Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: характеристика и пути повышения'

Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: характеристика и пути повышения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
25
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
органы внутренних дел / сотрудники / коммуникативная компетентность / социально-коммуникативная компетентность / коммуникативные компетенции / коммуникация / психологическая подготовка / общение / эффективность / internal affairs bodies / employees / communicative competence / social and communicative competence / communicative competence / communication / psychological preparation / communication / efficiency

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Буковцова Т.Н.

Сотрудники ОВД находятся во взаимоотношениях с представителями различных групп населения, независимо от их пола и возраста. Они не только разрешают конфликтные ситуации, но и постоянно ищут методы и пути для того, чтобы устранить условия обострения социальной напряженности, предотвращения противоправных действий людей. Они разрабатывают и осуществляют специальные профилактические меры, занимаются нравственно-правовым воспитанием, укрепляют правосознание граждан и т.д. Все это требует наличия разнообразных коммуникативных навыков и умений, позволяющих решать профессиональные задачи на достаточно высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Буковцова Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of employees of internal affairs bodies: characteristics and ways to improve

Police officers are in relationships with representatives of various groups of the population, regardless of their gender and age. They not only resolve conflict situations, but also constantly look for methods and ways to eliminate the conditions of aggravated social tension and prevent illegal actions of people. They develop and implement special preventive measures, engage in moral and legal education, strengthen the legal consciousness of citizens, etc. All this requires a variety of communication skills and abilities that allow solving professional problems at a fairly high level.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: характеристика и пути повышения»

Буковцова Т.Н.

Аспирант кафедры социологии и управления, Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова.

Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: характеристика и пути повышения*

Аннотация. Сотрудники ОВД находятся во взаимоотношениях с представителями различных групп населения, независимо от их пола и возраста. Они не только разрешают конфликтные ситуации, но и постоянно ищут методы и пути для того, чтобы устранить условия обострения социальной напряженности, предотвращения противоправных действий людей. Они разрабатывают и осуществляют специальные профилактические меры, занимаются нравственно-правовым воспитанием, укрепляют правосознание граждан и т.д. Все это требует наличия разнообразных коммуникативных навыков и умений, позволяющих решать профессиональные задачи на достаточно высоком уровне.

Ключевые слова: органы внутренних дел, сотрудники, коммуникативная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, коммуникативные компетенции, коммуникация, психологическая подготовка, общение, эффективность.

Bukovtsova T.N.

Postgraduate Student of Department of Sociology and Management Belgorod State Technological

University.

Communicative competence of employees of internal affairs bodies: characteristics and ways to improve

Abstract. Police officers are in relationships with representatives of various groups of the population, regardless of their gender and age. They not only resolve conflict situations, but also constantly look for methods and ways to eliminate the conditions of aggravated social tension and prevent illegal actions of people. They develop and implement special preventive measures, engage in moral and legal education, strengthen the legal consciousness of citizens, etc. All this requires a variety of communication skills and abilities that allow solving professional problems at a fairly high level.

Key words: internal affairs bodies, employees, communicative competence, social and communicative competence, communicative competence, communication, psychological preparation, communication, efficiency.

* © Буковцова Т.Н., 2023.

Коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел: характе-ристика и пути повышения

Коммуникативная компетентность является одной из основных характеристик социальной компетентности и подготовки специалистов по типу «человек - человек». Она является синтезом аутопсихологической, социально-перцептивной, психолого-педагогической, рефлексивной компетенций и соответствующих им умений. При высоком уровне развития коммуникативной компетентности появляется возможность эффективного взаимодействия в команде специалистов для достижения обозначенных целей. Формирование коммуникативных компетенций осуществляется посредством моделирования коммуникативных ситуаций и проведения развивающих тренингов, способствующих развитию самоэффективности, социальной и личностной активности.

Мы согласны с утверждением А.В. Карпова о том, что коммуникативная компетентность - это, прежде всего, способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В ее содержание входит совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание и результативность коммуникативного процесса1. Коммуникативная компетентность актуализируется с учетом конкретных социальных условий коммуникации. Она является составным компонентом социального статуса2.

