.

5. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения / В.Н. Куницына // Теоретические и прикладные вопросы психологии. - Вып.1. - Ч.1. - СПб., 1995.

- С.48-61.

6. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования; под ред. Д.В.Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 176 с.

7. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М.А. Холодная. - Томск, 1997.

8. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания и психологии.

- Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1984. - С. 63-67.

Материал поступил в редакцию 01.06.09.

N.N. HACHATURYAN

FEATURES OF SOCIAL INTELLIGENCE OF STUDENTS OF TECHNICAL AND HUMANITARIAN SPECIALITIES

The article presents results of research of various elements (including communicative competence and sociability) of social intelligence of students of technical and humanitarian specialities. Knowledge of features of social intelligence and communicative competence impulse to working out practical programs, communicative trainings, connected with vocational training of different profile's experts.

ХАЧАТУРЯН Нелли Николаевна, старший преподаватель кафедры «Философия» ДГТУ. Окончила факультет психологии Южно-Российского гуманитарного института (2001).

Область научных интересов: психология интеллекта, самосознание личности.

Автор 5 научных публикаций. nelja-nik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.