Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников'

Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2158
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЬ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ ШКОЛЬНИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SPEECH / SCHOOL STUDENT'S SPEECH DEVELOPMENT / ICT / ICT-COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куровский Василий Николаевич, Зайцева Юлия Борисовна, Швабауэр Ольга Александровна

Рассматривается решение одной из актуальных проблем модернизации российского образования проблемы формирования речевой культуры школьников как основы овладения ими коммуникативными компетенциями. Подчеркивается актуальность ее решения для повышения уровня умственного развития и общей культуры человека. Раскрывается авторское видение феноменов «коммуникативная компетентность», «речевая культура», их взаимосвязь и взаимовлияние. Отмечается, что целенаправленное формирование коммуникативной компетенции и речевой культуры предполагает выбор соответствующих методов и средств обучения, а в создании коммуникативных актов можно использовать ряд алгоритмов. Анализируются пути формирования этих феноменов в общеобразовательной школе. Рассматриваются особые возможности для формирования коммуникативных компетенций и культуры речи в процессе изучения русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагается подход, в котором формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры тесно увязывается с применением новейших технических устройств и информационно-коммуникативных технологий в открытом интернет-пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать у учащихся компетенции ведения интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником и учителем. Обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию культуры речи с использованием традиционных и относительно новых форм и методов. Представлены достигнутые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL STUDENTS’ COMMUNICATIVE COMPETENCES AND SPEECH CULTURE DEVELOPMENT

The article considers the solving of one of the most urgent problems of Russian education modernization: the development of school students’ speech culture as the basis for their mastering of communication competencies. The paper highlights the importance of its solving for the growth of the human’s level of mental development and general culture. The article presents the authors view of the phenomena of communicative competency, speech culture, their interconnection and reciprocal influence. The author makes a point that the focused development of communicative competency and speech culture involves the selection of appropriate methods and aids of education, and that for communicative acts creation a set of algorithms can be used. He provides the analysis of the ways of the development of such phenomena at the general education school. Considers the special potentialities for the development of communicative competencies and speech culture in process of studying the Russian language and literature both in class and in extracurricular activities. The author offers an approach, according to which communicative competences and speech culture development is closely linked to the use of the latest technical devices and information and communication technologies in the open Internet space. These tools are divided into groups according to the complexity of their use: visualiza tion tools, lesson support tools, means of using computer programs in education, revising previously studied material, choosing a theme for creative work, monitoring knowledge, etc. The approach makes it possible to provide the efficient development of the students’ communicative competencies in conducting an interactive dialogue with the computer, other student and the teacher. The paper presents a Russian language and literature teacher’s generalized experience in students’ speech culture development with the use of traditional and relatively new forms and methods.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников»

УДК 37. 04. 053

РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-35-44

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

В. Н. Куровский, О. А. Швабауэр, Ю. Б. Зайцева

Томский государственный педагогический университет, Томск

Рассматривается решение одной из актуальных проблем модернизации российского образования - проблемы формирования речевой культуры школьников как основы овладения ими коммуникативными компетенциями. Подчеркивается актуальность ее решения для повышения уровня умственного развития и общей культуры человека. Раскрывается авторское видение феноменов «коммуникативная компетентность», «речевая культура», их взаимосвязь и взаимовлияние. Отмечается, что целенаправленное формирование коммуникативной компетенции и речевой культуры предполагает выбор соответствующих методов и средств обучения, а в создании коммуникативных актов можно использовать ряд алгоритмов. Анализируются пути формирования этих феноменов в общеобразовательной школе. Рассматриваются особые возможности для формирования коммуникативных компетенций и культуры речи в процессе изучения русского языка и литературы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Предлагается подход, в котором формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры тесно увязывается с применением новейших технических устройств и информационно-коммуникативных технологий в открытом интернет-пространстве. Данный подход позволяет эффективно формировать у учащихся компетенции ведения интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником и учителем. Обобщается опыт работы учителя русского языка и литературы по развитию культуры речи с использованием традиционных и относительно новых форм и методов. Представлены достигнутые результаты.

Ключевые слова: речь, развитие речи школьника, информационно-коммуникативные технологии, информационно-коммуникационно-технологическая компетентность.