В этой связи важно знать и учитывать коммуникативные особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД)3.

1 Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. С. 114.

2 Вышегуров Х.М. Интегральный социальный тип и оптимизация социально-коммуникативных процессов в правоохранительной организации // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 6. С. 200-204.

3 Головин Ю.А., Дан-Чин-Ю Е.Ю. Ин-

Во-первых, эти особенности выражаются, прежде всего, в широте и многогранности коммуникаций. Для деятельности сотрудников ОВД (практически всех без исключения), безотносительно к их служебному положению и в отличие от многих других видов профессиональной деятельности, характерно то, что они постоянно встречаются с различными группами населения по самым разным поводам (обменивают и выдают паспорта, водительские удостоверения, проводят прием, рассматривают жалобы и заявления граждан, разбирают нарушения общественного порядка и т.д.).

Во-вторых, если «обычный» гражданин, будучи на работе, как правило, вступает в контакт только с представителями своего трудового коллектива, то коммуникация участкового уполномоченного, скажем, не имеет таких четких границ. Сотруднику необходимо быть в курсе деятельности в самых различных отраслях. он находится практически в безграничном пространстве общения -представители всех общественных слоев, самых разных профессиональных и возрастных групп и различных социальных статусов.

В-третьих, с психологической точки зрения деятельность сотрудника оВД должна характеризоваться предельной гибкостью, нестандартностью, креативностью. Для этого требуются особые, универсальные знания, умения и навыки по социальной психологии. Имеется необходимость в основательной психологической подготовке в сфере коммуникаций. Важно владеть также хорошо развитыми механизмами защи-

формационно-коммуникационные технологии во взаимодействии органов власти и общественных организаций // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. № 1 (29). С. 22-31; Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 120-123.

ты «Я-личности», чтобы не поддаться синдрому «эмоционального сгорания».

В-четвертых, в обязанности сотрудников почти всех подразделений ОВД вменено участие в решении вопросов воспитания граждан, а в некоторых случаях - их исправление и перевоспитание. Каждый сотрудник (уголовного розыска, следствия, патрульно-постовой службы и т.д.) является для граждан не только представителем государства, но и педагогом-психологом. Его долг - заниматься повышением правовой культуры граждан и формированием их правопослушного поведения - как подростков, так и лиц почтенного возраста.

В-пятых, в литературе отмечается еще одна важная особенность деятельности полиции в сфере коммуникации: «Сотруднику ОВД нередко приходится сталкиваться и проникать в самые интимные глубины духовной жизни граждан. Поэтому действия сотрудника всегда должны быть уважительны по отношению к другому человеку, справедливы и понятны самым широким массам трудящихся»4.

В-шестых, общение и деятельность сотрудников ОВД характеризует и то, что они зачастую вынуждены иметь дело с особой категорией «ненормальных» людей, нарушивших закон. Постоянные негативные контакты с правонарушителями и преступниками, разного рода девиантами оказывают значительное психотравмирующее воздействие на самочувствие сотрудников. Жизнь сталкивает их со многими явлениями антиобщественного порядка, они постоянно находятся под влияни-

4 Передня Д.Г., Амирова Е.Р. Коммуникативные аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 207-211; Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 120-123.

ем отрицательной информационной и эмоциональной среды, что приводит к значительным психологическим перегрузкам.

Коммуникативная компетентность характеризуется несколькими структурными компонентами - когнитивными, регулятивными, рефлексивно-статусными, нормативными и др. Когнитивный компонент, в свою очередь, характеризуется высоким уровнем профессиональной эрудиции, знанием применяемых коммуникативных стратегий, методов психологического воздействия, правил и приемов риторики, рефлексивного слушания, дискуссии, полемики и пр.; регулятивный компонент - умением вести диалог, внушать, убеждать, варьировать тактику коммуникаций, защищаться от психологических уловок и манипуляций, владеть инициативой в любых актах коммуникативного взаимодействия; рефлексивно-статусный компонент - привлекательным имиджем, осознанием своего статуса, ресурсов и возможностей, высоким уровнем рефлексивной культуры, что позволяет адекватно и гибко реагировать на меняющиеся коммуникативные ситуации; нормативный компонент - следованием морально-этическим, корпоративным нормам общения и поведения.

