Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / компетентность / преподаватель образовательных организаций МВД России / образовательный процесс. / communicative competence / competence / teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia / educational process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Викторовна Светлакова

В статье анализируются компоненты коммуникативной компетентности преподавателя образовательных организаций МВД России, с точки зрения базовых детерминант продуктивности педагогической деятельности. Рассматриваются дефиниции «коммуникативная компетентность», приводимые в исследованиях разными авторами. Коммуникативные качества выделяются как критерии сформированности компетентности в общении и как ее основные характеристики. Приводится структура коммуникативной компетентности «лингвистический и прагматический» компоненты, рассматриваются критерии успешности коммуникации. Выделяются качества, необходимые преподавателю образовательных организаций МВД России для обеспечения эффективного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Викторовна Светлакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

He article analyzes the components of the communicative competence of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia from the point of view of the justified determinants of the productivity of pedagogical activity. The definitions of «communicative competence» given in studies by different authors are considered. Communicative qualities are distinguished as criteria for the formation of competence in communication and as its main characteristics. Communicative qualities are distinguished as criteria for the formation of competence in communication and as its main characteristics. The structure of communicative competence «linguistic and pragmatic» components is given, the criteria for the success of communication are considered. The qualities necessary for a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure the assessment of the educational process are highlighted.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Елена Викторовна СВЕТЛАКОВА - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафе"' дры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутрен-„л^ нихдел ФГКУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России»

ЁШ

ЗНАЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются компоненты коммуникативной компетентности преподавателя образовательных организаций МВД России, с точки зрения базовых детерминант продуктивности педагогической деятельности. Рассматриваются дефиниции «коммуникативная компетентность», приводимые в исследованиях разными авторами. Коммуникативные качества выделяются как критерии сформированности компетентности в общении и как ее основные характеристики. Приводится структура коммуникативной компетентности «лингвистический и прагматический» компоненты, рассматриваются критерии успешности коммуникации. Выделяются качества, необходимые преподавателю образовательных организаций МВД России для обеспечения эффективного образовательного процесса.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, компетентность, преподаватель образовательных организаций МВД России, образовательный процесс.

Elena Viktorovna Svetlakova - candidate of Psychological Sciences, Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia Russian Federation, Tyumen

THE IMPORTANCE OF THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A TEACHER OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

ANNOTATION

He article analyzes the components of the communicative competence of teachers of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia from the point of view of the justified determinants of the productivity of pedagogical activity. The definitions of «communicative competence» given in studies by different authors are considered. Communicative qualities are distinguished as criteria for the formation of competence in communication and as its main characteristics. Communicative qualities are distinguished as criteria for the formation of competence in communication and as its main characteristics. The structure of communicative competence «linguistic and pragmatic» components is given, the criteria for the success of communication are considered. The qualities necessary for a teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia to ensure the assessment of the educational process are highlighted.

Keywords: communicative competence, competence, teacher of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs ofRussia, educational process.

В работах современных исследователей в области педагогической психологи акцентируется внимание на проблеме повышения эффективности образовательного процесса и факторах, обуславливающих качество обучения. Наличие сформированных профессионально педагогических компетенций выступает базовыми условием в реализации основных

задач обучения и воспитания впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел. Среди таких компетенций особое внимание заслуживает коммуникативная компетентность. Необходимо разграничить понятия «компетенция» и «компетентность», первое заключается в способности выполнять профессиональные задачи на должном уровне,

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

а второе — более узкое значение — связано с уровнем качества выполнения.

Коммуникация является осиновым средством передачи знаний, осуществления психологического, педагогического и воспитательного воздействия на субъекта учебной деятельности, так же она выступает средством обеспечения обратной связи с обучающимися, а значит, обеспечивает самоконтроль и самооценку (аспекты саморегуляции) педагогической деятельности преподавателем. А.Н. Фабли-нова утверждает, что современный специалист не сможет достичь высокого уровня продуктивности, не обладая высокоразвитыми коммуникативными качествами [1, 37].

«Сотрудник правоохранительных органов должен обладать рядом личностных и профессионально значимых качеств, необходимых для ответственного и эффективного осуществления профессиональной деятельности. Специфика и высокая социальная ответственность службы определяет формирование и совершенствование коммуникативной компетентности как необходимое условие личностного и профессионального развития сотрудников» [2, 222].