Педагогическая наука и школьная практика находятся в постоянном поиске путей совершенствования и вовлечения учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и их успешному применению.

Одним из таких путей является использование информационно-коммуникационных технологий на современном уроке в процессе овладения различными образовательными областями. Социокультурный контекст их изучения существенно изменился в связи со значительным возрастанием образовательной и самообразовательной функций, профессиональной значимостью на рынке труда.

Возрастание интереса и потребности в овладении каждой образовательной областью определяют новые подходы к отбору содержания и организации учебного процесса, которые, сохраняя специфику на этапах обучения в учреждении общего образования, призваны еще и развивать коммуникативную компетентность школьников в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.

Использование речи на уроках как орудия труда в разговорной, практической и мыслительной деятельности формирует у школьников коммуникативные компетенции, а само обучение становится коммуникативно ориентированным и акцентирует внимание

на результате образования, каковым становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [1, с. 55].

Это позволяет считать, что наличие компетенции для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации характеризует способность и готовность человека отобрать из имеющихся знаний, умений и внешних ресурсов необходимые, собрать их в определенный конструкт и применить его. При этом большинство авторов в своих определениях связывают компетенцию с эффективным выполнением какой-либо деятельности или осуществления действия [2-6].

Обобщая сказанное, можно представить компетенцию в виде системы, которая создается как реакция на возникшую проблемную ситуацию, включающую способность человека актуализировать из имеющегося запаса необходимый набор знаний и умений для разрешения данной ситуации (создать необходимый конструкт), а также психологическую готовность действовать в данной ситуации (применить собранный конструкт). А эффективность применения компетенции в той или иной ситуации характеризует компетентность человека. Другими словами, компетентность человека оценивается по результатам его деятельности на основе критериев успешности или неуспешности.

То есть компетентность, включая набор компетенций, является характеристикой человека. Поэтому для ее формирования важно определить то, чем можно и нужно овладеть, чему можно научиться, т. е. компетенциям.

Современная школа должна формировать набор компетенций, определяющих современное качество образования в виде целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Но этот набор компетенций ученые в разных источниках называют по-разному: ключевые, базовые, универсальные, транспредметные, метапрофессиональные, систематичные и т. п. [3, с. 55].

К числу компетенций, представляющих особую значимость для формирования в общеобразовательной школе речевой культуры обучающихся, следует отнести информационную и коммуникативную. Взаимосвязь и взаимозависимость этих компетенций просматривается в их содержании. Так, информационные компетенции включают поиск, отбор и анализ необходимой информации, ее переработку, передачу и хранение, а также владение информационными технологиями и средствами для этого. Но для осуществления такого процесса необходимы знания языков, способов взаимодействия с различными объектами, в том числе и с удаленными в пространстве и во времени, способов фиксации исследуемых явлений и другое, что уже представляет содержание коммуникативной компетенции.

Коммуникативную компетентность можно рассматривать в виде интегрального качества личности, которое включает ряд компонентов. Среди них как наиболее значимые чаще указываются когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный характеризуется знанием принятых в обществе (а чаще в конкретной социальной группе) норм общения; способностью воспринимать, выражать в конкретной форме и передавать необходимую информацию; способностью прогнозировать отношение собеседника (или группы) как к содержанию отправленной информации, так и к способу (стилю) ее передачи и ряд других. Эмоциональный компонент придает соответствующую окраску ситуации общения и содержанию информации. Этот компонент характеризуется эмоциональной отзывчивостью, способностью проявлять внимание к собеседникам, в необходимых случаях эмпатию и т. д. Поведенческий компонент отражает способность человека к взаимодействию с другими субъектами в процессе коммуникации. Он выражается в способности находить свою роль участника в ситуации общения и следовать ей; проявлять и развивать качества своей лич-

ности, адекватные по содержанию и форме ситуации общения (инициативность, исполнительность, целеустремленность, готовность к взаимодействию) и др. [6].

Наличие этих компонентов в структуре личности субъекта характеризует сформиро-ванность его коммуникативных навыков, которые проявляются в ситуациях планирования совместной деятельности; в поиске взаимных интересов в предстоящей совместной деятельности; в умении аргументированно предлагать решения, приемлемые сторонами коммуникации; в организации взаимодействия с другими субъектами в процессе выполнения конкретной работы. Необходимость формирования этих компонентов коммуникативной компетентности у школьников как элемента содержания современного образования не вызывает сомнения, а новые цифровые технологии, широко представленные в учебно-воспитательном процессе, позволяют их формировать более эффективно.

