Научная статья на тему 'Аркада гуманизма: когнитология творчества профессора А. В. Соколова и симметрия «Библиотека – гуманизм» (корневые макропроблемы, или о том, сколько может вместить в себя человек)'

Аркада гуманизма: когнитология творчества профессора А. В. Соколова и симметрия «Библиотека – гуманизм» (корневые макропроблемы, или о том, сколько может вместить в себя человек) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
537
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ГУМАНИЗМ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / МЕТОДОЛОГИЯ / ИНФОРМАТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КОГНИТОЛОГИЯ / LIBRARY / HUMANISM / HUMANITARIAN SCIENCES / NATURAL SCIENCES / INFORMATION SOCIETY / METHODOLOGY / INFORMATICS / SOCIAL COMMUNICATIONS / LIBRARY-INFORMATION FIELD / INFORMATIZATION / COGNITOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Куманова Александра Венкова

В свете когнитологического подхода показан творческий путь профессора А. В. Соколова как гуманиста, познавшего основы информатики, социальной коммуникации и информационного общества. Раскрыто его участие в формировании статуса библиотековедения и библиографоведения как научно-практических дисциплин информационно-коммуникативного цикла. Показана методологическая роль его книги «Библиотека и гуманизм: Миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации» как синтеза гуманитарно-научного и естественно-научного познания в техногенной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Куманова Александра Венкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Arcade of humanism: cognitive science of Professor A. V. Sokolov’s creativity and the symmetry «library – humanism» (root makroproblems, or how many things a person can accommodate)

In the mirror of the cognitological approach professor A. V. Sokolov’s creative career as a humanist, possessing the knowledge of informatics, social communication and information society is shown. The author reveals his contribution to the formation of the status of library and bibliographical studies as scientific and practical fields within information and communication cycle of knowledge. The methodological impact of his book «Library and Humanism: Mission of the Library in the global technogenic civilization» as a synthesis of the humanitarian-scientific and natural-scientific knowledge in the technogenic civilization is revealed.

Текст научной работы на тему «Аркада гуманизма: когнитология творчества профессора А. В. Соколова и симметрия «Библиотека – гуманизм» (корневые макропроблемы, или о том, сколько может вместить в себя человек)»

Рецензии

УДК 021:165.742 ББК 78.001+87.520

АРКАДА ГУМАНИЗМА: КОГНИТОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА ПРОФЕССОРА А. В. СОКОЛОВА И СИММЕТРИЯ «БИБЛИОТЕКА - ГУМАНИЗМ» (Корневые макропроблемы, или О том, сколько может вместить в себя человек)

© А. В. Куманова, 2013

Государственный университет библиотековедения и информационных технологий 1784, София, Болгария, Цариградско шоссе, 119

В свете когнитологического подхода показан творческий путь профессора А. В. Соколова как гуманиста, познавшего основы информатики, социальной коммуникации и информационного общества. Раскрыто его участие в формировании статуса библиотековедения и библиографоведения как научно-практических дисциплин информационно-коммуникативного цикла. Показана методологическая роль его книги «Библиотека и гуманизм: Миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации» как синтеза гуманитарно-научного и естественно-научного познания в техногенной цивилизации.

Ключевые слова: библиотека, гуманизм, гуманитарные науки, естественные науки, информационное общество, методология, информатика, социальные коммуникации, библиотечно-информационная сфера, информатизация, когнитология.

In the mirror of the cognitological approach professor A. V. Sokolov's creative career as a humanist, possessing the knowledge of informatics, social communication and information society is shown. The author reveals his contribution to the formation of the status of library and bibliographical studies as scientific and practical fields within information and communication cycle of knowledge. The methodological impact of his book «Library and Humanism: Mission of the Library in the global technogenic civilization» as a synthesis of the humanitarian-scientific and natural-scientific knowledge in the technogenic civilization is revealed.

Key words: library, humanism, humanitarian sciences, natural sciences, information society, methodology, informatics, social communications, library-information field, informatization, cognitology.