А.А. Сайгадак в своем исследовании указывает на то, что «коммуникативная компетентность является базовой характеристикой профессиональной компетентности в профессиональной деятельности специалистов в типе профессии «человек-человек» [3, 66], так как взаимодействие выступает здесь как основное средство осуществления процесса труда и достижения цели деятельности.

«Коммуникативная компетентность представляет собой коммуникативные качества личности, владение техникой, тактикой и методикой общения, это также процесс социального взаимодействия и сотрудничества между людьми» [4, 101].

Коммуникативная компетентность является частью профессиональной компетенции и характеризуется сознательностью общения, влиянием пережитых субъектом похожих ситуаций взаимодействия.

И.В. Волкова говорит о том, что «коммуникативная компетентность - это умение адекватно и уместно на практике пользоваться языком в конкретных ситуациях (высказывать свои мысли, желания, намерения, просьба и т.п.), использовать для этого как вербальные, так и невербальные (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи». [5, 57]

Ш.А. Абдулаева и С.Н. Усманова описывают коммуникативную компетентность, исходя из значения слова «компетенция» (от лат. сошрге1епйа -согласованность частей, соразмерность, сочетание), коммуникативная компетентность «характеризует качества и эффективность способности общаться одного человека с другим или с другими» [6, 19].

Л.Д. Столяренко, говорит о системе внутренних ресурсов, когда анализирует коммуникативную компетентность, которые нужны для реализации результативного общения ситуативно обусловленного спецификой круга взаимодействия.

Говоря о коммуникативной компетентности преподавателя, необходимо выделить коммуника-

тивные качества преподавателя вуза МВД России, обеспечивающие коммуникативную компетентность, наличие которых одновременно является и критерием ее сформированности:

- наличие желания общаться, общительность на уровне «выше среднего и высокая»;

- этико-коммуникативные качества, сформированная совокупность нравственных ценностей педагогических коммуникаций, восприятие другого как равного себе, следование нравственным законам поведения;

- чувствительность к поведенческим и эмоциональным проявлениям окружающих, понимание механизмов восприятия людьми друг друга. Правильная интерпретация их эмоций и чувств и адекватная реакция на них. Понимание своих эмоций, умение выразить свое внутреннее состояние.

- внимательность и способность фиксировать изменения в поведении и общении собеседника, ориентировка в невербальных сигналах. Владение методами визуальной диагностики. Умение гибко реагировать на нюансы коммуникативного процесса;

- развитые рефлексивные умения - способность проанализировать свое общение и скорректировать его, адекватная самокритичность;

- владение приемами организации коммуникативного процесса, способность устанавливать и поддерживать психологический контакт на протяжении всего взаимодействия, умение эффективно завершить коммуникацию;

- обладание навыками психологического воздействия - знать техники, уметь реализовывать их на практике: убеждать, внушать, просить, рекомендовать, информировать и др., формировать потребность у учащихся в общении и познании нового;

- создавать «неформальную и деловую обстановку», комфортную атмосферу во время взаимодействия, доверительные отношения;

- уметь распознавать юмор и самому использовать его, быть находчивым в нестандартных педагогических и служебных ситуациях.

- быть артистичным, в меру демонстративным -ориентироваться в педагогических ролях. Например: «педагог - старший товарищ», «педагог - сотрудник полиции», «педагог - воспитатель» и т.д., быть в них соответственно ситуациям;

- управлять инициативой и дистанцией в общении;

- знать и использовать методы саморегуляции во время взаимодействия, чтобы корректировать свое состояние;

- уметь организовывать результативное общение: то есть соответствующее образовательным целям и задачам;

- во время общения уметь получать всю необходимую информацию;

- владеть техниками бесконфликтного общения и методиками конструктивного поведения в конфликтных ситуациях;

- быть способным выступать публично без излишних энергетических (эмоциональных) затрат.