Особое внимание к этой компетенции объясняется тем, что достаточно часто возникают ситуации, в которых учащийся, прочитав задание, не может понять его суть, а следовательно, не может осуществить выбор необходимых ЗУНов из имеющегося запаса для соз-дания конструкта компетенции; согласовать свои действия в коллективной деятельности для выполнения задания. Причиной этого нередко также является недостаточно сформированная коммуникативная компетенция обучаемого и недостаточно высокий уровень речевой культуры.

Поскольку коммуникативная компетенция имеет метапредметный характер, то ее формирование осуществляется в процессе освоения различных учебных предметов, образовательных областей и требует особых педагогических технологий. Значительные возможности для формирования коммуникативной компетенции открываются с использованием информационных технологий, что требует от педагога умений организации образовательного процесса в информационной среде школы, мотивации школьников восприятия компьютера не только как средства коммуникации, но и как субъекта общения и как средства формирования речевой культуры.

Проблема формирования коммуникативной компетенции, учитывая ее актуальность, достаточно активно исследуется в современной педагогической науке в различных ее аспектах. К настоящему времени выявлены функции информационных технологий в процессе формирования коммуникативных компетенций (М. Ю. Бухаркина, Е. С. Полат и др.); выявлены возможные пути формирования языковой компетенции (Е. Д. Божович, Ю. Н. Караулов и др.); вопросы организации эффективной речевой коммуникации (Н. Д. Арутюнова, Е. В. Клюев и др.); развитие коммуникативной компетенции в процессе общения (В. Н. Кан-Калик, Н. Д. Никандров и др.) и ряд других аспектов.

Для того чтобы понять природу коммуникации, необходимо рассмотреть природу речи. Исследование проблемы коммуникации в работах отечественных педагогов и психологов (Л. С. Выготского, Л. Р. Лурия, А. А. Леонтьева и др.) показало, что феномены речи и коммуникации тесно связаны между собой, а сам речевой акт обозначен как единица (компонент) коммуникации, которая представляет определенное коммуникативное действие. Выполнение этого действия предполагает наличие соответствующих умений.

На основе психолого-педагогических исследований Г. М. Андреевой, Н. В. Кузьминой и др. в комплекс таких умений можно включить умения межличностной коммуникации; межличностного взаимодействия; межличностного восприятия [6, с. 25]. В представленных исследованиях установлено, что овладение комплексом этих умений способствует развитию и формированию личности, готовой к продуктивному общению.

Для формирования компонентов коммуникативной компетентности у школьников педагогами широко используются вербальное и невербальное взаимодействие в парах и

группах. Такое взаимодействие позволяет эффективно формировать их речевую культуру, умения налаживать контакты с партнерами в паре или в группе, отрабатывать навыки совместной деятельности, развивать познавательную активность, повышать мотивацию к выполняемой работе и другие необходимые качества личности для осуществления акта коммуникации. Задачей педагога в организации этой работы будет являться подготовка рекомендаций обучающимся: в выборе тем бесед (от межличностных, бытовых к культурно-историческим, научно-теоретическим, профессионально-производственным и т. д.); в выборе форм и желательных типов связи для установления коммуникации между участниками взаимодействия; в определении допустимых границ использования правил и норм речевой культуры; в отслеживании личной и взаимной удовлетворенности коммуникантов результатами совместной деятельности и др.

В создании коммуникативного акта можно ориентироваться на следующий алгоритм его организации:

1. Осуществить ориентировку в окружающих условиях, определить дистанцию взаимодействия в зависимости от цели, выявить социальный контекст (в зависимости от целей общения).

2. Для формирования смыслового содержания высказываний подобрать соответствующую лексику, речевые обороты и т. д.

3. Организовать непосредственный процесс общения, обмен высказываниями между партнерами, их речевое взаимодействие как сам коммуникативный акт.

5. Завершить акт выходом из ситуации.

