Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность студентов-юристов. Взгляд на проблему'

Коммуникативная компетентность студентов-юристов. Взгляд на проблему Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЮРИСТ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMPETENCE APPROACH / LAWYER / JURISPRUDENCE / STRUCTURE OF SPEECH LEGAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Т.Б.

В статье рассматривается коммуникативная компетентность студентов вуза, юридическая коммуникация и ее основные элементы, а также дано описание основных характеристик компонентов коммуникативной компетентности юриста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Communicative competence of law students. View of the issue

The article considers the communicative competence of students of higher educational institutions. The elements of the structure of speech legal communication and main components of the communicative competence of a lawyer such as: value-motivational, content-operational, emotionally-volitional and evaluative-reflexive are identified and their structurally meaningful characteristics are described.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность студентов-юристов. Взгляд на проблему»

УДК 378.09

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ.

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LAW STUDENTS. VIEW OF THE ISSUE

Васильева Татьяна Борисовна,

преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

vasilevatatyana1511@gmail.com

Ключевые слова:

коммуникация, коммуникативная компетентность, компетентностный подход, юрист, юриспруденция, структура речевой юридической коммуникации.

В статье рассматривается коммуникативная компетентность студентов вуза, юридическая коммуникация и ее основные элементы, а также дано описание основных характеристик компонентов коммуникативной компетентности юриста.

Keywords:

communication, communicative competence, competence approach, lawyer, jurisprudence, structure of speech legal communication.

The article considers the communicative competence of students of higher educational institutions. The elements of the structure of speech legal communication and main components of the communicative competence of a lawyer such as: value-motivational, content-operational, emotionally-volitional and evaluative-reflexive are identified and their structurally meaningful characteristics are described.

Большое многообразие профессий объединяет одно немаловажное умение, присущее каждой из них, - это умение общаться. Высокий уровень коммуникативной компетентности является неотъемлемой составляющей любого специалиста наравне с сугубо профессиональными компетенциями. К их числу можно отнести профессии психолога, педагога, юриста, врача, экономиста, сотрудника полиции, следователя, журналиста и многие другие. Коммуникативная компетентность составляет ту часть профессионального мастерства, которая подразумевает умение общаться с разными людьми, отстаивать свою позицию, убеждать, выслушивать аргументы собеседника, адек-

ватно реагировать, разрешать конфликтные ситуации и владеть невербальными навыками общения и др.

Основная цель высшего профессионального образования в настоящее время - подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного и способного к эффективной работе, а также готового к постоянному профессиональному росту. Предполагается, что выпускник образовательной организации любой специальности будет являться не только высококвалифицированным специалистом в своей отрасли, но и таким человеком, который сможет обеспечить коммуникацию на высоком уровне. Поэтому коммуникативная компетентность является неотъемлемой частью профессионализма. Она формируется, в частности, в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования.

Однако коммуникативная компетентность имеет базовый, общий характер, зависящий в целом от особенностей развития личности, ее социализации, образования, воспитания [2]. Важную роль в ее формировании играют психологические факторы межличностного опыта. Необходимо учитывать, что в вузы приходят молодые люди с различным уровнем сформированности коммуникативного опыта, необходимого в межличностном взаимодействии.

К основным проблемам в области развития коммуникативной компетентности студентов можно отнести неумение слушать и формулировать вопросы обучающихся младших курсов, сложности и дефицит навыков делового общения на всех этапах обучения, неспособность аргументированно излагать и отстаивать свою точку зрения, общую скованность общения, слабые навыки конструктивного разрешения конфликтов и многие другие [1].

Использование в образовательном процессе новых технологий по развитию критического мышления, применение исследовательских и диалоговых методов способствуют формированию коммуникативной компетентности студентов. Введение спецкурсов с применением форм работы, в которых студенты будут принимать активное участие, выступая с докладами, проводя деловые игры и тренинги, может помочь в решении вышеперечисленных проблем [5].

Изучая труды отечественных исследователей, мы выделили следующие противоречия:

- между изученностью коммуникативной компетентности и недостаточной разработанностью практических подходов к ее развитию у студентов;

- между требованиями, предъявляемыми к уровню коммуникативной компетентности выпускника, и несоответствием практической подготовки этим требованиям;

- между возможностями образовательной программы подготовки студентов для развития коммуникативной компетентности и недостаточной разработанностью педагогических условий этого процесса.

