изводстве выемки и при производстве других следственных действий - 87,4%. Навыки документального оформления - 94,4%. Знание научных основ в данной области знания - 49,7% .
В специальной подготовке подготовленность «лучших из лучших» составила 96,6% от уровня требований. Знание соответствующих положений федеральных законов - 100%, знание ведомственной нормативно-правовой базы МВД России - 82,3%, знание тактических способов действия в определенных ситуациях - 100%, умения и навыки оформления нужных документов - 100%.
1. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 29 июня 2009 г № 490 // Рос. газета. 2009. 27 авг.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДОПРОСА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ОСКОРБЛЕНИЙ
Н. И. Козлова
В статье представлены приемы допроса потерпевшего, психологические особенности допрашиваемого и их влияние на тактику проведения следственного действия при расследовании оскорблений.
Ключевые слова: психологические приемы допроса, тактические приемы допроса, оскорбление, эмоции, психологическое воздействие, коммуникационные способности дознавателя, психологический контакт.
Оскорбление, т. е. посягательство на честь и достоинство другого лица, влечет за собой уголовную ответственность и регламентируется уголовным законодательством (ст. 130 УК РФ). Оскорбление воздействует на чувство собственного достоинства, внутреннее ощущение человеком своей ценности и значимости [1, с. 9]. В настоящее время расследуется большое число уголовный дел данной категории. Часть из них не доходит до суда, и причиной, на наш взгляд, является то, что органом предварительного следствия не учшываются психологические особенности личности и основанная на ней тактика следственных действий.
Одним из наиболее важных элементов, направленных на закрепление доказательств, является допрос потерпевшего. От того, как полно будет допрошен потерпевший, зависит исход дела. Любое унижение направлено непосредственно на личные качества человека, его авторитет в глазах окружающих. Поэтому для дознавателя очень важно сочетать психологические и тактические приемы допроса. В литературе описаны приемы допроса, но при расследовании оскорблений существует своя специфика, которая ранее не рассматривалась. Цель нашего исследования состояла в систематизации приемов по группам применительно к допросу потерпевшего при расследовании оскорблений.
Современные технологии информационного воздействия позволяют дезориентировать человека в происходящих событиях, управлять его поведением и поступками незаметно для него самого. При этом воздействие оказывается не только на уровне сознания, но и на подсознательном уровне [2]. Как правильно отмеча-
ет Т. Е. Ежевская, окружающая человека информационная среда неоднородна, имеет различную скорость протекания информационных процессов и информационно-психологического воздействия [3, с. 38-41]. О. В. Пол-стовалов пишет, что «психология представляет собой одну из гносеологических основ криминалистики. Следовательно, изменения, происходящие в психологии за последние годы, не могут не найти своего отражения в криминалистической науке» [4, с. 24-27]. Профессиональное мастерство допрашиваемого должно быть основано на твердом знании процессуального закона и тактических средств ведения следственный действий, разработанный с учетом положений специальных наук: психологии, логики, научной организации труда и т. д. Данные средства не регламентированы законом, их выбор и применение зависят от конкретной следственной ситуации, которая не может быть заранее предусмотрена [5, с. 24]. Вот почему при производстве допроса необходимо применение тактических приемов в сочетании с психологическими особенностями личности.
По своей сути психологические приемы неотделимы от тактических приемов, но выбор таких приемов зависит от конкретного вида преступления и особенностей его расследования. Так, при допросе по делам об оскорблении можно выщелить три основные группы психологических приемов: первая - техника создания и использования оптимальной обстановки общения; вторая - умение допрашивающего вести беседу; третий - оказание психологического воздействия на допрашиваемого.
К первой группе приемов относятся:
1. Частое обращение к «имени собственному», суть этого заключается в том, что при разговоре с допрашиваемым лицо, ведущее допрос, называет его по имени и отчеству. Таким образом допрашивающий проявляет внимание и уважение к личности допрашиваемого, что вызывает у него чувство удовлетворения и самоуважения. При расследовании оскорбления чувство собственного достоинства допрашиваемого задето, поэтому такой прием позволит ощутить значимость своей персоны и расположит собеседника к беседе.
