Несомненно, что представленные в этой статье данные и результаты, представляют собой необходимый минимум, предъявляемый к апробации методики. Широкое ее применение в эмпирических исследованиях и при решении прикладных задач -дело будущего.
Библиографический список
1. Марковская И.М. Взаимодействие родитель -ребенок // Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2005. - 150 с. - С. 29-39.
2. Медведева Е.Н. Проблема методологии исследования в отечественной психологии религии // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2014. - Т. 14. - Вып. 4. - С. 78-83.
3. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных рай-
онах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. - Волгоград, 2013. -С. 40-52.
4. Altemeyer B. Enemies of freedom: understanding right-wing authoritarianism. - San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1988. - 378 p.
5. Altemeyer B. Right-wing authoritarianism. -[Winnipeg]: University of Manitoba Press, 1981. -352 p.
6. Measures of religiosity / edited by Peter C. Hill and Ralph W. Hood, Jr. - Birmingham, Ala.: Religious Education Press, 1999. - 531 p.
7. The Religious Emphasis Scale // Measures of religiosity / edited by Peter C. Hill and Ralph W. Hood, Jr. - Birmingham, Ala.: Religious Education Press, 1999. - P. 208-210.
УДК 159.9:62
Масаева Зарема Вахаевна
кандидат психологических наук, доцент Чеченский государственный университет, г. Грозный
Кагермазова Лаура Цраевна
доктор психологических наук, профессор Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
[email protected], [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается психологическая оценка организации труда в педагогическом коллективе дошкольного образовательного пространства. Педагогический коллектив, выступая в качестве субъекта собственного развития, является для дошкольников ближайшим трудовым коллективом. Он служит им своеобразной моделью, по которой они составляют свои представления о других объединениях взрослых. Профессиональная компетентность педагогического работника по-разному проявляется и реализуется в зависимости от его ближайшего окружения, прежде всего от психологического климата в дошкольной образовательной организации. Благоприятный социально-психологический климат педагогического коллектива является основой для эффективной деятельности педагогических работников и повышения их творческой активности. Существенное влияние климат оказывает на удовлетворённость трудом педагогов. Полученные результаты в процессе проведенного исследования по изучению психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования показали, что имеется потребность в корректировке психологической атмосферы в педагогическом коллективе.
Ключевые слова: педагогический коллектив, социально-психологический климат коллектива, дошкольное образование, психологическая оценка организации труда, удовлетворенность и неудовлетворенность трудом, локус контроля, профессионально-важные качества.
Социально-экономические преобразования, идущие в обществе, неизбежно ведут к ломке устоявшихся стереотипов в сознании, деятельности, отношениях и общении людей. Трудности, связанные с ломкой этих стереотипов, нежелание части людей приобретать новые, порождают социальную и психологическую напряженность, конфликтность, непонимание и другие негативные явления.
Проблема развития сплоченности педагогического коллектива теоретически актуальна и практически значима. Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда её участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в педагогическом кол-
лективе благоприятный психологический климат крайне необходим. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения педагогов в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой.
На стадии усвоения нравственных норм через систему личностных ценностей человек, используя все механизмы порождения смыслов, приходит к «полаганию» смыслов - когда смысл постигаемого содержания раскрывается через особый экзистенциальный акт, в котором субъект своим сознательным и ответственным решением устанавливает значимость чего-либо в своей жизни [1, с. 4].
Современная жизнь требует от человека любой профессии напряжения всех нравственных и фи-
104
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц., 2015
зических сил. Педагогическая деятельность наполнена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Ведь воспитатель каждый день общается с детьми, их родителями, с коллегами.
Неблагоприятная психологическая обстановка может установиться в педагогическом коллективе сравнительно просто, что в свою очередь, сказывается на отношениях в самом педагогическом коллективе, а также на отношениях педагогов к воспитанникам и их родителям.
Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет его работоспособность, психическое и физическое самочувствие. Социально-психологические исследования, посвященные изучению научных коллективов, свидетельствуют, что лица, занимающие благоприятное положение, работают производительнее других, относительно реже становятся жертвами несчастных случаев, относительно реже болеют, совершают меньше дисциплинарных нарушений. Это в равной степени относится и к педагогическим коллективам [6; 7; 8].
В конечном итоге, настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства дошкольной образовательной организацией. Возможности руководителей дошкольных образовательных организаций в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики. Одной из главных социально-психологических функций руководителя дошкольных образовательных организаций является сплочение педагогического коллектива. Сплоченность коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текучести кадров и т.д. Сплоченный коллектив - коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами [2; 3; 5; 11; 12].
Психологический климат педагогического коллектива зависит также от отсутствия или наличия в нем творческой атмосферы. Творческая атмосфера, как показывает исследование Р.Х. Шакурова, определяется стилем руководства [10, с. 178]. Творческий рост педагогов может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Руководителям дошкольных образовательных организаций становится все труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики, тем более по разным образовательным областям. Поэтому главная функция руководителя дошкольной образовательной организации должна заключаться не столько в научно-методическом просвещении
педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности), сколько в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника, неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство [4; 9, с. 67].
На основании вышесказанного проявлен интерес к изучению социально-психологического климата в педагогическом коллективе системы дошкольного образования для выявления имеющихся особенностей в социально-психологическом климате среди педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Проведено исследование, в котором объектом являются педагогические работники (воспитатели, педагог-психолог, логопед, дефектолог, педагог дополнительного образования) государственных дошкольных образовательных организаций г. Грозного Чеченской Республики. В исследовании приняло участие 142 педагогических работников женского пола в возрасте от 21 до 62 лет. Исследование проведено в течение августа 2013 года.
Предметом исследования является психологическая оценка организации труда. Цель - изучение психологической оценки организации труда в педагогическом коллективе системы дошкольного образования.
Задачами исследования являются:
- исследовать степень удовлетворенности и неудовлетворенности трудом;
- изучить локус контроля;
- выявить профессионально важные качества;
- изучить организацию рабочего места и выявить стиль руководства.
При проведении исследования использована методика «Психологическая оценка организации труда» И.Е. Смирновой. Методика состоит из двух частей. В первой части представлены вопросы на предмет удовлетворенности - неудовлетворенности трудом, а также вопросы по содержанию работы, руководству, оплате труда и продвижению на рабочем месте. Во второй части представлены вопросы по организации рабочего места, загруженности на работе, локус контролю, профессионально важным качествам, организации рабочего места и выявлению стиля руководства. Также в методике присутствуют вопросы по социометрии.
В результате проведенного исследования получены следующие данные.
На вопрос: «Что Вам нравится в Вашей работе?», определяющим степень удовлетворенности трудом, большинство опрошенных отдали предпочтение следующим вариантам ответов: работа очень полезна и нужна (15%), работа приятна, вызывает моральное удовлетворение (9%), дает возможность повышать квалификацию (8%), требует сообразительности (8%), работа дает возможность повышать квалификацию (8%), разнообразная работа (7%), хороший заработок (6%), хорошие
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
105
взаимоотношения с сотрудниками (6%), хорошие санитарно-гигиенические условия (5%), многие люди зависят от моей работы (5%), внимательное отношение администрации (5%). Небольшая доля опрошенных выбрали такие варианты ответов как: удобное распределение времени (4%), равномерная нагрузка (4%), большая ответственность (4%), хорошая организация труда (3%), оборудование удобно приспособлено к работе (3%), имеются периоды простоя, когда можно отдохнуть (2%), работа не вызывает физического переутомления (0%).
Как видим, наибольшее количество педагогических работников выбрали ответ «меня привлекает то, что наша работа очень нужна и полезна людям».