Коммуникативная компетентность преподавателя

образовательных организаций МВД России является не только необходимым ему набором профессиональных умений, но и системой личностных характеристик, которую требуется сформировать и развивать у обучающегося сотрудника, так как его служебная деятельность так же носит соционический характер. «Одним из важных вопросов в сфере образования является формирование личностных качеств, культурное формирование своих компетенций». [7, 249]

Преподаватель в своей педагогической деятельности сталкивается с необходимостью овладения технологией общения и наличия внутренней готовности использовать ее, которая выражается в готовности стать участником коммуникации, оказывать влияние на других людей, обладать достаточным навыком социальной рефлексии и социальной перцепции. Что находит свое отражение в способности оценить ситуацию, субъектов общения и подобрать соответствующий алгоритм взаимодействия. Успешность коммуникации также зависит от таких качеств преподавателя как наблюдательность, эмоциональный интеллект, способности как «считывать» эмоциональные состояния, так и транслировать свое, самоконтроля, адекватных способов самопредъявления и самопрезетации, что особо необходимо, когда педагог первый раз вступает в контакт с новой группой обучающихся.

Сотрудники, прибывающие для прохождения первоначальной подготовки не всегда мотивированы к обучению, часто испытывают сложности не только в усвоении учебного материала, но и в адаптации к новым условиям, что требует от педагога еще большей гибкости — умения устанавливать контакт независимо от индивидуальных особенностей, обучающихся.

Можно выделить два компонента в структуре коммуникативной компетентности: «лингвистическую и прагматическую». [8, 108] Первый включает в себя вербальную объективацию мыслительного содержания, обусловленную характерными для субъекта коммуникации типом рациональности (К.С. Аландрева, 2012), так же в него входил словарный запас, фонетика и грамматика. Второй заключается в способности учитывать ситуацию, навыках взаимодействия, культурные характеристики общения.

В качестве критерия коммуникативной компетентности рассматривается умение выстроить такую коммуникацию, по прекращению которой оба субъекта (в нашем случае преподаватель и обучающийся) сохраняют независимость друг от друга. Так, например, манипулятивная, директивная модель взаимодействия (свойственная многим преподавателям образовательных организаций МВД) не является успешной коммуникацией, несмотря на кажущуюся эффективность в достижения образовательных задач.

Таким образом, значение коммуникативной компетентности преподавателя образовательных организаций МВД России для реализации образовательного процесса определяется, прежде всего,

необходимостью подготовки высококвалифицированных, эффективных специалистов — сотрудников органов внутренних дел, способных качественно выполнить служебные задачи, что непосредственно связано с умением установить психологический контакт, понять другого человека и быть способным донести до него необходимую информацию. Коммуникативная компетентность представляет собой совокупность качеств, умений и навыков преподавателя, обеспечивающих ему успешную реализацию целей педагогической деятельности, достижения первостепенных задач образования — обучения и воспитания сотрудников, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Фаблинова О.Н. Значение коммуникативной компетентности в работе представителей идеологической вертикали Республики Беларусь //Цифровая наука. 2020. № 9. С. 33-45.

2. Тимошенко А.Р. Значение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности сотрудников уголовно исполнительной системы / В сборнике: Потенциал социально-гуманитарного знания в решении актуальных проблем системы исполнения уголовных наказаний в России и за рубежом. Сборник материалов III Международного конкурса научных разработок на русском и английском языках. Составитель Н.А. Лебедева. Пермь, 2022. С. 222-225.

3. Сагайдак Л.А. Значение коммуникативной компетентности в деятельности специалиста по социальной работе // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 11-2. С. 65-67.

4. Бахарева Л.Н., Соклова И.И. Коммуникативная компетентность личности как составляющая общекультурной компетенции современного педагога в условиях инновационного развития образования // сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. М. 2013. С. 101.

5. Волкова 1.В. Формування i розвиток мовних ком-петентностей учтв 5-6 класв загальноосвтньог шко-ли (на прикладi вивчення словотвору та орфографи) / 1.В. Волкова: дис... канд. наук. Одесса, 2009. 57с.

6. Абдуллаева Ш.А, Усманова С.Н. Коммуникативная компетентность как профессиональная ценность современного педагога // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-ой Междунар. науч. - практ. конф.: в 4-х томах. — Наманган, 2014. С. 19.

7. Rysbekkyzy N, Турганбаева Т.Т. The significance of forming students' intercultural communicative competence through authentic materials // International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2022. vol. 3-2 (66).

8. Ландрева К.С. Значение коммуникативной компетентности в профессиональном становлении студентов психологических факультетов //НИЦ Соци-осфера. 2012. № 17. С. 107-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.