Научная статья на тему 'О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников'

О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
756
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ТЕКСТ / ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ДИСКУРС / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЖАНР / РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ / ПИСЬМО КАК ТИП ТЕКСТА / EPISTOLARY TEXT / EPISTOLARY DISCOURSE / COMMUNICATIVE COMPETENCE / VERBAL COMPETENCE / GENRE / SPEECH ETIQUETTE / LETTER A TYPE OF TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курьянович А. В.

Рассматриваются способы использования жанрового потенциала эпистолярных текстов на уроках русского языка и словесности в школе. Обосновывается значимость жанроориентированного подхода в методике преподавания русского языка, призванного оптимизировать процессы обучения основам национального речевого этикета, культуре выражения чувств и мыслей, формирования языкового вкуса и интуиции, речевого слуха, способности чувствовать русское слово, развития интеллекта, внимания, памяти, повышения общего уровня грамотности, в целом − совершенствования коммуникативной компетентности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEXTS EPISTOLARY IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS

This article discusses how to use the potential of the genre epistolary texts at Russian language lessons and language arts in school. It substantiates the importance of genre oriented approach in teaching methods of the Russian language, designed to optimize the processes of learning the basics of the national speech etiquette, culture, expression of feelings and thoughts, the formation of the language of taste and intuition, speech hearing, the ability to feel the Russian word, development of intelligence, attention, memory, improving overall literacy in general – to improve the communicative competence of pupils.

Текст научной работы на тему «О роли эпистолярных текстов в развитии коммуникативной компетентности школьников»

ВОСПИТАНИЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 81.38/42

А. В. Курьянович

О РОЛИ ЭПИСТОЛЯРНЫХ ТЕКСТОВ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматриваются способы использования жанрового потенциала эпистолярных текстов на уроках русского языка и словесности в школе. Обосновывается значимость жанроориентированного подхода в методике преподавания русского языка, призванного оптимизировать процессы обучения основам национального речевого этикета, культуре выражения чувств и мыслей, формирования языкового вкуса и интуиции, речевого слуха, способности чувствовать русское слово, развития интеллекта, внимания, памяти, повышения общего уровня грамотности, в целом - совершенствования коммуникативной компетентности учащихся.

Ключевые слова: эпистолярный текст, эпистолярный дискурс, коммуникативная компетентность, речевая компетентность, жанр, речевой этикет, письмо как тип текста.

Пиши такие письма, которые ты хотел бы получать

Античный афоризм

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее

А. П. Чехов

Обучение школьников русскому языку в связи с необходимостью повышения общей культурной и ее составляющей - коммуникативной компетентности, а также с учетом жанровых предпочтений в выборе дидактического материала видится сегодня целесообразным и эффективным: «Коммуникация, которую структурируют жанры, есть важнейшая часть культуры, и жанры - ее формы - также обусловлены субъектом, культурно опосредованным ценностным взглядом на мир, как и культура в целом» [1, с. 6]. Жанр в данном случае выступает как единица «коммуникативной схемы выражения этнокультурного сознания», «модель ценностносмысловой репрезентации мира» (Н. Ф. Алефиренко).

Вовлечение в школьную практику преподавания русского языка, наряду с текстами учебнонаучными, литературно-критическими и художественными, текстов эпистолярных является сегодня, по нашему мнению, весьма актуальным и эффективным способом совершенствования компетентности языковой личности школьника на разных ее уровнях - культурном, коммуникативном, речевом.

Эпистолярный текст (далее - ЭТ) рассматривается как концептуально, информативно и прагматически значимое речевое произведение, посредством которого осуществляется письменный контакт между адресантом и адресатом в ситуации невозможного непосредственного личного общения, отличающееся наличием обязательных структурно-композиционных элементов. Преобладающей разновидностью ЭТ можно назвать письма (см. работы А. А. Акишиной, Н. И. Белуновой, Н. Ю. Бусоргиной, Н. В. Глухих, Н. А. Ковалевой, Л. В. Нижнико-

вой, Е. В. Поляковой, Н. В. Силаевой и др.). «Сравнивая переписку прошлых лет и электронные послания ХХ1 в., исследователи пытаются определить место эпистолярного жанра в современном обществе, опровергнуть либо подтвердить факт его существования» [2, с. 229].

