Н. А. Филина
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Работа представлена кафедрой возрастной и педагогической психологии Московского государственного педагогического института.
Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор М. К. Кабардов
В статье описывается связь социального интеллекта с компонентами коммуникативной компетентности и личностными характеристиками у студентов - будущих социальных педагогов.
Ключевые слова: социальный интеллект, коммуникативная компетентность, социальный педагог.
N. Filina
ROLE OF SOCIAL INTELLECT IN COMMUNICATIVE SKILLS FORMING
The article shows the connection between social intellect and the communicative competence components. The article deals with the personal features of students who are about to become social teachers.
Key words: social intellect, communicative competence, social teacher.
На сегодняшний день в психологической науке наблюдается возрастающий интерес ученых к проблеме социального интеллекта и проблеме коммуникативной компетентности специалиста в области соционо-мических профессий. На наш взгляд, эта тенденция не случайна, она обусловлена особенностью современного российского обще-
ства - его динамичностью, выходом на более высокий уровень профессионального взаимодействия. В работах зарубежных и отечественных авторов накоплен определенный теоретический и практический материал по данным проблемам.
Так, при различиях концептуальных решений, предлагаемых специалистами по про-
блеме социального интеллекта, можно констатировать, что социальный интеллект рассматривается большинством из них как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Эта способность является чрезвычайно важной и необходимой современному специалисту для эффективного межличностного взаимодействия.
Впервые проблема социального интеллекта разрабатывалась в зарубежной науке (Дж. Гилфорд, Н. Кэнтор, М. Саливен, Р. Стернберг). В российской психологической науке проблема социального интеллекта привлекла внимание исследователей (Н. А. Аминов, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куни-цина, О. Б. Чеснокова, А. Л. Южанинова) примерно 13 лет назад. В исследовании В. Н. Ку-нициной [5] впервые выделены четыре основных аспекта социального интеллекта:
1. Коммуникативно-личностный потенциал: комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства, как психологическая контактность и коммуникативная совместимость; это основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристики самосознания - чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение: способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и мотивов их поведения.
4. Энергетические характеристики: психическая и физическая выносливость, активность и истощаемость.
В исследованиях Ю. Н. Емельянова, А. Л. Южаниновой наиболее полно раскрыты функции социального интеллекта:
• коммуникативно-ценностная функция, связанная с потребностью понимать окружающих и быть понятым ими;
• познавательно-оценочная функция, позволяющая установить отношение человека к
окружающей его действительности и определение позиций к происходящему к окружающей среде;
• рефлексивно-коррекционная функция, которая находит свое отражение в самопознании и осознании достоинств и недостатков своей деятельности.
В результате экспериментального изучения предпосылок психологических способностей абитуриентов и студентов Н. А. Аминов и М. В. Молоканов [1] доказывают, что одним из критериев специальных способностей, определяющих склонность абитуриентов и студентов к практической или исследовательской деятельности, выступают индивидуальные различия в уровне развития социального интеллекта. Авторы доказывают, что когнитивный компонент специальных способностей (понимание человека) является неком-пенсируемым и консервативным, т. е. мало подвержен изменению.
Исследования в этой области позволили определить социальный интеллект как когнитивную составляющую коммуникативных способностей личности, которая обеспечивает самопознание, самообучение, умение прогнозировать и планировать развитие межличностных событий, т. е. коммуникативную компетентность.
Большинство исследователей, изучающих проблему коммуникативной компетентности или компетентности в общении (Ю. М. Жуков, М. К. Кабардов, А. А. Леонтьев, Л. А. Петровская, Е. В. Сидоренко и др.) определяют ее как цель и результат процесса овладения личностью знаниями в определенной области и способностью обмена ими во взаимодействии, обеспечивающими субъекту эффективность общения. Коммуникативная компетентность педагога характеризуется совокупностью достаточно сформированных профессиональных знаний, коммуникативных и организаторских умений, способностью к эмпатии, самоконтролю, культурой вербального и невербального взаимодействия, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса.
