PROJECT METHODOLOGY IN THE CONTEXT OF A COMPETENCE APPROACH IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF NON-LANGUAGE HIGHER SCHOOL STUDENTS
© 2015
Yu.Yu. Sysoeva, senior lecturer of chair "Foreign Languages" Nizhny Novgorod State Engineering Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. One of the main aspects of educational activities in formation of foreign language competence of non-language higher school students is to motivate and attract students' interest to learning foreign languages. In this situation, competence approach using interactive teaching methods in the process of formation and development of certain students' competencies is of an important help. One of the technologies that provides interactive training is a method of projects, including a target orientation, scientific ideas that underpin a system of actions of a teacher and a student, evaluation criteria and new result. In collaboration with a teacher and other students one can improve learning motivation, relieves stress, increases faith in one's success. With regard to foreign language lessons, a project is a specially organized by a teacher and students independently carried out a set of actions, culminating in composing of creative product. The distinguishing feature of design techniques is a special form of organization. The chief among the challenges facing a teacher when using this technique is to control the use of original sources of information. Without the help of a translator, students set themselves a task to quickly, but poorly run this project, but in this case no use in learning this technique will not, and vice versa will have a negative impact. Another problem arises at the stage of project presentation, a student presents to teachers and other students their creative or research work, depending on one's task. Application of a project on a foreign language lessons not only develops students' creative potential, as well as knowledge and skills in a discipline, but also helps to create skills required to further academic and professional activities.
Keywords: lack of class hours, foreign language competence, competence approach, project method, modernization of education, general cultural competence, federal state educational standard.
УДК 372.882
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ
© 2015
Е.А. Толикина, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук, аспирант Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Статья посвящена актуальности и способам формирования коммуникативной компетентности студентов, обучающихся по программе среднего профессионального обучения. В современном федеральном государственном образовательном стандарте для средних профессиональных образовательных учреждений коммуникативная компетенция не прописана, но входит в состав общекультурной компетентности. В современной педагогической науке встречается множество определений коммуникативной компетенции. В статье представлены определения Н.Ю. Русовой, Е.В. Михайловой, Е.А. Запорожец, С.В. Рыжовой, В.Ю. Солоповой. Автор приходит к выводу, что коммуникативная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение различных коммуникативных задач.
В статье дан обзор литературы, из которого видно, что вопрос формирования коммуникативной компетенции достаточно подробно рассмотрен и изучен, однако исследований в этой области применительно к образовательному процессу в средних профессиональных учреждениях практически нет.
С целью формирования коммуникативной компетенции у студентов автором был разработан авторский интегра-тивный курс «Литература». Задача интеграции - не просто привести в соприкосновение, «перемешать» несколько учебных дисциплин, а через их органическую взаимосвязь дать учащимся реальное представление о единстве окружающего нас мира.
Формой воплощения интеграционной технологии в обучении является интегративное занятие. На таком занятии создаются благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, такая форма подачи материала способствует формированию общекультурной компетенции студентов, а также развитию коммуникативных умений и навыков. В статье представлены различные способы формирования коммуникативной компетентности, особое внимание уделено работе с текстом и методу кейс-стади.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная ситуация, компетенция, компетентность, поликомпетентность, образованность, интеграция, литература, дидактический синтез, текст, кейс-метод.
Достижение необходимого для выпускника средних профессиональных учреждений уровня образованности предполагает, согласно ФГОСу, освоение компетенций двух видов: общекультурных и профессиональных. Но в педагогике выделяется еще ряд не менее значимых компетенций, без реализации которых вряд ли можно говорить об образованности как конечном результате учебного процесса. Среди них особое место занимает коммуникативная компетенция, ведь, по сути, невозможно назвать человека, не умеющего писать и говорить, образованным.
Идеи развития коммуникативной компетентности про-леживалась уже в трудах Демокрита и Сократа, Платона и Аристотеля, которые рассматривали образование и воспитание как важнейшие способы подготовки индивида к жизни. Они же первоначально сформулировали идеал
свободной, мыслящей личности с развитым самосознанием, духовной культурой, способного к коммуникативной деятельности.
