Научная статья на тему 'Психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образования'

Психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGIC STAFF / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF COLLECTIVE / PRESCHOOL EDUCATION / PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT OF WORKPLACE SATISFACTION AND DISSATISFACTION WITH LABOUR / LOCUS OF CONTROL / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ И НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна

В статье раскрывается психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образовательного пространства. Педагогический коллектив, выступая в качестве субъекта собственного развития, является для дошкольников ближайшим трудовым коллективом. Он служит им своеобразной моделью, по которой они составляют свои представления о других объединениях взрослых. Профессиональная компетентность педагогического работника по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в дошкольной образовательной организации. Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива является основой для эффективной деятельности педагогических работников и повышения их творческой активности. Существенное влияние климат оказывает на удовлетворённость трудом педагогов. Полученные результаты в процессе проведенного исследования по изучению психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования показали, что имеется потребность в корректировке психологической атмосферы в педагогическом коллективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масаева Зарема Вахаевна, Кагермазова Лаура Цараевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological assessment of work organisation in preschool education pedagogic staff

The article reveals the psychological assessment of work organisation in the pedagogic staff of preschool educational medium. Pedagogic staff acting as the subject of its own development, is for preschoolers the nearest workforce collective. It serves for them as a kind of model on which they form their ideas about other associations of adults. Professional competency of pedagogic staff in different ways is manifested and realised, depending on its immediate environment, primarily on psychological climate in preschool educational organisation. Favourable sociopsychological climate in pedagogic collective is the basis for effective activity of pedagogic staff and for enhancing their creativity. Significant impact of the climate is on job satisfaction of pedagogues. The results obtained in the process of the carried out studies on the psychological assessment of work organisation in preschool education pedagogic staff have shown that there is a need to adjust the psychological atmosphere of pedagogic staff.

Текст научной работы на тему «Психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образования»

Несомненно, что представленные в этой статье данные и результаты, представляют собой необходимый минимум, предъявляемый к апробации методики. Широкое ее применение в эмпирических исследованиях и при решении прикладных задач -дело будущего.

Библиографический список

1. Марковская И.М. Взаимодействие родитель -ребенок // Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с. - С. 29-39.

2. Медведева Е.Н. Проблема методологии исследования в отечественной психологии религии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2014. - Т. 14. - Вып. 4. - С. 78-83.

3. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных рай-

онах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. - Волгоград, 2013. -С. 40-52.

4. Altemeyer B. Enemies of freedom: understanding right-wing authoritarianism. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1988. - 378 p.

5. Altemeyer B. Right-wing authoritarianism. -[Winnipeg]: University of Manitoba Press, 1981. -352 p.

6. Measures of religiosity / edited by Peter C. Hill and Ralph W. Hood, Jr. - Birmingham, Ala.: Religious Education Press, 1999. - 531 p.

7. The Religious Emphasis Scale // Measures of religiosity / edited by Peter C. Hill and Ralph W. Hood, Jr. - Birmingham, Ala.: Religious Education Press, 1999. - P. 208-210.

УДК 159.9:62

Масаева Зарема Вахаевна

кандидат психологических наук, доцент Чеченский государственный университет, г. Грозный

Кагермазова Лаура Цраевна

доктор психологических наук, профессор Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова

[email protected], [email protected]

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образовательного пространства. Педагогический коллектив, выступая в качестве субъекта собственного развития, является для дошкольников ближайшим трудовым коллективом. Он служит им своеобразной моделью, по которой они составляют свои представления о других объединениях взрослых. Профессиональная компетентность педагогического работника по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в дошкольной образовательной организации. Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива является основой для эффективной деятельности педагогических работников и повышения их творческой активности. Существенное влияние климат оказывает на удовлетворённость трудом педагогов. Полученные результаты в процессе проведенного исследования по изучению психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования показали, что имеется потребность в корректировке психологической атмосферы в педагогическом коллективе.

Ключевые слова: педагогический коллектив, социально-психологический климат коллектива, дошкольное образование, психологическая оценка организации труда, удовлетворенность и неудовлетворенность трудом, локус контроля, профессионально-важные качества.

