УДК 159.9 : 34 ББК 88
Помаз Галина Станиславовна Pomaz Galina Stanislavovna
профессор кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России кандидат психологических наук, доцент.
Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Psychology, Associate Professor. E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОПРОСА ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ И ПОТЕРПЕВШИХ
The usage of psychological science during the interrogation of suspects,
defendants and victims
Статья посвящена анализу психологических аспектов допроса подозреваемых, обвиняемых и потерпевших при расследовании преступлений. Описываются психологические приемы установления и развития контакта, преодоления психологических барьеров, а также оказания психологического воздействия на допрашиваемое лицо.
Ключевые слова: допрос, психологический контакт, психологические барьеры, психотехнологии коммуникации, принцип конгруэнтности, эмпатий-ное общение.
Эффективность проведения допроса следователем зависит от его умения использовать тактические и психологические приемы установления и развития контакта, профилактики конфликта, изобличения во лжи, преодоления противодействия допрашиваемого, а также знания психологических особенностей личности. Тактические приемы и способы допроса также основываются на психологии, что способствует быстрому и полному расследованию уголовного дела. Вместе с тем сотрудники полиции испытывают трудности в выборе методов психологического воздействия, которые связаны с отсутствием у них необходимых знаний в области психологии индивидуальных различий, психологии общения и психологии лжи. В связи с этим актуализируется проблема психологического обеспечения расследования преступлений, включающего не только деятельность психологов, но и использование психологических знаний следователями в целях повышения эффективности допроса подозреваемых, обвиняемых и потерпевших.
The article is devoted to the analysis of psychological aspects of interrogation ofsuspects, defendants and victims during the investigation of crimes. The author describes psychological techniques of establishing and development of the contact, of overcoming psychological barriers, psychological impact on the person being questioned.
Keywords: interrogation, psychological contact, psychological barriers, psycho-communication, principle of congruence, empathic communication.
Возрастающий психологизированный характер преступности также обусловливает необходимость использования в максимально полном объеме достижений психологии в борьбе с преступностью.
Так, для эффективного производства допроса важно безошибочно определять психологические особенности обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего, а также устанавливать с ними психологический контакт. В частности, допрос подозреваемого и обвиняемого отличается от допроса свидетеля и потерпевшего, что нужно учитывать на этапе установления психологического контакта. Довольно распространенной является ситуация, когда обвиняемый в самом начале расследования отказывается сотрудничать. В этом случае следователь должен оказать психологическое воздействие с помощью следующих приемов:
- убеждения обвиняемого в том, что его позиция ошибочна;
- объявления о том, что его соучастники уже дают показания;
- использования противоречий в интересах соучастников преступления.
Особенность допроса подозреваемого состоит в том, что следователь имеет в своем распоряжении недостаточные сведения о его личности, не собраны доказательства его вины. Поэтому он может использовать фактор внезапности, который не даст допрашиваемому понять, имеются ли у следствия доказательства его вины, и выбрать тактику защиты.
Для повышения эффективности предварительного следствия необходимо изучить личностные особенности обвиняемого и подозреваемого. Следователь должен располагать сведениями о том, какой образ жизни ведет обвиняемый, с кем общается, в каких условиях проживает, что повлияло на формирование его личности, наиболее значимых событиях его биографии. Следует выявить его поведенческие установки и стереотипы, коммуникативные качества, способы адаптации в группах, особенности поведения в конфликтных ситуациях.
Сотрудникам полиции важно помнить о том, что обвиняемый может испытывать различные психические состояния в зависимости от того, как он относится к совершенному преступлению, а также правосудию. Его состояния также детерминированы личностной позицией, системой ценностных ориентаций и оценкой обвиняемым степени доказанности преступления.
При взаимодействии с потерпевшим следователь должен учитывать, что его психические состояния относятся к категории экстремальных (стресс, аффект, фрустрация) и вызывают серьезные изменения в его отражательно-регуляционной сфере. Например, в результате травмирующего воздействия событий потерпевший может преувеличивать временные интервалы. Дознаватель также должен иметь в виду последовательность смены психических состояний потерпевших. Неоднократно вспоминая случившееся, они активно восстанавливают детали события, при этом происходит закрепление устойчивых очагов возбуждения в головном мозге. Актуализация аффектогенных обстоятельств иногда приводит к возникновению психического состояния напряжения, вследствие чего потерпевший непроизвольно «уходит» от психотравмирую-щих обстоятельств. Для поддержания контак-
та следователь должен быть очень внимательным по отношению к потерпевшему, проявлять тактичность.
Серьезной проблемой при проведении допроса часто становится забывание допрашиваемым отдельных деталей произошедшего преступления. Как правило, потерпевший хорошо запоминает обстоятельства, поскольку он переживает их более эмоционально, но и у него могут иметь место определенные пробелы в запоминании.
