Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА'

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПЕДАГОГ / КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапиева Аида Сайпутдиновна, Абдулазимова Тоита Хизировна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович

В статье изучено влияние коммуникативной компетентности педагога как фактора благоприятного социально-психологического климата коллектива образовательной организации. Основные задачи статьи видятся в следующем: изучена сущность понятия «коммуникативная компетентность педагога» и выявлены факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата педагогического коллектива. Социально-психологический климат представляет собой одну из важных сторон жизнедеятельности людей, относящейся к трудовой деятельности. Оказывает влияние на формирование членов трудового коллектива, выступает мощным механизмом коллективообразования. Сделан вывод о том, что благоприятный социально-психологических климат в педагогическом коллективе выступает решающим фактором эффективности профессиональной деятельности каждого педагога и образовательной организации в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE TEACHER AS A FACTOR OF A FAVORABLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF THE TEAM

The article studies the influence of the teacher's communicative competence as a factor of a favorable socio-psychological climate for the staff of an educational organization. The main objectives of the article are seen as follows: the essence of the concept of "communicative competence of a teacher" is studied and the factors influencing the formation of the socio-psychological climate of the teaching staff are identified. The socio-psychological climate is one of the important aspects of people's life related to labor activity. It influences the formation of members of the labor collective, acts as a powerful mechanism for collective formation. It is concluded that a favorable socio-psychological climate in the teaching staff is a decisive factor in the effectiveness of the professional activities of each teacher and the educational organization as a whole.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента, руководитель центра психологической службы Шапиева Аида Сайпутдиновна

ГАОУ ВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» (г. Махачкала); кандидат филологических наук, доцент кафедры чеченской филологии Абдулазимова Тоита Хизировна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. В статье изучено влияние коммуникативной компетентности педагога как фактора благоприятного социально-психологического климата коллектива образовательной организации. Основные задачи статьи видятся в следующем: изучена сущность понятия «коммуникативная компетентность педагога» и выявлены факторы, влияющие на формирование социально-психологического климата педагогического коллектива. Социально-психологический климат представляет собой одну из важных сторон жизнедеятельности людей, относящейся к трудовой деятельности. Оказывает влияние на формирование членов трудового коллектива, выступает мощным механизмом коллективообразования. Сделан вывод о том, что благоприятный социально-психологических климат в педагогическом коллективе выступает решающим фактором эффективности профессиональной деятельности каждого педагога и образовательной организации в целом.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность социально-психологический климат, педагог, коллектив, педагогический коллектив.

Annotation. The article studies the influence of the teacher's communicative competence as a factor of a favorable socio-psychological climate for the staff of an educational organization. The main objectives of the article are seen as follows: the essence of the concept of "communicative competence of a teacher" is studied and the factors influencing the formation of the socio-psychological climate of the teaching staff are identified. The socio-psychological climate is one of the important aspects of people's life related to labor activity. It influences the formation of members of the labor collective, acts as a powerful mechanism for collective formation. It is concluded that a favorable socio-psychological climate in the teaching staff is a decisive factor in the effectiveness of the professional activities of each teacher and the educational organization as a whole.

Key words: communicative competence, socio-psychological climate, teacher, team, teaching team.

Введение. В современном российском обществе наблюдается ситуация, характеризующаяся социально-экономической нестабильностью, конкуренцией на рынке труда, высоким уровнем конфликтности. Отмечается тенденция возрастания требований, предъявляемых к профессионализму сотрудников, их личностным, профессиональным качествам и компетенциям.

В то же время, далеко не каждый сотрудник современной организации обладает высоким уровнем адаптивных способностей, может эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность на необходимом уровне. Всё это, в совокупности может привести к ухудшению социально-психологического климата в конкретном коллективе. Особенно если в нём работает большой процент сотрудников с низкими адаптационными способностями и профессионально - значимыми качествами, связанными с умением конструктивного взаимодействия с коллегами.

Применительно к педагогической профессиональной деятельности всё вышесказанное приобретает особую актуальность.

Изложение основного материала статьи. Как уже неоднократно подчёркивалось отечественными и зарубежными учёными [8; 9; 13 и др.], сoциально-психолoгический климат является важным составляющим любого коллектива. В этой связи уровень психологической культуры (коммуникативная компетентность) участников коллектива играет особо важную роль в благоприятности климата и всех его составляющих.

В современном научном сообществе сформировалась потребность в изучении коммуникативной компетентности, в частности, зарубежными (М. Аргайл, Бр. Спицберг, Р. Харре [15] и др.) исследователями. Среди отечественных авторов значимый вклад в постановку проблемы изучения коммуникативной компетентности внесли: Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, О.В. Муравьева и др.