Новую книгу выдающегося русского ученого-гуманиста профессора, доктора педагогических наук Аркадия Васильевича Соколова [6] можно назвать аркадой универсальной, энциклопедической эрудиции ученого и его исследовательского кредо. Понятие «аркада» символизирует взаимосвязь трех орбит почти полувековой научной деятельности ученого - информатику, социальную коммуникацию и библиотечный гуманизм. Конфигурация аркады отражена в персональной библиографии А. В. Соколова1, а также в трех «ретроспективах», подготовленных им к своим

1 Автор настоящих строк располагает составленным самим А. В. Соколовым в июле 2012 г. списком его избранных работ из 448 публикаций в научных журналах и трудах конференций, учебной и научной литературы (без учета переводов на английский, немецкий, чешский, испанский языки). В составе данного перечня - 34 книги: монографии, сборники научных трудов, учебная литература, исторические и социально-психологические очерки.

Человечность - вот ноша, которую несет он. Конфуций [1]

круглым датам в качестве биобиблиографических отчетов [34]. В отчетах представляют интерес разделы «Взгляд со стороны», где коллеги, друзья, ученики и последователи оценивают вклад профессора А. В. Соколова в информационно-коммуникационную и библиотечно-библиографическую проблематику, вспоминают свой опыт научного сотрудничества с ним.

На основании этих материалов А. В. Соколов предстает в качестве идеолога не только петербургской школы информатизации библиотек и информационных центров, но и в качестве одного из лидеров в области информационно-коммуникативных исследований, как в России, так и за ее пределами.

Когнитология творческого пути А. В. Соколова

Анализ публикаций А. В. Соколова показывает, что могут быть четко названы (хотя и с заметной долей

условности) и хронологически упорядочены три направления его творческой деятельности:

I. Информатика и библиотечно-информацион-ная сфера.

II. Социальные коммуникации и библиотечно-информационная сфера.

III. Библиотечно-информационная сфера как феномен гуманизма.

Охарактеризуем каждое направление при помощи ключевых слов, выбранных из заглавий соответствующих публикаций, расположенных в хронологическом порядке, начиная с 1964 г. и до наших дней.

I. Информатика и библиотечно-информацион-ная сфера: механизированный поиск в библиотеках; механизированные информационно-поисковые системы местных органов информации; влияние субъективных факторов на качество работы информационно-поисковой системы; потери информации и информационный шум в дескрипторных информационно-поисковых системах (ИПС) и в картотеках, систематизированных по УДК; эффективность ИПС (Кренфилдский проект); типы информационных запросов специалистов и механизация поиска информации; автоматизация и механизация библиографических процессов в СССР 19591974 гг.; создание тезауруса по библиотечному делу и научной информации (рациональное оформление); совместимость эмпирических микротезаурусов; фасетно-блочные тезаурусы; прагматика дескрипторного языка; сравнение предметных и дескрипторных ИПС; совместимость информационно-поисковых тезаурусов (универсальная фабула ИПТ); совместимость узкотематических информационно-поисковых тезаурусов; теории классификации информации; история фасетной классификации; фактографическая информационная деятельность - синтезирование ситуаций; фактографическое обслуживание; о преподавании курса «Научная информация»; предмет и задачи общей теории социальной информации; информационные потребности (абсолютные, вторичные, спонтанные); информатика на библиотечных факультетах; теория ИПС; классификации видов информации и система наук коммуникационного цикла; взаимосвязи информатики и библиотечно-библиографических дисциплин; социальная информатика и библио-течно-библиографические дисциплины; концепции соотношения научной информатики и библиотечно-библиографических дисциплин; информационное обслуживание (документальное, фактографическое, концептографическое); метод алгоритмического избирательного свертывания текстов (АИСТ); деск-рипторные информационно-поисковые языки и кни-гоописание; алгоритмический метод избирательного индексирования документов простой структуры; интеллектуальные информационные системы; ин-

формационный подход к документальной коммуникации; проблемы построения информационно-поискового языка для единой системы научно-технической информации; система функционально-специализированных языков для интегральной информационной системы; сочетание классификационных и предметных элементов в информационных языках для автоматизированных информационных систем; формирование единой теории библиотечно-библиографических информационно-поисковых языков; современные библиотечно-биб-лиографические классификации (ББК) в автоматизированных отраслевых ИПС; информатика для библиотекарей; библиотечные каталоги и информационно-поисковые системы; контент-анализ как метод обработки прогностической информации; социально-экономические и научно-технические факторы, определяющие развитие информационного обслуживания; подготовка кадров для технических библиотек; отраслевая естественно-научная и техническая подготовка библиотечно-библиографиче-ских кадров; теория формирования библиотечных фондов; общее и специальное в современном библиотековедении; аспекты совершенствования ББК в связи с использованием в автоматизированном режиме; типы и виды автоматизированных библиотечных и библиографических систем; объекты и предметы библиотековедения, библиографоведе-ния и информатики (метатеоретический анализ); система информационно-коммуникационных наук; мир индивидуального знания и персональная информатика; социальная информатика; информационные потребности и информационный подход к потребностям; непрерывное образование и научно-техническая информация; сущность и явления информационных потребностей.

