Научная статья на тему 'Социально-педагогические проблемы информационно-коммуникативного общества'

Социально-педагогические проблемы информационно-коммуникативного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЕ / ПОНИМАНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / AN INFORMATION-COMMUNICATIVE SOCIETY / THE INFORMATION / KNOWLEDGE / UNDERSTANDING / THE COMMUNICATIONS / INFORMATION-COMMUNICATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аитбаева Рита Рауфовна

В статье актуализируется задача разрешения социально-педагогических проблем, с целью установления баланса между прогрессивным и регрессивным характерами информационно-коммуникативного общества. Рассматривается целостная система взаимосвязанных и взаимообуславливающих противоречий общества, проецирующихся на систему образования. Определяются направления оптимизации образовательного процесса через формирование информационно-коммуникативной культуры как качественной характеристики личности и как результата целостного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In clause the problem of the sanction of socially-pedagogical problems, with the purpose of an establishment of balance between progressive and regressive characters of an information-communicative society is staticized. The complete system interconnected and взаимообуславливающих the contradictions of a society projected on an education system is considered. Directions of optimization of educational process through formation of information-communicative culture as qualitative characteristic of the person and as result of complete educational process are defined.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические проблемы информационно-коммуникативного общества»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 316.42 СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕСТВА

Аитбаева Рита Рауфовна, аспирант

Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия

alri4@mail.ru

В статье актуализируется задача разрешения социально-педагогических проблем, с целью установления баланса между прогрессивным и регрессивным характерами информационно-коммуникативного общества. Рассматривается целостная система взаимосвязанных и взаимообуславливающих противоречий общества, проецирующихся на систему образования. Определяются направления оптимизации образовательного процесса через формирование информационно-коммуникативной культуры как качественной характеристики личности и как результата целостного образовательного процесса.

Ключевые слова: информационно-коммуникативное общество; информация; знание; понимание; коммуникация; информационно-коммуникативная культура.

SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROBLEMS INFORMATION-COMMUNICATIVE SOCIETY

Aitbaeva Rita Raufovna, Post-graduate student ОGPU

Orenburg State Teacher Training University, Orenburg, Russia alri4@mail.ru

In clause the problem of the sanction of socially-pedagogical problems, with the purpose of an establishment of balance between progressive and regressive characters of an information-communicative society is staticized. The complete system interconnected and взаимообуславливающих the contradictions of a society projected on an education system is considered. Directions of optimization of educational process through formation of information-communicative culture as qualitative characteristic of the person and as result of complete educational process are defined.

Keywords: an information-communicative society; the information; knowledge; understanding; the communications; information-communicative culture.

В середине 20 века в период появления компьютеров, послуживших началу 4 информационной революции, всё мировое пространство стало переживать этап перехода от индустриальной эпохи к постиндустриальной. Сегодня новая эпоха характеризуется явлениями глобальной информатизации и массовой коммуникации, что находит своё отражение в социально-экономических переменах, связанных с новой экономикой знаний. А это значит, что сегодня решающую роль играют не рабочая сила, реализующая свою функцию через природные ресурсы и энергию, а человеческий капитал в форме информации, знаний и коммуникаций, интегративный синтез которых формирует основополагающий фактор, определяющий как общий стратегический потенциал информационно-коммуникативного общества, так и перспективы его дальнейшего развития. И если в период индустриальной эпохи основными приоритетами квалифицированного специалиста были профессиональные знания и умения, исполнительность и дисциплинированность, то в эпоху постиндустриального развития акцент делается на профессиональной компетентности как способности к самостоятельному решению проблем в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого становится и собственный опыт специалиста.

Изменения в обществе естественным образом отражаются и на развитии системы образования, всё более актуальными становятся вопросы не столько приобретения информации, а сколько её трансформации в личностное знание через работу сознания.

С философской точки зрения в информационно-коммуникативном обществе, не столько бытие определяет сознание, сколько сознание творит, изменяет наше бытие.

Но несмотря на благие и прогрессивные направления информационно-коммуникативного общества в нашем бытие возникают противоречия и парадоксы, которые необходимо учитывать и конструктивно разрешать для того чтобы снизить регрессивный характер инновационных изменений в развитии общества.

Первый из парадоксов сформулировал американский социолог 20 века Имануил Валлерстайн, согласно которому «общество с приоритетом личностного знания» стремительно воспроизводит «общество ничего-незнаек» [1]. Интерактивное телевидение с глобальными программами («Кто хочет стать миллионером?»,

«Последний герой» и т.д.), сетевая интеракция в Интернете включили жителей планеты в систему информационных взаимовлияний и интегрированных коммуникаций. При этом знания, информация передаются "реципиентам" в большом объёме. Как правило, эти «знания» - не качественны, а избыточная «эксформация», как способность информационных систем самопрограммироваться и саморазвиваться, превращает информацию в своеобразные «слухи», которые при переходе от одного источника к другому, обретают всё новые и новые семантические смыслы, порождая при этом одну бессмысленность за другой.