2. Обращение при допросе к лучшим сторонам личности допрашиваемого [6, с. 21]. Предварительно изучив его личность, дознаватель сделает акцент на этих качествах. Данный прием важен в связи с тем, что в делах об оскорблениях лицо, чьи репутация и самооценка пострадали, может воспринять допрос как нежелательное отношение к себе со стороны допрашивающего, и именно акцент на лучших характеристиках допрашиваемого способствует продуктивному допросу.
3. Стремление понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами. Данный прием позволит допрашиваемому оценить и понять то, что случилось - ведь каждый человек стремится к самоуважению.
4. Поиск общих интересов. Интерес дознавателя к увлечениям допрашиваемого располагает лицо к дознавателю и даче правдивых показаний. Данный прием помогает отвлечь его внимание от воспроизведения в памяти негативнык эмоций и высказываний в его адрес.
5. Установление психологического контакта с использованием приема обеспечения интимности («нам никто
не помешает»). Допрос - это оказание психологического воздействия на нервную систему допрашиваемого. Он всегда стремится от состояния психической напряженности перейти к расслаблению, а поэтому легко переключится на нейтральную тему, так как допрос - это ситуация, связанная со сверхтяжелой нагрузкой на его психику [7, с. 7]. Перенапряженное психическое состояние приводит к распаду коммуникативного процесса между сторонами, что может привести к отказу допрашиваемого от дачи показаний.
В ходе допроса для установления психологического контакта дознавателю необходимо следить за аргументацией. Она строится на его профессионализме, его речи, умении правильно подобрать слова, эффективно воздействующие на допрашиваемого. Важны в психологическом контакте ролевые представления допрашиваемого лица [8, с. 363]. Знание дознавателем основных социальных ролей, в которых находился допрашиваемый на протяжении своей жизни, планирование общения на его положительных ролевык позициях в ходе допроса поддерживает процесс коммуникации и установления психологического контакта между дознавателем и допрашиваемым. Коммуникативная составляющая невозможна без диалога между дознавателем и допрашиваемым [9; 10]. Профессионал выстраивает диалог, проявляя инициативу.
Следует отметить, что большое количество дел прекращается ввиду того, что не воссоздана полная картина происшедшего. Учет всех психологических особенностей позволит дознавателю не акцентировать все внимание на восприятии оскорбительных слов или действий в адрес допрашиваемого и, соответственно, логически правильно построить допрос, получить наиболее полную и достоверную информацию на основе психологического контакта.
Ко второй группе приемов относятся:
1. Коммуникационные способности дознавателя. Дознаватель должен быть терпеливым слушателем, который внимательно слушает допрашиваемого, не перебивая его. Важный фактор коммуникации составляет умение говорить и умение слушать. Умение слушать и говорить является средством общения следователя и подразделяется на вербальную и невербальную речь [11, с. 76-81]. А. М. Столяренко добавляет еще и невербальный компонент коммуникации, который дополняет и усиливает вербальные средства общения [12, с. 144]. Невербальный компонент включает в себя мимику, контакт глаз, пантомимику, тон, темп, интонацию речи. Наблюдая за допрашиваемым, дознаватель может получить информацию об эмоциональном состоянии допрашиваемого, его настрое говорить правду или давать ложные показания. Невербальные и вербальные компоненты коммуникации используются дознавателем с целью выбора и реализации тактических приемов допроса лица. Именно поэтому многое зависит от коммуникативных способностей дознавателя: его умения слушать, эмоциональной устойчивости, общительности. Профессиональная компетентность дознавателя определяется в умении скрытать свое психическое состояние, быть сдержанным, корректным и внимательным к допрашиваемому [13, с. 287].
Лицо дознавателя должно выфажать спокойствие, без проявления отрицательных эмоций, что способствует
созданию благоприятной обстановки и расположению допрашиваемого. Это может предрасположить его к сотруднику и таким образом даст возможность получить полную информацию о сути произошедшего.
