Научная статья на тему 'Методика проведения практического занятия по теме: "психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан" по дисциплине "психология в деятельности сотрудников ОВД" для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Методика проведения практического занятия по теме: "психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан" по дисциплине "психология в деятельности сотрудников ОВД" для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / PSYCHOLOGICAL CONTACT / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ / METHODS OF CONDUCTING PRACTICAL CLASSES / УПРАЖНЕНИЕ / EXERCISE / ЭТЮД / БЛИЦ-ОПРОС / STUDY / SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудкина Елена Ивановна

Данная статья посвящена методике проведения практического занятия по одной из проблем психологии общения. Автором предлагается вариант проведения практического занятия на тему «Психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан». В статье раскрываются различные методы и приемы учебной деятельности: выполнение упражнений и этюдов в определенной ситуации, анализ видеофрагментов, блиц-опрос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудкина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика проведения практического занятия по теме: "психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан" по дисциплине "психология в деятельности сотрудников ОВД" для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

Методика проведения практического занятия по теме: «Психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан» по дисциплине «Психология в деятельности сотрудников ОВД» для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Дудкина Е. И.

Дудкина Елена Ивановна /Dudkina Elena Ivanovna - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Аннотация: данная статья посвящена методике проведения практического занятия по одной из проблем психологии общения. Автором предлагается вариант проведения практического занятия на тему «Психологический контакт, приемы его установления с различными категориями граждан». В статье раскрываются различные методы и приемы учебной деятельности: выполнение упражнений и этюдов в определенной ситуации, анализ видеофрагментов, блиц -опрос. Abstract: this article deals with the methods of conducting practical classes on the psychology of communication. The author proposes a variant of the practical exercise on "Psychological contact, the methods of its establishment with various categories of citizens." The article describes various methods and techniques learning activities: exercises and etudes in a certain situation, analysis of video clips, the quiz.

Ключевые слова: психологический контакт, коммуникативная компетентность, профессиональное общение, методика проведения практического занятия, упражнение, этюд, блиц-опрос.

Keywords: psychological contact, communicative competence, professional communication, methods of conducting practical classes, exercise, study, survey.

Важнейшая сторона профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов - психологически грамотное общение с различными людьми. Коммуникативная компетентность сотрудника полиции является основополагающим условием эффективного выполнения им задач правоохранительной деятельности [2]. В профессиональном общении сотрудника полиции особую значимость имеют умения устанавливать психологический контакт с собеседником, психологически грамотно вести диалог, конструировать ситуации общения, владеть навыками вербального и невербального общения. Одной из эффективных форм обучения, в том числе и коммуникативным навыкам, является практическое занятие [1, с. 63].

Образовательные цели практического занятия:

- учебная: формирование у курсантов коммуникативных умений и навыков по установлению психологического контакта с различными категориями граждан; овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия в процессе установления контакта для повышения его эффективности.

- воспитательная: воспитание коммуникативной компетентности в процессе профессионального общения и взаимодействия с различными категориями граждан.

- развивающая: развитие познавательного интереса и мотивации на овладение системой знаний, умений и навыков в области психологии коммуникаций.

Ход проведения практического занятия.

1. Организационный момент.

2. Введение. Вступительное слово преподавателя. Сообщение темы, краткая актуализация знаний по данной тематике, уточнение понятий, целеполагание практического занятия, определение порядка его проведения.

I. Первая часть занятия. Упражнения на овладение психотехническими приемами установления контакта.

Упражнение 1. «Установление контакта при знакомстве».

Цель: отработка навыка установления контакта при знакомстве.

Задание. Участники делятся по парам. Каждому из них вручается карточка. Первому в паре вручается карточка с описанием повода для знакомства, второму -с описанием своей роли (пожилой человек, студент, девушка и др.). Задача первого партнера по общению установить контакт со вторым собеседником. По результатам выполнения задания анализируются ощущения участников контакта, сложности при его установлении.

Упражнение 2. «Встреча».