Если рассматривать создание коммуникативного акта как решение конкретной задачи, то данный алгоритм можно представить в следующей последовательности: осознание коммуникативной задачи; анализ исходных данных задачи; выдвижение гипотезы; определение системы методов и средств коммуникативного взаимодействия; процесс решения задачи; проверка достоверности полученного результата.

В свою очередь перевод этой последовательности в педагогические действия предполагает учет возраста учащихся, возможности организации их общения, прогнозирование реакции общения детей, выполнение ими своих ролей и т. д. [7, 8].

Коммуникативная компетентность человека, как уже указывалось выше, тесно связана с информационной. Можно с уверенностью сказать, что человек, который умеет работать в текстовом редакторе, пользоваться электронной почтой или Интернетом, способен эффективно решать разнообразные насущные практические задачи. Однако проблема подготовки информационно-коммуникационно (ИК) компетентных граждан современного информационного общества, судя по материалам авторов «Большой семерки» [9, с. 25], остается во многом еще не решенной. Прежде всего «информационную компетентность» очень часто понимают только как компьютерную грамотность, которая также не определена однозначно.

Хотя само владение компьютером является важнейшим элементом образования, но, по мнению многих авторов, обучение отдельным, несвязанным умениям чаще всего не достигает своей цели, так как эти отдельные умения без их интеграции недостаточно формируют способность обучаемых применять компьютер для установления коммуникативных актов в организации разнообразных видов деятельности [9, с. 25].

Преодоление возникающего барьера возможно благодаря переходу к последовательному формированию отдельных навыков работы на компьютере с сочетанием их применения для решения целостных задач. Для этого решение каждой задачи необходимо представить в виде чередующихся конкретных действий, в том числе и тех, эффективность выполнения которых повышается при их выполнении с помощью компьютера. Такой подход также

предъявляет определенные требования к компетентности учителя. И прежде всего к его умениям обучать школьников: поиску наиболее эффективных алгоритмов решения поставленной задачи; представлению данного алгоритма в виде последовательности операций; выбору из этой последовательности тех операций, которые более эффективно будут выполняться с помощью компьютера; выявлять необходимые умения работы на компьютере для выполнения этих операций; актуализировать их наличие у обучаемых и намечать действия по формированию недостающих и т. д. [9, с. 36]. Выполненный анализ позволяет сформулировать определение ИК-компетентности как свободное владение сочетанием информационной, коммуникационной и технологической компетентностей для решения разнообразных практических задач. В свою очередь ИК-грамотность предстает в виде набора компетенций использования цифровых технологий для установления коммуникаций в сетях, получения искомой информации, преобразования полученной информации в соответствии с условиями решения поставленной задачи и т. д. [10, с. 176].

Это позволяет утверждать, что традиционное понятие ИК-компетентности в современном процессе обучения представляет собой общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде, а ИК-грамотность является ее основой в виде совокупности обобщенных речевых, познавательных, этических и технических навыков. Из этого следует, что одним из важных условий формирования ИК-компетентности является включение учителем в содержание и технологии обучения учебному предмету еще и содержание обучения целому комплексу компетенций ИК-грамотности. Пути, формы и средства формирования этого комплекса зависят от особенностей каждой образовательной области. Однако возможности для их формирования имеются в каждом учебном предмете. А одной из сложных задач для учителя является выявление и создание своей авторской системы их реализации.

Исходя из специфики конкретной образовательной области можно считать, что школьник в процессе ее освоения должен научиться адекватно понимать и применять соответствующие термины (речевая культура), выстраивать взаимоотношения в организации образовательного процесса, оценивать и интерпретировать его результаты.

Как правило, такая работа в учебном процессе реализуется в виде следующего алгоритма.

1. Определение (идентификация). Умения: точно интерпретировать вопрос, детализировать вопрос, находить в тексте информацию, заданную в явном и неявном виде, осуществлять идентификацию терминов и понятий, обосновать сделанный запрос.

2. Доступ (поиск). Умения: выбор ресурсов для получения информации; выбор терминов поиска с учетом уровня детализации, установление соответствия результата поиска исходной задаче, формирование стратегии поиска и критериев отбора информации в соответствии с потребностью.

3. Управление. Умения: разработка схемы классификации для структурирования информации, применение созданных схем.