II. Социальные коммуникации и библиотечно-информационная сфера: метатеория и общая теория социальных коммуникаций; фундаментальное и прикладное знание о социально-коммуникационной деятельности; феномен социально-культурной деятельности; коммуникационные культуры; коммуникационные потребности; коммуникации и хронотопы; социальная коммуникация как объект и предмет научного изучения; социальные информатики в системе научного знания; общественное знание - библиотека - читатель; общественное знание как мозаика конкурирующих и кооперирующих систем; общественное знание и библиотечные классификации; коммуникационная деятельность и коммуникационные явления; коммуникационные каналы; социально-коммуникационная система наук и гуманитарное образование; циви-лизационный процесс и эволюция социальных коммуникаций; проблемы социальной коммуникации в трудах деятелей (Питирима Сорокина и др.); интеллектуальные информационные системы; про-

фессиональное самоопределение гуманитарного студенчества; документология как метатеория документной коммуникации; наука о книге; эволюция библиотечной школы2.

III. Библиотечно-информационная сфера как феномен гуманизма: информатизированное поколение русской интеллигенции; интеллигенты и интеллектуалы в гуманитарной высшей школе постсоветской России; постсоветское поколение русской интеллигенции; постсоветское поколения библиотечной интеллигенции; библиотечная интеллигенция и демократия; ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества; судьба библиотекаря-библиографа в России; мысленный эксперимент как метод культурфутурологии; реальные и виртуальные социально-психологические общности; человеческий фактор библиографического производства; коэволюция русской культуры и русского национального характера; русский менталитет и русская интеллигенция; поколения библиотечной интеллигенции; поколения русской интеллигенции (Х-ХХ вв.); место интеллигенции в интеллектуальном континууме современного общества; мифология и онтология русской интеллигенции; коэволюция книжности и интеллигентности в России; библиотечная интеллигентность; коэволюция гуманизма и библиотек; гуманистический вектор постнеклассического библиотековедения; гуманистические ресурсы библиотек; гуманистическая миссия библиотек в цифровую эпоху3.

В творческих исканиях А. В. Соколова важны две когнитологические магистрали.

Магистраль первая. На стыке перехода из одной орбиты к другой практикуются метатеоре-тические обобщения, сложившиеся в виде фило-софско-категориальных диалектических диад:

(1) идеальное-реальное [13, 28, 29, 40, 44, 45, 48];

(2) информация-информатика [15, 19, 20, 30, 32, 33, 42, 43, 46, 47];

(3) информация-документология [10, 11, 38, 50];

(4) информация-культура [5];

(5) информация-коммуникация [21, 22];

(6) информационное общество-библиотека [7, 8, 12, 14, 16-18, 23, 24, 26, 27, 37, 41, 49];

(7) библиотека-гуманизм: диада вскрывается новой книгой А. В. Соколова.

Магистраль вторая заключается в переплетении тематических направлений творчества А. В. Соколова (1-111) и философско-категориальных диад (1-7). Это переплетение проявляется не только в сфере информатики, но и в области библиотеко-

2 Заметим, что еще в 1971 г. появилась работа [51], в которой автор засвидетельствовал свой интерес к коммуникационной феноменологии.

3 Интересно, что еще в 1978 г. в работах автора (например, [9]) использовалась категория (научно-технической) интеллигенции.