По роду своей деятельности каждый юрист должен быть профессиональным коммуникантом. Это означает, что, с одной стороны, он должен уметь оперировать законом, толковать и разъяснять его, а с другой стороны, уметь таким образом владеть специальными приемами воздействия на людей, чтобы максимально точно и с минимальными потерями достигать поставленных целей.

Выпускающемуся студенту-юристу (как и специалисту любого другого направления высшего образования) необходимо в совершенстве владеть навыками публичной речи. Юрист в зависимости от профиля своей работы выступает на научно-практических конференциях, форумах, он может проводить семинарские и лекционные занятия, руководить научными кружками, выступать на заслушиваниях, отчетных собраниях, судебных заседаниях, общаться как с конкретным человеком, так и с большими группами людей. Все это требует знания основ ораторского мастерства. Но, как мы можем заметить, большое влияние на качество перечисленных умений оказывает и продолжительность практического опыта в той или иной должности по юридической направленности.

Правоохранителям и правоприменителям очень часто приходится работать в ситуациях конфликта, когда им, как профессионалам своего дела, необходимо уметь искусно полемизировать, чтобы не только избежать конфликта, но и суметь организовать работу таким образом, чтобы она была максимально продуктивной.

По мнению Г.Ф. Кировой, коммуникативная компетентность юриста - это «содержательное обобщение как теоретических, так и практических знаний в области профессиональной коммуникации, представленных в форме специфических юридических понятий, принципов, смыслообразующих положений и ситуаций, необходимых для успешного речевого взаимодействия в процессе профессиональной деятельности» [3].

Г.Ф. Кирова выделяет следующие элементы структуры речевой юридической коммуникации.

1. Субъекты - это участники речевой юридической коммуникации, то есть отдельные индивиды, вступающие в общение между собой, но в соответствии с нормами права являющиеся носителями субъективных юридических прав и обязанностей. К индивидам относятся граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, находящиеся на территории данного государства.

2. Объект - это то, по поводу чего возникают, складываются отношения. Объектом речевой коммуникации в юридической практике является содержательная основа, то есть информация, передаваемая в межиндивидуальных

контактах от одного субъекта к другому и/или определенные фрагменты объективной действительности, по поводу которых формируется и передается то или иное сообщение и которые подпадают под правовое регулирование или же связаны с правовой сферой. Это могут быть факты, аргументы, сведения о внутренних мотивационных или эмоциональных состояниях человека, сообщения об обстановке в профессиональной или социально-производственной среде, о конкретных жизненных обстоятельствах.

3. Субъективная сторона запускает механизм внутренней саморегуляции участвующих в юридическом общении людей (субъектов речевой юридической коммуникации), их психологической направленности на совершение речевых действий. Она заключается в мотивационном процессе, представляющем собой формирование различных мотивов сторон на основе их актуальных потребностей, интересов и установок (психологических и правовых), а также постановку целей.

4. Объективная сторона речевой юридической коммуникации представляет собой внешнюю характеристику данного процесса, выражается в речевых действиях сторон, осуществляемых как в активной, так и в пассивной форме с помощью вербальных и невербальных средств. Она связана с обменом речевой информацией, получением новых сведений, согласованием позиции, характеризующихся наличием причинной связи между действиями и их последствиями [3].

Следующее определение дает Л.А. Петровская: «Коммуникативная компетентность - совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения». Эта способность напрямую зависит от внутренних ресурсов субъекта (знания, умения и навыки перцепции, интеракции), что позволяет управлять коммуникативным поведением в целом [4].

В содержании коммуникативной компетентности будущего юриста можно выделить умение решать определенные коммуникативные задачи, выбор стратегии коммуникации, готовность к рефлексии собственного речевого поведения, умение устанавливать личностные и профессиональные контакты со всеми категориями участников коммуникации и прочее.