Подозреваемые и обвиняемые тоже нередко испытывают затруднения в восстановлении в памяти существенных событий преступления. В таких случаях могут применяться следующие приемы: допрос с использованием ассоциативных связей; различные виды ассоциаций (по смежности, по сходству, по контрасту и с помощью наглядности), помогающие допрашиваемому активизировать процесс припоминания с помощью упоминания или демонстрации предметов или явлений, с которыми связаны интересующие следователя факты, цифры, обстоятельства; повторный допрос по конкретному перечню вопросов или фактов, которые интересуют следствие, но допрашиваемый не смог припомнить их при первом допросе. Перечисленные приемы использования ассоциативных связей можно применять и в случае, когда свидетель или потерпевший ошибается, искренне считая, что говорит правду.
Основной предпосылкой достижения цели допроса является установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым лицом. Для этого следователь может использовать такие элементы современных психотехнологий коммуникации, как гипноз, нейролингвистическое программирование и другие. Одним из эффективных приемов является подстройка (формирование) подсознательного доверия допрашиваемого к следователю. Суть его заключается в том, «чтобы допрашивающий настроился на "волну" допрашиваемого, общался с ним на доступном и понятном обоим языке тела, биоритмов, темпе мыслительного процесса, преодолевая неизбежные в ситуации допроса коммуникативные барьеры. Это достигается с помощью подстройки к позе, к дыханию, к движениям» [3, с. 383].
Для установления контакта, его поддержания и развития следует придерживаться общих
психогигиенических принципов поведения в беседе с допрашиваемым:
- принципа конгруэнтности и искренности, заключающегося в равенстве позиций общающихся;
- принципа эмпатийного общения, предполагающего, что в процессе коммуникации необходимо выражать собеседнику сопереживание, избегая оценки его поведения, тем более негативной;
- принципа уважительного отношения к собеседнику.
Установление психологического контакта обеспечивается диагностикой и преодолением психологических барьеров, препятствующих проведению допроса. На первое место следует поставить барьер противоборствующих целей и интересов участников допроса. Его урегулирование достигается целым комплексом следственных действий и иных мероприятий, тактические особенности производства которых детально изучаются криминалистикой в контексте проблемы преодоления противодействия расследованию. Роль психологии сводится к ликвидации более частных конфликтов истинно психологического содержания. К последним следует отнести: барьер индивидуальной несовместимости участников допроса; эмоциональный барьер (психическая напряженность, порождающая отрицательные эмоции); барьер техники и навыков общения.
Барьер индивидуальной несовместимости в психологии считается вполне преодолимым и достигается путем четкой постановки общих целей и задач общения, а также адаптации к особенностям личности другого человека. В этом следователю может помочь знание психологии допрашиваемого им лица, основных его психологических характеристик и понимание причин, провоцирующих конфликт с данным человеком.
Эмоциональный барьер неизменно присутствует в силу повышенной психологической напряженности, объективно связанной уже с самим расследуемым преступлением, вне зависимости от степени эмоциональности обоих участников допроса. На вербальном уровне эта задача решается с помощью следующих фраз: «Говорите, я Вас внимательно слушаю», «Мне понятны Ваши чувства», «Я хочу Вам помочь» и т. п., - которые при-
званы транслировать допрашиваемому эмоциональную поддержку со стороны следователя.
Но, для того чтобы быть воспринятой, вербальная информация должна сопровождаться и подтверждаться на невербальном уровне жестами, мимикой, выразительными движениями тела, расположением в пространстве и так далее. Сколько бы мы ни заявляли о своем дружеском отношении к человеку и готовности помочь ему, эта информация не вызовет доверия, если не будет подтверждаться невербальными средствами общения. На уровне эмоций доверие может достигаться с помощью демонстрации открытой позиции, включающей зрительный контакт, открытость рук (при этом ладони как бы приоткрываются собеседнику), особое положение ног (носок правой ноги, выдвинутый по направлению к собеседнику, подсознательно воспринимается как признак большой заинтересованности в собеседнике и теме разговора).
Кроме того, важное значение имеет расстояние между допрашиваемым и допрашивающим. В психологической литературе описаны следующие типы дистанций в общении: дистанция интимного общения (расстояние между общающимися от 0 до 45 см); дистанция личностного, дружеского общения (расстояние от 45 до 125 см); социально-ролевого (от 125 до 400 см) и публичного общения (свыше 400 см).
В первой части допроса, исходя из его детерминации целями и задачами расследования преступлений, нужно выбирать дистанцию, которая определяется социально-ролевыми связями между допрашиваемым и следователем. Для установления доверительных отношений от социальной дистанции можно постепенно перейти к личностному общению.
В деятельности следователя бывают различные ситуации, требующие использования разнообразных способов невербального поведения: как тех, которые демонстрируют его желание сотрудничать, проявлять доверие и уважение к собеседнику, так и прямо им противоположных.