ведения и библиографоведения. Об этом свидетельствуют библиотековедческие труды автора, в которых освещены следующие проблемы: методология библиотековедения как учебная дисциплина; объект и предмет библиотековедения; место библиотечно-библиографических дисциплин в системе наук; социальные функции библиотечной и библиографической деятельности; специальное библиотековедение; библиотековедение и науки о книге и информации; библиотечная мифология; перспективы библиотечной профессии в XXI в.; библиотечная профессия (методика исследования); библиотечная этика; аксиология библиотечных фондов; виртуальные объекты библиотековедения; уровни теоретического обобщения библиотечно-библиогра-фического знания; развитие хоздоговорной библиотечной науки; математика для библиотекарей; перестройка в библиотечном деле; специфика академических библиотек; публичные библиотеки в условиях рыночной экономики; концепция преодоления кризиса профсоюзных библиотек; библиотеки и рыночная экономика; библиотечное студенчество современной России; самоуправление библиотек в условиях рыночной экономики; миссии и мутации библиотек; гражданское общество и библиотечные ассоциации в России; союз библиотечной интеллигенции (РБА); библиотечный авангард информационного общества; Петербургское библиотечное общество; персоналии библиотековедов.

Библиография всегда была излюбленным предметом научного творчества профессора А. В. Соколова. Не случайно первая его научная публикация появилась на страницах главного библиографического журнала «Советская библиография» [31].

Почти все общетеоретические проблемы биб-лиографоведения получили отражение в творчестве А. В. Соколова, в том числе: сущность библиографии; многогранность библиографии; метафизика библиографии; библиография - область духовного производства; концепции библиографии; библиографическая теория и библиографическая практика; экспликация библиографоведения; автоматизация библиографического поиска; механизация и автоматизация библиографических процессов; библиографический поиск (как предмет изучения библио-графоведения и информатики); библиографическая информация (как разновидность фактографической информации); государственная библиография (социальная и экономическая эффективность); АСНТИ «Союзкультура» (проблемы автоматизации отраслевой библиографии); персоналии библиографов и библиографоведов.

Сказанным не исчерпывается круг научных интересов А. В. Соколова в области метатеории коммуникации, информатики, библиотековедения и биб-лиографоведения. Также упомянем о высказанной

им идее суперсистемного подхода к книжной коммуникации [39].

Однако анализ содержания творчества ученого энциклопедиста не является целью настоящей статьи. Нас интересует фундаментальная когнитоло-гическая проблема: движение исследовательской мысли от прикладных научно-практических задач к метафизическим гуманистическим идеям. Поэтому сосредоточим внимание на гуманистических аспектах библиотечно-библиографического дела, которые нашли отражение в монографии А. В. Соколова «Библиотека и гуманизм: Миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации». Прежде всего остановимся на фундаментальных проблемах гуманитарного познания, с которыми органично связан библиотечный гуманизм.

Метафизика гуманизма

Хорошо известно, что на протяжении ХХ в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы господствовал материалистический монизм, в соответствии с которым признавались три области научных исследований:

1. Общественно-политическая.

2. Естественно-научная и техническая.

3. Художественная литература и искусство.

Гуманитарно-научное знание выпадало из указанной триады, поскольку отрицались метафизические основы гуманитарного триединства (религия + искусство + наука). Следовательно, отрицалась гуманистическая истина, сформулированная в свое время Н. А. Бердяевым: «Единство и ценность личности не существует без духовного начала. Дух конституирует личность, несет просветление и преображение биологического индивидуума, делает личность независимой от природного порядка» [2].

Хотя гуманистическая любовь и христианская любовь различны, в гуманизме есть христианские элементы из-за его христианского происхождения. Гуманитарно-научная проблема гуманизма - это вопрос бытия и идеальной, и материальной субстанции в реальных явлениях и видения «отсутствующей структуры» (термин, введенный в научный оборот выдающимся семиотиком и структуралистом У. Эко для обозначения в информационных моделях идеальных феноменов) [52].

В настоящее время гуманитарное познание получило признание научного сообщества. Это имеет весьма важное значение для развития документально-информационного цикла наук, поскольку информатика, библиотековедение, библиографове-дение, книговедение становятся существенными компонентами единого здания науки, связанного с реальной жизнью.

В 1960-е гг. А. В. Соколов способствовал обогащению библиотечно-библиографической сферы

путем включения в нее понятийного и методологического инструментария информатики. Различные разделы информатики (история; научная коммуникация как совокупность процессов представления, передачи и получения научной информации; информационный поиск; распространение и использование научной информации; организация и методы научно-информационной деятельности) стали конструктом научно-исследовательского подхода А. В. Соколова к широкому спектру библио-течно-информационных объектов и их систем. Одним из первых ученый начал рассматривать биб-лиотечно-информационную сферу в контексте социальных коммуникаций.