Эпистолярий выступает единицей дискурсивно-культурного сознания, отличающейся не только совокупностью тематических, композиционных и стилистических особенностей (согласно жанровой концепции М. М. Бахтина), но и целым комплексом культурно значимых особенностей. Письма являют собой тот «конвенциональный контекст» (Н. А. Ковалева), который в полной мере характеризует не только коммуникативные, когнитивные, лингвистические, но и социокультурные способности участников данной сферы коммуникации. С точки зрения методического подхода, ЭТ видятся ценным источником дидактического материала, обладающими, помимо этого, самостоятельной значимостью в информативном, функционально-прагматическом, когнитивном, лингвокультурологическом, речевом отношении. Будучи оригинальным и интересным объектом исследования для разных наук, эпистолярий имеет непреходящее значение для методики преподавания русского языка и словесности, поскольку иллюстрирует многие положения теории коммуникации, жанроведения, педагогической риторики, культуры речи и других областей лингвистического знания.

Использование текстов данного типа на уроках в школе может способствовать решению ряда задач: образовательных (в плане расширения сведений о жанрово-стилевой системе русского языка, знакомства с различными видами писем как типов текста, совершенствования навыка написания и редактирования писем разной стилевой и жанровой принадлежности и пр.); воспитательных (с точки зрения формирования уважения к родному языку, воспитания языковой личности и пр.); развивающих (совершенствование коммуникативных способностей учащихся, развитие их творческих навыков, общей эрудиции, креативного мышления, познавательной активности и пр.).

Закономерности организации эпистолярия на всех его уровнях таковы, что позволяют школьникам в процессе работы с письмами разных типов и жанрово-стилевой модификации уже с младшего возраста осознавать важность переписки между людьми как разновидности вербального общения, выраженной в свободной письменно-речевой форме. Эпистолярий создает установку на эффективный межличностный диалог, поскольку перечень эпистолярных средств (формальных, содержательных, речевых, жанровых) позволяет адекватным и оптимальным образом выстроить коммуникативную стратегию автора, реализовать цели общения, вызвать адресата на диалог. Искусство написания, например, дружеского письма индивидуально и связано с умением достигнуть сокровенности в письменном общении. Неофициальные частные письма - слишком деликатная сфера, которая требует самого уважительного и чуткого отношения к адресату. Это умение становится особенно актуальным в современном коммуникативном пространстве, где большое место отводится средствам электронного диалога. «Классические» письма - одна из областей творчества, позволяющих заглянуть в духовный мир человека.

Стоит отметить, что эпистолярий остается сегодня недостаточно востребованным в школьной практике преподавания уроков и факультативов по русскому языку и словесности. Не-представленность ЭТ на занятиях по русскому языку во многом объясняется их слабой изученностью в лингвистическом и стилистическом отношении. Методических разработок по данному вопросу мало. В основном в них даются рекомендации, касающиеся композиционного структурирования писем [3, 5], этикетно-речевой стороны общения [4] или вопросов, связанных с изучением истории зарождения письма как типа текста [6].

Из всего многообразия школьной учебной литературы только пособие по русскому языку для 5-го класса под редакцией М. М. Разумовской (2010) содержит упоминание о письме в

связи с изучением темы «Обращение». Задания посвящены подбору обращений, подходящих для определенной речевой ситуации и использованию соответствующих «слов вежливости» [7].

Действительно, письма (особенно художественные варианты реализации модели «классического» эпистолярного текста) являются образцовым материалом для обучения правилам речевого этикета и культуре речевого общения в целом. Можно наметить и другие перспективные направления использования ЭТ в школе: например, в качестве дидактического материала для отработки некоторых теоретических вопросов речеведения. Уже в начальных классах эпистолярий может привлекаться в целях формирования у школьников представления о письменной речи и ее специфике в сопоставлении с устной речью.

В 5-6-х классах теоретические знания учащихся по отдельным вопросам речеведения расширяются. Школьники овладевают понятиями «речевая ситуация» и «монологический/диалогический типы речи». В связи с этим письма оказываются прекрасным иллюстративным материалом. Начать можно с выявления значений таких слов, как письмо, переписка, беседа.

В 7-м классе учащиеся знакомятся с понятием «жанр». Эпистолярная речь чрезвычайно богата в жанровом отношении: только императивных речевых жанров можно выделить немало: требование, приказ, совет, рекомендация, просьба, пожелание, мольба и пр. Эти сведения, кстати, можно использовать при изучении синтаксиса простого предложения, например, - побудительного как одной из разновидностей предложений по цели высказывания (5 класс). ЭТ можно использовать на занятиях, посвященных знакомству с текстом (5 класс), в частности, для демонстрации главной особенности строения текста - его тема-рематиче-ской организации. К эпистолярию можно обращаться при изучении функционально-прагматических свойств слова в разных типах речи (6 класс).

