Научная статья
УДК 371.15:159.9.072 йО!: 10.17853/2686-8970-2022-1-48-59
ИЗУЧЕНИЕ КЛИМАТА И МОТИВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Алена Васильевна Еремеева
магистрант
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-0745-2686
Вера Степановна Третьякова
доктор филологических наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2705-3896
Аннотация. Представлена необходимость изучения механизмов управления с целью создания благоприятного психологического климата в конкретном педагогическом коллективе. Описана необходимость прикладных исследований по решению возникающих проблем, препятствующих эффективной деятельности педагогов. Обозначена проблема исследования, которая заключается в устранении противоречия между необходимостью эффективной деятельности образовательных организаций и недостаточной готовностью их руководителей осуществлять управленческую деятельность. Описано исследование климата и мотивации педагогов дошкольной образовательной организации и средней общеобразовательной школы и их влияния на социально-психологический климат в образовательных организациях. Представлены результаты исследования социально-психологического климата двух педагогических коллективов, выявлены проблемные зоны и определены рациональные формы и методы руководства коллективом, сформулированы выводы. Определена практическая значимость проведенного исследования, заключающаяся в выявлении особенностей психологического климата в конкретных коллективах, позволяющих определить перспективы дальнейшей деятельности руководства организаций, направленной на гармонизацию отношений в коллективе и на повышение эффективности профессиональной деятельности.
© Еремеева А. В., Третьякова В. С., 2022
48
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
Ключевые слова: управленческая деятельность, педагогический коллектив, стиль управления, социально-психологический климат, мотивация, исследование
Для цитирования: Еремеева А. В., Третьякова В. С. Изучение климата и мотивации в педагогическом коллективе // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 1 (9). С. 48-59. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-1-48-59.
Original article
STUDYING TEACHING STAFF CLIMATE AND MOTIVATION
Alyena V. Eremeyeva
Master's student
Russian State Vocational Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-0745-2686
Vera S. Tretyakova
Doctor of Philological Sciences, Professor
Russian State Vocational Pedagogical University,
Ekaterinburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-2705-3896
Abstract. The article presents the need of studying management mechanisms in order to create a favorable psychological climate for the teaching staff. The article describes the need for applied research to solve emerging problems that hinder effective work of a teacher. The article identifies the problem of the study that is to solve the contradiction between the need for effective activities of educational organizations and the lack of preparedness of the managers for managerial activities. The article describes the study of the climate and motivation of teaching staff in preschool educational organizations and secondary schools and their impact on the socio-psychological climate in educational organizations. The results of the study of the socio-psychological climate of two pedagogical teams are presented, problem areas are identified and rational forms and methods of team management are determined, conclusions are formulated. The practical significance of the conducted research is to identify the features of the psychological climate of specific teams, making it possible to determine the prospects for further activities of managers of organizations aimed at harmonizing relations in the team and improving the effectiveness of professional activities.
Keywords: management activity, teaching staff, management style, socio-psycho-logical climate, motivation, research
For citation: Eremeeva A. V., Tretyakova V. S. Studying teaching staff climate and motivation // INSIGHT. 2022. № 1 (9). P. 48-59. (In Russ.). https://doi.org/ 10.17853/2686-8970-2022-1-48-59.
INSIGHT. 2022. № 1 (9)
49
Управленческая деятельность - специфическая сфера труда, связанная с различными человеческими отношениями и требующая глубокого понимания психологических основ управления. К настоящему времени накоплен определенный опыт исследований по управлению коллективами. Анализу подходов к управлению образованием, поиску путей совершенствования управления в этой сфере посвящены работы ученых и опытных специалистов в области образования. Однако работ по исследованию психологических аспектов управления педагогическим коллективом явно недостаточно. Среди них значимыми, на наш взгляд, являются труды Т. П. Колодяжной, Ю. А. Конаржев-ского, А. А. Майер, Р. Х. Шакурова.