Изучением проблем формирования социальнo-психологического климата в педагогическом коллективе, занимались такие отечественные ученые, как: И.Б. Авакян, Ю.О. Антонова, Ю.Л. Неймер, М.В. Савельева, Н.П. Фетискин, Р.А. Шамсутдинов, Е.В. Шорохова и др.

Авторы в своих исследованиях подчеркивали, что данному социальному феномену следует уделять особое внимание при оценке эффективности профессиональной деятельности педагогического коллектива.

Первые работы, посвященные проблеме коммуникативной компетентности, появились во второй половине прошлого столетия в западной социальной психологии. Первыми учеными, использовавшими данный термин в научном обиходе, были Рон Харре и Майкл Аргайл.

Р. Харре полагал, что общение можно назвать эффективным только в том случае, если при этом была достигнута его цель - завоевание уважения собеседника [7].

В качестве основных детерминант, внутренних ресурсов, обеспечивающих эффективность личности в общении, Р. Харре описал следующие:

- личностные особенности, предполагающие отсутствие деформаций психики и психологических травм различной этиологии;

- когнитивные составляющие личности;

- ролевая и ситуативная нормативность, которая предполагает умение использовать различные социальные роли;

- поведенческая, инструментальная и операциональная составляющие [7].

Большой вклад в разработку проблемы, связанной с изучением коммуникативной компетентности, внес американский социальный психолог Брайан Спицберг. Ученый предложил оригинальную модель межличностной коммуникационной компетентности, которая получила широкое распространение и стала одной из ведущих в данной области.

Автор делает вывод о том, что компетентность в обсуждаемых вопросах делает общение более приятным и приносит наибольшее удовлетворение обеим сторонам коммуникации.

В разработку проблемы коммуникативной компетентности внесли вклад и отечественные социальные психологи. Активные исследования в данной области в нашей стране начались в 80-е годы прошлого столетия.

Прежде всего, с этой связи следует отметить труды и монографии А.А. Бодалева [4], Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова и др. [7].

В отечественной социальной психологии общения «коммуникативная компетентность» как понятие было использовано советским и российским психологом А.А. Бодалевым [4]. Его он описывал как «способность человека устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии таких личностных ресурсов, как знания и умения» [4, С. 12].

Советский и российский учёный-психолог, доктор психологических наук Ю.М. Жуков выделяет такие компоненты коммуникативной компетентности [7]:

- мотивационно-ценностный компонент, проявляющийся через потребность в выстраивании социальных контактов, активной деятельной позиции в общении;

- когнитивный компонент - совокупность языковой и межкультурной компетентности с учетом их адекватной применимости в различных сферах коммуникации индивида, его способность выстраивать конструктивное взаимодействие и разрешать конфликтные ситуации в общении;

- операциональный компонент - показатель «культурной зрелости личности», которая свидетельствует о развитых коммуникативно-рефлексивных умениях, обеспечивающих осознанность своих коммуникативных целей и потребностей.

Если брать специфические особенности педагогического коллектива, то можно сказать, что он представляет собой профессиональное сообщество людей и обладает всеми общими признаками коллектива. Но понятие «педагогический коллектив» обладает специфическими особенностями, которые многие годы исследовали отечественные и зарубежные ученые [4 и др.].

Интерес к изучению педагогических коллективов появился в 20-30-е прошлого столетия и был связан с поиском новых форм эффективного управления педагогическими организациями в условиях социалистической системы образования. Свой вклад в рассмотрение проблем педагогических коллективов многие педагоги-новаторы [3-5].

Актуальной задачей исследований в области изучения социально-психологического климата является нахождение факторов, влияющих и формирующих климатическую среду коллектива.

По мнению Э.В. Будаевой [5] необходимо выделять следующие ведущие основными факторы, оказывающие особое сильное влияние на характеристики социально-психологического климата:

Макросреда социума: совокупность следующих параметров, как политическая, культурная, экономическая, социальная обстановка в обществе. Благоприятная обстановка в общественном, политическом, экономическом форматах повышает психоэмоциональное и социальное благополучие, как всего общества, так и отдельного коллектива.

Макросреда организации, которая включает в себя статусно-ролевые особенности членов коллектива, специфику руководства организацией, совокупность имеющихся в коллективе ресурсов, стратегические планы и другие специфические характеристики коллектива.