На вопрос: «Что вам не нравится в Вашей работе?», определяющим степень неудовлетворенности трудом, большинство опрошенных отдали предпочтение следующим вариантам ответов: мне не нравится то, что наша работа неблагодарная, никто ее не ценит (34%), работа не дает возможность повышать квалификацию (15%), работа неприятна, вызывает нервное напряжение (12%), плохой заработок (7%), неравномерная нагрузка (5%). Небольшая доля опрошенных выбрали такие варианты ответов на этот вопрос: физически тяжелая работа (4%), работа очень напряженная, передохнуть некогда (4%), плохая организация труда (3%), однообразная работа (2%), работа не заставляет думать (2%), неудобное распределение времени (2%), оборудование спланировано неудобно, не приспособлено (2%), плохие отношения с сотрудниками (2%), невнимательное отношение администрации (2%), плохие санитарно-гигиенические условия - мало света, воздуха, нет чистоты, очень много шума (1%), завишу от многих людей (1%), большая ответственность (1%), не могу людям делать добро (1%).
Таким образом, большинство испытуемых выбрали ответ: «мне не нравится то, что наша работа неблагодарная, никто ее не ценит».
В ответах на вопрос «Что больше всего, а что меньше Вы цените в работе?», направленном на оценку профессионально важных качеств, исполнительность на первом месте у 31% педагогических работников, на втором у 26, на третьем - у 17, на четвертом - у 26%. Преданность делу своей организации на первое место поставили 23% педагогических работников, на второе - 23, на третье - 17, на четвертое - 37%. Творческий профессионализм на первом месте у 29% педагогических работников, на втором - у 31, на третьем - у 6% и на четвертом - у 34. Человечность на первое место поставили 14% педагогических работников, на второе - 20, на третье - 43 и на четвертое - 2%.
Таким образом, согласно полученным данным профессионально важные качества распределились следующим образом: первое место получила исполнительность, второе место занял творческий
профессионализм, третье место получила человечность и четвертое место преданность делу своей организации.
Мнение педагогических работников об организации труда в учреждениях выяснялось вопросом: «Какая внешняя обстановка наиболее подходит для работы в вашей организации?» Ответ: «Любая, какая есть, лишь бы не отвлекала» - оказался на первом месте у 48% опрашиваемых, на втором -у 9, на третьем - у 17, на четвертом - у 26%. «Создающая уют, вызывающая приятные переживания у людей» - от первого по четвертое место соответственно выбрали 9, 17, 51, 23% опрашиваемых. «Исключительно деловая обстановка, ничего лишнего не связанного с работой» наиболее подходит для 26% опрашиваемых, 45% - относит это суждение на второе место, 6% - на третье и 23% - на четвертое место. Обстановка «Обеспечивающая максимальную отдачу, творческий труд конкретных работников» более всего устраивает 18% опрашиваемых. Подобная характеристика на втором месте у 34, на третьем у 25 и на четвертом месте у 28%.
Оценивая «внешнюю обстановку своей организации», работники на первом месте представляют любую, какая есть, лишь бы не отвлекала; на втором - деловую обстановку, где не будет ничего лишнего, не связанного с работой; на третьем - обстановку, создающую уют, приятные переживания; на четвертом - обстановку, обеспечивающую максимальную отдачу, творческий труд конкретных работников.
«Какая организация труда Вам кажется более, а какая менее соответствующей сегодняшнему дню?». Ответ «Все, что происходит в течение дня с каждым работником, очевидно полезно для общего дела и интересно ему лично» поставили на первое место 23% опрашиваемых, на второе - 23, на третье 54.
«В течение рабочего дня каждый делает то, что ему положено, не вдаваясь в то, насколько это полезно и интересно ему лично» - на первое место поставили 23% опрашиваемых, на второе - 34, на третье - 26% и на четвертое - 17%.
«Все, что происходит в течение рабочего дня с работником, имеет для него, прежде всего личный смысл» - на первое место поставили 34% опрашиваемых, на второе место 14%, на третье место 14% и на четвертое место 38%.