Впервые механизмы управления педагогическим коллективом описывает Р. Х. Шакуров в своей книге «Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив» [1]. В главе «Механизмы сотрудничества» он пишет о сотрудничестве руководителя и членов коллектива (руководимых) как о форме проявления человеческих отношений. Такой подход дает возможность рассматривать социально-психологическую сторону управления не как сопутствующую и второстепенную, а как одну из основных. Сотрудничество, по мнению ученого, проявляется в творческом микроклимате, соблюдении интересов обеих сторон, стимулировании профессионального роста членов коллектива, благодатной эмоциональной почве (взаимном доверии, уважении друг к другу). Р. Х. Шакуров противопоставляет сотрудничеству два других типа взаимодействия -доминирование и соперничество, при которых нет места равенству, нет обоюдного интереса (интересы одного удовлетворяются за счет интересов другого), нет взаимного содействия. Такое взаимодействие является односторонним [1, с. 92]. Доминирование чаще всего бывает в отношениях, когда одна из сторон проявляет явное преимущество в официальной власти, отмечает ученый. Именно это и представляет угрозу человеческим отношениям между руководителем образовательной организации и педагогом.
Отдельные исследования посвящены индивидуально-психологическому компоненту управленческих отношений и их месту в общей системе управления. С этой точки зрения интерес представляют пер-
50
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
вые исследования советских ученых В. Г. Афанасьева, Н. Л. Коломин-ского, которые актуальны и сегодня. Так, В. Г. Афанасьев отмечает, что в управлении складываются разнообразные социальные связи между людьми: экономические, социально-политические, социально-психологические, духовные. Но в любом случае главными в них были и есть человеческие отношения, поскольку субъектами управленческих отношений являются люди и группы людей, а значит, присутствует личное общение и, следовательно, человеческий субъективный момент [2].
Ведущий исследователь реальной деятельности руководителей Н. Мт12Ьег§ замечает, что главное в деятельности руководителя не планирование, организация, координация и контроль, как принято считать в управлении, а общение, установление связей и создание альянсов с другими людьми, которыми он руководит [3].
Особое внимание в научной литературе уделяется выявлению взаимосвязей между эффективностью управления и личностью руководителя. Так, американский методолог научной психологии, представитель школы человеческих отношений, автор теории лидерства К. Левин экспериментально установил существование трех стилей руководства. Его классификация, в основу которой ученый положил понятие социальной ситуации и методы воздействия на своих подчиненных, является актуальной и на сегодняшний день. Из трех типов лидерства в сфере управления - авторитарного, демократического и либерального (попустильского) - К. Левин считает наименее эффективным либеральный стиль, но называет его приемлемым в коллективе, когда подчиненные являются способными людьми с высоким уровнем мотивации. Предпочтение же он отдает демократическому стилю, поскольку этот стиль обладает «наибольшим мотивирующим воздействием, а значит, в сравнении с альтернативными стилями управления, является наиболее эффективным» [4]. Отметим, что стили руководителя К. Левина, его исследовательский метод активизировали исследования в области лидерства.
Среди современных исследований стоит отметить работы, в которых рассматривается «человеческий фактор, заключающийся в знании субъектом управления своего дела, в умении организовывать свою деятельность и работу коллектива» [5, с. 25]; определяются фак-
МЭЮНГ. 2022. № 1 (9)
51
торы поддержки и поощрения развития организационной культуры в педагогическом коллективе [6]; формулируются принципы отношения к сотрудникам организации как к человеческим ресурсам [7]. Давая характеристику стилям руководителя, ученые отмечают, что все они имеют свои плюсы и минусы, например, при демократическом стиле при всех его положительных характеристиках может пострадать эффективность работы в случае, если члены коллектива не инициативны, не мотивированы, поскольку руководители демократического стиля не навязывают собственные решения, включают в процесс управления членов коллектива, однако он развивает общительность и доверительность взаимоотношений, дружественность. Авторитарный стиль может привести к успеху, если руководитель компетентен и грамотен, а коллектив - команда, которая действует слаженно, без отвлечения на поток мыслей и идей, готова четко следовать своей задаче, опираясь на мнение руководства; попустительский стиль, может быть приемлем в творческих коллективах [7].
Е. В. Зарубина формулирует принципы взаимодействия руководителя и сотрудников организации следующим образом: руководитель должен опираться на то, что сотрудники приходят в организацию осознанно, каждый из них наделен интеллектом, обладает определенными компетенциями и человеческим потенциалом, который необходимо инвестировать [7, с. 31].
Обращают внимание на человеческий фактор и другие авторы, определяя «педагогическое управление как специфический, профессионально осуществляемый вид управленческой деятельности, основанный на осознанном, активном и скоординированном взаимодействии руководителя образовательной организации с педагогическим коллективом и коллективом обучающихся» [8].