Судя по результатам многочисленных исследований, имеется комплекс личностных качеств, способствующих эффективности социального взаи-модействия5. В число этих качеств входят: а) организованность; б) уверенность; в) независимость; г) скром-

5 Титова О.И. Готовность сотрудников полиции к коммуникации в контексте формирования профессиональных компетенций на этапе обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2021. № 1. С. 69-74; Чапрак А.А. Инструментарий по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у курсантов вуза МВД России // Экономика и социум. 2014. № 1. С. 1-12.

ность; д) установка на сотрудничество;

е) готовность к помощи; ж) сочувствие; з) обязательность; и) владение техникой общения; к) чуткость; л) отзывчивость; м) заботливость; н) справедливость; о) искренность в общении; п) активность в совместной работе; р) общительность; с) последовательность; т) тактичность. Возникающие затруднения в социальном взаимодействии связываются уже с иным комплексом качеств, включающим: а) скептицизм; б) застенчивость; в) покорность; г) сверхконформность; д) переоценку своих возможностей; е) агрессивность;

ж) стремление к доминированию;

з) самодовольство; и) обособленность; к) вспыльчивость; л) обидчивость; м) недоверчивость; н) подозрительность; о) робость; п) грубость; р) снисходительность; с) замкнутость; т) скрытность.

К числу важных показателей коммуникативной компетентности сотрудников ОВД относится, несомненно, «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими». Это - интегральный показатель, соединяющий в себе коммуникативные знания, умения и навыки. Формирование способности к установлению и поддержанию контактов - непростая задача, если принять во внимание то, что составляет категорию окружающих. Это и руководители, и сотрудники подразделений ОВД, рядовые граждане и представители различных администраций, лица с девиантным поведением и преступники.

Широта и многогранность коммуникации общих отношений сотрудников ОВД наводят на то, чтобы выделить показатель «владение методами коммуникативного воздействия», включая убеждение, внушение, психологическое заражение и другие.

Коммуникативное взаимодействие

осуществляется в различных формах - вербальной и невербальной. Важное значение приобретает в этой связи владение сотрудниками ОВД различными формами вербальной (диалог, дискуссия, переговоры и др.) и невербальной (оптико-кинетической, паралингвисти-ческой, проксимической , визуальной)6, а также способность к правильной интерпретации невербальных языковых сегментов7.

Следует выделить также такой значимый феномен и, соответственно, показатель коммуникативной компетентности, как способность к эффективной самопрезентации, т.е. к адекватному представлению самого себя и собственной организации социальному окружению. Выделяют: тактическую самопрезентацию, связанную с достижением; фасадную самопрезентацию, приближающуюся к «идеальному» автопортрету; подлинную самопрезентацию, приобретающую чуть ли ни исповедальный характер8.

Таким образом, в качестве показателей социально-коммуникативной компетентности сотрудников оВД можно предложить:

- способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими;

- владение методами коммуника-

6 Антошкин В.Н., Вышегуров Х.М., Ма-малимов Р.Р. Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 117-124; Передня Д.Г., Амирова Е.Р. Коммуникативные аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 207-211.

7 Данакин Н.С., Конев И.В., Коротиц-кая М.В. Коммуникативная технология. Монография. Белгород: Белгородское областное издательство, 2007.

8 Данакин Н.С., Конев И.В., Коротиц-кая М.В. Коммуникативная технология. Монография. Белгород: Белгородское областное издательство, 2007. С. 53-54.

тивного воздействия;

- правильная интерпретация различных проявлений невербальной коммуникации;

- способность к эффективной самопрезентации.