Изменение духовного климата в российском обществе в начале 90-х гг. и бурное оживление общественной жизни вывели библиотечно-библио-графическую проблематику в творчестве А. В. Соколова на новый уровень, связанный с человеческим измерением библиотечной профессии. Статус библиотечной профессии, гражданская значимость фигуры библиотекаря (библиографа, книговеда) и роли различных типов библиотек осмыслялись им в новых условиях рыночной экономики и развертывания информационного общества.

Библиотечно-библиографической была названа А. В. Соколовым на рубеже ХХ и ХХ1 вв. интеллигенция библиотечно-информационной социокомму-никативной сферы. Таким образом, большую роль в его творчестве стала играть интеллигенция - национальная, русская, мировая - человечество, творящее вершины духа и отстаивающее их в соответствии со словами Н. К. Рериха: «Поверх всяких Россий есть одна незабываемая Россия. Поверх всякой любви есть одна общечеловеческая любовь» [5].

На рубеже ХХ и ХХ1 вв. стало очевидно, что информатик-библиотековед совершает интеграционный синтез на стыке гуманитарных наук, информатики и библиотечно-библиографического комплекса. В результате этого синтеза раскрывается гуманистическая сущность библиотеки. Гуманистическая сущность библиотеки не теоретический постулат абстрактной теории информационно-коммуникативной сферы, а понимание метафизики узловых вопросов. Это понимание вырастает на почве гуманитарного знания, выразителем которого выступает ученый. Трактовка гуманистической сущности библиотеки, предложенная А. В. Соколовым, - наглядное проявление современной тенденции гуманитаризации всего знания и свойственного ей внимания к метафизике.

Симметрия библиотеки и гуманизма

Концепции, изложенные в книге А. В. Соколова «Библиотека и гуманизм: Миссия библиотеки

в глобальной техногенной цивилизации», естественно вырастают из предыдущих творческих исканий ученого и представляют собой диалектическое единство всех вех и узлов его исследований (информатика; библиотечно-информационная сфера; социальные коммуникации; гуманитарное знание). В данном труде автор не только представил древо своих научных исканий, но также выразил свою гражданскую и нравственную позицию как идеолога гуманной информатизации общества.

Для создания такого научно-этического синтеза потребовался техногенный опыт информатика-библиотековеда (а не литературоцентричный удел гуманитария), который позволил найти отсутствующее звено в профессиональном самосознании биб-лиотечно-информационной социо-коммуникативной сферы - миссию гуманизма.

Книга А. В. Соколова состоит из введения, заключения и трех соразмерных глав:

1. Исторические вехи гуманизма (с. 8-115).

2. Глобальная техногенная цивилизация (с. 116305).

3. Гуманистическая миссия российских библиотек (с. 306-392).

К сожалению, книга не снабжена указателями и общим перечнем литературы, что, возможно, будет устранено в будущих переизданиях.

В первой главе обосновано научное понимание гуманизма в качестве системы пяти универсалий культуры: рационалистической, волевой (свободы самореализации), эстетической, аксиологической и этической. Это понимание зафиксировано в виде эталонной формулы гуманизма, на основании которой далее прослеживаются различные варианты гуманистических и технократических воззрений, соответствующие разным историческим эпохам и разным странам.

В общей сложности предложены следующие 20 формул:

1. Эталонная формула.

2. Гуманистическая интеллигентность.

3. Квазигуманистический конформизм.

4. Квазигуманистический реформизм.

5. Антигуманистическая интеллектуальность.

6. Христианский квазигуманизм.

7. Зрелый протестантизм.

8. Абсолютный антигуманизм.

9. Национальный технократизм.

10. Абсолютная власть.

11. Просветительский гуманизм.

12. Просветительский квазигуманизм.

13. Буржуазный квазигуманизм.

14. Просветительский квазигуманизм Руссо.

15. Глобальный технократизм.

16. Серебряный век.

17. Человек советский.

18. Человек одномерный.

19. Российский дегуманизм.

20. Советский дегуманизм.

Названные 20 формул характеризуют феномены цивилизации: гуманизм (гл. 1), техногенность (гл. 2), библиотеки (гл. 3).

Стихийно развивающаяся техногенная цивилизация, как показано в книге А. В. Соколова, порождает глобальные проблемы, угрожающие существованию человечества. Поэтому позиция автора однозначна: «информатизацию (компьютеризацию, интернетизацию) следует рассматривать не в качестве самоцели, а в качестве вспомогательного средства гуманизации библиотечно-библиографи-ческого института в условиях глобальной техногенной цивилизации» (с. 393). Другими словами, гуманистическая миссия библиотеки первична, а информатизация вторична.