4. Обработка информации. Умения: сравнивать и сопоставлять информацию, полученную из различных источников; отделять важную от несущественной; обобщать, устанавливать направленность или противоречивость полученной информации на решение поставленной проблемы; сжато и логически грамотно ее излагать.

5. Передача информации. Умения: адаптировать информацию для конкретной аудитории (выбор средств, языка, зрительного ряда и т. д.); грамотно цитировать источники; соблюдать этику, нормы и правила общения.

Таким образом, ИК-компетентность включает умения и навыки идентификации, поиска, управления, обработки и передачи информации, в том числе и с помощью компьютера.

Для учителя применение компьютера является средством реализации педагогических технологий. С его помощью оптимизируются трудозатраты, повышается эффективность учебного процесса, появляются значительные возможности для его индивидуализации, использования игровых методов и усиления обратной связи, накопления методического опыта и дидактического материала и др.

В работе учителя применение этих средств можно разделить на три группы: как средство визуализации, как средство сопровождения урока, как средство использования компьютерных программ в обучении. Применение каждой группы этих средств требует владения ИК-технологиями на разных уровнях сложности. Как средство визуализации эти технологии используются при создании мультимедийных презентаций с линейным характером представления материала, включающего тексты, графики, анимацию, голосовое и музыкальное сопровождение и т. д. Такое наполнение делает презентацию более насыщенной и иллюстративной, позволяя сочетать в ее процессе методы объяснения, закрепления материала и установления обратной связи. На этом уровне учителю и ученикам достаточно уметь работать с пакетом программ Microsoft Office, Microsoft PowerPoint или Macromedia Flash.

Использование ИК-технологий для сопровождения урока предъявляет повышенные требования не только к владению более сложными программами, но и к самой организации работы учащихся с компьютерной техникой, к созданию безопасных условий труда на рабочем месте. В этом случае компьютер используется как средство повторения ранее изученного материала, выбора темы выполнения творческой работы, текущего контроля знаний и т. д.

Использование ИК-технологий как средства обучения предполагает организацию работы всех (или группы) учащихся на компьютерах под руководством учителя и, как правило, в кабинете информатики. Так, в организации проектной деятельности учащиеся могут получить значительный объем необходимой информации из Интернета, для чего они должны владеть умениями пользоваться различными электронными справочниками, энциклопедиями, программами и соответствующими поисковыми системами. Такая работа формирует коммуникативные компетенции учащихся, информационную и речевую культуру, активность, креативность, самостоятельность, критическое мышление и готовность к жизни в условиях информационного общества. На этом уровне ИК-технологии используются как интерактивное диалоговое взаимодействие учащихся с компьютером для достижения реальных целей коммуникации, в котором компьютер выступает партнером. Но в этом случае от учащихся уже требуется владение такими программами, как Excel, PowerPoint, Adobe PhotoShop, Publisher и др.

При таком подходе коммуникативные компетенции учащихся развиваются одновременно в направлениях интерактивного диалога с компьютером и диалога с другим учеником или учителем, что позволяет успешно развивать речевую культуру и решать целый ряд учебных задач.

Отмечая, что глобальная сеть Интернет создает широкие возможности для формирования культуры речи школьников, следует иметь в виду, что особую сложность для учителя представляют задачи разработки методики устранения сленга, жаргона, которые широко представлены в интернет-пространстве (как в устной, так и в письменной речи), и обращения культуры речи школьника к литературной норме. В то же время использование на уроках русского языка отдельных примеров из средств массовой информации (разговорных выражений, аудио- и видеореклам) представляет ценный материал для организации целенаправленной работы над речевыми и грамматическими ошибками. Именно поэтому для создания развивающей речевой среды, воспитания общечеловеческих ценностей, реализации практической направленности обучения в диалоге «учитель - школьник», достижения

доверия и уважения в их взаимном сотрудничестве мы стремимся использовать и на уроках, и во внеурочной деятельности по предмету различные ресурсы интернет-пространства.