Рассматривая коммуникативную компетентность как процесс обеспечения многофункциональности общения, в ее содержании выделяют три ведущих компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий. Когнитивный компонент - владение системой знаний по обмену информацией и познанием людьми друг друга в процессе общения. Аффективный компонент - умения по формированию межперсональных взаимоотношений. Регулятивный компонент -умения управления и корректирования собственного поведения и поведения других людей, организация совместной деятельности (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов).
Вероятно, в отношении коммуникативной компетентности именно социальный интеллект, являющийся когнитивной составляющей коммуникативных способностей и определяемый как способность адекватно оценивать и понимать свое поведение и поведение других людей, определяет уровень выраженности компетентных позиций в общении и успешность реализации субъектом своего коммуникативного потенциала.
Однако в отечественной и зарубежной литературе взаимосвязь социального интеллекта и компонентов коммуникативной компетентности специально не изучалась, и не рассматривался вопрос о совершенствовании коммуникативной компетентности у студентов социальных педагогов с различным уровнем развития социального интеллекта. Поэтому экспериментальная разработка этих аспектов будет являться новым направлением в исследовании роли социального интеллекта в формировании коммуникативной компетентности.
Изучение литературных данных и анализ результатов исследований в этой области позволили сформулировать следующие предположения.
Социальный интеллект определяет уровень развития коммуникативной компетентности студентов - будущих социальных педагогов, если:
• существует связь социального интеллекта и основных компонентов коммуникативной компетентности: чем более выражена способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей, тем более выражены компетентные позиции в общении;
• социальный интеллект взаимосвязан с личностными характеристиками, определяющими успешность в субъект-субъектном взаимодействии.
Проверка этих предположений и стала основными задачами нашего исследования.
Методы исследования. В исследовании использовались три группы методов: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е. С. Михайловой, методика диагностики профессионально значимых качеств будущего специалиста, определяющих его коммуникативную компетентность Л. П. Калининского, методы определения личностных характеристик студентов - социальных педагогов -многофакторный личностный опросник 16-РБ Р. Кеттелла.
В эксперименте приняли участие 120 студентов - социальных педагогов Московского государственного областного педагогического института г. Орехово-Зуево Московской области.
Результаты исследования. Для определения взаимосвязи композитной оценки социального интеллекта, его основных показателей (СВ1, СВС, СВТ, СВБ) и компонентов коммуникативной компетентности проводился корреляционный анализ первичных показателей социального интеллекта и таких компонентов, как: направленность, деловитость, доминирование, уверенность, требовательность, упрямство (негативизм), уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость (табл. 1).
Для определения взаимосвязи композитной оценки социального интеллекта и личностных качеств, проводился корреляционный анализ первичных показателей социального интеллекта и 16 личностных факторов по опроснику Р. Кеттелла (табл. 2).
Таблица 1
Матрица корреляций между композитной оценкой социального интеллекта, его показателями и основными компонентами коммуникативной компетентности (по Пирсону)
Компоненты коммуникативной компетентности (по Л. П. Калининскому) Показатели социального интеллекта (Дж. Гилфорда-М. Салливена)
Композитная оценка СВ1 СВС СВТ СВв
Направленность 0,183 0,27 0,11
Деловитость 0,450 0,32 0,24 0,48 0,12
Доминирование 0,19 0,02
Уверенность 0,303 0,20 0,33 0.34 0,14
Т ребовательность 0,207 0,20 0.21 0,29 0,14
Упрямство (негативизм) 0,09
Уступчивость 0,02
Зависимость 0,04
Психологический такт 0,214 0,19 0,20 0,23 0,12
Отзывчивость 0,315 0,28 0,35 0.29 0,14
Примечания: 1. СВ1 - фактор познания результатов поведения; СВС - фактор познания классов поведения; СВТ - фактор познания преобразований поведения; СВБ - фактор познания систем поведения.
2. 1) г = 0,172 прир < 0,05; 2) г = 0,297 прир < 0,001 (при N = 120).