Социально-экономические преобразования, идущие в обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломкой этих стереотипов, нежелание части людей приобретать новые, порождают социальную и психологическую напряженность, конфликтность, непонимание и другие негативные явления.

Проблема развития сплоченности педагогического коллектива теоретически актуальна и практически значима. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда её участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогическом кол-

лективе благоприятный психологический климат крайне необходим. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.

На стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов - когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни [1, с. 4].

Современная жизнь требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и фи-

104

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц., 2015

зических сил. Педагогическая деятельность наполнена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Ведь воспитатель каждый день общается с детьми, их родителями, с коллегами.

Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в педагогическом коллективе сравнительно просто, что в свою очередь, сказывается на отношениях в самом педагогическом коллективе, а также на отношениях педагогов к воспитанникам и их родителям.

Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет его работоспособность, психическое и физическое самочувствие. Социально-психологические исследования, посвященные изучению научных коллективов, свидетельствуют, что лица, занимающие благоприятное положение, работают производительнее других, относительно реже становятся жертвами несчастных случаев, относительно реже болеют, совершают меньше дисциплинарных нарушений. Это в равной степени относится и к педагогическим коллективам [6; 7; 8].

В конечном итоге, настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства дошкольной образовательной организацией. Возможности руководителей дошкольных образовательных организаций в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики. Одной из главных социально-психологических функций руководителя дошкольных образовательных организаций является сплочение педагогического коллектива. Сплоченность коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров и т.д. Сплоченный коллектив - коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами [2; 3; 5; 11; 12].

Психологический климат педагогического коллектива зависит также от отсутствия или наличия в нем творческой атмосферы. Творческая атмосфера, как показывает исследование Р.Х. Шакурова, определяется стилем руководства [10, с. 178]. Творческий рост педагогов может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Руководителям дошкольных образовательных организаций становится все труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным образовательным областям. Поэтому главная функция руководителя дошкольной образовательной организации должна заключаться не столько в научно-методическом просвещении

педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), сколько в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника, неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство [4; 9, с. 67].

На основании вышесказанного проявлен интерес к изучению социально-психологического климата в педагогическом коллективе системы дошкольного образования для выявления имеющихся особенностей в социально-психологическом климате среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Проведено исследование, в котором объектом являются педагогические работники (воспитатели, педагог-психолог, логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования) государственных дошкольных образовательных организаций г. Грозного Чеченской Республики. В исследовании приняло участие 142 педагогических работников женского пола в возрасте от 21 до 62 лет. Исследование проведено в течение августа 2013 года.

Предметом исследования является психологическая оценка организации труда. Цель - изучение психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования.

Задачами исследования являются:

- исследовать степень удовлетворенности и неудовлетворенности трудом;

- изучить локус контроля;

- выявить профессионально важные качества;

- изучить организацию рабочего места и выявить стиль руководства.

При проведении исследования использована методика «Психологическая оценка организации труда» И.Е. Смирновой. Методика состоит из двух частей. В первой части представлены вопросы на предмет удовлетворенности - неудовлетворенности трудом, а также вопросы по содержанию работы, руководству, оплате труда и продвижению на рабочем месте. Во второй части представлены вопросы по организации рабочего места, загруженности на работе, локус контролю, профессионально важным качествам, организации рабочего места и выявлению стиля руководства. Также в методике присутствуют вопросы по социометрии.

В результате проведенного исследования получены следующие данные.

На вопрос: «Что Вам нравится в Вашей работе?», определяющим степень удовлетворенности трудом, большинство опрошенных отдали предпочтение следующим вариантам ответов: работа очень полезна и нужна (15%), работа приятна, вызывает моральное удовлетворение (9%), дает возможность повышать квалификацию (8%), требует сообразительности (8%), работа дает возможность повышать квалификацию (8%), разнообразная работа (7%), хороший заработок (6%), хорошие

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4

105

взаимоотношения с сотрудниками (6%), хорошие санитарно-гигиенические условия (5%), многие люди зависят от моей работы (5%), внимательное отношение администрации (5%). Небольшая доля опрошенных выбрали такие варианты ответов как: удобное распределение времени (4%), равномерная нагрузка (4%), большая ответственность (4%), хорошая организация труда (3%), оборудование удобно приспособлено к работе (3%), имеются периоды простоя, когда можно отдохнуть (2%), работа не вызывает физического переутомления (0%).

