Научная статья на тему 'Гуманистическая миссия библиотек в условиях информационной цивилизации'

Гуманистическая миссия библиотек в условиях информационной цивилизации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
721
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / МИССИЯ БИБЛИОТЕК / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ БИБЛИОТЕК / INFORMATIZATION / HUMANIZATION / COMMUNICATIVE PROCESS / LIBRARIES MISSION / SOCIAL ROLE OF LIBRARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кормишина Гузела Мэльсовна

Информатизация в большинстве случаев рассматривается как безусловное благо для человечества. В то же время идет невидимая борьба между информатизацией и гуманизацией. Новейшие средства коммуникации, расширяя возможности общения между культурами, одновременно порождают целый спектр коммуникативно-психологических проблем. Автор показывает, как информатизация может угрожать человечеству. Суть основных парадоксов: 1) «общество знания» стремительно воспроизводит «общество ничего незнаек», 2) «высокая» и «низкая» культура поменялись местами, 3) в огромном коммуницирующем пространстве обостряется проблема потери смыслов и др. В таких условиях библиотека один из тех институтов, который помогает индивиду, обществу через различные коммуникационные процессы осмысливать информацию, осваивать знания и создавать новые. Именно библиотеки способны восполнить дефицит общения, избавить современного человека от дискомфорта, преодолеть разнонаправленность информационного (предназначен для массового пользователя) и коммуникативного (предназначен для личностного и осознанного восприятия) процессов. Поскольку большинство изменений в бытие современного человека работает против гуманизма, автор считает, что актуальнейшая задача современного библиотековедения раскрытие конкретного наполнения гуманистической миссии библиотек, которые всегда были гуманистическим социальным институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The library humanistic mission under the information civilization conditions

Informatization in most cases is regarded as an absolute benefit to mankind. At the same time, there is an invisible struggle between informatization and humanization. The latest communication tools, expanding the possibilities of cultures intercourse, create a range of communicative and psychological problems at the same time. The author shows how computerization can threaten mankind. The essence of the fundamental paradoxes are: 1) «knowledge society» rapidly reproduces «society of persons knowing nothing» 2) «high» and «low» culture has interchanged, 3) in a huge communicating space the problem of meaning loss has exacerbated etc. Under such circumstances, the library is one of those institutions, which helps the individual, society to comprehend the information, to develop knowledge, to create new ones through a variety of communication processes. Just libraries can compensate a deficiency of communication, save a modern man from discomfort, overcome diverse processes orientation information (intended for the mass users) and communicative (designed for personal and conscious perception) ones. As far as the majority of changes in a modern man existence act against humanity, the author believes, that the most urgent task of modern library science is to disclose a particular meaning of libraries humanistic mission, which have always been the humanistic social institution.

Текст научной работы на тему «Гуманистическая миссия библиотек в условиях информационной цивилизации»

Библиотековедение

БИБЛИОСФЕРА, 2014, № 4, с. 49-51

УДК 021:316.77:004 ББК 78.001+60.521.2

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МИССИЯ БИБЛИОТЕК В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

© Г. М. Кормишина, 2014

Казанский государственный университет культуры и искусств, 420059, г. Казань, Оренбургский тракт, 3

Информатизация в большинстве случаев рассматривается как безусловное благо для человечества. В то же время идет невидимая борьба между информатизацией и гуманизацией. Новейшие средства коммуникации, расширяя возможности общения между культурами, одновременно порождают целый спектр коммуникативно-психологических проблем. Автор показывает, как информатизация может угрожать человечеству. Суть основных парадоксов: 1) «общество знания» стремительно воспроизводит «общество ничего незнаек», 2) «высокая» и «низкая» культура поменялись местами, 3) в огромном коммуницирующем пространстве обостряется проблема потери смыслов и др.