Письма можно использовать как на уроках (в качестве дидактического материала при изучении отдельных тем), так и на факультативных занятиях и спецкурсах по русскому языку (с усилением внимания к их самостоятельной значимости как особой разновидности текстов, с привлечением теоретических сведений об их жанровых особенностях и типологической характеристике). Опыт проведения уроков и факультативных занятий по русскому языку с привлечением эпистолярного материала, как показывает анализ интернет-ресурсов, уже имеется [10-13]. Основной пафос занятий с использованием эпистолярия очень точно передают слова педагога, обращенные к школьникам, которые приводятся на одной из интернет-страничек: «Безусловно, достижения научно-технического прогресса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Порой действительно легче позвонить другу или послать SMS и сообщить о каком-то важном событии в твоей жизни, чем написать письмо об этом. И все-таки... Кто не любит получать письма? Так может быть, современный человек напрасно пытается вычеркнуть из своей жизни эту важную сферу общения - общения в письмах? Ведь письмо может открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим непростым искусством - писать письма» [10].

В числе возможных форм работы с ЭТ на занятиях по русскому языку в школе можно назвать:

1) составление словаря, куда бы входили общеупотребляемые дефиниции тематической группы «Эпистолярий»: адресат, адресант, эпистолярное клише, P.S. (постскриптум (лат.), после написанного) Vale (будь здоров, прощай! (лат.)) и пр.;

2) написание творческих работ в формате письма на различные темы, например: «Письмо другу», «Письмо своему любимому литературному персонажу», «Письмо ветерану», «Письмо Деду Морозу» и пр.;

3) разработку памяток, содержащих рекомендации по составлению писем различной жанрово-стилевой направленности;

4) составление вопросников, формирующих и совершенствующих навык редактирования и анализа как «чужих», так и «своих» писем. Перечень вопросов может включать, к примеру, следующие: Заинтересовало ли вас данное письмо? Почему? Что можно сказать о его авторе? Придерживается ли он традиционной композиции? Какие темы, проблемы поднимаются в письме? Для кого они актуальны? Что вы можете сказать по поводу авторской стилистики? Используются ли какие-либо художественные приемы? Интересно было бы вам встретиться с автором письма? и пр.;

5) работу по карточкам-информаторам, содержащим задания как теоретической, так и практической направленности (например, нацеленных на отработку речевой модели писем, их композиционной структуры, соответствия жанровому канону и пр.);

6) оформление стенда «Традиции эпистолярного жанра», изготовление стилизованного почтового ящика, куда учащиеся могли бы опускать написанные творческие работы;

7) проведение различных тематических игр и конкурсов: «Колеса истории» (об этапах развития эпистолярного жанра), «Конкурса эрудитов» (угадывание автора и адресата литературных писем), ассоциативного кроссворда «Я к Вам пишу...», блиц-турнира «Скажи!», экспресс-конференции и пр.

Особое место, по нашему мнению, должно отводиться эпистолярию как уникальному материалу, привлекаемому для работы над совершенствованием основ письменной коммуникации у школьников. Этот процесс включает два этапа: 1) анализ «чужих» текстов как особой формы письменной коммуникации и 2) изложение собственных мыслей в эпистолярной форме. Заметим, что наиболее эффективным является обучение не по отдельным образцам, а в рамках идиосистемы, эпистолярного наследия, текстов, принадлежащих одному автору. Поэтому основной формой работы здесь может стать наблюдение над письмами известных писателей, художников, композиторов и др.

Так, нами, например, рассматривался эпистолярный дискурс М. И. Цветаевой с точки зрения использованных автором лингвистических средств для выражения определенных коммуникативных целей [8]. Письма М. И. Цветаевой к разным адресатам (свыше 1000 текстов) демонстрируют яркость таланта, неординарность личности поэта, а также своеобразие его писем (образный потенциал слов, емкость, значимость каждого слова, редуцированность, спонтанность речи, логическую свернутость высказывания), открывающее новые возможности в сфере обучения для учителя. «Лучшее в мире после стихов, это — лирическая проза», - пишет сама М. Цветаева [9, т. 6, с. 384].

В письменном типе общения отсутствуют «вспомогательные» невербальные средства (жесты, мимика и пр.). Работа с «чужим» ЭТ в первую очередь предусматривает выявление так называемых «сигналов для читателя», необходимых для понимания текста. Эти сигналы присутствуют на всех уровнях текста: композиционном, графическом, лингвистическом. Например, значимым графическим элементом в постижении смыслов цветаевских писем является тире: «Умоляю этого письма... не показывать никому. Не надо. — Только Вам» («разъединительное тире») [9, т. 7, с. 242]; «...мне важны факты, я хочу воскресить весь этот мир — чтобы они не даром жили — и чтобы я не даром жила» («соединительное тире») [там же, с. 241].