Как видим, наибольшее количество педагогических работников выбрали ответ «меня привлекает то, что наша работа очень нужна и полезна людям».

На вопрос: «Что вам не нравится в Вашей работе?», определяющим степень неудовлетворенности трудом, большинство опрошенных отдали предпочтение следующим вариантам ответов: мне не нравится то, что наша работа неблагодарная, никто ее не ценит (34%), работа не дает возможность повышать квалификацию (15%), работа неприятна, вызывает нервное напряжение (12%), плохой заработок (7%), неравномерная нагрузка (5%). Небольшая доля опрошенных выбрали такие варианты ответов на этот вопрос: физически тяжелая работа (4%), работа очень напряженная, передохнуть некогда (4%), плохая организация труда (3%), однообразная работа (2%), работа не заставляет думать (2%), неудобное распределение времени (2%), оборудование спланировано неудобно, не приспособлено (2%), плохие отношения с сотрудниками (2%), невнимательное отношение администрации (2%), плохие санитарно-гигиенические условия - мало света, воздуха, нет чистоты, очень много шума (1%), завишу от многих людей (1%), большая ответственность (1%), не могу людям делать добро (1%).

Таким образом, большинство испытуемых выбрали ответ: «мне не нравится то, что наша работа неблагодарная, никто ее не ценит».

В ответах на вопрос «Что больше всего, а что меньше Вы цените в работе?», направленном на оценку профессионально важных качеств, исполнительность на первом месте у 31% педагогических работников, на втором у 26, на третьем - у 17, на четвертом - у 26%. Преданность делу своей организации на первое место поставили 23% педагогических работников, на второе - 23, на третье - 17, на четвертое - 37%. Творческий профессионализм на первом месте у 29% педагогических работников, на втором - у 31, на третьем - у 6% и на четвертом - у 34. Человечность на первое место поставили 14% педагогических работников, на второе - 20, на третье - 43 и на четвертое - 2%.

Таким образом, согласно полученным данным профессионально важные качества распределились следующим образом: первое место получила исполнительность, второе место занял творческий

профессионализм, третье место получила человечность и четвертое место преданность делу своей организации.

Мнение педагогических работников об организации труда в учреждениях выяснялось вопросом: «Какая внешняя обстановка наиболее подходит для работы в вашей организации?» Ответ: «Любая, какая есть, лишь бы не отвлекала» - оказался на первом месте у 48% опрашиваемых, на втором -у 9, на третьем - у 17, на четвертом - у 26%. «Создающая уют, вызывающая приятные переживания у людей» - от первого по четвертое место соответственно выбрали 9, 17, 51, 23% опрашиваемых. «Исключительно деловая обстановка, ничего лишнего не связанного с работой» наиболее подходит для 26% опрашиваемых, 45% - относит это суждение на второе место, 6% - на третье и 23% - на четвертое место. Обстановка «Обеспечивающая максимальную отдачу, творческий труд конкретных работников» более всего устраивает 18% опрашиваемых. Подобная характеристика на втором месте у 34, на третьем у 25 и на четвертом месте у 28%.

Оценивая «внешнюю обстановку своей организации», работники на первом месте представляют любую, какая есть, лишь бы не отвлекала; на втором - деловую обстановку, где не будет ничего лишнего, не связанного с работой; на третьем - обстановку, создающую уют, приятные переживания; на четвертом - обстановку, обеспечивающую максимальную отдачу, творческий труд конкретных работников.

«Какая организация труда Вам кажется более, а какая менее соответствующей сегодняшнему дню?». Ответ «Все, что происходит в течение дня с каждым работником, очевидно полезно для общего дела и интересно ему лично» поставили на первое место 23% опрашиваемых, на второе - 23, на третье 54.