Совершенно правильно автор акцентирует не разобщенность точек зрения, а конструктивные связи между позициями и взглядами деятелей разных времен. При этом последовательно осуществлена методологическая ориентация на приоритет гуманитарного познания для всего универсального и естественно-научного знания, как и библиосферы в целом4. Форма изложения материала исследования может служить образцом анализа гуманитарно-научной проблематики посредством естественно-научных методов, становящихся, в частности и с помощью настоящего труда, универсальными. Невольно вспоминается взгляд на мир Н. К. Рериха: «Поверх всяких красот есть одна красота, ведущая к познанию космоса» [5].

Мировоззренческий замысел книги А. В. Соколова видится в демонстрации симметрии, гармоничной соразмерности двух сущностей - библиотеки и гуманизма. Этот замысел правильно поняли издатели (издательство «Профессия» и издательская группа «Гранд-Фаир»), выбрав для оформления обложки картину, изображающую читающего книгу старца и смотрящего на него с затаенным дыханием ребенка (репродукция произведения голландского художника-гуманиста XVI-XVII вв. Франса Халса «Евангелист Матфей»).

Глубинный гуманистический смысл картины прочитывается однозначно: для существования рода человеческого человеку надлежит быть склоненному над книгой. Следовательно, хранилище книг -библиотека есть залог гуманизма цивилизации. В этом и заключается симметрия библиотеки и гуманизма, о которой говорится в монографии А. В. Соколова. Сам автор формулирует выводы своего исследования следующим образом:

4 Для автора настоящей статьи особо ценно созвучие, внутренние связи методологии рассматриваемой книги с методологией его произведений (при самоценности философских взглядов авторов) [3].

«1. Сущность библиотечного гуманизма (Здесь и далее курсив автора. - Прим. А. К.) заключается в реализации такой системы профессиональной библиотечно-библиографической деятельности, когда библиотека представляет собой рационально и эстетически обоснованный социально-культурный центр гуманистической книжности со свободным доступом к его документальным фондам локальных и удаленных пользователей и диалоговым субъект-субъектным общением читателей и сотрудников библиотеки.

2. Вследствие закона техно-гуманитарного баланса "Чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные механизмы сдерживания агрессии необходимы для сохранения общества" [4], библиотечный гуманизм жизненно важен для глобальной техногенной цивилизации во избежание ее дегуманизации.

3. Библиотечно-библиографический социальный институт будет нужен грядущему информационному обществу в той мере, в какой он возьмет на себя выполнение гуманистической миссии. Библиотечное сообщество должно признать приоритетной гуманистическую миссию, а библиотековедению и библиографоведению следует сосредоточиться на разработке проблем "Гуманизм и библиотеки" и "Библиотеки в глобальной техногенной цивилизации"» (с. 394-395).

Пакт библиотечного гуманизма

Процитированные выше слова автора книги о гуманистической миссии библиотек в техногенной цивилизации, на наш взгляд, перекликаются с озабоченностью судьбами человечества, выраженной в знаменитом Пакте Рериха5 и в поэтическом творчестве мыслителя-гуманиста:

Бойтесь, когда спокойное придет в движенье. Когда посеянные ветра обратятся в бурю. Когда речь людей наполнится бессмысленными словами. Страшитесь, когда в земле кладами захоронят люди свои богатства. Бойтесь, когда люди сочтут сохранными сокровищами только на теле своем. Бойтесь, когда возле соберутся толпы. Когда забудут

5 Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (англ. Treaty on the Protection of Artistic and Scientific Institutions and Historic Monuments (Roerich Pact)), или Вашингтонский Пакт (англ. Washington Pact) - первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший приоритет защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне 15 апреля 1935 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о знании. И с радостью разрушат узнанное раньше. И легко исполнят угрозы. Когда не на чем будет записать знание ваше. Когда листы писаний станут непрочными, а слова злыми. Ах, соседи мои! Вы устроились плохо. Вы всё отменили. И никакой тайны дальше настоящего! И с сумою несчастья вы пошли скитаться и завоевывать мир.