Сегодня образовательная политика в России направлена на формирование коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетентностей [1].
В современном федеральном государственном образовательном стандарте для средних профессиональных образовательных учреждений коммуникативная компетенция не прописана, но, в силу своей незаменимости и необходимости, она вошла во ФГОС в составе общекультурной компетентности (ОК 6 - Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами), хотя, на наш взгляд,
должна занимать отдельную нишу в списке формируемых компетенций.
Что же такое коммуникативная компетенция? В современной педагогической науке встречается множество определений. По мнению Е. А. Запорожец, коммуникативная компетенция - это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения [2].
Е. В. Михайлова под коммуникативной компетенцией студентов понимает своевременное применение совокупности коммуникативных умений, знаний правил речевого поведения, способствующие решению нестандартным алгоритмом коммуникативных задач в межличностных отношениях [3].
Н. Ю. Русова, определяя понятие коммуникативной компетенции, одновременно разграничивает понятия компетенции и компетентности. Профессор пишет, что коммуникативная компетенция «охватывает всю совокупность знаний и навыков, обеспечивающих грамотное общение, адекватное разнообразным социокультурным ситуациям, и способность критической оценки произведений вербальной культуры, в том числе своих собственных; коммуникативная же компетентность личности позволяет оценить уровень постижения и освоения названной совокупности знаний, умений и навыков» [4, с. 299].
Коммуникативную компетентность как коммуникативную культуру, выражающую определённый уровень развития способностей и творческих сил личности, направленных на взаимодействие, на установление межличностных отношений, рассматривает С. В. Рыжова [5]. В. Ю. Солопова [6] рассматривает коммуникативную компетентность личности как совокупность норм, ценностей, установок, реализующихся в общении при помощи коммуникаций.
Таким образом, можно сказать, что коммуникативная компетенция представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение различных коммуникативных задач.
Следует отметить, что, несмотря на признание важности процесса коммуникации в любой сфере жизнедеятельности, феномен становится предметом специального изучения лишь во второй половине XX столетия. Такими учеными, как Г. М. Андреева, А. В. Батаршев, Г. В. Бороздина, А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев [7], А. В. Мудрик [8], Л. И. Савва, И. В. Ценева раскрыты различные стороны общения и коммуникации. Вопросами развития, формирования коммуникативной культуры и коммуникативного творчества занимались Р. М. Антропова [9], Н. И. Дереклеева, С. В. Знаменская, Р. А. Исламшин, М. Г. Рудь, О. В. Шмайлова, Т. Ю. Юзеева, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, Т. Е. Климова и др. Проблема содержания и структуры коммуникативной компетентности отражена в работах И. В. Алехиной, Е. А. Алилуйко, И. И. Барахович, Е. В. Челпановой. Теоретические исследования формирования коммуникативной компетенции содержатся в работах Н. Н. Еговцевой, Д. Хаймз, Н. А. Ипполитовой, А. К. Михальской, М. В. Вятютнева, Н. И. Гез и других. Исследованиями по вопросам коммуникативной компетенции специалиста в различных видах деятельности занимаются А. В. Дубаков [10; 11], Т. З. Расбеков [12], И. Ю. Люлевич [13], О. М. Косянова [14; 15; 16].
Из обзора литературы видно, что вопрос формирования коммуникативной компетенции достаточно подробно рассмотрен и изучен, однако исследований в этой области применительно к образовательному процессу в средних профессиональных учреждениях практически нет.
На наш взгляд, формирование коммуникативной компетенции у студентов, обучающихся по программе среднего профессионального образования, наиболее эффективно осуществляется при изучении дисциплин гуманитарного цикла. С этой целью нами был разработан авторский интегративный курс, построенный на взаи-
мопроникновении в учебную дисциплину «Литература» других учебных дисциплин и семантических областей.