Такая информационно-коммуникативная среда находит своё отражение в системе образования.

К сожалению, бытует мнение, что люди приходят в учебные заведения за "знаниями" как за готовой продукцией. А предмет изучения представляет собой ответы на непоставленные вопросы, причем к ответам этим полагается относиться как к "системе знаний" и, следовательно, стремиться к овладению ею. Образование такого рода производит массу людей с достаточно просто манипулируемым сознанием. В итоге не требуется ничего изощренного и дорогого для формирования "толпы" и управления ею.

Согласно утверждению известного российского и советского учёного Сергея Петровича Капицы: сегодня нужны уже не столько знания, как их понимание. Понимание того, что такое знание, для чего оно нужно, и как его использовать для удовлетворения собственных личных и профессиональных потребностей. Это становится основной задачей воспитания ума и сознания.

В науке XX века появилось удивительное явление — разрыв знания и понимания. Люди знают — «как», но не понимают — «почему?», знают «что», но не знают «для чего?» Оказалось, что можно очень многое знать, при этом многого не понимая.

Хотя ещё в 14 веке итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка: «Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам».

Понимание - это процесс постижения живого знания, знания, которое достигается самим человеком когда он пытается понять, пережить, впервые увидеть по-своему.

Сегодня немало тех, кто не способен писать и читать газеты, журналы, книги, а главное - не способен самостоятельно мыслить. Или вообще мыслить, мозг технотизируется, человек превращается в приложение к персональному компьютеру. Мир начинает терять духовность, поскольку коммуникация в форме беспредельного общение с компьютером заменяет человеческое общение, через которое особенно активно происходит мыслительная деятельность.

Рассмотрим иерархическую структуру мыслительных умений Блума [2].

- знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.);

- понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция);

- применение;

- анализ (взаимосвязей, принципов построения);

- синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

- оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Каждое из умений проявляется через ряд форм взаимодействия, которые выделила Валентина Яковлевна Ляудис. Так, оценка реализуется в ведении в деятельность, анализ и синтез в разделённом действии, применение - имитируемое и поддержанное действие, понимание - саморегулируемое и самопобуждающее действие, знание в форме самоорганизуемого действия [3]. Мы видим, что именно на уровне саморегулируе-мого и самоорганизуемого действия происходит трансформация обычных информационных сведений и фактов в личностно-значимое знание.

Таким образом, недопустить расцвета общества незнаек позволит мышление критического характера, способствующее формированию понимания и личностно-значимого знания.

Рассмотрим второй парадокс информационно-коммуникативного общества. С одной стороны, молодое поколение естественней адаптируется в изменяющемся социуме. Сжатие информации в границах «всемирной паутины» упраздняет значимость урбанизации, приближает знания к потребителю. Сегодня можно получить образование не выходя из дома, например, используя технологии дистанционного обучения в тандеме с информационно-коммуникационными технологиями. Но при этом с «потенциальными гражданами мерито-кратического общества», в котором каждый получает то, что заслуживает, где индивид поднимается «наверх» благодаря собственным стараниям и способностям, где социальные неравенства существуют и оправдываются на основе критерия личных достижений, происходят удивительные изменения. Уже сегодня информационно-коммуникационные технологии имеют мощные технические возможности манипулировать сознанием и поведением людей. Виртуальная среда предоставляет возможности принадлежать к разным социальным группам. Благодаря сетевой коммуникации, анонимности, невидимости, безопасности, ты можешь стать молодым или зрелым, весёлым или грустным, простым или условно говоря крутым, то есть каждый может создать свою сетевую идентичность, достигая виртуального управления впечатлениями о себе. Каждый может стать любым, чтобы понравиться окружающим в сети людям. Такое «взаимопонимание» и свобода в сети создают зависимость от компьютера. С ним комфортней.

Выход из данного парадокса может быть найден в том случае, если человек обнаружит в себе «личность играющего» и в этой ипостаси найдет формы самореализации своего внутреннего «Я» как качественной характеристики личности и её интеграции с другими. Указанный парадокс неразрывно связан с следующим противоречием информационно-коммуникативного общества.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий породило два разнонаправленных скачка: к интеграции человеческого сообщества как социальной общности, связанной «всемирной паутиной», и к разделению так называемого атомизированного общества. «Системные медиа» способны объединить людей земного шара вокруг «значимых событий», а с другой стороны как таковой связи не существует: есть ее иллюзия [4]. Сегодня люди в большей степени способны к коллективному восприятию, но в меньшей степени способны к взаимодействию (интеракции). К примеру, приведём автоматизированные информационные системы, которые заменили традиционную процедуру итоговых экзаменов. Мы тестируем учеников, студентов, упрощая процесс обработки информации и сокращая время, отведённое на проведение этих мероприятий. Но при это анонимное анкетирование выявило 53% студентов, отвечающих с помощью так называемого в простонародье «метода тыка». Отсюда и четвёртый парадокс, связанный с разнонаправленными характерами информационного и коммуникативного. Информационное направление призвано охватить массового пользователя. Коммуникативное - это привелегия общения, рациональный дискурс или как говорил в 19 веке Габриель Тард «дуэль диалога» [5].