В таких условиях библиотека - один из тех институтов, который помогает индивиду, обществу через различные коммуникационные процессы осмысливать информацию, осваивать знания и создавать новые. Именно библиотеки способны восполнить дефицит общения, избавить современного человека от дискомфорта, преодолеть разнона-правленность информационного (предназначен для массового пользователя) и коммуникативного (предназначен для личностного и осознанного восприятия) процессов. Поскольку большинство изменений в бытие современного человека работает против гуманизма, автор считает, что актуальнейшая задача современного библиотековедения -раскрытие конкретного наполнения гуманистической миссии библиотек, которые всегда были гуманистическим социальным институтом.

Ключевые слова: информатизация, гуманизация, коммуникативный процесс, миссия библиотек, социальная роль библиотек.

Informatization in most cases is regarded as an absolute benefit to mankind. At the same time, there is an invisible struggle between informatization and humanization. The latest communication tools, expanding the possibilities of cultures intercourse, create a range of communicative and psychological problems at the same time. The author shows how computerization can threaten mankind. The essence of the fundamental paradoxes are: 1) «knowledge society» rapidly reproduces «society of persons knowing nothing» 2) «high» and «low» culture has interchanged, 3) in a huge communicating space the problem of meaning loss has exacerbated etc.

Under such circumstances, the library is one of those institutions, which helps the individual, society to comprehend the information, to develop knowledge, to create new ones through a variety of communication processes. Just libraries can compensate a deficiency of communication, save a modern man from discomfort, overcome diverse processes orientation - information (intended for the mass users) and communicative (designed for personal and conscious perception) ones. As far as the majority of changes in a modern man existence act against humanity, the author believes, that the most urgent task of modern library science is to disclose a particular meaning of libraries humanistic mission, which have always been the humanistic social institution.

Keywords: informatization, humanization, communicative process, libraries mission, social role of libraries.

В современном обществе в связи с переходом его в статус информационного происходят глобальные изменения, связанные с доминированием новых технологий получения информации. Информатизация в большинстве случаев рассматривается как безусловное благо для человечества. В то же время идет невидимая борьба между информатизацией и гуманизацией. Информатизация чаще всего ассоциируется с комформо-тизацией жизни. Но следует различать информатизацию как внедрение информационных технологий в жизнь с целью ее комформатизации и информатизацию как альтернативу получения информации и знаний. И если в первом случае это благо, то во втором - средство получения информации, но не знания.

Информатизация дает не только массу преимуществ, но и порождает явления, о которых следует задуматься. Более того, необратимые процессы уже начались, и научное сообщество обеспокоено. Так, И. А. Мальковская на основе анализа зарубежных теорий показывает противоречия и парадоксы «информационного общества», его функционирования, обосновывает необходимость «информационно-коммуникативной целостности» как возможной перспективы человечества. Автор основывается на положении, что коммуникации между людьми - нечто более сущностное, чем интерактивные диалоги (широко распространенные в электронных СМИ и Интернете), являющиеся лишь преддверием истинно коммуникативного процесса [1].

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ

Сегодня в мире информации и коммуникации выявлен ряд парадоксов. Рассмотрим те, которые затрагивают сферы влияния библиотек. Первый парадокс в том, что «общество знания» стремительно воспроизводит «общество ничего незнаек». Сложившаяся ситуация объясняется тем, что информационное видео- и аудиопотребление мультимедийных технологий, интерактивное телевидение с глобальными программами, сетевая интеракция в Интернете включили жителей планеты в систему информационных влияний, интегрированных маркетинговых коммуникаций, определив виртуально-визуальные границы коллективного восприятия, подражания, стандартов. «Высокая» и «низкая» культура поменялись местами. Знания, информация передаются и продаются «реципиентам», «целевым группам», «аудиториям». Но это не качественные знания, а избыточная «эксформация», которая создает многообразие семантических знаков и смыслов. Смыслы выстраиваются в пространство идеологий, культурных кодов, технологий и манипуляций. В огромном коммуникацирующем пространстве обостряется проблема потери смыслов. Не стоит доказывать, что именно библиотеки - один из тех институтов, который помогает индивиду, обществу через различные коммуникационные процессы осмысливать информацию, осваивать знания, создавать новые.