Хотелось бы ожидать в будущем великих гуманистических перемен в современной цивилизации. Необходимым условием этих перемен должно стать объединение усилий деятелей библиосферы всех уровней и всего мира - своего рода Пакт библиотечного гуманизма. Возможно, труд А. В. Соколова «Библиотека и гуманизм: Миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации» станет первым шагом на пути к заключению этого Пакта.

Литература

1. Афоризмы Старого Китая / пер. с кит. В. В. Малявина. - Изд. 2-е, испр. - М., 1991. - С. 19.

2. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 1993. -С. 63.

3. Куманова А. В. Введение в гуманитарную библиографию. - СПб. ; София, 1995-2005. - Ч. 1 : Фило-софско-науковедческая картина гуманитарного знания. - СПб., 1995. - 252 с. ; Ч. 2 : Библиографоведче-ская картина гуманитарной библиографии. - София, 2005. - 1106 с. - Рец.: Соколов А. В. Квинтэссенция человечности // Мир библиогр. - 2007. - № 2. -С. 6-12.

4. Назаретян А. П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика, психология и футурология). - М. : Пер Сэ, 2001. - С. 96.

5. Рерих Н. К. Цветы Мории : стихотворения. - М., 1984. - С. 5.

6. Соколов А. В. Библиотека и гуманизм: миссия библиотеки в глобальной техногенной цивилизации. -СПб. : Профессия ; М. : Гранд-Фаир : Межрегион. библ. коллектор, 2012. - 400 с.

7. Соколов А. В. Библиотеки и информационное общество // Белорусская книга в контексте всемирной книжной культуры: история и современность -Минск, 2011. - С. 82-103.

8. Соколов А. В. Виртуализация информационного мира : бред или новая реальность? // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 5. - С. 7-22.

9. Соколов А. В. Государственная система научно-технической информации и перманентное образование научно-технической интеллигенции // Проблемы управления развитием культуры. - Л., 1978. -С. 105-121.

10. Соколов А. В. Документный ресурс ноосферы // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 1. - С. 119-129.

11. Соколов А. В. Документология как метатеория документной коммуникации // Книга. Исследования и материалы. - М., 2009. - Сб. 91, ч. 1/2. - С. 43-49.

12. Соколов А. В. Зачем библиотеки информационному обществу? // Информ. бюл. РБА. - 2012. - № 65. -С. 11-18.

13. Соколов А. В. Идеальное: проблемы и гипотезы // Вопр. философии. - 1987. - № 9. - С. 93-102.

14. Соколов А. В. Идея информационного общества // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 8. - С. 5-24.

15. Соколов А. В. Информациология как сюрреалистическая гигатеория // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 4. -С. 5-17.

16. Соколов А. В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. - СПб. : Алетейя, 2012. - 351 с.

17. Соколов А. В. Информационное общество и библиотеки. Ч. 1 // Библиотековедение. - 2011. - № 3. -С. 15-21.

18. Соколов А. В. Информационное общество и библиотеки. Ч. 2 // Библиотековедение. - 2011. - № 4. -С. 28-36.

19. Соколов А. В. Информация: понятие, категории, амбивалентная природа // Науч.-техн. информация. Сер. 1. - 2010. - № 5. - С. 1-12.

20. Соколов А. В. Информация: Феномен? Функция? Фикция? // Философские науки. - 1990. - № 9. -С. 13-22.

21. Соколов А. В. Коммуникации и реальности. Эскизный проект классификационной схемы // Науч.-техн. информ. Сер. 2. - 2009. - № 5. - С. 1-9.

22. Соколов А. В. Коммуникация. Информация. Общение. (Межнаучный сопоставительный обзор) // Философия человека. Современные коммуникативные практики и образование. - СПб., 2010. - С. 9-12.

23. Соколов А. В. Концепции информационного общества // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 9. - С. 5-24.

24. Соколов А. В. Коэволюция библиотечных технологий и библиотечного сознания (к вопросу о трансформации книжной культуры в экранную культуру) // Сетевое взаимодействие библиотек : материалы Междунар. конф. - СПб., 2000. - С. 37-42.

25. Соколов А. В. Культура и информация: методология их сопоставления // Методология и организация информационно-культурологических исследований : сб. ст. - М. : Магнитогорск, 1997. - С. 34-47.

26. Соколов А. В. Многомерность библиотечного дела. Перечитывая Гиляревского // Библиотечные технологии: наука о мастерстве. - 2011. - № 2. - С. 19-22.