Физический микроклимат, который характеризует санитарно-гигиенические условия труда. Повышение уровня удовлетворенности трудовой деятельностью членов коллектива во многом зависит от этого фактора. В то же время отсутствие благоприятных санитарно-гигиенических условий, напротив негативно влияет на микроклимат в коллективе, а при длительном периоде несоблюдения норм приводит к резкому снижению всех показателей, связанных с наличием в коллективе благоприятного климата.

Удовлетворенность трудом. Важным фактором формирования позитивного микроклимата в коллективе выступает вовлеченность сотрудников в интересную и разнообразную, творческую деятельность, которая приносить удовлетворение от ее выполнения.

Специфика выполняемой работы. Исследователями отмечено, что при выполнении монотонной работы, стрессогенности и неопределенности, эмоциональной насыщенности возможно резкое снижение уровня социально-психологического благополучия и климата коллектива.

Специфика и характер организации совместной трудовой деятельности. Доказано, что при отсутствии четкости в формулировании задач, распределении профессиональных полномочий, общей скоординированной системы целеполагания и ценностно-мотивационного единства отмечается низкий уровень социально-психологического климата коллектива.

Формируется социально-психологический климат в субъективно-личностном деятельностном аспекте включенности индивида в группу и всей системе его взаимоотношений с ее членами.

Как показало изучение практики, результаты опроса учителей, крайне неблагоприятное воздействия именно на педагогические коллективы оказывают факторы:

- слишком высокая динамичность и постоянная модернизация отечественной системы образования;

- постоянно меняющиеся требования к преподавательскому составу в связи с постоянным реформированием образовательной системы под воздействием внешнеполитических и внутреннеполитических изменений в стране;

- возрастающая конкуренция среди учебных заведений в условиях рынка образовательных услуг;

- постоянно возрастающие требования к уровню психологической включенности педагогов в трудовую деятельность, рост их личностных притязаний, необходимость роста социального и психологического потенциала личности педагога и др.

Крайне значимым фактором, оказывающим существенное влияние на процесс формирования психологического климата в педагогическом коллективе, выступает стиль руководства.

Авторитарный стиль педагога во многом детерминирован совокупностью уже сформированных индивидуальных черт характера, среди которых можно выделить:

- настойчивость,

- упорство,

- властность,

- завышенную самооценку и др.

Особенности взаимоотношений при авторитарном стиле руководства педагогическим коллективом:

- лесть по отношению к руководителю образовательного учреждения;

- заискивание,

- творческий кризис членов педагогического коллектива.

При авторитарном учителе со стороны учащихся наблюдается отсутствие инициативы, страх высказать собственное мнение, отличное от мнения учителя, страх насмешек в случае неудачного высказывания и т.д.

Направление демократического руководства педагогическим коллективом характеризуется активным участием педагогов в процессе принятия коллективных решений. ярко выраженной децентрализацией полномочий. Руководитель предпочитает решать насущные вопросы коллегиально. В общении с членами педагогического коллектива терпим и дружелюбен [8, С. 206].

Главной стимулирующей силой в организации с демократической системой управления является поощрение учащихся. Так поощрения со стороны учителя могут произведены в следующих случаях:

- за хорошо выполненные задания,

- за проявленную активность на уроке,

- за желание освоить дополнительный материал и поделиться им с одноклассниками на уроке и т.д.

В качестве средств поощрения может использоваться:

- высокая оценка,

- поощрительная запись в дневнике,

- объявленная устная благодарность отличившемуся ученику,

- похвала на уроке и др.

При этом учитель должен помнить, что для поощрения необходимо давать оценку действиям ученика и его успехам не в абсолютном выражении, а по отношению заслуг и успехов учащегося по сравнению с собственные результатами, показанными ранее. И ни в коем случае учащихся нельзя сравнивать между собой, так как у каждого учащегося разные стартовые возможности, поэтому хотя бы в устной оценке надо поощрять слабых учеников за их малейшие успехи.

А наказание применяется только в исключительных случаях.

Подчиненных в целом устраивает такой стиль руководства, так как он предполагает определенную степень свободы в профессиональной деятельности, это приводит к желанию оказывать необходимую помощь учителю в решении проблем со стороны администрации, а сам учитель, в свою очередь, оказывает необходимую помощь учащимся на уроках, чётка ориентируясь на их интересы, потребности, мотивы.

Как отмечает В.А. Лапшин [10-13], именно демократический стиль управления наиболее эффективно способствует формированию человеческого капитала, которым станет каждый учащийся в процессе своего дальнейшего, уже профессионально - личностного развития.

