Толикина Елена Анатольевна
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ..
УДК 372.882
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА
© 2016
Толикина Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Статья посвящена роли коммуникативной компетенции/компетентности в образовательном процессе при подготовке будущих специалистов. Коммуникативные знания и умения являются сегодня обязательным компонентом современного образованного, культурного, физически и нравственно здорового человека, специалиста в любой области и любой профессии. Человек всегда дан в контексте с другим лицом, поэтому трудно переоценить вклад коммуникации в качество человеческой жизни, в судьбу в целом. Коммуникативная компетенция является базой для формирования всех других компетенций, а соответственно и компетентностей. Более того коммуникативный компонент, по мнению ученых, является неотъемлемым компонентом понятия «компетентность», определяющегося сегодня как образовательный результат. В статье представлены результаты проведенного исследования по рынку труда Нижегородской области, которые показали значимость коммуникативных умений и навыков, входящих в состав коммуникативной компетентности для современного работодателя. Анализ требований работодателя к современному специалисту показал, что сегодня присутствует острая потребность в специалистах, имеющих не только специальные знания и умения, но и обладающих особыми надпрофессиональными качествами, необходимыми при создании новой конкурентоспособной продукции. Таким надпрофессиональным качеством выступает коммуникативная компетентность.
Ключевые слова: образование, коммуникация, общение, компетенция, компетентность, ключевые компетенции, коммуникативная компетентность, образовательный результат, образовательная ситуация, работодатель, над-профессиональное качество личности, конкурентноспособность, грамотность, рефлексия.
COMMUNICATIVE COMPETENCE AS A CORE COMPONENT OF THE COMPETENCY-
BASED EDUCATIONAL OUTCOME
© 2016
Tоlikina Elena Anatolevna, senior lecturer, «Department of humanities» Nizhny Novgorod state engineering-economic institute, Knygininо(Russia)
Abstract. The article focuses on the role of communicative competence in the educational process of training of future specialists. Communication skills are today a required component of modern, educated, cultured, physically and morally healthy person, a specialist of any profession. Man is always given in context with another person, so it is difficult to overestimate the contribution of communication in the quality of human life, in fate in General. Communicative competence is the base for the formation of all other skills, and therefore competence. Moreover the communicative component, according to scientists, is an integral component of the concept of "competence", defined today as an educational result. The article presents the results of a study on the labour market of the Nizhniy Novgorod region, which showed the importance of communicative skills, competencies that are part of communicative competence for the modern employer. Analysis of employer's requirements to the modern specialist reveals that there is an acute need in specialists with special knowledge and skills, but also with specific professional qualities necessary for the creation of new competitive products. This professional quality acts communicative competence.
Keywords: education, communication, communication, competence, competency, key competences, communicative competence, educational outcome, educational situation, employer, professional a person's quality, competitiveness, literacy, reflection.
С момента подписания Россией Болонской декларации в 2003 году и вхождения России в единое европейское пространство перед системой образования ставятся качественно новые цели и предполагаются иные образовательные результаты. На первый план выходит формирование компетенций личности, необходимых в любой сфере деятельности для адекватной адаптации к условиям динамичного, постоянно меняющегося современного мира.
Обязательным компонентом современного образованного, культурного, физически и нравственно здорового человека, специалиста в любой профессии являются коммуникативные знания и умения. Человек всегда дан в контексте с другим лицом (реальным, воображаемым, выбранным), поэтому трудно переоценить вклад коммуникации в качество человеческой жизни, в судьбу в целом. Ещё в античной Греции софисты, осознавая значимость коммуникативных навыков, одновременно с искусством убеждать преподавали искусство говорить.
Коммуникативная компетентность, на наш взгляд, является базой для формирования всех других компетенций, а соответственно и компетентностей. Более того коммуникативный компонент, по мнению ученых, является неотъемлемым компонентом понятия «компетентность», определяющегося сегодня как образовательный результат.
Так, в научных исследованиях выделяется пять главных компонентов компетентности:
- гностический или когнитивный компонент, опреде-
ляющий наличие необходимых профессиональных знаний;
- регулятивный компонент, позволяющий использовать имеющиеся профессиональные знания для решения собственно профессиональных задач;
- рефлексивно-статусный компонент, дающий право за счет признания авторитетности действовать именно так;
- нормативный компонент, определяющий круг полномочий, сферу профессионального ведения;
-коммуникативный компонент, необходимость которого обусловлена тем, что многие виды профессиональной деятельности всегда осуществляется в условиях делового общения и взаимодействия [1].
Таким образом, какое бы названия ни носила компетентность, в неё уже будет заложена коммуникативная составляющая, а сам образовательный результат - компетентность - без коммуникативного компонента просто не сможет быть сформирован.