Следующий парадокс в разнонаправленности информационного и коммуникативного. «Информационное» (технология) по природе предназначено массовому пользователю. Оно - эгалитарно, массово. Коммуникативное - личностно и осознанно. Разрыв эгалитарной информационной культуры с элитарной коммуникационной культурой существовал всегда. Но сегодня те, кому предназначена массовая информация, социальные сети, реклама и т. п., имеют шанс никогда не попасть в пространство подлинной коммуникации.

Подлинная коммуникация исчезает из мира востребованных ценностей в эгалитарном и в элитарном социальных пространствах. Она сохраняется в системе аристократических ценностей, но эти ниши все менее востребованы. Разрыв информационного и коммуникативного существует и в теории. Завороженность стремительным прогрессом «информационного» заслоняет сущность коммуникативного и его основы - интеракции. Те, кому доступны глубины коммуникативного, видят в «информационном» кажимость вселенского мира «информационной деревни».

Современный человек, ищущий коммуникации, одинок. Созданные им миры государств, мегаполисов, семьи, преобразовываясь под влиянием «информационного», провоцируют дискомфорт, психологические депрессии миллионов людей. Представляется, что именно библиотеки способны вос-

полнить дефицит общения, испытываемый современным человеком.

Ученые не исключают, что попытки создать искусственный интеллект кардинально изменят коммуникативные отношения. Посредником коммуникации людей станет «умный», эмоциональный, чувственный компьютер, он возьмет на себя роль регулирования и координации человеческих отношений. Возможен еще вариант: «носитель» станет «реципиентом», замкнув человека на общение с «киборгом», а не субъектом. Современные нанотехнологии способны превратить индивида в «киборга», больше зависящего от информации, нежели от коммуникации. Закономерно возникает вопрос: если изменится основа человеческого «быть», сохранятся ли общественный человек и человеческое общество? [1].

В. В. Миронов, рассматривая влияние компьютеризации на жизнь общества, отмечает упрощение естественного языка за счет минимизации содержания используемых понятий, которые должны быть доступны большинству людей. При этом не просто изменяются слова, другим становится сам стиль мышления. Компьютер, будучи универсальным средством обработки текстов и, действительно, во многом реальным помощником, неизбежно способствует универсализации языковых средств выражения. Это ведет к неконтролируемому процессу компьютерной рационализации человеческого мышления, что, в свою очередь, может стать причиной потери человеком способности диалектического восприятия мира и снижения его интуитивных способностей.

По мнению автора, новейшие средства коммуникации, расширяя возможности общения между культурами, одновременно порождают целый спектр коммуникативно-психологических проблем. Меняется качество информации, передаваемой уже не только на уровне понятий и требующей внутренней смысловой обработки, но и на уровне образов. Информация становится более доступной, легко воспринимаемой, что, безусловно, резко увеличивает скорость ее обработки и накопления. Данное обстоятельство приводит и к невиданным ранее возможностям трансформации содержания информации, вплоть до полного искажения при сохранении видимости ее объективности. Дело в том, что текст как некая система зафиксированных понятий требует от человека аналитической работы, в то время как аудиовизуальные средства навязывают индивиду конкретное, образное восприятие информации, рационально контролируемое им в меньшей степени, что создает невиданные возможности для манипулирования сознанием как отдельного человека, так и общества в целом [2].

Академик РАО М. Н. Берулава, раскрывая последствия влияния масс-медиа на формирование подрастающего поколения, с сожалением отмечает,

Г. М. Кормишина, 2014, № 4, с. 49-51

что современное телевидение ведет целенаправленную работу по разрушению в молодых людях всего человеческого. Автор констатирует: развитие нашего общества сегодня подтверждает тезис о том, что воспитание молодежи гораздо важнее вооружения его знаниями, не обусловленными каким-либо нравственным стержнем [3].