Таким образом, как показывают исследования, для организации очень важен «психологический климат в коллективе, взаимоотношения и взаимоуважение между всеми участниками коллектива» [9, с. 79], поэтому руководителю для создания благоприятного социально-психологического климата необходимы знание психологии личности, умения психологически грамотно минимизировать возникающие конфликты в педагогическом коллективе, решать возникающие про-
52
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
блемы, обеспечивать формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними [10, 11].
На определение психологического климата в образовательной организации было направлено эмпирическое исследование, описанию которого посвящена наша статья. Исследование проводилось в период с октября по декабрь 2020 г. на базе дошкольной образовательной организации (ДОО) и средней общеобразовательной школы (СОШ) (Нижние Серги). Выборку исследования составили 56 педагогов: 28 педагогов-воспитателей ДОО и 28 педагогов школы (возраст от 22 до 65 лет, стаж работы от 2 до 42 лет).
В исследовании использовалась методика О. Немова для изучения социально-психологического климата трудового коллектива (методика социально-психологической самооценки коллектива (СПСК)), приведенная в работе Р. С. Немова «Психология» [12].
При применении методики СПСК были обнаружены следующие результаты: у педагогов ДОО и педагогов СОШ отношения в коллективе трактуются испытуемыми как благоприятные (существует положительная оценка от коллег, они готовы к сотрудничеству). При этом большинство педагогов знают друг друга и привыкли делиться со своими коллегами опытом, проблемами, также для многих испытуемых важно позитивное настроение в группе. В целом можно отметить, что социально-психологический климат педагогов ДОО и СОШ благоприятный, они удовлетворены сложившимися взаимоотношениями.
Однако также были выявлены следующие низкие показатели: единство мнений группы в совместной работе не однозначно, группа не может решать совместно цели и задачи, которые стоят перед ними, люди в группе предпочитают находиться в стороне, ставя личные интересы выше коллективных.
Таким образом, исследование по методике СПСК показало, что педагоги положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству, для многих испытуемых важно позитивное настроение в группе. При этом более высокий уровень по всем показателям демонстрируют школьные педагоги. Однако у испытуемых имеются определенные проблемные зоны: низкий уровень таких показателей, как спло-
МвЮНГ. 2022. № 1 (9)
53
ченность (единство отношений) и стремление к сохранению целостности группы, особенно в коллективах ДОО (рисунок).
Показатель
Информированность Организованность
Открытость
Контактность (личные взаимоотношения)
Сплоченность (единство отношений)
Стремление к сохранению целостности группы
V///////////////, У///Л
'////?/////}/////, У///Л
950 1000 1050 1100 1150 1200 1250 Баллы
Сравнительная характеристика результатов опроса по СОШ и ДОО:
□ - педагоги СОШ; ЦЦ - педагоги ДОО
По результатам проведенного исследования возникает следующий вопрос: как поддержать и укрепить сложившиеся позитивные взаимоотношения и социально-психологический климат в коллективе, с одной стороны, а с другой - улучшить ситуацию по тем показателям, которые негативно влияют на психологическую атмосферу педагогического коллектива, и сделать более активными социально неактивных членов коллектива?
Если учесть, что благоприятный психологический климат в коллективе определяется двумя факторами: отношениями в коллективе (между коллегами и в системе руководства и подчиненных) и отношением к труду (культура организации труда, уровень мотивации работников), то именно в этих направлениях должен действовать руководитель с целью сплочения коллектива, налаживания коммуникационных связей между его членами, создания условий для профессионального роста и развития педагогов и др. Для этого руководителю необходимо изучать психологический климат коллектива и потенциал педагогов; выявлять причины неустойчивого психологического климата; формировать традиции в коллективе; вовлекать сотрудников в процессы принятия решений и их реализации (партисипативный стиль
54
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
управления [13]); удовлетворять личные потребности и интересы своих работников; создавать пространство для профессиональных и личностных индивидуальных достижений. Эти задачи помогут решить организация тренингов на командообразование, совместимость, контактность, открытость, ответственность; проведение корпоративных мероприятий и др.
По методике «Мотивация профессиональной деятельности» (автор К. В. 2ашйг в модификации А. А. Реана [14]) исследовался профессиональный мотивационный комплекс. Были соотнесены три вида мотивации: внутренняя мотивация (ВМ) как потребность личности в компетентности и эффективности своей деятельности; внешняя положительная мотивация (ВПМ), основанная на положительных стимулах, которые лежат за пределами личностной сферы; внешняя отрицательная мотивация (ВОМ), основанная на отрицательных внешних стимулах, которые находятся за пределами личностной сферы.