В основе либерального (пассивного, попустительского) стиля управления педагогическими работниками лежит принцип: руководитель организации никогда не вмешивается в работу своих подчиненных и предоставляет им большую самостоятельность. [9, С. 204].

Как отмечают М.П. Переверзев [13], Н.А. Шайденко, Л.Е. Басовский, руководитель, которому присущ данный стиль управления, чаще всего предоставляет полную свободу выбора, пуская их профессиональную деятельность на самотек. При этом, такой руководитель в общении с коллегами приветлив, дружелюбен и, в то же время, не проявляет инициативу во взаимодействии с ними.

В таком коллективе зачастую полностью отсутствует структура деятельности, четкое распределение обязанностей и прав его членов.

Руководитель уклоняется от любых оценок труду сотрудников, регулирования межличностных отношений среди сотрудников. Крайняя степень проявления либерального стиля - отсутствие руководства, т.е. руководитель стремиться полностью отказаться от роли управленца [13, С. 137].

Тем самым становится очевидным, что формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе учащихся будет проходить более эффективно при демократическом типе управления. Но сразу оговоримся, что каждому учителю нужно иметь в виду, что существует так же закон, согласно которому чем ниже сознательность коллектива, тем более авторитарный стиль управления надо использовать по отношению к нему, и наоборот. Тем самым, демократический стиль будет эффективен в формировании благоприятного климата, если школьный коллектив учащихся класса будет достаточно обучен и сознателен.

Как показывает практика, профессиональная подготовка будущих педагогов не всегда отражает современные тенденции развития образования [1; 3; 6]. В этой связи необходимо вносить в содержание образования новые технологии, ориентировать студентов на постоянное саморазвитие, рефлексию [2] и на учёт в своей деятельности современные социокультурные условия (например, переход на дистанционный формат обучения во время эпидемии COVID-19 и изменение психической организации деятельности учащихся) [14].

Выводы. Подводя итог, следует отметить, что коммуникативная компетентность представляет собой сложное комплексное образование, включающее в себя знаниевый компонент, коммуникативные качества личности, рефлексивную составляющую операционально-деятельностных свойств, которые в совокупности обеспечивают скоординированность действий собеседников, а также выработку общей позиции в процессе общения.

Благоприятный социально-психологических климат в педагогическом коллективе выступает решающим фактором эффективности профессиональной деятельности педагогов и образовательной организации.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева и др. - Москва, 2022. - 177 с.

2. Айсувакова, Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя: диссертация ....кандидата психологических наук: 19.00.07 / Татьяна Петровна Айсувакова. - Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2008. - 217 с.

3. Алексеева, Е.Н. Современные подходы к формированию личности будущих молодых специалистов в условиях высшего и среднего профессионального образования / Е.Н. Алексеева, В.А. Лапшин, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1 (92). - С. 217-219

4. Бодалев, А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев - Москва Прогресс, 2014. - 325 с.

5. Будаева, Э.В. Влияние межличностных отношений на эффективность труда в трудовом коллективе / Э.В. Будаева // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 8 (9). - С. 237-241

6. Добровенскис, Д.В. Современные тенденции профессиональной подготовки будущих учителей / Д.В. Добровенскис, Н.В. Соловьева, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 6 (97). - С. 122-124

7. Жуков, Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: диссертация д-ра психол. наук 19.00.05 / Юрий Михайлович Жуков. - Москва, 2003. - 356 с.

8. Калигин, Н.А. Принципы организационного управления / Н.А. Калигин. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 266 с.

9. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика / С.Н. Князев. - Минск: Армита-Маркетинг, 2002. - 510 с.

10. Лапшин, В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Василий Андреевич Лапшин. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2013.

11. Лапшин, В.А. Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII-XXI веков / В.А. Лапшин // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 2. - С. 259-264

12. Лапшин, В.А. Пути развития человеческого потенциала под влиянием биомедицинских технологий (по мнению молодежи здоровой и с ограниченными возможностями по здоровью) / В.А. Лапшин // Знание. Понимание. Умение. - 2016. - № 3. - С. 97-102

13. Переверзев, М.П. Менеджмент: Учебник / Под общ. Ред. Проф. М.П. Переверзевцева. - Москва: ИНФРА-М, 2014. - 228 с.