27. Соколов А. В. Науки об информации и библиотекарь. -М. : Литера, 2010. - 144 с.

28. Соколов А. В. Онтология информации. Философские очерки // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2010. - № 7. -С. 1-21.

29. Соколов А. В. Онтология реальностей. Типы реальностей и типы информации // Науч. и техн. б-ки. -2010. - № 11. - С. 7-24.

30. Соколов А. В. От научной информатики к семантической информатике // Науч.-техн. информация. Сер. 2. -2010. - № 1. - С. 14-18.

31. Соколов А. В. Применение механизированного поиска в библиотеках // Советская библиогр. - 1964. - № 1. -С. 23-33.

32. Соколов А. В. Природа и сущность информации // Науч. и техн. б-ки. - 2011. - № 2. - С. 5-27.

33. Соколов А. В. Природа информации // Актуальные проблемы развития и внедрения новой информационной технологии : тр. науч. конф. - М., 1989. - Ч. 1. -С. 40-42.

34. Соколов А. В. Ретроспектива-60 : тр. для библиотекарей и информатиков / С.-Петерб. библ. о-во ; науч. ред. С. А. Басов. - СПб. : Независимая гуманитар. акад., 1994. - 464 с.

35. Соколов А. В. Ретроспектива-70 : биобиблиогр. отчет / Петерб. библ. о-во ; науч. ред. С. А. Басов. - СПб. : БАН, 2004. - 380 с.

36. Соколов А. В. Ретроспектива-75 : биобиблиогр. отчет / Петерб. библ. о-во ; науч. ред. С. А. Басов. - СПб. : БАН, 2009. - 460 с.

37. Соколов А. В. Российские библиотеки в информационном обществе : проф.-мировоззренч. пособие. - М. : Литера, 2012. - 400 с.

38. Соколов А. В. Ступени и панорамы познания информации // Теория и практика общественно-научной информации. - М., 2011. - Вып. 20. - С. 97-119.

39. Соколов А. В. Суперсистемный подход к книжной коммуникации // Мир библиогр. - 2007. - № 5. - С. 2-5.

40. Соколов А. В. Сущность информации. Философские очерки // Науч.-техн. информ. Сер. 1. - 2010. - № 8. -С. 1-13.

41. Соколов А. В. Три лика информационного общества // Культурол. журн. - 2011. - № 2. - URL: www.cr-journal.ru (дата обращения: 15.11.2012).

42. Соколов А. В. Фантомы и факты в мире информации // Библ. дело. - 2009. - № 18. - С. 16-22.

43. Соколов А. В. Феномен информатики и псевдофеномен информации // Вестник Всесоюзного общества специалистов информатики и вычислительной техники. - 1990. - № 3. - С. 45-51.

44. Соколов А. В. Физика и метафизика информации // Науч. и техн. б-ки. - 2010. - № 12. - С. 5-20.

45. Соколов А. В. Философия и библиотековедение. Приглашение к размышлению // Науч. и техн. б-ки. -1996. - № 6. - С. 3-15.

46. Соколов А. В. Философия информации : проф.-миро-воззренч. учеб. пособие. - СПб. : СПбГУКИ, 2010. -368 с.

47. Соколов А. В. Философия информации : учеб. пособие. - Челябинск : ЧГАКИ, 2011. - 484 с.

48. Соколов А. В. Хронотопы и реальности // Вестник Челяб. гос. акад. культуры и искусства. - 2009. -№ 3. - С. 68-85.

49. Соколов А. В. Чтение в эпоху электронных коммуникаций // Читающий мир и мир чтения : сб. ст. по материалам Междунар. конф. - СПб., 2002. - С. 1-3.

50. Соколов А. В. Эпистемология документа (методологический очерк) // Науч.-техн. информ. Сер. 2. -2009. - № 3. - С. 1-12.

51. Соколов А. В., Манкевич И. А. Информатика в перспективе (к вопросу о классификации видов информации и системе наук коммуникационного цикла) // Науч.-техн. информ. Сер. 2. - 1971. - № 10. - С. 5-9.

52. Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию / пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. -СПб. : Symposium, 2004. - 543 с.

Материал поступил в редакцию 15.06.2012 г.

Сведения об авторе: Куманова Александра Венкова - доктор педагогических наук, профессор, тел.: (359) 885-240-729, е-тай: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.