Коммуникативная компетентность была отмечена в качестве базовой всеми учеными, пытающимися разобраться в проблеме компетентностного подхода, а также в вопросе классификации компетенций и компетентно-стей.
Так, коммуникативная компетентность вошла в иерархию образовательных результатов, выстроенную А.П.Тряпициной и ее коллегами из РГПУ им. А.И.Герцена. В частности, они предлагали цепочку «грамотность - функциональная грамотность - компе-
Толикина Елена Анатольевна КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ...
тентность (коммуникативная, общекультурная, допро-фессиональная, методологическая) [2].
В своем докладе В. Хутмахер, ставя вопрос о разных подходах к составу ключевых компетенций, сказал, что их может быть всего две - «умение писать и думать, а может быть семь: учение, исследование, думание, общение, взаимодействие, уметь делать дело, доводить его до конца; адаптироваться к себе, принимать себя», тем самым определив место коммуникативной компетенции среди ключевых.
В этом же докладе В. Хутмахер привел принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы», среди которых выделены «компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что невладение этими компетенциями угрожает социальной изоляцией» [3].
А.В.Хуторской приводит следующий перечень ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, компетенция личного совершенствования [4, 5, 6].
И.Зимняя выделяет десять основных компетенций. Место коммуникативной составляющей отведено сразу в трех компетенциях, одна из которых отнесена И. Зимней к «Компетентности, относящиеся к самому человеку, как к личности, субъекту деятельности и общения»:
- «компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком», а другие -к «Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы»:
- «компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскуль-турное общение; деловая переписка; делопроизводство; бизнес-язык; иноязычное общение; коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента [7, 8,9].
Согласно Б.Оскарссону, «ключевые компетентности включают, помимо прочего, способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки» [10].
Все вышесказанное еще раз доказывает, что роль коммуникативной компетентности как в жизни, так и в образовательных условиях велика, она является базовым элементом образованности человека на любом этапе его жизнедеятельности.
Нельзя переоценить роль коммуникативной компетентности при получении среднего профессионального образования, ведь умение общаться для целого ряда профессий является составной частью профессиональной компетентности, необходимым условием истинного профессионализма. «Коммуникативная компетентность, безусловно, является базовым компонентом компетент-ностной структуры образовательного результата, которого призвано добиваться наше среднее образование» - пишет профессор Н.Ю.Русова [11].
Когда говорят о профессиональной компетентности специалиста, подразумевают, прежде всего, знания в рамках специальности, но, в то же время, предполагают, что профессиональные знания подкреплены общей гуманитарной культурой человека, его умением разбираться
в окружающем мире, умением общаться. Характерно, что содержание, как образованности, так и невежества в большей степени относится к гуманитарным наукам, чем к специальному знанию. Ч.Сноу в своей книге «Две культуры» заметил, что человек, не знающий Шекспира, считается невеждой, а человек, не знающий законов термодинамики, по этой «номинации» осуждаться обществом не будет [12].
Именно такое понимание дает основание утверждать, что коммуникативная компетентность как часть культуры общения является необходимым социально-психологическим условием достижения успешной профессиональной деятельности любого специалиста.
Как показывают многочисленные исследования, компетенции, которые демонстрируют сегодняшние выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования в первые годы своей деятельности, далеко не удовлетворяют ожидания работодателей.
Согласно В.И.Байденко, «в перечень затребуемых работодателями социальных компетенций входят, например: коммуникативность (отзывчивость в общении, структрированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации» и т.д. [13].
Работодатели отмечают не умение молодых людей грамотно вести переговоры, успешно контактировать с коллегами и клиентами, выступать перед аудиторией, слушать и слышать окружающих. [14-17].
В современных условиях владение коммуникативной компетенцией во многом определяет степень конкурентоспособности специалистов [18-27]. Нами был проведен анализ рынка труда Нижегородской области при помощи наиболее популярных сайтов по поиску работы: HOTWORK [28], RABOTA.RU [29], AVITO [30]. Выборка анализируемых объявлений включала вакансии от работодателей, ориентированные преимущественно на специалистов в области экономики и информационных технологий, а также так называемые «универсальные» вакансии. Приведем несколько примеров таких объявлений (объявления представлены в исходной редакции, выделение курсивом - авторские).
- Вакансия - Менеджер по работе с клиентами (услуги)
Зарплата - 25 000 руб.