В работе по развитию культуры речи мы широко используем традиционные формы и методы (лингвистический анализ текста, лексические разминки, различные виды миниатюрных диктантов, изложений, сочинений и др.) и относительно новые формы уроков (исследования, практикумы, конкурсы, тестирования и др.). На таких уроках развитие речевой культуры школьников организуем одновременно с формированием компонентов коммуникативной компетентности: понимания текста, определения его темы и основной мысли, формулирования своего высказывания, его аргументации и аргументации своего отношения к основной мысли текста, композиции устного и письменного высказывания, соблюдения последовательности и связности изложения, выбора языковых средств, достижения точности и выразительности речи, соблюдения норм литературного языка, грамотности и др.

Для упорядочения работы по развитию речи содержание, методики и последовательность реализации нами оформлен раздел «Формирование коммуникативных компетенций и речевой культуры школьников», который дополняет рабочие программы по изучению русского языка и литературы компонентами компьютерной грамотности. В раздел включены: знание основных терминов и их определения, практические навыки работы с компьютером (подготовка к работе, владение клавиатурой, владение текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами и т. д.); понимание некоторых технологических принципов работы компьютера и его роли в различных областях деятельности человека и др. Такое содержание реализуется в логической взаимосвязи тем: от общего знакомства с понятием «информация» до самостоятельной работы по поиску конкретной информации. Знания детей углубляются от класса к классу, последующие занятия проводятся на более сложном материале. Это позволяет формировать и развивать у учащихся навыки речевой грамотности и культуры речи как составных частей информационной культуры личности и при этом совершенствовать имеющиеся компетенции владения информационно-коммуникативными технологиями в интернет-пространстве.

Дополнение рабочих программ по отмеченным разделам выполнялось с учетом соблюдения основных дидактических принципов, сформулированных во ФГОС, и поэтому соответствует всем основным требованиям к такого рода документам. И помимо решения основных задач формирования навыков культуры речи и путей установления коммуникаций с различными субъектами открытого образовательного пространства позволяет формировать необходимые компетенции в соответствии с различными практическими образовательными потребностями и интересами обучающихся; развивает личностные качества школьников в проявлении самостоятельности и инициативности, в том числе в поиске информации, ее приобретении и переработки в реальной практической деятельности; обучает использовать для этих целей имеющиеся в распоряжении школьника технические устройства.

Это позволило добиться не только целостности содержания всех разделов, но и реализовать идею формирования речевой культуры и коммуникативной компетентности в единстве с формированием ИК-грамотности, соблюдая в этом процессе движение в познании от простого к сложному, обучать детей решению реальных практических задач в соответствии с их возрастом и интересами, обеспечивая преемственность и непрерывность этого процесса.

Освоение содержания ИК-грамотности в дополненных разделах программ нами синхронизируется с освоением содержания материала по учебному предмету. Такая синхронизация достигается действиями учителя в постановке соответствующих задач урока, в выборе путей их решения традиционными методами или с помощью компьютера и других технических средств. Как правило, основной дидактический прием, используемый при

выполнении задания, - сопровождение школьников учителем в движении от известного к неизвестному. Так, определив основные задачи по освоению конкретного содержания на данном уроке по русскому языку, учитель и обучающиеся выявляют необходимый объем знаний и умений для их выполнения, устанавливают в этом объеме как уже имеющиеся, так и те, которые также необходимы для выполнения данного задания, но которых пока нет. Выбирают пути их поиска, в том числе и с использованием ИК-технологий.

Использование таким образом ИК-технологий позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых и значительно повысить их самостоятельность в поиске необходимого материала, в том числе в сети Интернет, а также последовательно совершенствовать компетенции речевой культуры и владения техническими средствами передачи и получения информации. Большинство школьников, обучавшихся по усовершенствованным таким образом программам, самостоятельно и успешно справлялись с заданиями по подготовке сообщений, докладов, рефератов на различные темы учебной и социальной деятельности. А содержание подготовленных материалов пополнило электронный банк данных учителя, который затем легко использовался для сравнения и сопоставления индивидуального развития культуры речи и коммуникативных компетенций обучаемых.