Цель: формирование умения с первых минут встречи устанавливать контакт с собеседником.

Задание. Участники встают в два круга. Курсанты, стоящие во внешнем круге приветствуют тех, кто стоит во внутреннем круге. Переходя каждый раз к новому партнеру, стоящие во внешнем круге придумывают новый вариант либо приветствия, либо любезности. По результатам упражнения анализируются ощущения его участников и сложности при его выполнении.

Упражнение 3. « Согласие с собеседником».

Цель: отработка умения в начале беседы накапливать согласие для последующего продуктивного общения.

Задание. Партнеры по общению работают в парах. Один из них задает вопросы. Его задача - получить несколько раз положительный ответ на поставленные вопросы, накопив, таким образом, позитивный потенциал для дальнейшего общения. Анализируются результаты выполнения задания.

Упражнение 4. «Сопереживание».

Цель: Установление эмоционально-доверительных отношений с партнером по общению, ослабление эмоционального напряжения.

Задание. Партнеры работают в парах. Им необходимо придумать и записать несколько выражений, в которых в некорректной форме приписываются эмоциональные чувства другому человеку. Затем сформулировать описание этих же чувств в уважительной форме, снимающих эмоциональное напряжение. Например, «Вы не соображаете. - Вы поражены» и др. Анализируются результаты выполнения задания.

Упражнение 5. «Корректное завершение общения».

Цель: отработка навыка корректного выхода из контакта.

Задание. Участники отрабатывают в парах возможные варианты позитивного выхода из контакта при различных ситуациях, например, при недостатке времени у одного из собеседников, при обсуждении неприятной темы для одного из них, при нежелании общаться с данным человеком. Анализируются результаты выполнения задания.

II. Вторая часть занятия «Психологический контакт в определенной ситуации».

Цель: формирование умения анализа ситуации допроса и выбора адекватных средств взаимодействия по установлению психологического контакта с допрашиваемым, импровизации и перевоплощения в определенной ситуации.

1. Психологический контакт при допросе (показ и анализ видеофрагмента допроса из кинофильма «Криминальный талант»).

2. Этюды на общение в определенной ситуации.

Вступительное слово преподавателя. Сотруднику полиции в ходе выполнения профессионально-служебной деятельности приходиться общаться с различными категориями граждан в различных, часто непредсказуемых ситуациях. Общение с различными людьми требует не только профессионализма мастерства, но и навыков импровизированного общения, умения сыграть определенные эмоциональные

состояния и чувства, быть убедительным, быстро реагировать на изменение в различных ситуациях профессионального общения, например при допросе.

Вашему вниманию предлагается видеофрагмент из кинофильма «Криминальный талант», раскрывающий сцену допроса следователя с задержанной, подозреваемой в краже.

Задание 1. Выделите психологические этапы проведения допроса и проанализируйте действия следователя по установлению психологического контакта с задержанной.

Задание 2. Какие психологические методы и приемы проведения допроса наиболее эффективны, с вашей точки зрения, в ситуации общения, предложенной в видеофрагменте.

После просмотра видеофрагмента обсуждается варианты ответов на поставленные вопросы, формулируются выводы о целесообразных приемах установления психологического контакта и взаимодействия в определенной ситуации.

2. Этюды на общение в определенной ситуации.

Развитию навыков импровизации в общении с любым человеком в постоянно изменяющихся условиях и поиском соответствующего психологического инструментария установления контакта и взаимодействия могут способствовать этюды на общение в определенной ситуации.

Этюд 1. Разыграйте в паре этюд «Допрос». «Следователь» составляет вопросы по придуманному им делу и расспрашивает «допрашиваемого» об обстоятельствах этого дела, в котором его подозревают. На импровизированные вопросы Вы -«допрашиваемый» отвечайте моментально, но убедительно, в соответствии с сочиненными обстоятельствами и поставленной вам задачей.