Педагогическая интеграция сегодня - это требование времени, поскольку современному обществу нужен не обладающий лишь ограниченным кругом знаний, навыков и умений, а всесторонне развитый, «поликомпетентный» специалист. Поэтому педагогическая интеграция как способ осуществления единства целей, принципов, содержания, форм организации процесса обучения и воспитания, по нашему глубокому убеждению, должна являться неотъемлемой составляющей современной системы образования [17]. Особенно актуальной эта проблема представляется при обучении студентов, получающих среднее профессиональное образование: как показывает практика, знания, заложенные на этом этапе обучения, являются базовыми для всех последующих этапов.
Задача интеграции - не просто привести в соприкосновение, «перемешать» несколько учебных дисциплин, а через их органическую взаимосвязь дать учащимся реальное представление о единстве окружающего нас мира.
При обучении литературе студентов, получающих среднее профессиональное образование, мы использовали педагогическую интеграцию двух уровней - интеграцию на уровне дидактического синтеза и на уровне межпредметных связей.
Для дидактического синтеза в нашей практике применялась интеграция на уровне таких методов обучения, как метод привлечения изобразительного искусства, метод эксперимента, метод сравнения, метод «путешествия», ролевые игры, а также интеграция различных форм обучения (литературно-музыкальная композиция, диспут, дискуссия, пресс-конференция, заседание PR-компании, виртуальная экскурсия и другие).
Материалом для межпредметных связей послужили такие учебные дисциплины, как русский язык, история, философия, правоведение, физика, математика, экономика, география, культурология, религиоведение, а также такие семантические области, как эстетика, кулинария, живопись, архитектура, кино, музыка, театр, туристический сервис.
Формой воплощения интеграционной технологии в обучении является интегративное занятие. Это особый тип урока, который объединяет в себе учебную информацию по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления, а также совмещает в рамках одной дидактической ситуации разные приемы и методы преподавания и имеет интегративную цель. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Преимущества многопрофильного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком занятии создаются благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений обучающихся, такая форма подачи материала способствует формированию общекультурной компетенции студентов, а также развитию коммуникативных умений и навыков, без которых невозможна адаптация в обществе любого человека.
На занятиях по литературе в рамках интегративного курса используются различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции (таблица 1).
В результате проведенных исследований, мы пришли к выводу, что базовым критерием формирования коммуникативной компетенции является навык создания креативного текста (устного или письменного), адекватного конкретной социокультурной ситуации общения. Этот навык складывается из следующих операций: осознание собственного коммуникативного намерения, оценка социокультурного пространства, структурирование информационного содержания будущего текста и планирование его вербального развертывания, непосредственное
порождение текста, стилистическая и грамматическая редактура и проверка (если текст письменный) [4].
Таблица 1 - Методы формирования коммуникативной компетенции
Монологические формы Диалогические формы
Выступление с заранее готовой речью (письменно или устно) Учебная беседа преподавателя и студента
Выступление с неподготовленной речью (письменно или устно) Учебная беседа в парах
Рассказ Учебная беседа в группах
Пересказ Дискуссия
Формулирование вопросов Дебаты
Сообщение Переговоры
Доклад Ответы на вопросы
Ответы на вопросы Ролевая игра
Аргументирование Театрализация
Ассоциирование Блиц - турнир
Критика Учебный ринг
Доказательство и опровержение Пресс-конференция
Защита своего мнения Защита проекта
Решение кейс-задач Case Study
Не менее значимым для современного образовательного процесса критерием формирования коммуникативной компетенции является решение ситуационных задач, или сase study. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения.
Как правило, кейс включает в себя:
• Ситуацию - случай, проблему, историю из реальной жизни
• Контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации)
• Комментарий ситуации, представленный автором
• Вопросы или задания для работы с кейсом.
• Приложения [18; 19; 20].
Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Художественная литература сама подсказывает идеи, сюжетную канву кейса. Увлекательные кейсы можно создать на базе известных произведений классической художественной литературы, например, на основе романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», который, в зависимости от подхода, к нему может быть эффективным средством изучения либо дисциплин криминалистического цикла, либо истории, либо психологии.
Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.