«Все, что происходит очевидным образом, связано с пользой для общего дела» - на первое место поставили 26% опрашиваемых, на второе место 29, на третье - 5, на четвертое место 40%.
Таким образом, на вопрос об организации труда наиболее соответствующей сегодняшнему дню большинство предпочли ответ, в котором обозначается наличие личного смысла во всем, что происходит с работником в течение рабочего дня. Значима в этом плане также возможность в течение
106
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
рабочего дня каждому делать то, что ему положено. Немаловажна и очевидная полезность общего дела, интерес для каждого лично.
Выяснилось в опросе, что 29% педагогов считают для себя обязательным стремиться к наилучшему решению производственных задач, стоящих перед организацией.
Стремление к наиболее полному удовлетворению личных интересов коллег, развитию их личных возможностей приоритетно в суждениях 20% педагогов; считают это достаточно значимым -31% педагогов, и еще 49% включают это суждение в оценку нормативного поля коллектива.
«Что, по-вашему, будет более действенным в управлении людьми в Вашей организации?». Среди ответов на этот вопрос: «просьба» - 15%; «наказание за ошибку, неудачу в работе» - 5%; «материальные стимулы» - 23%; «приказ» - 0%; «поощрение за успех в работе» - 33%; «социальное одобрение начальства, коллег» - 5%; «предоставление самостоятельности и условий для творчества» - 19%.
В конечном итоге, результаты проведенной методики показали, что члены коллектива дорожат ответственным отношением с коллегами. Наиболее ценным работники считают в коллегах исполнительность и творческий профессионализм. Внешнюю обстановку работники предпочитают любую, какая есть, лишь бы не отвлекала. В течение рабочего дня, по их мнению, все, что происходит с работником, имеет для него, прежде всего личный смысл. Считают, что более действенным в управлении работниками будет поощрение за успех в работе. В качестве того, что не удовлетворяет, большинство указали на низкий заработок, «неблагодарную работу», исполнителей которой «никто не ценит».
Педагогический коллектив - это не просто ор-ганизационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой личности могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Поэтому результативность работы педагогического коллектива в значительной степени определяется не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и социально-психологическим климатом.
Библиографический список
1. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц., Савин В.А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. - 2013. - Т. 10. - № 1. - С. 3-6.
2. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: 2004. - 89 с.
3. Газиева М.З., Масаева З.В. Педагогическая психология. - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 220 с.
4. Масаева З.В. Специфика образования в Чеченской республике // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - Т. 7. - № 1. - С. 81-83.
5. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Взаимодействие педагогов и родителей для создания безопасного образовательного пространства // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф.. - Тамбов, 2015. - С. 65-66.
6. Масаева З.В., Абакумова И.В., Кагермазо-ва Л.Ц. Психолого-педагогическая компетентность родителей как фактор обеспечения психологической безопасности // Наука и образование в жизни современного общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015. - С. 93-94.
7. Масаева З.В., Ажиев М.В. Психологическое сопровождение безопасности образовательной системы в современных условиях // Наука и образование в жизни современного общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. - Тамбов, 2015. -С. 94-95.
8. Масаева З.В., Газиева М.З. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения // Новый взгляд: Международный научный вестник. - 2014. - № 6. - С. 78-86.
9. Масаева З.В., Газиева М.З. Общая психология. - Махачкала: АЛЕФ, 2014. - 134 с.
10. Масаева З.В., Эхаева Р.М., Булуева Ш.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ДО // Казанская наука. - 2014. - № 5. - С. 178-181.
11. Педагогическая психология / под ред. И.Ю. Кулагиной. - М., 2008. - 236 с.
12. Поздняк Л.В., Волобуева Л.М. Специфика управленческой деятельности современного руководителя дошкольного образовательного учреждения // Управление ДОУ - 2006. - № 5. - С. 18-20.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4
107