Коммуникативные отношения сотрудников ОВД могут распространяться на представителей различных этических и конфессионных групп, мигрантов и иностранцев, и важное значение имеет, соответственно, их социокультурная компетентность, которая выражается в развитии способностей к межличностному и межкультурному общению, основанному на знаниях о национально-культурной специфике другой страны, а также в умении осуществлять презентацию собственной страны, своей культуры в процессе иноязычного культурного обмена. Социокультурная компетенция описывается через предметную сферу знаний, включающую:

- культурные особенности носителей языка, их привычки, традиции, социальные условности и ритуалы;

- нормы поведения и коммуникативного этикета, в том числе способы контакта - вербальные и невербальные;

- социальную систему страны изучаемого языка;

- социокультурный портрет страны изучаемого языка: основные вехи ее истории, культурное наследие.

В описание социокультурной компетенции входит также социокультурное поведение, включая навыки вербального и невербального контакта. Невербальное поведение осуществляется посредством языка телодвижений - (рукопожатия, объятия и т.п.); ритуалов посещений, визитов (подарки, комплименты и т.п.); ритуалов, регулирующих принятие пищи и напитков.

Социокультурная компетентность

может быть выражена в следующих показателях:

- в знании социокультурных особенностей этноса, конфессии или страны, представляемой гражданами, вступающими в непосредственный контакт с сотрудниками ОВД;

- в знании норм поведения и коммуникативного этикета, сложившихся в иной культуре;

- в правильной интерпретации форм и средств невербальной коммуникации, демонстрируемых представителями иной культуры;

- в способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с представителями иных культур;

- в умении предупреждать и снижать напряженность, возникающую в отношениях между представителями различных культур;

- в готовности к межкультурному обмену.

Следует отметить, что одним из значимых препятствий в развитии взаимодействия сотрудников ОВД на международном уровне, оперативного обмена информацией становится языковой барьер. В этой связи важной «составляющей» социально-профессиональной подготовки сотрудников ОВД становится формирование и повышение лингвистической компетентности. Современные требования к подготовке компетентных кадров требуют от высших учебных заведений МВД России построения системы повышения иноязычной подготовки, при которой освоение иностранного языка как средство профессионально-делового и межкультурного обмена может быть отнесено к обязательным компонентам профессиональной компетенции. Освоение лингвистической культуры позволяет выпускникам поднять-

ся на другой качественный уровень профессионального и служебного роста9. Такие явления современности, как интернационализация правовых норм, борьба с экстремизмом и терроризмом, иными проявлениями международной преступности обусловливают необходимость совместных и согласованных действий представителей полиции и других правоохранительных органов из разных стран. Это невозможно при условии, если сотрудники ОВД не владеют иностранным языком в сфере профессиональной деятельности, не имеют соответствующих социокультурных знаний. Владеть иностранным языком значит иметь будущему офицеру МВД возможность для ознакомления с иностранным опытом работы в сфере правоохранительной деятельности, освоения достижений юриспруденции в других странах, открытия пути к самосовершенствованию, расширению возможности своего профессионального роста. иностранный язык - это эффективное средство формирования личности специалиста как носителя культуры своей страны, образца терпимого, толерантного отношения к иным народам, примера профессионала-исследователя в контексте мировых достижений.

Таким образом, что значимым компонентом образовательной подготовки в вузах МВД должно быть обучение иностранному языку как средству коммуникации при решении профессиональных и социальных вопросов, освоение культуры новой профессиональной роли, представляющей уровень готовности выпускника вуза

9 Кравчук Л.С. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональных компетенций полицейского // Язык и мир изучаемого языка. 2011. № 2. С 160-166.

к осуществлению активной профессиональной коммуникации на международном уровне. Для этих целей на базе вузов МВД создаются группы с углубленным изучением иностранного языка, разрабатываются концепции инновационных подходов к организации и проведению занятий10.

Углубленное изучение иностранных языков позволяет адаптироваться к профессиональной иноязычной обстановке, правильно реагировать на возникающие ситуации в профессиональной сфере и содействовать эффективному самообразованию. Данные занятия нацелены на развитие лингвистических умений: получение, организация, обработка информации и идей, строгое следование им при общении; умение идентификации и исследования проблемы, обобщения;, эффективное решение задач, связанных с профессиональным речевым общением11.