2. Важную роль играют тон разговора и интонации дознавателя. При допросе грубость может привести к отказу давать показания, так как внутренняя самооценка потерпевшего уже была задета подозреваемым. В связи с этим доброжелательный и спокойный тон, в то же время твердый и настойчивый, способствует созданию благоприятной обстановки в ходе допроса. Если же допрашиваемый настроен враждебно, что выфажается в грубости, дознаватель должен применить профессиональные приемы, направленные на погашение вспышки гнева. Например, сказав о недопустимости такого тона, дознаватель спокойным голосом продолжает допрос, пока допрашиваемый не избавится от враждебного настроя.
Недопустим переход дознавателя на тот же тон, что и допрашиваемый, однако ему необходимо «подстроиться» к допрашиваемому. А. М. Столяренко понимает под этим создание подсознательного доверия допрашиваемого к следователю [14, с. 288]. Это может выфажаться в позе, аналогичной позе допрашиваемого. В этих качествах проявляются профессиональные умения дознавателя подстроиться к допрашиваемому и вести беседу в необходимом для следствия русле.
Приглашение к диалогу, демонстрация открыггости и обращенности к партнеру могут быть переданы в позе допрашиваемого, положении рук и др.
3. Обстановка допроса. Дознаватель должен создать для допрашиваемого спокойную, не отвлекающую обстановку для проведения допроса: проводить допрос один на один с допрашиваемым, изолировать все, что будет отвлекать внимание допрашиваемого (выключить музыку, не разговаривать по телефону). Положительным моментом успешного диалога также могут быть чистота и аккуратность помещения, наличие картин и цветов. Это позволяет создать благоприятную психологическую обстановку для допрашиваемого, способствует точному и полному изложению событий.
4. Время проведения беседы. Допрашивающему следует помнить о том, что недопустимо опаздытать на допрос, это может восприняться допрашиваемым как неуважение к его персоне.
К третьей группе приемов мы относим методы психологического воздействия на допрашиваемого - профессиональные технологии, тесно связанные с вопросами психологической безопасности (информационнопсихологической безопасности) [15, с. 77]. Как пишет В. Г. Пушков, психологическое воздействие -«.. .это система (комплекс) действий сотрудников ОВД при контактировании с гражданами, заключающихся в использовании специальных средств и методов, направленных на изменение параметров психики граждан, необходимых для достижения стоящих перед сотрудниками процессуальных целей и задач» [16, с. 12].
Психологическое воздействие многообразно, и действующий УПК РФ в ст. ст. 9 и 75 регламентирует границы допустимого и недопустимого психологического воздействия. В отношении допрашиваемого недопустимы шантаж, необоснованные обещания, обман, запугива-
ние. Важно также учшывать нравственно-психологические пределы средств воздействия дознавателя на допрашиваемого. Правомерным считается любой тактический прием психологического воздействия, если он не направлен на «вымогательство» показаний у допрашиваемого [17, с. 365]. Проблемой применения психологических приемов в отношении допрашиваемых занимались Р. С. Белкин, А. Н. Васильев, Л. М. Корнеева.
Н. И. Порубов, Г. А. Зорин и др. Психологическое воздействие - это составная часть профессиональной деятельности дознавателя. Так как дознаватель наделен властными полномочиями, психологическое воздействие, оказываемое на допрашиваемого, может носить манипуля-тивный характер. Под манипуляцией понимается скрытое воздействие, преследующее односторонние интересы [18, с. 80]. Е. В. Сидоренко пишет о том, что манипуляция направлена на то, чтобы принудить человека чувствовать, думать и действовать так, как это выгодно манипулятору, но при этом так, чтобы человеку не казалось, что его принудили [19, с. 29]. С нашей точки зрения, такое психологическое воздействие допустимо, так как основная задача дознавателя - это полное и быстрое раскрытие преступления. Можно выщелить несколько приемов, используя которые дознаватель может оказывать психологическое воздействие на допрашиваемого:
- визуальные стимулы. Дознаватель в ходе допроса предъявляет допрашиваемому вещественные доказательства и предметы, имеющие отношение к уголовному делу, к таковыш можно отнести фотографии, документы, видеозаписи и др. Необходимым, на наш взгляд, является фиксация допроса на видеоносителе. При расследовании дел по оскорблению фиксация должна проводиться как при допросе потерпевшего, так и при допросе подозреваемого. С одной стороны, как правильно отмечают А. А. Левин и Ю. А. Горюнов, при даче ложных показаний, записываемых на видеоноситель, человек острее чувствует свои промахи, просчеты. Видео-, аудиозапись позволяют повторно проанализировать проговорки, невербальные особенности общения - паузы, неуверенность в утверждениях и т. п. Лицо, дающее ложные показания, прослушивая или просматривая записи, осознает также просчеты, отказывается от противодействия дознавателю [20, с. 29]. С другой стороны, допрос с фиксацией на аудио- или видеоноситель является дополнительным доказательством в уголовном деле. Также, на наш взгляд, ведение аудио- и видеозаписи необходимо сразу же после возбуждения уголовного дела, так как по истечении определенного времени допрашиваемый может забыгть оскорбительные слова, которые были высказаны в адрес потерпевшего, что недопустимо. При этом необходимо учитывать, что интонация и сами произнесенные слова влияют на виновность или невиновность лица;
- вербальные воздействия, способные создавать определенный психологический эффект. К ним относятся информирование, убеждение, внушение. Но внушение может вызвать сопротивление у допрашиваемого, поэтому необходимо использовать информирование и убеждение с элементами внушающего воздействия. Обсуждение целесообразно строить таким образом, чтобы оппонент чувствовал себя не убежденным, а дошедшим
до этого решения практически самостоятельно. Как правильно отметил Е. В. Сидоренко, влияние включает в себя аргументацию, контраргументацию и конструктивную критику [21, с. 31]. Следует помнить о невербальном компоненте, который включает одежда дознавателя, его темп речи, профессионализм и т. д.
Как видим, тактические приемы допроса основыта-ются на психологии. Знание психологических приемов помогает построению тактики допроса, корректного обращения с допрашиваемым, так как его чувства были задеты оскорбительными действиями и словами подозреваемого. Вопросы, касающиеся применения психологических приемов при расследовании оскорбления, не описываются в юридической литературе и имеют свою специфику в связи с тем, что оскорбление посягает на честь и достоинство. Знание основополагающих приемов воздействия на допрашиваемого и их сочетание способствуют быстрому и полному расследованию уголовного дела.
1. Омельченко С. С. Уголовно-правовая оценка клеветы и оскорбления : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 26 с.
2. Попов Д. Г. Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию как подсистема обеспечения информационной безопасности государства // Юридическая психология. 2009. № 2. С. 26-29.
3. Ежевская Т. И. Психологическое воздействия информационной среды на современного человека // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 2(37). С. 38-41.
4. Мазунин Я. МТактико-психологические основы допроса // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2004. № 1(21). С. 24-27.
5. Полстовалов О. В. Совершенствование тактических приемов криминалистики на основе современных достижений психологической науки : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2000. 27 с.
6. ЕникеевМ. И., Черных Э. А. Психология следователя. М., 1988. 157 с.
7. Филонов Л. Б. Тренинги делового общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. М., 1992. 76 с.
8. ВасильевВ. Ё.Юридическая психология. СПб., 1997. 624 с.
9. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1976. 349 с.
10. Ратинов А. Р., Ефимова Н. И. Психология допроса обвиняемого. М., 1998. 136 с.
11. Андреев Г. М.Социальная психология. М., 1994. 384 с.
12. СтоляренкоА. М. Прикладная юридическая психология. М., 2001. 639 с.
13. Криминалистика : учебник для вузов / под ред. Н. П. Яб-локова, В. Я. Колдина. М., 2001. 718 с.
14. Столяренко А. М. Указ. соч.
15. Воробьева Е. А. Профессионально-психологические особенности контактности следователей в условиях допроса : дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 266 с.
16. ПушковВ. Г. Профессионально-психологическое воздействие в процессе расследования преступлений : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 26 с.
17. Еникеев М. И. Практикум по юридической психологии. М., 2001. 592 с.
18. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. М., 2000. 544 с.
19. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2001. 256 с.
20. Левин А. А., ГорюновЮ. А. Звукозапись и видеозапись в уголовном судопроизводстве. М., 1983. 288 с.
21. Сидоренко Е. В. Указ. соч.