Этюд 2. Разыгрывается в паре. Вы - случайный свидетель происшествия. Проходя мимо, вы увидели дерущихся людей, один из которых упал, а второй быстро скрылся. Вы его заметили. Сотрудник полиции просит вас выступить свидетелем. Но Вы сомневаетесь. Задача сотрудника полиции - убедительно и аргументировано добиться вашего согласия на свидетельские показания.

III. Третья часть занятия «Невербальные формы общения в процессе установления психологического контакта».

1. Вступительное слово преподавателя. Общеизвестен факт, что при первом контакте человек оценивает собеседника на 55% по невербальным каналам общения, 38% по паралингвистическим и 7% по речевым коммуникациям. Невербальные средства общения играют ведущую роль в процессе установления контакта с любой категорией граждан. Докажите это утверждение. (Краткая актуализация знаний курсантов по изучаемой теме).

При первом знакомстве с различными категориями людей часто возникают противоречивые чувства. С одними людьми сразу устанавливается психологический контакт и возникает расположение, а с другими, наоборот, появляется чувство отчуждения. Невербальные средства общения, предлагаемые в данных упражнениях, направлены на установление эмоционально -психологического контакта с партнером по общению.

2. Упражнения на установления психологического контакта при невербальных формах общения.

Упражнение 1. «Отражение».

Цель: формирование навыка приобщения и задействования партнера при контакте.

Задание: Участники работают в парах. Задача одного из них -продемонстрировать различные комбинации движений. Задача второго -максимально точно «отразить» предлагаемые варианты движений партнера по контакту. Затем они меняются ролями. Анализируются результаты выполнения задания, трудности в возникновении отражаемых действий партнера по общению.

Упражнение 2. «Контакт без слов».

Цель: отработка приемов взаимопонимания при контакте языком жестов. Задание. Участники работают в парах. Им даются карточки со словами или словосочетаниями. Один из них должен в течение минуты придумать и изобразить жестами слово или словосочетание, написанное на карточке. Другой, находясь на определенном расстоянии, должен его понять и назвать это слово. Затем участники меняются ролями. Анализируются результаты выполнения задания, трудности в понимании передаваемой информации языком жестов. 3. Заключительная часть.

1. Письменный блиц-опрос по изучаемой теме. Взаимопроверка.

2. Преподаватель подводит итоги проведенного занятия; делает выводы по изучаемой теме; выставляет оценки.

Формулирует задание к следующему практическому занятию:

- Каждому курсанту установить три контакта с незнакомыми людьми и обменяться с ними номерами телефонов.

Литература

1. Дудкина Е. И. Основы психологии и педагогики высшей школы: учебное пособие -Е. И. Дудкина. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2004. 162 с.

2. Кораблев С. Е. Тренинг развития коммуникативной компетентности сотрудников правоохранительных органов. [Текст]: учебное пособие: рек. МВД РФ / С. Е. Кораблев. Департамент кадрового обеспечения МВД РФ. М.: ЦОКР МВД России, 2009. 239 с.

Основные методы формирования и развития ценностных аспектов межкультурной компетенции студентов вуза в процессе изучения дисциплины «иностранный язык» Любова Т. В.

Любова Татьяна Васильевна /Lyubova Tatyana Vasilievna - кандидат педагогических наук,

доцент,

кафедра иностранных языков, социально-гуманитарное отделение, Набережночелнинский институт Казанский федеральный университет, г. Набережные Челны

Аннотация: в данной статье рассматривается оптимизация процесса формирования межкультурной компетенции средствами учебной дисциплины «иностранный язык». Разработан комплекс мер по оптимизации данного процесса, выделены наиболее эффективные методы развития межкультурной компетенции и критерии их отбора. Предложены наиболее эффективные формы и приемы обучения иностранному языку, составляющие методическую основу формирования вышеозначенной компетенции.

Abstract: this article focuses on the optimization of intercultural competence process formation by means of discipline "foreign language". A package of measures to optimize the process is developed, the most effective methods of developing intercultural competence and the criteria for their selection are highlighted. The most effective forms and methods of training FL constituting the methodological basis of formation of the aforesaid authority are offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.