«В течение рабочего дня каждый делает то, что ему положено, не вдаваясь в то, насколько это полезно и интересно ему лично» - на первое место поставили 23% опрашиваемых, на второе - 34, на третье - 26% и на четвертое - 17%.

«Все, что происходит в течение рабочего дня с работником, имеет для него, прежде всего личный смысл» - на первое место поставили 34% опрашиваемых, на второе место 14%, на третье место 14% и на четвертое место 38%.

«Все, что происходит очевидным образом, связано с пользой для общего дела» - на первое место поставили 26% опрашиваемых, на второе место 29, на третье - 5, на четвертое место 40%.

Таким образом, на вопрос об организации труда наиболее соответствующей сегодняшнему дню большинство предпочли ответ, в котором обозначается наличие личного смысла во всем, что происходит с работником в течение рабочего дня. Значима в этом плане также возможность в течение

106

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21

рабочего дня каждому делать то, что ему положено. Немаловажна и очевидная полезность общего дела, интерес для каждого лично.

Выяснилось в опросе, что 29% педагогов считают для себя обязательным стремиться к наилучшему решению производственных задач, стоящих перед организацией.

Стремление к наиболее полному удовлетворению личных интересов коллег, развитию их личных возможностей приоритетно в суждениях 20% педагогов; считают это достаточно значимым -31% педагогов, и еще 49% включают это суждение в оценку нормативного поля коллектива.

«Что, по-вашему, будет более действенным в управлении людьми в Вашей организации?». Среди ответов на этот вопрос: «просьба» - 15%; «наказание за ошибку, неудачу в работе» - 5%; «материальные стимулы» - 23%; «приказ» - 0%; «поощрение за успех в работе» - 33%; «социальное одобрение начальства, коллег» - 5%; «предоставление самостоятельности и условий для творчества» - 19%.

В конечном итоге, результаты проведенной методики показали, что члены коллектива дорожат ответственным отношением с коллегами. Наиболее ценным работники считают в коллегах исполнительность и творческий профессионализм. Внешнюю обстановку работники предпочитают любую, какая есть, лишь бы не отвлекала. В течение рабочего дня, по их мнению, все, что происходит с работником, имеет для него, прежде всего личный смысл. Считают, что более действенным в управлении работниками будет поощрение за успех в работе. В качестве того, что не удовлетворяет, большинство указали на низкий заработок, «неблагодарную работу», исполнителей которой «никто не ценит».

Педагогический коллектив - это не просто ор-ганизационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой личности могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Поэтому результативность работы педагогического коллектива в значительной степени определяется не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и социально-психологическим климатом.

Библиографический список

1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Савин В.А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 3-6.

2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: 2004. - 89 с.

3. Газиева М.З., Масаева З.В. Педагогическая психология. - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 220 с.

4. Масаева З.В. Специфика образования в Чеченской республике // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7. - № 1. - С. 81-83.

5. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Взаимодействие педагогов и родителей для создания безопасного образовательного пространства // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф.. - Тамбов, 2015. - С. 65-66.

6. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазо-ва Л.Ц. Психолого-педагогическая компетентность родителей как фактор обеспечения психологической безопасности // Наука и образование в жизни современного общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015. - С. 93-94.

7. Масаева З.В., Ажиев М.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях // Наука и образование в жизни современного общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015. -С. 94-95.

8. Масаева З.В., Газиева М.З. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения // Новый взгляд: Международный научный вестник. - 2014. - № 6. - С. 78-86.

9. Масаева З.В., Газиева М.З. Общая психология. - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 134 с.

10. Масаева З.В., Эхаева Р.М., Булуева Ш.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО // Казанская наука. - 2014. - № 5. - С. 178-181.

11. Педагогическая психология / под ред. И.Ю. Кулагиной. - М., 2008. - 236 с.

12. Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения // Управление ДОУ - 2006. - № 5. - С. 18-20.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.