Для обеспечения успешного освоения усовершенствованных программ мы используем систему условий, созданную в нашей школе в соответствии с требованиями ФГОС, которая предполагает взаимодействие с целым рядом наших социальных партнеров: МБУ «Центральная городская библиотека», МБУ «Центральная городская детская библиотека», Се-верский музыкальный театр, Северский театр для детей и юношества, МАУ «Городской дом культуры имени Н. Островского», МБУ ДО «Центр „Поиск"» г. Северска Томской области, МОО «Городской совет ветеранов» г. Северска Томской области, Томский государственный педагогический университет. Такое межведомственное взаимодействие, закрепленное соответствующими нормативными правовыми актами различных уровней субъектов открытого образовательного пространства, дополняет имеющиеся в школе материально-технические и информационно методические ресурсы.

Значительное внимание уделяется организации внеурочной деятельности школьников. Это позволяет обучать культуре речи и коммуникативной компетентности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. Многие школьники на добровольной основе участвуют в литературных кружках, филологической студии, занимаются поисковыми и научными исследованиями, применяют полученные компетенции в общественно полезной практике, что способствует развитию речи и коммуникативных навыков.

В заключение можно отметить, что реализация усовершенствованной программы позволяет заметно повысить уровень речевой культуры школьников и их коммуникативную компетентность. Данный вывод подтвержден полученными результатами диагностики по критериям: доля обучающихся успешно освоивших образовательную программу; успешность участия школьников в олимпиадах по русскому языку и литературе на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях; количество и качество докладов школьников на научно-практических конференциях; итоги ОГЭ и ЕГЭ и др.

Список литературы

1. Хуторской А . В . Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов // Политика в образовании . URL: /Mp://www. eidos . techno . ru/ news/compet/htm (дата обращения: 06 . 01.2018) . 2 . Кобякова В . Н . , Куровский В . Н . Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего образования // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2017 . Вып . 8 (182) . С . 91-99 . DOI: 10 . 23951/1609-624X-2017-8-91-99 .

3 . Днепров Э . Д . Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования

// Стандарты и мониторинг в образовании . 2002 . № 2 . С . 16-20 .

4 . Зеер Э . Ф . Психолого-дидактические конструкты качества профессионального образования // Образование и наука .

2002 . № 2 (14) .С . 56-61.

5 . Соловова Е . Н . Социокультурная компетенция учителя иностранного языка и пути ее формирования и контроля // ELT

News end Wiews . 2002 . № 4 . С . 17-24 .

6 . Акуленко В . Л . Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации //

Применение новых технологий в образовании: материалы XV Междунар . конф . Троицк, 29-30 июня . Троицк, 2004.

7 . Клюева Н . В . , Касаткина Ю . В . Учим детей общению . Ярославль: Академия развития, 2001.167 с .

8 . Алифанова Е . М . Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста .

Волгоград, 2001.

9 . Бурмакина В . Ф . , Зелман М . , Фалина И . Н . Большая семерка (Б7) . Информационно-коммуникационно-технологическая

компетентность: методическое руководство для подготовки к тестированию учителей . М . , 2007 . 196 с .

10 . Гусинский Э . Н . Этапы обретения компетентности // Развитие и оценка компетентности: тез. докл . конф . Москва, 1996 /

под ред . В . И . Белопольского, И . Н . Трофимовой . М . : Институт психологии РАН, 1996 . 236 с .

Куровский Василий Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Швабауэр Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: shvabauerOA@tspu.edu.ru

Зайцева Юлия Борисовна, студентка, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: john7@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 25.02.2019

DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-35-44

SCHOOL STUDENTS' COMMUNICATIVE COMPETENCES AND SPEECH CULTURE DEVELOPMENT

V N. Kurovskiy, O. A. Shvabauer, Yu. B. Zaytseva

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article considers the solving of one of the most urgent problems of Russian education modernization: the development of school students' speech culture as the basis for their mastering of communication competencies. The paper highlights the importance of its solving for the growth of the human's level of mental development and general culture. The article presents the authors view of the phenomena of communicative competency, speech culture, their interconnection and reciprocal influence. The author makes a point that the focused development of communicative competency and speech culture involves the selection of appropriate methods and aids of education, and that for communicative acts creation a set of algorithms can be used. He provides the analysis of the ways of the development of such phenomena at the general education school. Considers the special potentialities for the development of communicative competencies and speech culture in process of studying the Russian language and literature both in class and in extracurricular activities. The author offers an approach, according to which communicative competences and speech culture development is closely linked to the use of the latest technical devices and information and communication technologies in the open Internet space. These tools are divided into groups according to the complexity of their use: visualiza-

tion tools, lesson support tools, means of using computer programs in education, revising previously studied material, choosing a theme for creative work, monitoring knowledge, etc. The approach makes it possible to provide the efficient development of the students' communicative competencies in conducting an interactive dialogue with the computer, other student and the teacher. The paper presents a Russian language and literature teacher's generalized experience in students' speech culture development with the use of traditional and relatively new forms and methods.