Разрыв информационного и коммуникативного существует и в теории. Завороженность стремительным прогрессом «информационного» заслоняет сущность коммуникативного и его основы- интеракции. Мы же преследуем цель исследовать варианты коньюнкции и дизъюнкции информационного и коммуникативного, в центре которых согласно Юнгеру Хабермасу - интерсубъективные отношения, являющиеся базой информационно-коммуникативной парадигмы [6].

В контексте модернизации образования выход из сложившихся противоречий мы видим в формировании информационно-коммуникативной культуры, которую мы рассматриваем как:

1) качественную профессиональную характеристику специалиста;

2) результат целостного образовательного процесса;

3) совокупность знаний, навыков, этических норм и правил, позволяющих вырабатывать, понимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах межличностного профессионально-педагогического взаимодействия.

Важно учитывать тот факт, что в обществе и природе действует закон равновесия, гармонии. Информация без коммуникации обедняет эмоциональный, духовный мир человека, а коммуникация без информации обедняет мир разума и познания. Иными словами за прогрессом нельзя потерять разум и душу.

Каждый человек, независимо от верования, образования и интеллектуального уровня, мечтает о хорошей жизни. Обычно это понятие связывают, здоровьем, счастьем в личной жизни и с материальным достатком. Но не будем забывать при этом, что деньги важны лишь как инструмент, а у истока благополучия стоят воля и разум.

Ещё в 16 веке Пенн Вильям сказал: «знание есть сокровище, но хранитель его — разум». Именно через разум, благодаря информационно-коммуникативной культуре, зарождается то самое знание, необходимое для успеха во всех сферах жизнедеятельности человека.

Литература

1. Валлерстайн И. После либерализма. / Пер. с англ. М. М. Гурвица, П. М. Кудюкина, Л. В. Феденко под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 256 с.

2. Bloom, B.S., (Ed.). 1956. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I, cognitive domain. New York: Longman.

3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.

4. Мальковская И.А. Социологический профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) //Социологические исследования, № 2. - 2007. - С.76-85.

5. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., Институт психологии РАН. - Издательство КСП+ (Библиотека социальной психологии), 1999.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д.В. Скляд-нева, послесл. Б.В. Маркова. - СПб.: Наука, 2000. - 380 с.

7. Брежнева В.В. Информационное поведение личности на рубеже веков: подход к изучению // Материалы III научно-практической конференции «Современные пользователи автоматизированных информационно-библиотечных систем: проблемы обслуживания, изучения и обучения» (http://www.prof.msu.ru). Омск, 2003.

8. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального. - Екатеринбург: СТЕТ, 2000. - 386 с.

9. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 317 с.

10. Зинченко В.П. Работа понимания //Психологическая наука и образование. - № 3 - 1997.

11. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобализация, устойчивое развитие, ноосферогенез: информационные аспекты //Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. - № 4.

- 2005.

УДК 37026 КРЕАТИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ВУЗА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Алексеева Елена Евгеньевна, доцент кафедры высшей математики, кандидат педагогических наук Балтийская государственная академия РФ, г. Калининград, Россия bublic_barankin@m ail.ru

В статье обосновывается креативно ориентированная подготовка как основа формирования компетенций студента вуза.

Ключевые слова: креатино ориентированная математическая подготовка; компетенция.

CREATIVELY FOCUSED MATHEMATICAL PREPARATION OF STUDENT OF HIGH SCHOOL AS THE BASIS OF FORMATION HIS THE COMPETENCE

Alekseeva Elena Evgen'evna, the senior lecturer of faculty of higher mathematics, the candidate of pedagogical sciences

Baltic state academy of the Russian Federation, Kaliningrad, Russia bublic_barankin@m ail.ru

In article creatively focused preparation as a basis offormation of competence of the student of high school is proved.

Keywords: creatively focused mathematical preparation; competence.

На современном этапе развития образования, Решение проблемы повышения эффективности обучения в вузе связано с проблемой овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Впервые идея формирования ключевых компетеций в учебном процессе была выдвинута экспертами Совета Европы в 1996 г. в «Европейском проекте» по вопросам образования. Эта идея нашла выражение в Федеральном Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования

Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом [10].

Невозможно представить себе человека, сведущего в какой-либо области, но не владеющего знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему достичь профессионализма в этой области. Однако наличие определённых знаний, умений и навыков не даёт право говорить о наличии у человека компетенций.

Определимся с дефиницией понятия компетенция, его родовыми и отличительными признаками

Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним [11].

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [11].

Компетентный человек - это сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их. Компетенцию рассматривают как возможность установления связи между знанием и ситуацией или как способность обнаружить знания и предпринимать действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации. Компетенция включает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Трансформация набора знаний, умений и навыков в более высокую категорию, то есть в компетенцию происходит в определенных условиях. Технический и гуманитарный прогресс общества в своем единстве как раз и определяют условия для формирования всесторонне развитой гармонической личности.

в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.