Как видим, большинство изменений в бытии современного человека работает против гуманизма.

Как теоретиков, так и практиков библиотечного дела волнует вопрос: как повлияет информатизация общества на библиотеки? Ведутся дискуссии о приоритетных направлениях деятельности библиотек в эпоху информатизации. Так, по мнению Я. Л. Шрайберга, на современном этапе перехода к информационному обществу будущее библиотек связывается с двумя неизбежными трансформациями: вида и состава библиотечных фондов; процессов и технологий библиотечно-информаци-онного развития. Т. В. Лященко считает, что содержательное изменение социальной функции связано с новой ролью библиотек в условиях глобальной общественной трансформации и может быть охарактеризовано как содействие переходу к информационному обществу [4].

Вопрос о миссии современных библиотек остается открытым. Одни видят ее в содействии переходу к информационному обществу, другие -в возрождении гуманистических начал. Нам представляется, что миссия библиотек всегда гуманистическая, а библиотека - гуманистический социальный институт. Однако раскрыть ее конкретное наполнение в эпоху глобализации и информатизации - задача не простая, но весьма важная и актуальная для современного библиотековедения.

Акцент одной только информационной составляющей миссии библиотек во многом снижает ее возможности в развитии человека. По мнению Н. Е. Добрыниной, просветительская функция библиотек не может считаться побочной, рудиментарной в век информации [5].

Не умаляя значения информационной составляющей в деятельности библиотек, следует подчеркнуть, что книги, базы данных, электронные средства хранения и передачи информации - это не самоцель библиотеки, а, скорее, инструменты (элементы системы), которые, взаимодействуя с другими составляющими библиотеки, позволяют реализовать ее миссию. Можно предположить, что

организованное общение между читателями, читателем и библиотекарем, библиотекой и другими социальными институтами в большей степени способствует достижению ее миссии, чем предоставление информации.

Что же касается социальной роли библиотек, то нам близка позиция авторов, считающих, что это категория более мобильная и может быть различной в зависимости от времени и места. Примером тому служит эволюция библиотечного дела, когда социальная роль библиотек менялась в зависимости от конкретно-исторических условий. С определенной долей условности, можно предположить, что социальная роль библиотек определяется в законодательном порядке. При этом раскрывается она через ее функции, которые наиболее приоритетны на том или ином этапе развития общества.

Следствием рефлексии библиотечного сообщества должна быть конкретизация социальной роли библиотек, которая признана обществом, поддерживается высшими органами власти и закреплена законодательно. Нам пора пересмотреть правовые документы, регламентирующие деятельность библиотек в эпоху информатизации, четко обозначить социальную роль библиотек на современном этапе развития. Меняется общество, меняются его требования к библиотекам, соответственно, должна меняться и социальная роль библиотек. От того, какую социальную роль возложит на библиотеку общество, зависит вектор ее развития на длительный период, границы которого предвидеть сложно. А то, что сегодня в деятельности библиотек актуальны именно гуманистические аспекты, на наш взгляд, бесспорно.

Литература

1. Мальковская И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Социол. исслед. - 2007. - № 2. - С. 76-85.

2. Миронов В. В. Коммуникационное пространство как фактор трансформации современной культуры и философии // Вопр. философии. - 2006. - № 2. - С. 27-43.

3. Берулава М. Н. Гуманистическое образование в условиях информационной цивилизации // Педагогика. -2008. - № 7. - С. 3-7.

4. Лященко Т. В. Информатизация библиотек: новые социальные требования и тенденции развития // Информатика и образование. - 2010. - № 5. - С. 106-107.

5. Универсальная научная библиотека в эпоху перемен // Библиотековедение. - 1998. - № 2. - С. 11-38.

Материал поступил в редакцию 17.06.2014 г.

Сведения об авторе: Кормишина Гузела Мэльсовна - доктор педагогических наук, заведующий кафедрой библиотековедения, библиографоведения и книговедения, тел.: (843) 277-83-38, e-mail: guzmel@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.