Работодатель - Владимир
Город - Нижний Новгород
Сфера деятельности: ГГ, интернет, телеком
График работы: Полный день
Требуемый опыт работы: Более 1 года
Требования:
- Образование высшее или среднее специальное;
- Опыт в продажах от года;
- Грамотная речь;
-Коммуникабельность, активность, ответственность. Обязанности: Продажа услуг (заправка картриджей, ремонт компьютеров, оргтехники); Развитие клиентской базы; Ведение переговоров, работа с договорами; Контроль выполнения услуги в техническом отделе; Контроль оплаты.
Условия: трудоустройство, график 5х2, с 9.00 до 18.00 [14].
- Вакансия - Оператор в компьютерный зал дилин-гового центра
Зарплата - Не указана Работодатель - ООО «Биржевик» Контактное лицо - Илья Город - Нижний Новгород Сфера деятельности: ГГ, интернет, телеком График работы: Сменный график Требуемый опыт работы: Не имеет значения
Толикина Елена Анатольевна педагогические
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ... науки
Требуются коммуникабельные, желающие зарабатывать люди, приветствуется умение общаться с людьми, внимательность, ответственность в работе. Зар. плата обсуждается с успешными кандидатами (от 1000 рублей в сутки).
- Вакансия - Специалист информационно-справочного обслуживания
Зарплата - 20 000 руб. Работодатель - ООО «Локал сервис» Контактное лицо - Черная Ирина Город - Нижний Новгород Сфера деятельности: 1Т, интернет, телеком График работы: Полный день Требуемый опыт работы: Не имеет значения Требования: Речевые требования; Отсутствие дефектов речи; Позитивная эмоциональная окраска; Грамотность и интеллигентность; Обширный словарный запас; Компьютерная грамотность; Высокий уровень концентрации и устойчивости внимания.
Обязанности: Обслуживание исходящих звонков клиентов с целью консультирования клиентов по заказу капсулированного кофе; прокату велосипедов, продаж через телемагазин.
- Вакансия - Программист 1С Зарплата - 60 000 руб. Работодатель - Анастасия Город - Нижний Новгород
Сфера деятельности: ГГ, интернет, телеком График работы: Полный день Требуемый опыт работы: Более 3 лет. Ищем разработчика 1С для работы в команде. Требования:
- Коммуникабельность, умение общаться с клиентами.
- Желание работать и зарабатывать. Зарплата от 60000 руб., сделка.
- Вакансия - Курьер на личном автомобиле Зарплата - 16 000 руб.
Работодатель - ИП Земскова Ю.А. Город - Нижний Новгород, м. Горьковская Сфера деятельности: Транспорт, логистика График работы: Неполный день Требуемый опыт работы: Более 1 года Требования:
1. Курьер с личным автомобилем для доставки еды по верхней части города.
2. Приятный внешний вид
3. Коммуникабельность
4. Пунктуальность
5. Ответственность
Обязанности: доставка еды в верхней части города. Условия: График 5/2 , не полный рабочий день, с 6.30 до 10.30.
З/П: ГСМ от % от заказа (в среднем 800р). Оплата в конце рабочей недели [10, 11,12].
Также нами были проанализированы объявления соискателей, ищущих работу. Вот несколько примеров (объявления представлены в исходной редакции, выделение курсивом - авторские)
- Администратор Зарплата - 15 000 руб. Соискатель - Марина Город - Нижний Новгород
Сфера деятельности: Административная работа График работы: Полный день
Женщина, 25 лет, незаконченное высшее образование, без опыта работы. Образование: НГТУ им. Алексеева, Связи с общественностью, 2016. Нижегородский индустриально-коммерческий техникум, менеджер по отраслям, 2008.
О себе: Развитые коммуникативные навыки, ответственность, исполнительность, аккуратность, организованность, внимательность, дисциплинированность, креативность, стрессоустойчивость, умение работать 194
с людьми, умение решать конфликтные ситуации, грамотная речь, обучаемость, активная жизненная позиция, доброжелательность, вежливость, тактичность, опрятный внешний вид.
- Ищу работу - продавец Зарплата - Не указана Соискатель - Мария
Город - Нижний Новгород, м. Горьковская Сфера деятельности: Продажи График работы: Полный день Женщина, 43 года, среднее специальное образование, опыт работы 5 лет.
О себе: женщина, 43 года. Ищу работу - продавец продовольственных товаров прилавочного типа. Опыт работы есть. Доброжелательная, общительная, трудолюбивая.
При работе с указанными сайтами было найдено множество объявлений, которые могли бы послужить «живым» отрицательным дидактическим материалом на занятиях по русскому языку. Например (объявление представлено в авторской редакции):
- Ищу работу любой сложности. Зарплата - 1 000 руб. Соискатель - Александр
Город - Нижний Новгород, м. Буревестник Сфера деятельности: Без опыта, студенты График работы: Полный день Мужчина, 18 лет, среднее специальное образование, без опыта работы.