Отметим, что наилучшими мотивационными комплексами являются два следующих типа сочетаний: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ. Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ.
Далее подробно опишем результаты исследования, проведенного по данной методике: внутреннюю мотивацию к педагогической деятельности имеют 7 педагогов ДОО (25 % респондентов) и 2 педагога СОШ (11 % респондентов). Эта группа педагогов ориентирована на сам процесс и результат работы, а также на возможность полной самореализации именно в данной деятельности. Таким образом, учителя в меньшей степени руководствуются внутренней мотивацией по сравнению с педагогами-воспитателями.
У 6 педагогов ДОО (21,42 % респондентов) и 7 педагогов СОШ (25 % респондентов) ведущей мотивацией является внешняя положительная мотивация, они ориентированы на материальное стимулирование, возможное продвижение по службе, одобрение со стороны коллектива. Их вполне устраивает выбранная профессия.
Для 4 педагогов ДОО (14,8 % респондентов) и 6 педагогов СОШ (21,4 % респондентов) ведущей является внешняя отрицательная мотивация, из чего можно констатировать, что для данных педагогов мотивами их деятельности являются санкции негативного характера со стороны администрации (наказание, критика и др.). В этом случае мо-
МвЮНГ. 2022. № 1 (9)
55
тивационный комплекс не благоприятен, необходимо понять, с чем это связано и найти возможные резервы повышения внутренней мотивации в работе педагогов.
Равные показатели по всем типам мотивации имеют 3 педагога ДОО (10,7 % респондентов) и 6 педагогов СОШ (21,4 % респондентов). Испытуемым свойственна как деятельность сама по себе, так и материальное стимулирование, но в их деятельности также присутствует такой мотив, как наказание, критика, осуждение, из чего можно сделать вывод, что для данных респондентов их точка зрения может варьироваться, такие люди менее открыты и постоянны.
Внутренняя мотивация и внешняя отрицательная мотивация свойственна 6 педагогам ДОО (21,4 % респондентов) и 5 педагогам СОШ (17,5 % респондентов). Внутреннее мотивирование показывает, что имеет значение деятельность сама по себе, стремление к удовлетворению потребностей (престижа, продвижения по карьерной лестнице), но мотивом их деятельности является также наказание и критика.
У 2 педагогов ДОО (11 % респондентов) имеются равные показатели внутренней мотивации и внутренней положительной мотивации. Респонденты мотивированы сами по себе, но и не откажутся от вознаграждения и одобрения со стороны коллектива и администрации.
Одинаковые результаты по внутренней мотивации и внешней отрицательной мотивации показали 2 педагога СОШ (11 % респондентов). Педагоги мотивированы самим содержанием педагогической деятельности, стремятся достигать определенных позитивных результатов, но их эмоциональность не стабильна.
Отметим, что в настоящее время в некоторых отношениях педагоги испытывают депрессивное состояние. К педагогам в современном обществе в условиях постоянной модернизации образования предъявляются высокие требования. Им приходится прилагать немалые усилия, но не всегда это оценивается по достоинству. В связи с ростом требований и наступает переутомляемость педагогов.
Многие педагоги стремятся избежать наказаний и неприятностей, критики со стороны коллег и администрации. Часть педагогов может в своей профессиональной деятельности применять все типы мотивации, для них в равной степени важными могут являться отношение к работе и отношения с коллегами и администрацией.
56
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
По результатам нашего исследования можно сделать вывод о том, что все испытуемые педагоги осознанно выбрали свою профессию, у них есть желание работать с детьми и родителями, удовлетворение они получают от самого процесса и результата работы. При этом они не стремятся к карьерному росту, нами отмечены их низкая потребность в достижении профессионального престижа, а также негативный опыт взаимодействия в коллективе.
Следует особо подчеркнуть, что учет мотивации, потребностей, интересов и ценностей каждого работника - залог успеха в работе руководителя. И этим обусловлены сложность управленческого процесса и необходимость владения специальными, управленческими компетенциями теми, кто этот процесс осуществляет. По мнению П. К. Флу-да и его коллег, специалистами по организационной психологии, чьи научные интересы связаны с командами высшего руководства, многие руководители организуют мероприятия по укреплению командного духа, ожидая, что один или два дня занятий приведут к резкому улучшению функционирования команды. Однако формирование команды, считают ученые, определяется ответом на многие вопросы: «будет ли это эффективно в конкретной организации; сколько времени займет процесс формирования команды; что произойдет, если в команде есть неуживчивые члены; каков самый важный элемент эффективной работы по укреплению командного духа?» [15].