Творческие задания по созданию учащимися собственных ЭТ активизируют внутреннюю речь, стимулируют речевое творчество. Это обусловлено богатейшими возможностями писем: вариативностью адресации, выбора жанра; вовлечения учащихся в ролевые игры; многообразие тем; возможность самовыражения через слово и т. д. Работа с письмами на уроках русского языка формирует такой необходимый в современных условиях «дар письменной речи» [9, т. 7, с. 452].

Развитию эпистолярных способностей учащихся призваны содействовать разного рода конкурсы. Таков, например, Всероссийский конкурс «Лучший урок письма», учрежденный ФГУП «Почта России» и ЗАО «Издательский дом «Учительская газета». Конкурс ориентирован как на педагогов-разработчиков оригинальных методик использования эпистолярия в школьной практике преподавания русского языка, так и на самих учащихся. Конкурс проводится по номинациям: «Письмо моей семье», «Письмо Президенту», «Письмо другу. Однажды со мной случилось...», «Письмо моему учителю», «Хочу рассказать тебе о своем родном крае», «Год молодежи. Что я делаю для страны?», «Мой любимый вид спорта», «Лучшая методическая разработка проведения «Урока письма» (подробнее [13]).

В связи с тем, что период с 2003 по 2012 г. объявлен ООН десятилетием грамотности, чрезвычайно актуальным является проведение конкурсов эпистолярного жанра в международном масштабе, способствующих, по мысли их организаторов, повышению образовательного уровня детей и подростков во всем мире, развитию их творческих способностей, формированию представления о способах выражения своих мыслей посредством эпистолярного слова, а также укреплению дружественных связей между странами. Широко известен в нашей стране Международный молодежный конкурс сочинений эпистолярного жанра, организованный Всемирным почтовым союзом (Швейцария) и ЮНЕСКО и официально проводимый с 1971 г. Тематика конкурсных эпистолярных сочинений разнообразна: «Напиши кому-нибудь письмо и расскажи, почему мир нуждается в терпимости» (2008 г.), «Напиши кому-нибудь письмо и объясни, как достойные условия труда могут привести к улучшению жизни» (2009 г.), «Напиши кому-нибудь письмо и расскажи, почему важно говорить о СПИДе и защищать от него друг друга» (2010 г.) (подробнее [13]).

Таким образом, эпистолярий, обладая безусловной теоретической и практической значимостью [14], может быть эффективно использован в практике школьного преподавания русского языка.

Список литературы

1. Дементьев В. В. Аспекты проблемы «жанр и культура» / Жанры речи: сборник научных статей. Саратов: Наука, 2007. Вып. 5. Жанр и культура. С. 5-21.

2. Чеснокова И. А. Письмо-исповедь в рамках виртуального дискурса // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 1 (116). С. 229-231.

3. Акишина А. А. Письмо как один из видов текста // Русский язык за рубежом. 1982. № 2, 4.

4. Акишина А. А., Формановская Н. И. Этикет русского письма. М.: КомКнига, 2007. 208 с.

5. Костриков П. М. Как учить школьников писать письма // Русский язык в школе. 1965. № 6.

6. Осипов Б. И. Учителю об истории русского письма: учебное пособие. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 1999. 124 с.

7. Русский язык. 5 класс: учебник / под ред. М. М. Разумовской / авт.-сост. Капинос В. И., Львова С. И. Разумовская М. М. М.:

Дрофа, 2010. 288 с.

8. Курьянович А. В. Коммуникативные аспекты слова в эпистолярном дискурсе М.И. Цветаевой: автореф. дис. ... канд. фи-лол. наук. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2001. 25 с.

9. Цветаева М. И. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 6: Письма. 800 с. Т. 7: Письма. 848 с. М.: Эллис Лак, 1995.

10. URL: http://festival.1september.ru/articles/416255/

11. URL: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200800504

12. URL: http://rcentr.tgl.ru/donkina.shtm

13. URL: http://www.russianpost.ru

14. Курьянович А. В. «Фигура умолчания» в системе функциональной стилистики: к вопросу определения стилистического статуса эпистолярия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 6 (96). С. 84-88.

Курьянович А. В., кандидат филологических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: kurjanovich.anna@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 06.02.2013. A. V. Kuryanovich

THE ROLE OF TEXTS EPISTOLARY IN THE DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PUPILS

This article discusses how to use the potential of the genre epistolary texts at Russian language lessons and language arts in school. It substantiates the importance of genre oriented approach in teaching methods of the Russian language, designed to optimize the processes of learning the basics of the national speech etiquette, culture, expression of feelings and thoughts, the formation of the language of taste and intuition, speech hearing, the ability to feel the Russian word, development of intelligence, attention, memory, improving overall literacy in general - to improve the communicative competence of pupils.

Key words: epistolary text, epistolary discourse, communicative competence, verbal competence, genre, speech etiquette, letter a type of text.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: kurjanovich.anna@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.