Безусловно, формирование коммуникативной компе-
тенции - непрерывный кропотливый процесс, требующий усилий совместной деятельности преподавателя и студента. Применяя на занятиях предложенные формы учебной коммуникации, преподаватель в силах сформировать у обучающихся всю совокупность знаний и навыков, обеспечивающих грамотное общение, соответствующее разнообразным социокультурным и коммуникативным ситуациям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дубаков А.В. Формирование коммуникативной компетентности студентов педвуза посредством ситуативных задач. Автореферат кандидатской диссертации по педагогике. Магнитогорск, 2009.
2. Запорожец Е.А. Формирование коммуникативной компетенции у будущих государственных служащих в образовательном процессе в высшей школе. Автореферат кандидатской диссертации по педагогике. Челябинск, 2011.
3. Михайлова Е.В. Технологические основы формирования Коммуникативной компетентности.
4. Русова Н. Ю. Текст. Культура. Образование: научно-методическое пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2009. - 344 с.
5. Рыжова С.В. Дебаты в процессе обучения // Вестник Бурятского государственного университета. 2010. №1. С. 136-139.
6. Солопова В.Ю. Формирование коммуникативной культуры молодых преподавателей вуза // Культурологический подход в теории и практике педагогического образования / Под ред. И.Ф. Исаева. Белгород, 1999. С. 24.
7. Леонтьев А. А. «Психология общения»: учебное пособие, 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. -365 с.
8. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. -112 с.
9. Антропова Р. М. Развитие коммуникативной культуры будущего учителя средствами проектного обучения. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, Новосибирск, 2003.
10. Дубаков А. В. Воспитание коммуникативной компетенции студентов педвуза на основе решения ситуативных задач /А. В. Дубаков // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 11. С. 101-110.
11. Дубаков А. В. Содержательная характеристика понятия «коммуникативная компетенция» будущего учителя /А. В. Дубаков // Актуальные проблемы современного образования (методология, теория и технология). Сборник научных статей. - Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 2006. С. 78-85.
12. Расбеков Т. З. Развитие коммуникативной компетентности студентов экономических специальностей -будущих управленцев. Традиции и инновации образовательной системы: материалы II Международных педагогических чтений. Чебоксары, Учебно-методический центр, 2012. С. 788-793.
13. Люлевич И. Ю. Проблема формирования коммуникативной компетенции у студентов // Сборник трудов учёных РГАФК. М., 2004. Т. 5. С. 120-124.
14. Косянова О. М. Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей // Наука и школа. №1. 2008. С.8-12.
15. Косянова О. М. Методологическое обоснование ком-петентностного подхода к проблеме коммуникативной подготовки студентов правовых специальностей. Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2007. № 1 (47). Гуманитарные науки. - Оренбург. Издательство ОГПУ 2007. С. 91-99.
16. Косянова О. М. Пути формирования коммуникативной компетентной личности юриста-профессионала в системе вузовской подготовки. // Вестник
В.И. Шуляр педагогические
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ... науки
Оренбургского государственного педагогического «Метод кейс-стади». Томск, 2005. 56 с.
университета. 2006. № 1 (47). Гуманитарные науки. - 19. Современные методы обучения. Метод case-study
Оренбург. Издательство ОгПу 2007. С. 111-119. (кейс-стади) в образовании. (Методические рекомен-
17. Омельченко С. В. Интегрированное обучение как дации): учреждение среднего профессионального об-средство формирования информационно-профес- разования РБ «Техникум строительства и городского сиональной компетентности студентов колледжа. хозяйства». Сосново-Озерское, 2014. Автореферат на соискание ученой степени кандидата 20. Покушалова Л. В. Метод case-study как современная педагогических наук. ГОУ ВПО «Челябинский госу- технология профессионально-ориентированного об-дарственный педагогический университет», 2008. учения студентов / Л. В. Покушалова // Молодой уче-
18. Калачикова О. Н. Методические материалы по курсу ный. 2011. № 5. Т.2. С. 155-157.