Процесс формирования будущих профессиональных качеств выпускников вузов МВД России предъявляет к преподавателям иностранных языков новые требования. Возможность удовлетворения этих требований состоит в использовании актуальных аутентичных учебных материалов, чтобы добиться максимального приближения учебного процесса к реальности. Современная концепция понимания языка, определяющая язык как поведение, процесс, действие, требует развития компетенции действия в языковом обучении будущих сотрудников органов внутренних дел.

10 Кравчук Л.С. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональных компетенций полицейского // язык и мир изучаемого языка. 2011. № 2. С 160-166.

11 Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 120-123.

References

[1] Antoshkin V.N., Vyshegurov Kh.M., Mamal-imov R.R. Communicative interaction of law enforcement agencies with the population // Social and humanitarian knowledge. 2019. № 10. P. 117-124.

[2] Vyshegurov Kh.M. Integral social type and opti-

mization of social and communicative processes in a law enforcement organization // Social and humanitarian knowledge. 2022. № 6. P. 200-204.

[3] Golovin Yu.A., Dan-Chin-Yu E.Yu. Information and communication technologies in the interaction of authorities and public organizations // Social and humanitarian knowledge. 2022. Vol. 8. № 1 (29). pp. 22-31.

[4] Danakin N.S., Konev I.V., Korotitskaya M.V. Communication technology. Monograph. Belgorod: Belgorod regional publishing house, 2007. 170 p.

[5] Karpov A.V. Psychology of management. M.: Gardariki, 1999. 584 p.

[6] Kravchuk L.S. Foreign language as a tool for developing professional competencies of a police officer // Language and the world of the language being studied. 2011. № 2. P. 160-166.

[7] Perednya D.G., Amirova E.R. Communicative aspects of management culture in the internal affairs bodies of Russia // Social and humanitarian knowledge. 2020. № 1. P. 207-211.

[8] Titova O.I. The readiness of police officers to communicate in the context of developing professional competencies at the stage of studying at a university // Higher education today. 2021. № 1. P. 69-74.

[9] Chanysheva G. On communicative competence // Higher education in Russia. 2005. № 2. P. 120-123.

[10] Chaprak A.A. Toolkit for developing social and communicative skills among cadets of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Economy and Society. 2014. № 1. P. 1-12.

Список литературы

[1] Антошкин В.Н., Вышегуров Х.М., Мамали-мов Р.Р. Коммуникативное взаимодействие правоохранительных органов с населением // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 10. С. 117-124.

[2] Вышегуров Х.М. Интегральный социальный тип и оптимизация социально-коммуникативных процессов в правоохранительной организации // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 6. С. 200-204.

[3] Головин Ю.А., Дан-Чин-Ю Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии во взаимодействии органов власти и общественных организаций // Социальные и гуманитарные знания. 2022. Т. 8. № 1 (29). С. 22-31.

[4] Данакин Н.С., Конев И.В., Коротицкая М.В.

Коммуникативная технология. Монография. Белгород: Белгородское областное издательство, 2007. 170 с.

[5] Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарики, 1999. 584 с.

[6] Кравчук Л.С. Иностранный язык как инструмент формирования профессиональных компетенций полицейского // Язык и мир изучаемого языка. 2011. № 2. С 160-166.

[7] Передня Д.Г., Амирова Е.Р. Коммуникативные

аспекты управленческой культуры в органах внутренних дел России // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 1. С. 207-211.

[8] Титова О.И. Готовность сотрудников полиции

к коммуникации в контексте формирования профессиональных компетенций на этапе обучения в вузе // Высшее образование сегодня. 2021. № 1. С. 69-74.

[9] Чанышева Г. О коммуникативной компетент-

ности // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 120-123.

[10] Чапрак А.А. Инструментарий по формированию социально-коммуникативных умений и навыков у курсантов вуза МВД России // Экономика и социум. 2014. № 1. С. 1-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.