О себе: 18 лет крепкого телосложения! Без вредных привычек готов работать и заробатывать акураттный ответственный! бережлево отношусь к работе вообще на стройке работать опыт большой!!
Подобного типа объявления говорят о несформиро-ванности коммуникативной компетентности у соискателя и, безусловно, понижают уровень его конкурентноспособности на рынке труда.
Анализ требований работодателя к современному специалисту показал, что сегодня присутствует острая потребность в специалистах, имеющих не только специальные знания и умения, но и обладающих особыми надпрофессиональными качествами, необходимыми при создании новой конкурентоспособной продукции. Таким надпрофессиональным качеством выступает коммуникативная компетентность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Розов Н. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1996. - № 1. С. 85-89.
2. Тряпицина А.П. Педагогика. Издательство: «Питер» , 2013. 304 с.
3. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe// Report of the Symposium Berne, Switzezland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a // Secondary Education for Europe Strsburg, 1997.
4. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Институт новых образовательных технологий. 2002. 19 с.
5. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 50 с.
6. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. А. В. Хуторской. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 124 с.
7. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 29 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования// Эксперимент и инновации в школе.2009. № 1.
9. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании//
Толикина Елена Анатольевна КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ...
Иностранные языки в школе, 2012. № 6.
10. Б. Оскарссон. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования \ Оценка качества профессионального образования. Доклад\ под ред. В.И. Байденко, Дж.ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров (ЕФО). Проект ДЕЛФИ. М., 2001 . с. 42.
11. Русова Н.Ю. Текст. Культура. Образование: Научно-методическое пособие. - Н. Новгород, 2009. 311 с.
12. Чарльз Сноу. Две культуры. М.: «Прогресс», 1973, С. 19-21.
13. Байденко В.И., Джерри Зантворт, Бианка Енеке. Формирование социального диалога и партнерских связей образования, органов управления и саморазвития, профессиональных объединений и предприятий. ТАСИС, проект ДЕЛФИ. Доклад. 4 апреля 2001.
14. Требования работодателей к системе профессионального образования/ Ред.: Т.Л. Клячко, Г.А. Краснова. Москва: МАКС Пресс, серия «Управление. Финансы. Образование». 2006. 118 с.
15. Авраамова Е.М., Верпаховская Ю.Б. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания//Социологические исследования, 2006, № 4, С. 37-46.
16. Алтухов В., Серебряков С. Исследование проблем и перспектив трудоустройства выпускников вузов на современном рынке труда: вузы и работодатели 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ht.ru.
17. Добрынина Е. Научи ученого //Российская газета. Федеральный выпуск № 4521 от 17 ноября 2007 г.
18. Иванова Т.Н., Одарич И.Н. Профессиональная готовность выпускников вузов // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2015. № 2 (40). С. 48-53.
19. Иванова Т.Н. К вопросу о готовности выпускников вузов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 4. С. 60-63.
20. Левина А.П. Формирование рынка труда выпускников вузов в условиях моноструктурной экономики: социологический аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 2. С. 46-49.
21. Павловская Н.Г. Исследование коммуникативной компетентности - аспекта конкурентоспособности будущих бакалавров образования // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 45-49.
22. Кара А.Н., Минина А.П. Анализ подходов к сущности понятия "конкурентоспособность" // Азимут научных исследований: экономика и управление.
2015. № 1 (10). С. 65-67.
23. Зубков А.Ф., Пономарёва Н.В., Захарова Т.В. Роль и значение профессиональных компетенций специалиста с высшим образованием в его успешной профессиональной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 127-132.
24. Левина А.П. Вуз в современной социально-экономической системе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 140-143.
25. Пасынчук К.Н. Сущность понятия «качество подготовки» будущих специалистов по пожарной безопасности // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 7074.
26. Даневич Н.В. Поддержка конкурентоспособности работников предприятий на основе активного взаимодействия социальных партнеров // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 3. С. 24-27.
27. Коршунова О.Н., Рыбакова М.В. Требования к современному pr-специалисту: образовательный и социально-психологический фактор // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 61-63.
28. Официальный сайт HOTWORK. [Электронный ресурс]. URL: http://hotwork.ru/jobs/nizhniy-novgorod.
29. Официальный сайт RABOTA.RU. [Электронный ресурс]. URL: http://nn.rabota.ru
30. Официальный сайт AVITO. [Электронный ресурс]. URL: https://www.avito.ru/nizhniy_novgorod/rabota