В рамках исследования был проведен анализ учебных планов курсантов Сибирского юридического института МВД России (набор 2016 года, 3 курс) по направлениям подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) по профилю подготовки уголовно-правовой специализации (узкая специализация - предварительное следствие в органах внутренних дел) и 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) на предмет присутствия в них дисциплин, формирующих у курсантов коммуникативные компетенции. Анализ показал, что в учебных планах обеих специальностей имеются лишь две дисциплины, в которых частично затраги-

ваются темы, формирующие коммуникативные компетенции, предусмотренные федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС): «Профессиональная этика и служебный этикет» и «Русский язык в деловой документации».

Исходя из этого, мы можем сделать выводы о том, что курсанты, обучающиеся по данным специальностям, не имеют возможности получить знания и навыки в области коммуникации на достаточном уровне. Очевидно, что существует необходимость в расширении применяемых методов и способов развития коммуникативной компетентности студентов в профессиональной деятельности. Можно также отметить ряд недостатков, которые тормозят процесс развития коммуникативной компетентности у студентов, а именно:

- опора на традиционную знаниевую парадигму подготовки специалистов;

- недостаточное количество часов, отводимых на изучение специальных дисциплин, способствующих развитию коммуникативной компетентности у студентов высших учебных заведений;

- неразработанность диагностических методик определения уровня развития коммуникативной компетентности у студентов;

- отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень развития коммуникативной компетентности у выпускников.

В настоящее время ведется разработка дисциплины «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности» для вариативной части учебного плана. Для которой взяты стандартные компетенции, предусмотренные ФГОС по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности:

1. Общекультурные:

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

- способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

- способность к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

- способность осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10).

Профессиональные:

- способность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13);

- способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15);

- способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);

- способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

- способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23).

ФГОС по направлению подготовки 40.05.02 Правоохранительная деятельность содержит тот же перечень общекультурных и профессиональных компетенций, относящихся к коммуникативной компетентности, но под другими порядковыми номерами, в связи с чем нами проводится работа по дисциплине «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности» для одной специальности.

Для реализации эффективного развития коммуникативной компетентности и расширения компетенций у студентов, в рамках рабочей программы дисциплины было решено использовать и активные методы обучения для эффективного освоения и закрепления студентами материала по данной дисциплине.

Таким образом, после изучения дисциплины студент должен знать:

- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности сотрудника ОВД;

- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения и преодоления;

- различные нормы литературного языка с его вариантами;

- основные закономерности использования выразительных средств языка в различных ситуациях профессионального общения;

- основы официально-делового общения;

Должен уметь:

- ориентироваться в различных языковых ситуациях, адекватно реализовы-вать свои коммуникативные намерения с учетом стиля общения, жанра речи, ее целей и задач;

- соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности сотрудника ОВД;

- грамотно, логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь;

- оценивать факты и явления профессиональной деятельности сотрудника ОВД с нравственной точки зрения;

Должен владеть:

- навыками письменного аргументированного и грамотного изложения собственной точки зрения;

- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих;

- толерантного поведения;

- поведения в служебном коллективе ОВД и общения с гражданами;

- письменной формой речевого этикета.

Предполагается, что дисциплина «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности» будет направлена на развитие коммуникативной компетентности студентов-юристов, будущих правоприменителей и правоохранителей, и основана на компетентностном подходе с учетом социального заказа общества к высшей школе, ФГОСов и специфики профессиональной деятельности современных юристов.

Библиографический список

1. Жуков, Д.Д. Сущностная характеристика феномена «Коммуникативная компетентность юриста» / Д.Д. Жуков, Л.В. Абдалина // Вестник ТГУ. - 2009. - № 12. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/suschnostnaya-harakteristika-fenomena-kommunikativnaya-kompetentnost-yurista (дата обращения: 22.10.2019).

2. Захарченко, Н.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза / Н.В. Захарченко // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 5. - С. 12.

3. Кирова, Г.Ф. О формировании коммуникативной компетенции будущих юристов / Г.Ф. Кирова // Вестник ОГУ. - 2015. - № 2(177). - С. 63-71.

4. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 216 с.

5. Шульгов, Ю.И. Коммуникативная компетентность преподавателя спортивных дисциплин в вузе / Ю.И. Шульгов, И.С. Москаленко // Мир науки. -2017. - Т. 5. - № 6. - и^: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN617.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.