THE FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH INTEGRATIVE LITERATURE COURSE
© 2015
E.A. Tolikina, senior lecturer of chair "Humanities", postgraduate student of Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
Nizhniy Novgorod State Engineering-Economic University, Knyaginino (Russia)
Abstract. The article is devoted to the relevance and methods of forming communicative competence of students enrolled in secondary vocational education. In the modern Federal state educational standard of secondary vocational educational institutions communicative competence is not prescribed, but is part of General cultural competence. In modern pedagogical science there is a set of definitions of communicative competence. The article presents a definition of N.Y. Rusova, E.V Mikhailova, E.A. Zaporozhets, S.V. Ryzhova, V.Y. Solopova. The author comes to the conclusion that communicative competence is a set of knowledge, abilities and skills, providing solutions to a variety of communicative tasks.
The article presents a review of the literature, which shows that the question of formation of communicative competence in sufficient detail considered and studied, but research in this area in relation to the educational process in secondary vocational institutions, almost none.
For the purpose of formation of communicative competence of the students was developed by the author author is an integrative course "Literature". The task of integration is not just to bring in contact, "mix" several academic disciplines, and through their organic relationship to give students a real idea of the unity of the world around us.
Form of implementation of the integration of technology in teaching is an integrative activity. This lesson shows how to create favorable conditions for the development of a variety of intellectual skills of students, this form of presenting the material contributes to the formation of common cultural competence of students, as well as the development of communicative skills. The article presents various ways of forming the communicative competence, with particular focus on the text and the method of case study.
Keywords: communication, communicative situation, competence, competency, polycondensate, education, integration, literature, didactic synthesis, the text, the case study method.
УДК 37. 018. 46: 006. 065
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ
© 2015
В.И. Шуляр, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Украины Николаевский областной институт последипломного педагогического образования,
Николаев (Украина)
Аннотация. В статье очерчены сдерживающие факторы реализации содержательных линий государственных стандартов, определены направления их внедрения в систему последипломного педагогического образования. Автор представил каскадную модель оперативного обучения научно-педагогических и педагогических работников в условиях модернизации общего среднего образования.
Ключевые слова: парадигма, стратегии, государственный стандарт, содержательные линии, диссеминация (распространение), бенчмаркинг (метод использования чужого опыта).
Постановка проблеми в загальному вигляд1 та и зв'язок з важливими науковими та практичними за-вданнями. Розроблення механiзмiв реалiзацii постанов Кабшету Мштстрш Украни ввд 20.04. 2011 р. № 462 «Про затвердження Державного стандарту початковоi' загальноi' освети» [3] та ввд 23.11. 2011 р. № 1392 «Про затвердження Державного стандарту базово! i повно! загально! серед-ньо! освети» [1] передбачае окреслення прюритетних дш щодо роз'яснення змюту державних докуменпв, забез-печення яшсних осветшх послуг суб'ектам регюну щодо реалiзацii державних нормативних докуменпв iз ураху-ванням типу навчального закладу, моделi оргашзацп педа-гопчного процесу, рiвня компетентносп вчительського та учшвського колективiв, стану готовносп до впроваджен-ня щей та реалiзацii завдань державних стандарпв як шд час пщвищення квалiфiкацii, так i в мiжкурсовий перюд.
Аналгз остантх дослгджень I публ1кац1й, в якихрозгля-
далися аспекти ц1е! проблеми I на як спираеться автор; видтення невиршених ратше частин загально'1 проблеми. Означена проблема стала предметом вивчення як нау-ковцями, управлтцями, так i практиками: особливосп но-вих державних стандарпв (Б. Жебровський) [4], державш стандарта в системi початково1 освети (О. Савченко) [5-6], державш стандарта за галузями розроблялися авторськи-ми колективами гад керiвництвом МОН МС Украни та 1нституту педагопки НАПН Украни.
Формування ц1лей статт1 (постановка завдання). У статп маемо визначити передумови реалiзацii державних стандарпв, напрями та запропонувати каскадну модель оперативного навчання науково-педагопчних i педагопч-них пращвнишв системи щдвищення квалiфiкацii.
Виклад основного матергалу дослгдження з по-вним обтрунтуванням отриманих наукових резуль-тат1в. Розвиток осветньо1' галузi взагалi та сучасних