Исследование, которому посвящена данная статья, показало, что в целом отношения в коллективах ДОО и СОШ благоприятные, однако более высокий уровень по всем показателям демонстрируют школьные педагоги. Имеются также проблемные зоны, среди которых особого внимания требуют такие показатели, как сплоченность (низкий уровень) и стремление к сохранению целостности группы (низкий уровень). В ходе исследования выявлено, что благоприятный психологический климат в коллективе определяется двумя факторами: отношениями в коллективе (между коллегами и в системе руководства и подчиненных) и отношением к труду. Таким образом, определение наиболее эффективных путей в этих направлениях и создание условий, способствующих самореализации педагогов и их удовлетворению своей работой, условий для сплочения коллектива, скоординированного межличностного взаимодействия в профессиональной дея-
МвЮНГ. 2022. № 1 (9)
57
тельности для достижения поставленной цели, профессионального роста являются главными целями управленческой деятельности.
В добавление к вышесказанному необходимо отметить, что эффективное управление образовательной организацией напрямую зависит от таких качеств руководителя, как уверенность в себе, высокий образовательный уровень, а также от его умений правильно распределять время и усилия, совершенствовать свой стиль работы, неустанно искать новые рациональные формы и методы руководства коллективом, чтобы вверенный ему педагогический коллектив работал плодотворно, творчески и слаженно.
Список источников
1. Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. 208 с. URL: https://vk.com/doc3260116_564570546?hash=71cefe3d8f20b67219.
2. Афанасьев В. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Знание, 1980. 64 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_ 000018_rc_1055813/.
3. Mintzberg H. Simply managing: What managers do and can do better. San Francisko: Berrett-Koehler Publishers, Inc., 2013. 240 p. URL: https://bkconnection.com/static/Simply_Managing_EXCERPT.pdf.
4. Левин К. Динамическая психология / пер. с нем. и англ. Е. Па-тяевой, Д. Леонтьева. М.: Смысл, 2001. 572 с. URL: https://platona.net/ load/knigi_po_filosofii/psikhologija/levin_k_dinamicheskaja_psikhologija_ izbrannye_trudy_2001/22-1-0-3951.
5. Управление педагогическим коллективом в современных условиях / Б. А. Воронин [и др.] // Аграрное образование и наука. 2018. № 5. С. 25-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-pedago-gicheskim-kollektivom-v-sovremennyh-usloviyah/viewer.
6. Седова М. М. Управление педагогическим коллективом // Проблемы педагогики. 2018. № 7 (39). С. 71-74.
7. Зарубина Е. В. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами в современных российских организациях // Аграрное образование и наука. 2016. № 4. С. 29. URL: http://aon.urgau.ru/up-loads/article/pdf_attachment/434.
58
ИНСАЙТ. 2022. № 1 (9)
8. Таханова А. К., Аубакирова А. А. Сущность педагогического менеджмента и управленческой деятельности в школе // Вестник Омского регионального института. 2019. № 3. С. 277-281. URL: http:// www.omskri.ru/images/Doc/VORI/VORI_2019_3.pdf.
9. Сюрченко А. Д. Педагогический коллектив образовательного учреждения как объект и субъект управления // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы VII Всерос. студент. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Лисецкой; Ново-сиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2018. С. 79-80.
10. Ситникова Ю. М. Методы управления педагогическим коллективом // Актуальные проблемы дошкольного образования: риски, возможности, перспективы: сб. ст. 17-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. Ч. 2. С. 194-199.
11. Гонохова К. О. Педагогический коллектив как объект управления // Труды Братского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (12). С. 5-8. URL: https:// brstu.ru/docs/faculties/fmp/portfolio/gonohova/statya2018.pdf.
12. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2020. Кн. 3: Психодиагностика. 631 с.
13. Фроловичев А. В. Формирование партисипативного стиля управления в системе государственной службы: автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. Саратов, 2008. 22 с.
14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
15. Patrick C. F., MacCurtain S., Michael A. West. Effective top management teams: an international perspective. Dublin: Blackhall, 2001. 124 p. DOI: 10.1108/jocm.2002.15.6.650.2.
Статья поступила в редакцию 18.10.2021; одобрена после рецензирования 21.12.2021; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 18.10.2021; approved after reviewing 21.12.2021; accepted for publication 14.02.2022.
INSIGHT. 2022. № 1 (9)
59