С целью оказания психологического воздействия можно прибегнуть к действиям, считающимся некорректными с точки зрения психологии, но эффективными в случае, когда необходимо преодолеть противодействие допрашиваемого лица:
- «нарушение дистанции общения (как нарушение личного пространства, то есть приближение к человеку меньше чем на 45-50 см, так и дистанцирование от него более чем на 120-150 см);
- нарушение симметричности в позициях общающихся (например, сидящий следователь не предлагает допрашиваемому присесть, или допрашиваемый сидит, а допрашивающий встает, не прекращая допроса, и так далее);
- использование расположения в пространстве по типу "глаза в глаза" - позиции жесткого соперничества;
- демонстрация доминантности - расположение за спиной допрашиваемого, который теряет возможность контролировать поведение следователя, соответствующие жесты (кисть руки, за исключением большого пальца, спрятанная в карман или за лацкан пиджака, или "микроаплодисменты" самому себе как жест превосходства);
- демонстрация сомнения в показаниях допрашиваемого (закрытая позиция, отсутствие контакта глаз - смотрит в окно, сомкнутые руки, перекрещенные ноги, демонстрация контроля над происходящим - сомкнутый указательный палец крючком закрывает рот - "рот на замок") и так далее» [2, с. 35].
Следователю также необходимо знать и учитывать в своей деятельности техники и приемы ведения беседы, не способствующие взаимопониманию:
1. «Негативная оценка» - использование высказываний, принижающих личность партнера, например: «ты говоришь глупости», «ничего ты не понимаешь в этом вопросе» и другие.
2. «Игнорирование» - собеседник не принимает во внимание то, о чем говорит его партнер, пренебрегает его мнением.
3. «Эгоцентризм» - следователь пытается найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого.
В случае необходимости достижения взаимопонимания следователь может применять техники активного слушания:
1. «Вербализация А» (проговаривание, повторение) - собеседник точно, дословно повторяет высказывание партнера. При этом он может начать с вводной фразы, например: «другими словами, ты считаешь...» или «так я Вас понял...» и так далее.
2. «Вербализация Б» (пересказ, парафраз) - собеседник воспроизводит высказывание партнера в сокращенном виде, кратко формулирует самое существенное.
3. «Вербализация В» - развитие идеи. Собеседник пытается сделать логичный вывод из высказывания партнера.
Для изобличения ложных показаний и преодоления противодействия допрашиваемого следователь может оказать на данное лицо правомерное психологическое воздействие, направленное на получение правдивых показаний.
Психологические приемы преодоления противодействия допрашиваемого имеют четкие отличительные черты от приемов психологического насилия. Получение показаний от допрашиваемых лиц с помощью угроз, насилия или иных неправомерных способов категорически запрещено. «К приемам психологического насилия можно отнести: подсказывающие и наводящие вопросы, а также угрозы и необоснованные обещания, манипуляции с ложной информацией, использование низменных побуждений и так далее. Следует также отличать средства неправомерного психологического влияния, которые связаны с получением угодных для следователя показаний, от правомерных средств психологического принуждения» [1, с. 5].
На сегодняшний день следственная тактика содержит немало различных приемов и средств оказания правомерного психологического воздействия на подозреваемого и обвиняемого с целью получения правдивых показаний. Основными из них являются следующие: убеждение; использование положительных черт личности допрашиваемого лица; приемы «пресечение лжи», «выжидание»; допущение легенды; внезапность; последовательность; снятие напряжения; использование слабых мест личности; инерция; отвлечение внимания; создание впечатления хорошей осведомленности следователя; создание «незаполненности»; форсированный темп допроса. Для более точной диагностики ложных показаний следует использовать не только приведенные выше тактические приемы, но и вербальные и невербальные признаки лжи. Однако не следует забывать о том, что некоторые личности хорошо разбираются в психологии людей,
способны находить недочеты в позиции следователя. Иногда по непроизвольным действиям следователя и выражению его лица допрашиваемому удается догадаться о наличии доказательств его виновности. Именно поэтому необходимо с большой осторожностью использовать имеющиеся тактические приемы выявления лжи.
Литература
1. Еникеев М. И. Психология коммуникативной деятельности следователя// Юридическая психология. 2009. № 4.
2. Жуков И. А., Полтавцева Л. И. Психологические основы тактики производства отдельных следственных действий: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д, 2006.
3. Столяренко О. М. Психологические приемы в работе юриста. М., 2006.
Таким образом, опыт проведения следователями допросов обвиняемых, подозреваемых и потерпевших подтверждает необходимость более активного использования в следственной практике психологических знаний. Современное состояние преступности таково, что противодействие ей вне психологического обеспечения теряет свою эффективность.
Bibliography
1. Enikeev M. I. Psychology of communicative activity of the inspector // Legal psychology. 2009. № 4.
2. Zhukov I. A., Poltavtseva L. I. Psychological basics of tactics production of certain investigative actions: educational handbook. Rostov-on-Don, 2006.
3. Stolyarenko O. M. Psychological methods in the work of a lawyer. Moscow, 2006.