Keywords: speech, school student's speech development, ICT, ICT-competency.

References

1. Khutorskoy A . V. Opredeleniye obshchepredmetnogo soderzhaniya i klyuchevykh kompetentsiy kak kharakteristika novogo podkhoda k konstruirovaniyu obrazovatel'nykh standartov [Definition of general subjects content and key competencies as a characteristics of a new approach to educational standards design] . Politika v obrazovanii (in Russian) . URL: http://www. eidos . techno . ru/news/compet/htm (accessed 6 January 2018) .

2 . Kobyakova V. N . , Kurovskiy V N . Issledovatel'skaya kompetentsiya obuchayushchikhsya kak komponent sovremennogo

soderzhaniya obshchego obrazovaniya [Schoolchildren's research competence as a component of the modern content of the general secondary education] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2017, vol . 8 (182), pp . 91-99 (in Russian) . DOI: 10 .23951/1609-624X-2017-8-91-99 .

3 . Dneprov E . D . Proyekt federal'nogo komponenta gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya

[Draft of the federal component of the state educational standard of general education] . Standarty i monitoring v obrazovanii -Standards and Monitoring in Education, 2002, no . 2, pp . 16-20 (in Russian) .

4 . Zeyer E . F. Psikhologo-didakticheskiye konstrukty kachestva professional'nogo obrazovaniya [Psychological and didactic con-

structs of the quality of professional education] . Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2002, no . 2 (14), pp . 56-61 (in Russian) .

5 . Solovova E . N . Sotsiokul'turnaya kompetentsiya uchitelya inostrannogo yazyka i puti eye formirovaniya i kontrolya [Socio-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cultural competence of the foreign language teacher and the ways of its development and control] . ELT News & Views, 2002, no . 4, pp . 17-24 (in Russian) .

6 . Akulenko V L . Formirovaniye IKT-kompetentnosti uchitelya-predmetnika v sisteme povysheniya kvalifikatsii [Development of

ICT-competence of subject teachers in the system of advanced training] . Primeneniye novykh tekhnologiy v obrazovanii: ma-terialy XV mezhdunar. konf. (Troitsk, 29-30 June 2004) [Application of new technologies in education: materials of the XV International conference (Troitsk, 29-30 June 2004)] Troitsk, 2004 (in Russian)

7 . Klyuyeva, N . V. , Kasatkina, Yu . V. Uchim detey obshcheniyu [Teach communication to children] . Yaroslavl, Akademiya razvitiya

Publ. , 2001.167 p . (in Russian) .

8 . Alifanova E . M . Formirovaniye kommunikativnoy kompetentsii detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. Dis. kand.

ped. nauk [Development of the communicative competence of children of the preschool and primary school age . Diss . cand . ped . sci . ] . Volgograd, 2001.164 p . (in Russian) .

9 . Burmakina V. F. , Zelman M . , Falina I. N . Bol'shayasemerka (B7). Informatsionno-kommunikatsionno-tekhnologicheskayakom-

petentnost': metodicheskoye rukovodstvo dlya podgotovki k testirovaniyu uchiteley [The Big Seven (B7) . Competence in information and communication technologies: methodological guide to preparation for teachers testing] . Moscow, 2007 . 196 p . (in Russian)

10 . Gusinskiy E . N . Etapy obreteniya kompetentnosti [Stages of acquiring competence] . Razvitiye i otsenka kompetentnosti: tez.

dokl. konf. [Development and assessment of competence: conference abstracts] . Ed . Belopol'skiy V. I. and Trofimova I. N . Moscow, Institute of Psychology of RAS Publ . , 1996 . 236 p . (in Russian) .

Kurovsky V. N., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Shvabauer O. A., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: shvabauerOA@tspu.edu.ru

Zaytseva Yu. B., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: ymnica_ula@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.