14. Чистякова, Н.В. Метакогнитивная модель совладающего поведения субъекта в период эпидемии COVID-19 / Н.В. Чистякова, Т.П. Айсувакова // Психолог. - 2020. - № 3. - С. 29-36

15. Harre, H.R. Social Being: A Theory for a Social / H.R. Harre. - Oxford: Blackwell, 1979. - 260 p.

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 37.09

ассистент Шилова Нина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского» (г. Ярославль)

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация. В настоящее время обучение иностранному языку тесно связано с использованием современных методов обучения, способствующих подготовке учащихся к межкультурной коммуникации. Учащийся должен с пассивного объекта обучения стать его активным субъектом, который самостоятельно владеет знаниями и решает познавательные проблемы. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления. Это означает, что каждому педагогу необходимо уметь пользоваться проектной деятельностью в ее различных вариантах. Все вышесказанное определяет актуальность предлагаемого исследования. В статье анализируется использование проектных технологий в школе, как особой интерактивной формы организации деятельности обучающихся при изучении ими иностранного языка. О важности использования проектных технологий, по мнению автора, говорят многочисленные исследования, научные статьи, рассмотренные в ходе работы над данной темой. Цель данной статьи состояла в том, чтобы посредством теоретического обзора обратить внимание на преимущества внедрения проектов при изучении иностранного языка. Особое внимание автор уделяет этапам работы над проектом, преимуществам проектного метода и трудностям работы над ним. В заключении автор приходит к выводу, что метод проектов в совокупности с новыми, прогрессивными методами помогает подготовить личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации и готовую самостоятельно совершенствовать свою иноязычную речевую деятельность.

Ключевые слова: проектное обучение, метод проекта, проект, продукт, иностранный язык, проектно-ориентированное обучение, презентация.

Annotation. Currently, teaching a foreign language is closely connected with the use of modern teaching methods that help prepare students for intercultural communication. A student should become an active subject from a passive object of learning, who independently possesses knowledge and solves cognitive problems. The solution of these problems is impossible without the variability of educational processes, in connection with this, various innovative pedagogical technologies appear that require deep scientific and practical understanding. This means that every teacher needs to be able to use project activities in its various variants. All of the above determines the relevance of the proposed study. The article analyzes the use of project technologies in school as a special interactive form of organizing the activities of students when they learn a foreign language. The importance of using design technologies, according to the author, is evidenced by numerous studies, scientific articles reviewed during the work on this topic. The purpose of this article was to draw attention through a theoretical review to the advantages of implementing projects when learning a foreign language. The author pays special attention to the stages of work on the project, the advantages of the project method and the difficulties of working on it. In conclusion, the author comes to the conclusion that the project method in combination with new, progressive methods helps to prepare a person who is able and willing to participate in intercultural communication and is ready to independently improve his foreign language speech activity.

Key words: project training, project method, project, product, foreign language, project-oriented training, presentation.

Введение. В настоящее время обучение иностранному языку тесно связано с использованием современных методов обучения, способствующих подготовке учащихся к межкультурной коммуникации. Учащийся должен с пассивного объекта обучения стать его активным субъектом, который самостоятельно владеет знаниями и решает познавательные проблемы. Использование проектного метода обучения на занятиях по иностранному языку в учреждениях образования получает все большее распространение.

Изложение основного материала статьи. Термин «проектное обучение» связан с американским профессором философии и образования Джоном Дьюи (1859-1952), который на рубеже веков основал школу «Laboratory School», где студенты ставят перед собой практические задачи, а затем решают их самостоятельно. Д. Дьюи отстаивал практическую ориентацию и был одним из тех, кто критиковал традиционное обучение. В центре внимания этой критики был, прежде всего, тот факт, что не были приняты во внимание индивидуальные требования, мотивы и переживания учащихся. Он высказал мнение, что обучение в школе целесообразно только тогда, когда учащимся предоставляется достаточно возможностей для связи учебного материала с реальностью и самостоятельного использования полученных знаний вне школьных рамок. На уроках он использует как можно более реалистичные задания из повседневной жизни. Он критиковал заучивание наизусть и считал, что школа предназначена для того, чтобы подготовить человека к жизни. Таким образом, Джон Дьюи и его экспериментальное обучение изменили способ обучения в американских школах, и таким образом появился термин проектное обучение, в том смысле, в каком он известен нам сегодня [5].

Проектное обучение также может быть определено как обучение, основанное на проектном методе. Метод проекта связан с именем В.Х. Килпатрика (1871-1965), ученика Д. Дьюи. Термин «Метод проекта» стал известен В.Х. Килпатрику во всем мире благодаря его эссе «Метод проекта» [6]. Однако проектный метод не был изобретением В.Х. Килпатрика. Этот метод возник в Италии еще в 17 веке, отсюда он был распространен на Францию. Здесь этот метод был реализован в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.