Таблица 2
Матрица корреляций между композитной оценкой социального интеллекта и личностными
факторами (по Пирсону)
Личностные факторы по опроснику 16-РР Р. Кеттелла Композитная оценка социального интеллекта по Дж. Гилфорду-М. Салливену Р (при N = 120)
Общительность (А) 0,25 0,01
Социальная смелость (Н) 0,4 0,001
Обсуждение результатов. Итак, проведенный анализ показывает, что уровень развития социального интеллекта определяет преимущественно выраженность шести компонентов коммуникативной компетентности. Следовательно, чем более выражена способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей, тем более выражены следующие компоненты коммуникативной компетентности: направленность - мобилизация усилий на достижение целей, стремление к повышению кругозора; деловитость - уверенность и ответственность за принимаемые решения, организация собственной деятельности; уверенность в себе - убежденность в собственных силах, самоуважение, стремление к созданию хороше-
го мнения о себе у окружающих; требовательность - сила воли, решительность, настойчивость в достижении целей; психологический такт - тактичность во взаимоотношениях с людьми, легкость в установлении контактов и меры воздействия на других, находчивость при первом знакомстве, контактах, умение оценить обстановку и естественность в общении; отзывчивость - отзывчивость на чужие нужды, готовность помочь, умение сопереживать, чувствительность к поведению других, опека над слабыми и беззащитными, что подтверждает исходную гипотезу, согласно которой социальный интеллект определяет уровень развития коммуникативной компетентности студентов - социальных педагогов. Фактор познания результатов по-
ведения и фактор познание классов поведения взаимосвязаны с деловитостью, уверенностью, требовательностью, психологическим тактом и отзывчивостью. Фактор познания преобразований поведения взаимосвязан с направленностью, деловитостью, доминированием, уверенностью, требовательностью, психологическим тактом и отзывчивостью; а фактор познания систем поведения не имеет статистически значимых связей с компонентами коммуникативной компетентности.
Изучение взаимосвязи социального интеллекта и личностных качеств по опроснику Кеттелла позволяет сделать вывод, что чем выше уровень развития социального интеллекта, тем выше показатели по фактору общительность (фактор А), что характеризует гибкость в деятельности и установках, хорошо развитое чувство эмпатии, умение видеть свои действия и их результат глазами других, готовность к сотрудничеству, легкость.
И, по-видимому, чем выше уровень развития социального интеллекта, тем более выражены показатели по фактору социальная
смелость (фактор Н), что говорит о спонтанности и живости в эмоциональных реакциях и поведении, готовности иметь дело с незнакомыми людьми в разных ситуациях.
Заключение. Результаты проведенного исследования роли социального интеллекта в формировании коммуникативной компетентности социального педагога показали, что: 1) у социальных педагогов с высоким уровнем развития социального интеллекта более выражены следующие компетентные позиции в общении: направленность, деловитость, уверенность, требовательность, психологический такт, отзывчивость; 2) поскольку социальный интеллект оказался связан с двумя факторами по Кеттеллу: фактором А -общительность и фактором Н - социальная смелость, то очевидно, что студенты (социальные педагоги) с высоким уровнем развития социального интеллекта проявляют гибкость в деятельности и установках, готовность к сотрудничеству, эмпатию, а также социальную смелость, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аминов Н. А., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал. 1992. № 5. С.105-109.
2. Емельянов Ю. Н. Обучение паритетному диалогу .Л., 1991. 106 с.
3. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1990. 104 с.
4. КабардовМ. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 34-49.
5. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 1995. С. 24-36.
6. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 2002. 365 с.
7. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 256 с.
8. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: ООО «Речь», 2001. 350 с.
9. Чеснокова О. Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 35-45.
10. Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности // Проблемы оценивания в психологии: сб. ст. Саратов: издательство Саратовского университета,1984. С. 63-67.
11. Cantor N. G., Kihlstrom J. F. Personality and social intelligentce. Prentice-Hall, 1987. 200 p.
12. O’Sulliven M., Gilford J. P. Six factors of behavioral cognition: Undestanding other people // Journal of Educational Mea Sûrement. 1975. № 12. Р. 255-271.